|
Лицензирование в РФэлектроэнергия, удобрения, деловая древесина хвойных пород, целлюлоза, нефть сырая (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти и другое. Контракты на экспорт указанных товаров регистрируются в соответствии с Порядком регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации, утвержденным МВЭС РФ, Минэкономики РФ и ГТК РФ 18,22 августа 1994 г. № 01-20-8553. При этом выдается сертификат, который впоследствии предъявляется организациями-экспортерами во время таможенного контроля. Импорт В отношении импортных товаров в настоящее время квоты не установлены, хотя Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрено установление квот в определенных случаях. Лицензирование импорта существует только в отношении специфических товаров и подпадающих под особый режим контроля (вооружение, продукция двойного применения и т.д.). Лицензирование ввоза отдельных товаров осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров(работ, услуг) на территории Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 был утвержден Перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям, а постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 331 в него были внесены изменения. В настоящее время перечень включает химические средства защиты растений, промышленные отходы, шифровальные средства (в том числе шифровальную технику, детали для шифровальной техники и пакеты программ для шифрования),нормативно- техническую документацию к шифровальным средствам (включая конструкторскую и эксплуатационную). Согласно указанию ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01- 13/4265, ввоз радиоэлектронных средств осуществляется на основании особого разрешения. Следует добавить, что лицензирование импорта осуществляется на основании правительственных решений. Лицензирующие органы В ст. 17 Закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" установлено, что лицензии на экспорт и импорт отдельных товаров выдаются одним федеральным органом исполнительной власти, назначенным Правительством Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Однако реальная ситуация, сложившаяся на данный момент, не отвечает требованиям Закона. В постановлении Правительства РФ от 6 ноября 1992 г., продолжающем действовать и в настоящее время, прямо указано, что органами, выдающими лицензии на экспорт и импорт товаров, могут быть МВЭС РФ, а также другие министерства и ведомства Российской Федерации. Фактически в настоящее время лицензирование экспорта и импорта товаров осуществляют несколько органов: Министерство внешних экономических связей(МВЭС РФ), Государственный комитет по военно-технической политике (ГКВТП РФ), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ(Минздравмедпром РФ), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ) и Главное управление государственного надзора за связью в России (Главгоссвязьнадзор РФ). Ниже приведены перечни товаров, экспорт и импорт которых осуществляется на основании лицензии этих органов, а также нормативные акты, регулирующие ввоз и вывоз товаров и порядок получения лицензии на осуществление данных операций. Товары, экспорт и импорт которых осуществляется на основании лицензии: МВЭС России - товары, экспортируемые в соответствии с международными обязательствами ("Порядок квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт, осуществляемых в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации" (от 3, 15 марта 1995 г., 19, 21декабря 1994 г. № 01- 20/3124); - взрывчатые вещества, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходы их производства, средства взрывания, порохи промышленного применения и пиротехнические изделия (постановление Правительства РФ от19 июня 1994 г. № 732); - товары двойного применения: 1) отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно- технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники (товары двойного применения) (постановление Правительства РФ от 10 марта 1994 г. № 197 с изменениями и дополнениями от 3 июня 1995 г.). Перечень товаров, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, утвержден распоряжением Президента РФ от 11февраля 1994 г. № 74-рп; 2) оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетного оружия (постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. №70, распоряжение Президента РФ от 11 января 1993 г. № 20-рп); 3) химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия(постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 50, распоряжение Президента РФ от 7 декабря 1994 г. № 621-рп); 4) оборудование и материалы двойного применения и соответствующей технологии, применяемые в ядерных целях (постановление Правительства РФ от 27 января 1993 г. № 68, распоряжение Президента РФ от 29 декабря 1992г. № 827-рп); - ядерные материалы, технологии, оборудование, установки; специальные неядерные материалы; радиоактивные источники ионизирующего излучения и изотопная продукция (постановление Правительства РФ от 21декабря 1992 г. № 1005, постановление Правительства РФ от 6 октября 1994г. № 1136). Для получения лицензии на экспорт и импорт ядерных материалов необходимо разрешение Госатомнадзора РФ. Порядок выдачи временных разрешений утвержден приказом Госатомнадзора РФ от 14 ноября 1994 г. №128; - товары с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него (постановление Правительства РФ от 24 января1994 г. № 35, постановлением Правительства РФ от 24 января 1994 г. № 35,указание ГТК РФ от 7 сентября 1994 г. № 01-12/979). При ввозе и вывозе руды и концентратов цветных и черных металлов необходимо представлять таможенным органам сертификат химического состава, подтверждающий отсутствие в них драгоценных металлов. (Порядок выдачи сертификатов химического состава в части содержания драгоценных металлов на руды и концентраты цветных и черных металлов и производные от них продукты, утвержденный Госстандартом РФ и Роскомдрагмета от 19, 22 апреля 1994 г.№№ 520/277, 30-088-351/747); -шифровальные средства (Указ Президента РФ от 3 апреля 1995 г. №334); -наркотические средства, психотропные вещества и яды (постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854). ГКВТП РФ -продукция, работы и услуги военного назначения в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 879). Минздравмедпром РФ -лекарственные средства, иммунобиологические препараты, фармацевтические продукты (постановление Правительства РФ от 6 ноября1992 г. № 854; Положение о порядке разрешения экспорта и импорта лекарственных средств в Российской Федерации от 7 февраля 1993 г. №01-3/3957 (утвержденное ГТК РФ 2 февраля 1993 г., МВЭС РФ 7 февраля 1993г., Минздравом РФ 29 января 1993 г.); Инструкция о порядке оформления заявлений и выдачи разрешений на экспорт и импорт лекарственных средств(утвержденная приказом Минздрава РФ от 23 июля 1993 г. № 177); указание ГТК РФ и МВЭС РФ от 23, 28 июня 1994 г. №№ 01-12/566, 10-110/2377). Минприроды РФ -дикие животные, дикорастущие растения, кости ископаемых животных, кости слонов, рога, копыта (постановление Правительства РФ от 6 ноября1992 г. № 854, приказ Минприроды РФ от 30 декабря 1993 г. № 286). Главгоссвязи РФ -радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства (указание ГТК РФ от 28 марта 1995 г. № 01-13/4265). ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В течение трех лет (с декабря 1991 года по ноябрь 1994 года) основополагающим документом, регулирующим функционирование фондового рынка являлось "Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 78. Им были введены основные принципы государственной регистрации ценных бумаг, деятельности инвестиционных институтов, порядок выпуска и обращения ценных бумаг, установлены основы деятельности фондовых бирж. В соответствии с нормами, введенными этим постановлением за Минфином России была закреплена обязанность по лицензированию деятельности на рынке ценных бумаг (для банков - по согласованию с Центральным банком России). Указом Президента "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятии" от 7 октября 1992 г. № 1186 установлено, что лицензирование управляющих инвестиционными фондами, аккумулирующими приватизационные чеки граждан (чековыми) осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Порядок лицензирования деятельности управляющих специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулировавших приватизационные чеки граждан до 1 июля 1994 г. утвержден распоряжением Госкомимущества России от 18 октября 1994 г. № 2528-р. Порядок контроля за деятельностью специализированных инвестиционных фондов приватизации и управляющих этих фондов, а также приостановления действия и отзыва выданной им лицензии утвержден распоряжением Госкомимущества России от 1 июля 1994 г. № 1832-р. В соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации. образована Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (далее - Федеральная комиссия). Согласно Положению о Федеральной комиссии, утвержденному названным Указом, к ее компетенции относится лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования деятельности специализированных депозитариев и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, лицензирование расчетно-депозитарных организаций, создаваемых участниками рынка ценных бумаг, лицензирование и ведение реестра саморегулируемых организаций, создаваемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг (союзов, ассоциаций, объединений), лицензирование деятельности фондовых бирж (фондовых отделов бирж) и аннулирование перечисленных лицензий в случаях нарушения требований законодательства Российской Федерации. Виды предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которых необходимо получение лицензии Согласно Указу Президента России от 4 ноября 1994 г. № 2063 на рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды предпринимательской деятельности: брокерская, дилерская, депозитарная, деятельность по ведению и хранению реестра акционеров, расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам, расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам, деятельность по организации торговли ценными бумагами. . Брокерская деятельность - совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании договоров комиссии и/или поручения . Дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством их покупки и продажи по объявленым ценам. . Депозитарная деятельность - предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги. . Деятельность по ведению и хранению реестра акционеров - деятельность, которую осуществляет держатель реестра акционеров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации . Расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам - деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами . Расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам - деятельность по определению взаимных обязательств и/или по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями с ценными бумагами . Деятельность по организации торговли ценными бумагами - предоставление услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг включая деятельность фондовых бирж Все перечисленные виды деятельности на рынке ценных бумаг лицензируются Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 г. № 202 статус Федеральной комиссии приравнен к статусу федерального министерства). Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 Федеральной комиссии было предписано в трехмесячный срок установить новый порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также порядок квалификации всех финансовых инструментов и определения их видов. К настоящему моменту Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации издано три документа, посвященных лицензированию профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: 1. Временный порядок лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (утвержден постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 августа 1995 г. № 6); 2. Временное положение о лицензировании деятельности по оценке недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов (утверждено постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 августа 1995 г. № 7); 3. Положение о порядке лицензирования деятельности в качестве специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов (утверждено постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 25 октября 1995 г. № 18) Протоколом Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 2 утверждено Положение о депозитариях (утверждено впоследствии распоряжением Госкомимущества России от 20 апреля 1994 г. № 859-р). Названным документом определен порядок лицензирования депозитарной деятельности. Учитывая, что Федеральной комиссией по ценным бумагам еще не приняты все необходимые для регулирования лицензионной деятельности нормативные акты, можно сделать вывод о том, что продолжают действовать следующие акты Министерства финансов России, регулирующие порядок лицензирования предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг: 1. Письмо Минфина России от 13 апреля 1992 г. № 20 "Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг (с изменениями, внесенными письмами Минфина России от 2 марта 1993 г. № 18, от 31 марта 1993 г. № 39 и от 22 декабря 1993 г. № 151) 2. Письмо Минфина России от 21 сентября 1992 г. № 91 "О лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов" (с изменениями, внесенными письмами Минфина РФ от 28 января 1992 г.№ 122, 31 марта 1993 г. № 39, 22 декабря 1993 г. № 151, 11 мая 1994 г. № 64, 15 августа 1994 г. № 105) - устанавливает порядок лицензирования инвестиционных консультантов, посредников (финансовых брокеров), инвестиционных компаний. 3. Письмо Минфина России от 28 декабря 1992 г. № 121 "О лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных фондов и лицензировании деятельности управляющих инвестиционными фондами" (с изменениями, внесенными письмом Минфина России от 22 декабря 1993 г. № 151 4. Письмо Минфина России от 21 апреля 1992 г. № 23 "Об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций на рынке ценных бумаг" (с изменениями, внесенными письмами Минфина России от 31 марта 1993 г.№ 39, 5 мая 1993 г. № 57, 22 декабря 1993 г. № 151, 8 июня 1994 г. № 75) Банковские операции с ценными бумагами Среди субъектов предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг следует выделить банки и другие кредитные учреждения. Согласно статье 5 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности в РСФСР" организации, имеющие банковскую лицензию, среди прочих могут производить следующие операции и сделки: выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними; привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции); оказывать брокерские и консультационные услуги; производить другие операции и сделки по разрешению ЦБР, выдаваемому в пределах его компетенции. Согласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ) ЦБР регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их (статья 58). Для осуществления банками депозитарной деятельности и дилерской деятельности на рынке ГКО необходима специальная регистрация в Центральном банке России. Депозитарная деятельность Объектом депозитарных операций банков могут быть только ценные бумаги, эмитированные резидентами Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также ценные бумаги, эмитированные нерезидентами, допущенные к обращению на территории России. Порядок выдачи свидетельств о регистрации банка в качестве депозитария установлен письмом ЦБР от 10 мая 1995 г. № 167. Регистрация банков в качестве депозитариев осуществляется главными территориальными управлениями (национальными банками) Банка России по месту нахождения банка. Телеграммой ЦБР от 22 мая 1995 г. № 66-95 сообщено, что обязанности по регистрации банков в качестве депозитариев возложены на подразделения по работе с ценными бумагами территориальных управлений ЦБР. Дилерская деятельность Дилерская деятельность банков на рынке ГКО осуществляется на основании заключенного с Центральным банком договора. Условия заключения таких договоров установлены приказом ЦБР от 6 апреля 1995 г. № 02-86 "О порядке заключения Банком России договоров о выполнении функций дилера на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций". ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении необходимо отметить, что само положение, когда свободные предприниматели получают выход на рынки, которые ранее контролировались исключительно государством, вызывает оптимизм. Государственное регулирование, без сомнения, необходимо, весь вопрос состоит в том, какие формы примет такое регулирование. Наивно было бы полагать, что функционирование столь важных отраслей экономики может обойтись без непосредственного участия государства, да этого и не требуется. Однако, если ранее государство просто не разрешало какую-либо деятельность на таких рынках, то сейчас регулирование принимает цивилизованные формы - формы лицензирования, что принято во всем мире. Такое положение вещей доказывает, что коренная перестройка экономики действительно происходит, а это скорее всего самое важное на данный момент. Список литературы 1. Письмо ГТК России от 3 ноября 1994 г. № 01-13/12463 "О декларантах на основе договора и специалистах по таможенному оформлению". 2. Письмо ГТК России от 5 декабря 1994 г. № 01-13/13754 "О выдаче разрешений на ввоз отдельных товаров в Российскую Федерацию для переработки". 3. Приказ ГТК России от 10 августа 1993 г. № 314 "Об утверждении Положения о таможенных складах" 4. Приказ ГТК России от 18 января 1994 г. № 20 "Об утверждении Положения о таможенном перевозчике" 5. Приказ ГТК России от 7 октября 1993 г. № 388 "Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)". 6. Приказ ГТК России от 9 июня 1994 г. № 256 "Об утверждении Положения о магазинах беспошлинной торговли" 7. Распоряжение Московского таможенного управления от 29 июня 1995 г. № 51 "Об утверждении новой редакции Временной технологической схемы выдачи временного свидетельства декларанта товаров". 8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221-1 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |