бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Советская Армения в период Социалистического строительства

1927 г. XV съезд партии принял решение о переходе к коллективизации

сельского хозяйства. Политика коллективизации, в основе которой лежал

ленинский кооперативный план, была подготовлена всей предшествующей

политикой Советской власти в деревне. Опираясь на бедняков и

середняков, Советская власть проводила в отношении кулачества политику

ограничения и вытеснения. Классовый подход осуществлялся и в налоговой

политике. В 1928 г. из 162 тысяч крестьянских хозяйств Армении более 74

тысяч, в основном бедняцкие и частично середняцкие хозяйства, были

освобождены от налога 85 тысяч середняцких хозяйств выплачивали 66

процентов сельскохозяйственного налога, а остальные 34 процента

выплачивали кулацкие хозяйства, количество которых в республике достигало

2,5 тысяч. До перехода к политике коллективизации в Армении получили

широкое развитие различные формы кооперации, были созданы первые

колхозы и совхозы.

В 1929 г. как во всем Союзе, так и в Армении начался период сплошной

коллективизации. От политики ограничения и вытеснения кулачества партия

перешла к политике ликвидации его как класса. В первые месяцы

коллективизации в республике был заметен быстрый рост колхозов. Так, в

ноябре 1929 г. в Армении было 178 колхозов, месяц спустя—уже 275.

Рост колхозного движения продолжался и в начале 1930 г. Однако

вскоре в Армении, как и во всей стране, были допущены серьезные ошибки в

развертывании коллективизации. Они выразились прежде всего в том, что

местные партийные организации и советские органы стали неоправданно

ускорять темпы коллективизации, стремясь завершить ее ранее установленных

Центральным Комитетом ВКП(б) сроков. Подобная тенденция получила

поддержку в руководящих партийных органах, которые сами нередко выступали

с инициативой форсирования колхозного строительства. В результате

стали наспех создаваться колхозы; при этом был нарушен основной принцип

кооперативного движения, установленный В. И. Лениным—добровольность

кооперирования крестьянских хозяйств. Администрирование и поспешность в

деле коллективизации привели к тому, что к февралю 1930 г. в Армении уже

имелось 668 колхозов, а некоторые районы республики были объявлены

районами сплошной коллективизации. Помимо этого, были допущены нарушения и

другого порядка. В частности, в некоторых районах Армении было проявлено

неправильное отношение к основной массе крестьянства—середняку, допускалось

отождествление его с кулаком и т. д. Всё это привело к тому, что

значительная часть созданных колхозов оказалась непрочной и быстро

распалась. К середине 1930 г. процент коллективизации в Армении снизился до

10 процентов, между тем в конце февраля того Же года он .достигал 60

процентов. Из 90 тысяч крестьянских хозяйств, вступивших в колхозы, в них

осталось около 16 тысяч.

Коммунистическая партия приняла меры для исправления допущенных ошибок.

Рядом постановлений Центрального Комитета партии колхозное строительство

было возвращено в нормальное русло своего развития. В Армении был

распущены наспех созданные колхозы, проведена большая разъяснительная

работа среди крестьянства. Темпы коллективизации были согласованы с

реальными условиями в р публике. В результате этого, процесс

коллективизации при нял более медленный и стабильный характер. В 1932 г. ко

лективизация охватила 37,9 процентов всех крестьянских хозяйств

Армении, в 1934 г.—45,6. В последующие годы кй лективизация шла уже более

быстрыми темпами. В 1936 было коллективизировано 80,8 процентов

крестьянских зяйств, в 1940 г.—98,3. К этому же времени колхозы владели

99,9 процентами всех посевных площадей республики. В мении, как и во всей

стране, окончательно победил колхозный строй.

Осуществление ленинского кооперативного плана привело к революционному

изменению общественно-экономически отношений в деревне. Было покончено с

последним зксплуататорским классом в нашей стране—кулачеством.

Мелкие крестьянские хозяйства были переведены на путь

крупнообобществленного хозяйства. Для такой страны, как Армния, где большая

часть населения занималась сельским хозяйством, это преобразование

имело решающее значение Коллективизация укрепила союз рабочего класса с

крестьянством, открыла широкие пути для сближения города с деревней.

Большие изменения произошли в психологии крестьянина новый строй

общественных отношений способствовав приобщению крестьянина к активной

деятельности на благо всего общества. Колхозное производство

создало условия для расширения производства сырья и сельскохозяйственных

продуктов.

Утверждение социалистических производственных отношений во всех областях

народного хозяйства знаменовал собой победу социализма. В Армении, как и

во всей стране была создана новая, социалистическая экономика.

В годы социалистической реконструкции народного хозяйства трудящиеся города

и деревни преодолели большие трудности, отказывали себе во многом, но

сознательно шли на лишения во имя построения социализма. Трудности

строительства социализма вынесло на своих плечах в основном то поколение

народа, которое совершило революцию, боролось за упрочение Советской власти

и восстановление народного хозяйства. В первых рядах строителей социализма

шл» коммунисты. Они первыми приходили на строительные площадки, первыми

вступали в колхозы, являлись застрельщиками социалистического соревнования.

Народные массы еще теснее сплотились вокруг политического авангарда

советского народа. О возросшем авторитете Коммунистической партии Армении

свидетельствовал рост ее рядов за десятилетие— с 1930 по 1940 г.—численный

состав Коммунистической партии Армении увеличился более чем вдвое. Вместе

со всей партией коммунисты Армении боролись за единство своих рядов,

давали отпор попыткам различных оппозиционных группировок извратить

ленинский план построения социализма в нашей стране. Партийные организации

республики были верны генеральной линии ленинской партии. Большая.

заслуга в повышении боеспособности партийных организации Армении,

мобилизации трудящихся на великое дело построения социализма принадлежит

руководителям Коммунистической партии и правительства Армении тех лет—Агаси

Ханджяну, Сааку Тер-Габриеляну и другим, которых хорошо знали и ценили

трудящиеся республики.

В годы социалистического строительства продолжала расти творческая

активность трудящихся. Широкие массы рабочих, крестьян и интеллигенции

принимали активное участие в политических и хозяйственных кампаниях. На

собраниях заводских коллективов, в сельских советах, на страницах печати

обсуждались задания пятилетних планов, принимались обязательства по их

выполнению. Каждый новый успех социалистического строительства—будь то

открытие-Канакерской ГЭС или ввод в действие Ереванского завода,

синтетического каучука, открытие нового вуза или постройка нового

оросительного канала—отмечался в республике как всенародный праздник.

Творческая активность масс в годы социалистического строительства родила

мощное движение социалистического соревнования, которое охватило все

отрасли экономики. Социалистическое соревнование прошло путь от первых

коммунистических субботников к стахановскому движению, которое охватило всю

страну в середине 30-х годов. Социалистическое соревнование явилось мощным

рычагом повышения производительности труда. Трудящиеся республики принимали

активное участие и в движении рационализаторов производства. В годы

коллективизации сельского хозяйства большое распространение получила в

республике шефская работа,, являвшаяся одной из форм помощи рабочего класса

ставшему на новый путь развития крестьянству.

Активное участие в производственной и общественно-политической жизни страны

принимали женщины. Инициатором многих замечательных дел явилась молодежь. В

жизнь вступало новое поколение граждан, воспитанных в условий Советской

власти, состоявших в комсомольской организации и активно боровшихся за

победу социализма.

Успехи социалистического строительства позволили за метно повысить уровень

благосостояния народа. В города развернулось жилищное строительство,

изменился облик деревни, повысился ее культурный уровень. В 1935 г. был

отменена карточная система на продукты питания. Трудящиеся стали все более

реально ощущать блага нового строя, пожинать плоды своего самоотверженного

труда.

Достижения советского народа были несколько омрачены обстановкой культа

личности И. Сталина, когда в стране стали нарушаться ленинские принципы

внутрипартийной жизни и коллективного руководства. Во второй половине 30-х

гг. были допущены нарушения социалистической закощ ности, выразившиеся в

необоснованных репрессиях мноп видных партийных и советских деятелей,

работников производства, науки, литературы и искусства, Эти явления нанесли

ущерб стране, ее развитию. Однако они не могли изменит природу

социалистического строя и умалить громадные достижения советского народа в

области экономики и культуры. Общее развитие советского общества неуклонно

шло по поступательной линии.

Успехи социалистического строительства существенно изменили социально-

политическую обстановку в стране. С ликвидацией эксплуататорских классов

объективно отпали причины, которые вели к определенному ограничению

советской демократии. В стране были созданы предпосылки для дальнейшей

демократизации советского общественного и государственного строя.

Эти изменения и самый факт победы социализма нашли отражение в новой

Конституции Союза ССР которая была принята в декабре 1936 г. По Конституции

бщ да упразднена Закавказская Советская Федеративная

Социалистическая Республика, исторически выполнившая свою роль.

Азербайджан, Армения и Грузия стали союзными республиками.

В марте 1937 г. IX чрезвычайный съезд Советов Армении принял новую

Конституцию Армянской ССР, в которой нашли свое отражение социально-

экономические и политические изменения, происшедшие в армянском советском

ществе за годы социалистического строительства.

В конце 30-х гг. как во всем СССР, так и в Советской Армении завершилась

социалистическая реконструкция всех отраслей народного хозяйства и было в

основном построен социалистическое общество. За неполные два

десятилети Советской власти народ, осуществляя предначертания партии

Ленина, добился поистине поразительных успехов, неуз наваемым образом

преобразив родную страну. От руин-к развитой современной промышленности, от

застоя в сельском хозяйстве и голода—к технически оснащенному

обобществленному сельскохозяйственному производству, от массовой

неграмотности и темноты—к вершинам культуры и науки—таков путь, пройденный

армянским народом за годы социалистического строительства.

Успешное решение задач социалистического строительства за сравнительно

короткий исторический срок стало возможным благодаря самоотверженному труду

советского народа, неуклонному осуществлению ленинской национальной

политики Коммунистической партии, которая предусматривала достижение

полного равенства народов во всех областях жизни. Органическое

соединение и планомерное развитие всех экономических районов страны с

самого начала социалистического строительства рассматривалось

Коммунистической партией как важнейшая экономическая и политическая задача.

Эта задача тесно переплетается с решением национального вопроса, ибо

создание единого экономического комплекса, с соблюдением интересов как всей

страны, так и каждой из союзных республик, было возможно лишь при

условии полной ликвидации прежних отношений между нациями, преодоления

неравенства и недоверия. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежала

русскому народу, его рабочему классу. Эту историческую миссию русского

рабочего класса предвидел В. И. Ленин, который еще до победы

социалистической революции отмечал, что русский пролетариат должен помочь

народам, находившимся на низкой ступени социально-экономического развития,

«перейти к употреблению машин, к облегчению труда, к демократии, к

социализму». Приступив к социалистическому строительству, партия претворяла

в жизнь указание В. И. Ленина. XII съезд РКП (б), состоявшийся в 1923 г.,

отметил в своих решениях, что преодолеть неравенство в экономическом и

культурном развитии советских народов «можно лишь путем

действительной и длительной помощи русского пролетариата отсталым народам

Союза в деле их хозяйственного и культурного преуспеяния».

Советская Россия, другие советские республики оказали Армении значительную

помощь в налаживании хозяйственной жизни, восстановлении экономики. Эта

помощь, выражавшаяся в поставках оборудования для промышленности, выделении

крупных финансовых средств, переводе целого Ряда ведущих предприятий на

общесоюзный бюджет, направлении в республику кадров специалистов и рабочих,

сыграла решающую роль в развитии производительных сил Армении, создании

основ социалистической экономики республики.

В процессе социалистической индустриализации большое внимание было обращено

на рациональное размещение промышленности,—с тем, чтобы учитывались как

общесоюзные интересы, так и интересы каждой из союзных республик. Этот курс

последовательно осуществлялся при разработке и осуществлении пятилетних

планов развития народного хозяйства страны. Так, в Директивах по

составлению первого пятилетнего плана, утвержденных XV съездом партии (1927

г.), указывалось: «Пятилетний план должен уделить особое внимание вопросам

подъема экономики и культуры отсталых национальных окраин и отсталых

районов, исходя из необходимости постепенной ликвидации их экономической и

культурной отсталости, соответственно предусматривая быстрый темп развития

их экономики и культуры, исходя из увязки нужд и потребностей этих районов

с нуждами и потребностями Союза».

В ходе социалистического строительства были обеспечены опережающие темпы

роста экономики отсталых в прошлом национальных районов страны, в том числе

и Армении, в результате чего были созданы предпосылки для достижения

экономического подъема и постепенного выравнивания уровней их развития.

Так, валовая продукция промышленности увеличилась за период 1913—1940 гг. в

Армянской ССР в 8,7 раза (в целом по СССР,—в 7,7 раза). За этот период

Армянская ССР по темпам роста промышленного производства занимала четвертое

место в Союзе.

В результате победы социализма изменилась классовая структура населения

республики. Были навсегда ликвидированы эксплуататорские классы; в Армении,

как и во всем

Союзе, остались два дружественных класса—рабочий класс и колхозное

крестьянство—и сформировавшаяся в годы социалистического строительства

армянская трудовая интеллигенция. Если в первые годы Советской власти

рабочие и служащие составляли менее 10 процентов от всего населения

Армении, то согласно данным переписи 1939 г. рабочие и

-служащие составляли 32,2 процента от всего населения, колхозники—64,1

процента, крестьяне-единоличники и некооперированные кустари—3,7 процента.

Для предвоенных лет социалистического строительства характерен значительный

рост городского населения республики, что было обусловлено прежде всего

интенсивным развитием промышленности, повлекшим за собой увеличение

численности рабочего класса и появление на карте республики новых городов и

населенных пунктов городского типа. Если в 1913 г. процент городского

населения Армении составлял 10,4, то к 1926 г. он увеличился до 19, а в

1939 г. составил 28,6 процентов.

Глубокие изменения в социально-экономической и об-ицественно-политической

жизни, успешное культурное развитие, изменения в быту, торжество новой

идеологии—все эти факторы в их совокупности привели к формированию

армянской социалистической нации.

3. Становление и развитие армянской советской культуры

Глубочайшие изменения, происшедшие в экономике Армении, победа

социалистического способа производства явились основой больших достижений

армянского народа в области культуры. В первые десятилетия

социалистического Строительства в республике, как и во всей стране, была

осуществлена культурная революция—составная часть ленинского плана

построения социализма.

В ходе культурной революции были решены три группы основных задач, общих

для всех народов страны, независимо от уровня их культурного развития. В

условиях царской России все народы отличала культурная отсталость,

выражавшаяся в массовой неграмотности населения, низком образовательном

уровне трудящихся. Поэтому прежде всего было необходимо покончить с

культурной отсталостью народа, ликвидировать массовую неграмотность.

В ликвидации неграмотности населения Коммунистическая партия и Советская

власть видели не только культурную, но и важнейшую политическую задачу,

ибо, как указывал В. И. Ленин, неграмотный человек стоит вне политики.

Вторая группа задач ставила цель демократизировать культуру, т. е. создать

условия подлинной доступности всех достижений культуры прошлого для

народных масс. Эти цели преследовали такие мероприятия, как национализация

культурно-просветительных учреждений, введение всеобщего обязательного

обучения, создание учебных заведений нового типа—рабфаков, преимущественный

прием в вузы рабочих и крестьян и т. д.

Наконец, третья группа задач преследовала качественное изменение идейного

содержания культуры, создание новой—социалистической—культуры, которая

выражает чаяния народных масс, создается народом и служит ему. Эта культура

определяет собой духовный облик нового человека— гражданина

социалистического общества.

Эти задачи были общими для всей советской культуры, для процесса

культурного строительства во всех союзных республиках. Интернациональное

единство создававшейся советской культуры было обусловлено общностью

политических и социально-экономических основ всех советских народов.

Армянский народ, получивший благодаря установлении Советской власти

возможности свободного духовного творчества, за короткий исторический срок

разрешил ряд важны проблем своего культурного развития. Одной из таких

проблем являлась ликвидация массовой неграмотности населения.

К моменту установления Советской власти армянски, народ—один из

древнейших цивилизованных народов, мира обладатель замечательных

культурных ценностей, созданных на протяжении веков—был более чем на 80

процентой неграмотным. Ликвидация этого позорного наследия прошлого была

важнейшим условием культурного прогресса армянской нации.

Работа по ликвидации неграмотности развернулась первых же месяцев

Советской власти. В сентябре 1921 г правительство республики издало декрет

о ликвидации не грамотности. В эту большую и трудоемкую работу включились

органы народного просвещения, общественные организации, ячейки

Коммунистической партии и комсомола, профсоюзы. Фактически ликвидацией

неграмотности занималось все грамотное население республики. За 1921:—1940

гг. в Армении было обучено грамоте около 1 миллиона неграмотных и

малограмотных, т. е. подавляющее большинство трудящихся. По данным переписи

1897 г. процент грамотных среди взрослого населения Армении составлял 9,2;

в 1926 г.—уже 38,7, а перепись 1939 г. показала, что процент грамотный

достиг 83,9. Грамотность городского населения в то же время повысилась с

38,9 процентов (в 1897 г.) до 91,9 процентов (в 1939 г.). Таким образом, за

годы социалистического строительства Советская Армения стала страной

высокой грамотности.

После установления Советской власти была проделанц большая работа по

созданию новой системы школьного образования, отвечавшей целям и задачам

коммунистического воспитания. Прежде всего было необходимо обеспечить

подлинную доступность школьного образования для детей трудящихся и

развернуть широкое школьное строительство. Первая из этих задач была решена

рядом постановлений Советского правительства относительно демократизации

школы, отделения ее от церкви, передачи всего руководства народным

образованием в руки государства. Значительно большего- времени потребовала

другая задача—создание материальной базы школы. Несмотря на тяжелое

экономическое положение в стране, Советская власть принимала все меры для

изыскания средств на школьное строительство. Эти мероприятия пользовались

полной поддержкой трудящихся масс. Уже в первые годы Советской власти в

республике; стало быстро расти число школ и количество обучавшихся в них

детей. В 1921—1922 учебном году в Армении имелось

506 школ с 47,7 тысячами учащихся, а в 1925—1926 учебном году—758 школ с

76,9 .тысячами учащихся. За первые пять лет Советской власти число школ

увеличилось более чем в 4,5 раза, а количество учащихся—более чем в 4 раза.

Одновременно были осуществлены важные реформы, изменившие всю постановку и

содержание учебного процесса, определившие основные типы советской школы и

ступени образования и приведшие в конечном итоге к созданию советской

системы народного образования.

Расширение школьной сети, значительное увеличение числа преподавателей

позволили в начале 30-х гг. осуществить в республике всеобщее обязательное

начальное обучение, а вскоре начать переход к обязательному семилетнему

обучению. Это явилось крупнейшим достижением культурной революции в

республике. В 1940—1941 учебном году в Армении имелось 1155 школ, большая

часть которых были семилетними и средними школами, с более чем 326 тысячами

учащихся. В школах работали более 11200 преподавателей, или в 10 раз

больше, чем имелось учителей в Армении до Советской власти.

Руководствуясь принципами ленинской национальной политики Коммунистической

партии, Советское правительство в 1920—1930 гг. обращало большое внимание

повышению культурного уровня проживавших в Армении национальных

меньшинств—азербайджанцев, курдов, ассирийцев, греков. До установления в

Армении Советской власти не имелось ни одной школы на языке национальных

меньшинств. Курды не имели своей письменности и литературы, а дело

образования азербайджанского населения было отдано мечетям.

Развернулась широкая работа по ликвидации неграмотности среди

азербайджанцев, курдов, ассирийцев. Был создан курдский алфавит—вначале на

основе армянской, а затем латинской письменности. В 1931 гч в Ереване

открылся курдский педагогический техникум. Введение общего обязательного

обучения создало прочные основы дальнейшего культурного развития и

национальных меньшинств.

|[pic] |В годы социалистического строительства в Армении была |

| |создана система высшего образования. Начало ей было положено|

|Акоп |основанием в декабре 1920 г. Ереванского государствеаного |

|Манандян |университета, .первым ректором которого стал крупнейший |

| |армянский историк Акоп Манандян. На первых порах университет|

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.