бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Компьютерные игры

определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного

времени [1].

Убывание степени зависимости может быть связано с различными

факторами. Сами игроки расценивают это как нечто связанное с процессом

созревания, становления как личности, повышением образовательного уровня и

жизненного опыта (возраст испытуемых 18-23 года). Большинство этих опытных

игроков говорят, что вместе с взрослением произошел некий внутренний

перелом, переоценка ценностей. Как можно понять из их слов, компьютер помог

им противопоставить виртуальный мир, где "все дозволено", реальному, в

котором живут другие люди, где есть нормы, законы и мораль, в котором

придется жить и работать им самим. Однако интересным является тот факт, что

даже после осознания практической бесполезности игровой деятельности,

человек не может полностью отказаться от нее, что говорит в пользу довольно

высокой устойчивости психологической зависимости от компьютерных игр, хотя

ее "глубина" и сила влияния на человека после прохождения "кризиса" уже не

так существенны.

Таким образом, можно сравнивать механизм формирования наркотической и

игровой зависимости только на определенных стадиях. В период своего

возрастания и состояния устойчивости игровая зависимость по своим

психологическим аспектам весьма близка к наркотической. Однако, в случае с

игровой зависимостью, за кризисом наступает спад, что никак не свойственно

динамике наркозависимости.

На основании предложенной динамики игровой зависимости можно выделить

четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр,

каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту

напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния

ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие

игры и виды компьютерной деятельности не исключена [3].

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или

несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать

вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации

реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал

пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за

штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно

большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает

реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек

получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют

положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить

действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. В

следствие этого человек начинает играть уже не случайным образом очутившись

за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую

целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в

компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический

характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не

сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе

человека на эту стадию формирования зависимости является появление в

иерархии потребностей новой потребности - игра в компьютерные игры. На

самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как

потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности

гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-

психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к

игре - это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от

реальности и принятия роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе

принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного

доступа к компьютеру, т. е. удовлетворение потребности фрустрируется,

возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих

обстоятельств.

3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков

являются "заядлыми", т. е. предположительно находятся на стадии

психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется

не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды

потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в

ценностносмысловой сфере личности. По данным А.Г. Шмелева происходит

интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и

индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости

отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном

с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно,

играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в

основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее

пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидулизированная

форма. Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят "в

себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же,

как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, "уйти" в

виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы

гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не

только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и

взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики -

она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную

реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре

находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями.

Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-

то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать

неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.

Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к

патологии. В связи с этим я не буду в этой работе подробно останавливаться

на этом, т.к. этот вопрос требует отдельного изучения.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой

активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в

сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно

сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т. е. человек "держит

дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической

привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех

стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания

привязанности. Компьютерные игры имеют не большую историю, однако случаев

полного угасания зависимости единицы. Человек может остановится в

формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость

угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития

психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет

находится длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого

уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума.

Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако

есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда,

но не возможно подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и

такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости,

в следствие появления новых интересных игр. После того, как игра

"постигается" человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

Таким образом, разбиение процесса формирования игровой зависимости на

стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена

кибераддикции, т.к. предполагает типологизацию аддиктов, исходя из их

фиксации на определенной стадии зависимости. Предложенное разбиение на

стадии не претендует на полное соответствие критерию истинности, к тому же

является довольно "сырым". Однако автор надеется, что это послужит основой

для дальнейших научных поисков в этом направлении.

Что же касается изучения игровой зависимости методом построения

аналогий с наркотической зависимостью, то можно считать этот метод вполне

разумным и весьма эффективным, поскольку аналогии действительно имеют место

быть. Однако при этом подходе необходимо учитывать специфику игровой

зависимости, связанную с неизбежностью ее произвольного угасания.

Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных

игр.

В этой главе показано понимание последовательности, механизма

"затягивания" человека в игровую зависимость. Этот процесс, хотя и выглядит

очевидным, очень редко упоминается в работах по сходным тематикам. Многое

сделано в области исследования мотивации игровой деятельности, однако

мотивация, в каком смысле понимают ее большинство исследователей, не

является первостепенным фактором формирования зависимости. Я считаю, что

механизм формирования игровой зависимости основан на частично

неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие

роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера

мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с

ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в

них. Т. е. независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет,

когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются

механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на

которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в

мотивации игровой деятельности.

Итак, рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.

Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность

человека в "отстранении" от повседневных хлопот и проблем, своеобразная

трансформация потребности в сохранении энергии. Я не случайно употребляю

термин "уход от реальности", а не "уход от социума", о котором упоминают

некоторые авторы работ по сходной тематике. Дело в том, что я имею в виду

не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти

от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая

неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь

"погрузившись" в другую реальность - виртуальную.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении

человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с

повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра - это простой и доступный

способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых

человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в

другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый

день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. В этом смысле может

показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов,

снижения уровня депрессии, т. е. своего рода терапевтическим методом.

Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и

представляется вполне возможным. На практике же, люди обычно злоупотребляют

этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное

время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного

отрешения от реальности, образование очень сильной психологической

зависимости от компьютера [1].

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим

образом: человек на время "уходит" в виртуальность, чтобы снять стресс,

отвлечься от проблем и т.д. А в патологических клинических случаях

происходит наоборот: человек на время "выходит" из виртуальности в реальный

мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить физиологические

потребности. Остальная часть пирамиды потребностей сдвинута в виртуальную

реальность и удовлетворяется там. Реальный мир начинает казаться чужим и

полным опасностей, потому что человек не может в реальном мире делать все

то, что ему дозволено в виртуальном. Один компьютерный аддикт, который

увлекается в основном играми типа 3D-Action ("трехмерное действие", вид "из

глаз") сказал: "Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не

хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя

беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть".

Видно, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого

стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь

можно найти аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой

принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры

зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным

обходиться без компьютерной игры.

Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая

свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного

персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-

то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью

познавательной деятельности человека. Все дети играют в игры, сознательно

принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в

познании окружающего мира. С возрастом ролевые игры замещаются

интеллектуальными и человек очень редко имеет возможность принять на себя

роль другого человека, хотя подсознательная потребность в этом сохраняется:

шофер хочет взглянуть на мир глазами летчика, мужчина - побыть в роли

женщины, отвергнутый обществом неудачник мечтает хотя бы минуту побыть

лидером. Потребность в познании мира - это видоизмененный исследовательский

инстинкт, унаследованный людьми от животных. Предположительно, эта

потребность находится в области бессознательного, т.к. в большинстве

случаев частично или полностью не осознается человеком. Однако

неосознанность потребности не говорит о ее отсутствии или слабости как

мотивирующего фактора; скорее наоборот, бессознательные потребности

оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые [3].

Исследовательский инстинкт у животных и познавательная потребность у

человека являются достаточно мощными мотивирующими факторами и нередко

полностью определяют поведение. Животное, ведомое исследовательским

инстинктом, забывает об опасности и может погибнуть ради этой жажды

познания. Т. е. исследовательский инстинкт животного может подавлять даже

очень мощный инстинкт самосохранения. Это доказывают и сторонники

когнитивной психологии; для них познавательная потребность - основная

движущая сила развития личности и источник активности. Ролевая игра - это

весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе ролевой

игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, в следствие

чего человек получает удовольствие.

Сам механизм образования зависимости основан на вытекающей из этого

потребности в принятии роли. После того, как человек один или несколько раз

поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам

виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не

удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его

мнением считаются, он сильный, может убить сотню врагов сразу, он -

супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа,

чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать

большинство людей не имеют возможности. Далее, чем больше человек играет,

тем все больше он начинает чувствовать контраст межу "им реальным" и "им

виртуальным", что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной

игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство

компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом

мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в

развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших

сфер структуры личности. В этой работе я не буду останавливаться на влиянии

компьютерных игр на личность человека, поскольку этот вопрос требует

дополнительных научных исследований.

Таким образом, существует два основных психологических механизма

образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от

реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но

один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование

зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных

жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они

не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не

имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и

продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей

будем считать потенциально предрасположенными к формированию

психологической зависимости от ролевых компьютерных игр [2].

Заключение

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. В

этой работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты этого вопроса. Я

показал, что все игры не одинаковы не только по задействованным в ее

процессе психическим функциям, но и по силе и глубине своего влияния на

личность человека, а также по психологическим механизмам формирования

зависимости. В этом отношении первое место занимают ролевые игры, которые и

представляют наибольший интерес в научных исследованиях.

Следует отметить, что данная работа имеет целью скорее наметить

направление, в котором нужно идти на пути к решению проблемы, а не

разрешить все вопросы, которые здесь обсуждались.

Основополагающими я считаю следующие положения:

1. Ролевые игры необходимо отделять от неролевых, т.к. эти они

существенно различаются по мотивации игровой деятельности, причинам

формирования зависимости в силе влияния на психику человека.

2. Исходя из этого психологическая классификация компьютерных игр

должна быть основана на разделении игр на ролевые и неролевые, а не на

степени включенности разных психических функций, как пишет Шапкин.

3. При рассмотрении формирования психологической зависимости от

компьютерных игр следует учитывать ее специфику - резкое уменьшение

величины зависимости после прохождения "максимума", в связи с чем игровую

зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими формами зависимостей.

4. Уход от реальности и потребность в принятии роли - может быть не

все, но основные потребности, на которых основан механизм образования

психологической зависимости от компьютерных игр.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с

каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся

психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к

компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и... Это

проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество

в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.

Разные научные дисциплины должны объединится в исследовании этой области, а

психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию

психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Литература

1. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические

корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14.

Психология. 1991. №3. С. 27-39.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

3. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических

исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

5. Константин Инин, Игорь Власов, ресурс Интернета

http://www.games.ru/about

6. Виталий Шуравко, ресурс Интернета http://onliner.hitech.by

-----------------------

Copyright by Kovchegin Igor

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.