|
Революционная ситуация 1859г—1861г. Отмена крепостного праваРеволюционная ситуация 1859г—1861г. Отмена крепостного праваКАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЦИАЛКОВСКОГО ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по истории отечества на тему: «РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ 1859г—1861г. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА» ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ 1-ГО КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ: Жукова Наталия Александровна ПРОВЕРИЛА: Яровикова Изольда Авдеевна. КАЛУГА 2001 Г. ПЛАН : ПЛАН : 2 1. ВВЕДЕНИЕ 3 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 4 3. ПОДГОТОВКА ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 7 4. ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 Г. 9 4.1 ЛИЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ. 9 4.2 РАЗМЕРЫ ПОЛЕВОГО НАДЕЛА. 9 4.3 ПОВИННОСТИ 10 4.4 ВЫКУП 12 4.5 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 13 5. ОБНАРОДОВАНИЕ «ПОЛОЖЕНИЙ 19 ФЕВРАЛЯ» И КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВЕСНОЙ 1861г. 14 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 7. ЛИТЕРАТУРА 18 1. ВВЕДЕНИЕ ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ яВИЛАСЬ УСЛОВИЕМ, ОБЕСПЕчИВАЮЩИМ УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА. ПРИчИНОЙ, ЗАСТАВИВШЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЙТИ НА РЕФОРМЫ, БЫЛ КРИЗИС ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИчЕСКОЙ СИСТЕМЫ. СУЩЕСТВОВАНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ОБУСЛОВЛИВАЛО ЭКОНОМИчЕСКУЮ И ПОЛИТИчЕСКУЮ ОТСТАЛОСТЬ РОССИИ. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОДЪЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗяЙСТВА БЫЛИ НЕВОЗМОЖНЫ ПРИ СОХРАНЕНИИ КРЕПОСТНИчЕСТВА. КРИЗИС ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИчЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫЗЫВАЛ ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕчИЙ, КОТОРЫЙ ПРОяВЛяЛСя В РОСТЕ КРЕСТЬяНСКОГО ДВИЖЕНИя, ОСОБЕННО В 50-Е ГОДЫ. ПОЭТОМУ ВОПРОС О КРЕПОСТНОМ ПРАВЕ И ЕГО ЛИКВИДАЦИИ яВЛяЛСя ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ИДЕЙНОЙ БОРЬБЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В РОССИИ. Александр II Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В.А. Жуковский. Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал "полным генералом". Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 37-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь "Освободитель". Исход Крымской войны был ясен - Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики. Крымская война, обнаружившая всю отсталость крепостнического государства, это и заставило правительство Александра II вступить на путь реформ. Большую роль играла в этом боязнь крестьянского восстания. Однако в тогдашних условиях отмена крепостного права революционным путем была невозможна. Крестьянское движение представляло собой стихийную борьбу, не освещенную никаким политическим сознанием. 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА КРЕПОСТНИчЕСКАя СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗяЙСТВА НА РУБЕЖЕ XVIII—XIX ВВ. ПЕРЕЖИВАЛА ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИя И КРИЗИСА. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗяЙСТВЕ К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ ДОСТИГЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКОГО РАЗВИТИя, ПОКАЗАТЕЛЕМ чЕГО БЫЛО ПРИМЕНЕНИЕ МАШИН, ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИя В ОБЛАСТИ АГРОНОМИчЕСКОЙ НАУКИ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОСЕВОВ НОВЫХ ТРУДОЕМКИХ ТЕХНИчЕСКИХ КУЛЬТУР. Во второй четверти XIХ в. наряду с улучшенными сельскохозяйственными орудиями — плугами, конными сеялками — получают некоторое распространение, в целом небольшое, молотилки, веялки, сортировки, соломорезки, сеялки и т. д. К середине XIX в. значительно увеличивается количество предприятий, производивших эти машины. Наряду с некоторым прогрессом в области распространения сельскохозяйственных машин наблюдается и стремление отдельных помещиков перейти от трехполья к многополью — к так называемой плодопеременной системе. В крестьянском хозяйстве также имелись определенные сдвиги, хотя они и не получили здесь сколько-нибудь заметного развития. Переход к различного рода усовершенствованиям наблюдался преимущественно у государственных, а также иногда и у помещичьих крестьян, находившихся на оброке. Это находило свое выражение в некоторых улучшениях сельскохозяйственных орудий, выращивании породистого скота, посевах технических культур и т.д. Эти новые производственные силы были несовместимы со старыми, феодальными производственными отношениями, основанными на подневольном крепостном труде с присущей ему рутинной техникой, вследствие чего они и не могли получить значительного развития. Центром всей экономической жизни в деревне являлось помещичье имение. Земля, принадлежавшая помещику, подразделялась на две части: собственно барскую запашку, которая обрабатывалась трудом крепостных, и крестьянскую, находившуюся в их пользовании. Основой крепостного хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Этот вид собственности характеризовался следующими признаками: монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству; непосредственный производитель, крепостной крестьянин, находившийся в личной зависимости от помещика, был прикреплен к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу. Поэтому за крепостными крестьянами закреплялся определенный надел, который отнюдь не являлся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Этой системе хозяйства соответствовало низкое состояние техники, отражавшее в свою очередь низкий уровень развития производительных сил при феодализме. Крепостное хозяйство было по своему характеру натуральным, представляя собой замкнутое целое. В первой половине XIX в. наблюдается значительный рост товарно- денежных отношений, которые в условиях начавшегося внедрения новой, капиталистической техники и частичного применения вольнонаемного труда характеризовали собой кризис феодально-крепостнической системы. Все большее вовлечение помещичьих хозяйств в орбиту рыночных отношений порождало помещичье предпринимательство, т. е. попытки расширения и рационализации своего хозяйства при сохранении крепостного права. Если в условиях натурального хозяйства помещик стремился обеспечить лишь возможность простого воспроизводства, то в период разложения феодализма он уже заинтересован в расширении своего хозяйства. Поэтому на протяжении первой половины XIX столетия наблюдается известный рост барщины и оброчных повинностей. Формами эксплуатации крепостного труда в этот период являлись барщина и оброк, нередко переплетавшиеся между собой (смешанная повинность). Эти формы крепостной зависимости дополнялись различными натуральными сборами и другими повинностями (подводная, дорожная и т. п.). Отдельные помещики разрешали эту потребность в вольнонаемном труде довольно своеобразно: переводили своих крестьян с барщины на оброк, а затем нанимали их же для обработки своей земли как вольнонаемных рабочих. В других случаях помещики изыскивали новые виды барщины, более эффективные в экономическом отношении. Таким образом часть крепостных превращалась в постоянных рабочих. Большое значение для развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве имело торговое земледелие. Связанная с определенным уровнем развития производительных сил, специализация земледелия настоятельно требовала утверждения новых производственных отношений, углубляя тем самым кризис крепостнической системы. Новые производительные силы в сельском хозяйстве не могли получить в первой половине XIX столетия большого развития в силу господства феодально- крепостнических отношений. Окончательное утверждение новых производственных отношений было невозможно в условиях сохранения крепостнических форм хозяйства, являвшихся непреодолимой преградой всякого прогресса. Крестьянство России делилось на три основные группы: помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне подразделялись на две группы: собственно крестьян, занимавшихся сельским хозяйством на помещичьей земле, и дворовых, лишенных всяких средств производства. Однако и здесь процесс расслоения протекал медленно. Жестокая эксплуатация крестьян обусловливала нищенский уровень их жизни. Крестьянское хозяйство приходило в упадок, урожаи были крайне мизерны, вследствие чего массовые голодовки и нищета считались нормальными явлениями. Крестьяне не обладали правом собственности как в отношении недвижимого, так и движимого имущества. Недвижимую собственность крепостные могли приобретать только на имя своего помещика. Помещик имел право переселять своих крестьян, лишать их земли, переводя в дворовые или на месячину. Право суда над крепостными также принадлежало помещикам, которые могли применять к ним следующие наказания: 1) сечение розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, 2) арест до 2 месяцев, 3) заключение в смирительном и рабочем доме до 3 месяцев, 4) заключение в исправительных арестантских ротах гражданского ведомства до 6 месяцев. По закону 1822 г. помещикам было вновь предоставлено право ссылки своих крепостных в Сибирь. Крестьяне были лишены права жаловаться на своего владельца. Правительство, оберегая права Дворянства, рассматривало возмущение крепостных против их владельцев как восстание против государственной власти. Все это обусловливало произвол помещиков и приводило к самым утонченным издевательствам и истязаниям крепостных крестьян. Таким образом, на протяжении первой половины ХIХв. в условиях кризиса феодально-крепостнической системы наблюдается ухудшение экономического положения помещичьих крестьян, что являлось следствием усиления эксплуатации и частичного их обезземеливания, вместе с тем ухудшается и правовое положение крестьян. Вторую группу крестьянства составляли государственные, или казенные, крестьяне, принадлежавшие государству. Государственные крестьяне как юридически оформленное сословие возникли в начале XVIII в. в результате военных и финансовых реформ Петра Великого. В состав государственных крестьян вошли различные категории сельского населения, находившиеся в зависимости от государства (черносошные крестьяне, сибирские пашенные люди, однодворцы и различные категории потомков служилых людей—пушкари, засечные сторожа, драгуны и т, д.). Во второй половине XVIII в. в связи с секуляризацией церковных земель в состав государственных были включены и монастырские крестьяне, первоначально получившие наименование экономических. В правовом отношении положение государственных крестьян по сравнению с помещичьими было несколько лучше. Они имели право избирать себе род деятельности (заниматься торговлей, промыслами), переходить в другое сословие, приобретать на свое имя имущество. Государственным крестьянам предоставлялось право «свободных сельских обывателей». Несколько селений государственных крестьян, составлявших примерно 3 тыс. душ, объединялись в волость. Во главе волости учреждалось волостное правление, избранное на волостном сходе. Однако это «самоуправление» было в значительной степени формальным, так как, во-первых, все сельские должностные лица беспрекословно подчинялись полиции и чиновникам, от которых зависело утверждение решений сходов, и, во-вторых, сельская администрация состояла обычно из местных богачей, эксплуатировавших своих односельчан. Надо сказать, что права государственных крестьян, как «сословия свободных сельских обывателей», были незначительны и к тому же весьма неопределенны. В XVIII в. государственные крестьяне служили резервуаром, из которого давались «пожалования» тем или иным царским фаворитам. Таким образом, государственные крестьяне в любой момент могли быть перечислены в разряд помещичьих. В XIX в., когда «пожалования» были прекращены, государственных крестьян нередко переводили то в состав военных поселян, то зачисляли в число удельных. Кризис феодальной системы находил свое выражение и в ухудшении положения основной массы непосредственных производителей — крепостных крестьян, что являлось следствием усиления эксплуатации. Это в свою очередь приводило к обострению классовых противоречий, к усилению борьбы народных масс, не желавших мириться с существующим порядком вещей. Все это настоятельно требовало отмены крепостного права. Однако самодержавие, понимавшее необходимость освобождения крестьянства, не могло пойти на это вопреки воле дворянства. Для того чтобы правительство решилось пойти на такой шаг, потребовалось событие, потрясшее всю страну. И таким событием явилась Крымская война. 3. ПОДГОТОВКА ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА КРЫМСКАя ВОЙНА ВСКРЫЛА ВСЕ НЕСОВЕРШЕНСТВО КРЕПОСТНИчЕСКОЙ СИСТЕМЫ КАК В ЭКОНОМИчЕСКОМ, ТАК И В ПОЛИТИчЕСКОМ ОТНОШЕНИИ, И ОКАЗАЛА ОГРОМНОЕ ВЛИяНИЕ НА ОТМЕНУ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. Армия оказалась вооруженной устаревшим оружием, не соответствовавшим уровню европейской техники, флот не имел паровых судов, ходил под парусами. В стране отсутствовали железные дороги. Все это являлось следствием технической и экономической отсталости России. Система организации армии была архаичной, а обучение войск рассчитано не на то, что необходимо на войне, а на подготовку к смотрам и плац-парадам. Офицерство в большинстве своем было невежественным, и система подготовки его также не была рассчитана для действий в боевых условиях. Система лжи, показного благополучия и лицемерия, получившая в период кризиса феодально-крепостнической системы всеобщее распространение, обнаружила все свои отрицательные стороны во время войны. Несмотря на героизм войск, армия терпела неудачу за неудачей. Все это приводит к тому, что правительство начинает понимать необходимость радикальных перемен, невозможность существовать по-старому. Вместе с тем в период Крымской войны наблюдается значительный подъем крестьянского движения, принявшего массовый характер. Александр II не обладал сильной волей, подобно своему отцу. Точнее, он был человеком слабовольным, но вместе с тем упрямым. В тех случаях, когда он приходил к твердому убеждению, что та или иная мера жизненно необходима его империи, он шел напролом, не считаясь с мнением своих сановников и царедворцев. Александр II высказал два исключающие друг друга положения отнюдь не успокоившие московских крепостников. С одной стороны, царь заявлял о своем нежелании отменить крепостное право, с другой — указал на необходимость все же осуществить эту реформу. Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Подготовка реформы отдавалась целиком в руки дворянства. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне. Составление проектов должно было осуществиться на основе следующих положений: 1) Помещикам сохраняется право собственности на всю землю, но крестьянам оставляется их усадебная оседлость, которую они в течение определенного времени приобретают в свою собственность посредством выкупа; сверх того, предоставляется в пользование крестьян надлежащее, по местным удобствам, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком, количество земли, за которое они или платят оброк, или отбывают работу помещику. 2) Крестьяне должны быть распределены на сельские общества, помещикам же предоставляется вотчинная полиция. 3) При устройстве будущих отношений помещиков и крестьян должна быть надлежащим образом обеспечена исправная уплата государственных и земских податей и денежных сборов» Следовательно, в основу официальной программы правительства по крестьянскому вопросу были положены предложения Министерства внутренних дел. Из рескрипта следовало, что крестьяне на основании правительственной программы должны были получить личную свободу, но остаться в полуфеодальной зависимости от помещиков. Большая часть помещиков смотрела на это дело как на несправедливое, по их мнению, отнятие у них собственности и как на будущее разорение. Сторонниками освобождения крестьян выступила та часть помещиков, которая оказалась вовлеченной в орбиту новых капиталистических отношений и в силу этого считала для себя выгодным отмену крепостного права. Неудержимое стремление крестьян к воле, находившее свое выражение в отказе от выполнения феодальных повинностей, вызывало огромный страх у правительства и оказывало серьезное влияние на ход подготовки реформы. Однако вера крестьян в царя порождала у них надежду на подлинное освобождение. Правительство прекрасно отдавало себе отчет в том, что реформа не сможет удовлетворить крестьянство, и опасалось революционного взрыва. Это обстоятельство и заставило правительство пойти на некоторые уступки, в смысле более радикального разрешения крестьянского вопроса. Ознакомившись с ходом подготовки реформы, можно сделать ряд выводов. Непосредственной причиной, заставившей правительство Александра II пойти на реформу, была Крымская война, вскрывшая всю отсталость феодально- крепостнического государства. Именно это обстоятельство заставило многих из представителей власти понять невозможность сохранения старого порядка. Крестьянское движение, приобретшее в период войны относительно большие размеры, вызывало большой страх как у правительства, так и у самого императора. Именно боязнь восстания заставила Александра II пойти на подготовку отмены крепостного права. Крестьянские восстания пугали самодержавие и заставили пойти его на некоторое расширение первоначальной программы решения крестьянского вопроса. 4. ПОЛОЖЕНИя 19 ФЕВРАЛя 1861 Г. 4.1 ЛИчНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ. «ПОЛОЖЕНИя 19 ФЕВРАЛя 1861 ГОДА О КРЕСТЬяНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ» СОСТОяЛИ ИЗ РяДА ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ТРАКТОВАВШИХ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМЫ. НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ИЗ НИХ яВЛяЛОСЬ «ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КРЕСТЬяНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ», В КОТОРОМ ИЗЛАГАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИя ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. КРЕСТЬяНЕ ПОЛУчАЛИ ЛИчНУЮ СВОБОДУ И ПРАВО СВОБОДНО РАСПОРяЖАТЬСя СВОИМ ИМУЩЕСТВОМ. ПОМЕЩИКИ СОХРАНяЛИ СОБСТВЕННОСТЬ НА ВСЕ ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ ИМ ЗЕМЛИ, ОДНАКО ОБяЗАНЫ БЫЛИ ПРЕДОСТАВИТЬ В ПОСТОяННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕСТЬяНАМ «УСАДЕБНУЮ ОСЕДЛОСТЬ», Т.Е. УСАДЬБУ, С ПРИУСАДЕБНЫМ УчАСТКОМ, А ТАКЖЕ И ПОЛЕВОЙ НАДЕЛ «ДЛя ОБЕСПЕчЕНИя ИХ БЫТА И ДЛя ВЫПОЛНЕНИя ИХ ОБяЗАННОСТЕЙ ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПОМЕЩИКОМ..,». ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОМЕЩИчЬЕЙ ЗЕМЛЕЙ КРЕСТЬяНЕ ОБяЗАНЫ БЫЛИ ОТБЫВАТЬ БАРЩИНУ ИЛИ ПЛАТИТЬ ОБРОК. ОНИ НЕ ИМЕЛИ ПРАВА ОТКАЗАТЬСя ОТ ПОЛЕВОГО НАДЕЛА, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В ПЕРВЫЕ ДЕВяТЬ ЛЕТ (В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД ОТКАЗ ОТ ЗЕМЛИ БЫЛ ОГРАНИчЕН РяДОМ УСЛОВИЙ, ЗАТРУДНяВШИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭТОГО ПРАВА). Это запрещение достаточно ярко характеризовало помещичий характер реформы: условия «освобождения» были таковы, что крестьянину сплошь и рядом было невыгодно брать землю. Отказ же от нее лишал помещиков либо рабочей силы, либо дохода, получаемого ими в виде оброка. 4.2 Размеры полевого надела. РАЗМЕРЫ ПОЛЕВОГО НАДЕЛА И ПОВИННОСТИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАНЫ В УСТАВНЫХ ГРАМОТАХ, ДЛя СОСТАВЛЕНИя КОТОРЫХ ОТВОДИЛСя ДВУХЛЕТНИЙ СРОК. СОСТАВЛЕНИЕ УСТАВНЫХ ГРАМОТ ПОРУчАЛОСЬ САМИМ ПОМЕЩИКАМ, А ПРОВЕРКА ИХ—ТАК НАЗЫВАЕМЫМ МИРОВЫМ ПОСРЕДНИКАМ, КОТОРЫЕ НАЗНАчАЛИСЬ ИЗ чИСЛА МЕСТНЫХ ДВОРяН- ПОМЕЩИКОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОСРЕДНИКАМИ МЕЖДУ КРЕСТЬяНАМИ И ПОМЕЩИКАМИ ВЫСТУПАЛИ ТЕ ЖЕ ПОМЕЩИКИ. Уставные грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с «миром», т. е. с сельским обществом крестьян, принадлежавших тому или иному помещику, в результате чего и повинности за пользование землей взимались с «мира». Обязательное наделение землей и установление круговой поруки в отношении уплаты повинностей фактически приводили к закрепощению крестьян «миром». Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт — все это зависело от решения «мира». Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, выкуп же полевого надела определялся волей помещика. В случае желания помещика продать свою землю крестьяне не имели права отказываться. Крестьяне, выкупившие свои полевые наделы, именовались крестьянами- собственниками «выкуп производился также не отдельным лицом, а всем сельским обществом». Таковы основные условия отмены крепостного права, изложенные в «Общем положении». Эти условия полностью отвечали интересам помещиков. Установление временнообязанных отношений сохраняло на неопределенный срок феодальную систему эксплуатации. Прекращение этих отношений определялось исключительно волей помещиков, от желания которых зависел перевод крестьян на выкуп. Реализация реформы передавалась целиком в руки помещиков. Размер земельных наделов, а также платежи и повинности за пользование ими Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |