|
Хазарское государствоступеньки общественной структуры, присущие кочевому обществу. Конкретное содержание и соотношение этих элементов может меняться, но они существуют, пока сохраняется кочевой быт. Более того, частично эти формы или их элементы оказываются очень живучими и сохраняются какое-то время даже тогда, когда само население оседает на землю. Точно так же хазарские роды не исчезли и существовали до самого конца Хазарского государства. Царь Иосиф отмечает существование и численность этих родов. Само их существование показывает, что хазарское общество Х в. было раннеклассовым, где процесс формирования феодальных отношений еще не зашел далеко. В то же время у хазар уже в VII в. выделилась знать, организационно объединенная в знатные роды. Одним из самых распространенных обозначений хазарской знати было слово ”тархан”. Таким образом население Хазарии делилось на две части: знать (тарханы) и простой народ. Отличие между ними было в том, что тарханы не платили податей, но обязаны были нести военную службу, чаще всего в коннице. Однако "простой народ" не попал еще в феодальную зависимость. Показательно, что когда в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в Х в.), требовалось убить хакана, то к царю приходили и знатные люди, и простой народ. Сохранение реликтов родовой организации, свободы основным населением и в то же время выделение особого сословия знати (тарханов) свидетельствует о том, что Хазария может рассматриваться как раннеклассовое общество, где социальная дифференциация не достигла большой глубины, хотя и проявлялась в специфической форме. Подчиненные Хазарии народы находились на разных стадиях социального развития. Восточные славяне, волжские булгары и некоторые другие переживали ту же стадию раннеклассовых отношений, что и хазары. А вот буртасы не дошли до нее. Источники сообщают, что их страна была очень населенной, богатой пушниной, но у них не было глав, а в каждом месте управлял шейх, т. е. старейшина. В то же время буртасы платили Хазарии большую дань и выставляли по требованию хазарского царя до 10 тыс. всадников. Сведений о земельной собственности в Хазарии почти нет. Из переписки Иосифа видно, что земля находилась в распоряжении рода и рассматривалась как владение, полученное от предков, причем это касалось и царского рода. Так что в Хазарии существовало право рода на землю. В многоплеменной Хазарии, где население исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства. Арабские авторы сообщают, что при царе в Атиле находились семь судей (кади): два для мусульман, судивших по шариату; два для иудеев (хазар, принявших иудаизм, и евреев), судивших в соответствии с Торой; два для христиан, которые вели суд по Евангелию, и один для язычников (славян, русов и других идолопоклонников), который судил согласно языческим обычаям, т. е. "по велениям разума". В случае особенно серьезных дел все эти судьи собирались у мусульманских кади и их решения по шариату перевешивали. Другие арабские источники отмечают, что между этими судьями и царем имелся посредник, который передавал решения судей царю, и после утверждения их последним они приводились в исполнение. Такая практика существовала в Хазарии IX—X вв.. В ранний период существования Хазарского государства его войско состояло из ополчений собственно хазар и подчиненных народов и племен. В IX—Х вв. положение изменилось. Вспомогательные войска от подчиненных народов по- прежнему призывались, но главную роль стало играть наемное войско, состоящее из мусульман, русов и славян. Оно делилось на две части — мусульманскую и славяно-русскую. Это войско было численностью в 12 тыс. человек, и имело корпус мусульманских воинов ал-арсийа численностью около 7 тыс. всадников в кольчугах и панцирях, вооруженных луками. Наемникам платилось жалованье, после смерти одного из наемников на его место брали нового воина. Изменение состава хазарской армии, несомненно, является косвенным свидетельством социальных изменений в хазарском обществе в IX—Х вв. Это говорит о том, что хаканы уже не доверяли ополчениям, а стремились опираться на оплачиваемые отряды, которые не были связаны со страной и, казалось бы, полностью зависели от хакана. На деле они вскоре полностью попали под влияние этих наемников и их командиров, и царь в Х в. вынужден был слушаться своих наемников, и прежде всего мусульманской гвардии. Государственный строй Династия хазарских хаканов возводится к династии рода Ашина. В ранний период истории хазар их верховный правитель, как и до того властитель Тюркского каганата, именовался хакан. В современной литературе принято считать, что титул "хакан" попал в тюркскую среду от народности жужаней. Затем его носили верховные правители Тюркского каганата, авар и, наконец, хазар, у которых он для Восточной Европы наиболее известен. Что же касается общего значения титула "хакан", то у собственно тюрок VI—Х вв. он означал верховного правителя, которому подчинялись другие властители. Поэтому хаканами, например, называли китайских императоров, и сам этот титул отождествляется с императором феодальной эпохи. Интересны сведения о владыке хазар первой половины VIII в., сообщаемые ал- Куфи, который в отличие от других арабских писателей IX—Х вв. подробно повествует об арабо-хазарских войнах. Ал-Куфи называет правителя и хаканом, и царем (малик), но ясно, что это одно и то же лицо. В некоторых же случаях историк просто пишет о хакане малике хазар. Это доказывает, что в первой половине VIII в. хакан обладал всей полнотой власти, именно его иностранные авторы и называли царем. Различные источники описывают ссылку императора Юстиниана II в Херсонес, где он завязал сношения и породнился с хазарским владыкой. Византийские историки именуют последнего хаганом, а Никифор называл его гегемоном (вождем) или архонтом, поясняя, что сами хазары называют его хаганом. Хаканом главу хазар именует в связи с этими событиями Михаил Сириец. Ал-Мас'уди в этом случае использует титул "малик", а в сирийском тексте Бар Гебрея находим "хакан". Таким образом, эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII — первой половине VIII в. во главе государства стоял хакан, в руках которого находилась вся власть. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов). Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII в.). Шад командовал войском, и, возможно, в его руках находились (или в его руки переходили) внешние сношения. Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в. привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека, царя). Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в Х ст. сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния. Власть верховного правителя Хазарии (хакана, затем шада-бека) была, по сути дела, неограниченной, хотя есть основания полагать, что даже в последний период существования Хазарской державы роль родовых традиций была сильна, главным образом в плане обязательной принадлежности правителя к определенной семье — роду. В Хазарии существовал центральное управление, из которого нам известны судьи для людей разных вероисповеданий. Основные функции центрального управления сводились к руководству войском, сбору налогов и пошлин, судопроизводству и культу (точнее, культам). Что касается местного управления в Хазарии, то оно было двойного рода, так как и само это государство состояло как бы из двух разновидностей подчиненных стран и областей. Во-первых, это страны, в которых управляли местные князья, вожди и т. д. Во-вторых, области, непосредственно подчиненные хакану (царю) и управлявшиеся его наместниками. В положении первых находились Волжская Булгария, восточнославянские области (вятичей, северян, радимичей, полян), кочевники-венгры в IX в., возможно, буртасы, а также некоторые части (преимущественно приморские) современного Дагестана. Когда Волжская Булгария подчинилась хазарам — неизвестно, но в IX в. "царь славян" платил дань Атилю в размере соболиной шкурки с дома ("байт"), а сын булгарского правителя являлся заложником у царя хазар. Об уплате восточными славянами дани хазарам в виде пушнины и деньгами сообщает ПВЛ. Но таковые, возможно, были. Мадьяры, пришедшие в Леведию, а затем в Ателькюзу, имели своих архонтов, которым подчинялись вожди, носившие титулы "гила" и "карха". Венгерские архонты до ухода мадьярских племен в Паннонию подчинялись хазарам и были их союзниками в борьбе с печенегами. Для буртасов ранние источники (по IX в.) называют только шейхов для каждого места. Представители центральной власти на местах назывались тудунами. Титул этот происходит из китайского tu't'ung—"начальник гражданской администрации". К тюркам он попал через восточноиранские (сако-хотанские) языки, где означал "близкий помощник. У хазар тудуны — первоначально что- то вроде ближних людей правителя. Сведений о местном управлении в Хазарском каганате очень мало. В Х в. в Самандаре, бывшей столице, сидел собственный царь (малик), но родственник хазарского царя. Это свидетельство того, что в Хазарии шел процесс децентрализации и на местах некоторые наместники становились самостоятельными правителями. Города Хазарии Думается, надо говорить именно о городах Хазарии (страны, государства), а не о хазарских городах, поскольку полиэтничный состав населения этого государства и кочевой быт самих хазар, по крайней мере до IX в., не дают оснований определять города Хазарии как хазарские. Далее речь пойдёт только о наиболее крупных и известных городах. 1) Варачан (вариант-Вараджан). Упоминается только в армянских источниках VII в. Варачан (Вараджан) упомянут и в "Армянской географии", как город "хонов". Других известий о нем нет. По источникам, Варачан расположен сравнительно недалеко от Дербента, но где - до сих пор не установлено. В. Ф. Минорский определяет его в районе Башлы (р. Артозень в Дагестане). С. А. Плетнева, принимая отождествление Варачана с Баланджаром, усматривает этот город на р. Сулак, полагая, что в других реках Дагестана людей утопить нельзя, а именно в Баланджаре-Варачане арабы в 723 г. топили пленных в реке. 2) Баланджар - один из трех наиболее известных городов Хазарии, по- видимому, первая хазарская столица. Этимология названия не ясна. Название Баланджар встречается лишь в арабо-персидских источниках, и не только применительно к городу. У ат-Табари (правда, при описании событий VI в.) есть племя баланджар рядом с абхазами, аланами и еще более неясным народом банджар. Кроме того, в источниках упоминается р. Баланджар за Дербентом, проходы Баланджара и, наконец, горы Баланджара. Йакут, обобщая данные арабской географии, располагает г. Баланджар за Дербентом, как первый город Хазарии. В походах арабов за Дербент в VII-VIII вв. первым городом Хазарии, на который они нападали, был Баланджар. Возможно, р. Баланджар - это Уллучай, горы Баланджар - отроги Кавказского хребта к северу от этой реки (эти отроги здесь довольно близко подходят к побережью, и тогда именно тут располагались проходы Баланджара), а г. Баланджар был где-то в нижнем течении Уллучая. Такой солидный автор, как ал-Мас'уди, называет Баланджар прежней столицей Хазарии, и это еще одно основание отождествлять Варачан с Баланджаром. Правда, источники Х в., как правило, действительно о Баланджаре не упоминают, но это связано, очевидно, с тем, что в Х в. этот город потерял свое значение (возможно, из-за арабо-хазарских войн VIII в. и близости его к арабо- хазарской границе), а возможно, уже и не существовал. На самом деле Баланджар возник, очевидно, как результат социально- экономических сдвигов в обществе старого (дохазарского) населения Приморского Дагестана и в качестве резиденции местных правителей, а затем и хазарских хаканов. Город был по-видимому, уже в VII в. довольно большим. Разумеется, об окончательном решении вопроса о населении Баланджара (и других городов Хазарии) можно будет говорить, когда этот город найдут и исследуют археологически. Баланджар весьма часто упоминается в связи с арабо-хазарскими войнами VII - первой половины VIII в. В 104 г. х. (722/723 гг.) арабский полководец ал- Джаррах взял этот город. Согласно ал-Куфи, наместник Баланджара признал власть халифа. По ат-Табари, ал-Джаррах взял крепости у Баланджара и изгнал всех его жителей. Это можно понимать и как опустошение и даже разрушение Баланджара. Ибн ал-Асир, подробно описывая войну ал-Джарраха, отмечает, что мусульмане овладели городом силой меча и разграбили его так, что каждый всадник получил добычу в размере 300 динаров, а всадников было 30 тыс. О захвате Баланджара в этом году сообщает и ал-Йакуби. Когда в начале XIII в. Йакут ар-Руми собирал в лучших библиотеках мусульманского мира сведения о Баланджаре, он многого найти не смог и ограничился информацией о походах Салмана и Абд ар-Рахмана ар-Раби'а в 40-50-х годах VII в.. 3) Самандар- другой из трех известнейших городов Хазарии. Относительно этимологии этого названия существуют разные суждения. "Дар" (с кратким "а") в современном персидском - "ворота", но хотя зафиксированная в арабских источниках вторая часть названия пишется так, не исключено, что на самом деле здесь должно было стоять "дар" с долгим "а", и тогда это слово в персидском означает "дом, жилище". Еще более интересно, что форма с кратким "а" в среднеперсидском имела последнее значение, а также "дворец". Предполагая название Самандар иранским, мы должны исходить из среднеиранских языков. Из них наиболее известен среднеперсидский. Попробуем объяснить из иранских языков первую часть названия города - "саман". В современном персидском языке это значит "жасмин", но, например, в курдском сохранилось и значение "белый". Поэтому есть основание толковать название Самандар как "белый дом, дворец". Оно было популярно в Хазарии. К тому же слово "белый" в тюркских языках обозначало не только цвет, но и благородство, высшее качество, ср. Белая орда в XIII- XV вв. и наименование тюркскими народами русского царя "белый царь". Где же был расположен Самандар? Ряд исследователей отождествляют его с районом Махачкалы или Тарки, другие располагают на Тереке или Актаме, на месте Кизляра. Вопрос остается спорным до основательного археологического обследования северной части Приморского Дагестана, где много городищ хазарского времени. Но к ряду показаний источников хочется привлечь дополнительное внимание. Во-первых, есть очень серьезные основания искать Самандар на берегу Каспийского моря. Во-вторых, этот город действительно был где-то в районе Нижнего Терека - современная Махачкала. Таким образом, можно сделать вывод, что второй по значению город хазар, носивший иранское название Самандар, которому соответствовало тюркское Сарышинк переводимое арабами как ал-Байда, был расположен где-то в пределах современного северного Приморского Дагестана. Этот город был столицей Хазарии, скорее всего, в 20-30-х годах VIII в., после взятия Баланджара войсками ал-Джарраха и до похода Мервана 737 г. Город сохранил свое экономическое и в известной мере политическое значение позже. По данным Ибн Хаукаля, Самандар был разрушен русами в 968/969 гг. 4) Атиль - последняя столица хазар в устье Волги, названа по имени этой реки. Город иногда назывался и иначе, очевидно по наименованию какой- либо из трех частей, на которые он делился. Впрочем, Атиль мог иметь и собственное второе название. Слово "атиль", очевидно, финно-угорское и значит "река". В современном венгерском этого слова нет, но р. Белая в Башкирии до сих пор называется Ак Адиль (Белая река), а предки башкир еще в XIII в. говорили на угорском языке, понятном венграм. Атиль, как сказано, состоял из трех или, точнее, из двух частей, расположенных по обеим берегам реки. Третья часть - остров, на котором находилась резиденция царя, хотя в этой же замке-крепости пребывал и хакан, отстраненный от власти. Это подтверждается данными письма Иосифа, согласно которому именно царь со своими приближенными и двором обитал в третьем городе. Думается, что этот третий город, а точнее, его укрепленная часть, и был первоосновой последней хазарской столицы, вокруг которой затем выросли своеобразные "посады", составившие две другие части Атиля X в. Возможно, что только тогда и появилось название Атиль для всей столицы, тогда как раньше этот центр Хазарии именовался иначе, очевидно по его основе, острову-крепости, где находилось "правительство" Хазарии. В источниках IX в. Атиля нет. Столица хазар в IX в. находилась в устье Волги (Атиля) и называлась Хамлидж (возможно, Хамлых). Хазараном иногда называли западную часть Атиля, где жил царь и, очевидно, хазарская знать. Население Атиля состояло из представителей разных этносов и вероисповеданий. Источники пишут о большом числе мусульман, называя даже их численность (более 10 тыс. человек). По-видимому, мусульмане составляли большинство обитателей Атиля. Арабские источники и ставят их на первое место. Из материалов ал-Мас'уди видно, что иудеями были подлинные евреи, в основном эмигранты из Византии, а также царь, его окружение и хазары царского рода. Об этническом составе мусульманского населения Атиля судить трудно, так как, кроме выходцев из окрестностей Хорезма, другие этносы не называются. Но тот же ал-Мас'уди пишет, что в Атиле много мусульманских купцов и ремесленников, которые приехали в страну хазарского царя ввиду справедливости и безопасности, господствующих там, а это свидетельство того, что мусульманское население хазарской столицы комплектовалось из числа выходцев из разных стран ислама. В Атиле была соборная мечеть с минаретом и другие мечети со школами. Атиль был взят и разрушен русами в 968/969 гг. и, по-видимому, восстановлен, не был. В устье Волги в XI - начале XIII в. существовал город Саксин, но был ли он расположен на месте Атиля – неизвестно 5) Саркел-Шаркил (Белая Вежа) - хазарская крепость на Дону, вблизи Переволоки, ныне на дне Цимлянского моря. Название состоит из двух частей: "шар" - "белый" и "кел" ("кил") - иранское "дом", "крепость". Известно древнерусское название крепости - Белая Вежа, где второе слово - вошедшее в славянские языки иранское "вежа", означавшее "поселение, укрепление, башня". Район Саркела имел важное значение, так как здесь проходил торговый путь с Дона на Волгу. Поэтому еще до сооружения этой крепости на правом берегу Дона существовало укрепление, выполнявшее контрольные функции на данном пути. Оно возникло в VIII в. и разрушено в IX в., именно его сменил Саркел. Последний был сооружен с помощью византийцев, которые по просьбе хазар послали инженера Петрову для строительства этой крепости. Саркел был построен против врагов с запада, а таковыми для Хазарии в 30-е годы IX в. стали русы. Саркел был, по сути дела, крепостью, а не городом, хотя там обитали ремесленники и купцы. Раскопки обнаружили там кирпичную крепость длиной в 186 м и шириной в 126 м с мощными стенами в 3,75 м толщиной, башнями и двумя воротами. Согласно Константину Багрянородному, крепость Саркел охранялась 300 хазарскими воинами, состав которых ежегодно обновлялся. Раскопки показали, что в Саркеле были две группы населения: одна - из местных жителей, другая - какие-то кочевники, которые, очевидно, и соответствовали упомянутому у византийского императора гарнизону. В 965 г. князь Святослав выступил против хазар и "град их Белую Вежю взял". Можно полагать, что затем Белая Вежа какое- то время находилась под контролем Руси и через нее осуществлялись, по крайней мере до середины XI в., связи с Тмутараканью. 6) Самкерц (Самкуш) - Тмутаракань. Древнерусское название Тмутаракань происходит из греческой формы. Большинство исследователей считают, что Самкерц (Самкуш) и Матарха (Тмутаракань) - один и тот же город на Таманском полуострове. По археологическим данным, Таматарха VII-Х вв. была населенным торговым городом. Возникновение и развитие большинства из городов, и прежде всего последней столицы - Атиля, связано с транзитной торговлей. Атиль возник в устье Волги, где оседлых поселений не было, но куда сходились торговые маршруты с верховьев Волги, Дона, Каспия, Средней Азии. Не случайно после гибели Атиля здесь появляется новый город Саксин, а позже, в XV-XVI вв., Астрахань. Такова же роль Таматархи, в известной мере Баланджара и Самандара, хотя последние, по-видимому, выросли и в связи с развитием местной экономики. Другая причина возникновения городов Хазарии связана с их ролью как государственно-административных центров страны или отдельных ее частей. Поэтому крушение Хазарского государства привело к упадку или исчезновению таких городов. Этому способствовал и пестрый этнический и религиозный состав их населения, которое, как в Атиле, формировалось из различных пришлых общин и этнических элементов, слабо связанных с данной территорией. Религия хазар Изначальное хазарское язычество представляло собой сложную амальгаму культов разного содержания и происхождения. В условиях контактов со странами, где господствовали монотеистические религии (христианство, ислам), уже в VII ст. встал вопрос о принятии какой-либо из этих вер, так как они больше соответствовали и общим условиям эпохи, и интересам раннеклассового Хазарского государства. В 737 г. Мерваи ибн Мухаммед взял хазарскую столицу, после чего хакан бежал на север. Арабы преследовали его, и в конце концов он запросил мира, обещая принять ислам. Халифы и их окружение, признавая ислам единственно истинной верой, согласились на определенную веротерпимость по отношению к религиям, имеющим записанные откровения (христианство, иудаизм, зороастризм). И хотя практическое отношение к этим религиям менялось ,в целом они оставались на положении покровительствуемых. Языческие же культы таковыми не являлись. Хазары были язычниками, и победитель Мерван в соответствии с мусульманской практикой предложил им переход в ислам. Вероятно, хакан в тех условиях вынужден был дать на это согласие, но вряд ли его выполнил. Кроме того, надо иметь в виду, что в Хазарии в ту пору мусульман не было, их мало было даже в Закавказье и Средней Азии, а хакан вряд ли мог пойти на принятие религии, которую в его государстве никто не исповедовал. Прошло немногим более сотни лет, и мусульманские источники фиксируют иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Именно к этому времени (приблизительно 50-70-е годы IX в.) относится сообщение, согласно которому, в Хазарии исповедовали иудаизм "высший глава" (т. е. хакан), шад, а также вожди и знать, остальной же народ придерживался веры, похожей на религию турок. Таким образом, во второй половине IX в. знать Хазарии исповедовала иудейскую религию, тогда как народ продолжал придерживаться старых языческих культов. Булан, предок царя, носивший титул "шад", сумел заставить хакана принять иудаизм, ибо эту религию не исповедовали тогдашние противники хазар — арабы и Византия. Из рассказа Иосифа явствует, что Булана поддержали другие "главы" Хазарии, вместе с ним оказавшие давление на хакана. Получается, что инициатором принятия иудаизма был не хакан, а другое лицо (царь, по терминологии Иосифа), но санкционировано оно было в ту пору хаканом. Но будучи командующим всеми войсками, ("шад") Булан получил в свои руки власть благодаря конфронтации с соседями оказавшимися другой религии и возможность оттеснить хакана от реальной власти. Датировать принятие иудаизма можно ко времени Харун ар-Рашида, вступившего на престол в 786 г. Более точной даты не знал и-ал-Мас'уди, живший через полтораста лет после этого. Точнее датировать не можем и мы. Каковы же были причины принятия иудаизма верхушкой Хазарии? Принятие той или иной монотеистической религии - закономерное явление в любом феодализирующемся обществе, где борьба центральной власти, с одной стороны, с сильными реликтами родоплеменного строя, а с другой - с зарождающейся феодальной децентрализацией настоятельно требовала замены политеизма монотеизмом, освящающим власть одного государя. Но вот форма монотеизма могла быть разной, и это зависело от многих, в том числе от внешнеполитических, факторов. Приняв за дату иудаизации хазарской знати приблизительно последнюю четверть VIII в., посмотрим, какие причины привели к этому событию. Хазарский шад, ставший его инициатором, имел выбор среди трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма. Из них две первые были государственными религиями двух крупнейших держав той поры, с которыми Хазария имела самые разнообразные сношения, - Византии и Арабского халифата. Христианство имело широкое распространение среди подданных Хазарии - жителей Крыма. Эту веру исповедовала большая часть обитателей Закавказья - Армении, Грузии, Кавказской Албании. Казалось бы, именно принятия христианства хазарами и следовало ожидать, тем более что попытка такого рода уже имела место в VII ст. И все-таки были причины, этому не способствовавшие. Если еще в первой половине VIII в. Византия являлась союзницей Хазарии против арабов, то во второй половине этого столетия ситуация изменилась. Хазары вмешались в закавказские дела и помогли абхазскому князю Леону, отец которого был женат на дочери хакана, стать независимым от империи. Это случилось в 80-х годах VIII в. Более того, Леон II Абхазский (758-798 гг.) присоединил к своим владениям Эгриси, т. е. значительную часть Западной Грузии. Это был сильный удар по Византии, и для того чтобы между ней и Хазарией восстановились хорошие отношения, прнадобилось полсотни лет. В таких условиях о принятии христианства вряд ли могла идти речь, тем более что христианские страны Закавказья во второй половине VIII в. по крайней мере дважды подвергались хазарским нашествиям. Столь же неблагоприятны были условия для принятия ислама. Халифат оставался главным противником хазар, хотя больших арабо-хазарских войн во второй половине VIII в. не было. А вот для принятия иудейской религии обстоятельства складывались благоприятно. В условиях Европы, пришедшей в упадок после варварских нашествий, еврейские общины и еврейский торговый капитал не только сохранили свою силу и влияние, но и практически монополизировали европейскую торговлю. Особoe покровительство оказывали еврейским купцам Каролинги, которые при нужде в деньгах всегда обращались к еврейским ростовщикам. Очевидно, такой же значимостью еврейского купечества в европейской торговле объясняется покровительство ему со стороны испанских Омейадов. В IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках (арабском, персидском, греческом, "франкском", испано-романском, славянском). Один из их путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Волжскую Булгарию и вообще Поволжье в пределы Хазарского каганата. Однако о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы. Царь же и его окружение, принявшие иудаизм, все больше отдалялись от своих подданных. Усиление в Х в. влияния части последних, исповедовавших ислам, и особенно гвардии ал-ларисийа ставило царей в еще более сложное положение. В итоге центральная власть все больше теряла свою силу и влияние. Разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии, по-видимому, окончательно не возобладало. Отсутствие же единой культуры, литературного языка и письменности говорит о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане. Используемая литература 1. “Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа” Новосельцев Анатолий Петрович. Электронный ресурс книги. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |