|
Реформация в Европепокаяние превратилось в очень длительное испытание для каждого верующего, заключавшееся в том, что исповедник проверял длинные перечни крупных и мелких грехов. Протестанты не принимали этих обраядов, во-первых, потому, что они ставили человека в зависимость от исповедника, во-вторых, требовали от него невероятного напряжения памяти и полной осведомленности обо всех формах, которые может принять грех. Они возражали, считая, что каждый христианин может исповедоваться любому другому христианину, в этом отношении все верующие являлись священниками. Затем протестанты отказались от ряда других важных обрядов и таинств. Таинства покаяния и соборования были упразднены, та же судьба постигла монашеский обет. Брак, конфирмация, посвящение в духовный сан перестали считаться таинствами. Дополнительные покаянные акты, такие как, совершение литургий и паломничества, также были отменены. Крещение и евхаристия были сохранены но протестанты придерживались иного мнения в отношении их значения. В большенстве церквей крестили младенцев, но в некоторых, где реформация проявлялась в особенно радикальной форме, крестили только взрослых. Что касается евхаристии, то протестанты покончили со множеством литургий, заменив их празднованием Божьей трапезы, проводившимся время от времени. Одни реформаторы, в частности Лютер, продолжали считать, что тело Христа присутствует в евхаристии; другие, подобно Цвингли, рассматривали причащение лишь как торжественный обряд в память о Тайной Вечерии. В обоих случаях наблюдается тенденция снижения значимости литургии у большинства протестантов. Почти во всех протестантских церквах совершение таинств было заменено проповедованием Евангелия и восприятием этого Слова с верой. Центральная доктрина, привнесенная Лютером, сводилась к тому, что «отпущение грехов дается благодатью по одной лишь вере», согласно которой человек может стать праведным в глазах Бога не из-за своих внешних действий, причащения или покаянных паломничеств, а только благодаря личной вере в спасение через Иисуса Христа. Проповедование Евангелия мыслилось как мера, направленная на укрепление веры. Таким образом, лозунгом протестантского движения стали слова «sola fide, sola scriptura» - только верой, только через Писание. Кроме того, протестанты считали человека полностью зависимым от Бога, а вследствие этого неспособным что-либо сделать для создания веры в себе. Каждая душа предназначена Богом для спасения (согласно Кальвину, некоторые предназначены Богом для проклятия). Таким образом, реформация вслед за Блаженным Августином, делала упор на прямом владычестве Бога над человеческой душой, на собственной ответствености христианина за свои отношения с Богом и понимании церкви как проводника Слова Божьего, которое пробуждает и совершенствует веру. Лютеранская церковь. Сторонников и последователей учения Мартина Лютера стали называть лютеранами, а созданную им церковь - лютеранской. Она отличалась от католической церкви тем, что: Во-первых, церковь, по Лютеру, была наставницей людей в религиозной жизни; Во-вторых, Лютер считал, что крещение приобщает всех к церкви, а значит и к священству. Поэтому священнослужители не должны отличаться от мирян особыми качествами. Священнослужитель – это только должность, на которую можно избрать любого члена религиозной общины. Отменялось и монашество. Монахам было разрешено уходить из монастырей, создавать семьи и заниматься различной деятельностью; Мартин лютер : « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства». «Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нации Доктор Мартин Лютер. …Не по моей нескромности или непрости-тельному легкомыслию произошло то, что, далекий от державных дел, незнатный человек решил обратиться к вашим Светлостям: нужда и притеснения, отягощающие все христианство и, прежде всего, немецкую землю, заставили меня обратиться с призывом: не захочет ли Бог вдохнуть в кого-нибудь мужество, чтобы он протянул свою руку несчастной нации. … Выдумали, будто бы папу, епископа, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленнико и крестьян – к светскому сословию. Все это измышление и надувательство… ведь христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию… У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане… По скольку светские владыки крещены так же, как и мы, у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами…» 1520 В-третьих, у церкви не должно быть земли и имущества кроме того, что используется в богослужении. Земли у монастырей были изъяты, сами монастыри и монашеские ордена упразднены; В-четвертых, во главе лютеранской церкви стояли правители-князья, их поддданные становились лютеранами, богослужение велось на родном языке; В-пятых, культ и обряды стали намного проще и дешевле, чем раньше. Из церкви убирали иконы, мощи святых, статуи. Если «добрые дела» у католиков служат цели всеобщего спасения, а праведники помогают в этом грешникам, то у лютеран вера могла быть только личной. Поэтому спасение верующего теперь становилось его индивидуальным делом. Посредником между человеком и богом провозглашалось Священное Писание, через которое верующий открывал для себя божественные истины. В процессе реформ многое было упразднено. Но в глубине души Лютер был консервативным человеком, поэтому многое осталось. Он продолжал придерживаться доктрины присутствия Христа в таинстве евхаристии. В результате в современных лютеранских церквах часто можно видеть изощренные ритуалы и торжественные одеяния. Во многих странах Европы реформацию возглавляли князья, герцоги, короли, проводившие её в своих интересах. Здесь реформация, как правило, имела успех и способствовала усилению власти правителей. Лютеранские церкви возникли в странах Северной Европы – Дании, Норвегии, Швеции, Исландии. Идеи Лютера были поддержаны также в Нидерландах. Радикальная реформация. Все лидеры Реформации относились к Библии как к верховному авторитету. Церкви, основанные ими, сильно отдичались от средневековой католической церкви. Они подчеркивали важность церковного образования и, по мере возможности, дистанцировались от государства. С другой стороны, более непримиримые представители Реформации во всем полагались на силу Святого Духа и на способность Бога говорить с простыми, необразованными верующими. Лидеры радикальной Реформации отвергали интеллектуальную теологию, с подозрением относились к светским правительствам и выражали стремление к реституции (восстановлению). Это означало, что они хотели полного, буквального восстановления христианства Нового Завета в том виде, как они его понимали: - общее владение имуществом; - странствующие пастыри; - крещение взрослых верующих; Некоторые даже проповедовали с крыш домов и пытались копировать структуру пастырства, описанную в Новом Завете. В отличие от них, главные деятели Реформации занимались именно реформами: изменением церковных учреждений согласно принципам, установленным в Новом Завете и выработанным историей церкви. Они терпимо относились ко многим обрядам, так как понимали, что важнейшие доктрины можно применять разными способами, в зависимости от исторической, общественной и культурной обстановки. Некоторые радикалы были пацифистами, другие – ранние баптисты, квакеры, менониты – полносьтю отказывались участвовать в светских органах управления; третьи стремились добиться переворота в обществе силой. Для некоторых групп было характерно спокойное, созерцательное настроение, они делали упор на внутренней работе Святого Духа. Наиболее известной из них являются квакеры. Многие верили, что второе пришествие может наступить в любой момент, поэтому им необходимо отделиться от мира и создать совершенную церковь и общество. Большинство радикалов объединяло последовательное стремление к освобождению церкви от вмешательства со стороны государства. Они были убеждены, что католицизм допустил разложение религиозной власти, когда последней было разрешено участвовать во внешней политике. Новые религиозные принципы протестантской Реформации находили поддержку не из-за свойственной им чистоты веры, а благодаря связям с магистратами, городскими советами и государственными деятелями. Горстка реформаторов, стремившихся к революционной перестройке общества, желала, чтобы власть стала прерогативой только «святых». Короче говоря, радикалы желали, чтобы никакая светская власть не могла влиять на религиозную жизнь. Их нежелание идти на компромисы в этом пункте обеспечило им автономию как самостоятельным религиозным группам, оно же явилось причиной снижения их социального влияния. Под зонтиком радикализма фактически существовала целая группа движений. Их направленность варьировалась от умеренно ортодоксальных (анабаптисты) до непримиримых (рационалисты). Последние отказались от центральных христианских доктрин, например от Троицы. Эти движения не имели большого числа сторонников, но их считали опасными какдля католиков, так и для протестантов, и многие их представители поплатились жизнью за свои убеждения. В них видели угрозу государству и гражданскому порядку. Народная Реформация и секта анабаптистов. Весной 1521г., когда Мартин Лютер произносил своё: «На том стою и не могу иначе», в Виттенберге толпы прихожан, вдохновленные священником – лютеранином, бросились громить и уничтожать церковные реликвии – то, чему ещё недавно поклонялись. Это вызвало у Лютера явное неудовольствие. Он считал, что «Реформацию могут проводить только власти, а не простой народ». Однако сторонники Лютера начали по своему разумению проводить реформу, создали множество церквей и сект. Так возникла и секта анабаптистов. Слово «анабаптисты» означает «перекрещенцы». Иисус Христос крестился в сознательном возрасте, говорили они. Подобно ему, они вторично крестились, будучи взрослыми, очищаясь, таким образом от грехов. Они называли себя «святыми», так как жили, не совершая грехов. «Святые», думали анабаптисты, могут построить Царство Небесное здесь, на Земле. Божественные порядки, по их мнению, – единственно правильные, но католическая церковь исказила их в угоду знатным и богатым. «Святой» не должен подчиняться никому, кроме Бога. «Святые» своими действиями дожны установить настоящий, божественный, порядок и приблизить этим страшный суд над грешниками. Анабаптисты считали, что раз они - «святые», то им и вершить Божий суд: свергать недостойных правителей, перераспределять богатства, устанавливать справедливые законы. Анабаптисты вскоре ополчились против Лютера, так как считали, что он не собирается приступать к Божьему суду. Они прокляли Лютера, а Лютер назвал их змиями в «саду новой церкви». Крестьянская война в Германии 1524 – 1525гг. Взгляды анабаптистов разделял один из выдающихся деятелей народной Реформации, священник из города Цвиккау Томас Мюнцер (1493 –1525). Мюнцер предсказывал, что людей вскоре ожидают «великие потрясения», когда «униженные будут возвышены». Причем суд Божий станет вершить сам народ. В 1524 – 1525гг. на большей части территории Германии разразилась Крестьянская война. Она началась летом 1524г. в Швабии (Юго-Западная Германия), когда незначительное событие вызвало бурю протеста. В разгар страдной поры – 24 августа 1524г. – графиня Штюлингенская приказала крестьянам выйти на сбор земляники и речных ракушек. Барская блажь и полное пренебрежение к их нуждам возмутили крестьян. Они отказались повиноваться. Рестьяне отказались выполнять барщину, создали вооруженный отряд и выступили против феодалов и католической церкви. Проповедником в отряде был один из последователей Мюнцера. Весть об этом молниеносно разнеслась и всколыхнула даже дальние селения. В ближайшем городе Вальдсгуте крестьяне вместе с горожанами создали «Евангелическое братство» и разослали гонцов в соседние области с призывом присоединиться. Восстание вскоре охватило всю Швабию и начало распространяться по Франконии, затем по Саксонии и Тюрингии. Сложившаяся в ту пору обстановка благоприятствовала успехам крестьянского движения. К марту 1525г. в Швабии действовало 40 тысяч вооруженных крестьян и городских бедняков. Большинство дворян и солдат, стоявших под императорским знаменем, находились в далекой Италии. Внутри страны не было силы, способной противостоять вооруженным крестьянам, выступавшим против хозяев и монастырей. Успех движения крестьян зависел от решительности, быстроты действий, от согласованности выступлений. Эту истину превосходно понимали их противники, прилагавшие все усилия, чтобы выиграть время для стягивания военных сил и вербовки наемников. Власти пообещали крестьянам рассмотреть в суде их требования. Так им удалось навязать восставшим перемирие. Но когда собрался долгожданный суд в Штоккахе, то оказалось, что все судьи в нем дворяне, от которых нечего было ждать справедливости. Однако и после этого крестьяне все еще надеялись на мирное разрешение вопроса. Между тем враг собирал силы. 7 марта 1525г. в Меммингене собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу – «12 статей», в которой требовали выборности священников, отмены десятины в пользу церкви, сокращения барщины и оброка, отмены крепостной зависимости, право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить общинные угодья. Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, расчитывая на поддержку прославленного главы реформации. Но лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит Священному Писанию, так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. «Что же касается прочих пунктов, - заявил Лютер, - то это дело юристов!» Католики и лютеране уверяли, что все люди равны перед Богом, но что равными они почувствуют себя в загробной жизни. Ради этого им надлежит смиренно терпеть все несправедливости земной жизни как посланное богом испытание. Томас Мюнцер требовал равенства на Земле. Он учил, что равенства надо добиваться с оружием в руках. «Если, - заявлял Мюнцер, - единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им не следовало и браться за дело». Мюнцер искал в Библии доводы для подтверждения своих мыслей. В одной из речей он приводил в пример библейское предание о сновидении вавилонского царя, которому приснилось, будто статуи из золота и железа, стоявшие на глиняных ногах, разбиты ударом камня. Удар камня, разъяснял он, это всенародное возмущение, которое сметет власть, покоящуюся на силе оружия и денег. Мюнцер написал «письмо - тезисы», состоявшие всего из трех пунктов. Первый из них требовал, чтобы все жители деревень и городов, в том числе дворяне и церковники, вступили в «Христианский союз». Второй пункт предусмат-ривал уничтожение монастырей и замков и перенесение их обитателей в обыкновенные жилища. И, наконец, третий пункт, где Мюнцер, предвидя сопротивление обитателей монастырей и замков, предлагал в наказание не прежнее олучение от церкви, а «светское отлучение». 2 апреля, когда снова должен был состояться суд для рассмотрения крестьянских требований, князья и дворяне нарушили перемирие. Военачальник Швабского союза Трухзес фон Вальдбург предательски атаковал Лейпгеймский крестьянский лагерь (близ Ульма) разгромил его и казнил одного из вожаков восставших. Рыцари сумели разгромить крестьянские отряды в Швабии. Но перемирия больше не существовало и весной 1525г. крестьянское восстание разгорелось в Центральной Германии, к нему примкнули рыцари и горожане. Охваченные гневом крестьяне осаждали замки и жгли ненавистные документы о феодальных повинностях. Так началась Великая Крестьянская война, центром ее стала Франкония и город Хельсбронн. Здесь главным советчиком и руководителем восставших стал горожанин Вендель Гиплер, дворянин по происхождению. Он хотел использовать крестьянское движение в интересах горожан. Гиплер стремился создать из отрядов единую армию во главе с опытными военачальниками. По настоянию Гиплера во главе большого «Светлого» отряда был поставлен рыцарь Гёц фон Берлихинген, который оказался продажным человеком. Крестьяне не доверяли этому предводителю и пытались всячески ограничить его действия. С таким начальником «Светлый» отряд, конечно, не мог стать ядром формирования единой повстанческой армии. Наиболее революционные элементы во главе с Рорбахом покинули «Светлый» отряд. Восставшие разрушили сотни замков и монастырей, казнили наиболее крупных и известных притеснителей из числа дворян. Гиплер и его сторонники выработали в Хельсбронне нрвую программу требований. Хельсброннская программа обещала рыцарям - монастырские земли; горожанам – уничтожение внутренних таможен, введение единой монеты, меры и веса, снятие ограничений на продажу многих товаров; Крестьянам – право освободиться от крепостной зависимости, но только за выкуп на очень тяжелых условиях. Такая программа не могла удовлетворить крестьянское сословие. Однако немецкие феодалы сумели подавить восстание во Франконии. Восстание охватило тюрингию и саксонию. Им руководил Томас Мюнцер, который обосновался в Мюльхаузене. Жители города избрали «Вечный совет» и провозгласили Мюльхаузен вольной комунной. Он рассыпал по стране свои пламенные обращения-призывы. В письме мансфельдским рудокопам Мюнцер предупреждал их о главной опасности: «Я боюсь только, чтобы глупых людей не увлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла… Не поддавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом!». Предостережение Мюнцера было сделано в то время, когда Трухзес фон Вальдбург хитро уклонялся от генерального сражения и заключал договоры о перемирии с отдельными крестьянскими отрядами. Крестьяне точно соблюдали эти договоры, а Трухзес тем временем громи разрозненные отряды. 5 мая он напал на крестьянские силы под Бёблингом. Под неожиданным натиском наемников Трухзеса первыми дрогнули бюргеры. Своим бегством они открыли фланг крестьянских сил, и сражение закончилось поражением повстанцев. При этом был захвачен в плен замечательный вожак крестьян – Рорбах. По приказу Трухзеса его сожгли на костре. И в других местах Гемании армия рыцарей и наемников действовала обманом и разбивала по одиночке отряды крестьян, используя их разобщенность. Создать единую армию повстанцев не удалось: этому мешало упорное нежелание самих крестьян воевать вдалеке от родных селений, разорения которых они боялись. Трухзес огнем и мечом прошел по долинам рек Неккера, Кохера, Янгста и уничтожал порознь мелкие крестьянские отряды. Он разбил также и поредевший «Светлый отряд». Дольше всего держались повстанцы в Саксонии и Тюрингии, где призывы Мюнцера находили поддержку не только у крестьян, но и у рудокопов. Мюнцер распорядился окружить лагерь повстанцев под Франкенгаузеном цепью повозок и готовиться к бою. На почти безоружных крестьян напала княжеская конница, поддерживаемая артилерией. Вражеская конница легко сминала ряды крестьян- пехотинцев, плохо вооруженных и необученных военному делу. В неравном бою погибло более половины повстанцев. Вскоре после этого был захвачен в плен Мюнцер. Он мужественно перенес страшные пытки, но не склонил головы перед победителями. Были казнены все члены «Вечного совета», а город утратил даже прежние вольности. В 1525г. развернулись крестьянские выступления в австрийских землях. Их возглавил талантливый народный реформатор Михаэль Гайсмайер, последователь Томаса Мюнцера. Он успешно отражал атаки рыцарей, однако и в этом случае силы были неравными: восставшие были разгромлены. Мартин Лютер, считавший, что народ должен быть покорным властям, с гневом обрушился на восставших, предлагая князьям душить их, как «бешеных собак». Простой народ «не молится больше и ничего не делает, кроме злоупотребления свободой», - писал он. Мюнстерская комунна. Деятели народной реформации, в свою очередь, считали Лютера наряду с папой Антихристом. Так утверждали и члены городской комунны немецкого города Мюнстера. На выборах 1534г. в городской магистрат здесь победили анабаптисты. Полтора года они строили в городе «царство святых». Они изгнали лютеран, а богатые горожане и католики бежали сами. Анабаптисты отменили долги, забрали у католической церкви имущество, распределили между собой богастство князя-епископа; золото и серебро расходовали на общественные нужды. Все имущество стало общим; отменялись деньги. Город Мюнстер был переименован в Новый Иерусалим. Епископ Мюнстера вместе с рыцарями начал осаду города, которая длилась 16 месяцев. В июне 1535 года они ворвались в город и перебили всех жителей. Руководители восстания были казнены. Анабаптисты действовали во многих странах Европы вплоть до конца 17в. Не все они поднимали восстания. Многие мирно ожидали второго пришествия Христа, занимались нравственным совершенствованием. Но их идеи оказали огромное влияние на современников и потомков. В большей части Германии победила умеренная реформация. Неограниченная власть католической церкви сохранилась главным образом на юге страны. Князья обогатились за счет церковного имущества и подчинили себе |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |