бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Григорий Ефимович Распутин: герой своего времени

Григорий Ефимович Распутин: герой своего времени

Министерство просвещения Российской Федерации

Научное общество учащихся

Реферат

Тема: Григорий Ефимович Распутин: герой своего времени

Автор: ученик 9а класса

Мажоров Артём Александрович

Научный руководитель:

учитель истории

Головин Владимир Всеволодович

Лазаревская СШ № 26

пос. Лазарево

Щёкинский район

Тульская область

2002 год

План работы:

I. Вступление. Тайна Григория Распутина.

II. Основная часть.

1. Жизнь Распутина в Тобольске.

2. Начинается жизнь странника. Появление Григория Распутина в

Санкт–Петербурге.

3. Помощники попасть мужику во дворец.

4. «Явление» Распутина.

5. Распутин практически является правителем при «живой» Царской

Семье.

6. Первое покушение на Распутина. Агентура продолжается.

7. Последняя весна… Убийство Распутина (Юсуповская ночь).

III. Заключение. Россия без Распутина. «Распутинство» и

современность.

Содержание:

I. Вступление. Тайна Григория Распутина. ……………………………………4

II. Основная часть.

1 Жизнь Распутина в Тобольске. …………………………………………………………5

. Постыдная фамилия……………………………………………………………………………………5

2. Начинается жизнь странника. Появление Григория Распутина в

Санкт–Петербурге……………………………………………………………7

. Тайна начинается………………………………………………………………………………………7

. Пророчества старцев и русская мечта……………………………………7

. Завоевание столицы…………………………………………………………………………………8

. Встреча со сталинским патриархом……………………………………………9

3. Помощники попасть мужику во дворец. ………………………………………11

. «Чёрные женщины»………………………………………………………………………………………11

. Очередная загадка Распутина…………………………………………………………11

4. «Явление» Распутина. ………………………………………………………………………………12

. Страх и кровь царей………………………………………………………………………………12

. «Прыжок» во дворец…………………………………………………………………………………12

5. Распутин практически является правителем при «живой» Царской Семье.

…………………………………………………………………………………………………14

. Мужик и Европа………………………………………………………………………………………………14

. Премьер против мужика……………………………………………………………………………16

. Падение великого премьера…………………………………………………………………17

. За десять дней до убийства………………………………………………………………17

. Гибель премьера……………………………………………………………………………………………18

. Чудо! Чудо! ……………………………………………………………………………………………………19

6. Первое покушение на Распутина.

Агентура продолжается. ……………………………………………………………………………………21

. Агенты, агенты, агенты… ……………………………………………………………………22

7. Последняя весна…

Убийство Распутина (Юсуповская ночь). ……………………………………………23

. Последняя весна……………………………………………………………………………………………23

. Место погребения готово………………………………………………………………………23

. Эра покушений начинается……………………………………………………………………23

. Убийство………………………………………………………………………………………………………………25

III. Заключение. Россия без Распутина. «Распутинство» и современность.

…………………………………………………………………………………………………………………26

. Экскурсия на место убийства……………………………………………………………26

. Жизнь после смерти……………………………………………………………………………………26

Из «Воспоминаний» Феликса Юсупова…………………………………………………………………28

Использованная литература………………………………………………………………………………………30

I. Вступление. Тайна Григория Распутина.

История знает немало темно-загадочных личностей, чьи имена окутаны

густым флером глубоких тайн и разноречивых домыслов. В начале, теперь уже

прошлого века, когда наступила заключительная фаза российской монархии,

когда политическое, государственное и моральное разложение приняло нормы

трагической вакханалии среди мрака и хаоса, окутавших страну, такой

скандальной фигурой был «старец» Григорий Распутин.

В те годы «друг», как его называли члены царской семьи, для многих

казался каким-то мифическим существом, мессией: слухи о его «чудесах»,

«сатанинских глазах», «колдовских чарах» передавались в народе из уст в

уста, имя его произносили шепотом; теневая сторона его жизни была мало

кому ведома, поскольку высочайшим повелением запрещалось распространять о

нем в печати факты разоблачительного характера. Этот занавес умолчания был

прорван только после смерти «старца». О нем наперебой, пытаясь как бы

наверстать упущенное, стали писать статьи, книги, брошюры. Понятно, что

далеко не все они представляют исторический интерес: среди них много

таких, которые иначе как плодом авторского воображения не назовешь. Однако

есть и другие – принадлежащие перу людей, близко знавших Григория

Распутина, постоянно общавшихся с ним. Именно в этих воспоминаниях можно

найти ответы на вопросы о том, каким образом «последний мужик», конокрад

из далекого села Покровское Тобольской губернии совершил сказочное

самопревращение в фаворита царской семьи, занял почетное место у подножия

романовского трона; в чем секрет его фантастического успеха и почему все,

кто так или иначе соприкасался с ним, имели о Распутине столь полярные

мнения: божий человек, святой, праведник, чудотворец – для одних,

авантюрист, развратник, лицемер и шарлатан – для других.

II. Основная часть.

1.Жизнь Распутина в Тобольске.

Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда

Тобольской губернии.

Загадки жизни Григория Распутина начинаются с года его рождения. В

Советской исторической энциклопедии и в большинстве других советских

изданий годом рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. Ни один

советский историк не удосужился заглянуть в метрические книги церкви села

Покровского, где родился и провел большую часть своей жизни этот человек.

Правда, книги эти сохранились не все, но есть полная подборка сведений о

родившихся, умерших и вступивших в брак с 1862 по 1868 год. Листая эти

ветхие, подпорченные жучком и влагой книги, прежде всего, в 1862 году

сталкиваемся с записью от 21 января о бракосочетании “Покровской слободы

крестьянина Якова Васильева Распутина сына Ефима Яковлевича, 20 лет, с

девицей Анной Васильевной, дочерью деревни Усалки крестьянина Василия

Паршукова, 22 лет”. Это родители Григория Ефимовича Распутина. Фамилия

Распутиных встречается в книге многократно. Всего в селе Покровском живет

7 семей, носящих фамилию Распутины. Кстати говоря, фамилия эта встречается

в Сибири довольно часто и обыкновенно имеет происхождение от слова

“распутье”, что, по словарю Даля: “разъездная дорога, развилина, развилы

пути, место, где сходятся или расходятся дороги, перекресток”. Люди,

жившие в подобных местах, нередко получали прозвище Распутьины,

впоследствии превратившееся в фамилию Распутины.

По церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима Яковлевича и Анны

Васильевны рождается дочь Евдокия, которая через несколько месяцев

умирает. 2 августа 1864 года у них рождается еще дочь, которую они, как и

умершую, снова называют Евдокией, но и она прожила недолго. Следующее

рождение в семье Ефима Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866

года — родилась дочь Гликерия, тоже умершая через 4 месяца “от поноса”. И

наконец, 17 августа 1867 года у Распутиных родился сын Андрей, которому

тоже не было суждено жить . В 1868 году в церковной книге нет записей о

родившихся в семье Е.Я. Распутина. Таким образом, согласно церковным

книгам Григорий Распутин не мог родиться в период с 1863 по 1868 год.

Более поздние метрические книги в Покровской церкви не сохранились, но

зато остались заполненные бланки Всероссийской переписи населения за 1897

год, согласно которым Григорию Ефимовичу Распутину в этом году 28 лет.

Перепись велась очень тщательно, и поэтому можно считать установленным год

рождения Распутина — 1869-й.

Село Покровское, располагающееся на берегу Туры, в котором появился на

свет Григорий Распутин, возникло в самом начале освоения этих мест

русскими людьми, на путях, отвоеванных для России Ермаком Тимофеевичем.

Через него пролегал старинный сибирский тракт, связывающий центр России с

самыми отдаленными городами Сибири. В этой местности между Тобольском и

Тюменью шла напряженная культурная и экономическая жизнь, проходили

крупнейшие торговые пути. Документы рассказывают о развитии здесь

кожевенных, кузнечных, обувных, мыловаренных и котельных промыслов. В

самом селе Покровском еще в XVIII веке существовало несколько мыловаренных

производств.

ПОСТЫДНАЯ ФАМИЛИЯ

Его фамилия происходит от стыдного слова «распута». Трогательные

попытки исследователей Распутина образовать его фамилию от «распутицы» или

«распутья» особого доверия не вызывают.

«Распутин... происходит от нарицательного «распута» — безнравственный,

непутевый» (В. Никонов, «Словарь русских фамилий»).

«Распута» — беспутный, непутевый, распутный человек. Иногда служило

мужским личным именем. При Иване Грозном на Белом озере жил крестьянин

Василий Кирьянов, давший своим сыновьям имена Распута и Беспута» (Ю.

Федосюк, «Русские фамилии»)... Это весьма сомнительное для «святого

человека» значение фамилии и станет причиной того, что царь попытается ее

поменять.

Рос он невзрачным, тщедушным юношей, но уже тогда завораживал странным

гипнотическим взглядом. И была в нем какая-то нежная мечтательность,

вызывавшая насмешки грубых сверстников и притягивавшая девушек (по

показаниям односельчан, его не раз заставали с молодыми девками и не раз

били).

2. Начинается жизнь странника. Появление Григория Распутина в Санкт-

Петербурге.

ТАЙНА НАЧИНАЕТСЯ

Пришла пора жениться — еще одни рабочие руки взять в дом. Жена его

Прасковья (Параскева) Федоровна — из соседнего села Дубровного. Была она

старше его, но в деревнях часто выбирали жену не за молодость и красоту, а

за «крепость», чтобы могла хорошо работать и в поле, и дома.

Ему 28 лет, а он все еще живет в семье отца. По переписи 1897 года он

не являлся самостоятельным: семью составляли «хозяин Ефим Яковлевич

Распутин, 55 лет, жена его Анна Васильевна... сын Григорий, 28 лет, жена

его Прасковья Федоровна, 30 лет». Все числятся земледельцами, и все

неграмотны.

Прасковья была примерной супругой — родила Григорию сына и двух

дочерей. Но главное — была хорошей работницей, а руки в распутинском

хозяйстве были очень нужны. Ибо сам Григорий уже стал часто отсутствовать

— ходил по святым местам. Его преображение окончательно свершилось.

«Я пришел к заключению, что в жизни Распутина, простого крестьянина,

имело место какое-то большое глубокое переживание, совершенно изменившее

его психику и заставившее обратиться к Христу», - напишет впоследствии

следователь Чрезвычайной комиссии Т. Руднев.

Начинается жизнь странника. Сначала идет он в монастыри, близкие от

Покровского, — в тюменские и тобольские обители.

Так он стал новым человеком — бросил пить и курить, перестал есть мясо

и сладости. Он стал странником.

В «Житии опытного странника» Распутин рассказывает, как побывал он в

киевских монастырях, в московских и петербургских храмах. Он шел пешком из

своего сибирского села, шел тысячи верст по бескрайним дорогам с котомкой

за плечами, прося о подаянии и ночлеге. И так — от села к селу, от храма к

храму, от монастыря к монастырю... И крестьяне в селах почитали за

Божеское дело дать ему пищу и приют. Они видели в странниках последних

хранителей исчезающей богоугодной старины.

ПРОРОЧЕСТВА СТАРЦЕВ И РУССКАЯ МЕЧТА

Жизнь Распутина перевалила за половину. Четвертый десяток ему пошел, а

он все ходил по монастырям...

Трапезная... Свет лампад, старинные оклады, темные лики на иконах... В

три ряда до самых окон — столы, а вокруг них скамьи. Здесь сидит не только

монастырская братия, но и пришедшие в монастырь богомольцы — всем нашлось

место за трапезой.

Какая галерея лиц, типов... Сколько подавленных или побежденных

страстей... Сколько поучительных жизненных историй... По лицам научился

Распутин читать жалкие людские страсти. Видел он великую силу святости,

которая помогала лечить неизлечимые болезни. Но знал он и сибирских

колдунов-врачевателей, донесших из языческого прошлого тайны исцелений и

заговоров. Тысячи лиц, встреч, исповедей и ночных разговоров...

Во главе среднего стола — старинное кресло, обитое побуревшей от

времени кожей. Здесь сидит настоятель. Под киотом с иконами — книги в

старых черных переплетах и кандия — медная чашка с крестом, служащая

колокольчиком. Сколько раз слышал странник Григорий Распутин ее звон,

призывающий к трапезе... Сколько раз смотрел во все глаза на неприметных с

виду монахов-старцев, слушал рассказы о духовных подвигах в монастырях...

Великие старцы, достигшие нравственного совершенства и стяжавшие

недоступную миру премудрость, жили в монастыре, как самые обычные монахи.

Суровые уставы не позволяли выносить за монастырские стены духовные

приобретения, оберегали подвижников от мирских соблазнов. Но то, что монах

прятал от людей днем, ночью заносилось дрожащей старческой рукой в

тетради.

У старцев учился Григорий ласковой, полной любви речи. Услышал он и их

пророчества о гибели, нависшей над Романовским царством...

Мы знаем о подобных пророчествах оптинских старцев и Серафима

Саровского. Но сколько других прозрений безвестных старцев погибло в

разоренных Гражданской войной и уничтоженных большевиками дальних

монастырях!

И это ощущение катастрофы, нависшей над царством, вынес Григорий из

своих странствий. Узнал он и о новом духовном сообществе, подчинявшем

сотни людей и тайно захватывавшем целые монастыри. Это удивительное

движение, могучее фанатичной верой своих членов, кощунственно связало

воедино изуверство, блуд и веру в Бога. Оно сыграло свою роль и в судьбе

Распутина, и в судьбах империи.

Если другие христианские секты пришли к нам с Запада, то секты хлыстов

и скопцов — русское явление. Забитость народа, жестокое угнетение

крестьян, преследование старых обрядов родили «русскую мечту» о скором

приходе Избавителя. Сначала ждали «земного» справедливого властителя — и

оттого на протяжении двухсот лет, в XVII и XVIII веках, в стране

непрерывно появлялись самозваные «цари».

Самозванчество было во всех странах, но только в России оно приобрело

небывалый размах и пользовалось небывалым успехом. Первый великий

самозванец, беглый монах Григорий Отрепьев, объявил себя сыном Ивана

Грозного и сумел сокрушить могущественного Бориса Годунова. И правил

Московским царством, пока не убили его бояре. Но вместо одного самозванца

тотчас явилось множество. Народ охотно шел в отряды этих «царей», и Русь

потонула в великих кровавых мятежах Смутного времени.

Больше ста самозванцев объявились в России в течение двух столетий.

Один из них, неграмотный казак Емельян Пугачев, к изумлению Европы, едва

не победил саму Екатерину Великую!

Одновременно с самозваными «царями земными» появлялись и самозваные

«цари небесные»...

ЗАВОЕВАНИЕ СТОЛИЦЫ

Ему исполнилось 33 года. И, видимо, не случайно в это время (возраст

Христа) он начинает готовиться к путешествию в столицу, куда уже пришел

слух о нем. Он еще молод. Но его лицо в морщинах от солнца и ветра

бесконечных странствий. Мужицкое лицо, оно порой и в двадцать пять — лицо

старика...

В странствиях научился он безошибочно распознавать людей. Святое

Писание, поучения великих пастырей, бесчисленные проповеди, им

выслушанные, — все впитала его цепкая память. В хлыстовских «кораблях»,

где соединяли языческие заговоры от болезней с силой христианской молитвы,

учился он врачевать. Он постиг свою силу. Ему достаточно наложить на

больного свои нервные, беспокойные руки — и болезни растворяются в них.

Накануне первой русской революции появляется Распутин в Петербурге,

чтобы погубить и город, и тот мир, который всего через 14 лет станет

«Атлантидой», невозвратным воспоминанием...

В гордую нашу столицу

Входит он — Боже спаси!—

Обворожает царицу

Необозримой Руси...

Как не погнулись — о горе!

Как не покинули мест

Крест на Казанском соборе

И на Исакии крест?

(Н. Гумилев)

ВСТРЕЧА СО СТАЛИНСКИМ ПАТРИАРХОМ

В столице, наконец, заканчиваются легенды и предположения о Распутине.

Начинается его история, подтвержденная показаниями свидетелей и

документами.

В Петербург Распутин (по его словам) отправился, имея великую цель —

выпросить деньги на строительство церкви в Покровском: «Сам я человек

безграмотный, а главное, без средств, а Храм уже в сердце перед очами

стоит...»

Войдя в великий город, «перво-наперво в Александро-Невскую Лавру

пошел». Отстоял молебен и надумал отчаянное — «направиться к проживавшему

в Лавре епископу Сергию, ректору Духовной академии». Воистину безумная

выдумка! Вид у него был подозрительный — стоптанные сапоги, нищая

поддевка, спутанная борода, волосы, причесанные, как у полового в трактире

(так описал Распутина видевший его в том году монах Илиодор). И этот

жалкий мужик направляется к покоям епископа и просит швейцара «оказать

милость» — доложить о нем Сергию. «Швейцар оказал мне милость — дал в шею.

Я стал перед ним на колени... что-то особенное понял он во мне и доложил».

Так благодаря «чему-то особенному» попал мужик с улицы к самому епископу.

И тотчас его обворожил! Пораженный его речами, Сергий поселил

безвестного мужика у себя в Лавре. И не только... «Владыка, — вспоминал

Распутин, — познакомил меня с высокопоставленными».

Среди «высокопоставленных» — знаменитый аскет и мистик Феофан,

которого принимают в царском дворце.

Так описал свой приход в Петербург Распутин в «Житии опытного

странника». Но легендарный период закончился.

В «Том Деле» оказались показания «высокопоставленного» Феофана о

первой встрече с Распутиным, совершенно опровергающие его выдумку...

На допросе в 13-й части Чрезвычайной комиссии Феофан, епископ

Полтавский, 44 лет, показал: «Впервые Григорий Ефимович Распутин прибыл в

Петроград зимою во время русско-японской войны из города Казани с

рекомендацией ныне умершего Хрисанфа, викария Казанской епархии.

Остановился Распутин в Александро-Невской Лавре у ректора Петроградской

Духовной академии епископа Сергия».

Так что — не было «несчастного странника», который униженно молил

швейцара «оказать ему милость». Распутин прибыл в Петербург с

рекомендательным письмом от одного из могущественных иерархов церкви и,

конечно же, не только незамедлительно был принят Сергием, но и поселен в

Лавре.

Кстати, Хрисанф не случайно дал Распутину письмо именно к Сергию. Это

имя гремело тогда не только в церковной среде. В те годы 40-летний епископ

вел знаменитые религиозно-философские собрания. Они воистину стали

событием в жизни общества и... отчаянной попыткой преодолеть губительное

разъединение официальной церкви и интеллигенции.

Узкий вытянутый зал петербургского Географического общества набит до

отказа. Представители духовенства и знаменитые деятели русской культуры

говорят о духовном кризисе в стране, об опасной деятельности сект.

Интеллигенция с горечью упрекает церковь в том, что она все чаще

ассоциируется в обществе с мракобесием, что проповедники не раскрывают

пророческую и мистическую сущность христианства, но говорят лишь о

«загробном идеале», забывая о земной жизни.

Епископ Сергий, автор смелых богословских исследований, недавно

назначенный главой Духовной академии, сумел в накаленной обстановке, в

ярости споров найти нужный тон. Он представал перед собравшимися не

исполненным важности иерархом, но просто добрым христианином, который

будто говорил: «Любите друг друга, не надо ссориться, и только так спасем

страну...»

Всего состоялось 22 встречи, 22 жарких диспута. В апреле 1903 года

обер-прокурор Победоносцев запретил собрания.

Удивительны судьбы человеческие! В 1942 году Сталин решит восстановить

патриаршество. И первым Патриархом всея Руси станет Сергий.

Хрисанф верно выбрал покровителя Распутину: будущий Патриарх был

открыт новым веяниям, народный пророк из Сибири был ему очень интересен. И

Распутин не обманул ожиданий — «особенное» в пришельце воистину поразило

Сергия. И он представил Распутина «высокопоставленным».

Из показаний Феофана в «Том Деле»: «Как-то он (Сергий) пригласил нас к

себе пить чай и познакомил впервые меня, нескольких монахов и студентов с

прибывшим к нему Божьим человеком или «братом Григорием», как мы иногда

называли Распутина... Он поразил всех нас психологической

проникновенностью. Лицо у него было бледное, глаза необыкновенно

проницательные, вид постника. И впечатление производил сильное».

В Петербурге уже ходили слухи о необычайном даре Распутина, и

«высокопоставленные» захотели пророчеств. И «брат Григорий» потряс их...

«В то время, — продолжает Феофан, — находилась в плавании эскадра

адмирала Рожественского. Поэтому мы спросили Распутина: «Удачна ли будет

ее встреча с японцами?» Распутин на это ответил: «Чувствую сердцем,

утонет»... И это предсказание впоследствии сбылось в бою при Цусиме».

Что это было? Умный крестьянин познал изнутри всю слабость великой

страны? Или попросту был в курсе того, о чем писали тогда все русские

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.