|
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работыУсвоение этого положения поможет понять, почему в петровскую эпоху, а затем и в последующее время, государственные деятели в той или иной форме укрепляли государственные институты, почему государство активно вмешивалось практически во все сферы общественного бытия. Необходимо обратить внимание на то, что Петр I уделял много времени реформированию самого государства, регламентации его деятельности и проследить шаги по совершенствованию государственного аппарата, решению проблемы взаимоотношений между государственной властью и церковью. Важно также выяснить, какая форма власти возникла в стране в результате перестройки социальных, политических и административных институтов. Социальные реформы. Анализируя социальную политику Петра I, обратите внимание на то, что она продолжала общие направления, которые наметились и сложились в этой области еще в XVI-XVII вв. Система феодальных отношений укрепляется, крепостное право усиливается. В городе закрепляется в сословных структурах городское население. Особое внимание Петр I уделил внимание экономической и политической консолидации господствующего класса. Среди петровских указов особый интерес представляет “Табель о рангах”, где были зафиксированы не только ступени служебной карьеры и критерии, в соответствии с которыми происходил служебный рост, но и по сути дела была изложена концепция личности, служащей Отечеству. Задания для самоконтроля. 1. Проблемные вопросы: а) На основе каких общественных отношений проходили преобразования в стране? б) Почему Петр I временно отказался от планов выхода к побережью Черного моря? в) С чем было связано особое внимание Петра I к военной реформе и строительству военного флота? г) Почему мануфактурное производство, которое снабжало армию, получило приоритетную поддержку государства? д) Каким образом решался вопрос обеспечения мануфактурного производства рабочей силой? е) С чем было связано активное вмешательство государства в сферы общественного бытия? ж) Какой новый принцип был заложен при прохождении службы дворянами? 2.. Тесты для самоконтроля. а) Какие государства не были заинтересованы в выходе России к Балтийскому и Черному морям? 1) США, Япония, Германия 2) Швеция, Англия, Турция, Франция 3) Италия, Испания, Португалия б) Какая система комплектования русской армии действовала в первой четверти XVIII в.? 1) путем даточных людей 2) всеобщей мобилизацией 3) набором рекрутов в) Какой флаг использовался в российском военно-морском флоте? 1) бело-желто-черный 2) бело-сине-красный 3) белый с диагонально перекрещивающимися го- лубыми полосами (Андреевский) г) По какому договору к России отошли земли Прибалтики? 1) по условиям Ясского мира 1791 г. 2) по условиям Столбовского мира 1617 г. 3) по условиям Ништадского мира 1721 г. д) Какой орган государственного управления занял место Боярской Думы? 1) Кабинет министров 2) Сенат 3) Сенод е) Какие органы централизованного управления заняли место приказов при Петре I? 1) министерства 2) комиссариаты 3) коллегии ж) Кто из царей впервые принял титул императора? 1) Иван Грозный 2) Александр I 3) Петр I з) Что такое “Табель о рангах”? 1) инструкция канцелярского делопроизводства по административной реформе 2) устав, определяющий порядок воинских форми- рований 3) устав, устраняющий назначение на службу по степени родовитости и) Где и когда был основан Санкт-Петербург? 1) 16 мая 1703 г. на Заячьем острове 2) 12 марта 1725 г. на о. Котлин 3) 18 мая 1702 г. на Васильевском острове в дельте Невы к) С какого времени Новый год празднуется в России с 1 января, а не в сентябре? 1) с 1700 г. от “рождества Христова” 2) “ от сотворения мира”, за 5508 лет “до рождест ва Христова” 3) с 1918 г. по декрету Советской власти 3. Исправьте ошибку а) Русская армия выиграла сражение под Нарвой в 1700 г. б) Полтавская битва произошла в 1720 г. в) Северная война продолжалась 30 лет г) Административная реформа была проведена в 1713 г. д) В ходе реформы государственного аппарата вместо приказов были созданы министерства. е) Петр I скончался в 1729 г. ж) Наследником Петра I после его смерти стал его сын Алексей. 4. Проверьте знание карты. а) Покажите на карте, где произошло восстание под руководством К.Булавина. б) Найдите и покажите на карте территории, которые отошли к России по Ништадскому миру. в) Покажите на карте, где на территории России возникли новые экономические районы. 5. Работа с первоисточниками. Задачи: Прочитайте и проанализируйте приводимые ниже отрывки из указов Петра I и охарактеризуйте его взгляды на некоторые государственные проблемы. Приказ Петра I перед Полтавской битвой. 27 июня 1709 г. Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отгородитися России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных же ожидает. Ниже бы (нисколько не) их смущала слава неприятеля, яко непобедимаго, которую должну быти неоднократно сами ж они показывали уже. Едино бы сие имеем в оной акции пред очима, что сам бог и правда воюет с нами, о чем уже во многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею в бранех господь, на того единого смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние. Указ Петра I Сенату. 2 марта 1711 г. Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; тож и ябедникам последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать... 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщицта прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать. 9. Персидский торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду... Указ о сыске беглых крестьян. 16 февраля 1707 г. Прошлого 1706 года, где на юге Москвы и в городах на посадах и в дворцовых волостях и патриарших и архиереских и церковных и всяких чинов людей, в поместиях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне: и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчиникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода (т.е. указа о сыске беглых крестьян от 16 февраля 1706 г.). А буде кто тех беглых людей и крестьян с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся... А сего 1707 года ведомо ему великому государю учинилось, что многие помещики и вотчиники, забыв страх божий, тот его великого государя указ презрили (не выполнили), беглых людей и крестьян держат за собою... И великий государь... Петр Алексеевич... указал по прежнему своему указу: буде которые помещики вотчиники и приказчики и старосты, беглых людей и крестьян держат за собою, а ныне и вновь принимают, а в прежние места не отвозят, и тем... учинити будет по его великого государя указу февраля 16 числа 1706 года неотложно. Для того сыска в уезде воеводам ездить самим... Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г. ...Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям подение... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего: 1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий , а также и дворцов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет, единому из них оных дать недвижимость чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен определити таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частью разделено будет, то ж разумеет и о дочерях... Табель о рангах, 24 января 1722 г. Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит. 1. Принцы, которые от нашей крови происходят, и те, которые с нашими принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служителями Российского государства. 4. ... Не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащего патента показать не имеет. 5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем. 6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет. 8. Сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной породы их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободный доступ пред другими нижнягу чину, и охотно желаем видеть, чтоб от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никакого рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат. 11. Все служители российские или чужеземные, которые осми первых рангов находятся, или действительно были, имеют оных законные дети и потомки и вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были. 14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу... Которые обучатца .... наукам, тех их колеги посылать в чужие края по несколку, для практики той науки. А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производится рангом выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим. 15. Воинским чинам, которые дослужатца до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обер офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сына, о котором отец просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в ранге не из дворян, оных дети не суть дворяне. 16. ...Беду же кто будет просить за явные службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату предоставлять нам же. А которые дослужились до обер офицерства, русской или иноземец, как из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же. Тема V. Российская империя в 1725-1800 г. В XVIII в. в социально-экономическом развитии России произошли глубокие изменения. Во второй половине XVIII в. в экономике страны начинается процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. К концу века складывается капиталистический уклад, который в дальнейшем будет занимать еще более существенное место в экономике страны. Капитализм с трудом пробивал себе дорогу в условиях крепостного права. Существенные изменения происходят в социальной структуре общества. В XVIII в. идет консолидация всех разрядов и категорий феодалов в единый класс-сословие дворян, совершенствуется его организационная структура, законодательно оформляются его права и привилегии, которые растут вплоть до конца века. Усиливается роль дворянства в политической и экономической жизни страны, власть над зависимыми крестьянами. Во второй половине XVIII в. окончательно складывается сословный строй с закреплением прав, привилегий, повинностей различных сословных групп. В первой четверти XVIII в. в России утвердилась абсолютная монархия. Политика проводимая Екатериной II в 60-70-х годах, получила название “просвещенного абсолютизма”. Данная политика предусматривала сохранение феодальных устоев путем частичной модернизации режима, проведенной с использованием идей западноевропейских просветителей. Наиболее полно принципы “просвещенного абсолютизма” были осуществлены в сфере экономической жизни страны (указы Екатерины II, изданные в 60-70-е годы, во многом способствовали развитию капиталистических отношений). После крестьянской войны под предводительством Пугачева (1773-1775 г.) во внутренней политике Екатерины II наступает поворот в сторону усиления феодально-охранительных тенденций. Во второй половине XVIII в. Россия достигла больших успехов в осуществлении внешнеполитических задач: получила выход к Черному морю, возвратила все древнерусские земли, что имело общенациональное значение для страны. Россия стала мощным полицейско-бюрократическим государством с крепкой армией и флотом и заняла ведущее положение на европейской и мировой арене. При изучении данного раздела курса обратите внимание на следующие проблемы: 1. Особенности социально-экономического развития России в XVIII веке. Работая с литературой, обратите внимание на то, что в основе глубоких изменений в социальном и экономическом развитии России в рассматриваемый период лежал двусторонний процесс: разложение феодально-крепостнической системы и формирование капиталистического уклада. Объясните на конкретных примерах, что подразумевается под разложением феодально-крепостнической системы? Покажите воздействие данного процесса на общественное развитие России. В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Проследите, как на протяжении XVIII в. шел процесс консолидации дворянства как класса-сословия, совершенствовалась его структура, расширялись права и привилегии, возрастала роль как социальной опоры абсолютной монархии. Покажите особенности положения городского населения и крестьянства. Объясните, почему при Екатерине II завершается процесс превращения крепостных крестьян в “рабов”, как называла их сама императрица и ее современники. 2. Внутренняя политика России в 1725-1762 гг. “Эпохой дворцовых переворотов” был назван В.О.Ключевским последовавший за смертью Петра I 37-летний период политической нестабильности (1725-1762 гг.). Оцените данное утверждение. Дворцовые перевороты явились следствием изданного Петром I Устава о наследии престола (1722 г.). Объясните, почему? Покажите роль гвардии как решающей силы дворцовых переворотов. Вспомните также, что дворцовые перевороты свидетельствовали о слабости абсолютной власти при преемниках Петра I, которые не смогли продолжить реформы с должной энергией и могли управлять государством только опираясь на своих приближенных. Фавориты-временщики получили неограниченное влияние на политику государства. 3. Церковь и государство в России второй половины XVIII в. В феврале 1764 г. Екатерина II специальным манифестом объявила о секуляризации, то есть об огосударствлении, церковных вотчин и населявших их крестьян. Покажите последствия этой реформы для развития страны. Обратите внимание на изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. Подведите общие итоги развитию взаимоотношений между церковью и государством в XVIII в. 4. Политика “просвещенного абсолютизма”. При изучении проблемы нужно помнить, что данная политика действовала в Европе в 40-80-е годы XVIII в., вплоть до Французской буржуазно- демократической революции. Социально-экономической основой политики “просвещенного абсолютизма” явилось развитие нового капиталистического уклада, разрушавшего старые феодальные отношения. Именно в этот период идеи французского просвещения распространялись по всему континенту, владели умами современников. Руководители феодально-дворянских государств искали пути приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям. Они ограничились заимствованием отдельных абстрактных принципов французских философов, рассчитывая с их помощью укрепить расшатавшиеся устои абсолютной монархии, придать ей привлекательный вид путем устранения наиболее отживших институтов прошлого. В каждой отдельной стране эта политика имела свои отличительные особенности. Покажите особенности политики “просвещенного абсолютизма”, проводимой Екатериной II в России в 60-е - начале 70-х годов. Дайте оценку “Наказу”, который она составила для Уложенной комиссии, созванной в 1767 г. Почему не был разработан проект нового уложения вместо устаревшего Уложения 1649 г.? Как оценивала работу Уложенной комиссии сама императрица? Принципы “просвещенного абсолютизма” нашли наиболее последовательное отражение в вопросах экономической жизни. Покажите это на конкретных фактах. 5. Внутренняя политика Екатерины II после 1775 года Объясните, какие последствия имела для определения дальнейшей внутренней политики Екатерины II крестьянская война под предводительством Е.Пугачева? Дайте оценку реформе местного управления, проведенной по “Учреждению о губерниях” 1775 г. Покажите значение “Жалованной грамоты дворянству” 1785 г. для укрепления господства дворянства. Согласно “Жалованной грамоты городам” 1785 г. была создана новая система органов городского управления и самоуправления. В чем конкретно это проявилось? Задания для самоконтроля 1. Проблемные вопросы а) Начиная с петровского времени шел процесс консолидации правящего класса, сопровождаемый законодательным оформлением его прав и привилегий. В чем конкретно это проявлялось? б) Обоснуйте, почему утверждение “Жалованной грамоты дворянству” 1785 г., сословные привилегии, окончательно отделили дворянство от всех прочих слоев русского общества, закрепив его господствующее положение? в) Екатерина II многократно провозглашала себя продолжательницей дела Петра I. Можно ли ее считать таковой? г) Как изменила положение церкви в обществе проведенная Екатериной II секуляризация церковных земель? д) В.О. Ключевский утверждал, что “к концу царствования Екатерины II Россия стала гораздо более крепостной, чем была прежде”. Объясните почему? е) Политика Екатерины II в 60-е гг.- начале 70-х гг. получила название “просвещенного абсолютизма”. Почему? ж) Чем было вызвано издание в 1775 г. “ Учреждений для управления губерний” - одного из важнейших законодательных актов эпохи? з) Какие изменения в местное управление внесла губернская реформа, проведенная Екатериной II по “ Учреждению для управления губерний”? и) Как изменилось положение России на европейской и мировой арене в конце XVIII в.? 2. Тесты для самоконтроля а) Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству был издан в годы правления: 1) Елизаветы Петровны 2) Петра III 3)Екатерины II б) Современниками Екатерины II были: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |