|
Реформа Петра ПервогоРеформа Петра ПервогоПлан – оглавление. Введение. 3 Реформы Петра Первого. Абсолютизм в России. 4-17 Первые реформы Петра Первого. 4-5 Политика глубоких пребразований Петра Первого. 5-13 Абсолютизм в России. 13-17 Заключение. 18 Список использованной литературы. 19 Введение. “Англичанин Флетчер, бывший в России при Борисе Годунове, так писал в своей книге: ”Русские люди, по-видимому, способны ко всяким искусствам, но они не отличаются ни в каком ремесле, а всего меньше в науках, от которых их удаляют с намерением, чтобы удобнее было держать их в том рабском состоянии, в каком они находятся, и чтобы у них не было ни ума, ни мужества. С тою целью им запрещают путешествовать, чтобы они ничему не научились и не увидели обычаев других стран”.”[5,С.148] При таких порядках русское государство было долгое время отгорожено как бы каменной стеной от всего остального мира. Этим цари, и духовенство достигли своей главной цели: русский народ действительно пребывал в темноте и рабстве. Но с другой стороны, по той же самой причине, он беден и разорен, и правительству приходилось с великим трудом выколачивать из него подати. В государстве не было ни фабрик, ни заводов, ни искусных ремесленников. Войско было плохо обучено; никто не умел отливать пушки и изготовлять хорошее оружие или хороший порох. За всем этим приходилось обращаться к иностранцам, все приходилось покупать в других государствах, а денег у правительства было мало. Тогда ему волей-неволей пришлось, наконец, подумать о том, чтобы расстаться с любезной стариной и допустить хоть немножко света в свое государство: войти в сношение с более просвещенными странами, завести морскую торговлю, выписать из-за границы мастеров, построить фабрики, основать высшие школы, начать печатать светские книги. Уже царь Алексей Михайлович и его старший сын Федор, а также князь Галицын при правительнице Софье начали перенимать кое-что у иностранцев; но главным преобразователем русского государства оказался в этом случае царь Петр Первый, прозванный за это Великим. Реформы Петра Первого. Абсолютизм в России. Первые реформы Петра Первого. Преобразования Петра 1 начались со строительства азовского флота. Его строительство осуществлялось с помощью натуральной государственной повинности и чрезвычайных поборов. Организацией постройки занимались специальные ”кумпанства”, которых было около 30, сформированные усилиями дворянства, духовенства и городского люда. Срок работ по указу царя был всего лишь два года. Стремительные темпы работ обеспечивались большим количеством насильно согнанных работных людей. За огромные деньги были наняты специалисты из-за рубежа. В работе принимал активное участие и сам царь. Одновременно со строительством Петр 1 обеспокоился о кадрах морских офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных стольников и спальников. Преобразования коснулись также и армии. В ноябре 1699 г. были изданы указы, согласно которым осуществлялось комплектование профессиональной армии путем насильственного набора ”даточных людей” (будущих рекрутов). Почти одновременно формировались полки из наемных вольных людей. В феврале 1700 г. царь разрешил отпускать на волю холопов и крестьян с тем, чтобы они шли на службу в солдаты. Вскоре было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка. Одновременно в новые земли Приазовья и в Азов на поселение и заведение хозяйства в тех краях отправляли всякого рода несостоятельных должников; а также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц). Для строительства необходимых сооружений в Азове были введены и каторжные работы. В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стало проведение судебной реформы и реформы налогообложения городского населения для введения городского самоуправления. Петр 1 решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение для того, чтобы улучшить положение посадского человека (и купца, и ремесленника), рассчитывая при этом получить в бюджет от налогов больше денег, чем раньше. "30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров" [2,С.27]. Избранники образовали бурмистрские палаты или ратуши, ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистрская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России. Сначала систему бурмистрских палат вводили на местах на добровольных началах и с условием уплаты двойных налогов. Затем жизнь заставила и добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. "Только тогда реформа городского управления получила реальное воплощение". В приказной системе государственного управления структурные изменения были не значительны. "Иноземный и Рейтарский приказы слились в новый Приказ Военных дел, вместо Стрелецкого возник Приказ Земских дел и т. д. Наряду с новыми приказами (Морской, Артиллерии, Провиантский и др.) возникали некоторые канцелярии (Главная Ближняя Канцелярия, мундирная, банная и т. п.). Плавному изменению подверглась Боярская дума. Это учреждение превратилось в собрание деятелей разного происхождения: все больше появлялось выходцев из рядового дворянства и приказных людей. В думные бояре теперь почти не возводили, а прежние думные бояре становились меньшинством в силу возраста. Практическая деятельность Думы шла на убыль. Немалая забота была проявлена и о казне. Была введена гербовая бумага для деловых документов. Это принесло немалую выгоду казне, т. к. цена бумаги зависела от суммы заключаемой сделки. В 1700 г. отняли право сбора пошлин у владельцев территории торжков, и были отменены архаичные тарханы (льготные налоговые грамоты). В 1704 г. были взяты в казну все постоялые дворы (как и доходы с них). Была проведена и денежная реформа. В конце 17 века, вследствие нехватки серебряных копеек и денежек, распространялись денежные суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, кожаные "жеребьи" ("доли" копейки). С марта 1700 г. вместо суррогатов были введены медные денежки, полушки и полуполушки. В этом же году были пущены в оборот и крупные золотые, и серебряные монеты. За 1700-1702гг. денежная масса в стране резко увеличилась (почти в десять раз). Это привело к увеличению денежной массы и к обесцениванию монеты (хотя и медленному). Важным направлением реформ было форсированное строительство казной железоделательных заводов (доменных и молотовых комплексов, оружейных мастерских). На северо-западе России (в Карелии, Белозерье и в Устюжном крае) Особенно активно строительство велось на Урале. Политика глубоких преобразований Петра Первого. 18 столетие началось для России введением нового календаря. До этого счет годам велся “от сотворения мира”, которое по летосчислению православной церкви произошло за 5508 лет до рождества Христова. Новый год со времен Ивана 111 начинался осенью, 1 сентября, и ничем не отличался от обычного дня, проходил без каких-либо торжеств. Теперь все стало по-иному, “20 сентября 1699г. Петр подписал указ: впредь лета исчислять с “нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года” (так уже было установлено во многих европейских странах)”[1,С.557]. Предписывалось торжественно встречать Новый год. По всем большим улицам Москвы перед воротами знатных людей надлежало учинить украшения “от древ и ветвей сосновых, еловых можжевеловых, даже людям скудным каждому хотя по деревцу, или ветве на вороты, или над храминою своей поставить, на Красной площади огненные потехи учинить и стрельбу чинить””[1,556]. В первой четверти 18 в. продолжалось дальнейшее развитие ремесел и мануфактурного производства, а также рост товарности сельского хозяйства. В то же время страна не могла еще преодолеть сильного технико-экономического отставания от стран Запада. В России сохранялись феодальные отношения, а элементы капиталистического производства были еще слабы, на Западе же с успехом утверждался капитализм. В условиях долгой Северной войны крепостные крестьяне несли тяжелые повинности. Царским указом о единонаследии (1714г.) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне на ней становились личной собственностью помещика. Чтобы получить наивысшую прибыль, феодалы выбирали наиболее выгодную форму эксплуатации крестьян. Страна отчетливо разграничивалась на две зоны ведения крепостного хозяйства: в Нечерноземной зоне феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк; а на Юге расширялась барская запашка земель, и увеличивались дни барщины. Государственные повинности сельского населения также возросли. На крестьян ложилась основная тяжесть налогов и многих других поборов. Издавалось множество указов о мобилизации крестьян на всякого рода работы, об очередных и внеочередных призывах рекрутов. После указа о единонаследии завершился процесс консолидации класса феодалов в единый правящий класс – сословное дворянство. Это укрепило его господствующее положение в стране. Но теперь дворяне были обязаны постоянно и пожизненно находиться на государственной службе. В промышленности страны тоже произошли существенные изменения. На базе ремесла, путем его превращения в мелко товарное производство и последующего укрупнения, выросла мануфактурная промышленность. Своеобразие состояло в том, что мануфактуры содержали в себе признаки и нового капиталистического развития, и отношений крепостнического строя. Частный наем рабочих, денежная оплата их труда, пользование орудиями производства, предоставляемыми предпринимателями, - это черты капиталистического предприятия. Использование в русской мануфактуре рабочих из посессионных (навечно закрепленных за предприятием), приписных, оброчных или помещичьих крестьян – это знаки полукрепостнического предприятия. быстрое развитие промышленности обеспечивалось протекционистской политикой Петра, ограждавшей русскую мануфактуру от конкуренции иностранных товаров. Продукция мануфактур шла прежде всего на удовлетворение казенных заказов. Правительство предоставило мануфактуристам целый ряд льгот: освободило их от некоторых повинностей и казенных служб; подчинило их деятельность непосредственно коллегиям; лишило местную администрацию права вмешиваться в дела мануфактур и, самое главное, разрешило использовать на предприятиях подневольный труд крестьян. Мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. Их различие заключалось в применении разных категорий работных людей. Казенные предприятия использовали труд государственных крестьян, навечно закрепленных за предприятиями, а также приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. На купеческих мануфактурах трудился крепостной люд, но по отношению к предпринимателю он был вольнонаемной рабочей силой. Помещичьи предприятия обслуживались крепостными, принадлежавшими помещику. Главными отраслями мануфактурного производства были металлургия, металлообработка, судостроение, оружейная, текстильная и кожевенная промышленность. Основным центром металлургии стал Урал, были предприятия и в Карелии, и в районе Липецка. Первоначально металлургические заводы строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась на льготных условиях частным предпринимателям. В развитии легкой промышленности при Петре ведущее место принадлежало нескольким отраслям текстильного производства. Значительная часть шла на нужды регулярной армии и флота. Крупнейшим центром текстиля стала Москва. Огромный двор в Хамовниках выпускал парусину для флота. Выход России к берегам Балтийского моря послужил мощным толчком для развития внутренней и внешней торговли. Москва по-прежнему оставалась центром крепнувшего всероссийского рынка. Важную роль играли общерусские ярмарки. Торговля, прежде всего оптовая, находилась в руках богатых купцов, хотя возрастала роль крестьянской торговли и скупщиков. Изменился состав, масштабы и центры внешней торговли. С Белого моря она переместилась на Балтику. Возвышению Петербурга как торгового порта содействовала политика Петра, поощрявшего приезд сюда купцов с их товарами. В первой четверти 18 столетия вывоз русских товаров за рубеж вдвое превысил ввоз импортных товаров. Глубокие социально-экономические изменения начала 18в. послужили предпосылками для широких преобразований, осуществленных Петром 1 и его правительством. Обострение классовых противоречий требовало укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, создания боеспособной регулярной армии. Растущий абсолютизм нуждался в более гибком централизованном аппарате. Нарождающаяся буржуазия ожидала от правительства, что ее потребности тоже будут соответствующим образом учтены. Эти обстоятельства обусловили проведение реформ не только в центральном и местном управленческом аппарате, но и в других сферах социально-экономической и культурной жизни страны. Губернская реформа. До 1712 - 1715 гг. изменения в центральных органах управления были спонтанными и не всегда удачными, т. к. у государя много сил и внимания занимала довольно длительная и тяжелая Северная война. "Так, созданный для управления "потешными полками" Преображенский приказ лишь постепенно, под влиянием событий, превратился в главный орган политического сыска. Так или иначе, в связи с войной появились Адмиралтейский и Военный приказы, Приказ рудокопных дел, Приказ артиллерии и т. д." [2,С.64]. В 1708 - 1710 гг. была проведена губернская реформа. Страна была разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). "Во главе губернии стояли генерал-губернаторы и губернаторы" [2,С.64]. В губернаторы избирались особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии имел помощника (вице-губернатора), обер-коменданта (ведал военными делами), обер- комиссара, обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и ландрихтера (ведал правосудием). Первоначально губернии делились на "уезды" с "комендантом" во главе. Затем появились "провинции" (возглавлялись обер- комендантами), т. к. губернская канцелярия не справлялась с множеством уездов. "В 1713 - 1714 гг. появились еще три губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская)"[2,С.65]. С 1715 г. губернии стали делиться на провинции, а провинции на "доли" во главе с ландратом (подразделения на уезды уже не было). Через некоторое время вместо "доль" появились "дистрикты". Возникли и полковые дистрикты. "В провинции основными административными звеньями были комендант, комерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею) [2,С.65]. В дистриктах земские комиссары отвечали в первую очередь за сбор налогов и выполняли полицейские функции. Сенат и коллегии. В феврале 1711 г. по указу Петра 1 был создан Сенат. В него входили 9 сенаторов, и создан он был как бы временно. В последующем указе от 2 марта определялся перечень полномочий (попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве). "Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами"[2,С.65]. Губернские комиссары осуществляли связь Сената с губерниями. Почти одновременно с Сенатом Петр 1 основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. "Это была целая армия официальных лиц, действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т. д.). Фискалы направляли в палату свои наблюдения, откуда дела поступали в Сенат. Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении было 4 фискала (2 от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах - 1-2 фискала"[2,С.65-66]. Фискалы не получали жалования, им полагалась в награду за труды половина конфискованного имущества. Но и этого было достаточно, чтобы со стороны фискалов начались злоупотребления, тем более что они не отвечали перед законом за клевету. "Рукою Петра в указе об обязанности фискала было дописано: "Буди же и не уличит (т. е. не докажет виновность), отнюдь фискалу в вину не ставить..." (Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 11. М., 1962.-С. 125)"[1,сС.570]. Через три года царь вынужден был обнародовать новый указ, по которому за неправильный донос фискалу присуждалось такое же наказание, которое понес бы обвиняемый, если бы его вина была доказана. Но в условиях абсолютистского государства осталась неизменной форма контроля над чиновниками и частными лицами. Следующим этапом реорганизации органов государственной власти и управления была замена системы приказов коллегиями в 1717-1718 гг., т. к. она уже устарела и перестала соответствовать новым условиям и задачам, которые стояли перед страной. Часть приказов ведала определенными сферами управления (Посольский приказ, Поместный, Стрелецкий и др.), другие решали все вопросы на какой-то определенной территории страны (Сибирский приказ, Казанский, Малороссийский). Многие распоряжения приказов дублировались. Это приводило к путанице и волоките, к задержке в решении неотложных государственных дел. Коллегии же имели ряд преимуществ по сравнению с приказами: "в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел; каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сферами руководства и управления в масштабах всей страны; в основе коллегиальной системы лежала высокая степень нейтрализации".[1,сС.57] Сначала коллегий было 9 (Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и т. д.). Иностранная коллегия занималась приемом иностранных послов и руководила работой всех русских дипломатических представителей за рубежом. "Военная коллегия ведала комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии" [1,С.571]. Кроме того, в ее распоряжении находились гарнизонные полки. Адмиралтейская коллегия была создана в связи с превращением России в морскую державу и созданием военно-морского флота. "Под ее наблюдением и руководством находились все корабельные верфи и военно-морские крепости" [1,С.572]. А также она отвечала за комплектование, подготовку и обучение экипажей военных кораблей и была обязана проявлять заботу о корабельных лесах. "Остальные коллегии занимались вопросами финансов, торговли и промышленности [1,С.572]. Камер-коллегия ведала доходами, руководила сбором подати, наблюдала за выполнением натуральных повинностей и заключала подряды на поставку продовольствия и вина. "Штатс- контор-коллегия ведала расходами, определяла денежные суммы на содержание армии, флота, государственного аппарата, на дипломатию и просвещение" [1,С.572]. "Ревизион-коллегия осуществляла контроль за состоянием государственной деятельности предыдущих двух коллегий" [1,С.572]. Промышленность находилась под руководством двух коллегий: горным делом ведала Берг-коллегия и легкой промышленностью - Мануфактур-коллегия. Внешней торговлей занималась Коммерц-коллегия. Юстиц-коллегия ведала вопросами гражданского судопроизводства. Дворянским землевладением - Вотчинная коллегия. Церковными делами управляла Духовная коллегия или Синод. Реформа местного управления. В 1720 г. был создан Главный магистрат. Он координировал деятельность городовых магистратов, которые избирались имущим ("регуляторным") населением. В сферу их деятельности входили сбор налогов и судебные разбирательства. "По этому уставу все городское население делилось на три группы: "регулярные" (имущие) люди "первой гильдии, или первостатейные" (знатные купцы, мастера по золоту, серебряники, иконники, аптекари, живописцы и др.); "регулярные" люди "второй гильдии" (мелкие торговцы, мастера-ремесленники); "прочие же все люди подлые, обретающиеся в наймах и прочих работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются". Эта категория населения была лишена права участия в городском самоуправлении"[1,С.573]. Было создано несколько контор и департаментов. Герольдмейстерская контора занималась службой дворян и производством их в чины. Преображенский приказ и позже созданная Тайная канцелярия разбирали дела о государственных преступлениях. А также были Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия. В 1715 г. появилась должность "генерального ревизора, или надзирателя указов" для контроля над государственными учреждениями т. к. фискалы не могли справиться с этой задачей, поскольку были всего лишь регистраторами нарушений. Позже эти функции исполняли обер-секретарь Сената и гвардейские офицеры, дежурившие в Сенате и выполнявшие личные поручения царя. Но этого было недостаточно для действенного контроля, т. к. обер-секретарь подчинялся Сенату, а гвардейские офицеры менялись через месяц и поэтому не могли иметь должного авторитета. Для надлежащего контроля нужно было должностное лицо, наделенное большой властью и независимое от контролируемых учреждений. Поэтому в 1722 г. был образован институт прокуратуры, во главе которого стоял генерал-прокурор Сената, заведовавший канцелярией Сената. А также ему подчинялись и прокуроры центральных учреждений. Сам он был независимым и за свои действия отвечал только перед царем. "Поскольку в его задачу входило не только раскрытие преступления, но и предупреждение его, он имел право принимать участие в обсуждениях любого вопроса, указывать на незаконность того или иного решения, требовать пересмотра дел и при необходимости даже приостанавливать решение Сената"[1,С.575]. Формирование новой армии и флота. В первой четверти 18 в. в России была создана регулярная армия. Она формировалась на основе рекрутской повинности, введенной в 1705г. “Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724г. раскладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад.”[4,С.127] Документом, определяющим жизнь и деятельность армии, стал “Устав воинский” 1716г. В 1704г. в Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались корабли Балтийского военного флота. Раньше центрами Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |