|
Сословно-представительная монархия в РоссииОдин из самых древних приказов Русского государства - Казённый приказ - был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казённом дворе относится к 1493 году (опальный князь Андрей Васильевич Большой сидел в «тюрьме на Казённом дворе»), но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше. Само упоминание Казённый приказ впервые упоминается в 1512 году. Являясь главой Казённого приказа - важнейшего дворцового ведомства, сложившегося как общегосударственное учреждение ранее многих других ведомств, казначей уже со второй половины 16 века осуществлял и общегосударственные задачи: он ведал дипломатическими сношениями, ямскими, поместными, холопьими и другими делами. Здесь же на Казённом дворе находился и печатник - хранитель «большой государственной печати», прилагаемой к важнейшим общегосударственным документам (и прежде всего документам дипломатического характера). Ещё в первой половине 16 века в помощь казначею по отдельным государственным функциям появились соответствующие дьяки: ямской, посольский, поместный. Первоначально они подчинялись казначею и их делопроизводство велось на Казённом дворе, но с течением времени они обособляются на своих «дворах» или в приказах как начальники соответствующих самостоятельных государственных учреждений. Но даже после образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и Холопьего приказов казначей продолжал играть огромную роль в общегосударственных делах, особенно в вопросах внешней политики. Гораздо меньшее значение имели другие дворцовые приказы, возникшие из соответствующих «путей». Уже с 1501 года встречается первое упоминание о Дворцовой избе, которая с 1572 года именуется приказом Большого дворца. Его возглавляли дворецкий и двое дьяков. Задача приказа заключалась в снабжении двора великого князя (царя) всем необходимым и пополнении его казны. Приказ заведовал великокняжеским хозяйством, обслуживающим персоналом двора, управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами. В конце 15 - начале 16 века сложился Конюшенный приказ, ведавший царской конюшней и конюшенными слободами. Упоминаются в 16 веке Ловчий и Сокольничий приказы; во главе их нередко стоял один боярин. Со второй половины 16 века известен Постельничий приказ, заведовавший великокняжеской (царской) спальней. Все лица, возглавлявшие дворцовые приказы (дворецкий, конюший, ловчий, сокольничий, постельничий), были боярами. С образованием Русского централизованного государства возросли и его международные связи. Это повлекло за собой появление должности посольского дьяка (1486 год). Все важнейшие решения по вопросам внешней политики по-прежнему принимали царь, «поговоря с братьею и бояры», т.е. местом общего руководства внешней политикой была Боярская дума. Переговоры с послами вела специальная комиссия из бояр и посольского дьяка, который вскоре стал думным дьяком. Посольский дьяк выступал посредником между Боярской думой и послами. Он вёл дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях Боярской думы. Для переписки первоначально использовался канцелярский аппарат Казённого двора, где происходили заседания думской комиссии и посольского дьяка с послами. Впервые Посольская изба упоминается в 1549 году, впоследствии она именуется Посольским приказом. В 16 веке в нём находились подьячие, переводчики (для письменного перевода) и толмачи (для устного перевода). В 17 веке аппарат Посольского приказа значительно вырос. В приказе появились структурные части - повытья, возглавляемые старшими подьячими. Три повытья ведали сношениями с Западной Европой, а два - с Азией. Кроме того, в составе приказа числились площадные подьячие, золотописцы (для росписи дипломатических грамот), переводчики, толмачи, приставы, сторожа. Посольский приказ имел несколько степеней: великие послы, лёгкие послы ( посланники ), гонцы, посланцы. Однако Посольский приказ оставался в основном исполнительным органом царя и Боярской думы, которым принадлежало решающее слово во всех вопросах внешней политики. Во второй половине 17 века во гл окрестное население обязано было поставлять определённое количество лошадей, подвод, корма; оно же осуществляло и ямскую гоньбу. Каждым «ямом» заведовал ямщик, при котором был особый ямской двор. С образованием централизованного русского государства значение ямской службы возросло: по дорогам, идущим от Новгорода, Смоленска, с юга от «яма» к «яму» ехали к царскому двору иностранные послы. От Москвы по этим же дорогам пробирались великокняжеские и царские воеводы и чиновники. Уже в 1490 году упоминается ямской дьяк Тимофей Маклаков. Ямские дьяки заведовали ямщиками и ямской службой, разрешали споры между ямщиками и населением, утверждали выборы ямщиков, посылали учреждать новые «ямы». В централизованном государстве ямская служба значительно усложнилась. Население выбирало для ямской службы особых ямских охотников, которые селились при ямских дворах слободами. Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения, и они, как и некоторые другие дьяки, заведовавшие отдельными отраслями управления, пользовались канцелярским аппаратом Казённого приказа. В 1550 году впервые упоминается Ямская изба, а с 1574 года- Ямской приказ. В 17 веке Ямской приказ сохранил значение одного из важнейших приказов государства. В его ведении находилась ямская служба, управление ямскими землями, сбор денег на подмогу ямщиков, выписка подорожных и надзор за дорогами в государстве. Недовольство широких масс усилением феодального гнёта, возрастание значения в государстве поместного служилого дворянства повлекло за собой создание группы судебно-полицейских приказов: Разбойного, Земского, Холопьего и Судных. Со времени введения повсеместно губных учреждений Судебником 1550 года возникла необходимость постоянного центрального государственного учреждения, осуществлявшего руководство губными органами и надзор за их деятельностью. В 1555 году была составлена Уставная книга Разбойного приказа. Разбойный приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и дьяков во всём государстве, санкционировал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татиных дел на территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда. В 17 веке Разбойному приказу принадлежало общее руководство полицейской расправой по разбойным, татиным и приводным делам. Во главе приказа стояла следственно-судебная коллегия из боярина (окольничего), дворянина (стольника) и двух дьяков. Приказ имел разветвлённую сеть местных органов - губных старост и губ, осуществлял надзор за содержанием тюрем во всём государстве. В чрезвычайных случаях приказ посылал надельщиков и сыщиков из центра. Приказ существовал до 1701 года. Разбойные и татиные дела по Москве и Московскому уезду велись Земским приказом. Первое упоминание о нём относится к 1564 году. Земский приказ в Москве осуществлял полицейские функции: наблюдал за безопасностью и порядком, вёл борьбу с корчемством и пожарами, следил за содержанием в чистоте улиц и за городским благоустройством, собирал налоги с московского тяглового населения и судил его. Земский приказ проводил переписи дворов и церквей. В конце 17 века он был объединён со Стрелецким приказом, с которым разделял полицейские функции по Москве. С усилением феодального гнёта к середине 16 века связано появление Приказа холопьего суда (Холопьего приказа), ведавшего делами о поступлении в холопство, судом о кабальном холопстве и т.п. В связи с ограничением крестьянских переходов от одного феодала к другому (заповедные годы) с 80-х годов 16 века и введением срока сыска беглых (урочных лет) в 1597 году приказ стал принимать челобитные от бояр и служилых людей о беглых холопах, вести переписку о розыске беглых с местными властями (воеводами). В 17 веке приказ осуществлял юридическое оформление индивидуального закрепления крестьян, регистрацию дворовых всех вотчинников и помещиков, всякого рода кабал и крепостей. В Холопьем приказе писались кабальные на холопов, оформлялись на них «крепости», рассматривались тяжбы бояр и служилых людей из-за холопов. Сюда же подавались заявления («явки») о беглых. В приказ с челобитными с просьбой освободить их от холопства обращались и холопы. В тесной связи с реформами 60-х годов 16 века находилось создание группы судных (судебных) приказов в 90-е годы: Московского (1598 год), Владимирского (1593 год), Дмитровского (1595 год), Казанского (1591 год). Каждый из этих приказов заведовал судом служилых людей определённой территории государства, неподсудных местным властям по указу 1549 года. Судебная обособленность дворян и детей боярских в особых судебных приказах являлась одним из проявлений возросшего значения помещиков и поместного землевладения в Русском государстве. В 17 веке из четырёх территориальных судных приказов продолжали действовать Владимирский и Московский, которые являлись привилегированными судами для представителей всех групп господствующего класса феодалов. Указом 1699 года оба эти приказа были объединены в один под названием «Судный». Несколько особо от этой группы стоял Челобитный приказ, возникновение которого тесно связано с возвышением поместного дворянства и усилением власти московского царя. По решению Земского собора 1549 года дворяне и дети боярские получили право обращаться к суду самого царя. Это решение было закреплено в 64 статье Судебника 1550 года. Для приёма и разбора потока челобитных, поступавших на имя царя в 1550 году, был учреждён Челобитный приказ во главе с видным деятелем «Избранной рады» А.Ф. Адашевым. В этот приказ поступали все челобитные на имя царя. Часть жалоб направлялась на рассмотрение царя, а другая передавалась в соответствующие учреждения. Приказ принимал апелляционные жалобы на решения должностных лиц и государственных учреждений и, следовательно, являлся своеобразным контрольным органом государства. «Уложение» 1649 года отменило порядок прямой подачи челобитных царю, что сократило функции этого приказа и привело к его фактическому упразднению. Указом 1685 года Челобитный приказ был присоединён к Владимирскому судному. Челобитные, недовольных решениями Поместного и Холопьего приказов, передавались в специально созданный в 1619 году Приказ сыскных дел, который являлся высшим судом по земельным и холопьим делам. В 1625 году из Приказа сыскных дел был выделен приказ Приказных дел - орган особых поручений в области управления, финансов и т.д. Располагая значительными средствами, этот приказ выдавал жалованье ратным людям, укреплял города, осуществлял надзор за деятельностью дозорщиков, выполнял ряд других более мелких поручений, вплоть до реставрации икон Успенского собора. Рядовые провинциальные служилые люди были недовольны засильем думных чинов и высшей приказной бюрократии в первые годы правления царя Михаила Фёдоровича. Идя навстречу пожеланиям этой части господствующего класса, правительство создало в 1619 году «Приказ, что на сильных бьют челом». Во главе этого приказа за всё время его существования (он был упразднён в 1639 году вскоре после смерти Филарета) правительство ставило влиятельных лиц (князя И.Б. Черкасского, боярина Б.М. Лыкова и других; в 1631-1632 годах судьёй этого приказа был Д.М. Пожарский). С ликвидацией наместников по земской реформе 1555-1556 годов платимый тяглым населением в их пользу налог («кормовой оброк») стал поступать государству. В связи с этим приём «кормового оброка» ещё до земской реформы в Москве от земских старост и целовальников поручался по совместительству дьякам уже существовавших приказов. Эти дьяки назывались «кормленными». По мере возрастания налоговых поступлений и усложнения задач казённой, посольской и поместной «изб» взимание кормленного оброка в 60-70-е годы 16 века обособляется в приходные кассы - «избы», называемые четвертями («четями»). Несмотря на то, что во главе четей иногда по-прежнему стоят дьяки других приказов, в 70-90-х годах 16 века они являлись самостоятельными финансовыми приказами с более постоянной подведомственной им территорией, которая подчинялась им не только в финансовом, но и в административно- судебном отношении. Деньги, собранные четвертными приказами, выдавались служилым людям в форме жалования раз в четыре года. С начала 17 века четвертные приказы носят территориальные названия: Новгородская или Нижегородская (1601 год), Галицкая (1606 год), Устюжская (1611 год), Владимирская (1629 год) и Костромская (1629 год) четверти. Четвертные приказы были не только финансовыми, но и территориальными. Они ведали населением городов и уездов, управлением и судом. Новгородской четверти были подведомственны 65 городов, Галицкой и Устюжской - по 22 города, Владимирской - 26 городов, Костромской - 21 город. Ещё в 1597 году для заведования кабацким делом и кабацкими сборами на территории всего государства была учреждена новая четверть (Приказ новой четверти). В тесной связи с возросшими задачами Русского государства (увеличением войска, усложнением государственного управления) находилось и учреждение финансовых приказов. В середине 16 века был введён ряд общегосударственных налогов, преимущественно военного назначения: на городовое, засечное, ямчужное (пороховое) дело. Сбор этих налогов был поручен созданному примерно в 1533-1534 годах финансовому Приказу Большого прихода. Кроме прямых налогов, впоследствии приказ заведовал сбором таможенных пошлин, а иногда и ямских денег. В 17 веке Приказ Большого прихода ведал сбором прямых и косвенных налогов с большей части государства. Он же сдавал на откуп бани, лавки, гостиные дворы и погреба, взимал плату с клеймения товаров, с мер «чем всякие товары и питья меряют», ведал таможенными сборами. Иногда этому приказу передавались даже ямские сборы. В отличие от других финансовых приказов Приказ Большого прихода был чисто финансовым, не управляющим никакой территорией. В 1680 году дела этого приказа были переданы в Приказ Большой казны. Этот приказ возник в 1622 году и ведал он сборами налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами. В отношении к этому населению приказ выполнял административные и финансовые функции. В ведении Приказа Большой казны находился и Денежный двор, который распоряжался чеканкой монеты. Для сбора различных чрезвычайных налогов, главным образом на содержание администрации, создавались специальные приказы. По решению Земского собора 1616-1618 годов был создан Приказ сбора пятинных и запросных денег, действовавший с большими перерывами (1616-1618, 1632-1637 года), а затем передавший свои полномочия чисто военному Приказу сбора ратных людей. В 1659 году Приказ сбора ратных людей был преобразован в Приказ денежного сбора, которому был поручен сбор особого чрезвычайного налога (десятой деньги). Этот приказ просуществовал до 1680 года. В 60-х годах существовал Приказ денежной раздачи. Иногда на содержание армии производились натуральные сборы продовольствия. С 1655- по 1683 года существовал Хлебный приказ, а в 1672- 1696 годах - Приказ сбора стрелецкого хлеба. Условно к группе финансовых приказов можно причислить Печатный приказ. Начальник этого приказа - думный дьяк-печатник, у которого печать висела на шее, прикладывал её к документам. Со всех предъявленных в приказ документов взимались печатные пошлины. Скрепляя государственной печатью и регистрируя каждый попавший в него документ, Печатный приказ был важным звеном в системе бюрократического государственного аппарата России 17 века с его развитым бумажным делопроизводством. Расширение территории государства вызвало образование группы чисто территориальных приказов. В 1637 году управление Сибирью, находившееся в ведении Казанского приказа, обособилось в ведомство особого Сибирского приказа. Сибирский приказ назначал и смещал сибирских воевод, дьяков и других служилых людей; ему подчинялись размещённые по сибирским городам стрельцы и другие ратные люди; приказ заведовал сбором ясака с нерусских народов, денег, хлеба и соли с русского населения, размещением ссыльных и надзором за ними. Активная внешняя политика 50-70-х годов 17 века вызвала образование ряда территориальных приказов по управлению присоединённых земель. Временно оккупированные русскими войсками земли Литвы и Прибалтики управлялись территориальными приказами княжества Литовского (1655-1667 года) и Лифляндских дел (1660-1666 года). Присоединённые к России смоленские земли управлялись Приказом княжества Смоленского (Смоленского приказа), созданным в 1637 году и подчинённым в 1680 году Посольскому приказу. Воссоединённая с Россией Украина получила в составе Русского государства автономное управление. Сношение с Украиной осуществлял созданный в 1662 году Малороссийский приказ; ему же подчинялись московские воеводы и русские отряды на Украине. В 1687 году Малороссийский приказ был подчинён Посольскому приказу и находился в его составе до начала 18 века. Города, в которых были расположены некоторые русские полки (Сумской, Ахтырский, Харьковский, Острожский), в финансовом отношении попадали в ведомство приказа Великой России (или Великороссийский), учреждённого в 1687 году и существовавшего до начала 18 века. В 17 веке имелась значительная группа дворцовых приказов, из которых наибольшее значение имел Приказ Большого дворца, ведавший обширными, разбросанными по территории всего государства землями. При этом приказе сложилась система «дворов», заведовавшая снабжением царского дворца всем необходимым: Кормовой, Хлебный, Житенный, Сытенный. Продолжали функционировать и некоторые другие ранее известные приказы: всю первую половину века существовали Ловчий и Сокольничий приказы, весь век - Конюшенный, Постельничий и Казённый; в связи с развитием приказного аппарата последний постепенно теряет своё общегосударственное значение, превращаясь в личную казну царя, хранилище золотых и серебряных изделий, драгоценных материй и т.п. Возникли также некоторые новые дворцовые приказы: Приказ золотых и серебряных дел, Царская мастерская и Царицына мастерская печати. Особо хочу остановиться на характеристике Приказа тайных дел и Монастырского приказа. Вышеупомянутым Приказом тайных дел первоначально заведовал тайный дьяк, при котором находилось 6-7 подьячих. К концу существования Приказа во главе его стояла целая дьячная коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобитного и Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15). Основной функцией Приказа тайных дел был контроль за деятельностью приказов. Этот контроль мог носить явный характер и проявляться в затребовании для «ведома» (контроля) различных дел, сведений, отчётности из других приказов, в проверке приказного делопроизводства при непосредственном участии царя. Тайный контроль заключался в посылке подьячих Приказа с секретным наказом о контроле некоторых послов, которые «много чинять не к чести своего государя», или воевод, допускавших «много неправд ... над ратными людьми». Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказом, так и воеводами) было рассмотрение Приказом челобитных, поданных лично царю. После рассмотрения дела по челобитной в Приказе тайный дьяк докладывал о нём царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую думу, разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из других приказов. Приказ тайных дел рассматривал политические дела различной важности, начиная с дел о лицах, связанных с опальным патриархом Никоном и некоторыми вожаками раскола (Аввакум), и кончая делом холопа боярина Бориса Морозова, некоего Сумарокова, который, стреляя с чердака боярского двора по галкам, сидевшим на трубе Чудова монастыря, случайно попал пулей в государевы хоромы. Деятельное участие принимал Приказ тайных дел в деле Степана Разина и его сподвижников. Приказ следил за ходом розыска. Царь составил памятную записку с десятью вопросами для бояр, руководивших следствием по делу Разина. В Приказ запрашивали различные материалы этого процесса: расспросные и пыточные речи, очные ставки и т.д. Приказ осуществлял и другие функции самого разнообразного характера: вёл личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя, царской благотворительностью, сыском руд (медной - в Олонецком уезде, серебряной - на реке Мезени), руководил деятельностью Записного приказа, Аптекарского, Гранатного и Потешного дворов, ведал не вошедшими в состав дворцовых земель царскими обширными подмосковными имениями (Измайловым, Черкизовым, Котельниками, Люберцами и другими), постройками в селе Семёновском, ремонтом церкви в селе Коломенском, промышленными заведениями царя, некоторыми его торговыми операциями (персидским торгом), был личной кассой царя. Приказ тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал в этом Приказе. Здесь он имел свой стол с особым письменным прибором, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчётов, слушал доклады, рассматривал дела и т.п. Возглавлявшие приказ тайные дьяки пользовались большим влиянием в государственных делах. Приказ был упразднён в 1676 году. На протяжении 17 века помещики и вотчинники продолжали вести борьбу с |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |