бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Буран

назначенный министр В.Х.Догужиев, он же стал Председателем Государственной

комиссии по проведению пуска.

После выхода приказа началась круглосуточная напряженная работа без

выходных, практически на грани человеческих возможностей. Руководители

групп сосредоточили на Байконуре всех необходимых специалистов. Все вопросы

решались комплексно. Одновременно со строительными работами велись монтаж

оборудования и пусконаладочные работы. Параллельно решались разные вопросы

- от обеспечения размещения персонала, организации питания и транспорта до

отдыха специалистов. Значительно увеличилась численность испытательной

службы, только на площадке 254 с января по март 1986 года численность

возросла с 60 до 1800 человек. В испытательные бригады входили

представители всех организаций. За достаточно короткий срок в течение

января-февраля 1986 года были разработаны пооперационные графики,

определена необходимая комплектация под каждую операцию, составлен полный

перечень материальной части, подлежащей поставке на технический комплекс,

организована разработка технологических паспортов сборки. Для упорядочения

процесса изготовления материальной части на основных производствах и

поставки ее на ТК в необходимые сроки была внедрена система заявок,

направляемых с ТК на завод. В заявке указывался перечень материальной части

под сборочную операцию и срок ее поставки для обеспечения пооперационного

графика сборки. Заявки составлялись не только на "бортовую" комплектацию,

но и любую материальную часть, необходимую для сборки и автономных

испытаний, в том числе на механо-технологическое оборудование, расходные

материалы, компоненты и т.д. Выполнение заявок контролировалось на

ежедневных заседаниях первой рабочей группы. На основном производстве

состояние с изготовлением и поставкой комплектующих регулярно

рассматривалось на заседаниях Межведомственной оперативной группы. Такая

система заявок дала возможность наладить достаточно четкий порядок

изготовления и поставки комплектующих изделий (свыше 4000 наименований) и

обеспечила планирование сборочных работ. Учитывая большой объем работ по

нанесению теплозащитного покрытия, в МИК ОК был создан специализированный

участок изготовления плиток теплозащитного покрытия. Это позволило не

только обеспечить изготовление необходимого количества плиток для штатного

цикла нанесения на корпус планера, но и оперативно обеспечить выполнение

ремонтных работ по замене плиток, поврежденных в процессе подготовки ОК к

пуску Несмотря на огромные трудности, сборка орбитального корабля

завершилась. Бессменным руководителем сборки был заместитель главного

инженера ЗЭМ В.П.Кочка. Практически за четыре месяца был подготовлен

комплекс наземных средств. В мае 1986 года начались электрические

испытания. Параллельно проводилась заключительная отработка систем.

|Следует отметить, что результаты отработки |[pic] Орбитал ьный корабль |

|систем порой существенно влияли на процесс |"Буран" |

|подготовки к пуску Так, при проведении | |

|огневых испытаний объединенной двигательной | |

|установки на стенде в г. Приморске | |

|обнаружился дефект в разделительном клапане | |

|на входе в блок газификации кислорода. Клапан| |

|открывался, но не закрывался при подаче | |

|команды. Орбитальный корабль в это время | |

|находился на площадке огневых испытаний ОДУ. | |

|Дальнейшее проведение работ ставилось под | |

|сомнение: запуск корабля с этой | |

|неисправностью невозможен, а это означало | |

|срыв программы. Пришлось оперативно проводить| |

|тщательный анализ всех испытаний ОДУ. Решение| |

|найдено - клапан надежно закрывается при | |

|подаче трех команд. Была сделана | |

|соответствующая коррекция математического | |

|обеспечения, а это значит - еще одна | |

|очередная версия и ее отработка. | |

Ни в отечественной, ни в мировой практике ракетно-космической техники не

было аналогов, по сложности равных кораблю "Буран", Об этом красноречиво

говорит следующее:

|- |в состав ОК "Буран" входят более 600 установочных единиц бортовой |

| |аппаратуры, включающей более 1000 приборов, более 1500 трубопроводов и |

| |более 2500 сборок (жгутов) бортовой кабельной сети, имеющей около 15 |

| |000 электрических соединителей; |

|- |система управления ОК "Буран" представляет собой многомашинный бортовой|

| |вычислительный комплекс с уникальным по объему и сложности программным |

| |обеспечением, составившим для первого полета 180 Кбайт, что позволило |

| |реализовать более 6000 команд и 3000 алгоритмов управления бортовыми |

| |системами, а также 7000 технологических команд и параметров; |

|- |при подготовке к первому полету орбитального корабля "Буран" |

| |контролировалось более 5000 телеметрических параметров бортовых систем.|

| |За время испытаний и наземной предполетной подготовки проведен |

| |значительный объем работ, было выявлено и устранено 7646 замечаний, |

| |забраковано и заменено 3028 бортовых приборов. |

В процессе работы неоднократно возникали нештатные ситуации, такие, как

несанкционированное снятие электропитания, и испытателям приходилось искать

безаварийный выход из создавшегося положения. Об ответственном отношении

специалистов к порученной работе говорит и такой пример. Испытатель

П.В.Махаев при анализе телеметрической информации, полученной во время

комплексных испытаний по программе "Работа ОДУ на площадке ОКИ", выяснил,

что из-за нештатного завершения программы после приведения бортовых систем

в исходное состояние два клапана ОДУ в течение нескольких часов находились

под напряжением. В комплексе 14 (руководитель комплекса А.М.Щербаков) были

организованы экспериментальные работы, которые проводились на предприятии

круглосуточно, в результате чего была подтверждена работоспособность

указанных клапанов. ОДУ для их замены не была снята и сроки подготовки ОК

"Буран" выдержаны. Программа первого полета орбитального корабля

многократно и тщательно обсуждалась. Рассматривались два варианта:

трехсуточный и двухвитковый полеты, Трехсуточный полет решал больше задач,

но при этом существенно увеличивался необходимый объем экспериментальной

отработки. При реализации двухвиткового полета можно было не устанавливать

ряд систем, таких, как система электропитания на электрохимических

генераторах, система открытия створок, радиаторы и ряд других, требующих

большой отработки. В то же время двухвитковый полет выполнял основную

задачу - отработку участков выведения, спуска в атмосферу и посадки на

посадочную полосу.

За несколько месяцев до пуска в адрес Правительства было направлено

коллективное письмо, подписанное в том числе летчиками-космонавтами

И.П.Волком и А.А.Леоновым, о том, что "Буран" не сможет надежно выполнить

полет в автоматическом варианте и что первый полет, как у американцев,

должен быть пилотируемым. Работала специальная комиссия, которая

согласилась с предложением технического руководства о беспилотном пуске. В

результате обсуждения для первого пуска был принят вариант двухвиткового

полета.

Как уже отмечено выше, 26 октября 1988 года после докладов о готовности

орбитального корабля, ракеты-носителя, стартового комплекса, полигонного

измерительного комплекса, Центра управления полетом, средств связи и

расчетов и о метеорологическом прогнозе на ближайшие дни Государственная

комиссия под председательством В.Х.Догужиева приняла решение о запуске ОК

"Буран" 29 октября 1988 года в 6 ч 23 мин московского времени. Подготовка к

запуску проходила успешно, метеоусловия были благоприятными, скорость ветра

не превышала 1 м/с. Все команды по циклограмме предстартовой подготовки

исполнялись нормально, оставалось отвести от ОК "Буран" переходный

стыковочный блок, но за 51 с до команды "Контакт подъема" в систему

управления ОК и автоматизированный испытательный комплекс поступила команда

"Аварийное прекращение подготовки РН", по которой системы ОК "Буран" были

автоматически приведены в исходное, состояние и выключены со снятием

бортового питания. Такая нештатная ситуация была предусмотрена, отработана

на КС-ОК и проверялась на ОК "Буран" при проведении экспериментального

транспортирования на стартовый комплекс. Государственная комиссия приняла

решение отложить старт и слить низкокипящие компоненты топлива из ОК и РН.

Анализ показал, что отбой запуска произошел из-за несвоевременного отвода

платы системы азимутального наведения РН. После устранения всех замечаний,

имевших место при предстартовой подготовке, и докладов о готовности к

повторному запуску было принято решение о проведении повторной

предстартовой подготовки и запуске 15 ноября 1988 года в 6 часов утра

московского времени.

Предстартовая подготовка орбитального корабля началась за 11 ч до старта.

На этот раз прогноз метеоусловий был неблагоприятный. Подготовка проходила

без замечаний, все системы корабля функционировали исправно. В 1 час ночи

была получена телеграмма об ухудшении прогноза метеоусловий. Увеличивалась

облачность, шел снег, порывы ветра достигали 20 м/с. Орбитальный корабль

рассчитывался на посадку при скорости ветра до 15 м/с. Собралась на

экстренное заседание Государственная комиссия. Решение зависело от трех

главных конструкторов - Ю.П.Семенова, Г.Е.Лозино-Лозинского и В.Л.Лапыгина.

Они, уверенные в возможностях орбитального корабля, приняли решение

продолжать подготовку к пуску. Пуск состоялся в 6 ч 00 мин 02 с 15 ноября

1988 года. Все системы в полете работали нормально. Три часа ожидания, и,

наконец, на экранах мониторов появился возвращающийся "Буран". Проделав все

предпосадочные маневры, он вышел точно на посадочную полосу, приземлился,

пробежал 1620 м и замер посреди посадочной полосы, боковое отклонение

составило всего 3 м, а продольное - 10 м при скорости встречного ветра 17

м/с, время полета составило 206 мин. Корабль был выведен на орбиту с

высотой 263 км и минимальной высотой 251 км. ОК "Буран" блестяще преодолел

все трудности спуска в атмосфере и стоял на полосе, готовый к следующим

полетам. Это были счастливые минуты. Завершился труд огромной кооперации

разработчиков! Полет продемонстрировал высочайший уровень отечественной

науки и техники. Создана система, не уступающая, а по многим параметрам и

превосходящая систему "Спейс Шаттл". Впервые в мировой практике была

проведена автоматическая посадка космического аппарата такого класса.

Трудно было сдержать слезы радости по завершении полета: напряженный

десятилетний труд увенчался убедительным успехом. Радовались даже

противники создания орбитального корабля. Каково было изумление И.П.Волка,

до конца не верившего в посадку беспилотного корабля, когда он воочию

убедился в этом! Полет подтвердил правильность проектных и конструктивных

решений, а также обоснованность и достаточность разработанной программы

наземной и летной отработки. Программа МКС "Буран" предусматривала

строительство трех орбитальных кораблей, позднее, в 1983 году по

дополнительному заказу их число увеличили до пяти. Три из них были

изготовлены, два последних практически остались "на бумаге", если не

считать отдельных агрегатов.

|[pic] |

|Возвращение орбитального корабля "Буран" из первого|

|космического полета |

| |

|[pic] |

|А.В.Васильковский, Н.И.Зеленщиков, Ю.П.Семенов, |

|Б.И.Губанов, Ю.Б.Зубарев, С.А.Афанасьев у |

|приземливщегося корабля "Буран" |

По программе работ при втором пуске с использованием второго орбитального

корабля планировалось осуществить семисуточный полет в автоматическом

режиме. Программой полета предусматривалась стыковка со станцией "Мир" в

беспилотном варианте и отработка бортового манипулятора для доставки

сменных научных модулей. Третий корабль готовился для пилотируемого полета.

На нем должны были ввести все усовершенствования в конструкцию и системы, а

также устранить все замечания по первым пускам. В дальнейшем в пилотируемых

полетах "Бурана" предполагалось завершить его летную отработку, в том числе

при длительных полетах (до 30 суток), и приступить к эксплуатации корабля,

включая транспортно-техническое обслуживание орбитальных комплексов и

выведение на орбиту беспилотных космических аппаратов. Первый корабль после

полета было решено подвергнуть тщательной дефектации. Позже он

использовался для отработки транспортировки корабля в полной комплектации

на самолете "Мрия".

Многоразовый орбитальный корабль "Буран" - это принципиально новый

космический аппарат, объединяющий в себе весь накопленный опыт ракетно-

космической и авиационной техники.

Корабль рассчитан на 100 полетов и может выполнять полеты как в

пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) варианте. Максимальное

количество членов экипажа 10, при этом основной экипаж - 4 человека и до 6

человек - космонавты-исследователи. При стартовой массе до 105 т корабль

выводит на орбиту полезный груз массой до 30 т и возвращает с орбиты на

Землю груз массой до 20 т. Отсек полезного груза позволяет размещать груз

длиной до 17 м и диаметром до 4,5 м. Диапазон высот рабочих орбит 200-1000

км при наклонениях от 51 до 110 . Расчетная продолжительность полета 7-30

суток. Обладая высоким аэродинамическим качеством, корабль может совершать

боковой маневр в атмосфере до 2000 км. По аэродинамической схеме корабль

"Буран" представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом,

выполненный по схеме "бесхвостка". Корпус корабля выполнен негерметичным, в

носовой части находится герметичная кабина общим объемом более 70 куб.м, в

которой располагается экипаж и основная часть аппаратуры. С внешней стороны

корпуса наносится специальное теплозащитное покрытие. Покрытие используется

двух типов в зависимости от места установки: в виде плиток на основе

супертонкого кварцевого волокна и гибких элементов высокотемпературных

органических волокон. Для наиболее теплонапряженных участков корпуса,

таких, как кромки крыла и носовой кок, используется конструкционный

материал на основе углерода. Всего на наружную поверхность "Бурана"

нанесено свыше 39 тысяч плиток. Система управления основана на бортовом

многомашинном комплексе и гиростабилизированных платформах. Она

осуществляет как управление движением на всех участках полета, так и

управление работой бортовых систем. Одной из основных проблем при ее

проектировании была проблема создания и отработки математического

обеспечения. Автономная система управления совместно с радиотехнической

системой "Вымпел" разработки Всесоюзного научно-исследовательского

института радиоаппаратуры (Г.Н.Громов), предназначенной для высокоточных

измерений на борту навигационных параметров, обеспечивает спуск и

автоматическую посадку, включая пробег по полосе до останова. Система

контроля и диагностики, примененная здесь впервые на космических аппаратах

как централизованная иерархическая система, построена на встроенных в

системы средствах и на реализации алгоритмов контроля и диагностики в

бортовом вычислительном комплексе. При этом было принято и реализовано

принципиальное решение - использовать в качестве входной информации данные

системы бортовых измерений, которые до этого традиционно применялись только

для передачи измерений в Центр управления полетом, но не включались в

бортовой контур управления, считаясь ненадежными. На ОК "Буран" же был

проведен специальный анализ измерительных трактов с обеспечением

необходимого резервирования для исключения ложных сигналов.

Радиотехнический комплекс связи и управления поддерживает связь

орбитального корабля с ЦУП. Для обеспечения связи через спутники-

ретрансляторы разработаны специальные фазированные антенные решетки, с

помощью которых осуществляется связь при любой ориентации корабля. Система

отображения информации и органов ручного управления обеспечивает экипаж

информацией о работе систем и корабля в целом и содержит органы ручного

управления в орбитальном полете и при посадке. Система электропитания

корабля, созданная в НПО "Энергия", построена на базе электрохимических

генераторов с водородно-кислородными топливными элементами разработки

Уральского электрохимического комбината (А.И.Савчук). Мощность системы

электропитания до 30 кВт при удельной энергоемкости до 600 Вт.ч/кг, что

значительно превышает удельные параметры перспективных аккумуляторных

батарей. При ее создании пришлось среди многих решить две основные

проблемы: разработать впервые в СССР принципиально новый источник

электроэнергии - электрохимический генератор на основе топливных элементов

с матричным электролитом, обеспечивающий непосредственное преобразование

химической энергии водорода и кислорода в электроэнергию и воду и

разработать впервые в мире систему космического криогенного докритического

(двухфазного) хранения водорода и кислорода без потерь. Система

электропитания состоит из четырех ЭХГ, смонтированных совместно с

пневмоарматурой и теплообменниками на раме в виде единого энергоблока, двух

сферических криостатов с жидким водородом и двух сферических криостатов с

жидким кислородом, двух блоков дренажа водорода и кислорода, через которые

может также осуществляться аварийный сброс воды, вырабатываемой ЭХГ, и

приборного модуля, в котором размещены приборы автоматического контроля и

управления, а также электросиловой коммутации. Три электрохимических

генератора из четырех обеспечивают штатную программу полета, два ЭХГ -

посадку в аварийной ситуации. Секционирование хранения и подачи в ЭХГ

водорода и кислорода также увеличивает надежность выполнения программы

полета. Орбитальный корабль "Буран" снабжен бортовым комплексом

обслуживания полезных грузов, включающим в себя бортовой манипулятор для

различных операций с полезными грузами на орбите.

Особо необходимо остановиться на объединенной двигательной установке. Эта

сложнейшая установка разработана в НПО "Энергия" при головной роли

комплекса 27 (руководитель комплекса Б.А.Соколов). ОДУ, работающая на

экологически чистых компонентах топлива - жидком кислороде и синтетическом

углеводородном горючем синтин, предназначена для выполнения всех

динамических операций орбитального корабля с момента прекращения работы II

ступени ракеты-носителя "Энергия" до завершения спуска орбитального корабля

в атмосфере. Жидкий кислород в паре с синтетическим углеводородом

повышенной калорийности существенно повышает энергетические возможности

орбитального корабля и одновременно делает его эксплуатацию более

безопасной и экологически чистой, что особенно важно для многоразовых

транспортных космических систем, а использование кислорода позволяет

связать ОДУ с такими бортовыми системами, как системы электропитания и

жизнеобеспечения.

Впервые в практике двигателестроения была создана объединенная двигательная

установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами

заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости,

аппаратурой системы управления и т.п. Если оценивать по степени сложности и

трудоемкости ракетные разгонные блоки, изготовленные в предыдущие годы, то

ОДУ по степени насыщенности пневмогидравлическими системами, приборами и

бортовой кабельной сетью, видами и объемами проверок на герметичность и

контролю по установке двигателей можно отнести к самому сложному и

трудоемкому изделию. Техническое своеобразие ОДУ, по сравнению с другими

разработками аналогичного назначения, во многом определялось и определяется

повышенными требованиями к безопасности и надежности, многократностью

использования, участием в выходе из нештатных ситуаций, изменением

ориентации перегрузок при входе в атмосферу и другими особенностями.

Большинство новых технических решений при создании ОДУ было связано с

транспортированием жидкого кислорода по длинным трубопроводам к управляющим

двигателям ориентации и его длительным хранением на орбите; большим

влиянием массы топлива на центровку ОК как крылатого летательного аппарата;

специфическими требованиями к ОДУ как элементу многоразовой космической

системы (увеличенный ресурс, большие нагрузки, операционная гибкость и

др.), а также с рядом технических решений, потребовавших разработки

качественно новых средств контроля, диагностики и аварийной защиты

двигателей и систем ОДУ. Объединенная двигательная установка состоит:

|- |из двух жидкостных ракетных двигателей орбитального маневрирования |

| |тягой 8800 кгс и удельным импульсом тяги 362 кгс-с/кг, выполненных по |

| |схеме с дожиганием газогенераторного газа в камере сгорания; |

|- |38 управляющих двигателей с тягой по 400 кгс и 8 двигателей точной |

| |ориентации тягой по 20 кгс, работающих на газообразном кислороде; |

|- |кислородного бака и бака горючего со средствами заправки, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.