|
Универсальный эволюционизмотношений это тест на терпимость к различиям и уход от любых форм авторитаризма. Терпимость есть качество развитого ума. Психологами установлены зависимости между информационным наполнением образа и восприимчивостью к альтернативам, между интеллектуальным развитием и зрелостью нравственных суждений. Но до- тех пор пока сохраняет силу религиозное, культовое, дихотомическое мышление, невозможно ни вырваться из порочного круга бого-дьявольской контраверзы, а значит вражды, ни регулировать демографические проблемы. Нельзя не видеть, что религии и войны дополняли друг друга. Да и религия сегодня, несмотря на кажущийся ренессанс и срастание с властью, вьппла на обочины жизни, застыла во времени, не замечает, что люди уже другие (Седов 1991, Назаретян 1991: 166, 1996: 119-123, Налимов 1993: 10-13, 237-238, Янч 1999 о1: 157). Определяющее значение в истории общества будут играть и его взаимоотношения с окружающей природой: выживание требует создания нового нравственного, экологического императива, системы ограничений и действий, выполнение которых необходимо для перехода человечества в режим коэволюции с биосферой (Моисеев 1998: 319-322, 346). Выполнение же условий выживания интеллекта связано, во-первых, с распространением правдивой информации о негативных тенденциях в обществе. Проблемы человеческой экологии должны быть сформулированы глубже и представлены обществу в понятных публикациях (Налимов 1993: 236, Н.Н.Моисеев Гуманизм - заслон против надвигающегося средневековья 11 Здравый смысл1997, ю5). Во-вторых, с необходимостью признания системы образования самой приоритетной сферой в обществе. Будущее страны, нации будет зависеть от учителя в большей степени, чем от политика, коммерсанта, предпринимателя. Но систему образования надо реформировать: образование должно стать трансдисциплинарным, нацеленным на анализ и решение проблем современного общества. В школах и вузах надо готовить не только специалистов, но, прежде всего, культурных, ингеллигентных людей. Надо создать духовную атмосферу, в которой мог бы начатся поиск новых путей развития культуры. Только по-настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы(Налимов 1993: 236-237, Моисеев 1996: 14-23). В третьих, ядром новой культуры должен стать гуманизм, критический гуманизм. Человек есть высшая реальность, разум Вселенной, безотносительно к национальной, расовой, классовой, религиозной спецификации (Назаретян 1996: 125, Но заплатить за выживание придегся трансформацией вида Нопю Яар1епа: сбрасыванием Интеллектом принудительной биологической оболочки (Назаретян 1991: 153-154). Человек разумный как биологический вид обречён (Л.И.Иржак Человек разумный как биологический вид I/ Человек: многомерность дискурсивных практик, Сыктывкар, 1998, с.92-93). Искусственные органы и генная инженерия, отношение между естественным и искусственным Интеллектом, проблема контроля за компьютером и роботами - вот новые испытания для человека. »ансы на преодоление кризиса сохраняются, но выживание сопряжено с серьёзными жертвами и компромиссами (Назаретян 1996: 151-174). 7. Наука и человек 7.1.Человек как биосоциальный феномен Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Психогенетика. Этология и человек. Биоэтические проблемы в современном обществе. 7.2. Человек и космос Человек как космический феномен. Биосфера, человек и космические циклы. Космическое естествознание: К.Циолковский, В. Вернадский, А.Чижевский. 7. 3. Мозг и сознание человека Высшая нервная деятельность. Модели сознания. Бессознательное: новые перспективы в исследовании внутреннего мира. Трансперсональная психология. 7.4. Факторы здоровья человека Анатомические и физиологические особенности человека. Здоровье и продолжительность жизни. Проблема жизнь-смерть. Физиология труда: пределы работоспособности, тренировка и адаптация. Науки о здоровье. Эволюционно-синергетическая парадигма как основа целостности культуры Естественнонаучное моделирование социальных процессов. Наука, философия, религия - новые возможности диалога. Неизбежность смены культуры как изменение коллективного сознания. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного стилей научного мышления - путь к новой культуре. Абсолютное - ни от чего не зависящее. Начало антропосоциогенеза: похолодание климата и сокращение площади тропических лесов; конкуренция за экологическую нишу и вытеснение наших предков в саванну; прямохождение и орудийная деятельность как следствия приспособления к новым условиям жизни у австралопитеков (Моисеев 1998: 163- 167). 6.2. Причины прогресса гоминидов Антропосоциогенез как одна из стадий эволюции Универсума (общесистемные закономерности, сравнение с предыдущими стадиями, конкуренция за энергию и пространство, отбор). Орудийная деятельность и первый кризис из-за собственного могущества (внутристадные конфликты при удовлетворении биологических инстинктов). Данные археологии: черепа с признаками искусственных повреждений. Исследования первобытных племён: каннибализм. Снижение уровня внутригрупповой агрессии и становление протоморали (небиологических механизмов регуляции поведения в стаде) в форме табу ("не убий" своего). Перенос агрессии на представителей других коллективов (идентификация "они - мы"). Прасоциальная среда (конкурирующие за экологическую нишу стада предлюдей) как фактор разнообразия среды и главная причина прогресса в орудийной деятельности. Смертельные' схватки между стадами гоминидов как определяющий тип отношений, изменение характера отбора из индивидуального в биосоциальный при стадном образе жизни предлюдей. По закону кибернетики У.Р.Эшби, спасаться от разнообразия среды можно только совершенствуя собственное "внешнее" разнообразие (прогресс в орудийной деятельности) и "внутреннее" разнообразие или внутригрупповую организацию и кооперацию (обработка и производство орудий, лечение соплеменников и передача опыта, поддержка огня и охота). 6. 3. Самоотражение и язык Роль коммуникации в межгрупповой конкуренции. Совместные действия требовали преодоления кризиса "атомарности": единое развитие манипуляционной активности, мозговых структур и звуковых сигналов как специфической семиотической системы; инстинктивные возгласы как предтечи членораздельной речи; звуковые сигналы и позитивные поведенческие эффекты. Роль процессов научения в закреплении социально обработанных сигналов. Необходимость превращения каждого акта отражения во фрагмент социально-коммуникативного процесса через семантику слова. Революция в осмыслении образа и моделировании мира: идеальное опосредование ситуаций и материализация психических образов в слове; отражение не только среды, но и самого процесса отражения (модель собственного места в мире - феномен человеческого "Я"); идеализация субъективных значений определённостей материального мира. Возникновение элементов индивидуальной памяти. Ограничение инстинктивной регуляции поведения индивидов. Гипотеза Ф.Кликса о причине гибели неандертальцев (мозг неандертальцев ориентирован на непосредственно-чувственную репрезентацию опьгга в ущерб более ёмкому формально логическому упорядочению кроманьонцев, обладавших и более богатой речью, Ф.Кликс "Пробуждающееся мышление М.,1983). 6.4. Результаты неолитической революции Дихотомическое сознание как определяющая характеристика первобытной культуры (этические, эстетические и религиозные формы общественных отношений). Рост эффективности охотничьих технологий и верхнепалеолитический (палеолит - древний каменный век, 1,75 млн.-15 тыс. лет назад) экологический кризис: исчезновение многих видов животных, ужесточение конкуренции между сообществами, сокращение количества населения. Присваивающее хозяйство зашло в тупик. Неолитическая (неолит - новый каменный век, сменивший палеолит) революция (длилась 5 тысяч лет) и разрешение кризиса: новая технология (переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству); интеллектуальный рост (исследования этнографов показывают, чго ум земледельца и скотовода отличается от ума охотника и превосходит его по информационному объёму). Интеллектуальный уровень вызывает и новое качество человеческих отношений (новы мораль): поголовное физическое уничтожение чужаков перестаег быть правилом, через прагматику возникают различные формы межплеменного компромисса. Классовое расслоение и эксплуатация вытесняют "нормативный" геноцид, массовое истребление чужаков и людоедство. Это бьш переворот эпохального значения: начинается человеческая история или социально-историческая стадия эволюции Универсума (Назаретян 1996: 52-68). 6.5. История и прогресс Проблема прогресса в истории одна из самых сложных в науке, поскольку необходимо отвечать на следующие вопросы: есть ли в истории законы и логика? какую роль играли личности и можно ли осуждать исторические события? что улучшалось в истории и чему нас научила история? становился ли человек лучше, нравственнее, мудрее? что нас ждет в будущем? В рамках единой модели эволюции Вселенной история человеческой цивилизации представлена как одна из эволюционных фаз. Генеральное направление неизменно: удаление от термодинамического равновесия обеспечивалось эффективностью использования энергии за счёт роста организационного разнообразия и обогащения информационных моделей. На уровне социально- исторической стадии универсального эволюционизма общеэволюционные критерии прогресса сохраняются, но усложн~потся. Типы цивилизаций в истории (аграрная, индустриальная и постиндустриальная) отличались уровнем развития производительных сил (К.Маркс) или более эффективным способом использования энергии, более сложной, разнообразной социальной организацией (классовое расслоение, политические режимы, степень социальной свободы и рост продолжительности жизни, эволюция системы общественных отношений) и разными типами сознания. Развитие технологий и разделение труда требовали интеллектуального обогащения действующих субъектов. С расширением мировосприятия сопряжена неолитическая революция (ум скотовода отличается от ума охотника). Но и рабовладельцу не понять тактику феодальной эксплуатации, а ранние капиталисты не видели смысла в социальных защитах. Возрастающее разнообразие деятельности людей увеличивало ёмкость информационного моделирования мира (Назаретян, 1991: 119-120). Огромную роль в исторических событиях играла конкуренция между племенами, этносами, государствами за пространство и энергию. В условиях конкуренции решались задачи сохранения гомеостаза социальной системы. Конкуренция обеспечивала отбор социальных организмов, с более эффективной экономикой (закон возвышения потребностей человека и рост населения) и мощной военной технологией. Один из парадоксов истории в том, что войны объективно выполняли роль катализатора социального прогресса, при всех ужасах и страданиях (Назаретян 1991: 121-123). Но наращивая деструкторные, боевые способности, носитель Интеллекта должен был породить и совершенствовать новые . Глоссарий: Австралопитеки (букв. - южные обезьяны) - ископаемые высшие человекообразные обезьяны, систематически использовавшие усилители передних конечностей, передвигавшиеся на двух ногах, жившие более 4-х миллионов лет назад. Автотрофы (фототрофы) - организмы, использующие лучистую энергию, преобразующие ее при помощи фотосинтеза. Аддитивность - свойство, состоящее в том, что некоторая составная величина сводится к сумме всех частей. Адроны - (барионы), горячие частицы: протон, нейтрон, мезоны. Актуализм - метод научного познания, использующий знания современности для объяснения процессов, происходивших в прошлом. Аллели - альтернативные формы одного гена. Античастица - у каждой частицы материи есть соответствующая античастица. При соударении частицы и античастицы происходит их аннигиляция, в результате которой выделяется энергия и рождаются другие частицы. Антисциентизм - психологическое отторжение науки, антинаучный синдром. Антропогенный - вызванный человеческой деятельностью. Антропоиды - человекообразные обезьяны, по другим источникам все двуногие. Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов неживой природы, растений, животных, мифических существ. Антропосоциогенез - процесс формирования человека и общества. Антропный принцип - мы видим Вселенную такой, как она есть потому что, будь она другой, нас бы здесь не было и мы бы не могли ее наблюдать. Антропоцентризм - мировоззрение, принимающее в качестве исходного факта реальное существование человека. Апостериори - на основании эмпирического опыта; вследствие предыдущих событий. Априори - предшествующее опыту, изначально заложенное в сознании. Априорная направленность - последовательность событий, гарантированная изначальной программой (идеей). Ассимиляция - поглощение, растворение, слияние. Атрибут - всеобщее свойство (например активность, отражение). Аттракторы (лат. притягивать) - цели эволюции; состояния, к которым стремится система. Биосфера - область активной жизни, охватьвающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть почвы. Валентность - мера реакционной способности, способность присоединять или отдавать электроны с внешней орбиты. Верификация - проверка, опытное подтверждение. Вероятностное видение - размьггое, полиморфное, неоднозначное, не имеющее атомарного смысла; неопределенность, нелинейность. Вероятность - мера случайности. Возможность - то, что существует опосредованно, то у чего нет меры. Время - форма существования материи, обозначает непрерывность. Ген - единица наследственности. Генофонд - совокупность генов популяции. Гетеротрофы - организмы, использующие для жизнедеятельности в качестве энергии готовые органические вещества, накопленные другими живыми организмами (все животные, человек, некоторые растения). Гиперциклы - средство объединения макромолекул в систему, способную к эволюции. Гносеология (эпистемология) - теория познания. Гомеостаз - внутреннее равновесие. Гоминиды - семейство отряда приматов. Включает людей современного типа, а также ископаемых предшественников. Гомология - сходство структур или функций. Гравитация - тяготение, притяжение в физическом смысле. Дальнодействие - действующее на любом расстоянии. Движение – способ существования материи. Деградация - разрушение, потеря организационных качеств, рассеивание энергии. Дедукция - метод, противоположный индукции, от общего к частному; метод, объясняющий или предсказывающий факты на основе уже имеющейся теоретической конструкции. Действительность - существующее непосредственно. Демография - наука о населении, динамике роста численности людей в социальном и географическом пространстве. Деструктивньй - разрушительный. Детерминизм - учение о причинной обусловленности всех явлений. Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально общих групп организмов. Диверсификация - рост разнообразия. Дилемма - выбор их двух альтернатив. Дискретность - прерывность. Диссимиляция - распад. Диссипативные структуры - структуры, в которых потоки ведут не к потерям, а к самоорганизации; структуры вдали от равновесия. Дифракция - огибание физическими волнами различных препятствий. Догматизм - суждения абсолютные, неизменные, непроверяемые. Додисциплинарность - описание мира целостно; характеристика античной и классической стадий науки; единая, нерасчлененная на дисциплины наука. Дуализм - равноправие и независимость двух имманентных начал (например, волновых и корпускулярных свойств в физике, материи и сознания в философии). Жизнь - этап универсальной эволюции, сигнальная, активная форма существования и самовоспроизводства гиперциклов, клеток, организма, популяций, биосферы. Зигота - оплодотворенная яйцеклетка. Имманентный - изначально присущий, внутренний, неотделимый. Императив - беспрекословное, общезначимое требование, долженствование. Имплицитный - невыраженный, возможный, подразумеваемый. Инвариант - область, в которой схожи различные точки зрения; общезначимый. Индукция - метод, связанный с движением мысли от данных опыта, фактов (полученных в наблюдении или эксперименте) к их обобщению в выводах, заключениях. Информация - субъективная мера организованности объективно существующей структуры системы. Истина - теоретическая категория для обозначения меры соответствия знания объективным тенденциям изменения наличной системы общественных отношений. Катаклизмы - катастрофы. Катализатор - ускоритель процесса. Каузальный - причинный. Качество - обозначает определенность существования. Квант - дискретная порция. Кварки - гипотетические фундаментальные частицы, из которых состоят нуклоны. Кибернетика - наука об управлении и информации. Когерентность - согласованность, непротиворечивость. Когнитивный - познавательный. Конвенциализм - соглашение. Континуальность - непрерывность, отсутствие квантов (порций). Корпускула - частица. Корреляция - соответствие. Креационизм - учение о сотворении мира, жизни и сознания. Латентный - скрытый, не имеющий пока явного выражения. Лептоны - легкие частицы: электроны, позитроны, нейтрино. Макромолекулы - "живые" молекулы: белки, углеводы и нуклеиновые кислоты. Макроэволюция - эволюция больших групп (родов, семейств, отрядов или типов). Материя - теоретическая категория для обозначения квантованного самодвижения или энергии. Метаболизм - обмен веществ между организмом и средой. Механицизм - объяснение сложных явлений жизни, общества, мышления по аналогии с механическими взаимодействиями. Микроэволюция - эволюция в пределах локальных воспроизводящихся популяций, самый низкий уровень эволюции. Молекула - система атомов, качественно новое образование, образующее целое. Монада - единая, психически активная субстанция. По Г.В.Лейбницу, составная часть мироздания, отражающая в себе все сущее. Мутация - внезапное изменение наследственности из-за искажения в структуре генов, условие изменчивости. Негэнтропия - отрицательная энтропия. Нелинейность - многовариантность, альтернативность. Неодномерные - не являющиеся друг другу формы бытия, не взаимодействующие. Неолит - новый каменный век, сменивший палеолит, от 11 до 5 тыс. лет назад. Развитие каменных орудий и изделий, появление земледелия и скотоводства. Номогенез - концепция, согласно которой эволюция происходит в соответствии с изначальной программой, а отбор играет второстепенную роль. Синонимы - телеогенез, ортогенез. Ноосфера - сфера разума. Нуклеосинтез - формирование атомных ядер. Нуклеотиды - составные части информационных макромолекул, мономеры нуклеиновых кислот. Нуклоны - общее название протонов и нейтронов. Обратимость законов - неизменность, вне времени. Объект - все, что способно выполнить функцию данного, то, что противостоит субъекту. Одномерные формы - те, которые согласовывают определенности своего существования, являются друг другу. Онтология - учение о бытии. Организация - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействий более или менее дифференцированных и автономных элементов целого, обусловленная его строением; 2) процесс, ведущий к образованию и совершенствованию взаимосвязей между элементами целого. Отражение - всеобщий атрибут (свойство) материи. Первый аспект отражения - все отражено во всем, ничто никуда не девается и не исчезает, второй аспект - это формы отражения в живом и неживом мирах. Палеолит - древний каменный век, ок. 1,75 млн лет назад - 10,5 тыс. лет. назад: эра хабилисов, архантропов и неоантропов (род гоминидов, к которому относятся и современные люди). Парадигма - господствующая научная концепция, стиль мышления. Популяция - совокупность особей одного вида. Постулат - недоказанное утверждение, аксиома. Поток генов - иммиграция носителей разных аллелей из других популяций. Прагматизм - концепция, считающая, что истинно то, что полезно. Предмет - более узкое понятие, чем объект, то, что исследуется конкретной наукой. Прокариоты - до-ядерные клетки: самые примитивные организмы, бактерии, сине- зеленые водоросли. Пространство - форма существования материи, обозначает качественную дифференцированность квантованного движения. Протон - ядро атома водорода. Развитие - движение движения, изменение законов движения, изменение способа существования; синонимы - эволюция, прогресс. Редукционизм - научная парадигма, суть которой в том, что более сложные явления объясняются путем сведения (редукции) к более простым. Редукция - сведение сложного к простому. Релятивистский - относящийся к теории относительности А.Эйнштейна. Рефлекс - автоматизированная реакция на стимул. Рефлексия - самосознание, отражение, самоанализ. Самоорганизация - процессы спонтанного упорядочивания (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах. Семантика - наука о значении знаков. Сингулярность - гипотетическое состояние Вселенной до Большого взрыва, точка с бесконечной плотностью. Снятие - преодоление и сохранение. Спекуляции - непроверяемые теоретические конструкции. Спорадический - непостоянный, несистематический. Стохастичность - случайность. Субстанциальность, синергизм - то, что не нуждается для своего существования ни в чем другом, кроме себя. Причина самое себя. Субстрат - вещественная основа. Табу - запрет, одна из первых форм нравственности (небиологические механизмы регуляции). Трофический - принадлежащий к системе питания. Фальсификация - опровержение. Фатализм - предопределенность событий, предписанность судьбы, финализм. Феномен - явление. Физикализм - научная парадигма, требующая объяснения всех процессов по аналогии с физическими; антисубъективное описание неживого мира без категорий, связанных с субъективным. Филогенез - история развития биологического вида. Флуктуация - случайное колебание, отклонение от средних значений. Фотосинтез - превращение растениями и некоторыми микроорганизмами энергии Солнца в энергию химических связей макро молекул. Футурология - наука о будущем. "абилис - человек умелый, хабилисы - первые существа, начавшие изготовлять орудия. Цефализация - развитие головного мозга. Экстраполяция - распространение выводов, полученных при изучении одного предмета, на другой предмет. Элевационизм - общенаучная парадигма, требующая объяснения более простых явлений по аналогии с более сложными, сквозь призму их потенциального развития. Вселенная как до-человек. Антиредукционизм. Элевация - возвышение, возведение простого к сложному, подход к выявлению тех свойств простейшего взаимодействия, которые делают его потенциальным источником более сложных явлений. Элементаризм - учение, согласно которому мир состоит из неделимых частиц. Элиминация - устранение, уничтожение. Эмансипация - освобождение, независимость. Эмпирический - основанный на опыте. Энергия - мера различных форм материи. Энтропия - функция состояния системы, противоположная ее упорядоченности. Хаос, однообразие. Мера дезорганизации систем. Равновесие. Эссенндализм - понимание вещей (живых организмов и неживых тел) как обладающих единой и неизменной сущностью. Эукариоты - клетки, имеющие ядро и более сложную, чем у прокариот мембрану. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |