бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гегель о государстве

система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и

всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля

относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи

социально-экономических и политических сфер гражданского общества и

государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих

связей и соотношений.

“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный

дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и

знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”[46]

Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в

государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.[47]

Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два

вывода:

во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с

интересами отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении

отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом

государства”.[48]

во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для

охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в

обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина

означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их

существования в государстве.

“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к

индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает

из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в

государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по

мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и

субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях

руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими

всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет

идеям французской революции.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для того,

чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что

борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями -

“пустым мнением”.

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.

“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно,

между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он,

как спящий дух”.[49] Но так как дух в философии Гегеля есть лишь

философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство

осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. благодаря этому

Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства

Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога”.[50]

Гегелевская идея государства представляет собой правовую

действительность, в иерархической структуре которой государство, само

будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство.

Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к

развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в

которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная

независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и

конституционное правление.

Представление о таком государстве отражают ряд существенных

характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и

в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-

правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени

находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея

государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле -

долженствованием, а не действительностью.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат

атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм,

а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,

индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их

автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе

- свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя

свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права:

государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое

образование, как единый организм, как конституционная монархия, как

“политическое государство” - являются взаимосвязанными аспектами единой

идеи государства.[51]

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении

синтезируется с доктриной “господства права”; результатом этого синтеза и

является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля

само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные

права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства,

гегелевская концепция права и государства представляет собой специфический

этатистский вариант буржуазной доктрины “господства права”.

Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности

обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право,

справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее

государства.

Гегелевская этатическая версия правового государства существенно

отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и

либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм

правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция,

право и закон.

Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона и

Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности воли и

индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует

субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и

объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что

государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по

отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя

всеобщая воля.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального

государства;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное

государство. В своем развитом и разумном виде такое государство

представляет собой основанную на разделении властей конституционную

монархию.

Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое

государство являются: законодательная власть, правительственная власть и

власть государя.

Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает

надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного

ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность

каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он

выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все

власти исходят из мощи целого и являются его “текучими членами”. В

господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей

государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего

суверенитета государства.

Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и

обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя

характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной

конституционной монархии объективная сторона государственного дела

определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое

субъективное “я хочу”.[52]

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную,

определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные

случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений

монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства

и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная

составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное

сознание и образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его

главной опорой государства “в отношении законности и интеллигентности”.[53]

Законодательная власть, по характеристике Гегеля, - это власть

определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное

собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит

из владельцев майоратного имения. палата же депутатов образуется из

остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по

корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем

индивидуального голосования.

Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного

собрания, свободу печати и публичных сообщений.

В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически

прогрессивные позиции, был сторонником конституционной монархии и

законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы

договоров, суда присяжных.

высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой

идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как

самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция

государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем

единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами

отдельных лиц и их объединений.

По мнению Гегеля “нравственный момент войны не следует рассматривать

как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...”[54]

Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его

вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную

армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область

проявления внешнего государственного права. Международное право - это, по

Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее

государственное право (положительное право, законодательство), а лишь

долженствование.

Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в

естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права

и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между

государствами.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к

согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной. Вместе с тем,

даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие

принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и

возможность мира.

В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их

соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по

отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их.

Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре

всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский,

которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия,

античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

“Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир

знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны”.[55]

В своих взглядах на всемирную историю, Гегель, конечно, возвеличивал

германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии.

Известная некритичность и приукрашивание существующих реалий

диктовались уже общеметодологическими установками гегелевского объективного

идеализма.

Гегелевская концепция “разумного государства” в виде конституционной

монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований

тогдашней полуфеодальной Германии.[56]

сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-

историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-

правовом плане представляет собой право в его системно-развитой

целостности, то есть правовое государство.

таким образом Гегель восхваляет государство как идею (то есть

действительность) права, как правовое государство, как такую организацию

свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства

опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют

лишь в государственно-правовых формах. В этом радикальное отличие как

обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое

правовое ограничение государственной власти и саму идею правового

государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в

организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для

политического механизма террора.[57]

Согласно гегелевской диалектике понятие права, движению от абстрактных

форм права к конкретному праву государственного целого, находящему свое

идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой

рецидив исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия,

неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической

нравственной целостности.

Заключение

Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на

последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала

довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и

критических оппозиционных воззрений.

Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не

омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность,

сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с

наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала

своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и

горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы,

а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал

все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана.

поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и

иных многообразных связях с современностью - продолжается.[58]

Список использованной литературы:

1.Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт

философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г.

2.Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 3. Москва, 1977 г.

3. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. т. 3. Москва. 1972 г.

4.А.Т. Дворцов. Гегель. Из-во Наука. Москва. 1972г.

5.Н.О. Лосский. История русской философии. М. “Высшая школа”, 1991 г.

6.Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во

Наука. М. “Наука”. 1989 г.

7.В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.

8.История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М. Юрид.

литература. 1988 г. под редакцией д.ю.р. наук, проф. В.С. Нерсесянца.

9.Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.

“Наука”, 1989 г.

10.А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-

правовая теория. Гос-ное из-во юридической литературы. М. 1963 г.

11.А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во. Центр, 1996 г.

12.Философия. Учебное пособие для вузов. Из-во Юрист, М. 1996 г.

-----------------------

[1] А.А. Плотковский. Учение Гегеля о праве и государстве. Гос-ное изд-во

юрид. литературы, М. с. -8

[2] Гегель. Наука логики. Соч. т. v М. 1937, с. - 28

[3] Философия. Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов. Юрист.

М.-1996. С. - 163

[4] Гегель. Наука логики. Т. 3. М. 1972, с. - 289

[5] Гегель. Наука логики. Т. 3.М. 1972, с. 288-289

[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23. стр. 22

[7] А.Г. Дворцов. Гегель. Из-во “Наука”, м._1972. с. - 66

[8] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма.М. “Наука”.

с. - 300

[9] Философия ч. 1 .История философии. Юрист. М. 1996. с. - 175

[10] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”.

с. - 294

[11] Гегель. Философия права. Соч. т. 7. стр. 268-269.

[12] Гегель. Энциклопедия философских наук. ч. 1. с. - 205

[13] Там же. с. - 206

[14] Гегель. Наука логики. т. V с. - 520

[15] А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во “Центр”. 1996 г.

[16] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии.

Издательство “Мысль”, Москва - 1990 г.

[17] Там же

[18] Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. из-во

“Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 60.

[19] Там же . ст. 59

[20] Гегель . Наука логики. Т. 3 . Москва, 1972 г. с. - 289

[21] Там же. с. - 296

[22] Там же. с. - 297

[23] Гегель . Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-

во “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 247

[24] Там же. с. - 62

[25] Там же. с. - 62

[26] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983, с. - 20

[27] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III, с. - 102

[28] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Изд-

во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 64

[29] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“мысль”, Москва - 1990, с. - 65

[30] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-

правовая теория. , Москва, 1963, с. - 96

[31] Там же.

[32] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“Мысль”, Москва, 1990. с.- 69

[33] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-

правовая теория. М. 1963, с. - 120

[34] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“Мысль”. Москва, 1990. с. - 73

[35] Там же. с. - 76

[36] Там же. с. - 122

[37] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“мысль”. Москва, 1990. с. - 129

[38] Гегель. Соч. т. I стр. 238

[39] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“Мысль”, Москва, 1990, с. - 109

[40] Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 1, Москва, 1977, с.- 281

[41] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Изд-во

“Наука”, М.- 1970 г. с. - 30

[42] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“Мысль”, Москва, 1990 г. с. - 228

[43] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во

“Наука”, М., 1970 г.

[44] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“Мысль”, Москва, 1990, с. - 274

[45] Там же. с. - 284

[46] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“Мысль”. Москва, 1990, с. - 263

[47] Там же. с. - 263

[48] Там же. с. - 264

[49] Гегель. Философия права. Академия наук СССР .Институт философии. Из-во

“Мысль”, Москва, 1990, с. - 266

[50] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-

правовая теория. Москва, 1963

[51] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.

[52] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во

“Мысль”. Москва - 1990. с. - 319

[53] Там же. с. - 336

[54] Там же. с. - 359

[55] Гегель. Философия истории. с. -98

[56] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983

[57] А.Т. Дворцов. Гегель// Наука, М. 1972, с. - 69

[58] В.С. Нерсесянц. вст. ст. с. - 42

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.