|
Сталинизм и цивилизационный подход в ХХ векеразвитие империализма; организаторы Мюнхенского сговора; японская агрессия на Дальнем Востоке; Президент США Г. Трумэн и атомная бомба над Хиросимой – все это представители политических сил и факторы, которые способствовали формированию Сталина как государственного деятеля и сталинизма в той же степени, что и российская отсталость. Пропагандистские привычки – вторая натура, и г-н Малиа предлагает своим российским коллегам «настойчиво подчеркивать» сегодня тот факт, что Маркс требовал отмены частной собственности, прибыли, рынка, «и, разумеется, денег»[cix]. Для широкого охвата реципиентов автор подменяет понятие «личная собственность» «частной». Подобную демагогию разоблачал еще Маркс в «Манифесте…»: «Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых». Под частной собственностью Маркс понимал капитал – средство эксплуатации наемного труда, а не правые штанины либералов, на которые, в духе гипотезы американского пропагандиста, покушаются «левые», чтобы «уравнять» его имущество с отсутствующим своим. Автора не смущают даже прямые заявления Ф.Энгельса в работе «Принципы коммунизма»[cx] (ноябрь 1847 г.), что частную собственность уничтожить сразу невозможно, это длительный процесс «постепенного преобразования нынешнего общества» после революции. Стоит также учесть, что в современном мире, в котором президенты великих держав протежируют интересы «своих» монополий в других странах, крупные банки контролируют состояние не только своих экономик, мелкие и средние фирмы зависят от крупных, США не допускают на свой рынок сельскохозяйственные продукты из стран третьего мира, говорить о «свободном рынке» можно с большими оговорками. Как и о «прибылях» среднего класса. По свидетельству небезызвестного Макса Лернера, «Америка уже не столько страна предпринимательских доходов и рабочих ставок, сколько страна твердых окладов»[cxi]. «Крысиные бега» за овладение более крупным окладом наполняют жизнь служащих корпораций из числа среднего класса острыми ощущениями. Творчество г-на Малиа ярко демонстрируют политическую направленность либеральной цивилизациологии. Для подобной парадигмы, утверждает А.Семенов, характерна редукция различных периодов советской истории к «идеал- типическому периоду «высокого тоталитаризма», многообразного советского опыта к идеологемам коммунизма[cxii]. Субъективизм г-на Малиа мешает корректно интерпретировать и выгодные для него факты. Например, причины Августовской революции 1991 года в России. Ирония состоит в том, что, не имея методологических ресурсов, г-н Малиа вынужден использовать марксистские понятия. «Таким образом, Августовская антисоветская революция являла собой взрыв, а не прорыв, - размышляет профессор. - И силой, пришедшей на смену коммунистическому режиму, стало относительно неструктурированное «гражданское общество», состоящее из бывших диссидентов, идеологов-демократов и моральных лидеров. Если воспользоваться здесь марксистской терминологией, то они представляли собой надстройку без «базиса»: у них не было ни материальной власти, ни собственности, ибо все это до последнего времени находилось под контролем старой номенклатуры»[cxiii]. С господином Малиа не о чем спорить: у него нет элементарных сведений о событиях конца 80-начала 90-х годов в России. Просто сообщим профессору, что к концу правления М.С. Горбачева в стране уже возникла буржуазия, фактически существовала частная собственность, функционировала товарно- сырьевая биржа, государственные предприятия вышли из-под контроля планирующих и управляющих органов. Десятки миллионов людей, руководствуясь своими потребностями и интересами, не желали «жить по-старому», а «верхи» не могли по-старому управлять. Требования оппозиции выражали возникшие в противовес КПСС либеральные и иные партии, а также Съезд депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР, его председатель, а затем Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, российское правительство, объявившие о суверенитете России. «Старая номенклатура» была расколота, занималась разделом государственной собственности и не собиралась защищать падающую власть. Как и многие военные, хлебнувшие горя в «горячих точках». Короче говоря, речь идет о сложившихся социально-экономических, политических, духовных предпосылках революции, общенациональном революционном кризисе. Интеллигенция, студенты, рабочие были деятелями, как и их предки в период Февральской и Октябрьской революций 1917 года, которые осмысливали события в формах, предопределенных их бытием. Революция – движение масс, во взаимодействии с которыми раскрыли свой потенциал морально-политические лидеры. Производительные силы России разрушили старые производственные отношения, государственный капитализм, проложили путь к более совершенному капитализму, в котором развивается возлюбленная Малиа частная собственность, формируется буржуазное правовое государство и гражданское общество. Теория Маркса является ключом к объяснению этих противоречивых процессов. Вот почему г-н Малиа не может объективно посмотреть даже на «буржуазный» Август 1991 года. Немедленно возникнет вопрос о действительных предпосылках и причинах революций в 1917 году. О причинах других революций, включая две американские. О реальном содержании капитализма в прошлом и настоящем, о его будущем. В результате вся концепция профессора из Беркли предстанет тем, чем и является – мыльным пузырем. Одобряя программирование экономического развития, посмеиваясь над ультралибералами, г-н Малиа заколачивает свой гвоздь в гроб капитализма образца XIX – начала ХХ века, коммунистическим (потом грубокоммунистическим - сталинистским) антитезисом на ужасы которого был «советизм». Онтогенез деспотического коммунизма в ХХ веке был изоморфен филогенезу раннего капитализма с его первоначальным накоплением, «работными домами», подавлением личности трудящегося человека. Он ужаснул обожателей абстрактной либеральной идеи, и они не признали в сталинизме своего единоутробного братика. Тем временем СССР совершил рывок в развитии производительных и интеллектуальных сил народов, населявших страну. Советский Союз сыграл и антибуржуазную роль: став конкурентом, он способствовал продвижению капитализма и мира в целом по пути гуманизации. Во второй половине 50-х годов началась растянувшаяся на 30 лет эволюция мелкобуржуазного коммунизма, накопление предпосылок для скачка в новую фазу капитализма в России. Крах мелкобуржуазного коммунизма не означает преодоление коммунизма как идейного течения и политической практики. Капитализм – конфликтный строй, а потому разновидность коммунизма, соответствующая его новому этапу, неизбежна. Тем временем г-н Малиа в духе цивилизациологии уверяет нас в полной и окончательной победе либерализма над всеми другими течениями общественной мысли[cxiv]. Утверждает, что современные противоречия носят не классовый, а только расовый, половой, сексуальный, экологический характер. Полагает, что современное американское общество при всем его несовершенстве совершенно, а Новый курс Рузвельта есть идеал для несовершенного мира[cxv]. Не понимает, что для реформирования «всего мира» при его разнообразии и сложности понадобятся качественно иные решения. Все это напоминает мечты о мелкобуржуазном Dogville[cxvi], у жителей которого либеральным демиургом оставлено добродушие, но вырезано стремление эксплуатировать слабого и скотство. Героиня фильма во имя иллюзии о прекрасных догвильцах, превративших ее в общинную рабыню и наложницу, упорно оправдывает их убожество: иначе для чего жить? Ее мифологическое сознание, сформированное папой-гангстером, олицетворением Большого Брата, оказывается податливым на манипулирование. Расправа с Догвиллем в ответ на «предательство» выглядит неосмысленным поступком, «очищением» мира от неудачного местного варианта либеральной мечты. Режиссер европейский, материал американский, дух сталинский. Что делать с мировым «Догвиллем»? Творчество «партийного» пропагандиста Малиа, для которого что Ленин, что Пол Пот – все едино[cxvii], само по себе представляет интересный объект для исследования. Представляется, методологию подобного рода деятелей хорошо охарактеризовал В. Днепров. «Субъективизм – это фальшивое важничанье субъекта, а не его действительная важность, – заявил советский критик и культуролог. – Он объявляет субъект последним основанием нравственности и тем самым лишает ее действительного основания. Он перерезает нравственные корни, прорастающие в структуру личности из глубины социально-классовых интересов и идеалов, и имеет дело с нравственностью, лишенной ее действительных корней…. То, что отложилось в субъекте в результате длительного общественного развития, субъективизм наивно и некритически принимает за изначальный факт. И такого рода субъективизм представляет собою не только характерное явление западной философии, а также и характерное, распространенное явление современного западного искусства»[cxviii]. Свободное воспроизводство подобного субъективизма материально обеспечено правящими кругами западных стран: либеральным профессорам, отрицающим материализм, они создали комфортабельные условия для застойного образа жизни и мысли. Совсем недавно подобное имели и советские профессора, формально утверждавшие материализм. Вступление России в новую фазу капиталистического развития высветило всю меру их интеллектуальной несамостоятельности, их конъюнктурщину. В работах вузовских преподавателей цивилизационный подход занял место установок ЦК КПСС. В начале 90-х годов, когда у историков появилась возможность действительно свободно творить с использованием архивных документов, бывшие историки КПСС[cxix] под чутким вниманием государственных органов стремительно освоили очередное единственно верное учение[cxx], довели его до понятного им уровня исторической попсы. «Принципиальный анализ», проведенный авторами пособия для студентов Московского педагогического университета (МПУ; МОПИ) под руководством профессора М.В. Рубана, привел их к «принципиальному представлению всей истории современных цивилизаций»[cxxi]. Со времен Геродота подобное не удавалось сделать всему сообществу историков. Особенностью российской цивилизации, а для цивилизационного подхода характерен поиск «сверхидеи», лежащей в основании «цивилизации»[cxxii], труженики науки признали в том числе «русскую идею»: «В основе этой идеи многие века была триада: собирание русских земель, православная вера и русская соборность, общинность…Единая русская идея, несомненно, имеет принципиальное значение и для современной России»[cxxiii]. К сожалению, авторы пособия не показали методологических возможностей обретенного ими духовного сокровища. Не смогли в духе «русской идеи» и некритически усвоенной цивилизациологии А. Тойнби[cxxiv] продемонстрировать игру своих общинных интеллектуальных сил при анализе новых архивных и иных документов, похоронить «беспринципное» формационное прошлое. Для них характерен позитивистский уход от прямых ответов на поставленные вопросы. «Трудно отдать предпочтение любой из названных причин», – пишет один из бывших «материалистов» о причинах распада СССР[cxxv]. Творчество вузовских преподавателей иллюстрирует верность важнейшего постулата философской основы формационной теории: «общественное бытие определяет их сознание…С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»; «мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями»[cxxvi]. Цивилизационный подход проявил свои худшие свойства и в школьном историческом образовании России 90-х годов. Его активно внедряли в учебники. И. Смирнов осветил вопрос в статье с характерным заголовком «Наука в сослагательном наклонении» [cxxvii]. Насаждение российскими чиновниками цивилизационного подхода закономерно повлекло за собой абсолютизацию экзаменационного теста в гуманитарных науках: осмысленный подход к историческим фактам ведет к формированию самостоятельности у учащихся и учителей, а потому вызывает подозрение у идеологической бюрократии. Опытные учителя предупреждают, что подобная практика ведет к натаскиванию учащихся, зубрежке и антиинтеллектуализму, стандартизации мышления, перегрузке[cxxviii]. Речь идет о новой форме худшего, что было в советской и западной[cxxix] школах: о процентомании, формализме, очковтирательстве, подавлении оригинального мышления школьника. В советское время для доказательства догматических идей в старших классах учителю надо было еще постараться. В начале 90-х началось преодоление догматики, но внедрение тестирования ликвидирует даже имитацию интеллектуальной деятельности, воспроизведет авторитарную школьную практику, будет способствовать формированию личностей определенного сорта. «Все их обучение, - констатировал в свое время Л.Сальваторелли, - сводится к массе общих, абстрактных сведений, предназначенных для механического запоминания без какого бы то ни было критического осмысления и без всякой связи с историческим процессом и повседневной действительностью. Поэтому у мелкой буржуазии, воспитанной в таком духе, наблюдается тенденция к догматизму, к легковерию в…(авторитеты), стремление заменить живое дело и глубокую мысль одними словами да позой, слепая вера в раз и навсегда установленные и неоспоримые истины»[cxxx]. Чиновники не объясняют, как указанные явления совпадают с провозглашенным в Законе об образовании курсом на формирование «личности», на гуманитаризацию и гуманизацию образования. Они не комментируют заявления социологов и педагогов о преобладании антидемократической, элитарной, бюрократической тенденции в отрасли[cxxxi], об «аттестационной инквизиции, разбухшей до размеров целой бюрократической науки», по которой «уже докторские диссертации защищают». Над отраслью витает призрак города Глупова[cxxxii]. Мосластая кляча российской демократии прошкандыбала мимо образования. Школьное историческое и литературоведческое образование России в наибольшей степени пострадало от навязывания примитивных либеральных концепций. * «Цивилизационный подход» не является чем-то новым в духовной жизни России и человечества. Вне зависимости от формы, будь то представление о совокупности отдельных цивилизаций или о цивилизующей весь мир державе, основанной на непоколебимой системе ценностей, его философской основой является идеализм и вульгарный материализм, политической – консервативные формы либерализма, сталинизм – мелкобуржуазный коммунизм индустриального времени. «Подход» отрицает принципы системности и историзма. В ХХ веке цивилизационный подход и его производная, обозначающая «цивилизацию» врага, – концепция «тоталитаризма», были и остаются инструментом реакционных идеологов, которые «разделяют», чтобы их заказчики «властвовали». Российские сторонники цивилизациологии не заметили, что произошла смена формы, но не методологии сталинизма и неосталинизма. Западные и российские формы цивилизационного подхода, пришедшие им на смену, оказались столь же примитивными и пустыми, но понятными и желанными. Распространение «подхода» напрямую связано с развитием производственных отношений в СССР/России: эксплуатация человека государством дополнилась эксплуатацией человека человеком. В силу этого консерватизм и агностицизм, порой и обскурантизм[cxxxiii], являются атрибутами цивилизациологии. В отличие от цивилизационного подхода формационная теория имеет значительные потенциальные возможности для объяснения материальных и духовных явлений. Изучение реального исторического процесса, в том числе захватившего нас, россиян, подтверждает и будет подтверждать его закономерность, многовариантность общего хода развития человечества, выявлять роль универсальных тенденций[cxxxiv] и существенную взаимосвязь общества и личности. Материалистическая диалектика позволяет рассматривать ход исторического процесса и в периоды почти незаметных изменений в различных сферах общественной жизни, и на этапах революционных скачков, подготовленных длительной эволюцией. Если первые представители цивилизациологии считают своей епархией, то вторые стараются не замечать. Вместе с тем имеет смысл заметить, что моменты идеологической реакционности, трудности консервативного варианта пути прогресса не должны закрывать от нас сам по себе прогресс России. Формационный метод позволяет подходить к вопросам без иллюзий о прошлом, с учетом «от чего к чему» идет развитие, всех факторов, которые воздействуют на процесс, а в качестве критерия оценки обязывает брать лучшие достижения человечества[cxxxv]. Имеет смысл вспомнить высказывание о том, что Россия в начале ХХ века страдала не столько от капитализма, сколько от недостатка развития капитализма[cxxxvi]. Это сказал человек, у которого не было заблуждений о характере буржуазного строя. На новом витке развития мы имеем похожую ситуацию. Трезвый взгляд на ход вещей и идей позволит избежать двух крайностей: воплей консерваторов о «конце России» и панегириков членов очередного партийного «колхоза» об уже начавшемся ее процветании. Примечания ----------------------- [i] Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984; Он же. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР. 1991. № 5; Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993; ХХ. Методологические проблемы исторического познания. В 2-х частях. Часть 1. М., 2001; Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., 2002; Карл Маркс и современная философия. М., 1999; Крылов В.В. Общество и личность // Крылов В.В. Теория формаций. М., 1997; Маркс К. Капитал; Он же. К критике политической экономии. Предисловие; Цивилизации. Вып. 4. М., 1997; Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. № 6; Россия и мировая цивилизация. М., 2000; Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Плетников Ю.К. Теория должна соответствовать истории // Вопросы истории. 1994. № 6; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999; Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. М., 1998; Социальная психология классов. Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М., 1985; Современные теории цивилизаций. М., 1995; Тоталитаризм в Европе ХХ века. М., 1996; Тоффлер О. Метаморфозы власти. М., 2001; Тойнби А. Постижение истории. М., 1996; Тош Джон. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С. 170-181, 196-212. [ii] Интересное наблюдение М. Кагана, с которым автор реферата полностью согласен: «Мне приходилось повседневно сталкиваться с малокультурными и примитивно мыслившими начетчиками от марксизма…(нужно ли удивляться, что сегодня многие из них просто сменили Маркса на Соловьева и Ленина на Бердяева, интернационализм на шовинизм, воинствующий атеизм на идолопоклонство, сохранив в неприкосновенности сам стиль такого, с позволения сказать, «мышления»?) // Каган Моисей. О времени и о себе. СПб., 1998. С. 140-141. Выражаю признательность рецензенту реферата Демиденко С.В. [iii] Фукуяма Ф. Конец истории? // www. russ. ru. [iv] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 588. [v] В данном случае термин «метафизика» обозначает односторонность в мышлении, отрицание диалектики. [vi] Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954. М., 1999. С. 157. Электронный вариант книги можно заказать, например, в Исторической библиотеке по адресу: www.shpl.ru. - доставка документов. [vii] Об определении термина «сталинизм» читайте ниже, а также: Фатеев А.В. Сталинизм – мелкобуржуазный коммунизм новейшего времени // Проблемы конституционного развития России на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (18-19 марта 1993 г.). Рязань. 1994. [viii] Даниленко В.П. Глобалистская картина мира // www. russ. ru. [ix] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 5. [x] Хантингтон С. Революционный путь модернизации // Цивилизации. Вып. 4. М., 1997. С. 34. [xi] Тоффлер О. Метаморфозы власти. М., 2001. С. 498. [xii] Тоффлер О. Указ. соч. С. 497. [xiii] Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М., 2002. С. 164- 167, 147, 52-59, 365, 375, 381; Он же. Россия – Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М., 1996. С. 192; Даниленко В.П. Глобалистская картина мира // www. russ. ru. [xiv] Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней... С. 237- 238. [xv] О системном методе, структурализме и структурно-функциональном методе: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.,1973; Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. С. 46, 47. [xvi] Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С.282, 283; а также: Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999. С. 224. [xvii] Гуревич А.Я. Указ. соч. С.282. [xviii] Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М., 1992. С.241. [xix] Гуревич А. Я. Подводя итоги…// ХХ. Методологические проблемы исторического познания. В 2-х частях. Часть 1. М., 2001. С. 55. [xx] См., например: Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 1. С. 159; Т. 29. С. 194. [xxi] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 8. [xxii] Тош Джон. Указ. соч. С. 205. [xxiii] Следзевский И.В. Эвристические возможности и пределы цивилизационного подхода // Цивилизации. Вып. 4. М., 1997. С. 19. [xxiv] Ерасов Б.С. Цивилизации... С. 62. [xxv] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8, 9. [xxvi] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 3. [xxvii] См.: Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996. С. 287; а также: Семенов Ю.И. Указ. соч. С. 188. [xxviii] Ерасов Б.С. Цивилизации…С. 113; а также: С. 50, 52, другие. [xxix] Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. 2. М., 1992. С. 211, 216-218; Фукуяма Ф. Конец истории? [xxx] Поппер Карл. Указ. соч. Т. 2. С. 211, 216-218. [xxxi] «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». «…махисты – субъективисты и агностики, ибо они недостаточно доверяют показаниям наших органов чувств, непоследовательно проводят сенсуализм. Они не признают объективной, независимой от человека реальности, как источника наших ощущений. Они не видят в ощущениях верного снимка с этой объективной реальности, приходя в прямое противоречие с естествознанием и открывая дверь для фидеизма (поповщина, религиозность – А.Ф.). Напротив, для материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны». Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 18. С. 130, 131. [xxxii] Крылов В.В. Общество и личность // Указ. соч. С. 82. [xxxiii] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 268, 295, 467, 468. [xxxiv] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. С. 291; Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. С. 222. [xxxv] Постмодернистская чувствительность – отрицание идеи целостности, иерархической структурности, центрированности. «Мир превратился в хаос» (Делез и Гваттари). «Мир смысла имеет проблематический статус» (Делез). Социальная реальность – «дезорганизованный капитализм» (С. Лаш). «Нить традиции оборвана…Что утрачено, так это непрерывность прошлого» (Х. Арендт) // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. М., 2002. С. 600, 601; Ильин И. Указ. соч. [xxxvi] См., например: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР. 1990. № 6. С. 177-179. [xxxvii] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма… // Там же. С. 179-180, 185. [xxxviii] См., например: Култыгин В.П. Теодор Адорно и его концепция авторитарной личности // Адорно Теодор и др. Исследование авторитарной личности. М., 2001. С. 8. [xxxix] См.: Игрицкий Ю.И. Концепция тоталитаризма… // Там же. С. 185, 186. [xl] См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. [xli] РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 476. Л. 169, 174, 177; Д. 503. Л. 39-48; Правда. 1947. 11 августа, 22 октября, 9 декабря; XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). 10-21 марта 1939 г. Стенографический отчет. М., 1939. С. 26. [xlii] Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 4. [xliii] Ленин В.И. Великий почин // Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 13, 17, 24; о крахе СССР: Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6. С. 100, 105. [xliv] Утопический социализм. М., 1982; Утопический социализм в России. М., 1985; Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42; Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Там же. Т. 4; Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 2. С. 216, 532, 539; Т. 3. С. 540. [xlv] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 2. С. 532. [xlvi] Там же. С. 539. [xlvii] Там же. Т. 2. С. 216. [xlviii] Социальная психология классов. Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. М., 1985. С. 241. [xlix] «В бреду и хмельном азарте/отдаться лихой игре/стоять за Родзянку в марте,/за большевиков в октябре» // М.Волошин. «Красногвардеец» (1917 год). Итальянский вариант мелкобуржуазного интеллигента дал Л.Сальваторелли: «Сущность мировоззрения мелкой буржуазии, получившей гуманитарное воспитание, исчерпывается одним-единственным словом – риторика… Она, эта общая культура, заключается в весьма поверхностных историко-литературных познаниях… Поэтому у мелкой буржуазии, воспитанной в таком духе, наблюдается тенденция к догматизму, к легковерию в…(авторитеты), стремление заменить живое дело и глубокую мысль одними словами да позой, слепая вера в раз и навсегда установленные и неоспоримые истины». В итоге мелкий буржуа «выдумывает некий фантастический абстрактный идеальный мир и игнорирует действительные ценности современного мира;…экономической реальности производящих и борющихся классов он противопоставляет миф об абстрактной и трансцендентной нации, думая таким путем утвердить – вопреки ненавистным ему производительным классам – свое нравственное превосходство. Исходя из своего аполитичного морализма, он считает преступниками, предателями и врагами отечества всех тех, кто не признает этого самого отечества в той безжизненной и бесформенной кукле, какую он прижимает к груди» // Цит. по: Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. С. 177. [l] Исторический опыт и перестройка. М., 1989. С.25-26. [li] Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114-116. [lii] Бордюгов Г.А., Козлов В.А. «Военный коммунизм»: ошибка или «проба почвы»? // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М., 1991. [liii] Вопросы истории КПСС. 1990. № 2. С. 25. [liv] Деникин А.И. Поход на Москву. «Очерки русской смуты». М., 1989. С.62, 63. [lv] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 45. С. 60-61, 376-377, 390-391, 404- 405. [lvi] Суханов Н.Н. Записки о революции. В 3-х томах. Том 2. М., 1991. С. 22. [lvii] Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938. М., 1988. С. 265; Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 года в Петрограде. М., 1989. С. 234; Карр Э. Книга 1. Большевистская революция 1917-1923. Том 1, 2. М., 1990. С. 96, 97. Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 403. [lviii] Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991. С. 67, 68. [lix] Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг. М., 1989. С. 240. [lx] Клямкин И.М. Марксизм и сталинизм // Драма обновления. М., 1990. С. 286, 287. [lxi] См.: Жуков Юрий. Иной Сталин. М., 2003. С. 476, 477. [lxii] Адорно Теодор и др. Исследование авторитарной личности. М., 2001. С. 181, 238, 240. [lxiii] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 114, 115. [lxiv] См. подобное: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 184. [lxv] См.: Хлевнюк О.В. Советская экономическая политика на рубеже 1940- 1950-х годов и «дело госплана» // Отечественная история. 2001. № 3. С. 82, 87, 88. [lxvi] Фатеев А.В. Образ врага…С. 182-186. [lxvii] Сравните: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 237. Л. 116; Литературная газета. 1949. 23, 26 февраля, 2 марта; и “Вехи. Интеллигенция в России”. М., Молодая гвардия. 1991, с. 23, 74, 76—79, 188; См.: Фатеев А.В. Образ врага…С. 159. [lxviii] Симонов К. Глазами человека моего поколения. М., 1988. С.133. [lxix] Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957. Документы. М., 2001. С. 572; подобное на С. 557, 558. [lxx] Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление. М., 1987. С. 53. [lxxi] См.: Август – 91. М., 1991. С. 257, 260, 270, 271. [lxxii] Барг М.А. Цивилизационный подход к истории. Дань конъюнктуре или требование науки? // Коммунист. 1991. № 3; Он же. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // Указ соч. [lxxiii] Барг М.А. Категории и методы исторической науки. С. 63. [lxxiv] Коммунист. 1991. № 3. С. 35. [lxxv] История СССР. 1991. № 5. С. 72. [lxxvi] Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 1. [lxxvii] Коммунист. 1991. № 3. С. 34. [lxxviii] Ахиезер А.С. «Россия: критика исторического опыта». М., 1991; Новосибирск. 1997. [lxxix] Ахиезер А.С. «Россия: критика исторического опыта». Т. 1. Новосибирск. 1997. С. 51, 52, 55, 66,163, 170, 281-286, 789. [lxxx] Он же. Указ. соч. С. 289, 288, 282. [lxxxi] Он же. Указ. соч. С. 286, 287. [lxxxii] Он же. Указ. соч. С. 285, 286, 333. [lxxxiii] Он же. Указ. соч. С. 290. [lxxxiv] Он же. Указ. соч. С. 297, 298. [lxxxv] Он же. Указ. соч. С. 392, 406. [lxxxvi] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 35. С. 27. [lxxxvii] Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 494. [lxxxviii] Он же. Указ. соч. С. 630, 631. [lxxxix] Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М., 1951. С. 41; Ахиезер А.С. Указ. соч. С. 495. [xc] См. например: Дедков Н.И. «Как я документально установил» или «Смею утверждать». О книге Д.А.Волкогонова «Ленин». // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996; Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999. С. 218; Бордюгов Г.А., Козлов В.А. Послушная история, или новый публицистический рай. Грустные заметки. // Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. М., 1992. [xci] Волкогонов Дмитрий. Ленин. Политический портрет. В двух книгах. Книга 1. М., 1994. С. 62. [xcii] Волкогонов Дмитрий. Там же. С. 13, 51, 52, 72, 85, 127, 140, 141, 148, 173, 180, 199, 224, 274, 294, 308, 388. [xciii] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 36. С. 189. [xciv] «Вот в одной из работ и основателя Советского государства – Владимира Ильича Ленина – есть такая фраза: «Русский человек – плохой работник». Конечно же, я не согласен с такой формулировкой. По политическим соображениям, так или иначе, люди возвращаются к этой проблематике, но нужно прямо сказать, что в российской экономике всегда были определенные ограничения, связанные с ограничениям свободы. Это было и во времена царизма, это было и во времена плановой экономики….» // Стенограмма прямого теле- и радиоэфира («Прямая линия» с Президентом России). 18 декабря 2003. www.kremlin.ru. [xcv] Включение в методические сборники подобных казусов с начальниками поможет учителям формировать демократическое мышление учащихся, в частности, право на обоснованную, культурную критику любых должностных лиц. Это лежит в русле либеральной европейской мысли, рекомендаций Совета Европы о необходимости развивать у учащихся «умение замечать ошибки и проявления предвзятости в суждениях и не поддаваться воздействию тенденциозной информации» // Преподавание истории в школе. 1995. № 7. С. 40. [xcvi] Волкогонов Дмитрий. Там же. С. 41. [xcvii] См., например: Фатеев А.В. Образ врага... С. 106-113, 158-159, 184- 185. [xcviii] Волкогонов Дмитрий. Указ. соч. С. 23. [xcix] Селдес Д. Говорят факты // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 245. [c] Малиа Мартин. Советская трагедия. История социализма в России. 1917- 1991. М., 2002. [ci] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 510. [cii] Малиа М. Размышления о «Манифесте коммунистической партии» // Россия и мировая цивилизация. М., 2000. С. 504, 507. [ciii] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 512. [civ] См., например: Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т.38. С. 62, 63. [cv] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 100. [cvi] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 99. [cvii] ХVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б). С. 26. [cviii] Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М., 1951. С. 39. [cix] Малиа М. Размышления о «Манифесте коммунистической партии» // Указ. соч. С. 512. [cx] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 332. [cxi] Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке. Том 1. М., 1992. С. 603. [cxii] Семенов Александр. Чем был Советский Союз и что означает его распад. Дискуссии западных историков // www.nlo.magazine.ru. [cxiii] Малиа Мартин. Советская трагедия. С. 513-514. [cxiv] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 504, 533, 534. [cxv] Малиа Мартин. Указ. соч. С. 528. [cxvi] Кинофильм «Dogville». 2003. Режиссер Ларс фон Триер. [cxvii] Малиа М. Размышления о «Манифесте коммунистической партии» // Указ. соч. С. 524. [cxviii] Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970. С. 6,7. [cxix] См., например: Рубан М.В. В.И. Ленин о бдительности и боевой готовности. М., 1984; ХХУII съезд партии о возрастании руководящей роли КПСС и перестройке партийной работы: методические материалы в помощь лектору. Ответственный редактор Рубан М.В. М., 1986; Московская партийная организация во главе совершенствования народного образования, проведения школьной реформы. Ответственный редактор М.В. Рубан. М., 1989. [cxx] Рубан М.В. Введение // История России и мировые цивилизации. М., 1997. С.3. [cxxi] История России и мировые цивилизации. С. 2. [cxxii] См.: Ерасов Б.С. Указ. соч. С. 95, 100, 436, 437. [cxxiii] Рубан М.В. Заключение // История России и мировые цивилизации. С. 321. [cxxiv] О критике Тойнби: Хачатурян В.М. Проблема цивилизации в «Исследовании истории» А. Тойнби в оценке западной историографии // Новая и новейшая история. 1991. № 1. [cxxv] История России и мировые цивилизации. С. 312. [cxxvi] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. I, 4; III, 1. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. [cxxvii] Смирнов И. Наука в сослагательном наклонении // www. russ. ru; См. также: Тарасов Александр. Молодежь как объект классового эксперимента. Статья вторая. “Обновление гуманитарного образования”: молодым “промывают мозги” и навязывают новую идеологию // www.saint-juste.narod.ru. [cxxviii] Плоткин Григорий, Заслуженный учитель России. «Натаскивание» неизбежно // Учительская газета. 2003. 9 сентября. С. 10; Там же. 2003. 9 декабря. С. 10. [cxxix] О восприятии западного опыта преподавания современными российскими учителями и учениками, о результатах бездумного использования тестов смотрите: «Передайте государю-императору, что в Британии ружья кирпичом не чистят…». Московский взгляд на британскую частную школу // Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 2. С. 58. «Марина Михайловна. Действительно, если мы, в первую очередь, требуем, чтобы ребята сами думали и высказывали свое мнение, у них большей частью учитель дает определенное толкование. Женя. Их преподаватели так радуются, когда кто-то высказывает собственную мысль!». [cxxx] Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М., 1985. С. 177. [cxxxi]См.: Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М., 2000. С. 458-477. [cxxxii] Фирсов В.В., профессор МИПКРО, директор НПЦ «Образование для всех». Стандарт – не дубина, а щит // Учительская газета. 2002. 17 сентября. С. 3. [cxxxiii] Образец подобного. «Но переходим теперь к самому главному – к национальности В.И. Ленина», - пишет В. Солоухин // Солоухин В. При свете дня. М., 1992. С. 28. См. также: С. 30-31; 49-50. [cxxxiv] Каган Моисей. О времени и о себе. СПб ., 1998. С. 153. [cxxxv] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 42. С. 290; Т. 29. С. 202, 203. [cxxxvi] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 11. С. 37. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |