|
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работыУчебно-методическое пособие для самостоятельной работыМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации Московская государственная текстильная академия имени А.Н.Косыгина ____________________________________________________ Кафедра истории История Отечества Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы Москва 1998 __________________________________________________________ Учебно-методическое пособие включает в себя освещение этапов российской истории с древних времен до наших дней, выделяет основные проблемы исторического развития. Каждый раздел имеет задания для самоконтроля в виде тестов и проблемных вопросов. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих историю Отечества, а также для преподавателей в целях оказания помощи при организации самостоятельной работы студентов. Пособие подготовлено преподавателями кафедры истории МГТА: доктор исторических наук профессор Павликов К.Ф. - разделы 1,17, руководитель авторского коллектива; кандидаты исторических наук доценты Рябушкина М.Ф. - разделы 2,16; Луковцева Т.А. - разделы 3,6,14; Макеев А.Н. - разделы 4,12; Мокшина И.С. - разделы 5,10; Вдовина А.А. - разделы 7,11; Фролов В.П. - разделы 8,13; Минина М.С. - разделы 9,15. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор Павликов К.Ф. Тема I. Россия и мировой исторический процесс. Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей (или всемирной) истории. На научном языке слово история (от греч. “historia” - рассказ о прошедшем) понимается как: 1) процесс развития природы и общества, движение во времени, и 2) как наука, изучающая прошлое человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть жизнь человечества в ее развитии и результатах. Человеческое общество выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят один в другой, наконец, разрушаются, - возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. Успехи людского общежития, приобретение культуры не являются результатом одного народа, а созданы совместными усилиями всех народов, постоянно взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывались. Изучая историческое прошлое человечества, мы прежде всего выстраиваем хронологическую последовательность сменяющих друг друга этапов: первобытное общество, рабовладельческие государства, феодальные и буржуазные страны, и т.д. В развитии исторической общности людей также выделяются последовательные этапы: на физиологических основах кровной связи строилась первобытная семья, семьи образовывали род, который потом разрастался в племя, а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в политических связях, в верховной власти и законе. В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Тем самым государства и народы становятся участниками непрерывного, последовательного исторического процесса. Все, что совершается, происходит во времени, которое необратимо. Признавая правомерность и логичность поступательного, формационного подхода, следует отметить, что развитие человеческой общности значительно богаче. Мировое сообщество представляет собой совокупность народов, живущих на различных уровнях развития производительных сил, культуры, даже в рамках одного государства. Возникает суждение о многомерности социальной действительности. Следует учитывать цикличный характер временного измерения; сутки, времена года, цикл жизни человека от рождения к зрелости и смерти, смену поколений. История свидетельствует, что судьба многих народов также носит цикличный характер: становление, расцвет и гибель государств Древнего Востока, Древних Афин и Рима, исчезновение целых народов, таких как скифы, сарматы, шумеры, майя и др. С этой точки зрения исторический процесс - это смена целого рода цивилизаций, существовавших в различное время в различных регионах планеты. Под цивилизацией понимается качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни того или иного народа или группы стран на определенном этапе развития. Уровень материальной , духовной, социальной жизни, уровень достигнутого человеческим трудом и разумом называют также культурой. Поэтому некоторые историки определяют цивилизацию как уровень культуры. Так, В.О.Ключевский указывает: степень “выработки человека и человеческого общежития”, ”достигнутую тем или другим народом, обыкновенно называют его культурой или цивилизацией : признаки, по которым историческое изучение определяет эту степень, составляет содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры или цивилизации.1) На современном этапе __________________________________________________________ 1) Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. - м.: Мысль, 1987. - С.34-35 общеисторического развития истории выделяют два основных типа цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная. Западноевропейская сложилась на базе государств Западной Европы и основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственны частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных рыночных отношений, высокий уровень развития промышленности, ранее чем в других районах мира складывание капиталистических отношений. В основе преобразовательной деятельности в странах Западной Европы и принявших этот тип цивилизации лежит прежде всего рационализм человека, а в основе вероучения бог-человек, Христос, спаситель и преобразователь. В сфере отношений общества с окружающей действительностью лежит принцип активной преобразовательной деятельности человека. Восточная сложилась на базе культуры Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе, деятельность направленная более на нравственное самоочищение человека, нежели на преобразование окружающей действительности. Суммируя оценки различных цивилизаций, можно сделать следующие выводы: - цивилизация отдельной страны или народа носит характер частного; - мировые цивилизации, западную и восточную можно отнести к особенному; - общемировую цивилизацию с ее общими закономерностями и общечеловеческими ценностями можно рассматривать как общее. Для исторической науки, таким образом, необходимым является непременное использование этих трех категорий. Это относится и к изучающим историю России. Процесс становления человечества как единой цивилизации ставит нас перед вопросом об итогах отечественной истории, о месте России в мировой цивилизации. За свою более чем тысячелетнюю историю государство российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы. Как найти в истории России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Эти вопросы ставились давно. Можно выделить четыре точки зрения. 1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. ХIХ в. русские историки и литераторы К.Д.Кавелин, Н.Г.Чернышев-ский, Б.И.Чичерин и др., получившие название “западников”. Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении. 2. Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д.Тредголд, определяя принадлежность России к восточ американой цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм- сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в ХV - XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада. 3. Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные “славянофилами”, такие как Н.Киреевский, С.Хомяков, К.Аксаков, Ю.Самарин, в 40-е гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, “славянский характер” русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате вели- кого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви - франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается из самого себя. Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О.Ключевского, определялась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава. 4. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. ХХ века, опирались на географической положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе. Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна. Чтобы оценить место России в мировом цивилизационном процессе, необходимо проследить тот исторический путь, который прошло государство Российское. Задания для самоконтроля 1. Проблемные вопросы: а) постарайтесь обосновать и разделить понятия “история”, “исторический процесс”, “исторический прогресс”; б) сформулируйте понятие “цивилизация”, что общего и различного между “цивилизацией” и “культурой”; в) что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, оцените историю России с точки зрения того и другого подхода; г) в чем отличие между западной и восточной цивилизациями, к какому типу цивилизации отнести Россию? д) что сближает и разделяет Россию от западной, технологической цивилизации? е)какое значение имеет пространственный фактор для развития государства? 2. Тесты для самоконтроля. а) Выделите основные черты истории: 1. система научного знания; 2. собрание сочинений; 3. опыт деятельности человека. б) Отметьте основные понятия, употребляемые в исторической науке: 1. пространство; 2. время; 3. галактика. в) Характерные черты западной цивилизации: 1. невмешательство в природу; 2. технологическое развитие; 3. информатизация. г) Какие виды религии присущи восточной цивилизации: 1. лютеранство; 2. ислам; 3. буддизм. д) К какому типу цивилизации принадлежит Россия: 1. западной; 2. восточной; 3. евроазиатской. 3. Работа с первоисточниками Как вы оцените суждение известного русского историка В.О.Ключевского, считавшего, что история “учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней.”( Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. - М.: 1968. - С.266) Уясните актуальность сказанного В.О.Ключевским в 1895 г.: “ Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его международным положением. Мы еще не начали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств - это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки - это наши задачи.” (Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. - М.: 1987. - С.60-61). Тема II. Древняя Русь. Древняя Русь - далекая и таинственная. Давайте попытаемся заглянуть за века и побольше узнать о наших предках, их суровой жизни, занятиях, верованиях. С VI века славяне заселяли юго-западный угол Восточно-Европейской (Русской) равнины, Прикарпатье. Отсюда в VII-VIII вв. восточные славяне расселялись по линии Днепр -Волхов, по которой с севера на юг проходил великий торговый путь “из варяг в греки”. Он был стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство. Восточные славяне объединились в единое государство в IX веке. Летописец XII в., монах Киево - Печерского монастыря Нестор связывает образование древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей: Рюрика и его братьев. Важную роль в расширении и укреплении государства сыграли князья: Олег, Игорь и его жена Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Новые феодальные порядки сочетались с остатками (пережитками) родового строя. В конце Хв. на Руси официально было введено христианство. В конце XI века появились письменные законы “Русская Правда”, “Правда Ярославичей”. С 30-х гг. XIIв. начался период феодальной раздробленности, который продолжался до конца XVв. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, наиболее крупными были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская республика. В XIIIв. на Русь напали монголо-татары, установившие свое господство над ней до XV века. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие проблемы: 1. Расселение восточных славян. Славяне в XV веке заселили Восточно-Европейскую равнину, Прикарпатье. Здесь были наиболее благоприятные условия для проживания: не очень холодный климат, плодородная земля. Отсюда в течение VII -VIII вв. славяне расселились по линии Днепр- Волхов. По этой линии с севера на юг проходил великий торговый путь из “варяг в греки”. Он сделался главным стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство. Попытайтесь объяснить его значение для складывания русского государства. В IX - X вв. восточные славяне занимали уже обширные земли к западу и востоку от этой линии, западную часть Русской равнины от Черноморского побережья на юге до Финского залива и озера “Неве” (Ладожского) на севере. Здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, драговичей, северян, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян. Попытайтесь найти на исторической карте их расселение и сравнить с современными областями. 2. Занятия восточных славян. Главным занятием восточных славян было земледелие. Средние области Руси занимали тогда непроходимые дремучие леса, у которых приходилось отвоевывать участки для пашни. Примитивными орудиями труда, топором, мотыгой, бороной-суковаткой люди расчищали участок, обрабатывали землю. 2-3 года участок давал неплохой урожай, потом переходили на новый участок. Такая система называлась подсечным земледелием. На юге, в степной полосе, использовалась другая система земледелия - “перелог”, при котором участок использовали до тех пор, пока не истощался, потом переходили на другой участок. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, капусту, морковь, репу, огурцы. Славяне занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Разводили лошадей, свиней, коров. Селились по берегам рек. Здесь возникали русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород-Великий, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов. Попытайтесь объяснить, почему у восточных славян не было постоянной обработки одних участков земли. 3. Общественно-политические формы организации восточных славян. До расселения славянских племен по Русской равнине они жили в формах первобытнообщинного строя. Славяне жили большими коллективами родственников - родами. Род имел общее имущество, его члены были равноправными. Свои дела решали на общем собрании - вече. Здесь из числа лучших выбирали старейшин и военных предводителей. Старейшина был верховным судьей, разбирал споры, определял наказание. Распространена была кровная месть. Несколько родов объединялись в племя, во главе которого стоял князь. Несколько племен составляли более крупные образования - межплеменные союзы. Постепенно, с ростом производительных сил, шел процесс распада первобытнообщинного строя. Выделяются отдельные (парные) семьи, которые объединяются в соседскую общину. Ее владения делились на общественные и личные. Появление личной собственности привело к имущественному неравенству. Бывшая родо-племенная знать захватывала большие участки земли. Началось формирование феодального общества, антагонистических социальных групп: феодалов и попавших к ним в зависимость крестьян. Разберитесь, в чем состоят основные причины складывания феодальных отношений, возникновения крепостного права. 4. Образование древнерусского государства “Киевская Русь”. Племена восточных славян объединились в единое государство в IХxв. Летописец начала XIIв., монах Киево-Печерского монастыря Нестор связывает образование древнерусского государства с призванием в Новгород варяжских князей: Рюрика и его братьев. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил князь Олег, который в 882г. объединил Новгородские земли с Киевскими и сделал г.Киев столицей нового государства. Олег подчинил кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, а также финские племена - чудь, весь, мерю, мурому. Его преемником стал князь Игорь, подчинивший уличей и тиверцев. Длительную борьбу он вел с древлянами, где и был убит в 945г. Его жена Ольга жестоко отомстила древлянам, однако была вынуждена упорядочить сбор дани. Территориальный рост и укрепление Киевской Руси продолжались при Святославе Игоревиче и при Владимире Святославовиче. В состав государства |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |