бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реформы Петра

всех ведомствах.

После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение

и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора

фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен генерал-фискал,

который был высшим органом для фискалов. В соответствии с указами (1724 и

1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-

фискал.

Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января

1722г.: "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во

всякой коллегии по прокурору...". А указом от 18 января 1722г. учреждены

прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично

в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду

самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат.

Указ от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал

его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление

контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед

Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на

утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом

императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий,

осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы,

рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию

коллегии.

1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых

учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять

регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из

предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на

базе приказов и являлись их правопреемниками.

По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг,

Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор,

Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVП в. существовало 13 коллегий,

которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по

функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.)

устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.

Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников,

4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика,

актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял

фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью

коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от

монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они

противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали

копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее

компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило

ведать "всякими иностранными и посольскими делами", координировать

деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами

с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.

Особенностями коллегии являлось то, что в ней "ни каких судных дел не

судят".

На Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами":

комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство

госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась

военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскими

служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" и

руководствовалась в своей деятельности "Регламентом о управлении

адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входили

Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная,

Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с

целью "ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений"

налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала

сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее

целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами

сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством,

собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное

дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских

дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за

государственными расходами, составляла государственный штат (штат

императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои

провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за

использованием государственных средств центральными и местными органами

"ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных

дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные

выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае

несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и

счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической

промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и

серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была

создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт,

Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой – Мануфактур-

коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение

просуществовало до 1722г.

Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая

горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной

и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на

открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов,

предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию

входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль

технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других

коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли,

особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла

таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов,

занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные

функции.

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и

внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как

центрального учреждения заключались в организации развития торговли и

промышленности в городах и управление посадским населением.

Юстиц -коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских

надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям,

гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему,

состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных

судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения

могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и

тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные

решения по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по

политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он

назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами

и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь,

богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим

собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской

властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить

господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых

производственных отношений, росту промышленности и торговли

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему

дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие

находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в

1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их

единообразное организационное устройство и порядок деятельности.

Всю пирамиду государственной власти венчал император. После подписания

ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г.

Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра

Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению

неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и

правах никакими высшими административными органами власти и управления.

Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность

правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию,

введением единообразования в систему государственных органов, стремлением

регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Власть императора в такой мере была широка и сильна, что

Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В

толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г.

провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в

своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства

и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". В

Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова

власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть

повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей,

верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было

объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными

государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной

и исполнительной власти.

Система государственного управления, созданая в первой четверти XVIII

в. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти XVIII в. в нее

вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов

управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра1 были связаны с

созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного

управления в 1727 г.

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти

дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с

наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет

три этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с

1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая

областная реформа).

На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного

управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод

было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены

к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое

административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8

губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская,

Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская

и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены

Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые

объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I

дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:

обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер –

губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые

и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе – обер-комендант), провинции

- на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-

коменданту, комендант – губернатору, последний Сенату.

В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов – органом

управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в

выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства –

поддержании и укреплении господства дворян.

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований,

которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и

номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было

дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и

провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории

всей страны.

Провинция становится основной единицей областного управления. Было

создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа –

дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий

(включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими

"камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания,

контролировать городское управление.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным

делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались

розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов

с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г.

осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись

коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.

Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШ в.,

было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские

функции. В ХVП в. посадское население находилось в подчинении приказов и

местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило

городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.

В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская

палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении

находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей,

повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и

промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского

управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-

1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.

Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму

магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные

магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты

подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и

магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из

звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим.

Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или

сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской

службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и

неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение

полиции, контроль за правосудием.

Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о

рангах”.

В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодальной

земельной собственности – вотчины и поместья. В 1714 г. был издан указ о

единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству

старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую

службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Анна Иоановна

сократила ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать и закладывать. В

1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог

определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя

"непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".

Законодательство того времени определяло действия против царя и государства

самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те,

которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались

вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимости

от преступления.

Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о

рангах”. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было

определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки

на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип

служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам,

получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса

становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали

дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации,

получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа

государственных и дворцовых перешли в частное владение.

Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и

внешней торговле. Политика меркантилизма.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение

развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом

балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов

производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска

“ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось исключительно

нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.

Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии

мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила из за

границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком

металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции

прекратились.

Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью

страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству

заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в

было создано около 200 предприятий. Главный металлургический центр

переместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводы

обеспечивали заказы армии и флота.

Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге -

Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по

1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В

столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при

жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704

г. был построен первый сереброплавильный завод.

Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве и

других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные

мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот – парусиной.

К1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и

пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарный

заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах русской

металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу

Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При

этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно

ограждали внутренний рынок.

Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной

эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах:

использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труд

государственного (черносошного) крестьянства, которые приписывались к

заводу как постоянный источник рабочей силы.

Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять на

мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное производство.

Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна, сукна,

кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В городах появились

позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.

Реформы охватили и эту сферу производства. По указу 1722 г. мастера

каждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах избирали

старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера.

Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились на

два года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, с

одной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой,

затрудняло его развитие, выделяло ремесленников в особое сословие

феодального общества.

В области внутренней и внешней торговли в Петровские время большую

роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров

(соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что

значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих

”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало

значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обмена

товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка

способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.