бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Современная Россия

Современная Россия

Воронежская Государственная Технологическая Академия

Кафедра истории и политологии

Реферат

Современная Россия

Выполнил ст. гр. Т-011 Странадко О.Г

Пров. Быковская Г.А.

Воронеж 2001

Предисловие

Независимость России была провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г. на 1

съезде народных депутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость России

могла быть лишь номинальной. Российские органы власти, Верховный Совет

РСФСР и его Председатель, начали борьбу с союзными властными структурами.

Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двух

президентов – избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народных

депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12 июня 1991 г.

всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина.

Противостояние российской и союзной властей оказывало

дестабилизирующее влияние на общественно-политическую и социально-

экономическую жизнь страны. Одним из главных методов сокрушения союзного

центра Россия сделала всемирную поддержку национальных суверенитетов,

пробудившихся национальных движений на окраинах Союза. Союзное руководство

в стремлении сохранить всласть все больше склонялось к использованию

силовых методов.

Кульминацией противоборства двух властей стали события 19 - 21 августа

1991 г., известные как августовский путч ГКЧП. Российское руководство,

возглавившее борьбу против путчистов, действовавших, по всей вероятности, с

молчаливого одобрения Горбачева, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечило

тем самым победу России и ее верховных органов над союзным Центром. С осени

1991 г. Конституция и законы РСФСР, съезд народных депутатов и Верховный

Совет РСФСР, Президент РСФСР получили полное верховенство на территории

России. Независимость Российской Федерации стала реальной.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И

наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней

политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята

угроза глобального военного конфликта социалистического Востока и

капиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а

вместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, и

вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки

проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной

интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно

утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало

серьезные внешнеполитические проблемы.

После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления:

отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками

– “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися

“внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”.

Российское государство в постсоветском пространстве. Радикальные

экономические реформы 1992 г.

После распада СССР Россия сократилась не только географических, но и

политических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных

баз, курортов, появилась Калининградская область, отделенная от России

Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в

Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался), но и

получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно

настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась

от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали

границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском

море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики

национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях.

Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики.

Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое

влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и

Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и

НАТО.

Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из

соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ

(Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это

ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы. Приоритетным

становились отношения с ближним зарубежьем, но руководство не сразу

осознало это.

В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые с

внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что ядерные ракеты

не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента

Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано

окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не

рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения

характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном

доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической

свободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом

любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не

имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы

управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от

двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного

государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря

этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие

республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако

продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество

проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились

вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За

1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках

Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности

подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан,

Таджикистан, Туркмения).

Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992

году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в

то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из

рублевой зоны.

Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец

социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников

либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь,

провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к

либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 модели

перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и

"шоковая терапия".

Главным архитектором "шоковой терапии" стал вице-премьер

правительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами,

сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным

и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления:

либерализация цен, свобода торговли, приватизация . В результате

освобождения цен с 1.1.92 года денежные средства населения практически

обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых

предприятий уже было не на что. С 1.10.92 года началась выдача всему

населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупать

акции предприятий).

Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми

предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался

первоначальный капитал, а в процессе приватизация возникли многие огромные

состояния. Одновременно с освобождением цен упразднялась система

централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться

стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т.е.

стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основные

показатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства).

Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля

зрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в

сотни раз, испытывали огромные трудности — не могли закупить сырье и

комплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромные

перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленный

комплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали

ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст. После распада СССР

России достались не только его проблемы, но и проблемы, связанные с его

распадом: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия,

связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах,

исчезли рынки сбыта многих товаров. В результате положение в экономике

ухудшалось. Промышленное производство упало в 1992 году на 35%. Эта

тенденция сохранялась до 1996 года.

При высокой степени монополизации производства, производители

диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при росте

средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали «бюджетники»,

начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и

за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее

децентрализация, в отличие от приватизации сферы торговли. Условия были

таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла

управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись

преимущества, не смогли ими воспользоваться. Акции многих перспективных

предприятий были скуплены новыми предпринимателями и банкирами.

Снизился жизненный уровень населения (сократилось потребление,

ухудшилась структура питания, отсутствие у малообеспеченных получить

квалифицированную медицинскую помощь и лекарства), что привело к сокращению

продолжительности жизни. Растет безработица.

Итоги первого (92) года реформ:

1. спад промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи предприятий

достигли 3,5 трлн. рублей;

1. не удалось добить успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная

политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов

сменилась политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям,

денежная масса увеличивалась в 4 раза);

2. увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;

3. внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода

страны;

4. снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост

безработицы, забастовки.

К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия

(Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или

прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали

сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.

Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать

ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого

правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова,

например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР –

неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в

одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной

политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной

власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в

правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование

республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в

федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик

самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно

воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась

перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных

поступлений России не был способен прокормить себя.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал

Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора

о разграничении полномочий между федеральными органами государственной

власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев,

областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург).

Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно.

Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами

Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны

договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с

Татарстана.

Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт

между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика

разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между

ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у

федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному

конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими

жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию

хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с

1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из

них – русские по национальности.

Важным вопросом для России начала 90-х был, о выборе формы правления:

президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и

имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или

парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или

смешанная форма — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992

года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества,

экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями

населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть

продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции

изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную

власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась

власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал

лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения -– "Вся

власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии

в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.

В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделать

выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении

радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме

выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России

шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более

активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в

центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране

фактически возникло двоевластие.

12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти и

референдум по одобрению проекта новой конституции, получил одобрение.

Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные

ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой

государства является Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года,

определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует

Правительство.

Законодательная власть — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат

(Совет Федерации и Государственная Дума). Выборы в Федеральное Собрание и

принятие Конституции закрепило суверенитет России. Декабрьские выборы —

первые выборы на многопартийной основе показали, что общественное мнение

колеблется.

Результатом явился выбор большой части населения: 25% голосов получила

партия ЛДПР (Жириновский), "Выбор России" Гайдара получил 15%.

Создание Федерального Собрания и принятие Конституции способствовали

стабилизации общества, в апреле 1994 года большинством политических партий

и общественных организаций был подписан Договор об общественном согласии.

Выборы в Государственную Думу

В 1995 году состоялись выборы в Государственную Думу. Наиболее

представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, "Наш дом —

Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы

президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у Зюганова (КПРФ).

В ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-

банковской элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более

влиятельной при принятии решении государства, что явно прослеживалось в

ходе 2 этапа денежной приватизации. А это в свою очередь вызвало

недовольство другой части, что усиливало общественно-политическую

нестабильность.

Основные направления социально-экономического развития России после 1993

г.

В конце 1992 года Съезд народных депутатов сменил главу правительства,

взамен Гайдара пришел Черномырдин. С его приходом началась корректировка

курса реформ, вернее курс остался (рыночная экономика), но ставка была

сделана на поддержку государственных (в том числе и убыточных) производств.

Особое внимание было уделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь,

электроэнергия) и военно-промышленному (ВПК) комплексам, т.е. проводилась

политика протекционизма. Была принята единая тарифная система оплаты труда,

что смягчило ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых денежных

средств, взаимозачетов долгов предприятий и как следствие — новый виток

инфляции. Только путем ужесточения финансово-кредитной политики к концу

1993 года темпы роста удалось снизить. Но непоследовательность в принятии

решений в финансовой сфере и протекционизм были присущи правительству и

последующие годы. В 1993 году чековая приватизация продолжалась, росло

количество коммерческих банков, в сельском хозяйстве государственными

остались не более 15% колхозов, но фермеры без поддержки государства

разорялись. Продолжался спад производства промышленности (16%) и сельского

хозяйства (4%), сократились грузовые перевозки. В негосударственном секторе

было занято уже 40% работающих. Дефицит бюджета — 12 трлн. руб. Цены

выросли в 9 раз, происходит расслоение населения на богатых и бедных, 10%

богатых имеет доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Но число

забастовок постепенно сокращается. Хотя официально численность безработных

не велика, но растет скрытая безработица (неполный рабочий день,

вынужденные отпуска).

К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации

(«ваучерная»), в результате реально появился частная собственность,

возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация

производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок.

Центр деловой активности

переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить

конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно

интегрировалась в мировое хозяйство.

В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации

уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой

поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных

кредитов и инвестиций.

В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с

целью обуздать инфляцию.

В 1996 году — прекращение падения производства и стабилизация

экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на

инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная

политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и

Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не

способствовали стабилизации экономики и отпугивала западных инвесторов.

Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в

политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу

условий приватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие

отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился

перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджет

такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно

продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания.

В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций

было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России

и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт

единственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращаются в 1997 году

экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%. Падение за

все предыдущие годы производства достигли 50%, 45% предприятий убыточны,

взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при

отсутствии инвестиций в производство оборудование не заменяется и не

обновляется. Инфляция не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.