|
Социальные отношения и правовая система в Древних АфинахЭпоха правления Фемистокла в Афинах совпала с трудным периодом войны с персами. В ходе ее в руках Персии оказался Геллеспонт, что лишило Аттику подвоза хлеба, поэтому господство на море стало для афинской бедноты вопросом жизни и смерти. Для этой цели Фемистокл, избранный архонтом в 493 году, развивает широкую деятельность, строит новую гавань, приспособленную для глубокосидящих судов, добивается постройки военных триэр. Для этих работ необходимо привлечение огромного числа людей, и в основном бедноты. Из истории видно, что усиление какой- либо части населения в армии приводит к ее усилению в политике. Так и теперь переселение решающей роли в войне на флот привело к увеличению политического значения бедноты, “...кормчие, начальники гребцов, пятидесятники, командиры носа, корабельные мастера - вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем гоплиты и знатные и благородные...”* Афины во время войны не были защищены стенами, и персам ничего не стоило осадить их со всех сторон, и афиняне были бы обречены на голодную смерть. Поэтому им ничего не оставалось как покинуть город: все способные к сопротивлению мужчины отправились в армию, а женщины, дети и старики в другие афинские территории. Конечно, трудно было оставлять на разграбление свои дома, земли, виноградники. Но эта эвакуация происходила без паники. Ареопаг взял на себя руководство ею, выдавая каждому по восемь драхм на пропитание и следил за посадкой на суда. Здесь руководящую роль играл Фемистокл, бывший в то время членом ареопага. Нападение врага на Аттику вызвало такой взрыв патриотизма у различных слоев населения, что они - и аристократы, и крестьяне, и торговцы, и ремесленники - объединились, позабыв о своих противоречиях и стычках. Теперь, когда Афины сожжены, А Аттика разграблена уже не могло быть и речи о выгоде мирного соглашения с персами. Население объединилось одним лишь желанием выкинуть врага с родной земли. Теперь пребывание изгнанников на чужбине не имело никакого смысла и принимается постановление о возвращении их на родину. Утром 28 сентября 480 года( афиняне первыми двинулись в бой на персов и разгромили их наголову около острова Саламин. Саламинская битва показала, что достаточно объединения всего населения, чтобы разгромить любого врага. После победы над персами перед Фемистоклом встала задача восстановления города после разрушения. Дальнейшая его деятельность представляет собой защиту широких слоев населения - не только зевгитов, но и фетов, он защищал интересы не только коренных афинян, но и метэков - иностранцев. С 493 года*( Фемистокл начинает предпринимать меры по усилению морской мощи Афин. Это создало большое количество моряков и не могло не привести к увеличению их роли в политической жизни государства. Фемистокл прямо провел меры по усилению этой группы населения. Он убедил народ освободить от податей какие-то группы метэков и ремесленников, чтобы со всех сторон стекалось много простого народа в Афины. Для строительства флота государство получило массу рабочих рук. И, наконец, в 487 году**( был принят закон по которому архонты стали избираться по жребию, и поэтому в архонат, а, следовательно, и в ареопаг, стало попадать больше “зажиточных людей из простонародья”***( , но в то же время это могло привести к проникновению туда людей недостойных. Тем не менее, этот закон еще больше ослабил власть аристократии. Политика Фемистокла, конечно, вызывала одобрение народа, так как была обусловлена его интересами. Все бы так и шло дальше, если бы Фемистокл не изменил ее. Скоро стали обнаруживаться его намерения пойти войной на Спарту. Народ, уставший от войн, лишений и разорений был обеспокоен этим, и это беспокойство усилило то, что военные действия должны были происходить на суше. Афиняне были непобедимы на море, но на суше победа Спарте была обеспечена. Этим воспользовалась и аристократия, не терявшая надежды вернуть себе власть. Она искусно подогревала и без того накалившуюся обстановку, и недовольство народа растет, он опасается внешних осложнений и не сопротивляется, видя как власть переходит к аристократии. Около 472 года* Фемистокл остракизмом был изгнан из Афин и власть всецело перешла к реакционной аристократической группе под руководством Кимона. Нет сомнения в огромной заслуге Фемистокла перед государством, созданный им Афинский военный флот много лет внушал страх другим государствам и позволял народу отстаивать свою независимость. Но намерения вести войну со Спартой были по крайней мере преждевременными, и главная ошибка Фемистокла состоит в том, что он поспешил вовлечь народ, не оправившийся от недавних потерь, в новую войну, не учел его настроений, не посчитался с ним и поэтому не получил поддержки. ( 6. Правление аристократии. Пришедшая не совсем законным путем к власти аристократия, конечно, не намеревалась осуществлять политику в интересах простого народа, но в то же время потеря у него своей популярности могла привести к потере власти. Поэтому она должна была заботиться о ввозе хлеба. Это единственная мера, проведенная новой властью в интересах народа. Естественно, что аристократия не могла мириться с выбранными по жребию архонтами, так как они не могли стать ее оплотом. Поэтому решающее значение приобрел совет на Ареопаге, права которого были урезаны еще Солоном и Клисфеном. Ареопаг приобрел большое влияние благодаря тому, что организовал выезд населения из Аттики во время греко-персидской войны. В своей деятельности Ареопаг не давал правам народа расширяться, и так как в его ведении находился надзор за нравами граждан, устранял оппонентов под предлогом безнравственности их личной жизни. За все время правления аристократии не была проведена ни одна реформа, которая улучшила бы положение фетов. Правда, привезенные Кимоном богатства сначала помогли афинской бедноте. Но скоро привезенные им рабы, труд которых в большом количестве применялся в хозяйстве, вытеснили труд свободных граждан и появились толпы безработных. Вся тяжесть войн 490 - 479 годов падала на плечи моряков - фетов, а эти граждане не имели права избираться в совет, а лишь могли участвовать в Народном собрании, а также не входили в организацию демов и подчинялись командирам легковооруженных войск. Таким образом, аристократия лишила практически всех прав ту часть населения, роль которой в военных силах была ведущей. Точно так же зажиточные люди из простонародья не могли быть довольными мерами Кимона. Их оплотом был Совет пятисот, избираемый из трех высших разрядов, а теперь совет на Ареопаге парализовал любую деятельность, направленную на расширение демократии. К тому же Ареопаг, пользуясь своими полномочиями, позволял себе разные злоупотребления, фактически сводил личные и политические счеты под предлогом борьбы с безнравственностью. Таким образом, была парализована деятельность многих приверженцев демократии. Это повлекло за собой усиление пропаганды демократической группы. Голосование на Народном собрании о выборе должностных лиц шло открыто, поэтому маловероятно было, что афиняне будут голосовать против представителей знати. В связи с этим наиболее эффективным шагом было бы вынесение вопроса об остракизме Кимона. Этот шаг себя оправдал, и в 461 году* Кимон был изгнан из Афин. Принятие власти аристократии было вынужденной мерой для народа ради избежания новой войны. Аттика уже была под властью евпатридов и знала опыт такого правления, но другого выхода не было. За время ее правления демократическая группа обдумала все ошибки и набралась сил для нового прихода к власти. Знать снова лишила простой народ прав, которых он добивался на протяжении многих лет, и поэтому новый приход к власти демократии был неизбежен. (7. Перикл. Конец самостоятельного афинского государства. Во главе вновь пришедшей к власти демократической группы стояли известный своей неподкупностью Эфиальт и его молодой друг Перикл. Чтобы дискредитировать ареопаг Эфиальт возбуждает ряд процессов против его членов, а затем проводит закон о лишении его права политического контроля и ареопаг сохраняет лишь право суда об умышленном убийстве. После убийства Эфиальта в 460 году*( Перикл стал главой демократической группы, а после изгнания его главного оппонента Фукидида в 443 году**( он становится фактически главой афинского государства. Во время правления Перикла продолжался ввоз рабов и труд свободных людей все больше обесценивался и становился невыгодным. Платон говорит, что “свободные ремесленники работали с раннего утра до поздней ночи и, тем не менее, никак не могли заработать на пропитание своей семьи”***( . С этой армией безработных Периклу необходимо было что-то делать, как-нибудь доставить пропитание этим людям. Поэтому он посчитал наиболее целесообразной организацию общественных работ. Он занялся постройкой великолепных объектов, которые привлекали в Афины множество путешественников и приносили государству огромные доходы. Само строительство сокращало число безработных. Плутарх говорит, что “Перикл не хотел, чтобы простонародье ... живущее ремеслом, оставалось без государственной поддержки, но в то же время считал нежелательным, чтобы оно получало деньги ничего не делая ... Эти работы ... распределялись и распространяли благополучие между людьми самого различного возраста и дарования ...”( Привлечением как можно большего числа людей к строительству Перикл также боролся с праздностью. В неурожайные годы иногда всему народу оказывалась помощь в виде даровой раздачи или продажи по маленькой цене хлеба, купленного за государственный счет. Перикл ввел диэты, то есть плату за исполнение гражданских и военных должностей и за исполнение должности члена совета. Бедные граждане, занятые трудом для обеспечения своего существования, не имели возможности тратить время на исполнение общественных обязанностей. Установление платы давало им эту возможность. Но в то же время такая мера имела и свои недостатки, так как избрание должностных лиц по жребию уже давало возможность проникновения в государственные органы “скорее первых встречных, чем лучших граждан”*( , а введенная плата усугубила это положение. В 431 году начинается Архидамова война как первый этап Пелопоннесской войны. На начальном ее этапе афиняне терпели неудачи, в чем винили Перикла. Когда командование войском взял на себя Клеон, Афины стали одерживать победу за победой. Но и эти победы снова сменились неудачами. Скоро народ почувствовал, что Перикл ему необходим. В 429 году он снова был избран на должность стратега. Но в том же году он умер во время эпидемии чумы. Афины остались без вождя. Вспыхнувшая эпидемия уничтожила более трети населения. Афины стали терпеть поражение за поражением и скоро проиграли Спарте. После поражения Афины должны были выплатить огромную контрибуцию. После ее выплаты государственная казна опустела, афиняне лишились Афинского морского союза, а значит потеряли основной источник получения доходов. Афинское общество вступает в полосу острого кризиса. Недостаток средств в казне препятствовал осуществлению прежней политики раздач и поддержки городской бедноты. Разоряющиеся крестьяне бросают свои участки, продавая их ростовщикам. Рухнуло все былое могущество Афин, они перестали быть самостоятельными и гегемония полностью перешла к Спарте. Последние годы самостоятельное афинское государство находилось под руководством наиболее демократично настроенного правителя. Перикл был человеком дела, и стремился это же качество воспитать у народа. Он всегда порицал праздность и говорил, что “в богатстве он видел скорее подспорье для деятельности, чем предмет хвастливых речей. Что же касается бедности, то у нас не признание в ней позорно, а позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее...”*. Поэтому он предпринимал меры для наибольшей занятости населения. Отдавая много сил для внутреннего устройства государства, Перикл заботился и о внешней безопасности Афин - он продолжил дело Фемистокла по укреплению военной мощи афинского государства. Современники его отмечали, что он обладал необыкновенной способностью угадывать настроения народа, а также предвидеть результаты своей деятельности заранее. Во многом благодаря своим личным качествам, своей энергии, настойчивости, деловитости и неподкупности Перикл завоевал доверие народа, и проведенные им мероприятия имели успех. Фукидид говорил, что “все время, пока Перикл при мирной обстановке стоял во главе государства, он правильно руководил им и твердо охранял его безопасность”( . Быть может, если бы Перикл не умер, он бы добился победы Афин, но эпидемия унесла жизни многих воинов, что и подкосило ее силы в самый разгар войны. Глава III Эволюция правовой системы (1. Суд базилевса. Ареопаг. С древнейших времен каждый член общины разбирался со своим обидчиком сам. Его контролировали лишь в том, что касалось его работы, а личная жизнь никого не интересовала. Человеческая жизнь в то время не имела большой ценности, на обиду люди отвечали собственной расправой. За убийство мстили убийством: если не могли достать самого обидчика, то старались убить кого- нибудь из его близких родственников. Часто люди, преследуемые кровной местью были вынуждены покинуть родную общину и укрыться, если повезет, в другой. Об этом говорит Гомер в своей Илиаде: “Если в стране кто-нибудь одного хоть убил человека, если заступников после себя тот и мало оставил, все ж он спасается бегством, покинув родных и отчизну”*. На грабеж, угон скота отвечали грабежом. Чтобы заставить человека отдать какую-либо отнятую вещь, забирали у него, в свою очередь, что-нибудь и не отдавали до тех пор, пока тот не возвратит захваченное. Только в том случае, если силы обеих сторон были одинаковы и если люди не хотели драться, они искали посредника. Им мог стать базилевс или его приближенный, а так же уважаемые в округе старики. Тогда устраивался суд. Судьи садились полукругом на гладких камнях и звали обоих поссорившихся. Кругом стоял народ и шумно обсуждал дело, вставляя свои замечания. Мнение народа еще решающего значения не имело. Тяжебщики не рассказывали подробно суть дела, они лишь клялись каждый в том, что говорят правду. Для подтверждения своей клятвы они могли приводить своих родных и товарищей. Судьи по очереди говорили на чьей стороне они видят правду. Признанный виновным соответственно наказывался. Самым строгим наказанием считалось исключение из общины, что было в то время равносильно смерти. Сами судившиеся платили судьям за их суд как за особое одолжение, так как судьи были очень знатными и уважаемыми людьми. Чтобы не было обмана и судья не боялся, что сделает свое дело даром, наперед на глазах у всех выкладывалось золото, которое должно было пойти судьям в награду. Таким образом, судопроизводство в Афинах в древнейшую эпоху до тех пор, пока Аттика находилась на уровне родоплеменного строя, соответствовало социальной структуре общества. Судить имеют право лишь базилевсы и старейшины родов, причем они называют виновного не зная сути дела, а лишь на основании впечатлений о правдивости каждого, никакие доказательства их не интересовали. Само подтверждение правдивости путем привлечения родственников говорит о том, что не всегда клятва была правдивой, так как родственник вряд ли скажет что-либо против родственника. Но, даже имея право самому разбираться с обидчиками, каждый человек имел выбор между двумя способами этого. С течением времени, когда культурный уровень народа стал повышаться и человеческая жизнь стала больше цениться, люди все чаще стали прибегать ко второму способу. Такое положение дел в судебной системе сохранялось до тех пор, пока власть базилевса была крепкой. Но когда социальные отношения стали меняться, когда все больше людей выходили из-под власти базилевса, соответственно появилась необходимость изменений судоустройства и судопроизводства. Тесей провел многие реформы и в том числе судебную. После него главным судебным органом стал ареопаг. Этот орган разбирал дела об умышленных и неумышленных убийствах. Председательствовал в суде ареопагитов архонт - базилевс. Позднее был образован суд эфетов, который перенял у ареопага дела о неумышленных убийствах. Эфеты в числе 51 человека избирались исключительно из знати. В зависимости от характера преступления они судили в различных помещениях. В Палладионе они судили по делам о неосторожном убийстве и о покушении на убийство. Виновные в этих преступлениях временно изгонялись из Аттики, а имущество их конфисковывалось. В Дельфинионе судили по делам о “справедливом убийстве”, то есть об убийстве злодея, осужденного к смертной казни и скрывающегося от правосудия, об убийствах в целях самообороны, об убийстве грабителя, любовника жены, о нечаянном убийстве во время состязаний. Обвиненные в таких убийствах присуждались только к совершению религиозных обрядов. Оба эти судилища происходили под открытым небом, так как считалось большим грехом находиться под одной кровлей с убийцей. Наконец, у моря, в Фреатто, на границе Аттики, эфеты судили тех, кто, находясь в изгнании за убийство, обвинялся в совершении там нового убийства. Эти люди не могли вступить на аттическую землю и должны были оправдываться с лодки. Если обвинение подтверждалось, то их временное изгнание превращалось в пожизненное. Наиболее интересен самый древний суд в Пританее. Здесь продолжали судить базилевс и филобазилевс. Они судили животных, камни, ножи, мечи, топоры и прочие по обвинению в убийстве. Если вина доказана, то животное убивалось, а предметы выбрасывались за границу Аттики. Таким образом, видно, что целью наказания в то время была еще не безопасность общества, в основу здесь положены религиозные соображения. По представлению греков души убитых блуждают среди людей, они душат их, посылают на город чуму и другие несчастья до тех пор, пока убийство не будет отомщено, и души убитых не найдут успокоения в могилах. Поэтому государство заинтересовано в скорейшем розыске виновника, его наказании и удалении из страны, даже если это копье или топор. Судопроизводство вслед за социальными реформами Тесея стало отвечать исключительно потребностям земледельческой аристократии. Как было уже описано выше, землевладельцы были заинтересованы в концентрации земли в своих руках, а так как законными путями это сделать было невозможно, то они прибегали к произволу и, следовательно, не имели намерения давать возможность наказания захватчиков. Поэтому нельзя в таких условиях говорить о правосудии в Древних Афинах. (2. Солон и появление суда присяжных. Начиная с 594 года начинается эпоха демократизации государственного строя Афин. Поэтому необходимо было изменить и правовую систему соответственно изменявшимся социальным и экономическим отношениям. Так как Солон проводил реформы для освобождения народа из-под власти евпатридов и предоставления ему больших прав, то ему нужно было обеспечить право на защиту и восстановление нарушенных прав. Аристотель говорит, что “Солон дал всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду” и для этого учредил суд присяжных - гелиэю. Гелиастом мог быть каждый афинский гражданин, достигший тридцатилетнего возраста. Желающий подвергнуться жеребьевке в члены гелиэи обязан был заявить об этом архонтам и принести особую присягу. После этого составленный список гелиастов (5000 и 1000 запасных) и последние распределялись по особым секциям - дикастериям, составленным из пятисот членов каждая. Гелиасты должны были судить придерживаясь законов, в тех же случаях, когда соответствующего закона не было - по совести. Приговор гелиэи не подлежал пересмотру, и таким образом гелиасты выносили решения не подвергаясь за них никакой ответственности. Гелиэя рассматривала очень большое количество дел и поэтому каждый ее член был очень занят: чтобы не быть исключенным из списка, ему приходилось участвовать, по меньшей мере, в ста заседаниях (судебных дней было триста). Наряду с гелиэей продолжал функционировать в качестве судебной инстанции ареопаг, хотя значение его постепенно уменьшалось. После реформ Эфиальта за ним остались только дела об умышленном убийстве, нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях, окончившихся смертью. Убийство считалось делом, вызывающим гнев богов и поэтому наказание убийцы приобретало религиозное значение. Вот почему ближайший родственник убитого обращался к архонту - базилевсу, в ведении которого находились дела религиозного значения. Архонт - базилевс определял направление дела и производил предварительное следствие, в результате которого он определял какой судебной инстанции подлежит рассмотрение дела - ареопагу или гелиэе. Дела об убийствах, поступившие в ареопаг, слушались под открытым небом. Народное собрание иногда поручало ареопагу расследование государственных преступлений, о результатах которого он должен был докладывать Народному собранию, после чего дело шло на рассмотрение гелиэи. Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в том числе по делам о государственных и должностных преступлениях. Она же осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц, утверждая их отчеты. И, наконец, она |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |