|
Япония в 50-60е годы: японское экономическое чудоЯпония в 50-60е годы: японское экономическое чудоРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАФЕДРА ИСТОРИИ РЕФЕРАТ Япония в 50-60е годы: японское «экономическое чудо» студента 1 курса группы 11-м факультета международных отношений Нечаевой Анастасии Сергеевны Научный руководитель: Комиссарова Л.И. Дата сдачи: Оценка: Подпись руководителя: Санкт- Петербург 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ 4 ГЛАВА 2. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ 6 2.1. Социально-экономические преобразования 6 2.2. Промышленная политика послевоенной Японии. 9 ГЛАВА 3. ЯПОНИЯ С СЕРЕДИНЫ 50-Х ДО КОНЦА 60-Х ГОДОВ 12 ГЛАВА 4. ЯПОНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО 15 4.1. Причины появления японского феномена 17 4.2. Результаты «японского экономического чуда» 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27 ВВЕДЕНИЕ Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства: от удивления и восхищения до зависти и опасения. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники? Невиданные темпы промышленного развития, которые ежегодно достигались японской экономикой на протяжении трёх десятилетий до сих пор изучаются экономистами всего мира, приводятся в качестве примера и указывают путь для развивающихся стран. Промышленное развитие и экономический рост Японии интересны как уникальное явление современности, но особенно впечатляют достигнутые Японией результаты, если принимать во внимание очевидную непригодность географических и климатических условий, в которых приходилось развиваться этой стране. Не удивительно, что в мире множится обширная литература ( от путевых заметок до фундаментальных исследований, посвященных «японскому феномену» и «японскому вызову». В них есть и пророчества, предвещающие становление Японии в качестве мировой экономической державы, которая поведет за собой весь мир в ХХ( в, и мрачные предсказания о неизбежном крахе « японского чуда». Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической сверхдержавы». ГЛАВА 1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. Все это усугублялось господством политической реакции, подчинивших своим агрессивным целям народное хозяйство страны, а также беспощадной эксплуатацией бесправных трудящихся масс монополистическими концернами – «дзайбацу», сросшимися с военно-бюрократической правящей верхушкой. В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну. После войны Япония оказалась в тяжелейших экономических условиях, в которых страна потеряла 44% своих прежних владений, на которые в 1937г. приходилось 23,8% общего объема импорта в метрополию. До окончания войны под государством Японии находились территории, богатые рисом, сахаром, бобами, древесиной, золотом, железной рудой, каменным углем. В 1937г. на владения Японии и на оккупированный северо-восточный Китай приходилось 59,3% японского экспорта и 41,7% импорта.[1] Уровень промышленного производства, достигший во время войны (1941г.)69,4% от довоенного (1935-1937гг.) в 1945г. упал до 28,5%. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства. Промышленное производство Японии колебалось на уровне 30% по отношению к 1930-34 гг.[2] Жилищный фонд в городах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель были сильно разрушены. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс. человек убитыми, но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний.[3] Всё это сопровождалось острейшей нехваткой всех товаров, разгулом спекуляции, бесконечными и отупляющими очередями для рядовых японцев, поездками изголодавшихся с заплечными мешками в деревни для обмена остатка своих более чем скромных остатков одежды или домашней утвари на продукты питания, даже поисками объедков на помойках в районах проживания семей американских военнослужащих. Обделенная многими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование третьеразрядной страны. Но этого, как мы знаем, не случилось. Как это ни парадоксально, но именно сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально- экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи. ГЛАВА 2. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ 2.1. Социально-экономические преобразования Довоенное промышленное развитие Японии привело к формированию крупных концернов, напоминавших своей организацией и порядками феодальные кланы средневековья. Несмотря на гигантские масштабы производства, поддерживаемые военными заказами и импортом сырьевых ресурсов из колоний, крупные японские концерны, доминируя на монополизированных рынках внутри страны, в отсутствии реальной конкуренции и соперничества затормозились в своём развитии и Япония, вновь стала отставать от ведущих мировых держав в области новых технологий. Появление новых промышленных предприятий в предвоенные и военные годы являлось в условиях монополизированных рынков и государственных военных заказов экономически рискованным шагом, время первой волны предпринимательства закончилось. Поражение страны во второй мировой войне в 1945 г. нарушило естественный, эволюционный характер модернизационного процесса, но вместе с тем и ускорило проведение решительных преобразований. А именно: главным фактором дальнейших модернизационных изменений во всех сферах японского общества явилась оккупационная американская администрация, осуществлявшая курс на последовательную демократизацию страны. Реформирование японской экономики в послевоенный период осуществлялось при активном вмешательстве США и под контролем оккупационной администрации, возглавляемой генералом Дугласом Макартуром, формально подчинявшимся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио, но фактически несшим ответственность перед президентом и конгрессом США. В первые же месяцы оккупации обнаружилось, что нельзя оставлять экономику во власти старой элиты – правительственного аппарата и поддерживавших его промышленного и торгового капитала, местных властей саботировавшей действия оккупационных властей. Одной конверсии военной промышленности оказалось мало, необходимо было разрушить монополистические связи в экономике, создать институт свободных предпринимателей, обеспечить защиту рыночной конкуренции. Для этого – провести массовое перераспределение прав собственности: продумать способы, найти исполнителей, разработать юридическую базу и обеспечить её принятие. Всё это оккупационная администрация взяла на себя, полагаясь на помощь групп американских экспертов, приезжавших в Японию (миссии Эдвардса, Дрейпера, Янга, Доджа, Щоупа). За шесть лет была предпринята серия системных преобразований: денежная реформа (хотя и не очень удачная) 1946 г., мероприятия по выводу экономики из кризиса (1946 – 1947 гг.); реформа трудовых отношений и форм собственности на землю (1947 – 1949 гг.); демонополизация экономики (1947 – 1949 гг.); конверсия военных предприятий; бюджетная реформа, стабилизация денежного обращения и валютного курса (1949 – 1950 гг.) и налоговая реформа (1949 – 1950 гг.). Разграничение полномочий оккупационной администрации и японского правительства предусматривалось специальными директивами Объединённого комитета начальников штабов ВС США от 29 августа и от 1ноября 1945 г. Первым в 1945 г. был издан закон о ликвидации дзайбацу (японских корпораций, вдохновителей милитаризма и экспансии), которые подготовил Ясуда, глава одной из групп. Затем этот проект был одобрен остальными и только после этого был принят государством. Этим законом были ликвидированы головные холдинг-компании групп. В результате функции руководства группами перешли к банкам. Кроме того, ведущие промышленные компании по закону 1945г. были «разукрупнены», как и в Германии. Но в дальнейшем с ними произошло то же, что и с разукрупнёнными концернами ФРГ, - путём слияний они стали восстанавливаться в прежнем объёме. Второй из послевоенных хозяйственных реформ была аграрная реформа 1947- 1949 гг. Реформа заключалась в том, что государство принудительно выкупало у помещиков землю, причём, если помещик жил в деревне, у него оставляли 3 га, а если он был «отсутствующим», у него выкупалась вся земля. Земля выкупалась за деньги, но в результате инфляции реальная стоимость выкупных сумм к концу проведения реформы понизилась до 5-7% действительной стоимости земли. Выкупленную у помещиков землю государство продавало крестьянам, арендовавшим эту землю, в рассрочку на 24 года. В результате помещичье землевладение было практически уничтожено, из арендаторов крестьяне стали собственниками земли, причём для оставшихся арендаторов арендная плата сократилась вдвое. Первоначально было два проекта земельной реформы – советский и англо- американский. В итоге в жизнь был проведен англо-американский проект. Японское правительство, руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со штабом генерала Макартура разработало «положение о завершении реформы земельной системы». Еще в декабре 1945г. парламент принял первый закон об аграрной реформе. Однако этот закон вызвал недовольство крестьян и общественности Японии, так как практически ничего существенного в земельных отношениях не менял. В результате «положение о завершении реформы земельной системы было утверждено на заседании кабинета министров 26 июля 1946г. Исходя из этого положения, министерство земледелия и лесного хозяйства подготовило проект «Закона об особых мерах по созданию хозяйств крестьян- собственников», а также проект вторичного пересмотра «Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г. Реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 г. оно выросло более чем вдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась из сельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков. Теперь эти деньги остаются в хозяйстве и вкладываются в производство. Поэтому стал быстро повышаться технический уровень земледелия, например, в условиях мелкого землевладения стала проводиться «малая механизация»: «ручные» трактора с набором подвесных инструментов, малые универсальные электромоторы и т.п. Какой же была главная общая цель преобразования механизма рыночных отношений в Японии? И какие задачи решались для её достижения? Эта цель, принципиально реализованная к середине 90-х годов, состояла в том, чтобы коренным образом активизировать предпринимательскую деятельность в стране и на этой основе получить максимальные результаты во всех главных сферах – научно-технической, производственной, а также в сфере обращения, включая выход на мировой рынок. Последнее условие особенно важно для японской экономики, существенным образом ограниченной собственными сырьевыми, топливными, продовольственными и другими ресурсами. Ключевое и высокоэффективное средство реализации этой цели виделись японской технократии в создании наиболее благоприятных условий для рыночной конкуренции. Такие условия в довоенной японской экономике отсутствовали. Рыночная конкуренция была подавлена монополизмом, причём даже в большей степени, чем в других капиталистических странах. 2.2. Промышленная политика послевоенной Японии. Приоритеты промышленной политики в послевоенной Японии последовательно и целенаправленно смещались от преимущественного развития трудоемких отраслей (легкая промышленность), затем материалоемких (металлургия, нефтехимия, автомобильная промышленность, судостроение) к наукоемким отраслям и производствам (электроника, биотехнология, новые материалы). Понимание неизбежности этих процессов пришло далеко не сразу, а смена приоритетов протекала отнюдь не безболезненно. Ведь речь шла об отраслях с весьма высоким мировым рейтингом (черная металлургия, автопромышленность), фактически созданных после войны, имеющих достаточно современные средства труда и сравнительно молодой производственный аппарат. Н.А.Волгин приводит данные о том, что основная масса инвестиций (из собственных источников и заемных средств) была обращена на развитие обрабатывающей промышленности, особенно тех отраслей, которые были рассчитаны на производство экспортной продукции. Ориентация на экспорт, в условиях жесткой конкуренции на внешнем рынке, потребовала от японской промышленности производить продукцию по самым высоким мировым стандартам, конкурентоспособную по всем параметрам – по цене, качеству, сервисному обслуживанию и т. д. Кроме того, огромная зависимость от импорта энергосырьевых ресурсов сразу же поставила на повестку дня проблему энерго– и ресурсосбережения при развитии промышленности[4]. В ориентации обрабатывающей промышленности на внешние рынки был еще один положительный момент. На первоначальном этапе послевоенного экономического развития Японии не пришлось вкладывать огромные средства и материальные ресурсы в добывающие отрасли, т. е. замораживать их на долгие годы, ожидая, когда они дадут отдачу. Благо до середины 70–х годов мировые цены на энергосырьевые ресурсы были относительно низки (особенно по сравнению с промышленной продукцией) и стабильны. Крупные вложения в разработку энергосырьевых ресурсов за рубежом Япония стала делать на более позднем этапе своего развития, когда достаточно окрепла в финансовом отношении, накопила солидный «избыточный» капитал. Важным событием для Японии, в особенности для ее экономического развития, стала корейская война 1950-53гг. С началом войны в Корее японская экономика стала выполнять военные заказы для войск США. Кроме того, личный состав американских войск в Японии закупал различные товары, главным образом для личного потребления. Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике. «Поступления от американских «спецзаказов» в 1950-1953гг. достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешне торговый дефицит и расширить импорт сырья»[5]. В целом, если говорить о японской экономике послевоенных годов, то «ограничения, наложенные на побежденную в войне Японию, несомненно, придали специфический характер послевоенному экономическому восстановлению. Перевод хозяйства на мирные рельсы с рентабельным использованием наличных производственных мощностей, с реализацией планов прибыльного промышленного строительства оказался как никогда ранее прочно привязанным к налаживанию выпуска гражданской продукции вообще и предметов личного потребления в особенности»[6]. ГЛАВА 3. ЯПОНИЯ С СЕРЕДИНЫ 50-Х ДО КОНЦА 60-Х ГОДОВ В период с середины 50-х до конца 60-х годов сформировался современный облик Японии как высокоразвитой промышленной державы. К важнейшим процессам этого периода следует отнести начало и развитие научно-технической революции, сверхвысокие темпы экономического роста. Следствием этих процессов явились серьезные изменения в социальной структуре японского общества, а именно значительное повышение удельного веса лиц наемного труда среди самодеятельного населения; размывание промежуточных слоев и групп, в частности резкое сокращение численности крестьянства; увеличение числа служащих в производительных и непроизводительных сферах хозяйства; рост численности наемных работников и изменение отраслевой и квалификационной их структуры, в первую очередь повышение удельного веса квалифицированных рабочих; быстрый рост лиц интеллектуального труда и т.д. К тому же развитие научно-технической революции в стране в немалой степени способствовало снижению уровня безработицы, существенному для Японии повышению заработной платы и улучшению условий жизни лиц наемного труда по сравнению с предшествующим периодом. В конце 60-х годов Япония по объему валового национального продукта заняла второе место в мире среди экономически развитых стран, превратившись в один из трех “локомотивов”, в одну из вершин “треугольника” современного мира наряду с США и Западной Европой. Это место она прочно удерживает и в настоящее время в мировом “табели о рангах”. Социально-экономические изменения, которые происходили в японском обществе в 60-е годы, были общими с теми процессами, которые протекали в других экономически развитых странах. Такой высокий статус страны явился результатом длительного модернизационного процесса, начало которому было положено “реформами Мэйдзи” в 1867 г. Япония первой из азиатских стран перешла на рельсы капиталистического хозяйствования, послужив впоследствии образцом и примером подражания для будущих азиатских “тигров” и “драконов”. Своими успехами в модернизации (или вестернизации, или европеизации) Япония продемонстрировала собственный вариант модели развития, направленного на преодоление социально-экономической отсталости. Основные предпосылки, мотивации и факторы трансформации японского традиционного общества могут быть обобщенно суммированы следующим образом (по Н.А.Волгину)[7] 1. В Японии в XVIII – начале XIX вв. быстро протекал процесс преобразования социально-экономической организации общества, выразившийся в разложении натурального крестьянского хозяйства, его дифференциации, отделении непосредственного производителя от средств производства, развитии рассеянной и централизованной мануфактуры. Совокупность этих процессов свидетельствовала об автохтонном возникновении явления, характеризуемого как первоначальное накопление капитала. По мнению исследователей, отставание тогдашней Японии от западноевропейских стран имело в основном стадиальный и технологический характер, а отнюдь не формационный, что и позволило успешно воспринять европейскую организационную и технико- производственную базу и на ее основе существенно ускорить социально- экономическое развитие страны. 2. Разрешение кризисных явлений в японском обществе и реализация массового стремления к переменам стали возможными благодаря победе “революции Мэйдзи” в 1867 г., относимой к буржуазным политическим революциям раннего типа; это открыло путь для развития японского капитализма. 3. Образование в результате революции системы сакральной власти во главе с сакральным лидером в виде императорской системы правления, механизм которой выполнил функцию сплочения всех сил, стремящихся к значимым переменам, и объединения власти и народа. В этих условиях государство явилось главным инициатором социально-экономических преобразований, главным модернизатором страны. Это исключало необходимость в каких-либо дополнительных легитимациях. Идеология предпринимательства становится государственной, т.е. провозглашается от имени власти, тем самым непосредственно влияя на отношение к ней широких масс, сознание которых было пронизано духом подчинения и конформизма в силу сохраняющегося господства традиционных представлений и крайне слабого развития индивидуализма. 4. Однозначное и четкое видение “современности”, отождествляемой с технико-экономическими достижениями западного мира, что нашло свое Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |