бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реформы Петра I

Реформы Петра I

Содержание

Введение 2

1. Форма государственного единства 3

2. Судебные органы 7

3. Церковь и государство 9

4. Правовая Система 11

5. Гражданское право 15

6. Семейное право 18

7. Уголовное право 19

8. Процессуальное право 22

Заключение 30

Список литературы 31

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса реформ Петра I.

Петр Великий – одна из ярчайших личностей в Европе начала современной

истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской

отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный

мир.

Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с

новыми указами – все это представляет картину деятельности и умственной и

физической, которую ни один правитель в современной истории не был способен

превзойти.

Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние,

сила и репутация России. Великий реформатор претворял в жизнь

многочисленные идеи, например: реформа алфавита, военная реформа, денежная

реформа и пр. и конечно же реформы административные и правовые реформы. В

данной работе мы затронем вопросы реформирования Петром I в системе права.

Изучению рассматриваемого вопроса уделяется достаточно много внимания

в юридической литературе. Так, например, из общего списка хочется выделить

таких авторов как: Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского

права», Исаев И.А. «История государства и права России» и многотомное

российское законодательство X-XX веков.

Вся работа состоит из восьми глав, которые рассматривают следующие

вопросы реформирования системы права. Первая глава - вопрос развития формы

государственного единства; вторая глава – вопрос судебных органов; третья –

вопрос взаимоотношений церкови и государства; четрертая – вопрос всей

правовой системы в целом; пятая – вопрос гражданского права; шестая –

вопрос семейного права; седьмая - вопрос уголовного права и восьмая –

вопрос процессуального права.

1. Форма государственного единства

Важным явлением в развитии формы государственного единства стало

коренное преобразование административно-территориального устройства России,

произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода

земель, имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и

единая система административно-территориального деления, созданная по

определенным принципам, не лишенным известной научности и носящим в

определенной мере буржуазный характер. До некоторой степени Россия даже

обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое

административное деление было введено лишь после буржуазной революции.

Первый этап преобразования административно-территориального устройства

приходится на время правления Петра I. Великий реформатор ввел трехзвенное

административное деление по схеме: губерния — провинция — уезд.

Первоначально было создано восемь громадных губерний. Их границы даже не

определялись, а в губернию включались города с прилежащими землями,

тяготеющие к губернскому центру, связанные с ним дорогами. Постепенно

количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель,

так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к

моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в

империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло

полусотни. Рост числа губерний, а следовательно, уменьшение их территорий

привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века,

ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях

провинции сохранились.

Переход к абсолютизму, означал прежде всего отмирание сословно-

представительных органов. Отмирает наиболее характерный орган сословно-

представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские

соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они

вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным

вопросам. Так, в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича

собираются несколько раз совещания с посадскими и служилыми людьми, которые

решают вопросы, относящиеся только к данному сословию. Например, в 1682 г.

на одном из таких совещаний было отменено местничество. После смерти Федора

дважды собирались фиктивные соборы для избрания ему преемника. Эти соборы

были лишь сборищем сторонников избрания на престол Петра или Ивана. Как

известно, в первый раз царем был провозглашен Петр, а во второй раз — оба

мальчика.

Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть

царя, — Боярская дума. Падение значения Боярской думы также происходило

постепенно и, прежде всего, отразилось на численном росте Думы. Если при

Иване Грозном в Думе сидел 21 человек, то при Алексее Михайловиче — уже 59,

а при Федоре Алексеевиче — 167. В силу этого если раньше Дума могла

собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать было

затруднительно. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным

случаям. Действительные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью,

так называемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее

приближенных к царю. При Федоре Алексеевиче Дума вовсе утратила значение

политического органа. А Петр I в самом начале своей реформаторской

деятельности окончательно ее упразднил.

Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-

то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали и

перестройку всего государственного аппарата. Эти позитивные мероприятия по

реконструкции феодального государства, по приспособлению его к новым

условиям классовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в

правление Петра I и Екатерины II. Все эти мероприятия были направлены на

укрепление феодального государства как машины в руках господствующего

класса для подавления сопротивления эксплуатируемых, для удержания в узде

крепостного крестьянства.

Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в

некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение

царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это

звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и

перешло к его преемникам.

Однако абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю

законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется,

выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая

система новых центральных и местных органов.

При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего

законосовещательного, административного и судебного органа, порой

заменяющего и особу императора. Однако при Екатерине I положение Сената

существенно меняется. В феврале 1726 г. был создан Верховный тайныйсовет,

оттеснивший Сенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно императору,

то теперь между Сенатом и императрицей вставал Верховный тайный совет.

Сенат оказался в подчиненном положении.

Принижение значения Сената было предрешено уже в указе о создании

Верховного тайного совета. Особо важные дела указ предписывал из Сената

передавать не императрице, а в Совет. Из его подчинения выводились Военная

и Морская коллегии. Было решено впредь именовать его не Правительствующим,

а Высоким. Соответственно менялся и состав Сената. Его члены — приближенные

императрицы, представители новой петровской знати, вошедшие в Верховный

тайный совет, выходили из состава Сената и заменялись менее значительными

лицами.

12 февраля 1726 г. Сенату был оглашен указ, присланный из Верховного

тайного совета, в котором говорилось, что Сенат должен писать в Совет

доношения, а Совет будет присылать Сенату указы. Поскольку указ не был

подписан императрицей, сенаторы посмели возражать против такого порядка. Но

на другой день императрица подтвердила указ Верховного тайного совета. В

документе были установлены новые ограничения прав Сената.

Итогом, закрепившим новое положение Сената, явился указ 7 марта 1726

г. «О должности Сената»[1]. Этот указ был первой исторической ступенью,

изменившей значение Сената. Далее будут еще моменты его взлета и падения,

но общая тенденция к превращению Сената в орган второстепенный сохранится

на все будущее время.

Сенат, изменивший свой правовой статус, оказался тем не менее органом

долговечным, а вот Верховный тайный совет просуществовал недолго. Он был

упразднен уже в 1730 г. Анной Иоанновной, не захотевшей мириться с

претензиями «верховников» на ограничение власти монарха. Однако императоры

не могли обходиться без каких-то совещательных .органов при своей особе, и

такие органы под разными названиями неоднократно создаются на всем

протяжении XVIII в.

При Петре I были существенно преобразованы органы центрального

управления. На смену сложной и запутанной системе приказов пришла новая

четкая система коллегий. По существу, они стали первыми органами

отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко

определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами,

государственными доходами и т. д. Приказной неразберихе пришел конец.

Вместе с органами центрального управления претерпела изменения и

система местного управления. Изменив административно-территориальное

деление, Петр I поставил во главе новых административных единиц и новых

должностных лиц. Во главе губерний были поставлены губернаторы. Они

обладали весьма широким кругом прав и подчинялись непосредственно Сенату и

коллегиям. При губернаторе состояла ландратская коллегия в качестве

совещательного органа. В губерниях и провинциях было учреждено большое

количество различных должностных лиц, ведавших отдельными вопросами

управления.[2]

В XVIII в. было создано и городское самоуправление. Впервые городские

органы возникли при Петре I, а затем были реформированы Екатериной II. В

этот период создаются специальные органы полицейского управления. По указу

1718 г. в Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера.

Отдельными улицами ведали старосты. Каждый десяток дворов находился в

ведении десятского. Позднее полицейские органы были созданы и в других

городах.

2. Судебные органы

Новые условия экономики, обострение классовой борьбы требовали и

соответствующего приспособления судебных органов. В их устройстве

происходят важные изменения. Однако они, естественно, не затрагивают

сословно-классового содержания российского суда. Суд остается феодальным,

приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего

класса. Прежде всего, необходимо отметить, что в этот период зарождается и

развивается отделение суда от администрации. Первые попытки в этом

направлении сделал Петр I. Он учредил специальные судебные органы,

отделенные в какой-то мере от администрации.

Реформировал он полностью и духовный суд. В качестве первой инстанции

духовного суда были учреждены духовных дел управители. Второй инстанцией

являлся архиерей епархии. Для выполнения судебных функций при нем было

создано специальное учреждение — консистория. Высшей инстанцией для

церковного суда являлся синод.

Хотя Петр и попытался отделить суд от администрации, однако

последовательно это у него не получилось. Создав органы, которые специально

занимались судебными делами, Петр сохранил все же некоторые судебные

функции за административными органами. Например, суд по земельным делам

принадлежал Вотчинной коллегии, преступления против финансовых прав

государства рассматривала Камер-коллегия. Учрежденные Петром надворные и

нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е.

подчинялись администрации. В конце царствования Петра I и после его смерти

эта система стала свертываться. Функции общегражданских судов были переданы

губернаторам и воеводам.

В данный период развиваются и специальные органы борьбы с

политическими преступлениями. Наиболее известен из них петровский

Преображенский приказ. Позднее его функции выполняла Тайная канцелярия.

При Петре I была учреждена и прокуратура. Он учредил должность генерал-

прокурора при Сенате и прокуроров при коллегиях и надворных судах. Но

только при Екатерине II мы видим стройную систему прокурорских органов,

призванных неустанно стоять на защите интересов феодального государства. В

губерниях были созданы должности прокуроров при всех сословных губернских

судах и при губернском правлении. Прокурор губернского правления считался

губернским прокурором, старшим над прокурорами сословных судов. Сам он

находился в двойном подчинении — губернатору и генерал-прокурору империи.

В надзоре над судами прокурорам помогали стряпчие уголовных дел. В

уездах прокурорский надзор осуществлял уездный стряпчий.

Громадные размеры крестьянских волнений в XVIII в. требовали

значительной вооруженной силы для их подавления. Вместе с тем активная

внешняя политика российских императоров также заставляла укреплять

вооруженные силы. В этих целях проводятся реформы военного устройства

государства. Основной чертой военной реформы, проведенной Петром I, явилось

создание регулярной армии. Постоянные войска существовали и до Петра. Они

выступали в форме стрелецких полков и наемников. Однако эти войска были

далеки от совершенства. Стрельцы больше думали о своих лавках, а наемники —

о жалованье. Одной из причин поражения Петра I под Нарвой явилась измена

немецких наемников, руководимых фон Круцем[3]. Большое место в системе

вооруженных сил занимали дворянские полки и дворянское ополчение. Петр I

впервые ввел новый принцип формирования войск — рекрутский набор. В

Западной Европе этот принцип был введен лишь сто лет спустя. Солдаты

полностью отрывались от мирной жизни и должны были быть целиком отданы

военной службе. Армия была четко разделена на полки, батальоны, роты.

Внешняя функция государства осуществлялась не только вооруженным

путем. При Петре I существенно совершенствуется организация внешних

сношений. Впервые Россия учреждает постоянные дипломатические

представительства в европейских государствах, притом не только

сопредельных. Впервые также русский царь лично подписывает международные

договоры.

Развитие государственного аппарата при абсолютизме, многочисленные

войны требовали громадных средств. В силу этого способы выжимания денег из

населения совершенствуются. Важным моментом явилась замена подворного

налога подушным. В результате этой реформы налоговый пресс на крестьянство

усилился.

3. Церковь и государство

Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное

укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако

внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь

продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и

крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного

землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах,

что имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха

Никона поставить вопрос о равенстве церковной власти со светской и даже о

приоритете церкви над государством привели к его низвержению. Цари и до

этого ставили на патриарший престол нужных им лиц, хозяйничали на церковных

соборах и т. д.

С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной

церкви, как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви

соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в

соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы,

введение единства и единообразия в порядок богослужения и вообще в

церковный порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные

искажения церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток

феодальной раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые

священники, в большой массе полуграмотные, которым переучиваться по

исправленным книгам было просто не по силам. Но к расколу примкнули и самые

разнородные силы: древние боярские роды, теснимые дворянством, посадское

население, положение которого ухудшалось преимущественно по причине

конкуренции иностранных купцов, а главное, крестьянство, закрепощение

которого завершилось и положение которого продолжало ухудшаться. Именно

участие в расколе широких народных масс сделало его серьезной и опасной

силой, с которой государству пришлось активно бороться.

Подчинение церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I,

воспользовавшись смертью патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового

патриарха, а учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола,

назначив на этот пост верного ему человека — молодого рязанского епископа

Стефана Яворского. Вслед за тем был вновь учрежден Монастырский приказ,

созданный, а затем упраздненный еще Алексеем Михайловичем[4]. Но теперь

Монастырский приказ получил более широкие полномочия. Он стал управлять

всем хозяйством русской православной церкви, причем часть доходов от

громадных церковных имуществ шла на содержание церкви, а остальное — на

государственные нужды. Больше того, церковь была обложена разного рода

государственными повинностями и податями.

При Петре I была создана и духовная коллегия, названная затем Синодом

и подчиненная Сенату. Она стала государственным органом управления

церковью. При преемниках Петра Великого статус и экономическое положение

церкви неоднократно менялись в ту и другую сторону, но при Екатерине ?

церковь была полностью поставлена под контроль государства, стала по

существу государственным органом, а ее имущество было отобрано в пользу

казны.

В эпоху абсолютизма церковь сделала следующий шаг и в признании

богопомазанности монархов. Теперь царь признавался наместником бога на

земле и главой православной церкви.

4. Правовая Система

Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства.

При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много

внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. Говорили

даже о легисломании Екатерины, т. е. о страсти к изданию законов. Над

Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским — пять лет.

Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц,

подвергался редактированию двенадцать раз.

Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно

меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой

схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий

уровень юридической техники. От формулировки закона Петр требовал ясности и

четкости: «Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать».

Вместе с тем в петровских законах нашла отражение его любовь ко всему

западному, порой доводимая до абсурда. Без особой надобности правовые акты

были засорены массой иностранных слов, преимущественно германоязычных. Так,

например, в Табели о рангах русские термины встречаются лишь в виде

исключения. Основную же массу наименований чинов должностных лиц составляют

замысловатые штатгалтеры, обер-штер-крикс-комиссары, обершенки и прочая и

прочая. Можно представить, как ломали себе языки бедные русские люди!

Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов, предписывая в

указе 1722 г. «О хранении прав гражданских»: «Ничто так ко управлению

государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе

законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая

масть к масти...». Придавая большое значение указу об исполнении законов и

самому исполнению законов, Петр приказал наклеить его на доску и держать на

столе заседаний Сената и других судебных учреждений: «А где такого указа на

столе не будет, то за всякую ту преступку сто рублев штрафу в гошпиталь»

[5].

Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество

государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда

крайне активная законодательная деятельность. Полное собрание законов

Российской империи даст такую картину: на вторую половину XVII в.

приходится 1821 указ, в среднем в год по 36 указов. В первой половине XVIII

в. ежегодно в среднем издавалось по 160 указов.

Однако вера Петра во всесилие закона была в большой мере иллюзорной.

На практике в громадной империи, столица которой была перенесена на самую

границу, творилось отнюдь не то, что хотелось самодержавному,

неограниченному, абсолютному монарху. Иногда массовые нарушения закона

приводили к тому, что с ними приходилось мириться и даже возводить

нарушение в новую норму. Так, было, например, со столь важным вопросом, как

сыск беглых крестьян. Несмотря на серию жестоких законов о возвращении

беглых, приостановить этот процесс полностью не удалось. Больше того,

возникло известное противоречие между интересами государства и

потребностями отдельных феодалов в вопросе о возвращении крестьян, бежавших

на окраины и поступивших в солдаты. Государство, заинтересованное в

заселении окраин, пограничной полосы, отказалось возвращать собственникам

бежавших от них крестьян.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.