|
Владимир МаномахВладимир МаномахСодержание 1. Особенности политической жизни Руси X и начала XI вв. 2. Попытки объединения русских земель. 3. Основы законодательства (кратко). 4. Заключение. Князь Владимир Мономах Особенности политической жизни Руси X и начала XI вв. Между древними князьями до татарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и в первой четверти XII века. Этот человек может по справедливости называться представителем своего времени. Славяно- русские народы, с незапамятных времен жившие отдельно, мало-помалу подчинились киевских князей и, таким образом, задачей их совокупной истории стало постепенное и медленное образование государственной цельности. В каких формах и в какой степени могла проявиться эта цельность и достигнуть полного своего осуществления — это зависело уже от последующих условий и обстоятельств. Общественное устройство у этих народов имело общие для всех признаки, что они составляли земли, которые тянулись к городам, пунктам своего средоточия. И в свою очередь дробились на части, хотя сохраняли до известной степени связь, как между частями дробления, так и между более крупными единицами, и отсюда происходило, что города были двух родов: старейшие и меньшие, последние зависли от первых, но с признаками внутренней самобытности. Члены земли собирались в городах совещаться по своим делам, а творить расправу, защищать землю и управлять ей должен был князь. Сперва политическая власть киевских князей выражалась только тем, что они собирали дань с подчиненных, а потом шагом к более прочному единству и связи между землями было размещение сыновей киевского князя в разных землях, а последствием этого разветвление княжеского рода на линии, более или менее соответствовавшей расположению и разветвлению земель. Это размещение княжеских сыновей началось еще в язычестве, но грубые варварские нравы не допускали развиться какому-нибудь новому порядку; сильнейшие братья истребляли слабейших. Так, из сыновей Святослава остался только один Владимир. У Владимира было много сыновей и всех он разместил по землям; но Святополк, по образу языческих предков, начал истреблять братьев, и дело кончилось тем, что, за исключением особо выделенной полоцкой земли, которая досталась старшему сыну Владимира Изяславу, как удел его матери, вся остальная Русь была под властью одного киевского князя Ярослава. Это не было единодержавие в нашем смысле слова и вовсе не вело к прочному сцеплению земель между собою, а напротив, чем более земель могло скопиться под властью единого князя, тем менее было возможности этой единой власти над ними и иметь влияние на течение событий в этих подвластных землях. Напротив когда, после принятия христианства, вместе с одной верой входил в Русь единый письменный язык и одинаковые нравственные, политические и юридические понятия, если в различных землях и пребывали свои князья, то эти князья — происходя из единого княжеского рода, сохраняя более или менее одинаковые понятия, привычки, предания, воззрения, руководимые при этом единою церковью — своим управлением способствовали распространению таких свойств и признаков, которые были одинаковы во всех землях и, следовательно, вели их к единению между собой. После Ярослава начинается уже непрерывно тот период, который обыкновенно называют удельным. Особые князья явились в земле северян или черниговской, в земле смоленских кривичей, в земле волынской, в земле хорватской и галицкой. В земле новгородской сначала соблюдалось как бы правило, что там князем должен быть старший сын киевского князя, но это правило скоро уступило силе народного выбора. Земля полоцкая уже прежде имела особых князей. В земле русской или киевской выделялось княжение переяславское, и к этому княжению по разделу Ярослава присоединена отдельная ростовская область. Собственно не было правил для размещения князей, ни порядка их преемственности, ни даже прав каждого лица из княжеского рода где бы то ни было, а потому естественно должен был возникать ряд недоразумений, которые приводили неизбежно к междоусобиям. Само собой разумеется, что это задерживало ход развития тех начал образованности, которые Русь получила вместе с христианской верою. Но еще более препятствовало этому развитию соседство с кочевыми народами и непрестанные столкновения с ними. Русь как будто приговором судьбы осуждена была видеть у себя приходивших с востока гостей, сменявших друг друга: в X веке и в первой половине XI века она терпела от печенегов, а с половины XI их сменили половцы. При внутренней безладице и княжеских усобицах, Русь никак не могла оградить себя и избавиться от такого соседства, тем более, когда князья сами приглашали иноплеменников в своих междоусобиях друг против друга. При таком положении дел важнейшею задачею тогдашней политической деятельности было, с одной стороны — установление порядка и согласие между князьями, а с другой — дружное обращение всех сил русской земли на свою защиту против половцев. В истории дотатарского периода мы не видим ни одной такой личности, которой бы удалось совершить прочно и плодотворно такой великий подвиг; но из всех князей никто не стремился к этой цели с такой ясностью взгляда и с таким, хотя временным, успехом, как Мономах, и потому имя его долго пользовалось уважением. Кроме того, о его жизни сложилось понятие, как об образцовом князе. Владимир родился в 1053 году, за год до смерти деда своего Ярослава. Он был сын Всеволода, любимейшего из сыновей Ярослава, тогда как прочих сыновей Ярослав разместил по землям, назначив им уделы. Всеволода отец постоянно держал подле себя, хотя дал ему удел близкий от Киева Переяславль и отдаленный Ростов. Старик Ярослав умер на руках у Всеволода. Мать Владимира, последняя супруга Всеволода, была дочь греческого императора Константина Мономаха; Владимир по деду со стороны матери получил имя Мономаха. Таким образом, у него было три имени: одно княжеское — Владимир, другое крестное — Василий, третье дедовское по матери — Мономах. Будучи тринадцати лет от роду, он принялся занятия, которые, по тогдашним понятиям, были приличны княжескому званию — войной и охотой. Владимир в этом случае не был исключением, так как в те времена князья очень рано делали то, что по нашим понятиям, были приличны только возмужалым; их даже женили в отроческих летах. Отец послал Владимира в Ростов, и путь ему лежал через землю вятичей, которые еще тогда не хотели спокойно подчиняться княжеской власти Рюрикова дома. Владимир не долго был в Ростове и скоро появился в Смоленске. На Руси тем временем начинались, одна за другою, две беды, терзавшие страну целые века. Сперва поднялись княжеские междоусобия. Начало им было положено тем, что сын умершего Ярослава сына, Владимира, Ростислав, бежал в Тьмутаракань, город, находившийся на Таманском полуострове и принадлежавший тогда черниговскому князю, поместившему там своего сына Глеба. Ростислав выгнал этого Глеба, но и сам не удержался после него. Событие это, само по себе одно из множества подобных в последующие времена, кажется замечательным именно потому, что оно было тогда первым в этом роде. Затем прорвалась вражда между полоцкими князьями и Ярославовичами. В 1067 году полоцкий князь Всеслав напал на Новгород и ограбил его, за это Ярославичи пошли на него войною, разбили и взяли в плен. В следующем 1068 году настала другого рода беда. Нахлынули с востока половцы, кочевой народ тюркского племени. Они стали нападать на русские земли. Первое столкновение с ними было неудачно для русских. Киевский князь Изяслав был разбит и вслед за тем прогнан самими киевлянами, с которыми он и прежде не ладил. Изяслав возвратился в Киев с помощью чужеземцев — поляков, а сын его варварски казнил и мучил киевлян, изгнавших его отца; потому-то киевляне, при первой же возможности, опять избавились от своего князя. Изяслав снова бежал, а вместо него сел на киевском столе брат его Святослав, княживший в Чернигове; тогда черниговской землею стал управлять Всеволод, а сына его Владимира Мономаха посадили на княжение в Смоленске. Во все продолжение княжения Святослава Владимир служил ему, как старшему князю, так как отец Владимира, Всеволод, находился в согласии со Святославом. Таким образом, Владимир, по поручению Святослава, ходил на помощь поляков против чехов, а также в интересах всего Ярослава племени воевал против полоцких князей. В 1073 году Святослав умер и на киевском столе опять сел Изяслав, на этот раз, как кажется, поладивший с киевлянами и со своим братом Всеволодом. Этот князь вывел прочь из Владимира — Волынского сына Святослава Олега, с тем, чтобы там посадить своего собственного сына. Олег, оставшись без удела, прибыл в Чернигов к Всеволоду. Владимир находился тогда в дружелюбных отношениях с этим князем, приехав из Смоленска в Чернигов, угощал его вместе с отцом своим. Но Олегу досадно было, что земля, где княжил его отец, и где протекло его детство, находится не у него во власти. В 1073 году он убежал из Чернигова в Тьмутаракань, где после Ростислава жил уже подобный ему князь, беглец Борис, сын умершего Вячеслава Ярославича. Не должно думать, чтобы такого рода князья действительно имели какие-нибудь права на то, чего добивались. Тогда еще не было установлено и не вошло в обычай, чтобы все лица княжеского рода непременно имели удел, как равным образом не утвердилось правило, чтобы во всякой земле были князьями лица, принадлежавшие к одной княжеской ветви в силу своего происхождения. В самом распоряжении Ярослава не видно, чтобы, размещая своих сыновей по землям, он имел заранее в виду распространить право посаженых сыновей на их потомство. Сыновья Ярослава также не установили такого права, как это видно в Смоленске и Волыни. Только ветвь полоцкая держалась упорно и последовательно в своей кривской земле, хотя Ярославичи хотели ее вытеснить оттуда. При совершенной неопределенности отношений, при отсутствии общепринятых и освещенных временем прав князей на княжение, понятно, что всякий князь, как только обстоятельства давали ему силу, старался устроить своих ближних, — главное сыновей, если они у него были. И в таком случае не стеснялся столкнуть с места иного князя, который был ему менее близки: от таких поступков останавливать князей мысль о нарушении чужого права, потому что такого права еще не существовало. Со своей стороны очень естественно было князю искать княжения, так же, как княжили его родитель и родные и преимущественно там, где был князем его отец, где, быть может, он сам родился и где с детства привыкал к мысли заступить место отца. Такой князь легче всего мог найти себе помощь у воинственных иноплеменников. И вот, бежавшие в Тьмутаракань Олег и Борис обратились к половцам. Не они первые вмешали этих врагов Руси в ее внутренние междоусобия. Насколько мне известно, первый, показавший им дорогу к такому вмешательству, был Владимир Мономах, так как по собственному его известию, помещенному в его поучении, он еще прежде них, при жизни своего дяди Святослава Ярославича, водил половцев на полоцкую землю. Олег и Борис с половцами бросились на северскую землю. Всеволод вышел против них из Чернигова и был разбит. Олег легко овладел Черниговом. Черниговцы приняли его сами, так как знали его издавна, вероятно, он родился в Чернигове. Когда после того Всеволод, вместе с киевским князем Изяславом, хотел отнять Чернигов у Олега, черниговцы показали себя преданными Олегу. После того, как Всеволод и Изяслав успели овладеть стенами окольного города и сожгли строения находившиеся в черте, образуемой этим окольным городом, жители не сдавались, ушли во внутренний город, так называемый “большой”, и защищались там до последних сил. Олега с ними в городе не было: упорство, с которым тогда стояли за него чернигоцы, не поддерживалось его присутствием или стараниями, и вероятно происходило от искренней привязанности к нему черниговцев. Владимир был тогда с отцом. Услышавши, что Олег идет против них на выручку Чернигова и ведет с собой половцев, князья оставили осаду и пошли на встречу врагам. Битва произошла на Нежатиной Ниве близ села этого имени. Борис был убит; Олег бежал. Но их победители дорого заплатили за свою победу. Киевский князь Изяслав был убит в этой сече. Смерть Изяслава доставила Киев Всеволоду. Чернигов, потеряв надежду на Олега, сдался, и в этом городе посадили Владимира Мономаха. Олег и его брат Роман Святославович в 1079 году попытались выгнать Владимира из Чернигова, но безуспешно. Владимир предупредил их, вышел с войском к Переяславлю и без битвы избавился от соперников; и заключили мир с половцами, помогавшим Святославичам. Половцы и находившиеся с ними хазары предательски поступили со своими союзниками; Олега отправили в Царьград, а Романа убили. Умение рассорить своих противников показывает большую сметливость Владимира. Оставшись на княжении в Чернигове, Владимир со всех сторон должен был расправляться с противниками. Тьмутаракань опять ускользнула из-под его власти: там утвердились два других безудельных князя, сыновья Ростислава Владимировича. Половцы беспрестанно беспокоили черниговскую землю. Союз с ними, устроенный Владимиром под Переяславлем, не мог быть прочен. Во- первых, половцы народ хищнический, не слишком свято держал всякие договоры, во-вторых, половцы разбивались на орды, находившиеся под предводительством разных князьков или ханов и называемых в наших летописях “чадью”; тогда как один мирился с русским князем, другие нападали на его область. Владимир расправлялся с ними, насколько это было возможно. Таким образом, когда двое половецких князьков опустошили окрестности северного пригорода Стародуба, Владимир, пригласивши другую орду, разбил их, а потом под Новым Городом (Новгородом-Северским), рассеял орду другого половецкого князя и освободил пленников, которых половцы уводили в свои становища, называемые в летописях “вежами”. На севере у Владимира были постоянные враги — полоцкие князья. Князь Вселав напал на Смоленск, который оставался во власти Владимира и после того, как отец посадил его в Чернигове. В отмщение за это Владимир нанял половцев и водил их опустошать землю полоцкую: там по собственному свидетельству Владимира, не оставлено было ни челяди (слуги) ни скотины. С другой стороны Владимир воевал с вятичами. Этот славянский народ все еще упорно не поддавался власти Рюрикова дома, и Владимир два раза ходил войною на Ходоту и сына его – предводителей этого народа. По приказу отца, Владимир занимался делами на Волыни: сыновья Ростислава овладели было этою страною, но Владимир выгнал их и посадил Ярополка, Изяславова сына, а когда этот князь не поладил с киевским, то Владимир, по повелению отца, прогнал его и посадил на Волыни князя Давида Игоревича, и в следующем за тем году (1086) опять посадил Ярополка. Тогда власть киевского князя в этом крае была еще сильна, и князья ставились и сменялись по его верховной власти. Попытки объединения русских земель. В 1093 году умер Всеволод, Владимир не захотел воспользоваться своим положением и овладеть киевским столом, так как предвидел, что от этого может произойти междоусобие. Он послал звать на киевское княжение сына Изяслава Святополка, который был старше Владимира и за которого, по- видимому, была значительная партия в киевской земле. Во все время правления Святополка, Владимир оставался его верным союзником, действовал с ним за одно и не показывал ни малейшего покушения лишить его власти, хотя киевляне уже не любили Святополка, а любили Владимира. Владимир сделался, так сказать, душою всей русской земли, около него вращались все ее политические события. Едва только уселся Святополк в Киеве, как половцы прислали к нему послов с предложением заключить мир. Святополк привел с собою из Турова дружину, людей ему близких. С ними он во всем совещался, и они ему посоветовали засадить половецких послов в погреб; после того половцы начали воевать, и осадили один из городов в пригороде киевской земли – Торцкий, Святополк выпустил задержанных послов и сам предложил мир, но половцы уже не хотели мира. Святополк начал совещаться с киевлянами. Советники его разделились во мнениях: одни, более отважные, порывались на бой, хотя у Святополка было наготове с оружием всего восемьсот человек; другие советовали быть осторожнее; наконец, порешили на том, чтобы попросить Владимира помогать в обороне киевской земли от половцев. Владимир отправился со своею дружиною, пригласил также своего брата Ростислава, бывшего на княжении в Переяславле. Ополчение трех князей на берегу реки Стугны и там собрался совет. Владимир был того мнения, что лучше, как бы ни было, устроить мир, потому что половцы были тогда соединены силами; но киевляне горячились и хотели непременно биться. Им уступили. Ополчение перешло реку Стугну, пошло тремя отделами, сообразно трем предводившим князьям, прошло Триполье и стало между волами. Это было 20 мая 1093 года. Здесь половцы пошли на русских, гордо выставивши свои знамена. Сначала пошли они на Святополка, смяли его, потом ударили на Владимира и Ростислава. У русских князей сил было мало, по сравнению с неприятелем; они не выдержали и бежали. Ростислав утонул при переправе через Стугну; Владимир сам чуть нее пошел ко дну, бросившись спасать утопающего брата. Тело утонувшего привезли в Киев погребли у церкви св. Софии. Дело этим не кончилось. Половцы дошли до Киева и между Киевом и Вышгородом на урочище Желани в другой раз жестко разбили русских того же года 23 июля. После этой победы половцы рассеялись по русским селам и забирали пленников. В следующем 1094 году думал приостановить бедствие русского народа, заключил с половцами мир и женился на дочери половецкого хана Тугоркана. Но и этот год был не менее тяжел для русской земли. Саранча истребила хлеб и траву на полях, а родство киевского князя с половецким не спасало Русь от половцев. Когда одни половцы мирились и роднились с русскими, другие вели на него его неуловимого соперника Олега. Олег, засланный византийцами в Родос, не долго там оставался. В 1093 году он уже был в Тьмутаракани, выгнал от туда двух безместных князей, как и он, Давида Игоревича и Володаря Ростиславича и сидел некоторое время в этом городе, но 1094 году, пригласивши половцев, пустился добывать ту землю, где княжил его отец. Владимир не дрался с ним, уступил ему добровольно Чернигов, вероятно и потому, что в Чернигове, как и прежде, были сторонники Олега. Сам Владимир уехал в Переяславль. Тогда уже вполне выработался характер Владимира и в нем созрела мысль действовать не для личных своих видов, а для пользы всей русской земли, насколько он мог понимать ее пользу; главное же – энергетическими силами избавить русскую землю от половцев. До сих пор Владимир, насколько было возможно, старался устроить мир между русскими и половцами, он становится постоянным и непримиримым врагом половцев, воюет против них, подвигает на них русских князей и с ними все силы русских земель. Вражду он эту открыл поступком с двумя половецкими князьями: Китаном и Илтарем. Князья эти прибыли к Переяславлю договориться о мире, разумеется, с намерением нарушить этот мир, как делалось прежде. Китан встал между валами за городом, а Итларь со знатнейшими лицами приехал в город; с русской стороны отправился к половцам заложником сын Владимира Святослав. Тогда же прибыл от Святополка киевлянин Славята и стал советовать убить Илтаря, приехавшего к русским. Владимир сначала не решался на такое вероломство, но к Славяте пристали дружинники Владимира, и говорили: «Нет греха в том, что мы нарушим клятву, потому что сами они дают клятву, а потом губят русскую землю и проливают христианскую кровь». Славята с русскими молодцами взялся проникнуть в половецкий стан и вывести от туда Святослава, посланного к половцам заложником. С ним вместе взялись за это дело торки – народ того же племени, к которому принадлежали и половцы. Но будучи поселены на русской земле, они верно служили Руси. В ночь на 24 февраля они не только счастливо освободили Святослава, но и умертвили Китана и перебили его людей. Илтарь находится тогда во дворе у боярина Ратибора. Поутру 24 февраля Илтарь с его дружиною пригласили завтракать к Владимиру; но только что половцы вошли в избу, куда их позвали, как за ними затворили двери и сын Ратиборов перестрелял их сверху через отверстие, сделанное в потолке избы. После такого вероломного поступка, который русские оправдали тем, что их враги были также вероломны, Владимир начал созывать князей против половцев и в том числе Олега, от которого потребовал выдачи сына убитого Илтаря. Олег не выдал его и не пошел к князьям. Киевский князь Святополк и Владимир звали Олега в Киев на совет об обороне русской земли. Но Олег отказался от их приглашения. Тогда князья послали от себя такое слово: «Если ты не идешь на неверных и не приходишь на совет к нам, то значит ты мыслишь на нас худое и хочешь помогать поганым. Пусть бог нас рассудит». Это было объявление войны. Итак, вместо того, чтобы идти соединенными силами на половцев, Владимиру приходилось войною идти на своих. Владимир со Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |