|
Советская Армения в период Социалистического строительства| |был единственным вузом республики, в его стенах велась не | | |только учебная, но и научная работа. В начале 30-х -пг .на | | |базе факультетов университета в Ереване были созданы | | |сельскохозяйственный, медицинский, политехнический, | | |педагогический институты; ранее были открыты зооветеринарный| | |институт и консерватория. | Таким образом, была создана разветвленная сеть вузов, готовящих высококвалифицированные кадры специалистов для народного хозяйства. В этот же период сложилась система среднего специального образования. В Ереване, Ленинакане, Кировакане, Эчмиадзине и других городах были созданы техникумы различного профиля, которые готовили специалистов для всех отраслей народного хозяйства. В 1940—1941 учебном году в республике имелось 9 вузов с 11120 студентами и 62 техникума, в которых обучалось около 9 тысяч студентов За первое двадцатилетие Советской власти вузы Армении окончили 7250 человек, а техникумы—13300. Армянская молодежь, воспитанная за годы Советской власти, становилась ядром армянской народной интеллигенции. По данным переписи 1939 г., на каждую тысячу человек населения Армении приходилось 6 человек с высшим образованием и 81 человек с незаконченным высшим образованием. По этим показателям Советская Армения занимала одно из первых мест в Союзе. |[pic] |С вузами республики, в частности с Ереванским | | |университетом, связано развитие науки в Армении. Именно | |Рачья |на-кафедрах университета велась научная работа, направление | |Ачарян |которой было обусловлено потребностями развития народного | | |хозяйства страны. Одновременно создавались первые | | |научно-исследовательские учреждения республики В 1921 | | |г в Эчмиадзине был основан научный институт, | | |преобразованный-в 1925 г. в Институт науки и. искусства | | |Армении. Это было-научное учреждение академического типа. | | |В институт входили действительные члены и | | |члены-корреспонденты избираемые сроком на три года. | В утвержденный правительством первый состав действительных членов Института науки и искусства входили видные ученые и деятели искусства: хи-мики Левой Ротинян, Папа Ка. лантарян и Акоп Иоаннисян; медики Амбарцум Кечек, Ваан Арцруни; историки Акоп Манандян, Лео, Ашот Иоаннисян, этнограф ЕрВ'анд Лалаян, археолог Ашхарабек Калан-тар; лингвисты Рачья Ачарян, Григор Капанцян и другие; литературоведы Манук Абегян, Арсен Тертерян, Цолак Ханзадян, Гайк Гюликевхян и другие; писатели Егише Чаренц и Дереник Демирчян; художник Мартирос Сарьян, композиторы Александр Спендиарян и Романос Меликян; театральные деятели Аршак Бурджалян, Левой Калантар и другие. На Институт науки и искусства была возложена работа по развитию в республике естественных, технических и гуманитарных наук. Преобладающим в деятельности Института, который просуществовал до 1930 г., являлась разработка вопросов общественных наук, что объясняется наличием высококвалифицированных кадров ученых и сложившихся определенных традиций в этой области. Но уже к концу 20-х гг. было обращено особое внимание на науки, проблематика которых была непосредственно связана с нуждами развивавшегося народного хозяйства республики. Создается экспериментальная база—вначале при лабораториях вузов, а затем в самостоятельных научно- исследовательских учреждениях. Значительный вес приобрели исследования в области химии, приведшие к созданию школы армянских химиков, возглавляемой Степаном Гамбаряном и Левоном Ротиняном. Начавшееся развитие энергетики Армении стимулировало исследования в области гидротехники, связанные с именем крупнейшего армянского инженера-энергетика Иосифа Тер-Аствацатряна. Расширились работы в области прикладной геологии, которыми руководил О. Карапетян и Т. Джрбашян. |[pic] |Один за другим стали создаваться научно-исследовательские | | |учреждения различного профиля—Институт сельского хозяйства, | |Манук |Институт защиты растений, Институт геологии, Институт | |Абегян |сооружений и др. К началу 30-х гг. в республике уже имелось | | |около 40 научных учреждений.Развитие научной мысли | | |Армении превосходило поя не посредственным влиянием | | |достижений всей советской и частности русской науки. В | | |организации научной работы Армении принимали участи | | |многие крупные ученые Советского Союза—академики Н. Марр, | | |И. Орбели, Ф. Левинсона Лессинг, Н. Вавилов и другие. | | |В научных центрах Москвь Ленинграда и других городов | | |Союза проходили подготовку молодые специалисты из | | |Армении. | Важным событием в научной жизни Армении явилась организация в феврале 1935 г. Армянского филиала Академии Наук СССР, который стал объединяющим центром научных сил республики. В состащ филиала была включена большая часть научно-исследовательских учреждений. В течение 30- х годов Армянский филиал АН СССР превратился в один из ведущих центров науки страны. В 1938 г. председателем Армянского филиал АН СССР стал крупнейший советский востоковед академии Иосиф Орбели. Росли научные кадры, расширялся фронт исследований в различных отраслях науки. Победа Советской власти в Армении создала благоприятные условия для подлинного расцвета литературы и искусства армянского народа. Важнейшими факторами развития литературы и искусства стали демократические и реалистические традиции классики, общий рост культурного уровни народа, крепнущие связи с культурой других народов СССР Армянская советская литература формировалась прежде всего из дореволюционного пролетарского литературного течения. Первыми у колыбели армянской литературы социалистического реализма стали поэт Акоп Акопян, прозаик Мовсес Аразй, поэтесса Шушаник Кургинян, большая группа литературоведов-марксистоз — Александр Мясникян, Асканаа Мравян, Погос Макинцян и другие,—те кто видел в победе социалистической революции торжество великого дела, которому они посвятили свою жизнь и творчество. В создание армянской советской литературы свой неоценимый вклад внесли также те писатели, которые активно участвовали в борьбе за победу Советской власти—Ваан Терян, один из самых тонких лириков армянской поэзии, Егише Чаренд—пламенный поэт революции, Азат Вштуни и другие. |[pic] | |[pic] | |[pic] | | | |Ованес Туманян | |Аветик Исаакян | |Егише Чаренц | | | У истоков армянской советской литературы стояли также крупнейшие мастера, представители демократического течения армянской литературы, ее классики—Ованес Туманян, Александр Ширванзаде, Иоаннес Иоаншсян, Нар-Дос, Аветик Исаакян, к которым примкнули известные уже тогда писатели Дервник Демирчян, Стефан Зорьян и другие. Эти писатели, всегда выражавшие сокровенные чаяния своего народа, не могли не видеть громадных перемен, совершавшихся после победы революции. И они сделали свой выбор—встали на сторону народной власти. Конечно, путь маститых деятелей армянской литера, туры к признанию новых принципов был нелегок, но они верили в силы освобожденного народа и выразили готовность •содействовать становлению новой жизни. В 1922 г. выдающийся армянский романист и драматург Александр Ширванзаде выступил в зарубежной армянской печати с заявлением, что он готов посвятить себя служению Советской Армении. Приветствовал освобожденную родину Аветик Исаакян. Перелом в идейных взглядах крупнейших представителей армянской литературы, которые находились в то время за рубежом, оказал большое влияние на прогрессивную армянскую зарубежную интеллигенцию. В защиту Советской Армении выступили зарубежные армянские писатели Ерванд Отян, Аршак Чопанян, Ваан Текеян, художник Эдгар Шаин» скульптор Акоп Гюрджян и другие. Сплочение творческих сил армянской литературы на новой идейной основе—принципах социалистического реализма, использование демократических традиций классической литературы прошлого стало главной задачей в области литературы. В процессе своего становления советская армянская литература преодолела имевшиеся трудности, сумела выработать правильное отношение к культуре прошлого. В 1929 г. в Армении была создана единая писательская организация— Федерация советских писателей Армении, сплотившая творческие силы армянской советской литературы, что имело громадное значение для ее дальнейшего развития. 1920—30-ые гг, были в Армении временем кипучей литературной жизни. На этот период приходится расцвет творчества многих армянских советских писателей. Поэзия Егише Чаренца, Гургена Маари, Гегама Сарьяна, Наири Зарьяна была хорошо известна и любима народом. Творчество Егише Чаренца—эпоха в развитии армянской поэзии. Чаренц первым из советских армянских поэтов воспел революцию и ее вождя—В. И. Ленина, многие поэмы поэта являются непревзойденными образцами армянской гражданской лирики. Народ, революция, жизнь и поэзия не разрывно связаны в творчестве Чаренца; главное назначение искусства он видел в выражении стремлений и чувств многомиллионных масс трудящихся. В области прозы творили такие замечательные мастера художественного слова, как Аксель Бакунц, Дереник Демирчян, Стефан Зорьян и другие. В 1936 г. в Армению возвратился великий армянский поэт Аветик Исаакян, по праву занявший место патриарха армянской литературы. В 30-ые гг. в армянскую литературу пришло новое поколение писателей—прозаики Рачия Кочар, Гарегин Севунц и ряд молодых поэтов. Сплочение творческих сил армянской советской литературы завершилось созданием в 1932 г. Союза советских писателей Армении. Происходил также процесс складывания армянского советского искусства, приведший к созданию единых творческих организаций художников и композиторов. У истоков советской армянской живописи стояли также мастера, как Мартирос Сарьян, Седрак Араделян, Степан Агаджанян, Егише Тадевосян, Акол Коджоян, оказавшие своим творчеством большое воздействие на развитие армянского изобразительного искусства, определившие разнообразность и многогранность армянской школы живописи. Заметных успехов достигли армянские скульпторы— Сергей Меркуров, Ара Саркисян, Ерванд Кочар, Сурен Степанян и другие. Музыкальное искусство было представлено такими композиторами как Александр Спендиарян, Романос Меликян, Спиридон Меликян, Анушаван Тер-Гевондян, творчество которых явилось большим вкладом в армянскую музыку. В истории армянской музыки неоценимы в частности заслуги Александра Спендиаряна. Его симфонические произведения, романсы и песни, питаемые истоками народной музыки, снискали великому композитору мировую известность. Творчество А. Спендиаряна во многом стимулировало новый, бурный подъем советского армянского музыкального искусства. Крупнейшим событием в музыкальной жизни республики явилось открытие в 1933 г. Государственного оперного театра, на сцене которого были осуществлены постановки шедевров национального оперного искусства—«Алмаст» А. Спендиаряна и «Ануш» А. Тиграняна. В репертуар оперного театра вошли также спектакли мировой и русской классики. В 30-ые гг. в театре работали ведущие дирижеры К. Сараджев, М. Тавризян, режиссеры А. Бурджалян, А. Гулакян. Исполнительские силы театра были представлены большими мастерами—Айкануш Даниелян, Шара Талш, Павел Лисициан, Левой Исецкий-Иоаннисяя и другие. В 1932 г. в Армении была создана Государственная филармония, творческие коллективы которой проделали большую работу по пропаганде армянской национальной музыки, ознакомлению армянского зрителя с лучшими произведениями мировой музыки. |[pic] |В 30-ые гг. выдвинулись молодые талантливые композиторы, | | |внесшие большой вклад в развитие армянского музыкального | |Александр |искусства. Среди них ведущее место занимает композитор Арам | |Спендиарян|Хачатурян, уже тогда снискавший славу одного из крупнейших | | |композиторов страны. Музыкальные произведения различной | | |формы создали композиторы Антон Маилян, Аро Степанян, | | |Саркис Баласанян, Каро Закарян и другие. | | |Значительных успехов достигло театральное искусство В | | |январе 1922 г. постановкой пьесы Г. Сундукяна «Пепо» | | |открылся армянский драматический театр—первый | | |государственный театр в истории Армении. За короткий срок | | |вырос его творческий коллектив. В нем работали известные уже| | |тогда мастера армянской сцены.Ованес Абелян, Асмик, Арус | | |Восканян, Ваграм Папазян, Микаел Манвелян. | В середине 20-х гг. в театр пришли молодые талантливые артисты ставшие вскоре гордостью армянской сцены Грачия Нерсисян, Вагарш Вагаршян, Авет Аветисян, Ольга Гулазян и другие. Bольшой вклад в развитие армянского режиссерского мастерства внесли Левой Калантар, Аршак Бурджалян и другие На сцене Драматического театра, которому было присвоено имя Сундукяна, были поставлены многие шедевры армянской, русской и мировой драматургии. Особое внимание обращалось на создание современного репертуара, представленного пьесами советских драматургов. Армянский драматический театр прочно завоевал репутацию лучшего творческоко коллектива республики, пользовался большой любовью трудящихся. В 1924_г. родилась армянская кинематография, первенцем которой явился документальный фильм «Советская Армения» В следующем году был поставлен первый художественный фильм—экранизация романа А. Ширванзаде «Намус» В .последующие годы—художественные фильмы «Зарз» «Злой дух», «Мексиканские дипломаты» и другие. Великолепным творческим успехом армянской кинематографии явился фильм «Пепо», поставленный известным .кинорежиссером Амо Бек-Назаряном в 1935 г. В последующие годы годы появились фильмы «Гикор», «Каро», «Зангезур», «Севанские рыбаки» «Горный марш» и другие. В фильмах снимались лучшие артистические силы республики. Р Значительных успехов достигла советская армянская архитектура. Исключительную роль в развитии армянской архитектуры разработке генерального плана застройки столицы республики-Еревана, создании крупных архитектурных ансамблей сыграл выдающийся архитектор академик Александр Таманян (1885-1936). По проекту маститого зодчего были сооружены многие замечательные здания, в том числе театр оперы и балета и Дом правительства в Ереване. Большую работу по исследованию истории многовековой армянархитектуры выполнил выдающийся историк архитектуры Торос Тораманян (1864— -1934) |[pic] |В годы социалистического строительства происходил активный | | |процесс установления и расширения культурных связей между | |Александр |советскими народами. Армянская советская культура принимала | |Таманян |в этом процессе деятельное участие. Уже на протяжении | | |20—30-х годов культурные контакты- между советскими народами| | |стали проявлять тенденции сближения и взаимного обогащения | | |социалистических культур; этим тенденциям суждено было стать| | |одной из главных закономерностей развития многонациональной | | |советской культуры. В эти же годы сложились многообразные | | |формы культурного сотрудничества советских народов. В | | |области науки—это обмен результатами научного поиска, | | |совместная разработка научных проблем, взаимная помощь в | | |подготовке научных кадров. | В области литературы—это расширявшиеся творческие контакты между писателями советских народов, приобщение трудящихся разных республик к лучшим произведениям братских литератур посредством их перевода на языки народов СССР. В области искусства—это взаимные гастроли творческих коллективов, содружество художников, музыкантов, деятелей театра, широкая пропаганда достижений искусства советских народов. Все эти формы^ сотрудничества проявились и в культурных связях Советской Армении. В процессе сближения и взаимного обогащения культур советских народов большую роль сыграла культура русского народа, в особенности русский язык, выполнявший функции языка межнационального общения. Благодаря русской культуре и русскому языку советские народы, в том числе и армянский народ, получили возможность приобщиться к культурным достижениям не только народов СССР, но и мировой цивилизации. Русская советская наука сыграла большую роль в развитии научной мысли в союзных республиках, в частности в Армении. В середине 20-х годов научные центры Армении— Ереванский университет и Институт науки и искусства установили контакты с Академией наук СССР, научными учреждениями РСФСР, Украины, Грузии, Азербайджана. В ноябре; 1925 г. Институт науки и искусства Советской Армении обратился с письмом к президенту Академии наук СССР А. Карпинскому, в котором выражалось пожелание установить постоянную связь с Академией наук СССР. Это предложение было принято. В 1926 г. в АН СССР был образован особый комитет по исследованию производительных сил союзных и автономных.) республик. При комитете была создана специальная Закавказская комиссия во главе с академиком Ф. Ю. Левинсон-Я Лессингом. Закавказская комиссия АН СССР проделала значительную работу по изучению природных богатств Армении, выявила перспективы развития ее производительных сил, наметила возможности организации научно-исследовательской работы в республике. Ученые России способствовали развитию в Армении геологических, технических, биологических и общественных наук. Академия наук СССР выступила инициатором создания академических учреждений в республиках Закавказья. Закавказский филиал АН СССР, образованный в 1932 г. во главе с академиком Н. Я- Мар-а ром, способствовал дальнейшему развитию науки в крае, подготовил своей деятельностью создание самостоятельных филиалов АН СССР в каждой из республик Закавказья (1935г.). Продолжая традиции Ю. Веселовского, В. Брюсова и М. Горького, стоявших у истоков русско-армянских литературных связей нового времени, советские русские и армян-? ские писатели в первые же годы социалистического строительства расширили свое сотрудничество, внесли весомый вклад в пропаганду достижений культур братских народов. Была проделана большая работа по переводу на русский язык многих произведений армянских писателей—как классиков, так и современных. В 20—30- е годы на русский язык были переведены произведения советских армянских писателей Ав. Исаакяна и Д. Демирчяна, А. Акопяна и М. Арази,; Г. Сарьяна и С. Зорьяна, Е. Чаренца и Н. Зарьяна, А. Багкунца и других. Большие заслуги в переводе на русский язык произведений армянской поэзии имеют русские поэты В. Брюсов А. Ахматова, Б. Пастернак, П. Антокольский, С. Маршак, М. Светлов, И. Сельвинский и другие. В эти же годы упрочились связи с украинской, грузинской, азербайджанской, литературой, литературами других народов СССР. На армянский язык были переведены многие про-; иаведеиия, русской классической и советской литературы, ли-; тератур других советских народов, ставшие достоянием армянского читателя. Расширению литературных связей между народами СССР способствовали взаимные творческие встречи писателей. В 1920—1930-е годы Советскую Армению посетили многие писатели России, Украины, Грузии, Азербайджана и других республик, которые делились своим творческим опытом, встречались с производственными коллективами республики, з своих произведениях отобразили царивший в Армении пафос социалистического строительства. В эти же годы интенсивно развивались взаимосвязи и в области искусства. Стали входить в традицию взаимные гастроли ведущих театральных коллективов республик Закавказья. Большой вклад в установление и углубление творческих связей в области театрального искусства внесли старшие представители мастеров грузинской, армянской и азербайджанской сцены: режиссеры К- Марджанишвили, А. Бурджалян, И. Исфаганлы, выдающиеся актеры Арус Восканян, Верико Анджапаридзе, Акакий Хорава, Асмик, Бюль-Бюль и другие. Среди них особое место занимает Ваграм Папазян, с одинаковым успехом выступавший на сценах трех республик; этот великий актер был удостоен званий йародного артиста Армении, Грузии и Азербайджана. Благодаря частому проведению взаимных творческих выставок художников ценители искусств Москвы и Ленинграда, Азербайджана, Украины, Грузии и других республик познакомились с произведениями ведущих армянских художников и скульпторов М. Сарьяна, С. Агаджаняна, С. Ара-келяна, Ф. Терлемезяна, А. Саркисяна, А. Урарту и других. В свою очередь трудящиеся Армении получили возможность ознакомиться с достижениями искусства братских республик Союза. Взаимное сближение и обогащение культур советских народов содействовало воспитанию советских людей в духе интернационализма, повышению их культурного уровня, расширению кругозора. Растущее культурное сотрудничество народов СССР становилось характерной чертой жизни советского общества. За два неполных десятилетия Советской власти Армения превратилась в признанный центр духовного творчества армянского народа. Это было большим, историческим достижением, так как до победы социалистической революции центры армянской культуры в основном находились вне пределов Армении. Создание советской государственности, открывшиеся широкие возможности свободного духовного творчества превратили Советскую Армению в центр новой армянской культуры—национальной по форме, социалистической с по содержанию. 4. Советская Армения и зарубежные армяне После первой мировой войны в различных зарубежных странах проживало около одного миллиона армян, которые в основном жили компактными общинами. Армянские общины и поселения, издавна существовавшие во многих |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |