бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский государственный технологический университет

Армавирский механико-технологический институт

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

Тема: Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру.

Выполнил: студент I курса

Группа 01-Э13-2

Кузьмин А.В.

Научный руководитель к.ф.н.

Москвитин А.А.

г. Армавир

2001 год

Содержание

стр.

Введение ………………………………………………………………………….3

§1. Культура России в первой половине XIXв. ………………………………..4

§2. Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы ……..8

§3. Две линии в русской культуре XIXв. ………………………………………22

Заключение ………………………………………………………………………25

Список использованной литературы …………………………………………...28

Введение

В истории культуры России XIXв. занимает особое место. Это в.

небывалого взлета русской культуры, в., когда Россия выдвинула гениев во

всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке,

науке, философии, культуре и т.д. Россия XIXв. внесла огромный вклад в

сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIXв. завершился процесс

складывания русского литературного языка и формирование национальной

культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала

классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих

поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии

Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных

достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их.

В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения

литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в

науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,

оказались актуальными и сейчас, и поэтому находятся в центре этических,

философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь

велик, что позволяет называть эту эпоху “Золотым веком русской культуры”.

На развитие культуры и общественной мысли XIXв. огромное воздействие

оказала Отечественная война 1812г., вызвавшая патриотический подъем в

стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями,

влиявшими на формирование культуры золотого в. и ее особенности, были

восстание декабристов и европейские буржуазные революции.

§1. Культура России в первой половине XIXв.

Развитие русской культуры в первой половине XIXв. опиралось на

достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических

элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях.

В общественно-политические процессы втягивались новые социальные слои

общества. Царское правительство, провозгласившее “теорию официальной

народности”, обоснованную триаде – самодержавие, православие и народность

активно боролись с проявлениями передовой мысли в литературе, театре,

живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый

характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал

возможности пользоваться культурными достижениями всему населению.

Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое

формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию

в начале XIXв. имели лишь привилегированные слои населения. В 1802г. было

создано Министерство народного просвещения для организации и управления

просветительскими учреждениями. В начале XIXв. в России функционировало

лишь одно высшее учебное заведение – Московский университет. Затем были

открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.

Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и

Нежине. В 1829г. был восстановлен Главный педагогический институт, в

котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и

университетов.

И все-таки численность студентов к середине XIXв. достигала всего 4

тыс. человек. К 1855г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и

составило 78, уездных училищ – 439. Количество приходских школ возросло на

288. Произошли изменения в социальном составе образованных людей, заметно

усилился разночинный слой.

В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося

промышленного переворота все большее значение приобрели научные открытия,

имевшие теоретическое прикладное значение.

Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793-1856) создал теорию

неевклидовской геометрии, над которой безуспешно в течение почти 2-х тыс.

лет работали ученые всего мира. Только к 100-летию со дня рождения великого

ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная

премия его имени. К математической физике, аналитической механике, теории

чисел, теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского

(1801-1861).

Инженер П.Д. Шиллинг (1786-1837) в 1932г. раньше американского

изобретателя Морзе (1791-1872) создал записывающий электромагнитный

телеграф.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и

сын Черепановы в 1833-1834г.г. построили первую в России железную дорогу на

паровой тяге.

Великий вклад сделали русские путешественники в развитие географической

науки. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием

Крузенштерна (1770-1846) и Лисянского (1773-1837) в 1803-1806г.г. прошла от

Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов

Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка.

Русское географическое общество, учрежденное в 1845г. стало центром

изучения территории и морей России.

Созданное при Московском университете Общество истории и древностей

российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800г.

был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. “Слово о

полку Игореве”.

В 1818г. тиражом 3 тыс. экземпляров вышли в свет 8 томов написанной на

основе огромного исторического архивного материала “История государства

Российского” Н.М. Карамзина (1766-1826). Тираж разошелся в 2 месяца.

Следующие тома 9-11 были опубликованы в 1821-1824г.г., а 12-й том был

опубликован в 1829г., после смерти автора.

Материальным и моральным вознаграждением труда наиболее талантливых

русских ученых было присуждение Петербургской Академией наук “Демидовской

премии”, начало которому было положено в 1831г.

В первой половине XIXв. литература занимала доминирующее положение в

системе духовной культуры. Она являлась главной, и, пожалуй, единственной

областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс

развития и смены художественных направлений происходит в условиях

разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной

мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм,

окончательно сложился реализм.

Героические события войны 1812г. способствовали возникновению

романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский

(1783-1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями,

романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады

“Людмила”, ”Светлана”).

Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю.

Лермонтова.

Основоположник русского реализма – гениальный А.С. Пушкин (1799-1837).

Именно с его творчеством связано начало золотого в. в литературе. Он первым

пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского

сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей,

личности и общества.

А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая

необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное

исследование жизни, утверждал, что личность – полноправное действующее лицо

большой человеческой истории.

В начале в. русский театр был театром классицизма и романтизма. В

репертуаре театров были трагедии на антично мифологические и исторические

сюжеты.

Официальным направлением в живописи первой половины XIXв. был

классицизм.

С картины К.П. Брюллова (1799-1852) “Последний день Помпеи”, являющейся

ярким примером академической школы, начинается расцвет русской живописи.

А.Г. Венецианов (1780-1847) – первый русский живописец, который смог

порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты:

“Гумно”, “Крестьянка, чешущая шерсть”

Русская архитектура первых 3-х десятилетий XIXв. связана со стилем

ампир (стиль первоначально сложившийся во Франции при Наполеоне I, служащий

воплощению идей государственного могущества), завершившим развитие

классицизма.

Характерная черта зодчества того времени – создание крупных

архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге. По проекту

Захарова было возведено Адмиралтейство. По проекту А.А. Монферрана (1786-

1858) создан Исаакиевский собор – самое высокое здание того времени в

России.

Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты

лиризма, интимности, простоты и уюта. Но затем на смену классицизма и

ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско-

византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона

(1794-1881) в 1839г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как

памятник победы русского народа в войне 1812г.

По примеру новой и старой столиц преображались и другие города России.

Архитектор А.И. Мельников (1784-1854) - представитель позднего ампира,

создал ансамбль полукруглой в Одессе. По проекту В.П. Стасова в Омске был

возведен Никольский казачий собор.

Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в.

Композиторы А.А. Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л.

Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800-1875) в первой половине XIXв. создали

замечательные произведения камерного жанра.

Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804-

1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает

место, равное Пушкину в литературу. Он заложил основу двух главных

направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и

оперы сказочно-этического жанра.

Младшим современником Глинки был А.С. Даргомыжский (1813-1869). Вслед

за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-

бытовую музыкальную драму – оперу “Русалка”.

Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия

утвердились русские реалистические традиции, стало все больше осознаваться

растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы

огромного звучания впитывались мировой культурой.

§2. Культура России во второй половине XIXв. Пореформенные годы

Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй

половине XIXв. определялся общественно политическим подъемом в стране,

отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г., высокими

темпами развития капитализма в промышленности и др.

Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать,

во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на

формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск

русской интеллигенцией справедливости, правды – истины, ее веру в особую

миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая

достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье

для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения,

языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всем мире.

По подсчетам историков в середине XIXв. число грамотных людей

составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в

них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях – 18 тыс., а в 6

университетах – 3,5 тыс. студентов. Восемьдесят процентов учащихся средней

и высшей школ были дворяне.

В период школьных реформ 60-х г.г. для низших сословий расширилась сеть

начальных школ, народных городских, сельских и уездных училищ, церковно-

приходских школ. В городах также возникали новые учебные заведения –

воскресные школы для взрослых. С конца 80-х г.г. их деятельность

активизировалась.

Но основным звеном начального образования была земская общественная

школа. В 1864-1874г.г. открылось около 10 тыс. земских школ, которые

отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.

В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а

также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт

женский медицинский институт. К концу XIXв. в России функционировало более

60-ти государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на

начальное образование нес народ.

В целом возможности российского образования отставали от потребностей

страны. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIXв.

отдельной отраслью капиталистического производства, увеличила выпуск

продукции.

В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934),

выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н.

Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин

(1862-1938).

Во второй половине XIXв. по сравнению с предшествующим периодом

возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек.

В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи,

Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский

Русский музей.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина

XIXв. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших

русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку.

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской

наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных

исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки.

В стране возникали новые научные центры: Общество людей естествознания,

антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское

техническое общество (1866).

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где

сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика

П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на

развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и

теории вероятностей.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических

элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). Работа его “Основы химии” была

переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была

издана 8 раз.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905). 25

апреля 1825г. на заседании Русского физико-химического общества об

изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов,

а затем продемонстрировал работу “грозоотметчика” – радиоприемника,

нашедшего очень скоро практическое применение.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания

испытательных аппаратов. В 1876г. с успехом прошла демонстрация полетов его

моделей.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного

из пионеров космонавтики: нашел решения конструкции ракет и ракетных

двигателей.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н.

Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый

ряд законов развития организмов. Научные интересы И.П. Павлова (1849-1936)

представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о

высшей нервной деятельности.

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843-

1920). Он исследовал явление фотосинтеза, доказав применимость закона

сохранения энергии к органическому миру.

Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и

Центральной Азии, Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839-1888), впервые

описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование

флоры и фауны этих регионов.

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) – русский ученый, путешественник,

общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию,

Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования,

не утратившие до сегодняшнего дня своего значения.

Общественно-политическая жизнь, рост национального самосознания,

усиление классовой борьбы вызвали развитие гуманитарных наук. В области

историко-экономической науки одной из серьезных работ была книга В.В. Берви-

Флеровского “Положение рабочего класса в России”.

В пореформенные годы получили разработку филология и лингвистика. И.И.

Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка

и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание

петербургской школы славистов. В.И. Даль (1801-1872) – создатель “Толкового

словаря живого великорусского языка”, который в отличие от академических

словарей того времени, содержит лексику живой народной речи.

Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В 50-

70-х г.г. над 29-томным изданием “История России с древнейших времен”

работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе

огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к

государственности, роль самодержавия в истории России.

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины

XIXв. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого

являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых

явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Русская

литература отличалась не только критическим отношением к действительности,

она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-

преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные

явления.

На вторую половину XIXв. и первую половину XXв. приходится творчество

гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).

После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения,

Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным

авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы,

которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

К 80-м г.г. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904).

В 80-х г.г. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853-

1921) – писатель-демократ.

М. Горький (1868-1936), рано познавший суровую школу жизни, полную

“свинцовых мерзостей”, в начале литературной деятельности развивал лучшие

традиции романтизма XIXв.

На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также творчество

таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945), который

отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот период.

Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения

соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям

понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание

видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало творчество

писателей реалистов.

Литература России представлена не только произведениями русских

писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории,

художественные средства писатели народов России черпали в русской

классической литературе.

С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр.

Конец XIX начало ХХв.в. – период достижений русской музыкальной культуры,

связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-

Корсакова, С.В. Рахманинова и многих других.

В музыкальной культуре второй половины XIXв. Особое место занимает

“Могучая кучка” или “Новая музыкальная школа”. Задачи и эстетические

позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского

художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).

Композиторы “Могучей кучки” в своем творчестве развеяли традиции

классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули

границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки. В период

деятельности “Могучей кучки” были созданы одни из лучших произведений

кружковцев.

Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму

обозначился в конце 50-х г.г. XIXв. Важнейшие тенденции развития живописи

определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г.

Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова в Товарищество передвижных художественных

выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи

русских художников.

Уже первая выставка картин передвижников в 1871г. показала, что

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.