|
Социальные отношения и правовая система в Древних Афинаххеттов, ассирийцев, мидян), которые надолго отдалили вмешательство восточной деспотии в греческие дела. Таким образом, отсутствие всяких помех положительно сказалось на жизни всей Греции и, конечно, на становлении полиса. Исходя из сказанного, я хочу опровергнуть вывод Ю.В. Андреева о том, что рождение греческого полиса было событием исключительным, так как произошло преждевременно и было обусловлено демографическим взрывом и межплеменными военными столкновениями*. Появление полиса было событием, к которому народ шел в процессе долгого развития, и событием вполне своевременным и закономерным, обусловленным вполне естественными причинами. Теперь рассмотрим сам процесс объединения отдельных общин в полис с центром в Афинах. Синойкизм (объединение) племен вокруг Афин традиция приписывает легендарному царю Тесею. Конечно, нельзя утверждать, что именно он создал афинский полис, что полис при нем сразу и окончательно сформировался. Но, несомненно, то, что с его именем связано первоначальное объединение, а сам процесс его становления занял несколько веков. По преданию, до Тесея афинского государства, да и самих Афин еще не было. Как сообщает Фукидид, “при Некроне и при первых царях - базилевсах население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи* и правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, жители не сходились на общие совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно, сами по себе. Некоторые города по временам даже воевали между собой, например, Элевсин с Эвмолпом во главе против Эрехтея...”*( . Среди этих небольших, но самостоятельных городов, Афины выделялись только своим срединным положением и большей укрепленностью. “Но, - говорит Фукидид - после того, как царскую власть получил Тесей, соединявший в себе силу с умом он и вообще привел в порядок страну, и, в частности упразднил булевтерии**( и власть прочих городов, объединил путем синойкизма всех жителей вокруг нынешнего города, утвердив один булевтерий и один пританей. Жителей отдельных селений... Тесей принудил иметь один этот город, который, поскольку все уже принадлежали к нему одному, стал велик, и таким передан был Тесеем его потомкам”***( . Таким образом, Тесей является объединителем Аттики и создателем афинского государства, он закрепил за Афинами роль единого политического центра и этим способствовал их росту как города. Археологические данные подтверждают, что в Аттике произошли крупные преобразования и указывают их предположительную дату - ХI в. до н.э. Вот так начался ввиду отсутствия помех непредотвратимый процесс становления полиса с центром в Афинах. Произошедшие перемены до основания потрясли главную ячейку общества - общину. Это привело к большей интенсивности земледельческого хозяйства, все большей его ориентации на городской рынок, а с началом колонизации и появлением денег, все к большей возможности накопления и обогащения, открывшейся для наиболее предприимчивых людей. (4. Великая греческая колонизация. К VIII в. до н.э. население Аттики стало таким многочисленным, что территорий, на которых оно могло бы разместиться, и средств пропитания стало не хватать. К этому времени общий культурный уровень афинян стал достаточно высоким, чтобы они перестали убивать детей, которых нельзя было обеспечить клером, или продавать их в кабалу. Теперь проблема перенаселения стала решаться путем выселения на другие территории. Цитата из Фукидида подтверждает это. Приток населения из Пелопоннеса в XI в. до н.э. “... сделали государство еще большим по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось достаточно земли, афиняне отправили колонии...”*. Часто за море отправлялись люди, не получившие земельного надела, так как в Афинах запрещалось дробить клеры. В основном это были представители, какого - либо побежденного рода, опасающиеся кровной мести. Первые колонии носили чисто земледельческий характер. Афиняне были наслышаны об обширных плодородных свободных землях в различных местностях, и, прежде всего на Востоке. Переселенцы сначала совсем не учитывали того огромного торгового значения колоний, которое они в скором будущем приобретут. Торговля до этого времени еще не играла большой роли, афиняне неохотно ею занимались. Нужные им чужеземные вещи они предпочитали добывать силой, а иногда обменивались с соседями. Таким образом, целью первых колониальных поселений была земля. Известно, что мегарцы, переселившись со своих территорий, заняли, было Византий, но затем переселились в Халкедон, так как почва там была плодороднее*. Однако уже через самое короткое время переселенцы поняли насколько выгодно торговать с местным населением. Вывезенные из дома глиняные горшки, которые не представляли для афинян особой ценности, оказались для местного населения вершиной художественного искусства и продавались им по очень высокой цене. Такой же успех имело оливковое масло и вино. Колонисты, осознавшие выгодность таких предприятий, уезжали на родину и привозили уже специально товары, которые пользовались наибольшим спросом у их новых соседей, получали прибыль и возвращались домой уже состоятельными людьми, становились всеми уважаемыми, хотя еще недавно были бедняками и не имели никакого влияния. Таким образом, целый ряд бывших земельных колоний получает торговый характер. Позже основанные колонии уже стали преимущественно торговыми. Скоро торговцы перестали довольствоваться вывозом случайных изделий, так как спрос, например на вазы, был очень велик. Поэтому появляются мастерские, которые работают специально на вывоз. Одни из наиболее значительных таких мастерских находились в Афинах. Важнейшим показателем силы обмена в эпоху колонизации может служить появление и распространение в Аттике монеты. В гомеровскую эпоху люди пользовались различными способами для определения цены: большую роль играли здесь металлы, но в их основе не было системы веса. Поэтому греки воспользовались изобретением восточных стран. В Египте употреблялись медные деньги в виде колец, и хотя им придавался определенный вес, при обмене ради осторожности их все - таки взвешивали. Это вносило много затруднений и поэтому наряду с денежной торговлей широко применялась старая меновая. В Ассирии и Вавилоне вместо меди ходило золото и серебро, но монета еще не чеканилась. Впервые чеканная монета появилась в небольшом, но очень развитом государстве - соседней с ионийскими греками Лидии*. Геродот отмечает, что именно лидийцы впервые занялись мелкой розничной торговлей и именно это обстоятельство, видимо, он видит причиной появления у них чеканной монеты. Лидийцы имели еще одно очень выгодное условие - залежи белого золота или электра, то есть натуральной смеси золота и серебра, из которого затем и чеканились монеты, начиная примерно со второй половины VII в. до н.э.*( . Вскоре чеканить монету, стали в соседних Милете и на острове Самос, затем в европейской Греции и, конечно, в Аттике. К высшей мере отнесли талант, его шестидесятая доля обозначалась словом мина (часть), далее мина делилась на пятьдесят статеров по двенадцать оболов или на сто драхм по шесть оболов. Таким образом, Аттика стала развивать товарно-денежные отношения, а не просто меновые, и торговля приобрела тот смысл, который заложен в самом ее понятии. Вновь основанные колонии стали находиться уже на территориях, выгодных для торговли. Главными исходными пунктами колонизационного движения уже ради торговли стали Коринф с его замечательным положением на перекрестке двух дорог: сухопутной через перешейки водной, образованной двумя близко подступающими друг к другу глубокими заливами, Халкида на Эвбее и Милет в Ионии на выходе реки Меалдры. Колонизация идет сначала в VIII в. до н.э.**( к западу на остров Сицилию и южный край Италии. Позднее, в VII в. до н.э.**(( колонисты начали расходиться на север и юг от старого греческого мира у Эгейского моря. В результате этого крупного перемещения берега Средиземноморья на две трети были заняты греками. Крайними пунктами греческих поселений были на западе Переней, на востоке - устья Дона и Кавказ. Только юго-западный угол Средиземного моря - Испания и Африка - занятый финикийскими колониями, остался нетронутым греками. Нигде колонии не захватывали большие внутренние области; колонисты занимали береговые полосы, основывали рядом поселения в горизонтальную полосу, не углубляясь внутрь, опять же для удобства торговли. Колонизация позволила получить огромные рынки сбыта товара, чем способствовала росту благосостояния народа, господству частной собственности и формированию рыночной экономики на основе свободной конкуренции. Создание Афинского морского союза помогло афинянам стать господствующими на море. Этот союз стал мощным каналом для получения доходов за счет взносов союзников. Наибольшего торгового расцвета Афины достигли при Перикле, который заботился об укреплении господства афинян на море и тем самым пополнял казну государства и повышал благосостояние народа. Афины сбывали свой товар почти во все концы света. Тот факт, что афинский товар пользовался огромным спросом, что его быстро скупали во многих странах говорит о том, что он был превосходного качества. Аттика с тех самых пор и по сей день считается эталоном во всех отношениях благодаря тому, что овладела в совершенстве искусством мореплавания, ремесла, торговли, и во многом благодаря тем умным и дальновидным людям, стоявшим у власти и заботившимся о процветании своего государства и народа. Но все- таки, изначальным фактором, определившим дальнейшее развитие Афинского государства стала колонизация. И здесь, я думаю, можно согласиться с Р. Ю. Виппером, который сказал, что “не будь колонизации Греция не имела бы истории”*. И действительно, сухопутных каналов Греция не имела, а даже если бы и имела, то они не смогли бы развиться настолько, чтобы она стала передовой торговой державой, она не смогла бы выйти в колонии, а значит не нашла бы такого огромного рынка сбыта своего товара. В таком случае не сформировалась бы рыночная экономика, Греция не стала бы на более высокую ступень развития, а неразвитая материальная культура никогда бы не привела к расцвету духовной культуры. Благодаря тому, что грекам не нужно уже стало отдавать все свои силы на добычу средств к существованию, они получили возможность духовного развития. Глава II Социальные отношения: на пути к социальному равенству (1. Первые сословия и социальные реформы. С древнейших времен территорию Аттики заселяли четыре крупных племени. Согласно преданию, такое деление было произведено царем Ионом. Каждая община была изолированной и производила самое необходимое сама: продукты земледелия и скотоводства, простейшую утварь, одежду, орудия труда, элементарное оружие. Все общество делилось на роды, фратрии и филы (племена). Каждая фила Аттики делилась на три фратрии, которые в свою очередь делились на тридцать родов, в каждом роде тоже было тридцать семей. Таким образом, население древней Аттики было представлено 10 800 семей. Такое деление имело большое значение и сохранялось на протяжении многих веков: это было основой и политической и военной организации общины. По фратриям и филам строилось общинное ополчение во времена походов, по ним же народ собирался на сходки для обсуждения какого-либо важного вопроса. Главой филы являлся базилевс - верховный военачальник, верховный судья и жрец общины. Во главе фратрии стоял фратриарх. Вопрос о преемственности власти базилевса на основании найденных источников не совсем ясен. Предположительно, после смерти базилевса или в случае неспособности им выполнять свои обязанности власть переходила к его сыну или другим родственникам, но иногда она могла перейти к другому роду. При этом существенную роль играли личные достоинства кандидата. Судя по данным эпоса преемственность власти базилевса еще не установилась окончательно. В своей деятельности базилевс опирался на Совет старейшин, который включал в себя представителей знатных и богатых родов. Его членов называли геронтами. Базилевс постоянно с ними советуется и без их одобрения не принимает ни одного решения. Все свободные общинники, то есть боеспособные мужчины каждого племени, входили в состав Народного собрания, где обсуждались разного рода текущие дела общины. Каждый свободный человек, связанный кровным родством с родовыми общинными организациями, пользуется всеми правами на территории своего племени. Он по жребию получает клер, обрабатывает его, имеет свою долю урожая. Потеря им земельного участка была в то время равносильна изгнанию из рода. Отдельные общины находились в состоянии постоянной войны между собой. Усобица в то время была самым обычным явлением. Достаточно было малейшего повода, чтобы разразилась война. Часто конфликт возникал даже из-за пресной воды. Но самой распространенной причиной была жадность, а именно угоны скота из соседнего поселка, внезапные высадки на чужом берегу и похищение людей с целью получения выкупа или привода домой в качестве раба. Но возможно и иное, экономическое объяснение набегам и усобицам. Были такие местности, где население стало расти несоразмерно со средствами пропитания и поэтому “избытку” населения приходилось либо выселяться на другие территории, либо жить грабежом. Иногда племена все же объединялись между собой, но единственная причина этого - необходимость обороняться от внешнего врага. При этом главы общин очень ревниво охраняли свою независимость и пресекают любые попытки покушения на причитающуюся им часть добычи. Эта военная добыча сразу же после похода делилась между его участниками, никакой общей казны не было. Социальный уклад афинского общества вслед за вторжением дорийцев не изменился. Аттика все также состояла из четырех фил под властью базилевсов, причем самым могущественным считался базилевс Афин. Но грабежи, усобицы, военные предприятия вели к большим переменам в имущественном положении различных людей. Одни быстро разоряются, другие - богатеют. Одни теряют свободу, отрываются от своего места и поневоле уходят рабами, другие расширяют свои владения, окружают себя множеством слуг. Множество людей лишилось земли, а значит, перестали быть членами общины. Многим нечего было терять, и они шли на чужбину. Образовался новый разряд людей - “переселенцев”. Эти люди презренны и лишены всякой защиты со стороны общины. Из тех же обезземелившихся образовался и другой разряд - феты. Они вынуждены были идти на службу под покровительство более сильных и состоятельных людей. Существовала форма наемного договора: фет нанимался на год за определенную плату. Часто фета ставили на одну ступень с рабами, так как по социальному положению они мало, чем отличались друг от друга. Люди, оторванные от земли могли стать ремесленниками или наняться на корабль матросами, гребцами. Масса безработных и обезземелившихся составляли основные кадры торговых морских экспедиций. Но очень многие люди из потерявших землю не могли найти применение своему труду. Изделия ремесла тогда пользовались небольшим спросом, кроме того, профессиональные навыки передавались от отца к сыну. Многие из фетов становились бродягами - нищими, особенно старики. Таким образом, в гомеровской Аттике дифференциация населения шла по родам. Но уже заметно постепенное разложение родового строя. Ранее однородная среда общинников подверглась расслоению, выделилась родовая аристократия, обладающая “...местом почетным и мясом и полной на пиршествах чашей...”*. Не смотря на периодические переделы земли, община обнаруживает признаки неравенства, появляются “многоклерные” и “безклерные”, что приводит к спорам и распрям: ...Два человека, соседи, за межи раздорят оба с саженью в руках на смежном стоящие поле. Узким пространством делимые, шумно за равенство спорят.*( Появляется также большое количество людей, вышедших из общины, а, следовательно, и из-под власти базилевса. Метанасты (то есть люди, потерявшие связь с общиной) не имели над собой никакой власти, не придерживались никаких законов. Население Аттики становилось все более разнородным, четких, определенных социальных групп еще не существовало. Власть базилевса все больше ослабевала, под его началом стало находиться все меньше людей, поэтому можно сказать, что эта должность отживает свой век. А власти, которая смогла бы подчинить своему авторитету все население, еще не было. Ни Совет старейшин, ни Народное собрание не могли взять на себя эту функцию. В XI в. до н.э. афинский царь Тесей отодвинул на второй план общинные органы управления, то есть базилевса и Совет старейшин. Базилевса заменила коллегия архонтов, а Совет старейшин - ареопаг, пополнявшийся из отслуживших свой срок архонтов. Древние историки, в первую очередь Аристотель, а позднее Плутарх, говорят, что Тесей был у афинян не только политическим, но и социальным устроителем, так как он первым разделил всю массу народа на первоначальные сословия. Как пишет Плутарх, опираясь на Аристотеля, “он не оставил без внимания того обстоятельства, что демократия**( стала неблагоустроенной и смешанной вследствие нахлынувшего и неразделенного множества народа, но первый выделил особо евпатридов, геоморов и демиургов, предоставив евпатридам решать божественные дела, поставлять должностных лиц и быть изъяснителями законов и истолкователями светских и религиозных дел ... он поставил их как бы наравне с остальными гражданами, поскольку евпатриды как казалось, превышали остальных славой, геоморы - приносимой пользой, а демиурги - численностью”*. Евпатриды - это родственники вождей, пользующиеся наследственным правом участия в совете полиса, начало формирования, которого положил также Тесей. Этимология этого слова говорит о том, что это были дети “славных отцов”, а значит, аристократическая каста людей, за которыми признано прямое происхождение по мужской линии от основателей полиса. Геоморы - крестьяне с мелкими наделами земли, продолжавшие жить в сельской местности. Демиурги - ремесленники, которые уже концентрируются в более крупных поселениях и городах. Хотя и коллегия архонтов и ареопаг избирались только из представителей родовой знати, само появление новых органов, управляющих всей Аттикой, а не отдельным родом, говорит о том, что традиционный общинный строй перестал существовать. Афинский народ стал на путь перехода к цивилизации с хозяйством индивидуальной семьи, господством частной собственности и разделением общества на более или менее четкие социальные группы по имущественному признаку. Евпатриды постепенно стали ограничивать власть базилевса, его функции скоро перешли к новым, выбранным из евпатридов, должностным лицам - архонтам. Сначала эта должность была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком, а с VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Евпатриды не только восприняли военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяли в свои руки все руководство страной. Военачальником становится полемарх, особый военный специалист из ряда аристократии, функция управления государством перешла к архонту, и, наконец, судебная функция перешла к шести фесмофетам (“выносящим постановления”). К родовой знати принадлежала не очень большая группа населения, но и она подверглась расслоению. Так как в то время все еще главное значение имели сражающиеся на колесницах и конях*, то полноправными аристократами считались лишь всадники. Аристократы, которым их земельный участок позволял приобрести лишь тяжелое вооружение были ограничены в правах и получили название “зевгитов” (младший аристократ). Позже и внутри всадников и произошел раскол на более богатых, получающих 500 медимнов зерна в год*(, так называемых “пентакосиомедимнов”, и более бедных. Высшие должности в государстве были оставлены только за пентакосиомедимнами. Таким образом, возможность занятия высших государственных должностей ограничивалась даже для аристократии. В сложном положении оказалась аристократия в период развития торговли и выхода в колонии. Именно тогда она резко раскололась на реакционную земледельческую и передовую торговую, представленную в Афинах родом Алкмеонидов, сыгравших в них истории очень заметную роль. Колонизация также привила к появлению большого количества разорившихся аристократов, рядовых общинников, которые не могли выбиться в ряды крепких хозяев. Эти люди смешивались с массой фетов, положение которых в то время стало совсем невыносимым. Очень часто плату фету хозяин просто не платил. Удерживая ее, хозяин, очевидно, хотел удержать работника за собой на следующий срок или продать их как рабов, так как в то время гарантий личной свободы не было. В такой ситуации у фета было три пути: продолжать служить с надеждой когда-нибудь получить заработанное и тем самым, переставая быть вольнонаемным, покорно перейти в разряд рабов, и, наконец, можно бежать, обращаясь в бродягу и рискуя получить от господина, если будет пойман, клеймо, которое навсегда должно было сделать его отверженцем общества. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |