бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпора: Шпоры

Шпора: Шпоры

Вопрос №4 Административное право как отрасль российское право: понятие,

предмет, метод, система, субъекты.

Предмет административного права.

Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а

также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности

общества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

· между соподчиненными субъектами государственного управления

(вертикальные отношения);

· между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии

соподчинения (горизонтальные отношения);

· между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами

местного самоуправления;

· между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

· между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

· между субъектами исполнительной власти и гражданами;

· между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

· между центральными органами федеральной исполнительной власти и

исполнительными органами субъектов федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации и

исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления действия:

· внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов

исполнительной власти вовне;

· внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные

отношения.

Метод административного права.

Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих

и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1. представляет собой определенное соотношение средства предписания,

запрета и дозволения;

2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из

участников регулируемого отношения;

4. не исключает использования диспозитивных средств;

5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на

субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных

действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение

обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от

определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного

принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам

управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый

вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами

административного права.

Система административного права

Система административного права – внутреннее строение административного права

как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых

институтов и норм.

Признаки системы административного права:

· обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

· представляет собой объективное правовое явление;

· характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью

административно-правовых норм и институтов;

· включает определенные элементы;

· изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования

(управленческих отношений).

Институты административного права:

· принципов государственного управления;

· административно-правового статуса граждан (физических лиц);

· административно-правового статуса органов исполнительной власти;

· государственной и муниципальной службы;

· административно-правового статуса негосударственных (общественных)

объединений;

· административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных

субъектов управления;

· административно-правовых режимов;

· форм государственного управления;

· методов государственного управления;

· административной ответственности;

· административного процесса;

· обеспечения законности в государственном управлении;

· административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);

· административно-правовых основ управления в сфере экономики;

· административно-правовых основ управления в административно-правовой

сфере;

· административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Предмет и методы АП.

АП – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения,

возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Предмет АП – совокупность общественных отношений, складывающихся

в процессе организации и деятельности исп. власти.

Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение

участников правовых отношений.

Для АП характерны след. методы прав. регул-ния:

метод власти-подчинения или метод прямого

распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного

участника другому).

метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают

правовую силу при условии принятия ее другим участником управления).

метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос.

механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора).

Суть методов адм.-правового регул-я управленческих отнош.

заключаются в следующем:

установление определ. порядка действий – предписание к действию в

опред. условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответсвующей

админ.-правовой нормой;

запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юрид.

средств воздействия;

предоставление возможности выбора одного из предусмотренных

адм.-правойо нормой вариантов должного поведения;

предоставление возможности совершать либо не совершать действия,

предусмотренные адм.-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

ВОПРОС №7 Реализация административно-правовых норм

Реализация

административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование

содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих

отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом

выраженных волеизъяв­лений, Естественно, что в указанном процессе участвуют

все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их

административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм:

исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и

использование.

Исполнение административно-правовых норм — точное следо­вание участников

регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам

или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых

норм универ­сален, так как его субъектами являются любые участники

управлен­ческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит

реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового

режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является

важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной

дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм

является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти. Оно

практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом)

индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо

процессуаль­ных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным

административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по

жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.).

Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или

иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход

улицы в неполо­женном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного

решения конкретного административного дела, что относится исключительно к

компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

Правоприменение — обобщенная характерис тика функционирования механизма

исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению

административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке и случаях, специально

предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также

на народные суды (народных судей). В част­ности, такого рода действия

судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за

совершение админист­ративных правонарушений (например, за мелкое

хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но

своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия

органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных спо­соба реализации

административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как

самостоятельного способа их реализации, свя­занного с реакцией участников

управленческих отношений на запре­ты, то следует иметь в виду, что по

существу оно является конкрет­ным выражением их исполнения. Соблюдение —

основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее

спосо­бов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопоря­док и

дисциплину в сфере государственного управления, а не их част­ное проявление.

Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, име­ющих юридическое

значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной

характеристики исполнения до­зволительных административно-правовых норм.

Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от

идеального. Такое его состояние является одним из прояв­лений существующего

кризиса исполнительной власти, выражающе­гося в недееспособности многих

административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений,

дисциплинарных проступков, в управленческой “суверенизации”, приводящей к

прак­тическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п.

Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового

государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы

для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и

административно-правовые.

Самостоятельное значение имеет вопрос о действии

административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе.

ВОПРОС №8 Административно-правовые отношения: понятие, содержание,

особенности, субъекты. Основания возникновения, изменения и прекращения этих

отношений.

Понятие и виды административно-правовых отношений.

Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой

нормой управленческое отношений, участники которого наделены субъективными

правами и юридическими обязанностями. Установленными данной юридической

нормой.

Особенности административно-правовых отношений:

· это властноотношения, т.е. они обусловлены неравенством участников;

· это результаты опосредования управленческих отношений административно-

правовыми нормами;

· для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями

государственно-властного характера;

· возникают связи с практической деятельностью органов исполнительной

власти;

· могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны

необязательно;

· споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном)

порядке;

· при нарушении требований административно-правовой нормы сторона

отношений несет ответственность перед государством;

· по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию

совместной деятельности людей и их коллективов.

Виды административно-правовых отношений:

1. По содержанию:

· Материальные – общественные отношения в сфере управления,

урегулированные материальными нормами административного права;

· Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе

административно-процессуальных норм.

2. По функциям права:

· Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных административно-

правовых норм;

· Охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-

правовых норм.

3. По характеру связей между участниками правоотношений:

· Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;

· Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами

административного права.

4. По характеру юридических фактов:

· Порожденные правомерными действиями;

· Порожденные неправомерными действиями;

· Порожденные событиями.

5. В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:

· Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих

структур, определение принципов взаимодействия между управленческими

структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.

· Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних

функций управления.

6. В зависимости от способа защиты:

· Защищаемые в судебном порядке;

· Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений.

АПО – ОО, регулируемые нормами АП, кот. складываются в сфере гос. управления.

Особенности АПО:

а) в кач. одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий

орган исп. власти или его должно. лицо, наделенное управленч. полномочиями;

б) одна из сторон АПО принимает решение (издает предписание) и может

применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими

гос.-властными полномочиями;

в) многие органы исп. власти и их должн. лица обладают правом издания

нормативных актов, действуя по поручению гос-ва;

г) АПО могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание)

второй стороны не явл-ся обязательным;

д) споры, возникающие между участниками АПО, разрешаются в большинстве

случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юрид.

властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исп.

власти;

е) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет отв-ть

перед гос-вом в лице его органов.

Виды АПО:

В завис-сти от особенностей участников отношений сущ-ют:

а) между соподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на различном

организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на одинаковом

организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух

областей);

в) между субъектами исп. власти и не находящимися в их организационном

подчинении гос. объединениями, предприятиями и учрежд. (финансовый контроль,

административный надзор);

г) между субъектами исп. власти и исп. органами системы МСУ;

д) между субъектами исп. власти и общ. объединениями;

е) между субъектами исп. власти и гражданами и др.

В завис-сти от гос. устройства различают отношения, возникающие:

а) между центральными органами фед. исп. власти и исп. органами субъектов РФ

(между правительством РФ и правительствами республик);

б) между органами исп. власти субъектов РФ, находящимися на одном уровне

(между правительствами двух республик);

в) между органами исп. власти субъектов РФ, стоящими на разных уровнях (между

администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского АО).

В завис-сти от конкретных целей возникновения общ. отношений, выделяют:

внутренние – отнош., связанные с формированием управленческих структур,

опред. основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением

прав и обяз., прав и ответственности между работниками аппарата органа

управления. Стороны в этих отношениях – соподчиненные исп. органы, их

структурные подразд., должн. лица.

внешние – отнош., связ. с непосредств. воздействием на объекты, не

входящие в сист. исп. власти (напр., граждан, общ. объед., коммерч. структуры).

По характеру юрид. фактов АПО делятся на:

а) порожденные правомерными действиями;

б) порожденные неправомерными действиями.

По содержанию различают следующие виды АПО:

материальные – ОО в сфере управления, кот. регулируются материальными

нормами АП;

процессуальные – отнош., складывающиеся в сфере управления в связи с

разрешением индивидуально-конкретных дел,кот. регулируются адм.-процессуальными

нормами.

Субъекты АП.

Субъект АП - обладатель прав и обязанностей, кот. он наделен с целью

реализации полномочий, возложенных на него АП.

Субъекты АП могут стать субъектами адм. правоотношений, если имеют место:

а) адм.-правовые нормы, предусматривающие права и обяз-сти субъекта;

б) адм. правоспособность и дееспособность S;

в) основание возникновения, изменения и прекращения правоотнош-я.

S адм.-правовых отношений – лицо или организация, кот. в соотв. с

действующим зак-вом являются участниками управленческих отношений, регулируемых

нормами АП, наделены опред. правами и обязанностями в сфере гос. управления и

способны их осуществлять.

Адм. правоспособность – установленная и охраняемая гос. возможность S

вступать в АПО.

Адм. дееспособность – способность S своими действиями приобретать права и

создавать для себя юрид. обязанности, реализовывать их в рамках конкретных АПО.

В кач. S АП можно рассматривать РФ, субъекты РФ, гос. и негос. организации. В

этой роли они обладают адм. правоспособностью. Однако в конкретных АПО они не

участвуют. Адм. дееспособностью обладают их органы исп. власти или

управления.

S АП (адм.-пр. отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные S:

а) граждане РФ;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства.

Коллективные субъекты:

а) гос. организации: органы исп. власти (гос. управления); гос. предприятия,

учреждения и их объединения; структурные подразд. органов исп. власти,

наделенные собственной компетенцией.

б) негос. организации: общ. объед. (партии, союзы, общ. движения и т.п.);

трудовые колл., различные коммерч. структуры; органы МСУ.

ВОПРОС №9 Источники административного права. Кодификация и систематизации

административного законодательства

Источники АП.

Источники АП – юридические акты различных государственных органов, в кот.

сод-ся адм.-прав. нормы. В завис-ти от юр. силы актов, содержащих адм.-прав.

нормы, источники АП можно разделить на след. группы:

Актф фед. органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные фед. акты.

Законы РФ:

а) Конст. РФ, обладает высшей юр. силой и явл-ся базой текущего зак-ва;

б) акты Федерального Собрания РФ:

фед. конст. законы – основные законы, кот. сод. нормы, устанавливающие сист.

органов гос. управления, определ. круг прав и обязанностей граждан и общ.

организаций;

фед. законы, издаваемые в порядке текущего зак-ва, регулируют различные

стороны общ. и хоз. жизни;

акты ФС (декларации, положения, пост-я и др.).

Подзаконные федеральные акты:

а) указы, распоряжения Президента РФ;

б) пост-я, распоряжения Прав-ва РФ;

в) норм. акты министерств и других центр. органов;

г) приказы, пост-я, инструкции иных фед. органов исп. власти и руководителей

федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Законы субъектов РФ:

а) конституции, уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ;

Подзаконные акты субъектов РФ:

а) указы, распоряжения президентов (губернаторов);

б) пост-я, распоряж. правительств субъектов РФ;

в) приказы, пост-я министерств субъектов Федерации;

г) приказы, пост-я иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений

субъектов РФ.

Акты органов МСУ (местного самоуправления) – нормативные акты местной

администрации, кот. действуют только на территории края, области, города,

района, сельской местности.

Виды актов МСУ: а) распоряжения, б) решения.

Международные акты, кот. регулируются, напр., вопросы безвизового

пересечения границ, таможенного контроля.

Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения

административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду

юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода

правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие

источников административного права Российской Феде рации. В их числе

нормативные акты органов законодательной (пред­ставительной) власти, органов

исполнительной власти, а также раз­личного рода утверждаемые этими органами

правила, положения, уставы и т.п.

К числу источников административного права относятся;

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из со держащихся в

ней общих норм имеют прямую административно-пра­вовую направленность. Это,

например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и

деятельности органон исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение

предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов

федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере

государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т.д. Ряд такого рода

норм вытекает непосредственно из содержания Федеративного договора.

2. Административно-правовые нормы содержатся также в законо­дательных

актах. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации. В

качестве примера можно назвать Федераль­ные Законы: от 14 апреля 1995 года “Об

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.