бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ РОССИИ

массовых масштабах). Лишь сейчас, утверждается, ли условия для возвращения

в цивилизацию, которая понимается исключительно как западная. Таким

образом, на этой позиции стоят те, кто выступает за быстрый переход России

на чисто западный развития. Это, как правило, самые радикальные демократы

из числа экономистов, историков, политологов. Эта точка зрения не имеет

развитой историографии, во многом заимствована из зарубежной историографии,

где она имеет давнюю историю. Предлагаемая концепция – это большевизм

наоборот. Раньше говорили социализм со знаком плюс, теперь предлагается

говорить охлократия со знаком минус. Но дело не только в этом. Россия –

страна своеобразная, она не может быть полностью описана в категориях

только западной культуры. В ней слишком много такого, что не имеет аналогов

на Западе. Например, Советская власть, феномен РКП(б) – ВКП(б) – КПСС и

т.д. Вызывает сомнение подобная оценка и по другому поводу: как страна,

являвшаяся мировой державой, одной из опор мирового баланса сил, на 75 лет

оказалась во власти толпы. Эта позиция представляется непродуктивной.

Есть обществоведы, которые предлагают отнести Россию к странам

восточного типа. Предпринимались, считают они, попытки включит Россию в

европейский путь развития: принятие христианства, реформ Петра I. Но эти

попытки окончились неудачей. После Октябрьской революции и нескольких лет

борьбы страна превратилась в обычную восточную деспотию во главе с тираном

– партийным вождем. На первый взгляд очень похоже, особенно про тирана –

партийного вождя. На второй взгляд, можно констатировать наличие явных черт

восточного типа советском обществе. В период существования СССР в обществе

функционировали исключительно вертикальные связи (через власти структуры).

Все было замкнуто на партийной и государственной номенклатуре. Еще недавно

два завода, разделенные только забором, могли общаться между собой

исключительно через министерство. В истории России, в том числе и

советского периода, можно проследить цикличность, которая была выделена на

примере истории Китая. За периодом реформ неизбежно следовал период

контрреформ, за революцией – контрреволюция и т.д. Действительно, эта точка

зрения отвечает, на мой взгляд, на многие вопросы, особенно советского

периода истории. Однако многие из них остаются без ответа. Обратите

внимание: от 65,5% (в дооктябрьский период) до 70% (в советский) население

нашей страны было славянским (русские, украинцы, белорусы). Оно исповедует

христианство. Прибавьте к этому католическую Прибалтику, православную

Грузию, григорианскую Армению. Очевидно, что подавляющее большинство

населения страны исповедовало ценности христианства, которые лежат в основе

западной цивилизации. И, несмотря на то, что в советский период

христианские ценности интенсивно разрушались, все же в общественном

сознании они были сильны. Не случайно православная церковь так быстро вышла

на первый план после 1985 г. Можно найти и другие доказательства, что

Россия не вписывается полностью в восточный тип развития. Что наиболее

болезненно воспринимается сейчас, в условиях критики прошлого старшим

поколением? Утверждения, что за 75 лет советского строя страна не имела

достижений. Люди старшего поколения считают, что подобная критика лишает их

жизнь смысла, хотя они много и тяжело трудились. Они не хотят и не могут

принять такую оценку прошлого. Но ведь это типично европейский тип

мышления: жизнь должна быть потрачена на продвижение вперед себя и общества

в чем-то конкретном. Что касается досоветского периода, то там очень многое

не укладывается восточный тип цивилизации. Существовала частная

собственность, предпринимательство, рынок, классы, многопартийность,

элементы парламентаризма и т.д.

Р. Киплинг сказал однажды: «Восток есть Восток. А Запад есть Запад, и

они никогда не сойдутся». Однако есть точка зрения, в соответствии с

которой Восток и Запад сошлись, и сошлись они в России. Это – евразийская

концепция. Она сейчас активно развивается, вокруг нее идет сплочение разных

сил – от национал-патриотов до приверженцев коммунизма, от фанатичных

поклонников православия до ярых атеистов. Рассмотрим несколько подробнее

эту концепцию. Идея о евразийской, особой сущности России присутствует в

общественном сознании и в теоретических разработках давно, несколько

столетий. П.Я. Чаадаев в первом философическом письме в 1836 году писал:

«Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации

состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других

странах... Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы

не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к

Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого»[8].

Крутой поворот, который совершила страна в 1917-1920 гг., вызвал к

жизни евразийское течение, распространившееся среди молодой интеллигенции в

эмиграции. Молодые философы, историки, литераторы, правоведы увлеклись

поисками смысла российской истории. Впервые евразийство громко заявило о

себе в начале 20-х гг. Группа российских ученых – князь Н.С. Трубецкой,

П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский и др., сначала в Софии, затем в Берлине и

Праге выпустили подряд несколько сборников с характерными названиями. Позже

к этому течению примкнули еще несколько представителей эмигрантской

интеллигенции: философ Л.П. Карсавин, историк Г.В. Вернадский, юрист Н.Н.

Алексеев и некоторые другие. Вокруг евразийства в эмиграции кипели страсти.

Были сторонники, но больше – противников, которые видели в этом увлечении

попытку оправдать большевизм. Большая часть тех, кто начинал эти изыскания,

в конце 20-х гг. отошли от евразийства. Тогда же в их ряды чекистскими

органами СССР были внедрены агенты, которые использовали евразийцев как

«крышу». В 1928 г. на деньги «органов» в Париже издавалась газета

«Евразия». Это привело к распаду и дискредитации евразийства. Оно

окончательно затухло с началом второй мировой войны. Для советских людей в

то время евразийство было закрытой страницей. Сейчас активно публикуются

работы евразийцев, комментируются и развиваются их идеи. В чем суть их

позиции и почему наблюдается всплеск интереса к ним сегодня? Евразийцы

предлагали свою трактовку исторического процесса. Настроенные резко

отрицательно по отношению к Западу, они западничество считали чуждым для

России. Антизападничество настолько ярко выражено в их концепции, что они

отделяли Россию не только от Европы, но и от славянского мира. Они

критиковали славянофильскую модель мира, которая (по В. Соловьеву) включала

три силы: Запад, мусульманский Восток и славянский мир во главе с Россией.

Утверждали, что в таком случае русский народ растворялся в славянстве,

русское национальное сознание расплывалось в панславизме, в основе которого

лежит идея об исключительности, особости славянства. Евразийцы же

настаивали на исключительности России и русских.

Одним из главных (а может быть, и главным) фактором истории евразийцы

считали связь культуры и жизни народа с географической средой –

«месторазвитием» народа. Именно здесь они искали истоки самобытности

различных стран и народов, в том числе и причини своеобразия России и

русского национального самосознания. Громадные пространства России,

утверждали они, охватывающие все части света, лишенные естественных резких

географических рубежей, наложили отпечаток на историю страны,

способствовали созданию своеобразного культурного мира. Наряду с этим

подчеркивалось особое влияние на российское (русское) самосознание

восточного – «туранского» (преимущественно тюркско-татарского) фактора, без

учета которого, по мысли евразийцев, нельзя понять ход русской истории.

Отсюда проистекало противопоставление Европы и Азии, педалировалась связь

России с Азией. Они больше гордились азиатским Чингисханом, чем европейским

Платоном. В связи с этим и события 1917 года они восприняли как финал

давнего кризиса европейского республиканизма и социализма. Кризис

европейской культуры, по их мнению, свидетельствовал о начале великого

поворота истории к Востоку и возрождению Азии. России в этих условиях

отводилась роль спасительницы всего мира.

Основные идеи евразийства об историческом месте России состояли в

следующем. Они считали, что Россия отличается как от Запада, так и от

Востока, это особый мир – Евразия. Какие аргументы приводились в

подтверждение этого тезиса? Русская национальность, формировавшаяся под

сильным влиянием тюркских и угро-финских племен, приняла на себя инициативу

объединения разноязычных этносов в единую многонациональную нацию

евразийцев, которые объединены в единое государство – Россию. Ведущий

теоретик евразийства Н.С. Трубецкой утверждал, что национальным субстратом

российского государства является совокупность населяющих его народов,

называемая евразийской, – единая многонациональная нация. Подчеркивалась

исключительность, неповторимость российской культуры, которая являлась

евразийско-русской: «Культура России не есть ни культура европейская, ни

одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и

других... Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную,

евразийскую культуру»[9]. Много писалось о симфонизме, соборности,

целостности российского мира. Таким образом, выделялась идейно-религиозная

основа России. Евразийцы отводили решающую роль в этой части православию и

православной церкви. Они считали, что русская церковь – это средоточие

русской культуры, она определяет ее существо. Суть православия в понятии

соборности, то есть единении всех под покровительством церкви для того,

чтобы всем вместе найти спасение в царстве Божием.

Важное место в системе аргументации евразийцев занимала идея об

идеократическом государстве. Абсолютизируя роль православной церкви в

духовной жизни, они идеализировали и абсолютизировали роль государства в

жизни общественной. Государство выступало в их концепции верховным хозяином

общества, обладающим сильной властью, но в то же время сохраняющим связь с

народом. Согласно утверждениям евразийцев, монголы первыми решили

историческую задачу – положили начало единству безбрежного океана-

континента, заложили основы его государственного устройства. Их прямой

наследницей стала Московская Русь. «Без «татарщины» не было бы России», –

говорил П.Н. Савицкий. Разделяя эту позицию, Н.С, Трубецкой считал, что

основателями русского государства были не киевские князья, а московские

цари, ставшие восприемниками монгольских ханов. Свержение татарского ига,

по его мнению, свелось к перенесению ханской ставки из Сарая в Москву.

Распавшаяся Золотая Орда возродилась в новом обличье Московского царства.

Чудо превращения татарской среды в русскую государственность произошло

благодаря православию, религиозно-духовному подъему. Российское государство

для евразийцев олицетворяло одновременно и общественную организацию, и

церковную, это идеократическое государство. Можно указать на утверждения о

самодостаточности российского общества. Россия рассматривалась как

замкнутый океан-континент. В ней все есть. Если весь мир рухнет, Россия

может существовать без потерь одна во всем мире, утверждали евразийцы.

Говорилось и о евразийском типе мышления и действия, об относительности

всех форм бытия в России, несовпадении явлений и их общественного

восприятия, особой духовности и т.п.

Идеи евразийцев 20-х гг. являлись продуктом утонченного

теоретизирования, игрой интеллекта. Их представления об особенностях России

во многом объяснялись кризисом западной цивилизации, падением престижа

западных ценностей, а также крутым поворотом страны в сторону от

европейских ценностей в условиях первой мировой войны. В наворотах

современной политической борьбы евразийская концепция была упрощена,

вульгаризирована и стала подспорьем для пропаганды русского национализма.

Теперь речь идет о «русской цивилизации», «русской идее». Утверждается, что

эта цивилизация имеет особый духовный базис – православие, ее отличает

особая форма общности, коллективизма – соборность, особое отношение к

хозяйственной деятельности, которое характеризуется как «нестяжательство»

(то есть отсутствие стремления к прибыли). Как величайшее достижение

русской цивилизации рассматривается создание мощного государства.

Западная цивилизация в отличие от русской характеризуется как

приземленная, лишенная духовности, потребительская и даже агрессивно-

потребительская. О.А. Платонов, современный автор нескольких книг на эту

тему, пишет: «Русская цивилизация отвергала западноевропейское понятие

развития как преимущественно научно-технического, материального прогресса,

постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим

количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность

к вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею

совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной оды

человека»[10].

Как можно в целом оценить евразийскую концепцию и ее современные

модификации? Надо согласиться, что Россия несводима том виде ни к Востоку,

ни к Западу, необходимо действительно учитывать влияние восточного

(туранского) фактора на ее развитие. Но это, пожалуй, и все, что можно

принять у евразийцев. Базировать на идеях евразийства, особенно в их

современных модификациях, концепцию истории России, на мой взгляд, нельзя.

Анализ истории с позиций русского национализма означает новое насилие над

ней. Необоснованно стремление свести все к русским и русскому, так как

российское государство возникло на стыке христианского мира, мусульманской

цивилизации, классического (буддийского) Востока и огромного региона,

который представляет собой ареал расселения кочевых и полукочевых обществ,

которые можно назвать природными. Россия – это особый, исторически

сложившийся конгломерат народов, относящихся ко всем существующим типам

цивилизаций, объединенных мощным централизованным государством.

Цивилизационная парадигма развития этого сложного огромного сообщества

на разных этапах истории менялась. Россия геополитически расположена между

двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом,

включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по

восточному варианту. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития.

При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к

Западу, то ближе к Востоку. Россия представляла собой как бы «дрейфующее

общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим

для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне

остро стояла проблема выбора альтернатив.

4. Влияние различных факторов на российскую историю.

Как уже было сказано, все исследователи, независимо от того

направления, к которому они принадлежат, отмечают огромную роль государства

в российской истории.

Обычно выделяется 4 фактора, сформировавшие такую модель развития

России, при которой наблюдается гипертрофированная роль государства в

развитии общества, экономики. Это природно-климатический, геополитический,

религиозный и фактор социальной организации. Под влиянием этих факторов

наблюдаются многочисленные отличия в развитии России по сравнению с

историей Европы, которые трактуются как «отсталость» (западники, в том

числе и марксистско-ленинская теория), «задержка» движения русской истории

(С.М. Соловьев[11]) или «особость», самобытность, своеобразие славянской

цивилизации (Н.Я. Данилевский). Рассмотрим теперь эти факторы по

отдельности.

4.1 Природно-климатический фактор.

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться

или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь

прожить, продержаться, выйти их очередной беды, одолеть очередную

опасность.

И.А. Ильин. О путях России

Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории

отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического

процесса[12]. Последним по времени остановился на этой проблеме Л.В. Милов,

который при ее решении опирался, пожалуй, на наиболее солидную фактическую

базу. По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро

Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную

Русь), «при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ –

всего 125-130 рабочих дней (примерно с середины апреля до середины сентября

по старому стилю). В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин

находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки

а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для

скота... Довольно примитивные орудия, сл. крестьянин мог лишь с минимальной

интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую

зависела только от плодородия почвы и капризов погоды. Реально же при

данном бюджете рабочего времени качество его земледелия было таким, что он

не всегда мог вернуть в урожае даже семена... Практически это означало для

крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, труда днем и

ночью, с использованием всех резервов семьи (труда детей и стариков, на

мужских работах женщин и т.д.). Крестьянину на западе Европы – сезон работ

был там гораздо дольше. Перерыв в полевых работах в некоторых странах был

до удивления коротким (декабрь-январь). Конечно, это обеспечивало более

благоприятный ритм труда. Да и пашня могла обрабатываться гораздо

тщательнее (4–6 раз). В этом заключается фундаментальное различие между

Россией и Западом, прослеживаемое на протяжении столетий».

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов,

оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При

относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои

создавали «жесткие рычаги государственного механизма, направленные на

изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на

потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом.

Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского

самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права

в России...».

Природные условия сформировали в общественном сознании россиян идею

этатизма. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных

условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов,

являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы

населения. «Многовековой опыт общинного сожительства крестьян-земледельцев

помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для

подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение. Земельные

переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи» сохранились в

России вплоть до 1917 года...

Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую

роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге

к «подрайской землице», к «беловодыо» и т.п., чему не в последнюю очередь

обязана Россия ее огромной территорией, и в то же время умножили в нем тягу

к традиционализму, укоренению привычек («хлебопашец есть раб привычки»). С

другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее

ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для

развития у русского человека необыкновенного чувства доброты,

коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования. Именно эта

ситуация во многом способствовала становлению в среде «слуг общества» того

типа работника умственного труда, который известен как тип «русского

интеллигента». В целом можно даже сказать, что русское патриархальное, не

по экономике, а по своему менталитету, крестьянство капитализма не

приняло»[13].

4.2 Геополитический фактор

История России есть история страны, которая колонизуется.

В.О. Ключевский. Курс русской истории

История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до

великий войны двадцатого века.

И.А. Ильин. О путях России.

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на

специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория,

незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении

почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли);

благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России

речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских

территорий.

Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири,

ставших объектом приложения сил народов России, имела многообразные

последствия для ее истории. Наличие обширных земельных резервов создавало

благоприятные условия для оттока земледельческого населения из

исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. Данное

обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества

усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников

дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности

государства и общества в (прибавочном продукте, тем более жестким

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.