|
Реформа Петра Первогостроительства военных кораблей были Воронеж и Архангельск. Жизнь и деятельность морского флота определял “Морской устав” 1720г. Табель о рангах. Особое место среди государственных преобразований Петра 1 принадлежит, принятой в 1722г., Табели о рангах. Ее значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трем родам службы. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения государственного чина, а значит, служила основой любой карьеры. При этом некоторые возможности продвижения вверх по служебной лестнице открывались и для выходцев из “подлого люда”: всякий получивший первый офицерский чин или восьмой ранг гражданской службы (всего их было 14) становился дворянином. Церковная реформа. Петр 1 особенно не жаловал своими симпатиями духовенство. "По царскому указу монастырскую братию посадили на скудный паек, запретили держать в кельях бумагу и чернила и "для пользы вечной" обязали монахов и монахинь заниматься "художествами" - столярным делом, иконописанием, прядением, шитьем, прядением кружев и всем другим, что было "не противно монашеству"[1,С.576]. Реформа не обошла и белого духовенства. Приходские священники пребывали в невежестве и темноте. Царский указ заставил их более ответственно относиться к своим обязанностям. "По этому указу дети попов и дьяконов обязаны были учиться в греческой и латинской школах. Запрещалось занимать "отцовы места" необученным детям духовенства" [1,С.576]. Натянутыми были отношения Петра с патриархом Адрианом, который открыто выступал против бритья бород и других новшеств царя. "В 1700 г. патриарх Адриан умер" [1,С.576]. Приближенные царя посоветовали государю "до времени обождать" с избранием нового пастыря всея Руси. Петр 1, зная об отрицательном отношении большинства духовенства к его реформам, последовал этому совету, посчитав его разумным. "Руководство делами церкви было поручено рязанскому митрополиту Стефану Яворскому - он был объявлен местоблюстителем патриаршего престола" [1,С.577]. "В его лице государь не имел активного сторонника своих преобразований, но в тоже время он не выступал против политики Петра. 25 января 1721 г. был издан царский манифест о создании Духовной коллегии или Синода. Царем назначались двенадцать членов Духовной коллегии из числа архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов. Был составлен Духовный регламент. "Духовный регламент - законодательный акт, определявший функции Синода, обязанности и деятельность его членов по управлению русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к чиновникам других государственных учреждений" [1,С.578]. Теперь церковь полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 1722 г. священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедовавшихся совершить "измену или бунт". В 1922 г. появилась должность обер-прокурора Синода. "Таким образом, церковь лишалась самостоятельной политической роли и превращалась в составную часть бюрократического аппарата абсолютистского монархического государства" [1,С.578]. Был усилен контроль над доходами церкви, большую часть из которых правительство забирало на строительство флота и содержание армии и школ. Было запрещено строительство новых монастырей, а в существующих монастырях ограничивалось число монахов. Все это вызывало у представителей духовенства недовольство. Реформа в области культуры и быта. Церковная схоластическая школа не могла подготовить квалифицированных специалистов, поэтому в первой четверти 18 века стали появляться светские школы. Первая школа (математицких и навигацких наук) открылась в 1701 г., которая послужила основой для Морской академии в Петербурге. Затем появились инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы. Кое-где были цифирные школы, в которых велось начальное обучение. "Контингент учащихся был довольно значительным для того времени" [1,С.579]. Издавались новые учебники. Например, в 1703 г. был издан учебник "Арифметики, сиречь науки числительной"... Его автором был учитель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). Книга была напечатана вместе с арабскими цифрами вместо употреблявшихся ранее буквенных обозначений чисел" [1,С.579]. А также были изданы "История Славянской греко-латинской московской академии", "Букварь", "Грамматика славянская", славяно-греко- латинский "Лексикон", составителем которых был справщик и директор Московского печатного двора и Синодальной типографии Ф. П. Поликарпов. В 1720 г. Феофаном Прокоповичем была написана работа "Первое обучение отрокам". В начале века из-за высокой потребности в кадрах в светские школы допускали даже детей податных сословий. Стали появляться духовные семинарии. Цифирные школы были преобразованы в солдатские, в них начали готовить унтер-офицеров из детей рекрутов. При Петре 1 бурно развивалось книгопечатание. В 17 веке в стране была всего лишь одна типография (в Москве), которая к тому же выпускала в основном книги церковного содержания. "К концу первой четверти столетия в Москве и Петербурге действовал уже не один десяток типографий. В них было издано более 600 книг, манифестов, ведомостей и инструкций. Из 320 книг гражданского содержания, опубликованных с 1708 по 1725 г., более трети было посвящено военной и военно-морской тематике. Печатались также книги юридического содержания, художественные произведения, словари, календари. Новыми среди печатной продукции были реляции о победных сражениях русских войск, богато иллюстрированные гравюрами русских и иностранных мастеров. Было немало переводных книг по военному, инженерному, артиллерийскому делу, по истории и вопросам права" [1,С.579-580]. Петр 1 указывал, чтобы главной задачей при осуществлении переводов было более понятное изложение переводимого, а не близость перевода к оригиналу. Произошла замена церковнославянского шрифта на новый гражданский шрифт. Это было сделано в первом десятилетии 18 века. Первые книги, напечатанные этим шрифтом, появились в 1708 г. В 1710 г. Петром 1 в него были внесены последние изменения, и новый шрифт утвердился окончательно. "Еще раньше было изменено обозначение чисел - вместо их буквенного начертания стали печатать и писать арабские цифры. Рост книгопечатания способствовал возникновению торговли книгами" [1,С.580]. Значительные библиотеки появились у многих аристократов. В 1714 г. была создана государственная библиотека, которая стала основой библиотеки Академии наук. Регулярно стала выходить русская газета "Ведомости" с 1703 г. В ней публиковалась информация о международной и внутренней жизни того времени, о ходе военных действий. Наука и техника развивались стремительно. "В стране возникают первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами, впервые находит применение микроскоп. Появляется ряд крупных технических новшеств и изобретений" [1,С.581]. Было организовано несколько крупных экспедиций. "Наиболее выдающиеся из них - две Камчатские экспедиции Витуса Беринга (1681-1741)" [1,С.581]. В 1719 г. были открыты Кунсткамера (первый русский музей) и государственная библиотека. В первой четверти 18 века в Петербурге открылась Академия наук. 22 января 1722 г. состоялось специальное заседание Сената с участием Петра, на котором был рассмотрен проект основания Академии. "Официальное открытие русской Академии наук состоялось после смерти Петра - в августе 1725 г. Тогда же собралась и первая конференция академиков. Немалый вклад в развитие русской науки и техники внес сам Петр. Он обладал обширными знаниями в области кораблестроения и в военно-инженерном деле" [1,С.582]. "При Петре 1 начинается градостроительство со строгой планировкой улиц, площадей, правительственных учреждений, дворцов и особняков аристократической знати" [1,С.582]. При Петре 1 на Руси впервые появилась светская живопись, т. к. раньше кроме иконописания других видов живописи не было. Получила развитие портретная живопись. Много одаренных юношей было отправлено при пособничестве Петра 1 для овладения этим искусством за границу. За счет этого, живопись развивалась очень быстро. После смерти Петра 1 в Петербурге открылась Академия художеств. "В 1702 г. в Москве, а затем и в Петербурге появились общедоступные театры. Но просуществовали они надолго. Вскоре на смену им пришли торжественные различные праздники с иллюминациями и исполнением кантат. Однако театральное дело все же развивалось. В 1721г. Петру 1 Сенатом был пожалован титул императора после подписания Ништадского мира со Щвецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразия в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры. Абсолютизм в России. Абсолютизм (неограниченный, безусловный), или абсолютная монархия, как тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца семнадцатого столетия до февраля 1917 года. В периоды абсолютизма пережили многие европейские страны 16-17 вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона. В России синонимами слова абсолютизм служили понятия самодержавия, самодержавство, самодержавная монархия. Выдающийся теоретик русского монархизма “Иван Солоневич писал: “Монархия есть единоличная власть, подчинённая традициям страны, её вере и её интересам, иначе говоря, власть одного лица””[6,С.5]. Более трёх веков складывались основные черты российского абсолютизма: самим самодержцем, от его имени или по его поручению издавались законы, творился суд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В стране устанавливалась единая налоговая система. Монарх опирался на обширный административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников; в России подобный аппарат появился в середине 16в. Другими чертами самодержавия стали подчинение Церкви государству; полное закабаление крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; регламентация (установление обязательных для выполнения правил) всей жизни общества и государства. Народ не принимал никакого участия в государственных делах. Попытки вмешательства в политику самодержавия отдельных лиц или либерально настроенных групп общества немедленно пресекались. “Знаменитый российский мыслитель середины 19 века А.И. Герцен в связи с этим писал: ”У нас лицо всегда было подавлено, поглощено… Свободное слово у нас всегда считалось за дерзость, самобытность – за крамолу; человек пропадал в государстве… Чем сильнее становилось государство, тем слабее лицо””[6,С.7]. С давних времён история российского абсолютизма вызывает много споров. Один из нерешенных вопросов – время его возникновения. Большинство историков признают, что предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке острейшей политической борьбы второй половины 16 века – в правлении Ивана 4. Великий князь Иван Васильевич первым в истории России венчался на царство, сделав звание “царя всея Руси” официальным титулом главы государства. Иван 4 использовал саму историю в борьбе за единовластие. При нём было создано огромное по объёму историческое произведение “Лицевой летописный свод”, основной идеей которого было обоснование исконности и закономерности русского самодержавства. Неограниченная власть монарха более других государственных форм соответствовала политическим и экономическим условиям того времени, опорой государевой воли Грозного стала опричнина (особая территория, где полновластие царя не знало никаких границ), значительно укрепившая централизованный административный и военный аппарат самодержавия. Иван 4 понимал самодержавие как самовластие, о чём не раз “высказывался: “Земля правится Божиим милосердием, а последние нами, государи своими, а не воеводы и судьи“, “Жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же””[6,C.7]. Система единовластия Ивана Грозного получила своё продолжение в годы правления новой династии. В середине 17 в. царь Алексей Михайлович Романов предпринял дальнейшие шаги по ограничению сословно-представительных органов: всё реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при государе; появился в середине 16 в.), угасала роль Боярской думы (аристократического совета при государе). В Соборном Уложением (своде законов) 1649 года её функции определялись “так: “Сидети в палате и по государеву указу всякие дела делати””[6,С.7]. Влияние Боярской думы на большую политику было гораздо значительнее в 15-16 вв. Стремясь укрепить царскую власть, Алексей Михайлович объявил тягчайшим государственным преступлением даже умысел на здоровье, честь и жизнь монарха. Ответственность за антиправительственные преступления была законодательно закреплена в Уложении 1649 г., в составлении и утверждении которого участвовал сам царь. Правонарушения против государства, то есть самодержца, назывались с той поры “словом и делом государевым”. “Слово” – злонамеренность, “дело” – само злоумышленное действие. Преступников безжалостно карали смертной казнью, причём границы между “словом” и “делом” не существовало. Члены семьи “изменников”, включая и малолетних детей, также подлежали лишению жизни, если они не доносили о заговоре, не пытались предотвратить “дело”. Этот страшный и жестокий закон вызвал шквал доносов и нередко служил средством сведения личных счетов, не смотря на то, что и доносители часто подвергали пыткам: вдруг не всё об измене поведали. Глубоко религиозный, Алексей Михайлович, тем не менее, не считал грехом вмешательство во внутренние дела Православной церкви. При Тишайшем, как называли самодержца, произошло окончательное закрепощение крестьян. “Вполне самодержавный властелин”, по определению выдающегося русского историка В.О. Ключевского (1841-1911), Алексей Михайлович имел беспредельную власть над народом, его преобразования в области внутренней и внешней политики сформировали основы российского абсолютизма. Его старшие дети продолжили отцовские реформы. Фёдор Алексеевич (1676-1682 гг.) уничтожил местничество (древнюю наследственную служебную лестницу дворянства); пытался создать государственную систему социального призрения и благотворительности; опираясь на опыт европейских стран, готовил реформы в области финансов, а также науки и образования. Однако самый серьёзный вклад в развитие абсолютизма внёс Пётр 1. В 1721 году Сенат присвоил ему титул императора, и вся Россия стала именоваться империей. Пётр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха (главу Русской Православной церкви), и Боярскую думу, которые могли, так или иначе, противодействовать единовластию царя. Во времена его правления абсолютная монархия впервые получила законодательное оформление. В Воинском уставе 1716 года один из “артикулов (статья) гласил: Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению, управлять“. А в Духовном регламенте 1721 года для Церкви было записано: “Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает.”[ ,с.8-9] Пётр Великий много внимания уделял общественному мнению. по высочайшему указанию издавались переводы иностранных книг и составлялись произведения отечественных мыслителей о целесообразности и закономерности неограничённой монархии, укрепления империи, борьбы с несогласными. “Трактат “Правда воли монаршей”, написанный Феофаном Прокоповичем, напечатали в десятках тысяч экземпляров и распространили среди грамотного населения. В “Правде” доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована императору свыше для блага подданных и отечества, а все его деяния оправданны, кроме “вредных””[6,С.9]. Стремясь ввести Россию в семью европейских государств, Пётр и его сподвижники укрепляли её могущество, расширяли территорию, добивались выхода к Балтийскому морю и южным морям. Для успеха в военных баталиях нужны были новая, хорошо вооружённая регулярная (постоянная) армия и сильный флот. Для их строительства и содержания требовались огромные средства, которые выкачивали из населения с помощью государственной системы налогов. Абсолютизм оказался весьма “дорогим” государственным строем. “В.О. Ключевский писал о Петре 1: “Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с её исторического русла и вогнать в новые берега””[6,С.9]. Известные дикие нравы Петровской эпохи и самого императора были следствием его убеждения, будто людей можно образумить только жестокостью. “Петр говаривал: “Правды в людях мало, а коварства много””[6,С.10]. Не удивляет создание разветвлённой системы полицейских органов, в том числе для специального расследования политических преступлений. “По словам Ключевского, “страшные казни грозили всякому, кто хоть тайно, хоть наедине или во хмелю задумался бы: к добру ли ведет нас царь, и не напрасно ли все эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет? Но думать, даже чувствовать что-либо кроме покорности, было воспрещено””[6,С.10]. Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без промышленного прогресса, строительство мануфактур, развитие горнозаводского дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот по заданию императора ученые и сановники занимались картографией, поисками и описанием месторождений полезных ископаемых, изучали водные богатства империи. Власть была инициатором открытия учебных заведений, Академии наук, музеев и библиотек. Появились новые для России учреждения социальной помощи: инвалидные дома, госпитали для “зазорных младенцев” (незаконнорожденных и подкидышей), военные госпитали, приюты для русских солдат, вернувшихся из плена и для “немцев” (как тогда называли помимо самих немцев ещё и шведов, голландцев и некоторых других европейцев). Пётр приложил усилие для европеизации российского быта. Многочисленные регламенты, указы и уставы определяли едва ли не каждый шаг подданных. Россиянин обязан был, “По словам историка 20 столетия М.М. Богословского, “нести установленную указами службу государству, он должен был жить не иначе , как в жилище, построенном по указному чертежу, носит указное платье и обувь, предаваться указным увеселениям, указным порядком и в указных местах лечиться, в указных гробах хорониться и указным образом лежать на кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указные сроки””[6,С.10]. Пётр Великий, которой “уздой железной Россию поднял на дыбы”, как писал А.С. Пушкин, сумел с помощь соратников всемирно укрепить своё “абсолютство” во внутренней и внешней политике, превзойдя на этом пути всех своих предшественников. “Недаром революционер Николай Шелгунов говорил: “Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я приклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести””[6,С.10]. Заключение. Реформы Петра носили классовый характер и были направлены на возвышение дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и государстве. Вместе с тем классовая направленность преобразований Петра не исключает их общенационального значения – они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. Пребывая всю жизнь в трудах и заботах, проявляя при этом недюжинный ум, исполненный самых добрых надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране “всеобщего порядка” и “счастливого времени”. Однако жизнь в антагонистическом обществе, основанном на жесточайшей эксплуатации, произволе и классовом угнетении , течет по своим жестоким законам. Указы, которыми Петр пытался объяснить людям, как лучше и проще всего добиваться блаженства всех подданных, не достигали цели. Вместо желаемой “гармонии” рождались новые непримиримые социальные противоречия, вместо всеобщего согласия вспыхивала классовая борьба. Приемники Петра были вынуждены бороться с попытками дворянских группировок покончить с абсолютизмом самодержцев. Система государственного управления, созданная в первой четверти 18в. сохранилась и после смерти Петра. Во второй четверти 18в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрачивающие главных принципов управления. Список использованной литературы. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: Популярный очерк 9 – середина 18в. / Ред. А.А. Преображенский – М.: Мысль, 1992. – 797с., 1 л. ил. История России: С начала 18 до конца 19 века / А. Н. Сахаров, Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: ООО”Издательство АСТ”, 2001. – 544с., ил. Очерки русской культуры 18 века. Ч. 2: Духовная культура./ Под ред. А. В. Арциховского. – М.: Из-во МГУ, 1979. – 344с., ил. Пособие по истории Отечества: Для поступающих в вузы / Ред. А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, А. Ю. Щитов. – М.: Простор, 1995. – 428с. Шишко Л.Э. Рассказы из русской истории: Научно- популярное издание. – М.: МП Фирма АРТ, 1991. – 368с. Энциклопедия для детей. Т. 5, Ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+ , 1997. – 704с., ил. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |