бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Универсальный эволюционизм

отношений это тест на терпимость к различиям и уход от любых форм

авторитаризма. Терпимость есть качество развитого ума. Психологами

установлены зависимости между информационным наполнением образа и

восприимчивостью к альтернативам, между интеллектуальным развитием и

зрелостью нравственных суждений. Но до- тех пор пока сохраняет силу

религиозное, культовое, дихотомическое мышление, невозможно ни вырваться из

порочного круга бого-дьявольской контраверзы, а значит вражды, ни

регулировать демографические проблемы. Нельзя не видеть, что религии и

войны дополняли друг друга. Да и религия сегодня, несмотря на кажущийся

ренессанс и срастание с властью, вьппла на обочины жизни, застыла во

времени, не замечает, что люди уже другие (Седов 1991, Назаретян 1991: 166,

1996: 119-123, Налимов 1993: 10-13, 237-238, Янч 1999

о1: 157). Определяющее значение в истории общества будут играть и его

взаимоотношения с окружающей природой: выживание требует создания нового

нравственного, экологического императива, системы ограничений и действий,

выполнение которых необходимо для перехода человечества в режим коэволюции

с биосферой (Моисеев 1998: 319-322, 346).

Выполнение же условий выживания интеллекта связано, во-первых, с

распространением правдивой информации о негативных тенденциях в обществе.

Проблемы человеческой экологии должны быть сформулированы глубже и

представлены обществу в понятных публикациях (Налимов 1993: 236,

Н.Н.Моисеев Гуманизм - заслон против надвигающегося средневековья 11

Здравый смысл1997, ю5). Во-вторых, с необходимостью признания системы

образования самой приоритетной сферой в обществе. Будущее страны, нации

будет зависеть от учителя в большей степени, чем от политика, коммерсанта,

предпринимателя. Но систему образования надо реформировать: образование

должно стать трансдисциплинарным, нацеленным на анализ и решение проблем

современного общества. В школах и вузах надо готовить не только

специалистов, но, прежде всего, культурных, ингеллигентных людей. Надо

создать духовную атмосферу, в которой мог бы начатся поиск новых путей

развития культуры. Только по-настоящему образованное и интеллигентное

общество будет способно вступить в эпоху ноосферы(Налимов 1993: 236-237,

Моисеев 1996: 14-23). В третьих, ядром новой культуры должен стать

гуманизм, критический гуманизм. Человек есть высшая реальность, разум

Вселенной, безотносительно к национальной, расовой, классовой, религиозной

спецификации (Назаретян 1996: 125,

Но заплатить за выживание придегся трансформацией вида Нопю Яар1епа:

сбрасыванием Интеллектом принудительной биологической оболочки (Назаретян

1991: 153-154). Человек разумный как биологический вид обречён (Л.И.Иржак

Человек разумный как биологический вид I/ Человек: многомерность

дискурсивных практик, Сыктывкар, 1998, с.92-93). Искусственные органы и

генная инженерия, отношение между естественным и искусственным Интеллектом,

проблема контроля за компьютером и роботами - вот новые испытания для

человека. »ансы на преодоление кризиса сохраняются, но выживание сопряжено

с серьёзными жертвами и компромиссами (Назаретян 1996: 151-174).

7. Наука и человек 7.1.Человек как биосоциальный феномен

Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Психогенетика.

Этология и человек. Биоэтические проблемы в современном обществе.

7.2. Человек и космос

Человек как космический феномен. Биосфера, человек и космические циклы.

Космическое естествознание: К.Циолковский, В. Вернадский, А.Чижевский.

7. 3. Мозг и сознание человека

Высшая нервная деятельность. Модели сознания. Бессознательное: новые

перспективы в исследовании внутреннего мира. Трансперсональная психология.

7.4. Факторы здоровья человека

Анатомические и физиологические особенности человека. Здоровье и

продолжительность жизни. Проблема жизнь-смерть. Физиология труда: пределы

работоспособности, тренировка и адаптация. Науки о здоровье.

Эволюционно-синергетическая парадигма

как основа целостности культуры

Естественнонаучное моделирование социальных процессов. Наука, философия,

религия - новые возможности диалога. Неизбежность смены культуры как

изменение коллективного сознания. Конвергенция естественнонаучного и

гуманитарного стилей научного мышления - путь к новой культуре.

Абсолютное - ни от чего не зависящее.

Начало антропосоциогенеза: похолодание климата и сокращение площади

тропических лесов; конкуренция за экологическую нишу и вытеснение наших

предков в саванну; прямохождение и орудийная деятельность как следствия

приспособления к новым условиям жизни у австралопитеков (Моисеев 1998: 163-

167).

6.2. Причины прогресса гоминидов Антропосоциогенез как одна из стадий

эволюции Универсума (общесистемные закономерности, сравнение с предыдущими

стадиями, конкуренция за энергию и пространство, отбор). Орудийная

деятельность и первый кризис из-за собственного могущества (внутристадные

конфликты при удовлетворении биологических инстинктов). Данные археологии:

черепа с признаками искусственных повреждений. Исследования первобытных

племён: каннибализм. Снижение уровня внутригрупповой агрессии и становление

протоморали (небиологических механизмов регуляции поведения в стаде) в

форме табу ("не убий" своего). Перенос агрессии на представителей других

коллективов (идентификация "они - мы"). Прасоциальная среда (конкурирующие

за экологическую нишу стада предлюдей) как фактор разнообразия среды и

главная причина прогресса в орудийной деятельности. Смертельные' схватки

между стадами гоминидов как определяющий тип отношений, изменение характера

отбора из индивидуального в биосоциальный при стадном образе жизни

предлюдей. По закону кибернетики У.Р.Эшби, спасаться от разнообразия среды

можно только совершенствуя собственное "внешнее" разнообразие (прогресс в

орудийной деятельности) и "внутреннее" разнообразие или внутригрупповую

организацию и кооперацию (обработка и производство орудий, лечение

соплеменников и передача опыта, поддержка огня и охота).

6. 3. Самоотражение и язык Роль коммуникации в межгрупповой конкуренции.

Совместные действия требовали преодоления кризиса "атомарности": единое

развитие манипуляционной активности, мозговых структур и звуковых сигналов

как специфической семиотической системы; инстинктивные возгласы как

предтечи членораздельной речи; звуковые сигналы и позитивные поведенческие

эффекты. Роль процессов научения в закреплении социально обработанных

сигналов. Необходимость превращения каждого акта отражения во фрагмент

социально-коммуникативного процесса через семантику слова. Революция в

осмыслении образа и моделировании мира: идеальное опосредование ситуаций и

материализация психических образов в слове; отражение не только среды, но и

самого процесса отражения (модель собственного места в мире - феномен

человеческого "Я"); идеализация субъективных значений определённостей

материального мира. Возникновение элементов индивидуальной памяти.

Ограничение инстинктивной регуляции поведения индивидов. Гипотеза Ф.Кликса

о причине гибели неандертальцев (мозг неандертальцев ориентирован на

непосредственно-чувственную репрезентацию опьгга в ущерб более ёмкому

формально логическому упорядочению кроманьонцев, обладавших и более богатой

речью, Ф.Кликс "Пробуждающееся мышление М.,1983).

6.4. Результаты неолитической революции Дихотомическое сознание как

определяющая характеристика первобытной культуры (этические, эстетические и

религиозные формы общественных отношений). Рост эффективности охотничьих

технологий и верхнепалеолитический (палеолит - древний каменный век, 1,75

млн.-15 тыс. лет назад) экологический кризис: исчезновение многих видов

животных, ужесточение конкуренции между сообществами, сокращение количества

населения. Присваивающее хозяйство зашло в тупик. Неолитическая (неолит -

новый каменный век, сменивший палеолит) революция (длилась 5 тысяч лет) и

разрешение кризиса: новая технология (переход от охоты и собирательства к

земледелию и скотоводству); интеллектуальный рост (исследования этнографов

показывают, чго ум земледельца и скотовода отличается от ума охотника и

превосходит его по информационному объёму). Интеллектуальный уровень

вызывает и новое качество человеческих отношений (новы мораль): поголовное

физическое уничтожение чужаков перестаег быть правилом, через прагматику

возникают различные формы межплеменного компромисса. Классовое расслоение и

эксплуатация вытесняют "нормативный" геноцид, массовое истребление чужаков

и людоедство. Это бьш переворот эпохального значения: начинается

человеческая история или социально-историческая стадия эволюции Универсума

(Назаретян 1996: 52-68).

6.5. История и прогресс Проблема прогресса в истории одна из самых сложных

в науке, поскольку необходимо отвечать на следующие вопросы: есть ли в

истории законы и логика? какую роль играли личности и можно ли осуждать

исторические события? что улучшалось в истории и чему нас научила история?

становился ли человек лучше, нравственнее, мудрее? что нас ждет в будущем?

В рамках единой модели эволюции Вселенной история человеческой цивилизации

представлена как одна из эволюционных фаз. Генеральное направление

неизменно: удаление от термодинамического равновесия обеспечивалось

эффективностью использования энергии за счёт роста организационного

разнообразия и обогащения информационных моделей. На уровне социально-

исторической стадии универсального эволюционизма общеэволюционные критерии

прогресса сохраняются, но усложн~потся. Типы цивилизаций в истории

(аграрная, индустриальная и постиндустриальная) отличались уровнем развития

производительных сил (К.Маркс) или более эффективным способом использования

энергии, более сложной, разнообразной социальной организацией (классовое

расслоение, политические режимы, степень социальной свободы и рост

продолжительности жизни, эволюция системы общественных отношений) и разными

типами сознания. Развитие технологий и разделение труда требовали

интеллектуального обогащения действующих субъектов. С расширением

мировосприятия сопряжена неолитическая революция (ум скотовода отличается

от ума охотника). Но и рабовладельцу не понять тактику феодальной

эксплуатации, а ранние капиталисты не видели смысла в социальных защитах.

Возрастающее разнообразие деятельности людей увеличивало ёмкость

информационного моделирования мира (Назаретян, 1991: 119-120).

Огромную роль в исторических событиях играла конкуренция между племенами,

этносами, государствами за пространство и энергию. В условиях конкуренции

решались задачи сохранения гомеостаза социальной системы. Конкуренция

обеспечивала отбор социальных организмов, с более эффективной экономикой

(закон возвышения потребностей человека и рост населения) и мощной военной

технологией. Один из парадоксов истории в том, что войны объективно

выполняли роль катализатора социального прогресса, при всех ужасах и

страданиях (Назаретян 1991: 121-123). Но наращивая деструкторные, боевые

способности, носитель Интеллекта должен был породить и совершенствовать

новые .

Глоссарий:

Австралопитеки (букв. - южные обезьяны) - ископаемые высшие

человекообразные обезьяны, систематически использовавшие усилители передних

конечностей, передвигавшиеся на двух ногах, жившие более 4-х миллионов лет

назад.

Автотрофы (фототрофы) - организмы, использующие лучистую энергию,

преобразующие ее при помощи фотосинтеза.

Аддитивность - свойство, состоящее в том, что некоторая составная величина

сводится к сумме всех частей.

Адроны - (барионы), горячие частицы: протон, нейтрон, мезоны.

Актуализм - метод научного познания, использующий знания современности для

объяснения процессов, происходивших в прошлом.

Аллели - альтернативные формы одного гена.

Античастица - у каждой частицы материи есть соответствующая античастица.

При соударении частицы и античастицы происходит их аннигиляция, в

результате которой выделяется энергия и рождаются другие частицы.

Антисциентизм - психологическое отторжение науки, антинаучный синдром.

Антропогенный - вызванный человеческой деятельностью.

Антропоиды - человекообразные обезьяны, по другим источникам все двуногие.

Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами

предметов неживой природы, растений, животных, мифических существ.

Антропосоциогенез - процесс формирования человека и общества.

Антропный принцип - мы видим Вселенную такой, как она есть потому что, будь

она другой, нас бы здесь не было и мы бы не могли ее наблюдать.

Антропоцентризм - мировоззрение, принимающее в качестве исходного факта

реальное существование человека.

Апостериори - на основании эмпирического опыта; вследствие предыдущих

событий.

Априори - предшествующее опыту, изначально заложенное в сознании.

Априорная направленность - последовательность событий, гарантированная

изначальной программой (идеей).

Ассимиляция - поглощение, растворение, слияние.

Атрибут - всеобщее свойство (например активность, отражение).

Аттракторы (лат. притягивать) - цели эволюции; состояния, к которым

стремится система.

Биосфера - область активной жизни, охватьвающая нижнюю часть атмосферы,

гидросферу и верхнюю часть почвы.

Валентность - мера реакционной способности, способность присоединять или

отдавать электроны с внешней орбиты.

Верификация - проверка, опытное подтверждение.

Вероятностное видение - размьггое, полиморфное, неоднозначное, не имеющее

атомарного смысла; неопределенность, нелинейность.

Вероятность - мера случайности.

Возможность - то, что существует опосредованно, то у чего нет меры.

Время - форма существования материи, обозначает непрерывность.

Ген - единица наследственности.

Генофонд - совокупность генов популяции.

Гетеротрофы - организмы, использующие для жизнедеятельности в качестве

энергии готовые органические вещества, накопленные другими живыми

организмами (все животные, человек, некоторые растения).

Гиперциклы - средство объединения макромолекул в систему, способную к

эволюции.

Гносеология (эпистемология) - теория познания.

Гомеостаз - внутреннее равновесие.

Гоминиды - семейство отряда приматов. Включает людей современного типа, а

также ископаемых предшественников.

Гомология - сходство структур или функций.

Гравитация - тяготение, притяжение в физическом смысле.

Дальнодействие - действующее на любом расстоянии.

Движение – способ существования материи.

Деградация - разрушение, потеря организационных качеств, рассеивание

энергии.

Дедукция - метод, противоположный индукции, от общего к частному; метод,

объясняющий или предсказывающий факты на основе уже имеющейся теоретической

конструкции.

Действительность - существующее непосредственно.

Демография - наука о населении, динамике роста численности людей в

социальном и географическом пространстве. Деструктивньй - разрушительный.

Детерминизм - учение о причинной обусловленности всех явлений.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально общих групп

организмов.

Диверсификация - рост разнообразия.

Дилемма - выбор их двух альтернатив.

Дискретность - прерывность.

Диссимиляция - распад.

Диссипативные структуры - структуры, в которых потоки ведут не к потерям, а

к самоорганизации; структуры вдали от равновесия.

Дифракция - огибание физическими волнами различных препятствий. Догматизм -

суждения абсолютные, неизменные, непроверяемые.

Додисциплинарность - описание мира целостно; характеристика античной и

классической стадий науки; единая, нерасчлененная на дисциплины наука.

Дуализм - равноправие и независимость двух имманентных начал (например,

волновых и корпускулярных свойств в физике, материи и сознания в

философии).

Жизнь - этап универсальной эволюции, сигнальная, активная форма

существования и самовоспроизводства гиперциклов, клеток, организма,

популяций, биосферы. Зигота - оплодотворенная яйцеклетка.

Имманентный - изначально присущий, внутренний, неотделимый.

Императив - беспрекословное, общезначимое требование, долженствование.

Имплицитный - невыраженный, возможный, подразумеваемый.

Инвариант - область, в которой схожи различные точки зрения; общезначимый.

Индукция - метод, связанный с движением мысли от данных опыта, фактов

(полученных в наблюдении или эксперименте) к их обобщению в выводах,

заключениях.

Информация - субъективная мера организованности объективно существующей

структуры системы.

Истина - теоретическая категория для обозначения меры соответствия знания

объективным тенденциям изменения наличной системы общественных отношений.

Катаклизмы - катастрофы.

Катализатор - ускоритель процесса. Каузальный - причинный.

Качество - обозначает определенность существования. Квант - дискретная

порция.

Кварки - гипотетические фундаментальные частицы, из которых состоят

нуклоны. Кибернетика - наука об управлении и информации.

Когерентность - согласованность, непротиворечивость. Когнитивный -

познавательный. Конвенциализм - соглашение.

Континуальность - непрерывность, отсутствие квантов (порций). Корпускула -

частица.

Корреляция - соответствие.

Креационизм - учение о сотворении мира, жизни и сознания.

Латентный - скрытый, не имеющий пока явного выражения.

Лептоны - легкие частицы: электроны, позитроны, нейтрино.

Макромолекулы - "живые" молекулы: белки, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Макроэволюция - эволюция больших групп (родов, семейств, отрядов или

типов).

Материя - теоретическая категория для обозначения квантованного

самодвижения или энергии.

Метаболизм - обмен веществ между организмом и средой.

Механицизм - объяснение сложных явлений жизни, общества, мышления по

аналогии с механическими взаимодействиями.

Микроэволюция - эволюция в пределах локальных воспроизводящихся популяций,

самый низкий уровень эволюции.

Молекула - система атомов, качественно новое образование, образующее целое.

Монада - единая, психически активная субстанция. По Г.В.Лейбницу, составная

часть мироздания, отражающая в себе все сущее.

Мутация - внезапное изменение наследственности из-за искажения в структуре

генов, условие изменчивости.

Негэнтропия - отрицательная энтропия.

Нелинейность - многовариантность, альтернативность.

Неодномерные - не являющиеся друг другу формы бытия, не взаимодействующие.

Неолит - новый каменный век, сменивший палеолит, от 11 до 5 тыс. лет назад.

Развитие каменных орудий и изделий, появление земледелия и скотоводства.

Номогенез - концепция, согласно которой эволюция происходит в соответствии

с изначальной программой, а отбор играет второстепенную роль.

Синонимы - телеогенез, ортогенез.

Ноосфера - сфера разума.

Нуклеосинтез - формирование атомных ядер.

Нуклеотиды - составные части информационных макромолекул, мономеры

нуклеиновых кислот.

Нуклоны - общее название протонов и нейтронов.

Обратимость законов - неизменность, вне времени.

Объект - все, что способно выполнить функцию данного, то, что противостоит

субъекту.

Одномерные формы - те, которые согласовывают определенности своего

существования, являются друг другу.

Онтология - учение о бытии.

Организация - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействий

более или менее дифференцированных и автономных элементов целого,

обусловленная его строением; 2) процесс, ведущий к образованию и

совершенствованию взаимосвязей между элементами целого.

Отражение - всеобщий атрибут (свойство) материи.

Первый аспект отражения - все отражено во всем, ничто никуда не девается и

не исчезает, второй аспект - это формы отражения в живом и неживом мирах.

Палеолит - древний каменный век, ок. 1,75 млн лет назад - 10,5 тыс. лет.

назад: эра хабилисов, архантропов и неоантропов (род гоминидов, к которому

относятся и современные люди).

Парадигма - господствующая научная концепция, стиль мышления.

Популяция - совокупность особей одного вида. Постулат - недоказанное

утверждение, аксиома.

Поток генов - иммиграция носителей разных аллелей из других популяций.

Прагматизм - концепция, считающая, что истинно то, что полезно.

Предмет - более узкое понятие, чем объект, то, что исследуется конкретной

наукой.

Прокариоты - до-ядерные клетки: самые примитивные организмы, бактерии, сине-

зеленые водоросли.

Пространство - форма существования материи, обозначает качественную

дифференцированность квантованного движения.

Протон - ядро атома водорода.

Развитие - движение движения, изменение законов движения, изменение способа

существования; синонимы - эволюция, прогресс.

Редукционизм - научная парадигма, суть которой в том, что более сложные

явления объясняются путем сведения (редукции) к более простым.

Редукция - сведение сложного к простому.

Релятивистский - относящийся к теории относительности А.Эйнштейна.

Рефлекс - автоматизированная реакция на стимул.

Рефлексия - самосознание, отражение, самоанализ.

Самоорганизация - процессы спонтанного упорядочивания (перехода от хаоса к

порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Семантика - наука о значении знаков.

Сингулярность - гипотетическое состояние Вселенной до Большого взрыва,

точка с бесконечной плотностью.

Снятие - преодоление и сохранение.

Спекуляции - непроверяемые теоретические конструкции.

Спорадический - непостоянный, несистематический.

Стохастичность - случайность.

Субстанциальность, синергизм - то, что не нуждается для своего

существования ни в чем другом, кроме себя. Причина самое себя.

Субстрат - вещественная основа.

Табу - запрет, одна из первых форм нравственности (небиологические

механизмы регуляции).

Трофический - принадлежащий к системе питания.

Фальсификация - опровержение.

Фатализм - предопределенность событий, предписанность судьбы, финализм.

Феномен - явление.

Физикализм - научная парадигма, требующая объяснения всех процессов по

аналогии с физическими; антисубъективное описание неживого мира без

категорий, связанных с субъективным.

Филогенез - история развития биологического вида.

Флуктуация - случайное колебание, отклонение от средних значений.

Фотосинтез - превращение растениями и некоторыми микроорганизмами энергии

Солнца в энергию химических связей макро молекул.

Футурология - наука о будущем. "абилис - человек умелый, хабилисы - первые

существа, начавшие изготовлять орудия.

Цефализация - развитие головного мозга.

Экстраполяция - распространение выводов, полученных при изучении одного

предмета, на другой предмет.

Элевационизм - общенаучная парадигма, требующая объяснения более простых

явлений по аналогии с более сложными, сквозь призму их потенциального

развития. Вселенная как до-человек. Антиредукционизм.

Элевация - возвышение, возведение простого к сложному, подход к выявлению

тех свойств простейшего взаимодействия, которые делают его потенциальным

источником более сложных явлений.

Элементаризм - учение, согласно которому мир состоит из неделимых частиц.

Элиминация - устранение, уничтожение.

Эмансипация - освобождение, независимость.

Эмпирический - основанный на опыте.

Энергия - мера различных форм материи.

Энтропия - функция состояния системы, противоположная ее упорядоченности.

Хаос, однообразие. Мера дезорганизации систем. Равновесие.

Эссенндализм - понимание вещей (живых организмов и неживых тел) как

обладающих единой и неизменной сущностью.

Эукариоты - клетки, имеющие ядро и более сложную, чем у прокариот мембрану.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.