|
Шпоры по административному правуШпоры по административному праву|1. Понятие и |Гос управление – это целенаправленное, | |основные черты |организующе-регулирующее воздействие государства (через | |государственного|систему его органов и должностных лиц) на общественные | |управления. |процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность | |Социальное |социального управления. | |управление. |Социальное управление – особый тип управления- воздействия | |Основные |одних людей на других главным образом с помощью информации с | |категории |целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение | |управления |устойчивого развития социальных систем. | | |Государственное управление (в широком смысле) – управление | | |делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех | | |ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по| | |непосредственной организации социальных процессов в | | |обществе.Основные черты гос управления: | | |является организующей деятельностью | | |носит организационно-распорядительный х-р | | |в процессе осуществ управл деят реализуются функции гос | | |осуществ уполномоченными на то субъектами управления | | |Субъекты гос управления – гос органы и должностные лица, | | |которые наделены гос-властными полномочиями | | |Объекты гос управления – предприятия, органз, граждане,которые| | |не имеют властных полномочий | |2. Общ-полит и |принцип народовластия | |организационно-т|законности | |ехнические |принцип разделения властей | |принципы |принцип федерализма | |построения и |гласности | |деят аппарата |приоритета и гарантированности прав личности | |управления |принцип сочетания централизации и децентрализации | |3. Предмет и |Предмет АП – это совокупность общественных отношений, | |система |складывающихся в процессе организации и деятельности | |административног|исполнительной власти. | |о права. |Система АП – состоит из внутреннее АП (деятельность гос | |Административное|органов) и внешнее АП –(отношения между органами гос власти и | |право как наука |гражданами). | | |Система АП состоит из отдельных адм норм права, институтов и | | |подотраслей права, тесно связанных между собой | | |Наука АП – система научных взглядов, представлений, знаний и | | |теорет положений о закономер, существующих в сфере адм права | |4. Понятие и |Административно-правовые нормы – это установленные или | |виды |санкционированные государством правила,регулирующие отношения,| |административно-|возникающие при формировании и деятельности исполнительной | |правовых норм. |власти. | |Систематизация |Виды: | |административног|1 по целевому назначению: | |о права. |-регулятивные (содержащие правила созидательной, нормальной | |Источники |деятельности), | |административног|- охранительные(призванные обеспечить защиту, охрану | |о права |урегулированных юридич нормами отношений) | | |2 – по содержанию: | | |материальные (определяют права и обязанности субъектов | | |правоотношений( | | |процессуальные (закрепляют порядок, процедуру осущ власти) | | |3 – по методу воздействия на поведение субъектов: | | |- обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендующие, | | |поощряющие | | |4 – по пределу действия норм(территории, группе лиц): | | |общеобязательные и внутриаппаратные | | |5 – по уровню обобщенности: | | |общие и специальные | | |6 – по субъектам (адресатам): | | |- деятельность гос организаций и их раб; негосуд орг; граждан.| | | | | |Источники: | | |1) Акты, принятые на референдуме и акты законод органов (конт,| | |ФКЗ, ФЗ, а также законод акты суб Федерации) | | |2) Акты президента РФ (указы, распоряжения) | | |3) Акты гос администрации (адм акты фед органов и орг – пост и| | |распор Правит, министрств адм акты субъектов Фед) | | |4) Акты муниципальных органов | | |5) Публичные договоры (междунар, федеративные, | | |административные | | |6) Акты правосудия- постановления Конст суда и конст (уставных| | |судов) субъектов | | |7) Административные обыкновения – локальные акты. | |5. Понятие и |Административно-правовые отношения – это урегулированные | |виды |нормами административного права общественные отношения, | |административно-|складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. | |правовых |Особенности: | |отношений. |обязанности и права сторон эти отношений связаны с | |Особенности |деятельностью гос администрации | |административно-|в этих отношениях одной из сторон выступает субъект адм власти| |правовых |(орган, должностное лицо, негосуд организация, наделенные | |отношений |гос-властными полномочиями | | |данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из | | |сторон | | |в случае нарушения адм-правовой нормы нарушитель несет | | |ответственность перед государством | | |разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется| | |в адм порядке (в последнее время – судом) | | |Виды: | | |В зависимости от целей деятельности: | | |Регулятивные или охранительные | | |По составу участников: | | |Внутриаппаратные и внеаппаратные | |6. Правовое |право закреплено в К - ст.27 п.2), Регулируется Законом 96 г | |регулирование |«О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». | |выезда граждан |Порядок выезда и въезда регулируется К, этим законом и пост | |РФ из РФ |Прав-ва. | | |Закон говорит о том, что Прав-вом может быть дан перечень | | |стран, въезд в который не рекомендуется. | | |Для выезда необходимо представить: - паспорт (загранпаспорт, | | |или диплом, служебный, паспорт моряка). | | |Заграничный паспорт выдается ОВД , общий срок – 1 месяц (Либо | | |отказать, либо выдать), для получения – 1- общерос паспорт, 2 | | |– 2 квитанции(об уплате госпошлины и об уплате бланка), 3 – | | |заявление. Паспорт выдается сроком на 5 лет. Может | | |продлеваться за границей. | | |Ограничения – как при получении, так и после его получения | | |(если ограничения возникают после выдачи – паспорт изымается. | | |Выезд запрещен). | | |Ограничения:1- в связи со сведениями, составляющими гос тайну | | |(с момента последнего ознакомления – 5 лет), может быть | | |продлен Межведомственной комиссией при Прав РФ, 2- если | | |возбуждено уг дело- до решения по существу, 3- если осужден, | | |4- если подлежит призыву на действ или альтер военную службу,| | |5- если уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных | | |судом 6 – если предоставляются заведомо ложные сведения. | | |Несовершеннолетние – могут получить паспорт с момента | | |рождения, а если едут с родителем – то фото вклеивается в | | |паспорт родителя по инструкции МВД | | |Для выезда н\летнего должно быть согласие обоих родителей | | |(з\предст), или один из них может написать о своем несогласии | | |о выезде, а другой – оспорить в суд. порядке. | |7. Основы |Административно-правовой статус гражданина –это правовое | |административно-|положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной | |правового |власти, урегулированное нормами государственного и адм права, | |статуса граждан.|оно является составной частью общего правового статуса | |Административно-|гражданина. | |правовая |Адм-правовой статус гражданина состоит из административной | |дееспособность |правосубъектности и комплекса прав и свобод. | | |Элементы правосубъектности – это адм правоспособность – | | |(способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами | | |адм права). Частично возникает с момента рождения право на | | |имя, на получение мед помощи и др). Правоспособность граждан | | |не одинакова – она зависит от возраста, пола, состояния | | |здоровья, образования, места жительства, национальности и | | |др.(даже рост влияет на правоспособ лица). | | |и админ дееспособность – способность граж своими действиями | | |осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные | | |адм-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии | | |с этими нормами. | | |Адм дееспособность – в отличие от гражданской – не всегда и не| | |только зависит от возраста (зависит от образования, места | | |жительства, право на самостоятельное обращение к врачу – у | | |несовершеннолетних с 15 лет). | |8. Судебное |Регулируется законом РФ «Об обжаловании в суд действий и | |обжалование |решений, нарушающих права и свободы граждан» - 93г (изм 95), | |административных|и 25 глава ГПК РФ- порядок обжалования. | |актов |По закону – можно обжаловать любые действия, бездействия гос, | | |мун, общ и их должностных лиц.а в главе 25 – кроме общ и религ| | |объед. В суде применяют аналогию. | | |Закон устанавливает условия приемлемости заявления: | | |сроки подачи в течение 3 мес с того времени, когда гр-ну стало| | |известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск (уважительный)| | |не является препятствием для отказа в принятии заявления | | |только те заявления, которые свидетельствуют о нарушении прав| | |и свобод (доказывать не надо): ограничивающие права и свободы,| | |возлагающие незаконно обязанность, незаконную ответственность,| | |препятствие к осуществлению прав и свобод. | | |Не будут принимать заяв, которые подведомственны Конст суду | | |(оспаривается действие закона), или если законом установлен | | |иной порядок обжалования (например, для судебных решений). | | |Рассмотрение – по правилам гражданского судопроизводства, | | |принимается решение, в котором либо удовлетв требование, либо | | |отказывается, это реш обязательно на тер России. | | |В Законе указано, что суд вправе сам применить меру | | |дисциплинарной ответственности к должностному лицу (но на | | |практике никогда не применяет). | |9. Порядок |Предусмотрен большинством нормативных актов. | |рассмотрения |Порядок регулируется Указом президиума ВС 1968 г | |заявлений, |Этим Указом руководствуются, если нет ведомственных документов| |предложений и |– например, приказ МВД. В указе предусмотрено, что анонимные | |жалоб граждан |заявления не рассматриваются, а в ведомственных – рассмат, | |административным|если в них сообщ о преступлениях. Согласно Указу, обращение | |и органами |может быть как в устном, так и в письменном виде, как | | |коллективное, так и индивидуальная жалоба. | | |Общий порядок подачи – через тот орган, который принял | | |решения, а уже тот – в вышестоящую инстанцию. | | |Если гражданин подал жалобу не по подведомственности, то ему | | |должны разъяснить, куда обращаться –мотивированно. | | |Запрещено направлять жалобы тем лицам, на которых подана | | |жалоба. | | |Максимальный срок рассмотрения жалобы – 1 месяц, а если | | |заявление, жалоба не требует дополн проверки – срок до 15 | | |дней. | | |За нарушение этих сроков – привлечение к ответст долж лиц | | |Ответ на жалобу должен быть мотивирован | |10. право |Конст право на свободу предв.(ст.27 К) – при реализации его | |граждан на |действует Закон от 1993 г «О праве граждан РФ на свободу | |свободу |передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах | |передвижения в |РФ». | |пределах РФ. |Закон дает разграничение понятий- местожительство(жилой дом, | |Регистрационный |квартира, иное – в котором граж постоянно или преемущественно | |учет граждан по |проживает в качестве собственника, по договору найма и др | |месту жительства|законным основаниям) и место пребывания (жилое помещение, в | |и месту |котором грж проживает временно). | |пребывания |Граждане должны становиться на регистрационный учет по месту | | |пребывания, если срок будет более 10 дней.Главное отличие | | |регистрации по месту пребывания состоит в том, что она | | |производится без снятия с регист учета по месту жительства, и | | |покидая место пребывания, граждане не снимаются с | | |учета.Выдается свидетельство о регистрации, в паспорте никакие| | |отметки об этом не делают. | | |Правительством утверждены 93г «Правила регистрации граждан по| | |месту жительства и месту пребывания». | | |Регистрация отличается от прописки тем, что ее наличие или | | |отсутствие не являются основанием для ограничения права | | |граждан, регистрация – это только учет граждан. | | |Необходмые документы: 1 - заявление, 2 -паспорт (или иной | | |документ- загранпаспорт, свид о рожд),3 – документ, | | |подтверждающий законность вселения в жилое помещение (ордер, | | |судебное решение и т.д.), 4 – квитанция об уплате гос пошлины.| | | | | |Основания для отказа в регистрации признаны не | | |соответствующими конституции. Только могут указать на | | |необходимость предъявления документов. | | |Закон четко определяет основания для снятия гра-на с рег учета| | |– при подаче заявления на учет по новому месту жительства. | | |Данное право (на свободу передвижения) может быть ограничено | | |только в соответствии с фед законами: 1 – в пограничной зоне, | | |2 – в ЗАТО, 3 – в зонах экономического бедствия, 4 – на | | |территориях, где введен режим особого, чрезвычайного и | | |военного положения. | |11. Воинский |ФЗ 98 г «о воинской обязанности и военной службе» | |учет |Основной элемент – воинский учет | | |Организуют военные комиссариаты – территориальные органы МО | | |РФ. | | |Учету подлежат лица мужского пола по достижении 18 лет и лица | | |женского пола, когда получают военно-учетную специальность. | | |С 18 лет – первичная постановка на ВУ | | |Мед освидетельствование – несколько раз (первичная постановка,| | |призыв, на сборы). | | |Предусматривается выдача документов ВУ. Гр-н должен бережно | | |хранить ВБ, должен извещать об изменении места жительства, | | |места работы, семейного положения, должен явиться по вызову | | |военного комиссара. Явиться на постановку по воинскому учету | | |обязан лично. | | |Воинский учет включает в себя – обязательную подготовку к | | |ВС(по основам ГО, а также добров), подготовка офицеров запаса | | |– военные кафедры(обязательный контракт МО и гражданина – об | | |обязательстве гражданина отслужить) | |12. Призыв на |4-й раздел закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»| |военную службу |98г - подлежат лица мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие | | |на ВУ или обяз состоять на ВУ, кроме тех, кто имеет освоб, или| | |отсрочку. | | |Решение о призыве может быть принято только когда гражданину | | |исп 18 лет. | | |Освобождению от призыва подлежат: 1- по состоянию здоровья, 2 | | |– уже прошедшие службу, 3 - прошедшие альтер службу, 4 – прош | | |службу в иностр гос-ве, 5 – имеющие ученую степень, 6 – | | |осужденные, 7 – имеющие усл судимость – до погаш судимости, 8 | | |– под следствием, 9 - сыновья, родные братья лиц, погибших во | | |время испол воен службы или получ увечья и ранения и умершие | | |от этих ранений. | | |Отсрочка: 1- наличие реб в возрасте до 3-х лет, 2- наличие | | |двух и более детей, 3 – по состоянию здоровья – до 1 года, 4 –| | |по окончанию вуза поступившие на полный раб день на оборонные | | |предприятия, 5 – в соответствии с Указом Президента, 6 – на | | |следственны должностях, 7 – в таможенных, внутренних дел, 8 – | | |обучение (школа до 21 года, в сред – на дневном и имеющим гос | | |аккред, 9 – педагог, мед образ, работа в с\мест | | |Офицеров запаса призывает единолично военный комиссар, а лиц | | |рядового состава – комиссия. | | |Порядок призыва- повестка – вручается лично, пройти | | |медкомиссию.Сроки- 2 раза в год, для педагог – 1(1 мая—30 | | |июня), сельская мест 1 (15 окт по 31 дек). До сроков призыва | | |военкомат только готовит списки подлежащих призыву | | |Воено-врачебная комиссия – мед-освидетельствование, решение ее| | |можно обжаловать, и до вынесения решения (в вышест или суд | | |орган) решение призывной комиссии приостанавливается. | |13. право на |Регулируется ФЗ «Об информации, информатизации и защите | |получение |информации». 95 г. | |информации. |Ст. 10 определяет, какая информация должна быть общедоступной-| |Правовой режим | | |информации в РФ.|Демографическая, георгафич, инф о чрезв ситуациях, | |Персональные |экологическая, любые законы, устанавливающие статус гос | |данные |органов, уст. Права и свободы, об использовании фин | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |