бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Еврейское книгопечатание

Еврейское книгопечатание

Государственная еврейская академия им.

Маймонида

филологический факультет

кафедра еврейской истории и

этнографии

Основные центры книгопечатания

в Европе и в России.

реферат по дисциплине “Введение в иудаизм”

студент I курса

Фадеева Ю.Ю.

преподаватель Зайчик

Ц.Р.

Москва 1999 год

СОДЕРЖАНИЕ :

Введение

1. Центры еврейского книгопечатания в Европе в XV - XVII вв.

1.1. Книгопечатание в Италии.

1.2. Книгопечатание в Стамбуле.

1.3. Книгопечатание в Центральной Европе.

1.4. Книгопечатание в Голландии.

1.5. Книгопечатание в Германии и Франции.

2. Центры еврейского книгопечатания в Европе в XVIII - начале XX вв.

3. Книгопечатание в России.

3.1. Книгопечатание в Российской империи в XVIII - первом десятилетии

XX в.

3.2. Книгопечатание в России после февральской революции 1917 г.

4. Книгопечатание в Восточной Европе в период с 20-х по 70-е гг. XX в.

4.1. Книгопечатание в Польше.

4.2. Книгопечатание в Латвии.

5. Центры иудаики в Европе.

5.1. Немецкая иудаика. Берлин.

5.2. Иудаика в других западноевропейских странах.

6. Книги по иудаике в России и Польше.

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

История еврейского типографского дела начинается лишь немного позже

изобретения книгопечатания. До нас дошли десять сочинений, напечатанных до

1480 г., которые, по мнению многих, были выпущены еврейской типографией в

Риме ранее 1475 г. Были найдены следы еврейской типографии в Германии еще

до эпохи Гутенберга / 1, с. 849-850/ .

Печатное дело после того, как И.Гутенберг изобрел набор подвижными

литерами (ок. 1440), некоторое время оставалось достоянием исключительно

христиан. Видимо, немцы К.Свайнхайм и А.Паннарц , которые в 1465 году

начали печатать книги на латыни в итальянском монастыре Субиако (близ

Рима), между 1469 и 1472 обучили книгопечатанию римских евреев Овадию

(б.Моше?), Менашше и Биньямина, издавших в этот период комментарии

Нахманида к Пятикнижию. С тех пор евреи активно участвовали в

книгопечатании (не только еврейском). Оно почиталось многими евреями

“венцом всех наук”, а труд печатника - “святым ремеслом”, которое сродни

написанию книги. В книгопечатании видели путь к осуществлению пророчества

Исайи о том, что “полна будет земля знанием Господа”. Нововведению

противились, прежде всего, переписчики книг (софрим), но возникли также

галахические проблемы, в т.ч. вопрос о допустимости размножать печатанием

Тору, тфиллин, мезузы. Религиозные авторитеты XVI и XVII вв. установили,

что Тора для публичного чтения должна быть только рукописной, равно как и

все тфиллин и мезузы, а книги, предназначенные для домашнего изучения,

могут быть печатными.

Книгопечатание оказало глубокое влияние на религиозную и культурную

жизнь еврейских общин, образование, синагогальные ритуалы и т.д.

Рапространение печатных молитвенников исключало произвольное формулирование

молитвы. Книгопечатание делало доступным более широким кругам изучение

Библии и Талмуда, а понимание их облегчали печатные словари и

грамматические справочники. Добавление к тексту Талмуда комментариев Раши и

Тосафот придало его изучению новое направление, способствовавшее развитию

правовой новеллы и пилпула.

Сохранилось свыше 175 еврейских первопечатных книг, изданных до 1

января 1501 (инкунабул). Они не имели титульных листов и лишь в конце

текста (в так называемых колофонах) приводилась не всегда полная информация

о типографе, его помощниках, месте печатания и дате его окончания, а иногда

также имя лица, финансировавшего издание. До нас дошло очень мало таких

колофонов. Самая ранняя еврейская книга с полными выходными данными в

колофоне - это комментарий Раши к Пятикнижию, который издал Аврахам

б.Гартон б.Ицхак 18 февраля 1475 в Реджо-ди-Калабрия. Ему же приписывают

выдающееся по мастерству исполнение 4-е издание “Божественной комедии”

Данте (Неаполь,1477) /2, с.367/.

В первые два десятилетия было открыто не менее 16 еврейских типографий,

которыми было выпущено не менее ста объемистых фолиантов (нередко размером

от 300 до 480 листов). Число еврейских типографий умножалось в разных

странах Западной Европы и на Востоке. Во многих местах еврейские типографии

предшествовали возникновению нееврейских (Португалия и др.). Число

местностей, где существовали еврейские типографии, достигает около 400.

Число еврейских книг, напечатанных в этих типографиях, не может быть точно

установлено. Бесконечные гонения на еврейские книги были причиной того, что

многие в свое время весьма распространенные сочинения до нас не дошли /1,

с.850/.

1. ЦЕНТРЫ ЕВРЕЙСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ В XV-XVII ВВ.

1.1. Книгопечатание в Италии.

Классической родиной еврейского книгопечатания является Италия.

Родиной типографского дела вообще является Германия. Этим объясняется тот

факт, что еврейские типографии основываются почти всюду немецкими евреями.

В это время вообще была сильна еврейская эмиграция из Германии в Италию.

Основатель знаменитой типографской фирмы Сончино, р.Самуил, был родом из

Фюрта. Немецкого происхождения были также мантуанские и неаполитанские

типографы. Где была основана первая еврейская типография, достоверно не

известно. Первая общая типография была основана в Риме в 1465г. Было

высказано предположение, что и первая еврейская типография в Италии была

основана в Риме между 1466 и 1474 гг. Фактически известно лишь то, что в

1475 г. две объемистые еврейские книги закончили печататься почти

одновременно в противоположных окраинах Италии: в Реджио-ди-Калабри (5

февраля) и Пиове-ди-Сакко (3 июля). Напечатанный в Реджио комментарий Раши

к Пятикнижию содержит 58 печатных листов, почему Хвольсон относит начало

его печатания к началу 1474 г. Напечатанный же в Пиове-ди-Сакко кодекс

р.Якова б.Ашера содержит 460 листов, и печатание его отняло, по крайней

мере, два года. Таким образом, родиной еврейского типографского дела

следует, по всей вероятности, считать Пиове-ди-Сакко (первым еврейским

типографом в Италии, известным нам, является Мешуллам Рафа б.Моисей Яков

Куси). После этого следы еврейской типографии в Пиове-ди-Сакко теряются. В

1474 г. основана была Авраамом б.Гартоном б.Исаак еврейская типография в

Реджио- ди-Калабри. Нам известен лишь один экземпляр его издания Раши к

Пятикнижию. Вскоре еврейская типография в Реджио исчезает, несмотря на то,

что Реджио был большим культурным центром, в особенности с 1492г. до 1511

г. Около 1475 г. была открыта типография в Мантуе. В связи с церковной

политикой Франческо Гонзаго, преследующего цель обращения евреев в

христианство, существование еврейской типографии в Мантуе стало

невозможным. Лишь в 1513 г. там опять основывается еврейская типография

Самуилом Латифом. В 1477 г. в Пезаро и в Ферраре, в 1482 г. в Болонье, в

1483 г. в Сончино, в 1484 г. - в Казале-Маджиоре, в 1486 г. - в Неаполе. В

XVI в.: в Фано, Генуе, Венеции, Пизе, Ортоне, Римини, Трани, Турине,

Саббионетте, Кремоне, Риве, Падуе, Киери, Ливорно, Флоренции /1, с.851-

852/.

Первая половина XVI в. была ”золотой порой” еврейского книгопечатания в

Италии, и ведущими мастерами этого дела была до 1526 г. семья Сончино.

Новые еврейские типографии, открытые в Мантуе (с 1513), Риме (с 1518),

Болонье (с 1537), Турине (с 1525), выпускали в основном прекрасно

оформленные молитвенники, нередко напечатанные на пергаменте. Крупным

центром еврейского книгопечатания к XVI-XVII вв. стала Венеция благодаря

исключительно высокому качеству изданий печатни Д.Бомберга, у которого

корректором был Э.Левита, а печатником с основания еврейской типографии

-Исраэль Корнелиус Аделькинд, осуществивший выпуск около 200 книг на

иврите, в т.ч. первые издания обоих Талмудов в 1520-23 (постраничное

расположение текста Вавилонского Талмуда стало стандартным) и Мидраш Рабба

(1554, совм. изд. Б.Бомберга и М.А. Джустиниани). Запрет в 1553 Папой Юлием

III Талмуда и связанной с ним раввинистической литературы на некоторое

время почти прервал еврейское книгопечатание. В 1554 собрание раввинов в

Ферраре постановило, что на еврейских книгах должно иметься печатное

одобрение (хаскама) трех раввинов и главы общины. Это должно было

предупредить появление еврейских изданий, могущих вызвать новые запреты

Ватикана, а также утвердить право издателя и автора на печатание книги (как

и лицензия папского нунция). Постановление вызвало резкое недовольство

христиан, издававших еврейские книги, но запрет раввинов покупать книги, не

имеющие хаскама, заставил их смириться.

В 1563 Папа Пий IV разрешил выпуск раввинистической литературы,

исключая Талмуд. Тем не менее, полные или частичные издания Талмуда

продолжали выходить , изуродованные церковной цензурой (например,

Базельское издание, 1578-81). С 1563 оживилось еврейское книгопечатание в

Венеции, остававшееся главным образам в руках христиан, которые стремились

продолжить традицию типографии Бомберга, но место Талмуда заняли религиозно-

правовые своды. Выделялись печатни семейств Брагадини (1550-1710) и Ди Гара

(1565-1616): у первых печатниками вначале были братья Меир (ум.1575) и Ашер

Паренцо, у вторых корректором - Ицхак б.Гершон из Цфата (ум. после 1620), а

печатником с 1575 также работал А.Паренцо и его семейство (вплоть до 1609).

Из печатни Ди Гара вышли первое издание правового свода Шулхан Арух (1565)

и два последующих, а в 1574 - 75 - новое издание Яд ха-хазака Маймонида с

комментариями “Кесеф Мишне” И.Каро. В 1579-1600 обе печатни работали

сообща. Среди других еврейских печатен , действовавших в Италии второй

половины XVI в. (с 1551 в Ферраре и Сабионете, с 1558 в Рива-ди-Тренто)

выделялась печатня христианина Винченцо Конти в Кремоне (1556-66),

выпустившая около 40 еврейских книг, в т.ч. прекрасное издание книги Зохар

(1559) /2, с.371/.

1.2. Книгопечатание в Стамбуле.

Важнейшим центром еврейского книгопечатания после Италии был Стамбул,

куда книгопечатание было завезено изгнанниками из Испании. Братья Шмуэль

(ум. 1509) и Давид (ум. 1510) Ибн Нахмиас издали в 1493г. Арба,а Турим

Я,акова б.Ашера, в 1503-04 гг. - Пятикнижие с комментариями Раши и хафтарот

Д.Кимхи, в 1505 г. - пасхальную Хаггаду с гомилетическими комментариями

И.Абраванеля “Зевах Песах” (“Жертва пасхальная”), позднее - сочинения

гаонов, И.Алфаси, Маймонида и др. Сын Давида - Шмуэль Ибн Нахмиас (ум.

1518) продолжил дело отца, затем оно перешло к другим владельцам. До 1530г.

было издано свыше 100 книг. В 1530-47гг. семья Сончино издала свыше 40 книг

в Стамбуле, куда переехала из Салоник, где издавала книги в 1526-28 гг. В

Салониках же с 1513 по 1535 гг. свыше 30 книг издала семья Гдалия,

изгнанная из Португалии (типографский знак - Маген Давид в кроне пальмы).

Во второй половине XVI в. братья Шломо (ум. до 1593) и Иосеф Я,бец издали в

Салониках и Стамбуле ряд раввинистических, философских, антихристианских и

караимских трудов, дважды выпустили Талмуд по изданию Бомберга. В 1516- 22

гг. книги на иврите печатались также в Фесе (Марокко) /2, с. 371-372/.

В Стамбуле на ладино была издана была издана в 1540 г. книга Псалмы, в

1546 и 1547 вышли (в типографии Сончино) два четырехъязычных Пятикнижия: в

первом рядом с текстом на иврите и арамийском помещались переводы на

еврейско-персидский и на еврейско-арабский, во втором - переводы на

еврейско-греческий язык и на ладино. Перевод всей Библии на ладино

(Стамбул, 1739-45) сделал Аврахам б.Ицхак Асса (ок.1700 - ок.1768). Книги

на ладино в Стамбуле печатались в XIX и XX вв.(до 1940, в т.ч. переводы с

французского и английского). В Салониках в 1568 г. вышел на ладино перевод

книги Бахьи Ибн Пакуды “Ховот халевавот” (“Обязанности сердца”) и

извлечения из Шулхан Аруха, а в 1572 - часть Библии (Пророки). Центром

еврейского книгопечатания также был Измир (Смирна), где книги на иврите

печатались с 1657, а в 1838-1922 вышли 117 книг на ладино (изд.

прекратились в 1941). С традицией еврейского книгопечатания в Стамбуле была

связана первая типография караимов в Чуфут-Кале (Крым: 1734-41 гг.) / 2,

с.375/.

1.3. Книгопечатание в Центральной Европе.

В Центральной Европе начало еврейскому книгопечатанию было положено в

1512 г. в Праге группой печатников во главе с Х.Шахором (ум. до 1550), к

которой в 1514 присоединился Гершом б.Шломо ха-Кохен (ум. 1544),

родоначальник династии типографов. Они выпустили к 1522 г. четыре

молитвенника и Пятикнижие, на титульном листе которого появляется

орнаментированное изображение благословляющих рук кохена, ставшее почти до

конца XVIII в. типографским знаком семьи Кохен. В 1599 из Венеции в Прагу

переехал Я,аков Бак (ум. 1618). Основанная им типография с 1605 г. печатала

главным образом молитвенники.

Учениками Гершома б.Шломо ха-Кохена были братья Халич (Шмуэль, Ашер и

Эльяким), переехавшие в Краков, где получили лицензию от Сигизмунда I в

1534г., когда издали галахические сочинения Ицхака б.Меира Дюрена (2-я

половина XIII в.). ”Ша,арей Дура” (“Врата Дюрена”) с нарядным титульным

листом. Они продолжали печатать еврейские книги и после 1537, когда приняли

христианство, и их издания, бойкотируемые евреями, были по приказу короля

скуплены общинами Кракова, Познани и Львова. В Кракове же вышла в 1534

первая из дошедших до нас печатных книг на идиш - словарь-конкорданция

“Миркевет ха-Мишне” (позднее название “Сефер рабби Аншел”- “Книга рабби

Аншела”). С переездом в 1569 из Венеции в Краков Ицхака б.Ахарона Простица

(ум.1612), издательский дом которого (сыновья, племянники) за почти 60-

летний период выпустил около 200 книг (из них 73 на идиш), в т.ч. Библию,

Талмуд, Зохар, сочинения по философии, истории, математике и др., в Польшу

проникло влияние итальянского стиля книгопечатания. До 1590 г. их

типографским знаком был овен, а затем - рыбы. В 1630-70 гг. издательская

семья Майзеле вернулась к пражскому стилю книгопечатания.

Другим центром еврейского книгопечатания XVI - XVIII вв. в Польше

стал Люблин, куда в 1547 переехала семья Х.Шахора и печатала там

махзоры, а в 1557 издала нарядное Пятикнижие, в числе печатников

которого значится зять Шахора - Калонимус б. Мордехай Яффе (ум. ок.

1603; типографский знак - изображение Храма). В 1573 г. он возглавил

типографию, просуществовавшую до конца XVII в. (с 1604 типографский знак -

олень и рыбы) /2, с.372/.

1.4. Книгопечатание в Голландии.

В 1626 г. ученый Менашше б.Исраэль основал первую в Амстердаме

еврейскую типографию и ввел собственный шрифт, ставший впоследствии

преобладающим в Европе (даже в Венеции). После его смерти некоторое время

титульные листы его изданий повторял Иосеф Атиас (ум. 1698), открывший

типографию в 1658 (шрифт по рис. Кристофала ван Дейка) и выпустивший в 1661

роскошное издание Библии. В 1681 Атиас приобрел оборудование и шрифты,

оставшиеся от Д.Эльзевира. В 1685 в дело вошел его сын, Иммануэль Атиас

(ум. 1709); с 1687 они печатали для Англии и Шотландии Библию на английском

языке (около 1 млн. экз.). Элегантностью отличалось начатое ими в 1685

издание Яд ха-хазака Маймонида (тт. 1-5, 1702-03) с комментариями “Лехем

мишне” (“Хлеб повторения”) Аврахама б.Моше де Ботона (конец XVI в.), а

также так называемый Амстердам. Хаггада (1695) с иллюстрациями прозелита

Аврахама б.Я,акова. Печатню Атиасов купил в 1709 Шломо Проопс (ум. 1734).

Его отец Иосеф в 1697-1703 гг. участвовал в еврейском книгопечатании на

паях, а он сам в 1704 г. открыл собственное дело, которое от его

наследников перешло в 1849 к семье Левиссон и до 1917 было ведущим в

области издания еврейской книги. Ш.Проопс выпустил первый в еврейском

книгопечатании каталог изданных им книг “Аппирйон Шломо” (“Балдахин Шломо”,

1730).Типографским знаком его и его потомков было изображение

благословляющих рук кохена. Амстердамский печатник Ури б.Ахарон ха-Леви

(1625-1715), издававший также книги на идиш (Библию, Иосиппон, Бове-бух и

др.), в 1692 перевел свою типографию в Жолкву /2, с.375-376/.

1.5. Книгопечатание в Германии и Франции.

Все возраставший спрос на еврейские книги, в т.ч.на идиш, особенно

после погромов Б.Хмельницкого, когда было уничтожено множество синагог и

личных библиотек, с последней трети XVII в. начали удовлетворять, наряду с

печатнями Амстердама, типографии немецких городов. Так как еврейским

печатникам лицензии здесь почти не выдавались, они чаще всего действовали

как негласные компаньоны христиан. Книги на иврите печатали в Баварии

(Зульцбах-Розенберг, с 1667; Вильхермсдорф, с 1669; Фюрт, с 1691), во

Франкфурте-на-Майне (с 1657), Франкфурте-на-Одере (систематически с 1677),

Берлине (с 1697) и др. В XVIII в. число таких типографий возросло,

увеличилось и количество печатен, владельцами которых были евреи (в т.ч.

Я.Эмден в Альтоне, печатавший с 1745 главным образом собственные

сочинения). Только Талмуд в XVIII в. издавался 10 раз по несколько тысяч

экз. Еврейские типографии появились и во Франции: в Меце (около 1760),

Страсбурге (с 1770) и в Париже (с 1806) /2, с.376/.

2. ЦЕНТРЫ ЕВРЕЙСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ В ЕВРОПЕ

В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

В XVIII в. еврейское книгопечатание постепенно перемещается в

Центральную, а затем и в Восточную Европу (что нередко сопровождалось

снижением качества бумаги и печати). В Австрийской империи молитвенники, а

также назидательную литературу на идиш в 1753-1802 печатал в Брно

христианин Й.Нойман. В Праге книги на иврите продолжали выпускать

типографии семейств Кохен (с 1701 - Кац) и Бак, объединившиеся в 1784. В

1789 их дело перешло к другим владельцам и вскоре заглохло. В Вене, где

лицензии выдавались только христианам, Й. фон Курцбек, закупивший часть

типографского оборудования Бомбергов и Проопсов, издавал с 1793 совместно с

А.Шмидтом Мишну, Библию с коммент. М.Мендельсона и проч., а И.Хразчанский

печатал в 1791-97гг. Талмуд. В 1782 австрийские власти настояли (для

удобства цензурного надзора) на переводе нескольких еврейских типографий из

Жолквы во Львов, и уже в 1783 Х.Д.Мадфес напечатал здесь новое издание

труда Э.Левиты “Пиркей Элияху”. Однако в 1791 христианин А.Майерхофер

открыл в Жолкве новую еврейскую печатню, а в 1794 семья Леттерис (потомки

Ури б.Ахарона ха-Леви) перевела сюда же из Львова свою. Возникают новые

еврейские типографии и в др. городах на территории современной Украины

(Олексиниц - 1760, Корец - 1778, Порицк - 1786, Межиров - 1789, Полонное -

1791, Славута - 1792, Острог - 1793, Дубно - 1794, Миньковцы близ Новой

Ушицы - 1796), а также Белоруссии (Шклов - 1783, Гродно- 1789), Польши

(Новы-Двур-Мазовецки - 1782, Варшава - 1796) и Литвы (Вильна - 1799,

переведена из Гродно печатня Б.Ромма, родоначальника династии еврейских

издателей).

В Германии в XIX в. вышли признанные образцовыми издания Пятикнижия и

молитвенников, которые печатал В.Хайденхайм (1757-1832; Родельхайм близ

Франкфурта-на-Майне), молитвенник З.И.Бера (1825-97), изданный в 1868

М.Лербергером, продолжателем дела В.Хайденхайма, и прекрасно оформленный

Талмуд (Берлин, 1862-68), напечатанный Ю.Зиттенфельдом. В Кротошине (с 1793

по 1918 в составе Пруссии) Д.Б.Мониш (1801-76) основал в 1833 типографию,

выпускавшую до 1901 литургическую и раввинистическую литературу, в т.ч.

ставшее стандартным издание Иерусалимского Талмуда (1866-67, многократно

перепечатывалось), а также великолепно оформленный ”Менорат ха-маор” (1845-

48) Ицхака I Абохава с немецким переводом. Центрами еврейского

книгопечатания вплоть до прихода к власти нацистов были Берлин (где уже в

XVIII в. выходили труды деятелей немецкой Хаскалы), Франкфурт-на-Майне с

пригородами, Лейпциг, где в середине XIX в. часто печатались сочинения

деятелей русской Хаскалы, а в конце XIX в. В.Другулин и в 1910 кантор

Р.Франк создали новые типы еврейских шрифтов. В XIX в. пользовались

известностью также еврейсктие типографии г. Фюрт в Баварии, а особенно - г.

Лык (ныне г.Элк, Польша), из которого книги контрабандой ввозились в

Россию. До конца XIX в. действовала в Альтоне (с 1937 район Гамбурга)

типография “Братья Бонн” (осн. в 1765). Около 200 еврейских книг (в т.ч.

немало на идиш) были изданы до середины XIX в. в Базеле. Книги на иврите

печатались в XIX в. и в Цюрихе. В Париже с середины XIX в. издательская

фирма “Дюрлаше” издает на иврите литургическую литературу и труды по

гебраистике, которые в XX в. выпускает также издательство семьи Липшюц. В

Лондоне, где книги на иврите в XVI- XVII вв. выходили с перерывами, в XIX

в. с уществовали еврейские типографии (наиболее значительная -

Дж.Вертхаймера, осн. в 1820 г), заметно выросшие с притоком в 1880-х гг.

эмигрантов из Российской империи, а в 1940-50 гг. литературу на иврите и

идиш выпускало издательство “Арарат”. Научные труды на иврите публикуют

университеты в Оксфорде и Кембридже.

В Вене до 1850 г. продолжал печатать на иврите Библию, Талмуд,

молитвенники А. фон Шмид, а с 1851 их выпускала фирма “Вдова Золлингер”. С

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.