|
Движения декабристовДвижения декабристовОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. 2000, N 6. С. 102-115., М.А. РАХМАТУЛЛИН, НОВОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ПО ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ СОСТОЯЛОСЬ (1) |В год 175-летия восстания декабристов с особенным удовлетворением | |можно утверждать о реальном увеличении числа тематических изданий по | |отечественной истории. Санкт-Петербургским филиалом Института | |Российской истории РАН подготовлены и изданы уже три его выпуска. | |Редактор-составитель сборников П.В. Ильин установил для своего детища| |самую высокую научную планку, смело взяв в качестве | |"ориентира-образца" блестящие декабристоведческие сборники 1920-х гг.| |с их уникальным авторским составом в лице выдающихся историков и | |литературоведов П.Е. Щеголева, Ю.Г. Оксмана, А.Е. Преснякова, Н.К. | |Пиксанова, С.Н. Чернова, Б.Л. Модзалевского и др. Определены и | |основные принципы, которым обещает следовать составитель нового | |издания: "Свобода выбора жанра и темы исследования,формы подачи, | |свобода от обязательных идеологических формул" (I, с. 4). | |Однако на пути достижения заявленной цели стоят сегодня очевидные | |трудности, связанные с падением по известным причинам интереса к | |декабристской тематике и, как следствие, - разрывом в подготовке | |квалифицированных кадров. Остается надеяться на то, что материалы | |стартовых выпусков нового сборника пробудят прежний интерес к этой | |традиционной для отечественной историографии теме со множеством все | |еще не решенных вопросов. Поэтому целиком оправдано заявление | |редактора сборников об их открытости "не только для | |специально-исторических работ, но и для трудов литературоведов, | |культурологов, философов - всех, кто занимается изучением | |декабристского времени" (там же, с. 5). | |В трех увидевших свет выпусках опубликовано 28 материалов 19 авторов.| |Распределение публикаций по разделам показывает, что в чисто | |количественном плане предпочтение отдается собственно | |исследовательским материалам - их 13. Раздел "Источники" представлен | |семью, "Историография" - шестью материалами. Есть и две рецензии на | |сравнительно недавно вышедшие работы по декабристской теме. | |Парадоксально, но факт: после более чем полуторавекового интенсивного| |изучения декабристского движения одним из центральных все еще | |остается вопрос о том кого считать декабристом. На сегодняшний день | |он не имеет однозначного, строго научного решения, и в поисках выхода| |из этой явно ненормальной ситуации С.Е. Эрлих в статьях "Декабристы | |"по понятиям": определения словарей (1863-1998)" (II, с. 283-302) и | |"Кого считать декабристом? Ответ советского декабрист-сведения (по | |материалам библиографических указателей 1929-1994 гг.)" (III, с. | |258-313) детально прослеживает эволюцию понятия "декабристы" и | |приходит к выводу, что "весь спектр будущих определений" и всей | |последующей разноголосицы заложили сами декабристы - П.Н. Свистунов, | |И.Д. Якушкин, Д.И. Завалишин. Данные ими дефиниции исследователь | |делит на два различных типа, для удобства анализа условно | |обозначенных как "преступление" (участие в тайных обществах и | |антиправительственных выступлениях) и "наказание" (репрессии, которые| |подразделяются на арест во время следствия, судебное и | |административное наказание). При этом Эрлих обращает внимание на | |наиболее существенное, на его взгляд: если определения "участники | |восстания 14 декабря" и "члены тайных обществ" дают твердое основание| |однозначно | |установить, является ли тот или иной деятель декабристом, то | |определение "лица, пострадавшие вследствие возмущения", не столь | |корректно. Ведь очень сложно установить, кто именно подразумевался | |под "пострадавшими": только наказанные в судебном порядке, или и те, | |кто был арестован во время следствия и понес то или иное | |административное наказание, или, добавим, и те, кто был освобожден | |из-под ареста с "оправдательным аттестатом", а также вообще "оставлен| |без внимания" по высочайшему повелению. | |В последующем тексте автор, проанализировав имеющиеся в 54 изданиях | |определения, выявляет общие тенденции содержательного наполнения | |термина "декабристы" и выделяет два больших этапа в развитии этого | |понятия: "На первом, дореволюционном этапе применяются исключительно | |прикладные ("формальные") определения". Причем их эволюция от узкого | |толкования ("участники восстания 14 декабря") к расширительному | |("члены тайных обществ") идет в направлении все более адекватного, | |как считает автор, наполнения содержания устанавливаемого понятия. Но| |на послереволюционном этапе все меняется - с 1924 г. "начинает | |доминировать ценностное ("сущностное") определение "революционеры". | |"Подкрепленное авторитетом В.И. Ленина, - замечает Эрлих, - оно (с | |начала 60-х гг.) становится единственным и по инерции (только ли? - | |М.Р.) воспроизводится даже в постсоветское время" (II, с. 299). | |Сам Эрлих, основываясь на большей частоте употребления определения | |декабристов как "членов тайных обществ", склоняется к тому, что | |именно этот подход является наиболее продуктивным для определения | |понятия "декабристы" (там же, с. 292). Но тут же возникает вопрос: а | |как быть, например, с А.Е. Розеном (и далеко не с ним одним!), | |который не принадлежал к тайным обществам, но в правомерности | |отнесения его к декабристам за действия в день 14 декабря вроде бы | |никто не сомневается? | |Казалось, ответ на этот вопрос читатель получит из статьи того же | |автора под многообещающим названием "Кого считать декабристом?" Ее | |общая цель, как определяет сам автор, "выявить практические критерии | |отнесения к декабристам в советский период" (III, с. 261). Для этого | |ему необходимо было решить три задачи: составить сводный список | |участников тайных обществ первой четверти XIX в. и лиц, привлеченных | |к следствию по делу о тайных обществах; определить, какие лица из | |этого списка считались декабристами в советской историографии; | |попытаться выявить реальные критерии причисления к декабристам | |деятелей первой четверти XIX в. (там же, с. 261-262). | |Две первые задачи, хотя и не без труда, как показал автор, решаемы. | |Результаты проделанной работы обобщены в таблице и приложении, | |включающих сведения о 667 лицах, пока еще только претендующих на то, | |чтобы называться декабристами. И сразу же бросается в глаза тот факт,| |что весь этот систематизированный материал в первую очередь наглядно | |демонстрирует существующий разнобой в мнениях и критериях отнесения | |тех или иных конкретных лиц к числу декабристов. Причем определяется | |это не личными вкусами исследователей. Научному осмыслению понятия | |"декабристы" прежде всего мешает подмеченная В.М. Нечкиной еще в | |конце 1970-х гг. особенность - общекультурное употребление слова | |"декабристы": "Оно и достояние художественной литературы, | |одушевленное звено поэтической строки, частый спутник | |историко-литературного исследования, нередкий гость журналистики и | |политической речи" (2). Но, по заключению Эрлиха, солидарного в | |данном случае с мнением А.А. Керсновского, был и остается более | |значимый фактор-помеха на пути решения проблемы - "культ пяти | |повешенных и сотни сосланных в рудники", на котором было "основано | |все политическое миросозерцание русской интеллигенции" (3). | |В результате "декабристская легенда", получившая под гениальным пером| |Герцена законченное литературное воплощение, - подытоживает Эрлих, - | |является священным текстом интеллигенции". Именно эта сакральная | |окраска понятия "декабристы" препятствует его научному осмыслению | |(там же, с. 261). | |Теперь, когда, казалось, "найдено" основное препятствие, устранение | |которого обеспечит решение проблемы, - все карты в руки автора | |заключения для реализации поставленной им задачи: "Попытаться выявить| |реальные (выделено мною. - М.Р.) критерии причисления к декабристам | |деятелей первой четверти XIX в." | |Намечаемый Эрлихом путь внешне кажется простым и сводится к сравнению| |интенсивности проявления различных признаков "декабристов" в группах | |"несомненных", "сомнительных" декабристов и "недекабристов". Среди | |множества признаков автор выделяет два "интегральных критерия" - | |участие в тайных обществах и антиправительственных выступлениях и | |репрессии, которые можно подразделить на арест во время следствия, | |судебное и административное наказание (там же, с. 269). | |И опять возникает вопрос: если определение "интегральный" означает не| |что иное, как нечто неразрывно связанное, цельное, единое, то как | |быть в тех случаях, когда отсутствует один из признаков? | |Приведенный пример Розена и других участвовавших в противоправных | |действиях, но не являвшихся членами тайных обществ, существенно | |расширится за счет тех, кто, напротив, состоял в них, но не | |участвовал в антиправительственных выступлениях и, более того, в | |критические дни оказался на стороне правительственных войск, даже не | |попытавшись чем-либо помочь сотоварищам-единомышленникам. К тому же | |автор выделяет и другое, главное, на его взгляд, затруднение: | |"Членство в тайных обществах не всегда просто установить". Есть | |сложность и другого рода - характерное для советской историографии | |стремление к тому, чтобы едва ли не все тайные общества первой | |четверти XIX в. считать декабристскими или, в крайнем случае, | |близкими им по духу. Однако допустим, что оба эти препятствия | |преодолимы (что действительно возможно) и остается, наконец, внятно | |назвать устанавливаемые автором "реальные критерии". Но вместо этого | |мы видим другое: выявленное (напомним: по материалам | |библиографических указателей 1929-1994 гг.) им процентное соотношение| |в группах "несомненных", "сомнительных" декабристов и | |"недекабристов", лиц, подвергнутых различным видам репрессий, как | |оказывается, "позволяет предположить, что осуждение Верховным | |уголовным судом, вопреки всем теоретическим рассуждениям, - главный | |признак причисления к декабристам". Так, по подсчетам автора, 110 | |(91,66%) из 120 осужденных ВУС отнесены к "несомненным" декабристам, | |остальные (8,34%) - к "сомнительным". Такого "кучного распределения, | |- заключает он, - не имеет ни один [другой] признак" (там же, с. | |273). Казалось бы, все ясно. Но нет. Как выясняется, "в группе | |"несомненных" декабристов 12 лиц не принимали участия ни в | |декабристских тайных обществах, ни в антиправительственных | |выступлениях... 7 из них были репрессированы" (там же, с. 274). | |Точно такие же тенденции характерны и для группы "сомнительных" | |декабристов: из 11 лиц, не состоявших в декабристских тайных | |обществах и не замешанных в антиправительственных выступлениях, 7 | |понесли наказание. В то же время из 71 "теоретического" (термин | |Эрлиха) декабриста (т.е. являвшегося членом тайного общества или же | |участником выступлений) 34 его избежали. Таким образом, налицо | |полнейшая неразбериха при отнесении тех или иных лиц к числу | |декабристов или недекабристов. | |Предлагаемые автором выходы из тупиковой ситуации не обрели, к | |сожалению, ясного и четкого звучания и в заключительной части статьи | |в конечном счете свелись к повторению уже сказанного по ходу | |изложения: "...Употребление понятия "декабрист" учеными-историками не| |избавило его от вненаучных значений, связанных с представлением о | |декабристах как "священных предках". Давление этих интеллигентских | |представлений влияло на практику причисления к декабристам... Логика | |развития понятия "декабристы" требует избавления его от вненаучных | |смыслов, т.е., прежде всего, полной десакрализации обозначаемого им | |явления"[1] (там же, с. 280). | |Именно отказ от идеологизированного понятия "декабристы" позволит, на| |взгляд автора, ответить на вопрос: кого считать декабристом? | |Но так ли это? К чему может привести безоговорочное воплощение в | |жизнь этого общего призыва к "полной десакрализации"? К тому, что к | |декабристам будут отнесены все те, кто когда-либо состоял в тайных | |обществах, но не принимал живого участия в их деятельности, толком не| |зная ни их целей, ни определяемых "вождями" задач (все еще не | |решенная проблема соотношения декабристского "ядра" и "периферии"), и| |постепенно выпавшие из движения; те, кто был активен, но в корыстных | |интересах или по убеждению стал предателем; те, кто в решающий момент| |просто-напросто струсил и тем тоже предал общее дело и т.д. Прямого | |ответа на эти и другие аналогичного характера недоумения Эрлих не | |дает, хотя не принимает существующее суждение о необходимости замены | |"идеологизированного" понятия "декабристы" на обозначение "участники | |тайных обществ": оно "громоздко... неполно, так как не включает | |участников вооруженных выступлений, не являвшихся "участниками тайных| |обществ"[2] (там же, с. 280). | |Но как раз по этому пути, кажется, склонны идти В.А. Пушкина и П.В. | |Ильин, предпринявшие попытку создания "достоверного", основанного | |главным образом на следственных показаниях "списка с поименным | |перечислением известных членов декабристских обществ" (II, с. 13) в | |материале "Персональный состав декабристских тайных обществ | |(1816-1826). Справочный указатель" (там же, с. 9-77). Это, на взгляд | |авторов, позволит "установить, кто являлся членом тайного общества (и| |какого), а кто нет, и в конечном счете - определить, кого следует | |считать декабристом" (там же, с. 13. Выделено авторами. - М.Р.). | |Заметим, что декабристскими организациями они считают "тайные | |политические общества (конспиративные организации, преследующие цель | |изменения социального строя, политической системы и, в частности, | |государственного устройства), участники которых организовали военные | |выступления 14 декабря 1825 г. в Петербурге и 29 декабря 1825 - 3 | |января 1826 г. под Киевом, а равным образом тайные политические | |общества, хронологически предшествующие вышеуказанным и связанные с | |ними преемственностью в главной политической цели (введение | |конституционного правления, ограничение действия крепостного права и | |других сословно-феодальных институтов) и в персональном составе, в | |частности - единым кругом основателей и руководящих членов" (там же, | |с. 14). | |Исходя из этих чрезмерно громоздких критериев, авторы включили в | |указатель списки участников 11 тайных обществ. В него введены три | |дополнительных раздела, без которых список лиц, принадлежавших к | |декабристам, был бы неполон. Это - участники выступления 14 декабря, | |не состоявшие в тайных обществах; участники совещаний членов | |Северного общества накануне 14 декабря 1825 г., не принявшие участия | |в выступлении; участники выступления Черниговского пехотного полка, | |не состоявшие в тайных обществах (там же, с. 17-18). В результате в | |список вошли 704 человека (629 членов 11 "декабристских" тайных | |обществ и 75 человек, относящихся к трем другим категориям). Если же | |к этому числу прибавить тех, кто пока еще скрывается под авторскими | |загадочными указаниями о том, что "количество невыявленных участников| |не менее 70-80" или "не более 3-4 человек", следующими после почти | |каждого перечня персонального состава обществ (эти указания большей | |частью никак не комментируются авторами), то список разбухнет до 896 | |человек. Кого из них считать декабристами, а кого нет, авторы | |конкретно не указывают, ибо, судя по всему, в данном случае это не | |входило в их задачу. | |Пути установления среди них тех, кто в полной мере отвечает понятию | |"декабрист", в статье "Биографический справочник "Декабристы": итоги | |и проблемы декабристской биографии (К 10-летию со времени выхода в | |свет)" (III, с. 203-257) пытается наметить соавтор предыдущей статьи | |П.В. Ильин. Он убежден, что именно их общий с В.А. Пушкиной указатель| |станет "отправной точкой для создания справочника декабристов в | |настоящем значении этого слова, в основе которого лежало бы | |установление факта и степени принадлежности к тайным обществам и | |участия в военных выступлениях" (там же, с. 221). Таким образом, мы | |опять-таки имеем дело все с тем же, что и у С.Е. Эрлиха, | |"интегральным" подходом. Правда, есть важное дополнение - необходимо | |определить "степень принадлежности к тайным обществам" или, говоря | |по-другому, степень реального участия в их деятельности того или | |иного лица... | |Что касается конкретного содержания статьи, то после обстоятельного | |разбора вышедшего в 1988 г. биографического справочника "Декабристы",| |справедливо оцененного как "серьезный вклад в биографическое изучение| |декабристов" (там же, с. 211), П.В. Ильин более десяти лет спустя | |задается все теми же тесно связанными между собой вопросами, | |затронутыми автором этих строк в рецензии на это издание в 1989 г.: | |принципиальная идея справочника, его структура, полнота и точность | |биографических данных и материалов других разделов (4) (там же, с. | |212). Ныне Ильин представил более развернутые конструктивного | |характера соображения, могущие оказать позитивное влияние на решение | |фундаментальной проблемы декабристоведения: кто должен считаться | |декабристом и на каком основании. Им же сделаны и конкретные | |дополнения, уточнения, поправки к биографическим данным последнего | |"Алфавита". Они, в частности, показывают, что источниковая база | |декабристоведения еще далеко не исчерпана. | |Внимание читателей, несомненно, привлечет историографическая статья | |А.Б. Шешина "Об изучении и обобщении истории движения декабристов | |(критические заметки о советском декабристоведении 1950-х - начала | |1990-х гг.)" (II, с. 239-282). Ее общая цель - показать не только | |успехи советского декабристоведения, но и вскрыть имевшие в ней место| |издержки идеологического характера, отсутствие действительно научной | |критики источников в большинстве работ, нередкое игнорирование не | |соответствующих заранее определенным схемам фактов, незнание | |исследователями европейских событий или сознательное смещение их во | |времени опять-таки в угоду всякого рода ненаучным соображениям и т.д.| |Все это без сентенций и эмоций, аргументированно показывается на | |примере конкретного анализа содержания десятков работ, в том числе и | |самых именитых авторов. | |Особое место в статье отведено критическому разбору книги В.А. | |Федорова "Декабристы и их время" (М., 1992). Повышенное внимание | |автора к работе известного декабристоведа не случайно, поскольку в | |ней Федоров ставил задачу обобщить весь накопленный историками | |материал после выхода в свет в 1955 г. капитального двухтомника М.В. | |Нечкиной "Движение декабристов". Не имея возможности воспроизвести | |здесь порой достаточно острую полемику Шешина с Федоровым, приведем | |лишь его ключевые оценки этой книги: Федоров не всегда "смог | |отказаться от старых представлений"; "следовало назвать книгу более | |скромно..., обобщающая книга "Декабристы и их время" еще не написана"| |(там же, с. 266, 276). По мнению Шешина, для создания такого | |обобщающего труда следует прежде всего освободиться из плена | |ленинских "указаний", всесторонне изучить роль либерализма и | |просветительства в формировании декабризма. Необходимо и воссоздание | |фактической истории тайных обществ, еще не изученных до конца, с | |исправлением ошибок и искажений, допущенных советскими | |декабристоведами, с "очисткой" ее от измышлений и необоснованных | |предположений. Автор настаивает на том, что "декабристов нужно | |изучать... не как предшественников большевиков и революционных | |демократов", а в первую очередь "как людей своего времени, вместе с | |их эпохой", не опасаясь противоречащих общепринятым взглядам выводов | |(там же, с. 276-277). | |А.Н. Цамутали в своей 4-страничной заметке с широковещательным | |названием "Декабристы и освободительное движение в России. Некоторые | |вопросы историографии" (I, с. 91-94) говорит о различных точках | |зрения по вопросу о характере декабристского движения. С одной | |стороны, он ссылается на Л.Б. Нарусову, сделавшую в 1995 г. на | |конференции, посвященной 170-летию восстания декабристов довольно | |рядовой доклад "Нравственные уроки декабризма", в котором, почти | |буквально повторив (без ссылки) слова М.Н. Волконской о подвиге | |самопожертвования декабристов во имя своих убеждений, она отметила, | |что взгляд на них как на родоначальников революционного движения в | |нашей стране если не устарел, то во всяком случае, требует серьезной | |корректировки и некоторого [?] осмысления. Для нее "несомненно", что | |декабристы представляли собой либеральное, "освободительное движение | |самой высокой пробы". Вместе с тем Цамутали приводит мнение | |вступившего в полемику с Нарусовой А.Д. Марголиса: "Не следует | |безоговорочно отбрасывать ленинскую периодизацию освободительного | |движения"; "попытка представить декабристов деятелями либерального | |лагеря... весьма уязвима". В завершение Цамутали все же пишет, что | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |