бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государство и право Германии в новое и новейшее время

ликвидировано в целях повсеместной централизации управления. Управление

областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Местного

самоуправления не существовало. Государственный аппарат в соответствии с

законом от 7.04.1933 г. подвергался чистке от противников нацизма, затем

был увеличен в два раза.

Руководство экономикой

В гитлеровской Германии существовала связь между правящей нацисткой партии,

государством и монополиями. По закону от 27.02. 1934г. в стране учреждались

хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их

поставлены крупнейшие банкиры и промышленники. Палатам предоставлялись

полномочия регулировать экономическую жизнь и социальные отношения. В

результате средняя продолжительность рабочего дня возросла с 8 до 10-12

часов. Палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого

мелкие предприятия поглощались крупными. "Закон о порядке национального

труда" от 20.03.1934 г. объявил высшей инстанцией для рабочих данного

предприятия предпринимателя - "фюрера". В его компетенцию входило

установление продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров

штрафов, увольнение за проступки. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая

повинность.

Вывод: Недолговечность Веймарской республики и приход к власти фашистов

были обусловлены несколькими причинами:

тяжелое экономическое положение после 1-ой мировой войны;

слабость демократических традиций;

раскол среди антифашистских партий (КПГ и СДПГ).

3. Федеративная республика Германия и Германская Демократическая Республика

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской

армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств:

СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской

конференции (17 июля - 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4

оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном

совете. В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными

зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование

двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на

Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции,

Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные

губернаторы США, Великобритании и Франции в оккупированных зонах

уполномочили премьер-министров правительств германских земель преступить к

разработке проекта конституции будущего государства - ФРГ. Проект был

подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65

депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательным

голосом от Западного Берлина.

8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект

основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с

18 по 21 мая 1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект

конституции.

Боннская конституция 1949 г.

Новая конституция вступила в силу 23 мая 1949 г. Она восстановила

демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила

на Веймарскую конституцию 1919 г. Новое германское государство построено на

началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время -

14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из

земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной

автономией. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту:

Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг. Бундесрат -

это узкая коллегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы

субъектов федерации. Правительство каждой из "земель" назначает в Бундесрат

своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная "земля"

определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн.

человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. -

пятью. Бундестаг избирался всем народом Германии и состоит из 496 членов.

Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе

относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по

партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе.

Каждому избирателю ФРГ предоставляется два голоса. Первый - для выборов

депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным

спискам. Партия, собравшая менее 5% вторых голосов, делила

представительства в парламенте. Если организацию Бундестага можно отнести к

классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя,

бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции - то Бундесрат

имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной

подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос.

Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают

своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Система центральных органов государственной власти основывается на принципе

разделения властей. Согласно конституции главой ФРГ является президент,

который избирается на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием.

Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует

законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для

большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация

федерального канцлера или соответствующего министра. Реальная

исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его

председателя - канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом.

Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и

увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.

Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий

ответственность перед Бундестагом. Федеральное правительство имеет право

издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также

издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует

в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право

предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние

законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия

законов.Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия

правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового

канцлера. Здесь применяется т.н. "конструктивный вотум" недоверия, который

резко отличается от деструктивного, применяемого в других парламентарных

странах. В системе центральных государственных органов ФРГ особое место

занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8

судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и

Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование

Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель

основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд

может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют "духу

и букве" конституции.

Политические партии

К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая

система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих

правительство, выступают две основные политические организации: Социально-

демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских

партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях

ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках

одной земли Баварии). Третья же буржуазно-либеральная Свободная

демократическая партия (СвДП) входит в правительство на правах "младшего

партнера"; баланса сил. Такая система отличается от двухпартийной тем, что

каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к

ней приходит с третьим партнером. Но и трехпартийная западно-германская

парламентская модель может быть названа лишь условно, так как три ее звена

не равнозначны друг кдругу. СвДП по своим масштабам и влиянию не в

состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве

оппозиции. Послевоенный период в истории ФРГ связан с правлением

Христианско-демократической партии. В это время Западная Германия

преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как

по общему объему производства, так и производительности труда. Однако на

выборах в Бундестаг 1969г. ХДС потерпела поражение. Новая правительственная

коалиция сложилась из депутатов самой массовой на тот момент партии ФРГ -

социал-демократической (750 тыс. членов) и малочисленной СвДП (80-100 тыс.

членов). Права социал-демократов В. Брандт был избран на пост канцлера ФРГ.

Правительство В. Брандта провозгласило новый курс во внешней политике на

достижение разрядки в международных отношениях. Оно пошло на заключение

важных договоров с СССР (август 1970 г.) и Польской Народной Республикой.

Державы признали нерушимыми все государственные границы Европы, включая

существующие границы ГДР и ФРГ и западные границы Польши. Стороны заявили,

что они будут разрешать все споры исключительно мирными средствами. В

ноябре 1972 г. на парламентских выборах ХДС потерпела новое поражение.

Вилли Брандт был вторично избран канцлером ФРГ. Ситуация в правительстве

изменилась осенью 1982 г., когда свободные демократы перешли на сторону

христианских демократов, создав таким образом правительственный кризис. В

результате были проведены досрочные парламентские выборы и сформирован

правительственный блок ХДС/ХСС - СвДП.

В целом боннская партийно-парламентская система действовала в условиях

экономических и социально-политических затруднений 70-80 годов четче, чем

подобный механизм в других капиталистических странах. ФРГ не знала ни

глубокой конфронтации сил с реальной перспективой участия левых в

правительстве, как в ряде западно-европейских стран с многопартийными

системами; ни острых конфликтов между исполнительной и законодательной

властью, как в США в период уотергейского дела. На этом основании многие

политологи делали вывод об особой прочности западногерманской политической

системы.

Германская Демократическая Республика

В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть

Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-

Ангальт. Был создан специальный орган советской военной администрации в

Германии - СВАГ. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена

Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она образовалась в апреле

1946г. в результате слияния коммунистической и социал-демократической

партийных организаций. В сентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии

были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные

парламенты-ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и

47 % - на выборах в ландтаги. Вместе с тем последовали реформы

социалистического характера. Было конфисковано имущество монополий,

проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию

сельского хозяйства. В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он

предложил созвать Немецкий народный конгресс для определения дальнейших

судеб государства. Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.)

избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему разработать

конституцию будущей ГДР. 7.10.1949 г. Народный совет объявил о введении в

действие новой конституции о создании Германской Демократической Республики

как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал

себя во Временную народную палату ГДР. Временная народная палата приняла

закон об образовании временного правительства ГДР и поручила его

формирование Отто Гротенволю, выдвинутому на пост премьер-министра фракцией

СЕПГ.

Конституция ГДР 1949 г.

Высший орган власти - Народная палата (400 депутатов), избираемая на 4 года

путем всеобщих, прямых и равных выборов. При тайном голосовании, народная

палата избирает свой Президиум, в котором представлена каждая фракция,

насчитывающая не менее 40 депутатов. Представительство земель осуществляет

Палата земель, которая избирается местными ландтагами. Палата земель

получила ограниченные права: она может в течение 14 дней заявить протест

против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение

принадлежит последней. К компетенции обеих палат относятся выборы

президента. Он избирается на 4 года, представляет республику в

международных отношениях, принимает дипломатических представителей,

осуществляет право - помилование и т.п. Первым президентом ГДР был избран

представитель СЕПГ Вильгельм Пик. Правительство формируется представителем

фракции, которая является сильнейшей в Народной палате. Народная палата

утверждает состав правительства и его программу. Правительство ответственно

перед палатой. Первые выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в

1949 г. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими

списками кандидатов Национального фронта демократической Германии. Квота,

приходившаяся на каждую партию, была определена заранее, СЕПГ получила 25 %

мест, христианско-демократический союз и либерально-демократическая партия

- по 15 %, демократическая крестьянская партия - 7,5 %, Союз свободной

немецкой молодежи – 5 %. В 1952 г. было ликвидировано историческое деление

страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление

ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги.

Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые

избирали свои советы (органы исполнительной власти). В 1952 г. конференция

СЕПГприняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после

этого новая конституция ГДР 1968 г. декларировала победу социалистических

производственных отношений. Между тем, Западная Германия все более обгоняла

Восточную по уровню жизни, степени промышленного и демократического

развития. Социализм дискредитировал себя. В конце 80-х годов обстановка в

мире изменилась. Закончилась "холодная война", противостояние

капиталистической и социалистической систем. В этих условиях стало

возможным объединение ФРГ и ГДР, и оно свершилось в 1989 г.

Вывод: Таким образом, после 1-ой мировой войны Германия стала жертвой

противостояния между мировых систем и вновь потеряла свою целостность.

Однако на этот раз объединение государства свершилось не насильственным

путем, не "жезлом и кровью", как во времена Бисмарка, а посредством мирного

соглашения.

4. Развитие права

Гражданское право

Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для всей

страны кодификацией гражданского права. Германское гражданское уложение в

значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так

называемой "пандектной" системе. В соответствии с ней общие для всех

институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того,

кодекс содержит еще 4 книги: вторая посвящена обязательственным отношениям,

третья - вещному праву, четвертая - семейному и пятая - наследственному.

Отличительными чертами ГГУ являются:

отсутствие общих юридических определений,

параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат

множество специальных юридических терминов.

Одной из наиболее характерных черт ГГУ является наличие в нем так

называемых "каучуковых" параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как

"добрая совесть", "добрые нравы", имеющие моральное, а не правовое

содержание.

Германское гражданское уложение признает в качестве субъектов гражданского

права физических и юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения.

Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица

связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо

хозяйственными (такими, которые преследуют цели извлечения прибыли), либо

нехозяйственными (такими, которые преследуют культурные, научные цели).

Вещное право

ГГУ делит все вещи на земельные участки и движимые вещи. Движимостью

считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью,

прочно связанной с почвой. Германское гражданское уложение называет целый

ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами

(земельные сервитуты, личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право

на получение ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости

и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной

покупки, рыбной ловли, другие подобные права).

Основным вещным правом является право собственности. В параграфе 903 ГГУ

его содержание раскрывается следующим образом: "Собственник вещи может

обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого

воздействия на нее". Эта формулировка близка к понятию права собственности

во французском праве. То же широкое господство над вещью, выражающееся в

возможности обходиться с ней по своему усмотрению; та же абсолютная власть

над вещью, дающая собственнику право устранять всех других лиц от

воздействия на вещь. Таким образом, ГГУ, как и другие буржуазные

кодификации, подчеркивает начала свободы частной собственности.

Обязательственное право

Для Германского гражданского уложения в отличие от других буржуазных

кодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств. В

параграфе 241 ГГУ дается определение обязательства: "В силу обязательства

кредитор управомочен требовать от должника представления. Представление

может состоять также в воздержании: Договор традиционно является наиболее

распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений.

Договор понимается как юридическая связь, установленная между несколькими

лицами; его содержание может быть как положительное действие, так и

воздержание от такового. Особенностью ГГУ является существование

абстрактных обязательств. Этот вид договора определяется как "договор, по

которому должник обещает удовлетворение с тем, чтобы обещание послужило

самостоятельным основанием обязательства" (параграф 780). Таким образом,

предметом договора является само обещание, облеченное в письменную форму

(например, вексель, чек). В качестве основания возникновения обязательств

ГГУ признает деликты (гражданские правонарушения). При этом ГГУ не признает

имущественного возмещения неимущественного вреда. В соответствии с

параграфом 253 ГГУ возмещение в деньгах неимущественного вреда можно

требовать только в случаях, предусмотренных законом. Особым видом

обязательств ГГУ считает обязательство из неосновательного обогащения.

Семейное право

ГГУ признало единственной законной формой брака гражданский брак.

Брачный возраст для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Препятствиями для

действительности брака могут служить факт близкого родства или свойства; не

разрешалось вступать в новый брак женщине в течение 300 дней со дня

прекращения предыдущего. Характерным только для германского

законодательства является запрещение "вступать в брак разведенному по

прелюбодеянию супругу с лицом, с которым он совершил это прелюбодеяние"

(параграф 1312 ГГУ). Заключению брака предшествует обручение - договор, из

которого вытекает обоюдная обязанность сдержать свое слово и вступить в

брак. Нарушение этого договора обязывает виновного к возмещению издержек,

сделанных другой стороной ввиду предстоящего брака, и возмещения морального

ущерба.

Основаниями для развода ГГУ признает:

прелюбодеяние и некоторые другие "противные нравственности" проступки

(параграф 1565);

посягательство на жизнь другого супруга (параграф 1566);

злонамеренное оставление (параграф 1567);

грубое нарушение брачных обязанностей или "бесчестное поведение, глубоко

расшатавшее супружеские отношения" (параграф 1568);

"тяжелую и безнадежную болезнь" (параграф 1569).

Личные взаимоотношения супругов вытекают из параграфа 1354, закрепляющего

главенствующее положение в семье. Однако ГГУ не провозглашает власти мужа

над личностью жены: жена может не повиноваться, если муж злоупотребляет

супружеским правом. Замужняя женщина дееспособна, хотя ее дееспособность

ограничена. Ей принадлежит право иметь профессиональные занятия или

заниматься промыслом, вести хозяйственное предприятие, однако, на это

требуется согласие мужа. Имущественные отношения супругов определяются

брачным договором. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на

принципе осуществления родительской власти отцом. К матери родительская

власть переходит лишь после смерти отца или лишения его родительских прав.

Но и тогда к матери может быть назначен советник, контролирующий ее

действия. Внебрачные дети по отношению к матери и ее родственникам занимают

юридическое положение законных детей (параграф 1705 ГГУ). Незаконный

ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве (параграф 1589

ГГУ). Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления

содержания соответственно общественному положению матери до достижения 16-

летнего возраста (параграф 1708). Однако такая обязанность отца отпадала,

если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной.

Наследование

Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему "парантелл"

(линий), представлявших собой группу родственников, происходящих от общего

предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую родители

и их нисходящие, третью дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом,

наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое

родство с наследодателем, сколь отдаленным оно бы не было.

Гражданское право Германии в I-ой половине ХХ века

В период империализма происходят сращивание верхушки монополистического

капитала с государственным аппаратом. В связи с этим одной из черт

гражданского права данного периода является вмешательство государства в

сферу хозяйственной деятельности. В гражданское право проникают начала

административного права; на место обычных для буржуазного гражданского

права диспозитивных норм выступают нередко нормы императивные. Нарушаются

принципы свободы договора, святости договора, свободной конкуренции.

Принцип свободы договора претерпел серьезные ограничения благодаря введению

в оборот "договоров посредством присоединения", продиктованных договоров" и

т.п. Монополистами была разработана форма договора - "формуляр". Пошатнулся

и принцип святости договора, его обязательной силы для сторон. Начиная с 1-

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.