|
Универсальный эволюционизмУниверсальный эволюционизмОт Автора: заранее приношу извинения за качество нижеприведенного. 1. Курс Концепции современного естествознания в новой парадигме образования 1. Анализ цивилизации на рубеже веков Анализ проблем современного постиндустриального информационного общества (локальные войны и опасность ядерного конфликта, рост населения и энергетический кризис, экологические и медико-генетические проблемы, статистика социального нездоровья - бедность, самоубийства, нарушения психики, алкоголизм, наркомания, преступность и раздробленность культуры) позволяет сделать вывод: земная цивилизация на рубеже тысячелетий вступила в фазу эволюционного кризиса (Налимов 1993,1994, Назаретян 1996: 109, Моисеев 1998: 275-288). Причинами кризиса являются дисбаланс ме технологическим могуществом и гуманитарной составляющей (мудростью) Интеллекта А.П.Назаретян), доминирование науки, научно-технического прогресса и непонимание природы человека, природы смыслов в которые он погружён (В.В.Налимов), разрушение человеком своей экологической ниши (Н.Н.Моисеев). Междисциплинарные • ' исследования антропосоциогенеза, истории, диалектики информация- энтропия подсказывают, что возможно два варианта выхода из кризиса: самоуничтожение или трансформация Интеллекта, становление нового сознания: этика ненасилия, терпимость к различиям, экологический императив (Седов 1991: 3-29, Назаретян 1991: 185, Дискуссионный клуб, Стратегия выживания, Глобалистика и футурология ~! Общественные науки и современность 1992- 1999). Главными шагами по гуманистическому пути являются объективная информация о негативных тенденциях для общества, реформирование системы образования и признание образования самой приоритетной сферой общественной жизни (Н.Н.Моисеев Гуманизм - заслон против надвигающегося средневековья 11 Здравый смысл1997, е5). 1. 2. Становление новой парадигмы образования Становление новой парадигмы образования связано с признанием базисного значения образования, науки для общества и изменениями функций системы образования в информационном обществе: от подготовки узких специалистов и ориентации на знание к воспитанию новой нравственности, пониманию актуальных проблем общества и опережающей социализации личности по принципу Не знание, а методология. Недостатки нынешней системы высшего образования во всём мире это узкая специализация и потеря целостного взгляда на мир, ориентация на информацию и отсутствие анализа сегодняшних проблем. В устремлённости к узкой специализации проявляется одряхлелость, раздробленность культуры (Налимов 1994: 63-64). Приоритетом должны пользоваться проблемы людей и человеческого общества сегодняшнего дня (Г. Кюнг). Суть реформ в системе высшего образования сводится к принципиальной переориентации приоритетов от дисциплинарности к анс с а ности на основе "сквозной" идеи Человек и его будущее и от подготовки узкого специалиста к формированию образованной, культурной, понимающей свою ответственность за будущее всей земной цивилизации личности. Реализовать новые тенденции можно в системе многоуровневого высшего образования: первые два года - изучается унифицированный блок общеобразовательных дисциплин (естествознание и гуманитарные науки), содержание которых раскрывается в контексте актуальных проблем общества (неполное высшее), следющая ступень - два года общей специализации (бакалавриат), третья ступень - либо год узкой специализации, либо два года магистратура (Моисеев 1996, »евелёва 1997, Аршинов В.И., Буданов В.Г., Суханов А.Д. 1994, Кинелев В.Г., Аршинов В.И., Князева Е.Н. и Курдюмов С.П.,Назаретян А.П., Суханов А.Д. и др. 1994). 1. 3. Естествознание и гуманитарные науки Раздробленность культуры (этика, религия, искусство, философия, наука как одна из форм познания реальности, паранаука, мистический опыт, учения Древнего Востока) и разрыв естественнонаучного и гуманитарного знания в современной науке приводят к фрагментарному видению реальности (Налимов 1993, 1994). "Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях" (О. Тоффлер). Естествознание буквально означает знание естества, природы вне человека: естествознание (физика и космология, химия и биология) - знание о природе неживой и живой материи. Гуманитарные (от слова Ношо-человек) науки исследуют сознание и общество, это науки о сознании и общественном бытии человека. Естественнонаучное и гуманитарное знание традиционно разделялось (рациональное и иррациональное, разные предметы, методы, язык, объективное - мир как явление и субъективное - состояние, в котором человек видит что-то как явление, Мамардашвили 1994)~ что было исторически обусловленно. Но в реалиях интеграции научного знания (междисциплинарная теория прогрессивной эволюции Вселенной и человека, концепции самоорганизации и новый антропоцентризм), понимания условности и вредоносности разделения науки, естественнонаучное и гуманитарное знание синтезируется в одну науку - науку о человеке (Назаретян А.П. Одна наука II Знание-сила. 1988. я 34,Назаретян 1991: 3), основой же подобного синтеза является общенаучная теория пройрессивной эволюции. 1. 4. Логика и архитектоника курса Курс "Концепции современного естествознания" следует понимать как эволюционный, поскольку центральной идеей современного естествознания является идея е сального эво ю о з (эволюция от лат. развёртываться, раскрываться) и философский (обсуждаются философские проблемы происхождения и будущего Вселенной и Интеллекта). Единая модель эволюции Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные естественных и гуманитарных наук и выступает основой трансдисциплинарной единой теории (Назаретян 1991, 1996, Ласло 1997: 80, Моисеев 1998: 62, Янч 1999: 143-157). В рамках такой модели развития Вселенной (Универсальный эволюционизм или Большая история), курс становится не технократическим, а гуманитарным, так как история человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации Вселенной. Основные этапы эволюции Вселенной связываются с разделами современного естествознания: Большой Взрыв и эволюция микро- и мегамиров - физика и космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и гиперциклов - химия, происхождение и эволюция биосферы - биология, антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции и перспективы цивилизации - гуманитарное естествознание. Эмпирические обобщения современной .науки позволяют утверждать, что Вселенная, Универсум претерпевает непрерывные и необратимые изменения. Всё сущее является продуктом процесса самоорганизации элементарных частиц, который начался в результате взрывной неустойчивости 15-20 миллиардов лет назад. После Большого взрыва из огненной точки бесконечной плотности (сингулярность), вещество синтезируется уже в первые милисекунды - образуются микро- (протон, ядра гелия, тяжёлые ядра в недрах звёзд первого поколения) и мега- (газы, звёзды, галактики) миры. Эволюция химических систем (молекулы и химические реакции, макромолекулы и гиперциклы) происходит в Космосе и в условиях ранней Земли. Методами микропалеонтологии обнаружены древнейшие клеточные формы жизни - прокариоты (около 4-х миллиардов лет назад в Австралии). Антропосоциогенез (процесс происхождения человека и общества) начинается более 6 миллионов лет назад. Оформление биологического вида Ното Яар1епз завершается 40-50 тысяч лет назад. 20 тысяч лет назад племенные сообщества Нопю начинают эволюционировать в современные общества - социально- историческая стадия самоорганизации Вселенной (Ласло 1997, Янч 1999). 2. История естествознания 2. 1. Наука: определения и критерии Анализ различных определений термина наука. Инварианты дефиниций науки: интерсубъективная форма деятельности людей -общезначимость научного знания, наука как социальный институт, научные традиции; производство и систематизация знаний о природе, общественном бытии, сознании человека - цель науки; научный метод как средство получения знания - индуктивный или дедуктивный методы (Налимов 1993: 14-21); принципиальная незавершённость науки - устремлённость в будущее, ориентация на изучение объектов актуальных и потенциальных, эволюция научного знания (Степин 1992: 58, 177- 189, Ясперс 1994: 101-102); эзотеричность науки - особая подготовка, другие формы познания - религия, искусство, обыденное познание, паранаука. Критерии научного знания в контексте ненаучных форм знания (религия, искусство, паранаука, обыденное знание): теоретическое доказательство, верификация (проверка), фальсифицируемость или опровержение. Проблемы современной науки - незнание природы человека, локальность описания мироздания, отношения науки с философией и религией, этические проблемы (Налимов 1993: 28-43, 235-238). Роль современной науки в системе духовного и материального производства. 2.2. Развитие науки в эпоху античности и средневековья Проблема возникновения науки: в каменнок~ веке, в Древней Греции, с Роджера Бэкона - "111 в., с работ Коперника-Кеплера-Галилея, в "1" в. (Философия и методология науки 1996: 38- 43). Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта и Вавилона) не создали предпосылок научного способа исследования, хотя в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения задач. Социально-политический фон (деспотии, кастовость), отсутствие доказательства и предписательный характер знания для практики позволяет говорить о преднауке Древнего Востока. Переход к науке в собственном смысле слова был связан с изменениями в культуре античного мира - возникает теоретическая наука, в европейской культуре эпохи Возрождения и Нового времени - становление экспериментального метода. Для перехода к научному способу порождения знания необходим был иной тип цивилизации (демократическая форма правления), появление логического и математического доказательства и объяснительный характер знания (модели мира). Греческие философы оперировали идеальными формами (апейрон, атом), и познавали мир ради познания, а не практики (Философия и методология науки 1996: 4347, Степин, Горохов, Розов 1996: 4248). Античная наука характеризуется умозрительностью и отсутствием эксперимента (вера в совершенные и неизменные сущности, формы, идеи; отношение к миру как к живому организму и Космосу - красоте, гармонии, порядку; презрение к ремеслу и прагматичности знания). Античная наука была целостной (додисциплинарной), описывая мир в единстве, и антиисторичной, понимая мир как стационарный или вечно вращающийся в пределах гармонии целого (Рожанский 1979, Степин 1992: 84-86). Западноевропейская наука в средние века: натурфилософия Аристотеля и неоплатонизм как основа знаний о природе; теоцентрическая картина мира; астролого-медицинские знания и алхимия; догматизм и схоластика (Гайденко, Смирнов 1989). Первые научные эксперименты эпохи схоластики Роджера Бэкона (Реале, Антисери 1994 т. 2: 162-166). 2.3. Принципы классического естествознания Научные революции (изменение картин мира, методов исследования, философских оснований науки) в истории естествознания - становление классического естествознания, переход к дисциплинарно-организованной науке, становление неклассического естествознания, переход к постнеклассической науке (Степин, Горохов, Розов 1996: 291-306). Наука "У1 - "УП в.в.: гелиоцентрическая модель Космоса Н. Коперника, учение о бесконечности миров и отсутствии центров во Вселенной Дж. Бруно, законы движения планет И. Кеплера. Возникновение экспериментальной науки: опыты Г. Галилея, первые нау 1нь1е инструменты (телескоп, маятник), закон инерции и принцип относительности движения, идеализация как метод познания. Математика как язык описания природы. Френсис Бэкон: обоснование индуктивного метода в науке, классификация наук. Правила классической рациональности в познании Р. Декарта; правило "когито" (абсолютность сознания), объективность и протяженность внешних материальных тел, сознание как зеркало, адекватно отражающее материальный мир (Мамардашвили 1994: 6- 12). Гносеологические и онтологические следствия принципа устранения субъекта из концептуального аппарата науки. Внемировой наблюдатель, неспособный влиять на извечный, определённый Богом ход событий, но способный познавать и предугадывать (Моисеев 1998: 25-28). Механическая картина мира И. Ньютона (Реале, Антисери 1996: 140-147): принципы элементаризма (всё состоит из неделимых, твёрдых частиц), редукционизма (свойства любой системы выводимы из свойств элементов системы, Моисеев 1998: 32-35), детерминизма (мир - это часовой механизм, в котором все связано и причинно обусловленно), обратимости законов природы (кем-то запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, неизменяющимся законам, а человек способен познавать эти законы, и, следовательно, познавать абсолютную истину), простоты окружающего мира (Моисеев 1998: 23- 35, Мамардашвили 1994: 3-38). 2.4. Развитие представлений об эволюции Идеи и теории геологии о становлении земной поверхности во времени (Н. Стено, 1669, Г. В. Лейбниц, 1680, Р. Гук, 1757, Д. Геггон, 1785, А. Вернер, 1787). Эволюционная гипотеза Канта (1754)-Лапласа (1796) о становлении Солнечной системы из вихревой туманности. М. В. Ломоносов (1757) о постоянном развитии Земли и всей Вселенной (Фолта, Новы 1987: 115-148). Эволюционные идеи Ж. Л. Бюффона в работах 1749 года - связь животных и растений со средой, изменчивость видов под влиянием среды, борьба за существование, подобие обезьян и человека (Фолта, Новы 1987: 135). Первая целостная концепция биологической эволюции (1809) Ж. Б'. Ламарка (среда заставляет организм приспосабливаться и перестраиваться, приобретённые признаки наследуются, живое самозарождается из неживого). Палеонтологические, сравнительно-анатомические исследования и теория катастроф Ж. Кювье (в прежних геологических эпохах существовали отсутствующие ныне животные виды, отрицание изменчивости видов). Революционное значение теории происхождения видов путём естественного отбора Ч. Дарвина (1859): живые организмы возникли не в результате творения, а являются результатом длительной эволюции от простых форм к сложным; причина эволюции - борьба за существование (конкуренция) и выживание наиболее приспособленных к среде (естественный отбор); доказательства (искусственный отбор, географическое распределение, сходство всего живого, данные археологии и эмбриологии). Причины критики теории Ч. Дарвина - значение случайности, происхождение от обезьян (Реале, Антисери 1997: 230-237). Открытие биогенетического закона Э.Геккелем в 1866 году (онтогенез повторяет филогенез) и периодического закона химических элементов Д.И.Менделеевым в 1871 году: единство линии развития неживой и живой материи (Силин 1997: 142). Философские концепции развития: развитие монад от неживых к живым и мыслящим у Лейбница; саморазвитие Абсолютной Идеи по законам диалектической логики в концепции Г. В. Ф. Гегеля (Реале, Антисери 1996: 275-286, 1997: 67- 70, 95-98). Теории общественного развития: идеи социального прогресса (А. Тюрго, Ж. А. Кондорсе); данные этнографии; экономическая теория К.Маркса (эффективность производства условий существования людей как высший критерий прогресса в обществе, эволюция надстройки - общественных отношений, Реале, Антисери 1997: 127-128). Наука и производство: научно-технический прогресс. 2.5. Термодинамические законы Во второй половине "1" века радикальные изменения произошли в понимании физической картины Вселенной - представление о запретах, налагаемых законами природы и возникновение эволюционных идей в физике. Закон сохранения энергии (первое начало термодинамики): энергия может переходить из одной формы в другую, но она не может возникать из ничего и не может исчезать (Р. Майер, Д. Джоуль), нельзя совершить работу без внешней энергии, невозможно создать вечный двигатель. Второе начало термодинамики или закон возр~стания энтропии: тепло идет только от горячего к холодному, но не наоборот или невозможно совершить работу за счег энергии тел в тепловом равновесии (Л. Карно), запрет позволяет ввести функцию - энтропию (от греч. поворот, превращение) как меру "степеней" хаоса, рассеивания энергии, однообразия, равновесия (Р. Клаузиус 1865). Формулировки второго начала (Моисеев 1998: 29-30, 78-80) - в любой замкнутой системе энтропия может либо оставаться постоянной (если в системе нет диссипации энергии), либо возрастать, или всякая система, не подверженная внешним воздействиям (взаимодействиям), стремится к состоянию максимального хаоса (термодинамического равновесия). Теория тепловой смерти Вселенной (А. Эддингтон, Дж. Джинс). Концепция необратимости и времени (нарушение симметрии прошлое-настоящее). Л. Больцман первый открыл смысл энтропии как меры молекулярного хаоса, связал энтропию с числом комплексов, применил вероятностный подход к трактовке второго начала термодинамики - порядок в Космосе, жизнь и Интеллект это результат маловероятной статистической флуктуации (Пригожин 1985: 30-31, 95- 96, Е.А.Седов Одна формула и весь мир. Книга об энтропии. М., 1982). Возникновение основного естественнонаучного парадокса эволюционной картины мира. 2. 6. Идеалы и нормы неклассического естествознания Дуализм субъекта и объекта, принцип простоты и вечности законов природы как наследие классического рационализма. Формирование специфических картин реальности, дифференциация идеалов и норм исследования: переход к дисциплинарно- организованной, неклассической науке - третья научная революция (конец "1" - середина "" столетия, Степин, Горохов, Розов 1996: 293-297). Революция в математике - неевклидова геометрия (1826г.) Н. И. Лобачевского (Моисеев 1998: 40), теорема К. Геделя (1931) о неполноте любой математической или логической системы (Успенский 1982). Открытия в естествознании "1" в. - клеточная природа живого (Т. »ванн (1839), теория электромагнитных явлений Дж. К. Максвелла (1864), законы наследственности и мутации (Г. Мендель, Г. Де Фриз), закон возрастания эн~ропии Р. Клаузиуса и теория биологической эволюции Ч. Дарвина - возникновение парадокса эволюционной картины мира, открытия радиоактивности (А.Беккерель, 1896) и электрона (Д. Томсон, 1897). Эксперименты Майкельсона- Морли: крах закона сложения скоростей. Теория относительности и квантовая механика - наука о микро-мире (начало "" в.): изменение представления об одновременности, связь материи - энергии - пространства - времени - движения, невозможность разделения субъекта и объекта (проблема наблюдателя, необходимость учета средств наблюдения), крах детерминизма и элементаризма, неопределённость в мире элементарных частиц и вероятностное (неоднозначное, полиморфное, размытое) видение мира (Налимов, Дрогалина 1995: 16-27), принципы соответствия (включённость идей классической науки в более общую систему) и относительности истинности теорий (Моисеев 1998: 41-61). Исследования высшей нервной деятельности (И. П. Павлов) и структуры сознания (3. Фрейд) - проблема иррациональности. 2.7. Структура научного познания Достоинства и недостатки гносеологических концепций: классической (знание как адекватное отражение объекта, Демокрит и Аристотель, Р.Декарт и И.Ньютон); субъектной (знание есть познание абсолютного мира идей или априорных форм сознания, Платон, Кант, Гегель); агностицизма (познание принципиально ограничено, Юм и Кант). Опв~бочность представлений о существовании только двух элементов в познании (субъекта и объекта). Идеи Ф. Энгельса о деятельностной природе познания (реальность тождественна объекту, науки отличаются по предмету) и развитии форм движения матерйи. Деятельностная концепция научного познания в современной философии науки (Степин 1992: 56-57, 187-188): взаимодействие с объектом через призму технических средств (научные приборы, экспериментальные ситуации, компьютер); предметность (исследование конкретной стороны объекта); отражение предмета в идеальных формах (научные понятия, числа) как результат научной деятельности. Синтетический характер данной концепции познания (активность субъекта, зависимость научного знания от технологий, диалектика субъективного и объективного в практике и научном познании). Структура научной деятельности: субъект, средства, объект, предмет, результат. 2. 8. Уровни научного исследования 3 Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического исследования (Степин 1992: 97-112): непосредственное практическое взаимодействие с предметом; наблюдение и эксперимент как главные методы; факчы (некоторые объективные обстоятельства) и правила (эмпирические зависимости) как формы существования эмпирических знаний; ограниченность эмпирического знания (ответ на вопрос как?, но не почему?, без объяснения факт ничего не доказывает). Моделирование гипотез для объяснения фактов и их проверка. Переход от статуса гипотезы к статусу теории (Степин, Горохов, Розов 1996: 214-217). Структура теоретического исследования (там же 193-198, 217-226): опосредованное взаимодействие с объектом; методы (восхождения от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент, идеализация, метод актуализма); понятия, законы и теории как формы существования теоретического знания; объяснительная и предсказательная функции теории. Проблема взаимодействия эмпирического и теоретического в познании. Специфика естественнонаучных методов и методов гуманитарных наук. 2. 9. Проблема научной истины Анализ существующих подходов к решению вопроса об истине в истории философии и науки. Корреспондентская (соответствия) концепция истины: адекватное отражение объекта таким, каким он существует сам по себе, независимо от сознания (Философский энциклопедический словарь 1983: 226). Когерентная (согласования) концепция истины: истинность системы знания означает её внутреннюю согласованность, непротиворечие идеям логики (Современная философия науки 1996: 201). Конвенциализм (соглашение): истина как результат договора в научном сообществе (там же с.19). Концепция приближения к истине: истина как регуляти ный идеал, побуждающий мотив для ученых (В.В.Иалимов, К,Поппер). Прагматизм: мышление истинно, если оно обеспечивает нам "выгодное" согласование опьгга (Современная философия науки 1996: 21). Становление модельной гносеологии: важен не поиск истины, а построение полезных моделей для совершенствования инструментального и нравствеуного интеллекта (А. П. Иазаретян "Истина как категория мифологического мышления (тезисы к дискуссии)" 0 Общественные науки и современность 1995, ю4). Синтез рациональных моментов всех концепций: истина как мера соответствия |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |