бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство Маурьев в Индии

Государство Маурьев в Индии

Содержание

Введение 2

Глава I. Возникновение державы маурьев 3

Глава II. Источники права 6

Глава III. Правовое положение отдельных групп населения 10

Глава IV. Государственный строй 16

Глава V. Устройство судебной системы. Армия 22

Заключение 26

Библиографический список 27

Введение

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч

лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро.

Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III

тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного

производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение

населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по

этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические

свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II

тысячелетия до н.э. — середина 1 тысячелетия до н.э.), когда углубляется

социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему

способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на

территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся

где-то на рубеже III—II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и

Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев (XIV—XIII вв. до н.э.)

была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо

оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой

материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду

литературные памятники религиозного содержания — веды, ставшие позже

священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше

индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы

народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из

самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности

цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения (при их

общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся к следующему, так

называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина 1 тысячелетия до

н.э. — до 1 в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного

не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного

образования — империи Маурьев (IV в. до н.э. —II в. до н.э.) Среди

литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский

политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику

основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-

ритуальных и правовых брахманских компиляций —дхармасутр и дхармашастр, в

частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы

Ману" (II в. до н.э. — 11 в. н.э.).

Цель данной курсовой работы – раскрыть особенности государственного и

общественного строя Индии данного периода.

Глава I. Возникновение державы маурьев

Около 2300 лет тому назад греческий император Александр Великий

вторгся на индийскую землю. Его вторжение на землю Индии было успешным

вследствие разобщенности местных правителей.

Тогда еще на этом субконтиненте не было полисов — высокоразвитых

городских республик, но здесь издавна существовали военно-демократические

общины — ганы. В V веке до н.э. к ним добавились самоуправляющиеся

религиозные общины — сангхи; все эти социальные группы активно отстаивали

свою автономию от посягательств множества царей и царьков. Немногие индийцы

той поры заразились фантастическими идеями Александра Македонского о

всемирном братстве людей в рамках единой державы, и лишь один из них —

Чандрагупта Маурья — преуспел в своих намерениях. Он возглавил борьбу

индийцев за изгнание западных пришельцев, заключил боевой союз с ганами,

сангхами и отдельными свободолюбивыми племенами, проявил чудеса храбрости,

хитрости и политического такта; в итоге возникло первое общеиндийское

государство Маурьев. Под умелым руководством своего премьер-министра

Чанакьи, царь Чандрагупта Маурья завоевал все земли от Ирана на Севере

запада и вниз до штата Мусоре на Юге. Благодаря этому худому и болезненному

брахману, великая империя Индии снова обрела существование, став как

никогда еще более сплоченной.

Это царство одинаково не похоже на всех своих современников — на

древнюю империю персов, на новую эллинстическую монархию и даже на

зарождающуюся Римскую державу. Скорее, система Маурьев обнаруживает

сходство с будущей Киевской Русью: и там и здесь богатый конгломерат

разнообразных этнических общин слабо связан экономическими узами и сшит на

живую нитку лишь общей правящей династией да очень слабо развитым

государственным аппаратом.

Лихой воитель Чандрагупта — подражатель и противник Александра

Македонского — напоминает Святослава, который так же успешно боролся с

хазарами и византийцами, так же решительно перенимал их лидерскую роль в

Восточной Европе Х века, как это делал, имея других соперников, его

индийский предтеча тринадцатью веками раньше. Его внук Ашока Маурья похож

сразу на двух владык Киевской Руси: на Владимира Крестителя и на Ярослава

Мудрого. Он столь же успешно борется за административное объединение всей

страны и так же готов сохранить все привилегии местных правителей, если те

готовы признать его верховенство и контроль над их деятельностью; о

централизованном управлении огромной Индией еще и речи быть не может. Ашока

признает и поощряет все виды местного самоуправления; он проявляет

максимальную терпимость к многоразличным вероучениям и сектам, хотя сам

давно отдал свои симпатии буддизму. Царь лично возглавил небывалое дело —

государственное миссионерство. Внутри державы Маурьев и вокруг нее посланцы

Ашоки ведут активную проповедь, но возвещают они не новую веру, а новую

политику — дхарму, совокупность правил человеческого общежития разных

масштабов, от семьи до государства. Как сообщается в одной из высеченных на

скале надписей, на девятом году правления Ашока завоевал соседнее

государство Калингу (современная Орисса) и был настолько потрясен учиненным

им кровопролитием, что раскаялся и стал заботиться о дхарме, т.е. о

праведном образе жизни в соответствии с заповедями буддизма.

Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять

программу реформ. Он поощрял строительство ирригационных систем и развитие

медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему

правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии с быстро

распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения,

связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для

наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались специальные

чиновники (дхармамахаматры), в обязанности которых входили поощрение добрых

отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц.

Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении

почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости. Он

поддерживал дружественные отношения с соседними правителями и посылал

посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, Птолемею II Филадельфу в Египет и

другим владыкам на западе. Благодаря политике миссионерства произошло

обращение в буддизм жителей острова Ланки (Цейлона); это сделал, как гласит

традиция, младший сын Ашоки – Махинда, сам ставший монахом.

В старости Ашока фактически утратил власть, а некоторые индийские

историки полагают, что его миролюбивая политика привела к ослаблению

маурийской империи, которая вскоре после его смерти начала распадаться. В

последующие столетия память об Ашоке сохраняли только буддисты, почитавшие

его как великого покровителя религии. Только в 19 в. были расшифрованы его

указы. Великолепные монолитные каменные колонны, на которых выбиты многие

из надписей, относятся к шедеврам индийского искусства. Повернутые спиной

друг к другу львы, изображенные на самой знаменитой из них, Сарнатхской

капители (близ Варанаси), стали национальным гербом Республики Индия.

Глава II. Источники права

Специфические черты права, отразившие особенности культурного,

социально-экономического и государственного развития Древней Индии,

проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место

занимают дхармаша-стры — сборники религиозно-нравственных, правовых

предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве.

Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и

норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного

индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие

"ньяя", сходное с европейским — закон, более узкое понятие, чем дхарма,

обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за

собой наказание, применяемое государством.

Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со

временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на

определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что

относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и

предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя

(раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

К важной потере для исторической науки относится то, что не

установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и

распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени

их появления. Они содержали материалы разного происхождения и

достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений.

Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем

в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по

традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комменти-

рующей священные книги индусов — веды, с неизменными ссылками на древних

мудрецов.

Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апаста^ба, Васиштха,

носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале

второй половины 1 тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе

возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или

Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (в дальнейшем — ЗМ),

джнавалкьясмрити (II—III вв. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.)'. Законы

Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних

произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый

этап развития правовой мысли в Древней Индии, запомненное, передаваемая по

памяти традиция, которая стала все больше испытывать светское влияние и

приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в

углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни

четырех варн (а не четырех стадий жизни индуса — ашрам), и в большем

разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в

раздел раджадхарма.

Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления

против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые

объединялись общим понятием — хим-са (нанесение ущерба, обиды личности), то

в более поздних дхар-машастрах все большее внимание стало уделяться

договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о

неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и

пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены,

классифицированы. Начиная с ЗМ они стали строиться на основе 18 поводов

судебного разбирательства.

Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства по ЗМ касается

договорных отношений — неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в

торговом или ином объединении, неотдача данного (VIII, 4); затем идут

нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-

продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 5). Следующая группа носит иную

направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к

конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных

участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и

прелюбодеяние (ЗМ, VIII, 6). Все эти деяния, а также потрава скотом урожая,

ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро

древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного

личности человека (химса).

Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с

предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного

права (VIII, 7), а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям.

Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в

соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась

от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы

гражданского и уголовного права и пр.

Главной отличительной особенностью философии и права древней Индии

является положение о четырех ступенях нравственного развития личности на

пути к совершенству и духовной свободе (артха, кама, дхарма и мокша) и

соответствующих этим ступеням четырех ашрамах, стадиях жизни индуса: брахма-

чарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы

семьи), ванапрастхи — стадии лесной жизни аскета для очищения души от

греховности и обуздания чувств и санньясы — жизни в отречении для спасения

души, принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде,

состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о

необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой

тяжбе. Она оперирует понятием "тяжкое правонарушение", выделяет

преступления против царя, требует беспристрастности судей и пр.

Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком

посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком

уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний

на конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь

абстрактными рекомендациями в форме: "заслуживает штрафа", "пусть его

накажет царь или судья", отсылая в большинстве случаев к обычаю, к

признанным на местах нормам обычного права. Это обстоятельство — явный

признак сугубо практического назначения данной дхармашастры.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство

между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а

главное — единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых

они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление

неравенства варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты

индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные

преступления.

К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на

источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание,

границы действия норм предопределены ведами — священными источниками "всех

знаний" Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть

противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было

множество, то они должны быть разрешены соответствующим толкованием. "Когда

имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба...

объявлены правильной дхармой", — записано в ЗМ [2, c. 155].

Глава III. Правовое положение отдельных групп населения

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления

древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные

формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в

недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных

отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые

сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной

охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и

имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки

в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и

войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между

отдельными племенами и общинами.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к

формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых

сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев

(воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг).

Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в

самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних

ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-

управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала

монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления

религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка,

военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания

ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили

только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев

пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в

частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-

кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.

Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" — народ,

племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и

ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшиев-

простолюдинов способствовали представления, что кшатрии — полновластные

распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-

военнопленных.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского

общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень

разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от

духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда

уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации

родовой аристократией простого народа.

По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался

особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта

доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и

кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой

государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр

связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и

развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд

шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и

беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги,

находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах Ману указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь

источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за

содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по

наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и

смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен,

заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали,

уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других

товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось

собственностью хозяина.

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и

шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти

различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману одновременно обозначает и

раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство

в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной.

Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы,

промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных

беднейших слоев населения — к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между

брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных

религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры

устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах —

"самскарах", за исключением самскары брака. За каждой варной строго

закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг—

привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды

рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было

связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных

книг. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения

людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых

неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам

"очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть наказания за

совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.