|
Шпоры по историиШпоры по истории1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби. Формационная теория: 3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист.) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии: 1. переход от присв. пр-ва к производящ. 2. отделение ремесла от с\х 3. начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с 4. появл-е письм-ти 5. появл-е моногамной семьи 6. формиров-е предпосылок обр-я г-ва обозначается прим-но 5 тыс л.н. Осн- критерии для выдел-я цив-ции: 1. спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я) 2. социально-классовая структура об-ва. Недостатки: 1. не выражен личностный аспект в историч. Процессе 2. не все страны подходят под эту теорию 3. всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен 4. абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т.к. смена обществ.-эк. формаций происходит путем рев-ции Достоинства: 1. хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века 2. хорошо выражены отношения классов б) цивилизационный подход. Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития. 1 путь для России: возврат к авторит системе 2 путь: объединение народа и г-ва 3 путь: исчезновение русской цив-ции. Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин. Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в: 1.примитивное об-во 2.цивилизация Примитивные об-ва: . короткий срок существования . небольшая территория и небольшое колво насел-я . существуют в стационарном состоянии . характерно сходство обычаев и традиций . небольшое разделение труда . примитивные языческие верования . отсутствие классов и г-ва. Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки: . обширная терр-рия . имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ . большое кол-во людей . находятся в постоянном развитии . большое разделение труда . наличие мировой религии . наличие гос-ва и классов Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет. Критерии выделения цив-ции: 1. природная среда обитания 2. система ведения хоз-ва 3. соц орг-ция 4. религия и духовн ценности 5. полит индивидуальность Классификация цив-ций: 1. Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др. 2. Цив-ции-спутники: Тибетская 3. Неразвившиеся 4. Застывшие: Спартанская, Эскимосская. Этапы развития: 1. генезиса и роста 2. расцвет 3. надлом 4. разложение Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов. Причины исчезновения: 1. неверный ответ на вызов 2. творческое меньшинство идет на поводу общества 3. творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа. Позитивные моменты цив подхода: 1. ц.п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии 2. открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы 3. позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва 4. учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва недостатки: 1. расплывчатость выделения критериев 2. трудно определить ментальность и дух развития чел-ка Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву. 3. Типы общественного развития. (типы чел об-в) Признаки выделения типов чел. Об-в. 1. общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития 2. взаимопереплетение культур 3. наличие сферы общих интересов и общих задач с т.з. перспектив развития 1.Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение. Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни. Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций. Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа: 1. глубокое знание законов природы 2. нет разрушения природы и среды обитания 2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно. Экономич. Структура: 1. основу эк жизни сост аграрный тип развития 2. господтво нат хоз-ва 3. общинный коллект труд (формы ч/с не выражены) 4. гос-во явл верховным собственником всех земель Полит структура: 1. характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в 2. личный интерес был подчинен обществ интересу 3. управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны 4. обезличенность госуд машины соц структура: 1. строгая иерархия слоев 2. существуют только вертикальные связи Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка. 3.Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции) Суть: быстрое поступательное развитие. Экономич структура: 1. ярко выражен изначально индустр тип 2. интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х Политич структура: 1. рано появляется новая форма гос власти в виде демократии 2. разумное сочетание личных и обществ интересов 3. наличие развитых, независимых от власти горизонт связей Соц-классовая структура: 1. множество прослоек 2. возможен переход от одной соц группы к другой Дух жизнь и ментальность: 1. эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами 2. антропоцентрический хар-р культуры и ментальности 3. инновационный хар-р мышления 4. духовная свобода человека Противоречия: 1. высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во 2. возведение европ ценностей в абсолют 3. научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей 4. постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам 4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования. 1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности 2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт 3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира. Исходные позиции для анализа Русск цив-ции: 1. Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью 2. Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития Осн факторы становления Р цив-ции 1. природно-географич и климатич 2. этнич фактор 3. духовный фактор Этапы развития: 1. Доисторический (2 тыс лет до н.э. - 9 в) 2. Киевская Русь 9-13 вв 3. Московская Русь 14-17 вв 4. Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г 5. Демократич правовая Россия 1985 - ???? 6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории. По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории: 1. Норманская ( о завоевании Руси варягами) 2. Антинорманская 3. Теория о призвании варягов Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер. Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва 2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян. Доводы 1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э. 2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин- бюр апп-т 3. 1-е киевск князья были варягами 4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны. Антинорманская теория Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва Доводы: 1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан 2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии 3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во. Теория о призвании: Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности. В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов. Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок. Признаки гос-ва: 1. единая терр-рия 2. наличие чиновнич апп-та 3. армия 4. наличие суд системы К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции. Причины оформления гос-ти у В сл-н: 1. усложнение эк жизни 2. отделение ремесла от с/х 3. выделение воен сословия 4. появление эк нерав-ва Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг: 1. варяги - хорошие воины 2. у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва 3. нейтральная фигура 7. Соц-полит и эк развитие К.Р. в к 10 - нач. 12 вв Почему этот период называют периодом расцвета?: 1. была упорядочена система управления страной, т.е. оформлена полит структура К.Р. 2. формируются эк связи в гос-ве 3. была создана законодат база г-ва 4. была упорядочена соц структура об-ва 5. была сформирована единая нац идея (христианство) Полит структура: КР представляла из себя военно-феод монархию: власть становится наследуемой, привилигиров сословие - военно-служилаю знать, кот за службу получает земли, населенные кр-ми, т.е. начинают формироваться феод. Отн-я. Киевск князь явл главой всех ветвей власти. Власть наследуется по родовому принципу. При князе существует боярская дума - это совещат орган, кот состоял в основном из старшей дружины княза. Дружина состояла из 2 частей: Старшая дружина (более опытные, кто за службу получал земли с правом наследования, впоследствии - бояре), младшая дружина, жила при князе, и князь делился с ней доходами, отдавая 1/3. На этом этапе ликвидируется институт местного княжения и на местах сидят наместники князя.Формируется чин апп-т. Вместе с тем власть князя была не так сильна, т.к. 1. Были усобицы за престол м/д родственниками 2. боярская дума имела право вето на решение князя. 3. старшая дружина была самостоятельной, имела свои земли, свою дружину, .... Законодат основой КР явл «РП», основопол-ком кот-й явл Ярослав Мудрый. Экономика КР: 1. Основу эк жизни КР сост с/х 2. КР активно занимается внешн торговлей 3. продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота, рыбалка, собир-во, борт-во) 4. получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты, т.к. военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен- торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен. Соц структура: В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я: 1. люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки) 2. люди (свободные жены городск или сельской общины) 3. черные люди (полностью зависимые, полузавис) На этом этапе происходит крещение Руси.... 8. Крещение Руси (причины, ход, последствия) Причины: 1. Византия, как и КР, занимала серединное положение между В и З 2. Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос власти, Виз церковь всегда стояла за единое г-во 3. многие русские были знакомы с этой религией 4. неудача языческой реформы Последствия: 1. Объединение славянских земель на единой духовн основе 2. приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям вообще 3. рост междунар авторитета КР 4. гуманизация нравств отнош-й 5. влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х пр-ва) 6. толчок развития культуры 7. появление каменной архитектуры 8. интенсивно развивается ИЗО 9. литерат традиции (появл письменности) 10. и др. Негатив: 1. оформление культа власти 2. рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент гос-ва 3. мистич восприятие хр-ва 9. Феодальная раздр-ть и т-м протекторат на Руси. Причины феод раздр-ти: 1. Увеличение значимости вотчинного землевладения 2. недостатки родового принципа наследования престола 3. ослабление полит и эконом роли Киева 4. поводом феод раздр-ти явился Любечский съезд. Он изменил принцип наследования престола и ввел принцип от отца к сыновьям. 15 крупных самост княж-в получили название земель. Только 2 кн-ва не были переданы никому в насл-во: кивевкс и новгор. Почему не раздробилось Киевское кн-во?: 1. формально киевск князь считался великим князем 2. на киевск престол могли претендовать все самые сильные князья Феод раздр-ть - это закономерный этап в развитии об-ва, кот прошли все страны. Поэтому однозначно оценивать фр нельзя: Позитив: 1. Интенсивное развитие регионов, власть больше приблизилась к народу 2. феод усобицы стали реже 3. интенсивное соверш-е эк-ки, а именно с/х пр-во, переход на 2-3 польную систему, 4. интенсивное изнотовл-е мет о/т, развитие городов. К концу 13 в в ККн насчитывалось около 300 городов. Происходит превращение городов в центры ремесла и торговли, создаются купеч корпорации, развивается система мсу. 5. феод отн-я вступают в свой зрелый этап Негатив: 1. многие русск земли попадают в зав-ть от других народов Этапы и формы зав-ти от т-м: Прямого полит правления на Руси т-м не ввели, но выдавали князьям ярлыки на княжение. Ярлыки были двух видов: золотой и простой. Золотой с правом передачи власти по наследству. Т-м использовали методику разделяя властвуй. Русск земли должны были платить ЗО выход. К 1236 году монг империя представляла собой огромную империю. Этапы ТМП: 1 этап: - 1237-1327 гг - самый тяжелый и разрушительный этап. До 1257 года дань не была фиксированной. С 1257 размер дани стал фиксиров. Эту дань собирали уже не откупщики, а баскаки. II этап - 1327-1380 был ликвидирован институт баскачества. Моск князьям было предоставлено право самим собирать дань с земель и везти в Орду, как следствие прекратились набеги. На этом этапе ослабевает как экон так и полит влияние Орды на русск земли. Ярлык на великое княж-во во Влад-Сузд земле закрепился за Моск князьями и передавался по наследству. На этом этапе был разбит миф о непобедимости монголов. III этап: - 1380-1480 - на этом этапе власть ЗО была номинальной. ЗО уже не выдавала ярлыки, дань выплачивалась нерегулярно. 11.11.1480 - конец стояния на Угре. Негативные последствия мтп: 1. ослабление русск княжеств 2. на длит время русск земли оторвались от визант и з-е цив-ций 3. происходит разрушение и замирание хоз жизни 4. тмп оказал влияние на ментальность человека Позитив: 1. Гумилев отмечает, что в ходе тмп прошло взаимовлияние культуры разных народов, поэтому народы друг друга обогатили 2. положит была регенерация русск этноса 3. подчинение чужой воле порождало доп мотивы к объединению 10. Предпосылки и этапы объединительного процесса. Причины возвышения Москвы. Предпосылки объединения земель: 1. эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами 2. формирование на местах опыта управления и создания структур управления 3. мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов. 4. народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели стабильности; за объединение выступала церковь 5. сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях. Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского) Причины возвышения Москвы: 1. выгодное географич полож-е: а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг б. Удобные водные пути в. Моск кн-во занимало центр полож-е 2. Умелая политика моск князей а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я в эти р-ны в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО г. введение института наследования престола от отца к сыну 3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра была перенесена в М) 4. отсутствие сильных врагов 5. нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М. Этапы объединения: I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый (1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в полит, эконом, духовн аспектах, а именно: 1. за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км 2. благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли 3. были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники (Тверь, Новгород, Рязань) 4. М становится центром русского православия 5. ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми 6. на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв 7. именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась подписать унию. III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит незав-ти и юрид оформл-е институтов гос. власти 11. Образование Мг. Правление И III. При И3 было завершено дело собирания русских земель в единое нац великорусск г-во. Терр-рии М к-ва при И 3 увелич с 400.000 км2 до 2.000.000. Было присоединено Ряз, Яросл, Ростовск, Тверск, Новгор княж-ва. В 1500-1503 гг в рез-тате войн с Литвой и Ливонским орденом М вернула часть Зап земель, кот когда-то отошли в состав Лит г-ва. Когда Литва просила заключения мирного договора, она обратилась к И3 как к государю всея Руси. Крупные внешнеполит успехи и рост междунар авторитета М князей. Во внешнеполит проблемах М кн-я выступали как представители от всех земель. Происходит юрид оформление институтов гос власти. В 1480 году были ликвидированы удельные порядки. Удельные князья теперь не имели права уходить на службу к другим кн-м и считались подданными М князя и должны были повиноваться и служить. Они были наместниками М князя. Иван 3 окончательно утвердил институт наследов престола «от отца к сыну». Он четко обозначил, что старший сын обладает след полномочиями: . суд вопросы . финансовые вопросы . внешняя политика . чеканка монет. Эти полномочия являлись исключительно делом М князя. А наместники этих прав лишались. Всех других сыновей И 3 заставил подчинятся старшему, как подданных. В конце 15 века при Иване 3 появилась внешняя атрибутика М г-ва: герб, держава и скипитр, отсюда пошло введение обычая венчания на престол. Появление первого свода законов (1497). Введение нового судопроизводства. Начинается строит-во административного апп-та единого русск г-ва. Появляются дворец (ведал великокн делами), казна (вопросы фин напр-я), центр исп органы - приказы и губы. Происходят изменения в системе мсу. В администр порядке страна была разделена на уезды, станы и волости. Во главе их стояли наместники. За службу они получали корма. Социальная политика И 3 была направлена на укрепление и централизацию М г-ва. В судебнике 1497 года были ослаблены позиции боярства и укреплены позиции двор-ва. Боярам было запрещено переходить на службу к другим хоз-вам. Оформился институт подданских отн-й. Двор-во усилилось: растет его числ-ть, идет раздача земель, в интересах дв-ва был введен (26.11) Юрьев день, кот ограничивал уход кр-н от своих хоз-в. Т.о. была сделана попытка обезопасить эк жизнь дворян. При И 3 М кн-во превращается в М г-во не только в плане территориальном, но и в плане юридическом. 12. Особенности взаимоотношений гос-ва и церкви. Идея М - 3 Рим. Идея Москва - третий Рим явилась идейной основой М г-ва. Типы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |