|
Шпоры по историиже, как и раньше. Управление: П1 перестал созывать БД и все важнейшие дела и законы обсуждал сам, в своем кабинете, с довер лицами и любимцами. Для руководства всем управлением и для высшего суда П1 в 1711 учредил правительствующий сенат. С не мог сам издавать законов, он только обнародовал данные ему государем законы и указы, следил за законностью и правильностью действий администрации и решал те дела, административные и судебные, кот затрудняли низшую администрацию или же доходили до сената по жалобам. При сенате Петр учредил в 1722 особую прокуратуру для надзора за законностью действий администрации. ЕЕ начальник генерал-прокурор имел контроль над самим сенатом, служил посредником между государем и сенатом. Взамен старых приказов с 1718 стали действовать коллегии, из которых каждая имела определенный круг дел. Всего коллегий было 12 (военная, морская, ин дел, камер-коллегия, штатс - ревизион - коммерц - мануфактур - берг - юстиц - духовная и др. В 1708 ввел деление на губернии. По несколько прежних уездов соединялись в провинцию, а несколько провинций в губернию. Во главе губернии стоял губернатор, подчиненный сенату, во главе провинций и уездов - воеводы, при них стояли земские комиссары. Итог: т.о. и до П и при нем одинаково г-во управлялось вверху чиновниками, а внизу выборными властями. С/у было подчинено бюрократии. Только при П было нарушено старое единство подчинения. Финансовые меры: П изменил прямую подать. Сделав ее подушной и распространив ее на холопов, П значительно увеличил податное поступление. Столь же значительно он поднял косвенные налоги, увеличив пошлины. Перт изменил вес и чекан монеты. Он указал чеканитт новые рубли и полтины, но так, чтобы рубль был равен не 2 ефимкам как раньше, а 1, а полтина была в 0,5 ефимка. Итог: в р-тате П удалось поднять гос доходы. До него казна получала 2,5 млн рублей в год (старой монетой), а в конце его царствования доходы возросли до 10 млн с лишком новой монетой. Церковная реформа: Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось соборным управлением. Из лиц, принадлежащих к духовенству была учреждена духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент, два вице-президента, советники, асессоры и секретари. При синоде стоял и обер прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прок-ра и сената. Так решил П1 вопрос о церк упр-ии, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти. Просвещение: При П1 возник ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностр языкам, по мат-ке, морскому делу, счетоводству и др. Он также принимал меры и к тому, чтобы вообще поднять культурный уровень об-ва. Для этого, например, П заботился о переводе разных полезных книг с иностр языков. Начал издавать «Ведомости и военных и иных делах».В конце своего царствования он задумал и подготовил учреждение в Петербурге Академии наук для научных исследований и обучения наукам. ВЫВОД: Положение сословий в г-ве по существу не было изменено: сословия не получили новые права и были оставлены при старых обязанностях. Упр-е по- прежнему было бюрократическим. Словом тип гос-ва, создавшийся до П, не был изменен. Все его перемены имели своим назначением совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. Резкая по сути реформа была проведена только в церковном упр-ии, где с упразднением патриаршества церк жизнь была приведена в полное подчинение г-ву. 22. Время правления Екатерины 2. Просвещенный абсолютизм. n попытка внедрения идей франц просветителей n занималась просвещением людей n форма г-ва - абс мон-хия ПОЭТОМУ ПРОСВЕЩ АБ-М Цели реформ: 1. легитимизировать власть 2. совершенствование законодат-ва При Е2 исчезает система посессионных кр-н. Экономика: 1. отмена политики протекционизма 2. меняется акцент политики меркантилизма 3. ослабление гос контроля над частно-предпринимат деят-тью 4. развитие банковского дела 5. законодат закрепление ч/с 6. отмена откупов и монополий на тот или иной вид прод-ции 7. шоссейные и грунтовые дороги 8. появление ассигнаций 9. расширяются виды мануфактур Цели внешней политики: 1. укрепление южных границ 2. повышение авторитета России 3. выход к черному морю 4. укрепление самодерж власти 5. укрепление зап границ 6. укрепление позиций России в Польше 26. Внешняя политика А1. Цели: 1. сохранение сил в Европе 2. закрепление своих границ 3. разграничение сфер влияния последствие - война со Швецией Итоги: 1. укрепление междунар авторитета 2. свящ союз 3. неудача в б-бе с революц во Фр-ции 4. укрепление собств границ 27. Общественные движения в России в первой половине 19 века. Декабристское движение. Предпосылки: 1. внешнеполит усиление контактов России с зар странами 2. либеральная деят-ть предыдущих правителей 3. предоставление нек прав и свобод для дворян и горожан 4. активное развитие кап отношений начиная с Петра1. 5. проникновение переводной литературы 6. ограничение цензуры 7. разрешено было открывать частные типографии 8. освобождение от догм религиозного сознания Причины: 1. сохранение абс мон-хии 2. нарастание нар волнения 3. реакционная политика 4. полное бесправие народа 5. отсутствие личных, гр, полит, эк прав кр-н 6. невозможность занятия своб предприним деят-тью 7. сохр-е феод-креп пережитков 8. отсутствие рынка 9. тяж эк ситуация после 1812 года 10. поворот в сторону реакции и возвращ-е к церк образов-ю Причины поражения: 1. предательство 2. несвоевременность восстания 3. оборонит позиция 4. числ превосходство царских войск 5. не привлекли народ 6. не было единства 7. неявка руководителей восст-я 8. слабая пропаганда 9. несерьезное отношение к своему делу Значение: 1. обществ резонанс 2. заложили основы револ традиции 3. обществ жизнь заморозилась на долгие годы Западники: 1. Россия - часть зап цив-ции 2. выступали за конст форму правл-я 3. считали, что надо отменить кр право и развивать капит отн-я как на Западе 4. введение буржуазных свобод 5. развитие идей просвещения 6. Петр 1 спас Россию 30. Отмена крепостного права в России (предпосылки, ход, последствия). Предпосылки: 1. деятельность просвещенных императоров (П1, Е2, А1) 2. деят-ть передовой общественности и двор-ва 3. недовольство народа нарастанием революц ситуации в стране. Этому способствовало пораж-е в Крымской войне 4. интенсивное развитие капит отн-й, начало пром переворота в России В 1857-58 гг во всех губерниях были созданы двор комитеты, кот должны были рассм вопрос о низвержении кр права. После систематизации всех этих предложений выявилось 3 позиции: 1. сохранение кр права, но лишь частичное его усовершенствование 2. освобождение кр-н, но без земли (недостатки: г-во лишалось налогоплательщика, в г-ве началось бы бродяжничество и разбой, дворяне могли быстро изменить систему хозяйствования 3. освободить кр-н с землей, но за выкуп. 19.02.1861 были подписаны документы по реформе, 5.03 был опубликован 1 документ - манифест об отмене кр права, 2 документ - положение о кр-нах, вышедших из креп зав-ти. Основные положения реформы: 1. была предоставлена личная свобода 2. земля признавалась собств-тью помещика 3. кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред кол-во земель 4. кр-не должны были выкупить получ землю Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву. 5. В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно обязанного. 6. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины. Позитивные последствия: 1. В России было отменено рабство, кр-во получило личную свободу 2. реф-ма способствовала развитию кап отн-й в России Негативные последствия: 1. существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель 2. реф-ма породила проблему малоземелья кр-н 3. замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути. 31. Либеральные реформы 60-70-хх в области мсу, суда, армии, образования. Реформа мсу: Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях 2. Городская 1. В январе 1864 вышло положение « о губернских, уездных и земских учреждениях». В соответствии с ним создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж- ти от 15000 руб. 2 курия - городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было обеспечено представит- во дворянского сословия. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губ и уездн собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнит органы - губ и уездн управы. Выбирались на земских собр-х. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земск учрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-ть местн учрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59) Позитивность в реформе: . всесословность . выборность . начало разделения властей . начало формиров-я гражд с/сознания Недостатки: . об-во не было допущено в центр гос учрежд-я, не могло влиять на политику центра . были предоставлены неравные избир права . контакты между земствами были запрещены 2. Городская реформа. (1870) Городовое положение: . создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором . выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же. Судебная реформа: 1864 - обнародованы новые суд уставы. Положения: . ликвидировалась сословная система судов . было объявлено рав-во всех перед законом . была введена гласность судопр-ва . состязательность судопр-ва . презумпция невиновности . несменяемость судей . единая система судопроизводства . создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом. 2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассм уг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х. Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности . для поднятия компетентности высшего военного рук-ва воен мин-во было преобразовано в генштаб . вся страна была разделена на 6 воен округов . было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения . была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинск пов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск службе: люди с нач обр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим - неск меяцев. От воинск обяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители. . были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии. Реформа в обл-ти просвещения: Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер Реф-ма нач обр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил начало созданию системы гос нач обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия. Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий. . в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии ( для поступления в универ) 27. Реальные гимназии (для высш техн школ). . программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности . в этот перидод получает развитие среднее женск обр-е, начинают создаваться женские гимназии. . женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универам болшую свободу. Это было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы: . студ-ты могли создавать студ орг-ции . получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры . в универы допускались все вольножелающие . студ-там предоставлялось право на выбор ректора . было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та . создавались системы корпоративности студ-тов и преподов. Значение реформ А2: 1. способствовали более быстрому развитию кап отн-й в Р 2. способствовали началу формиров-я в Росс об-ве бурж свобод (свобода слова, личности, орг-ций и т.п.) 3. способствовали формиров-ю гр самосозн-я 4. способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России. Недостаток: они не ликвидировали систему абс мон-хии, не дали возм-ть об-ву влиять на гос политику. Г-во проводило по-прежнему политику в интересах г- ва. 32. Обществ движ-е в России во 2й половине 19 века. Народничество: 1. считали, что к соц-му придем минуя кап0м 2. избавление от самодержавия 3. основой соц об-ва является крестьянская община 4. осн движ силу видели в кр-ве 5. отводили большую роль интеллигенции 6. переход к соц-мц через трудовую крест рев-цию. 3 течения: 1. Бунтарское (Бакунин) - считали, что г-во надо уничтожить, кр- не к рев-ции готовы, их надо только поднять 2. пропаганд напр-е - кр-не не готовы 3. заговорческое. Ообойдемся без народа, нам нужна жесткая орг-ция 33. Политич и экономич картина мира на рубеже 19-20вв. Особенности развития России. 1. В З-Е завершился парад буржуазных революций, к власти приходит предпринимат сословие 2. устанавл новые демократич формы правления а)конституционная мон-хия б) республиканская форма правления. Бывает двух видов: президентская, парламентская. 3. Оформление полит партий и идеологий новых классов 4. расширяются полит свободы для осн категории населения Экономич хар-ка: 1. В З-Е завершается переход пр-ва и капитала к индустриальному типу развития 2. начало концентрации пр-ва и капитала, переход кап-ли в монополист стадию Последствия (+): 1. Создание возможности более централизованного упр-я 2. дает возможность усовершенствования техн базы 3. снижение затрат на произв-во - снижение себестоимости товара 4. возможность уменьшения конкуренции (-): 1.Формирование фин-пром олигархии и фактич концентрация богатства в их руках 2. трудности для развития мелкого и среднего предпр-ва 3. монополисты начинают диктовать цены 4. идет сращивание гос власти и верхушки монополистов, кот пытаются осуществлять гос политику в своих интересах 3. Европа начинает переходить с основам рег рынка 4. начало б-бы за экономич сферы влияния и рынки сбыта К конуц 19 века колонии занимали больше половины земного шара, в них проживало 35% населения 5. неравномерность эк развития стран ЗЕ. Особенности развития России на рубеже 19-20: В Р к этому периоду проживало 125.600.000 чел по переписи 1897г. Полит структура: в стране продолжала сохраняться абс мон-хия, полностью отсутсвовали полит права и свободы для всех сословий. Эк хар-ка: Р продолжала оставаться приемущественно аграрной страной, где сохранялись феод-креп пережитки. Однако в Р активно развиваются и кап отн- я, особенно в пром-ти. К 80 гг в Р завершился пром переворот. Пром пр-во в Р за 60-90 гг увеличилось в 7 раз. По темпам эк развития Р вышла на 5 место в мире. Так же идет тенденция концентрации пр-ва и образов-я монополий. На душу нас-я нац доход в Р был в 4 раза меньше, чем в Великобр, низкой была производ-ть труда. Особ-ти развития кап-ма в России: 1. На западе сначала произошли бурж рев-ции, а потом пром переворот, а у нас наоборот 2. на западе кап отн-я сначала развивались в с/х, а потом в пром-ти, у нас наоборот 3. на западе пром сектор развивался естественным путем независимо от г-ва, а у нас наоборот. В Р начиная с П1 пром сектор развивался под опекой г-ва 4. высокая концентрация пр-ва и капитала, 50 монополий и 12 банков контролировали 80% всех потоков Росс эк-ки 5. Россия не прошла этапа свободного накопления капитала. Здесь всегда существовали трудности для развития мелкого и среднего предпринимат-ва 6. на западе пром переворот начинается с легкой пром-ти, а у нас с тяжелой 7. в Р осуществлялся интенсивный ввоз иностр кап-ла Особ-ти формиров-я предпринимат и рабочего класса: по переписи 1897 г в Р насчитывалось 1.500.000 предпринимат. Но было и мелкое и среднее предпринимат-во. Мелкое и ср предприн-во в Р не успело экономически окрепнуть, поэтому не сумело созреть политически к рев-ции. Особенности формирования предпринимат-ва: В Р формируется ядро рабочего класса, кот работал на крупн предприятиях. Они составляли 1% от всех рабочих, успело быстро созреть и сформировало свою полит партию, имела идеологию и четкую программу. В 1898 была создана РСДРП. В 1903 на 2 съезде она приняла свою прогу. В 1902 существовала партия эсеров. Большинство русских рабочих были полурабочие, полукр-не. 34. Контрреформы А3. 2 периода внутр политики: 1 - 1881 - 1885 2 - 1886 - 1894 Старая рекрутская система изживала себя. Огромная армия тяжела для гос-ва. Воинская повинность была обязательностью для всех жителей империи. Служили мужчины с 20 лет в сухопутных 6 лет службы и 9 лет в запасе, а во флоте 7 лет службы и 3 гола запаса. Армия основана на воинской повинности. Но существовали льготы определенным категориям: -лицам с высшим образованием; -гимназисты служили три месяца. Широкая сеть военных учреждений, да плюс перевооружение армии. Вывод: реформаторская деятельность катализировала общественное движение, активизировалась революционная организация и негативизм в обществе. Наиболее острая аппозиция в среде интеллигенции. Основное недовольство вызвала половинчатость реформ. В конце царствования Александра I 1880-81 года главной задачей было примирить гос-во и общество. Деятельность Лориса - Меликова. Два направления: 1. Изоляция и активная деятельность правительства против оппозиционных течений; 2. Попытка примирить общество с правительством. Предполагалось сформировать сословно-представительные учреждения (консультативный орган при государе, доносивший до его ведения нужды и чаяния населения). В марте 1881года на престоле Александр III - это эпоха императорской стабильности и контрреформ. Александр III был вторым сыном Александра II, сначала не предполагалось, что он станет царем, но в 1865 г. его старший брат умер и с этого времени он готовился принять престол. Он был малограмотным, уважал чужой интеллект, консервативен. Существовало две точки зрения на его деятельность. Первые считали, (дореволюционные историки) что это был здоровый консерватизм и целью было оградить Россию от вредностных идей Запада. Вторые считали, что это был неоконсерватизм, который отбросил страну на два столетия назад. Правление Александра III было недолгим до 1894года, он умер от пиллонифрита. К концу царствования оставил здоровую финансовую систему, развитие промышленности, успокоение общества, влиятельные позиции во внешней политике. Контрреформы. Самые первые недели правления били либеральными. С апреля 1881 г. вводится в силу манифест, который все перечеркнул, в нем подчеркивалась консервативная политика. Многие либеральные министры ушли и появились новые - консервативные: Толстой, Победоносцев и т. п. 1881 г. - временное положение о военных судах на тех территориях, где было военное положение. Гос-во ощутило удар реформами по судебной системе. В уставах было записано, что дела, находящиеся в введении общественных судов и связанные с гос-ми преступлениями, надо было передавать в ведение военных судов. Военный суд имел свои отличительные черты: -ускоренное рассмотрение дела с нарушением прав подсудимого; -вынесение чрезвычайно суровых приговоров; -отсутствие гласности. Чрезвычайное положение вводилось правительством и могло существовать очень длительное время. Падала роль присяжных заседателей, а также исчезают гос- ые преступления. Были сделаны шаги к контрреформам местного самоуправления. Учреждалась должность земских участковых начальников, которые контролировали органы местного самоуправления, они заменяли мировых судей, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |