бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Европейское средневековье (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

национальных государств) и шла с переменным успехом. В борьбе пап и

императоров победила церковь, но противоборство папства и национальной

государственности завершилось победой светской власти, которую затем

закрепила Реформация. Причина успеха церкви заключалась в том, что

натуральное хозяйство, которое господствовало в Европе до XI в. и

преобладало вплоть до конца XII века содействовало слабости, а затем и

номинальности власти императора, который формально назывался императором

Священной Римской империи. После Верденского раздела империи Карла Великого

(843 г.) границы империи многократно менялись, но по преимуществу она

включала территории Италии и Германии (вместе или по отдельности). Причины

победы национальной государственности были связаны с постепенной

централизацией Франции и Англии на основе развития товарно-денежных

отношений и формирования сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).

Максимальное усиление власти папства – XII-XIII вв.

Прочитайте документы №№15,16,17 “Осада и взятие Иерусалима”, “Взятие

Иерусалима Саладином”, “Захват и разгром Константинополя”. Ответьте на

следующие вопросы:

1. Какие цели преследовали организаторы и участники крестовых походов?

2. К каким результатам привели крестовые походы?

Отвечая на вопросы, имейте в виду, что:

Под крестовыми походами в узком смысле слова имеются в виду длительные

военно-колониальные экспедиции европейских рыцарей, происходившие с конца

XI и до конца XIII вв. на Ближнем Востоке – в Сирии , Палестине , Египте, а

также на Балканском полуострове, на острове Кипр и в некоторых других

регионах. Крестовые походы в Святую землю -- одно из проявлений феодально-

религиозной экспансии Западной Европы с целью распространения христианства

католического образца, завоевания новых земель и приобретения богатств.

Наиболее общей причиной этой экспансии был экономический подъем Х-ХШ вв.,

приведший к росту народонаселения Западной Европы и как следствие - к

недостатку продовольствия и земель. Внешне крестовые походы носили

религиозный характер, так как их официальной целью считалось освобождение

Палестины от "неверных" (мусульман) и возвращение христианам «гроба

господня». Организуя эти экспедиции , церковь стремилась усилить свое

влияние в Европе и распространить его на новые территории.

Результаты крестовых походов в целом были отрицательными. Захваченные на

Ближнем Востоке земли удержать не удалось, в ходе военных экспедиций

погибло большое количество людей, до предела обострились отношения между

католической и православной церквями, разгром Константинополя нанес

Византии удар, от которого она так и не смогла оправиться. Правда,

крестовые походы способствовали развитию торговли с Ближним Востоком, так

как захваченные территории служили посредниками в торговле между Европой и

мусульманским миром. Количество товаров, привозимых с Востока, резко

возросло, на Средиземном море утвердилась гегемония итальянских, южно-

французских и восточно-испанских городов (вместо арабских и

византийских). У европейцев в результате общения с Востоком заметно

расширился кругозор. Ранее они не предполагали, что на Востоке существуют

культурные народы. Но значение крестовых походов в плане ознакомления

Европы с мусульманской культурой не следует преувеличивать. Культура

Арабского мира проникала в Европу помимо крестовых походов, через Испанию,

захваченную арабами. К числу положительных последствий крестовых походов

можно отнести то обстоятельство, что, не решив на Востоке земельный вопрос,

европейцы были вынуждены искать способы его разрешения у себя дома, а

сделать это можно было только путем интенсификации сельского хозяйства.

Прочитайте документ №18 “Крестовый поход против альбигойцев”.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Против кого был направлен этот крестовый поход? 2.Почему он получил

такое название? 3. Какие цели кроме искоренения ереси преследовали

объединившиеся против южно-французских городов рыцари?

Отвечая на вопросы, учтите следующее:

1.Средневековые ереси были формой социального протеста различных слоев

населения (крестьян, горожан), а также формой проявления средневекового

свободомыслия. Социальный протест приобретал вид ереси, так как был

направлен против освященного католической религией общественного строя, а

также потому, что в поисках теоретического обоснования правомерности

протеста в обществе, где все верили в бога, естественнее всего было

обратиться к религиозному вероучению, способному иначе, чем это делала

католическая религия, объяснить действительность. По причине всеобщего

распространения веры свободомыслие в Средние века не покидало религиозной

почвы.

В ХП - начале ХШ вв. на юге Франции широко распространилась ересь

катаров, получившая там название альбигойской (по главному центру ереси

- г. Альби). Альбигойская ересь носила дуалистический характер, то есть

признавала существование двух независимых и вечных творящих начал - доброго

бога, создавшего человеческие души и мир ангелов, и злого бога или дьявола,

создавшего материальный мир, в том числе и католическую церковь.

Альбигойская ересь получила широкое распространение на юге Франции, где в

ХП в. было много процветающих городов, где сложилась своеобразная светская

культура. Поэтому альбигойскую ересь можно рассматривать как идеологию,

соответствовавшую уровню экономического и культурного развития региона и

видеть в ней отдаленную предшественницу Реформации .

"Крестовый поход" против альбигойской ереси был также как и крестовые

походы на Ближний Восток формой проявления феодально-католической

экспансии. Инициатором похода выступил папа Иннокентий III. В результате

альбигойских войн (1209 - 1229) южная Франция, которая прежде существовала

почти независимо от северной части страны, была присоединена к Французскому

королевству, а католическая церковь утвердила на юге свое влияние.

Прочитайте документы №№19,20. Ответьте на следующие вопросы :

1. Какие статьи Великой хартии вольностей говорит о том, что в начале

ХШ в. Англии начала складываться сословно- представительная монархия?

2. Какой орган, упоминаемый в хартии, явился предшественником английского

парламента? 3. Какие свободы были предоставлены различным сословиям

согласно Великой хартии вольностей? 4. Какие положения "Золотой буллы"

Карла IV позволяют сделать вывод о том, что Германия в ХIV веке

представляла собой конфедерацию мелких государств? 5. Какие территории

включала в середине XVI в. Испанская монархия?

Отвечая на вопросы, следует иметь в виду, что: в средневековой Европе

сменяли друг друга и существовали одновременно, часто меняя границы, разные

типы государств: наднациональные империи (Карла Великого, Оттона I,

Испанская монархия VI в.), национальные, постепенно централизующиеся

государства (Англия, Франция), мелкие фактически независимые

государственные образования, формально входящие в империю (немецкие

княжества и вольные города, итальянские города-республики). Но среди этого

многообразия все же можно выявить преобладающий тип государства и общую

тенденцию его развития. Натуральное хозяйство, сосредоточенность основных

хозяйственных, административных и судебных функций в сеньории – крупном

владении феодала – приводило к тому, что для средневековой Европы было

характерно слабое государство, политические функции в котором были в

значительной мере рассредоточены. Централизованными и сильными могли быть

только миниатюрные государства: города-республики и мелкие княжества. Но

поскольку , начиная с XI века , активизируется рост городов, ставших

опорой королевской власти, развиваются товарно-денежные отношения как

благодаря городам, так и в связи с переводом все большего количества

крестьянских хозяйств на денежный оброк, происходит постепенное усиление

центральной власти в единых национальных государствах (Англия, Франция). Со

временем этот процесс привел к оформлению абсолютных монархий.

Прочитайте статью Е. А. Косминского “Церковь, христианство и ереси в

Средние века” из сборника “Феодализм в Западной Европе” М., 1932. и

предисловие к ней.

Обратите внимание на следующие моменты : 1.Какие функции выполняла

католическая церковь в обществе? 2.Порождением какого сословия были по

преимуществу средневековые ереси? Почему? 3.В чем проявлялось воздействие

религии на духовную жизнь средневекового общества? 4.В чем заключаются

характерные особенности восприятия христианской религии крестьянством? 5.На

чем было основано утверждение католической церкви, что только с ее помощью

человек может спастись в будущей жизни?

Согласно концепции католической церкви в результате совершенных

Христом, апостолами и христианскими святыми “сверхдолжных дел”,

образовалась избыточная благодать, не нужная для спасения души самих

апостолов и святых. Этой благодатью распоряжается католическая церковь, и

каждый, следующий ее наставлениям, приобщается к этой благодати. Своими

собственными силами обычный человек спастись не может, так как он по

природе греховен и его греховное начало всегда перевесит любые совершенные

им богоугодные дела.

6.Как использовала церковь роль религии в жизни людей для усиления

своей власти в обществе, для борьбы с императорами и королями? 7.Как

характеризует Косминский экономическую деятельность католической церкви?

8.В чем проявлялась политическая деятельность церкви? 9.Когда могущество

церкви достигло апогея? 10.Какова была структура церковной организации?

11.Какие полномочия оспаривались друг у друга церковью и государством?

12.Почему ереси представляли большую опасность для церкви и как она с ними

боролась? 13.Какую роль играла католическая церковь в сфере образования и

культуры? 14.Что способствовало падению авторитета католической церкви и

существенно облегчило задачи Реформации?

Прочитайте отрывок “Феодальная экспансия” из книги Жака Ле Гоффа

“Цивилизация средневекового Запада” М., 1992. Обратите внимание на

следующие положения : 1.В чем автор видит причины феодальной экспансии

христианского мира? 2.На какие два вида этой экспансии обращает внимание

историк? 3.По каким направлениям развивалась внешняя экспансия? 4.Как

оценивает автор значение крестовых походов в Святую землю?

Вот как характеризует А. Я. Гуревич Картину мира средневекового

человека.1

Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой

группировались все культурные и общественные ценности, вся система

представлений о мироздании, была идея бога.

В системе ценностей средневекового человека большое значение имел

потусторонний мир. Он воспринимался людьми как та же реальность, что и мир

материальный . Потусторонний мир иногда даже затмевал собой мир земной.

Под влиянием природных или социальных катастроф люди ожидали скорое

наступление конца света.

Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В

оценке событий и явлений человек исходил из невозможности примирения

возвышенного и неизменного, не видел промежуточных ступеней между

абсолютным добром и абсолютным злом.

4. В системе ценностей общее ставилось выше частного. Это

соответствовало организации общественной жизни человека, который всегда был

членом какой-либо корпорации. Поэтому художники предпочитали

индивидуализации типизацию .

5. Время и пространство для средневекового человека были неразрывно

связаны между собой и с наполняющей их «материей». Поэтому в зависимости от

степени важности тех или иных событий с точки зрения какой-либо идеи

отстоящие друг от друга во времени и пространстве события могли сближаться

и даже восприниматься как происходящие одновременно и в одном месте.

6. Идея была столь же реальна, как и предметный мир, поэтому конкретное

и абстрактное почти не разграничивалось.

7. Новизна в принципе осуждалась. С ней была связана возможность ереси,

а значит заблуждения. Поэтому доблестью считалось следование авторитету. В

связи с этим плагиат не осуждался.

8. Не было представления о детстве как об особом состоянии человека,

поэтому к детям предъявлялись те же требования, что и ко взрослым.

9. Очень большое значение придавалось соблюдению формальных процедур,

той или иной словесной формуле, позе, жесту. Считалось, что подобные

действия имеют магическое значение и сами по себе могут способствовать

успеху.

10. Бедность считалась более богоугодной, чем богатство, поэтому

расточительность ценилась больше, чем бережливость, а отказавшиеся

добровольно от своего состояния пользовались большим уважением.

11. Жизнь и смерть не воспринимались как две противоположности: умершие

могли вернуться к живым, а человеческий коллектив мог включать и ныне

живущих, и мертвых.

12. Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспринимал

природу как свое собственное продолжение, как нечто, с чем он составляет

единое целое, поэтому эстетического восприятия природы не было. В то же

время средневековый человек был уверен в возможности воздействовать на

природу путем магических заклинаний, ведь на себя повлиять не трудно.

13. Большую роль в картине мира играл символ. В любом событии человек

мог увидеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход

событий.

14. Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в

этом не видели ничего комичного. Человек утрировал какое-либо качество,

потому что более эмоционально, чем наш современник, воспринимал мир.

15. Несмотря на единство переходящих порой друг в друга крайностей и

совмещение несовместимого, мировосприятие средневекового человека

отличалось целостностью, доходящей до невозможности его расчленения на

элементы. Эстетика, исторические знания, философия, экономическая мысль

представляли собой нерасчленимое единство, так как все проблемы

рассматривались с точки зрения центральной картины мира - идеи бога. Учения

о прекрасном были ориентированы на постижение бога, история имела смысл

только как осуществление божьего замысла. Рассуждения о богатстве, цене,

труде были составной частью анализа этических категорий. Только в терминах

богословия человек осознавал себя и свой мир.

16. Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве

мироздания. Подобно тому, как во временном ощущали вечное, человек

оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и

конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм (человек)

был дубликатом макрокосма (мироздания).

17. Целостность мировосприятия не предполагала однако его гармоничности

и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священного и

греховного, души и тела, небесного и земного лежали в основе этого

миросозерцания. Они находили опору в контрастах реальной действительности.

Средневековое христианское мировоззрение переводило эти реальные контрасты

в надмировые категории и разрешение противоречий оказывалось возможным в

потустороннем мире. Так христианство выполняло роль компенсаторного

механизма. Однако необходимо отметить, что этот механизм существенно

отличался от того, который предоставлялся человеку восточными религиями.

Христианство все же было чем-то внешним по отношению к жизни большинства

людей: человек мог грешить и каяться. Для человека, следующего

конфуцианству или буддизму, это невозможно: восточные религии - не столько

система идей, сколько образ жизни. Поэтому христианство даже в Средние века

меньше подавляло активность человека и стремление к улучшению своей жизни,

а это создавало принципиальную возможность перестройки цивилизации.

Подведем итоги изучения темы. Цивилизация европейского средневековья

представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей

после Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от

Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации:

резко сократилась численность населения (со 120 млн. чел. в период расцвета

Римской Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.), пришли в упадок города,

замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену

развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась

неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать

Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. В

этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы,

итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки

(английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные

государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие

ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления,

которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних

веках (идея ценности человеческой жизни, представление о том, что

безобразное тело не препятствие для духовного совершенства, внимание к

внутреннему миру человека, убежденность в невозможности появления в

общественных местах в обнаженном виде, идея любви как сложного и

многогранного чувства и многое другое). Сама современная цивилизация

возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в

этом смысле является ее прямой наследницей.

В результате варварских завоеваний на территории Западной Римской

империи образовались десятки варварских королевств. Вестготы в 419 г.

основали в Южной Галлии королевство с центром в Тулузе. В конце V - начале

VI века Вестготское королевство распространилось на Пиренеи и в Испанию.

Столица его была перенесена в город Толедо. В начале V в. свевы и вандалы

вторглись на Пиренейский полуостров. Свевы захватили северо-запад, вандалы

некоторое время жили на юге - в современной Андалузии (первоначально

называлась Вандалусия), а затем основали королевство в Северной Африке со

столицей на месте древнего Карфагена. В середине V.в. на юго-востоке

современной Франции образовалось Бургунское ко- ролевство с центром в

г.Лионе. В Северной Галлии в 486 г. возникло королевство франков. Его

столица находилась в Париже. В 493 г. остготы захватили Италию. Их король

Теодорих царствовал более 30 лет в качестве "короля готов и италиков".

Столицей государства был город Равенна. После смерти Теодориха остготскую

Италию завоевала Византия (555 г.), но ее господство было

непродолжительным. В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды. Столицей

нового государства стал город Павия. На территории Британии к концу VI в.

образовалось семь варварских королевств. Созданные германскими племенами

государства непрерывно воевали между собой, их границы были непостоянны, а

существование большинства из них недолговечно.

Во всех варварских королевствах германцы состовляли меньшинство

населения. (от 2-3% в остготской Италии и вестготской Испании до 20-30% в

государстве франков). Поскольку в результате удачных завоевательных походов

франки расселились впоследствии на значительной части территории бывшей

Западной Римской империи, доля германских народов в среднем несколько

увеличилась, но концентрация франков в Северной Галлии сократилась. Отсюда

следует, что история средневековой Западной Европы - это история по

преимуществу тех же самых народов, что населяли ее в эпоху античности.

Однако общественный и государственный строй на завоеванных территориях

существенно изменился. В V-VI вв. в пределах варварских королевств

сосуществовали германские и позднеримские институты. Во всех государствах

была проведена конфискация земель римской знати - в больших или меньших

масштабах. В среднем, перераспределение собственности затронуло от 1/3 до

2/3 земель. Крупные земельные владения раздавались королями своим

дружинникам, которые тут же переводили оставшихся в римских виллах рабов в

положение зависимых крестьян, уравнивая их с колонами. Мелкие наделы

получали рядовые германцы- общинники. Первоначально община сохраняла

собственность на землю. Таким образом, на территории варварских королевств

сосуществовали крупные вотчины новых германских землевладельцев, в которых

работали превратившиеся в крепостных крестьян бывшие римские колоны и рабы

( по происхождению - часто коренные жители этих мест, обращенные в свое

время в рабство за долги, так как отмененное в Риме долговое рабство

сохранялось в провинциях), римские виллы, где прежние землевладельцы

продолжали вести хозяйство позднеримскими методами, и поселения свободных

крестьянских общин, как германские, так и общин коренного населения. Для

государствен-ного строя также был характерен эклектизм. В городах

продолжали существовать римские городские комитеты, которые теперь

подчинялись варварскому королю. В сельской местности функционировали

народные собрания вооруженных общинников. Сохранилась римская система

налогообложения, хотя налоги были уменьшены и поступали королю. В

варварских государствах сосуществовали две системы судопроизводства.

Действовало германское право- варварские "правды" (для германцев) и римское

право (для римлян и местного населения). Имелось два типа судов. На

территории ряда варварских государств начался синтез позднеримских и

германских институтов, но в полной мере этот процесс, результатом которого

явилось становление западноевропийской средневековой цивилизации,

развернулся в пределах государства франков, которое в VIII- начале IX вв.

превратилось в обширную империю ( в 800 г. Карл Великий был коронован в

Риме папой как "император римлян"). Империя объединила территории

современной Франции, значительную часть будущих Германии и Италии,

небольшой район Испании, а также ряд других земель. Вскоре после смерти

Карла Великого это наднациональное образование распалось. Верденский раздел

империи (843 г.) положил начало трем современным государствам: Франции,

Италии и Германии, хотя их границы тогда не совпадали с теперешними.

Становление средневековой европейской цивилизации происходило также на

территориях Англии и Скандинавии. В каждом регионе Западной Европы

обозначенный процесс имел свои особенности и протекал разными темпами. В

будущей Франции, где римские и варварские элементы были уравновешены, темпы

оказались самыми высокими. И Франция стала классической страной

средневекового Запада. В Италии, где римские институты преобладали над

варварскими, на территориях Германии и Англии, отличавшихся

преваливарованием варварских начал, а также в Скандинавии, где синтеза не

было вообще (Скандинавия никогда не принадлежала Риму), средневековая

цивилизация складывалась медленнее и имела несколько иные формы.

Каковы основные черты цивилизации европейского средневековья?

Громадную роль играли католическая церковь и христианская религия

римско-католического образца. Религиозность населения усиливала роль церкви

в обществе, а экономическая, политическая и культурная деятельность

духовенства способствовала поддержанию религиозности населения в

канонизированной форме. Католическая церковь представляла собой жестко

организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главе

с первосвященником - папой римским. Поскольку это была надгосударственная

организация, папа имел возможность через архиепископов, епископов, среднее

и низшее белое духовенство, а также монастыри быть в курсе всего, что

происходило в католическом мире и проводить свою линию через те же

институты . В результате союза светской и духовной власти, возникшего

вследствии принятия франками христианства сразу в католическом варианте,

франкские короли, а затем и государи других стран делали церкви богатые

земельные пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным

землевладельцом: она владела одной третью всех обрабатываемых замель

Западной Европы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство в

принадлежащих ей владениях, католическая церковь представяла собой реальную

экономическую силу, что было одной из причин ее могущества. Долгое время

церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В

монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались

применительно к потребностям теологии античные философы, прежде всего,

кумир средних веков Аристотель. Школы первоначально имелись только при

монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с

церковью. Монополия католической церкви в области культуры приводила к

тому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а все

науки были подчинены теологии и пропитаны ею. Церковь выступала

проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы

поведения всему обществу. Она выступала против бесконечных усобиц,

призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать некоторые

правила по отношению друг к другу. Духовенство заботилось о стариках,

больных и сиротах. Все это поддерживало авторитет церкви в глазах

населения. Экономическая мощь, монополия на образованность, моральный

авторитет, разветвленная иерархическая структура способствовали тому, что

католическая церковь стремилась играть в обществе руководящую роль,

поставить себя выше светской власти. Борьба государства и церкви проходила

с переменным успехом. Достигнув максимума а XII-XIII вв. могущество церкви

впоследствии стало падать и победила в конечном итоге королевская власть.

Окончательный удар светским притязаниям папства нанесла Реформация.

Общественно-политический строй, утвердившийся в Средние века в

Европе, в исторической науке принято называть феодализмом. Это слово

происходит от названия земельного владения, которое представитель

господствующего класса-сословия получал за военную службу. Владение это

называлось феод. Не все историки считают, что термин феодализм удачен,

поскольку понятие, положенное в его основу, не способно выразить специфику

среднеевропейской цивилизации. Кроме того, не сложилось единого мнения по

вопросу о сущности феодализма. Одни историки видят ее в системе

вассалитета, другие - в политической раздробленности, третьи - в

специфическом способе производства. Тем не менее, понятия феодальный строй,

феодал, феодально зависимое крестьянство прочно вошли в историческую науку.

Поэтому постараемся дать характеристику феодализма, как общественно-

политического строя, свойственного европейской средневековой цивилизации.

Характерной чертой феодализма является феодальная собственность на

землю. Во-первых, она была отчуждена от основного производителя. Во-вторых,

носила условный, в-третьих - иерархический характер. В-четвертых, была

соединена с политической властью. Отчуждение основных производителей от

собственности на землю проявлялось в том, что земельный участок, на котором

работал крестьянин, являлся собственностью крупных землевладельцев -

феодалов . Крестьянин имел ее в пользовании . За это он был обязан или

работать на господском поле сколько-то дней в неделю или платить оброк -

натуральный или денежный. Поэтому эксплуатация крестьян носила

экономический характер. Внеэкономическое принуждение - личная зависимость

крестьян от феодалов - играла роль дополнительного средства. Эта система

отношений возникла с оформлением двух основных классов средневекового

общества: феодалов(светских и духовных) и феодально зависимого

крестьянства.

Феодальная собственность на землю носила условный характер, так как

феод считался пожалованным за службу. Со временем он превратился в

наследственное владение, но формально за несоблюдение вассального договора

мог быть отобран. Иерархически характер собственности выражался в том, что

она была как бы распределена между большой группой феодалов сверху вниз,

поэтому полной частной собственностью на землю не обладал никто. Тенденция

развития форм собственности в средние века заключалась в том, что феод

постепенно становился полной частной собственностью, а зависимые крестьяне,

превращаясь в свободных( в результате выкупа личной зависимости),

приобретали некоторые права собственности на свой земельный участок,

получая право продать его при условии выплаты феодалу особого налога.

Соединение феодальной собственности с политической властью проявлялось в

том, что основной хозяйственной, судебной и политической единицей являлась

в Средние века крупная феодальная вотчина- сеньория. Причиной этого была

слабость центральной государственной власти в условиях господства

натурального хозяйства. В то же время в средневековой Европе сохранялось

некоторое количество крестьян-аллодистов - полных частных собственников.

Особенно много их было в Германии и Южной Италии.

Натуральное хозяйство - существенный признак феодализма, хотя и не

такой характерный, как формы собственности, поскольку натуральное

хозяйство, в котором ничего не продается и не покупается, имелось и на

Древнем Востоке, и в Античности. В средневековой Европе натуральное

хозяйство существовало примерно до XIIIв., когда оно начало превращаться в

товарно-денежное под влиянием роста городов.

Одним из важнейших признаков феодализма многие исследователи считают

монополизацию военного дела господствующим классом. Война была уделом

рыцарей. Это понятие, обозначавшее первоначально просто воина, со временем

стало обозначать привилегированное сословие средневекового общества,

распространившись на всех светских феодалов. Однако необходимо отметить,

что там, где существовали крестьяне-аллодисты, они, как правило, имели

право носить оружие. Участие в крестовых походах зависимых крестьян также

показывает неабсолютность этого признака феодализма.

Феодальное государство, как правило, характеризовалось слабостью

центральной власти и рассредоточенностью политических функций. На

территории феодального государства часто имелся целый ряд фактически

независимых княжеств и вольных городов . В этих мелких государственных

образованиях иногда существовала диктаторская власть, так как некому было

противостоять крупному земельному собственнику в пределах небольшой

территориальной единицы.

Характерным явлением средневековой европейской цивилизации начиная с

XI в. были города. Вопрос о соотношении феодализма и городов является

дискуссионным. Города постепенно разрушили натуральный характер феодального

хозяйства, способствовали освобождению крестьян от крепостной зависимости,

содействовали возникновению новой психологии и идеологии. В то же время,

жизнь средневекового города была основана на свойственных средневековому

обществу принципах. Города были расположены на землях феодалов, поэтому

первоначально население городов находилось в феодальной зависимости от

сеньоров, хотя она и была слабее, чем зависимость крестьян. Средневековый

город имел в своей основе и такой принцип как корпоративность. Горожане

были организованы в цехи и гильдии, внутри которых действовали

уравнительные тенденции. Сам город также представлял собою корпорацию.

Особенно явно это проявилось после освобождения от власти феодалов, когда

города получили самоуправление и городское право. Но именно благодаря тому,

что средневековый город представлял собой корпорацию, после освобождения он

приобрел некоторые черты, роднившие его с городом античности. Население

состояло из полноправных бюргеров и не являющихся членами корпораций:

нищих, поденщиков, приезжих. Превращение ряда средневековых городов в

города-государства ( как это было в античной цивилизации) также показывает

оппозициозность городов феодальному строю. По мере развития товарно-

денежных отношений на города стала опираться центральная государственная

власть. Поэтому города способствовали преодолению феодальной

раздробленности - характерной черты феодализма. В конечном итоге

перестройка средневековой цивилизации произошла именно благодаря городам.

Средневековой европейской цивилизации была свойственна также

феодально-католическая экспансия . Ее наиболее общей причиной был

экономический подъем XI-XIII вв., вызвавший рост народонаселения, которому

стало не хватать пропитания и земель. (рост народонаселения опережал

возможности развития хозяйства). Основными направлениями этой экспансии

были крестовые походы на Ближний Восток, присоединение Южной Франции к

французскому королевству, Реконкиста (освобождение Испании от арабов),

походы крестоносцев в Прибалтику и славянские земли. В принципе, экспансия

не является специфической чертой средневековой европейской цивилизации. Эта

черта была свойственна Древнему Риму, Древней Греции( греческая

колонизация), многим государствам Древнего Востока.

Картина мира средневекового европейца уникальна. Она содержит такие

свойственные древневосточному человеку черты, как одновременное

сосуществование прошлого, настоящего и будущего, реальность и предметность

потустороннего мира, ориентация на загробную жизнь и на потустороннюю

божественную справедливость. И в то же время через пронизанность

христианской религией этой картине мира органически присуща идея прогресса,

направленного движения человеческой истории от грехопадения к утверждению

на земле тысячелетнего (вечного) царства божьего. Идеи прогресса не было в

античном сознании, оно было ориентировано на бесконечное повторение одних и

тех же форм и на уровне общественного сознания это явилось причиной гибели

античной цивилизации. В средневековой европийской цивилизации идея

прогресса сформировала направленность на новизну, когда развитие городов и

все связанные с этим изменения сделали необходимыми перемены.

Внутренняя перестройка этой цивилизации (в рамках средневековья)

началась в 12 веке. Рост городов, их успехи в борьбе с сеньорами,

разрушение натурального хозяйства в результате развития товарно-денежных

отношений, постепенное ослабление, а затем (14-15 века) и почти

повсеместное прекращение личной зависимости крестьянства, связанное с

развертыванием денежного хозяйства в деревне, ослабление влияния

католической церкви на общество и государство как следствие усиления

королевской власти, опиравшейся на города, уменьшение воздействия

католицизма на сознание в результате его рационализации ( причина -

развитие теологии как науки, основанной на логическом мышлении), появление

светской рыцарской и городской литературы, искусства, музыки- все это

постепенно разрушало средневековое общество, способствуя накоплению

элементов нового, того, что не вписывалось в стабильную средневековую

общественную систему. Переломным считается 13 век. Но становление нового

общества происходило крайне медленно. Эпоха Возрождения, вызванная к жизни

дальнейшим развитием тенденций 12-13 вв., дополненными зарождением

раннебуржуазных отношений, представляет собой переходный период. Великие

географические открытия, резко расширевшие сферу влияния европейской

цивилизации, ускорили ее переход в новое качество. Поэтому многие историки

рассматривают конец 15 века как границу между Средними веками и Новым

временем.

1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.