бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русская культура второй половины XIII-XVI вв.

изображен за работой.

Его младший современник Андрей Рублев, величайший русский живописец

средневековой Руси, родился в 1360-е годы или 1370-е годы, скончался около

1430 г. Его судьба тесно связана с двумя обителями – Троице-Сергиевой и

московской Андрониковой. В первой из них он был «в послушании» у преемника

Сергия Радонежского – игумена Никона; вероятно, работал в иконописной

мастерской. Затем перешел в Москву, и здесь расписывал, вместе с Феофаном

Греком и Прохором с Городца, Благовещенский собор в Кремле (в летописях

известие об этом – под 1405 г.; это – первое упоминание о нем). Три года

спустя он, уже в содружестве с близким ему Даниилом Черным, трудится над

рукописями Успенского сбора во Владимире. Следующие его творения – фрески и

иконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (середина 1420-х годов), в

конце жизни – фрески Андроникова монастыря.

Рублеву или его ученикам приписывают и другие работы, например, в

Звенигороде к западу от Москвы – росписи алтарных столбов Успенского собора

на Городке, алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского

монастыря. Предания говорят и о многих других фресках и иконах, как будто

им же написанных. Но это весьма проблематично. Во всяком случае нельзя не

видеть, что имя Рублева, его мастерство приобретали большую популярность,

которая сохранилась и в более поздние времена.

Самое прославленное произведение Рублева – «Троица» из иконостаса

Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Образы трех ангелов, явившихся

Аврааму, написаны в благородных античных традициях, с безупречной

изящностью, мягкостью, лиризмом. В иконе проявился истинно национальный

русский гений – ее гармоничность, нежность, прозрачность красок,

поэтичность и душевность отразили лучшие черты национального характера,

лиричность русской природы. То же можно сказать об иконе «Спас» из

Звенигорода и других работах гениального мастера. Простота, ясность,

мягкость красок, образов, идеи мира, гуманности, источаемые его иконами и

фресками, делают творения Рублева высочайшими образцами живописного

мастерства, национального духа русского народа эпохи собирания земель

вокруг Москвы, открытой борьбы с Ордой, складывания великорусской

народности[15].

Иконы и фрески Рублева, он сам упоминаются в летописях. Иконы его

дарили друг другу знатные люди. А стоглавый собор 1550 г. постановил:

«Писати иконописцем иконы… как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие

иконописцы».

Писание икон в ХV в. стало занятием многих людей, и они широко

распространялись по всей Руси. Их сюжеты оставались традиционными – сцены и

персонажи Ветхого и Нового Завета. Но нередко появляются и светские мотивы.

Мастера пишут на иконах природу, городские здания и, что еще интересней,

реальных людей. Так, на иконе «Молящиеся новгородцы» изображены боярин и

его семья, всего девять фигур. На другой – новгородцы и суздальцы той поры,

когда они сражались друг с другом на Ждане горе (1135). Иконопись

Новгорода ХV в. переживала расцвет; она привлекает яркостью красок, точной

и тонкой прорисовкой фигур.

Московская живопись отмечена немалыми достижениями к концу ХV

столетия. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его

школы. Он сам и его помощники украшали фресками соборы Иосифо-

Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова (под Вологдой)

монастырей и др. Их же трудами создан иконостас Успенского собора в

Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей

Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность,

декоративность, которые потом надолго станут отличительными чертами русской

иконописи ХVI-ХVII вв. Творения Дионисия, «хитрого» (искусного), по словам

летописца, мастера, и других художников пронизаны атмосферой победного

ликования, торжественности, уверенности. Они ярко отразили свое время –

завоевание независимости от Орды, объединение русских земель и создание

единого могучего государства во главе с Москвой.

На рубеже ХV-ХVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание

московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций

местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского

культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями,

устремлениями. Парадность, торжественность, праздничность, ликующая

возвышенность не могли не трогать сердца русских людей того славного и

сложного времени. Но нарастали, и тогда, и позднее, черты официозности,

возвеличения самодержавия. С этим причудливо сочетались черты реализма,

пробивавшиеся сквозь толщу догматических, консервативных устоев в живописи,

как и в целом в культуре. Например, в росписях царских палат, сделанных

после «великого» московского пожара 1547 г. (а наблюдал за работой сам

царский Сильвестр), преобладающее место заняли не церковные, а светские, в

том числе исторические, темы. Подобные «вольности» вызвали протест

поборников старины, традиционалистов. В частности, влиятельный царский дьяк

И.Висковатый (глава Посольского приказа) возмущался тем, что Бог Саваоф и

иные «духи» изображены на фресках по-земному, как обычные люди. Но его не

послушали.

В середине века, после взятий войсками Ивана Грозного Казани,

появилась икона «Церковь воинствующая», посвященная этому важному событию.

На ней изображен юный царь, скачущий с алым знаменем во главе своих

ратников. Многие «земные» сюжеты художники запечатлели на миниатюрах – в

«Четьях-Минеях» митрополита Макария, Лицевом летописном своде,

«Христианской топографии» Козьмы Индикоплова[16].

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость

рисунка характерны для икон «Строгановской школы». Ее представители

«Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли

заказы сольвычегодских богачей Строгановых. Из произведения, яркие,

красочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали в

последующем большое влияние на развитие русского искусства; например, ее

традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха.

В целом живопись конца ХV-ХVI в. дала русскому искусству немало –

мастерство в рисунке, яркость красочной гаммы, радостное ощущение бытия,

подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход от

могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского

«дыхания» искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное

развитие живописи подготовило его будущие успехи.

Архитектура

В зодчестве происходят те же процессы, что и в живописи. После его

захирения в конце 1330-х-1340-х годах, оно возрождается полстолетия спустя

или даже позднее. В конце ХIII-ХIV в. построили, например, белокаменную

Городищенскую церковь под Коломной; в Москве, при Иване Калите, - соборы

Успенский, Архангельский, Спаса на Бору, церковь-колокольню Иоанна

Лествичника. Как правило, небольшие по размерам, московские храмы развивали

традиции владимиро-суздальской архитектуры. Расписывали их русские

мастера: Архангельский собор – «русскыя писцы…, в них же бе старейшины и

началници иконописцем Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их» (1344);

церковь Спаса на Бору – «мастеры старейшины и начялницы быша русским родом,

а гречестии ученицы: Гойтан и Семен, и Иван, и прочих их ученицы и дружина»

(1345-1346)[17].

На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великом

князе Дмитрии Ивановиче пришли белокаменные (1367). Митрополит Алексей

возвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле. В

конце этого и начале следующего столетия появляется довольно много храмовых

сооружений – в Андроникове, Вознесенском, Симонове и других монастырях,

кремлевская церковь Рождества Богородицы.

Соборы, церкви строятся и в других городах – Твери, Звенигороде,

Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много – в Нижнем

Новгороде Великом. Новгородские бояре и купцы, люди богатые, именитые,

заказывают постройку церквей, дают деньги. Восхищение современников и

потомков вызывали и вызывают церкви Николы на Липне (1292-1294),

Благовещения на Городище (1342-1343), Спаса в Ковалеве (1345), Успения на

Волотовом поле (1352), Федора Стратилата на ручью (1360-1361), Спасо-

Преображения на Ильине улице (1374). Некоторые из них разрушены во время

Отечественной войны и позднее восстановлены, но, к сожалению, не все.

Новгородские сооружения отличаются, с одной стороны, строгостью,

сдержанностью пропорций; с другой, - наличием декоративных деталей,

наружной фресковой росписи на фасадах, абсидах.

Немалое церковное строительство велось и во Пскове. Здесь же, а также

Порхове, Яме, Копорье, Орешке возводили и крепостные сооружения, своего

рода каменные замки.

Много строили в Новгороде ХV в. Именно тогда при архиепископе Евфимии

(вторая четверть – середина столетия) появились в кремле Грановитая палата,

часозвоня, двухэтажный дворец самого владыки. Еще раньше (1302) начали

строить детинец – каменную крепость, стены которой несколько раз

перестраивались позднее вплоть до конца столетия, когда Новгород вошел уже

в число московский владений. Появились и каменные дома-палаты для бояр (в

том числе – дом Марфы-Посадницы, жены И.Борецкого).

Новгородские, московские и иные зодчие нередко строили по старым

образцам, например ХII столетия. При этом новгородские заказчики стремились

подчеркнуть и сохранить «старину и пошлину» своего города и земли,

московские исходили из идеи общерусского единства, несомненно при этом, -

под главенством своего государя.

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа ХV-ХVI в. стало

возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки

заменили новыми; это – Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы;

храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Гранатовую

палату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец,

появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

Кремлевское строительство, обширное и выдающееся по своему значению

(в плане и архитектурного мастерства, и оборонительных потребностей, и

повышения престижа народившейся России, «государя всея Руси» Ивана III), -

дело рук русских мастеров (из Москвы, Пскова, Твери, Ростова и других

городов) и итальянских архитекторов: Аристотеля Фиораванти, Алевиза, Марко

Руффо, Пьетро Солари, Марка Фрязина и др. Их труд и достижения – сплав

национальных русских и итальянских традиций в архитектуре[18].

Естественно, с еще большим размахом строили в ХVI в. По всей стране

возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся место

в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь

Вознесения в себе Коломенском под Москвой (теперь – в черте города). Она

построена (1532) по случаю рождения у великого князя Василия III сына

Ивана, будущего царя Грозного. Образцом послужили старинные деревянные

церкви шатрового стиля («на деревянное дело»). Как чудо воспринимали ее

современники: «Вельма чудна», - записал пораженный летописец, - высотою и

красотою, и светлостью, такова же не бываша преже сего в Руси»[19]. Такое

же отношение к этому сказочному сооружению сохранили и потомки; известно,

например, что в восхищении созерцал ее Гектор Берлиоз три столетия спустя.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор, или храм Василия

Блаженного, на Красной Площади в Москве, величайший памятник шатровой

архитектуры, по существу – комплекс из девяти церквей. Строили его русские

зодчие.

В разных концах обширного уже тогда государства растут крепости,

опоясывающие, словно ожерелье, его центральную часть, столицу Москву. То же

– по русскому пограничью. Защитниками России с юга стали крепости в Туле,

Коломне, Зарайске; с востока – в Нижнем Новгороде; с севера – в Кирилло-

Белозерском и Ферппонтовом монастырях. Крепостные, помимо прочих, функции

имели московский, новгородский, псковский и иные кремли. В столице, помимо

кремлевских, соорудили стены Белого города (зодчий Федор Конь, строивший и

в Смоленске) – по нынешнему Бульварному кольцу; еревянного города, или

Скородома (современное Садовое кольцо; 1580-1590 годы).

Прикладное искусство

В ХIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного

искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись

глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их

текстам и др. Правда, многое не дошло до нас по разным причинам (пожары,

хищения ордынцев и пр.), но кое-что сохранилось. Например, к 1339 г.

относится «Сийское Евангелие», переписанное «в граде Москове»; в 50-е годы

два мастера – Иоанн Тетеша и Лукьян – делают такую же работу, переписывают

два Евангелия. Многие книги изготовляют в ХIV-ХV вв. в монастырях Троице-

Сергиевом, Андроникове, Кирилло-Белозерском, Симонове.

Тверской мастер Прокопий, по заказу своего великого князя, пишет

миниатюры к рукописи сочинения византийского хрониста Георгия Амартола.

Лицевые (иллюстрированные) рукописи делали новгородские мастера; это –

«Милятино Евангелие», «Пролог», «Апостол» (вторая половина ХIII в.). Им

свойственны тератологический («судовищный») стиль, бытовые детали

(изображения воинов, гусляров, крестьян, охотников, скоморохов и др.)[20].

Жители новгородской Людогощинской улицы заказали и поставили в церкви Флора

и Лавра деревянный крест с прекрасными резными надписями и изображениями

(1359). Делали и резные кресты из камня. Высоким мастерством отличаются

серебряные кубки, сосуды новгородских бояр; имена их сохранила резьба на

этой посуде.

Высокого совершенства достигают мастера сканого (филигранного),

чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Резчиками по дереву

славился в ХV-ХVI вв. Троице-Сергиев монастырь. Сохранилась пелена для этой

обители, вышитая Софьей Палеолог, женой Ивана III (1494). Из мастерской

Елены Волошанки, жены его сына Ивана Ивановича Молодого, вышла пелена с

рисунком, на котором изображен молебен 8 апреля 1498 г.; на нем

присутствовали Иван III и его великая княгиня, сын Василий и внук Дмитрий.

В ХVI в. приобрели известность художественные вышивки из мастерской

княгини Евфросинии Старицкой.

Расцвет переживали искусство басменного тиснения, скани, эмали.

Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу изделия из золота

(например, золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, подаренное ей Иваном

Грозным в 1561 г.).

Глава II.

Быт

Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым

консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе.

Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняла

свои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том,

что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в тех

природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То

же можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обихода

наших предков.

Подавляющее большинство жилищ той поры – полуземляночные и наземные

(срубные, стоявшие на земле) избы. Полы в них – земляные или деревянные.

Часто имелись подклети – нижние помещения для скота, вещей. В таком случае

саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей;

горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, - светлицей.

Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус – терем.

Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения

хозяина – бедняка или богатея.

Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из нескольких срубов, с

переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Такие постройки,

прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или меньшего

размеров.

Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, - деревянные

столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых – те же предметы, еще табуретки,

покрытые красивой резьбой, живописью; на них – подушки, валики; к ногам

ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в

печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные

свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на

столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или

светильники с растительным маслом.

Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и

драгоценными каменьями; бедняки – в простых рубашках с поясом, коротких

одеждах – из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило

медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта,

новгородского епископа)[21]; его обувь – лапти из лыка. У богатых – шубы из

дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а

также кортели, летники, телогреи – для женщин; все это – из иноземных

атласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями,

жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном

завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни

немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».

Митрополит Даниил (первая половина ХVI в.) укоряет молодых вельмож,

которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красят

щеки и губы, как женщины, и тем нарушают обычаи русской старины. То же – с

одеждой и обувью, чересчур, на его взгляд, роскошными и к тому же

неудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится

«великую нужду терпети»). Под одежду они подкладывают деревяшки, чтобы

казаться выше ростом. А женщины сверх меры белят и красят лицо, «чернят

глаза»; брови выщипывают или наклеивают другие, «выспрь (вверх) возводяще»;

голове под убрусом придают (расположив соответствующим образом волосы)

круглую форму.

Посуда бедняков – из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва –

лоток, чум – ковш, кош – корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок,

корчаге – большой сосуд); кое-что, но немногое – из железа и меди (котлы

для варки еды, кипячения воды). У богатых – те же предметы, но больше –

металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же

разнообразнее (кроме названных, - кубки, братины, чарки, солонки,

достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития – турьи рога

в серебре).

Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые – из пшеницы.

Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей

– капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо

больше было на столах богачей; у бедняков – рыба. Употреблялись молочные

продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.

Дома изготовляли напитки – хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на

заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.

Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что

названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это –

журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских

упоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о

«многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых людей, «хитрости»

(мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковали

вина «заморские»[22].

Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных

праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них,

как и на пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и

плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников,

обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и

«сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище»

(зрелище), играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются

«скомарохи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети,

и жену, и вся сущая в дому, паче потопа оного»[23].

Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть

на подобные «позорные игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточение

вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя,

как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елезарова

монастыря,в послании к псковским властям во главе с наместником (1501)

призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий

праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь

град взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас сопелий и гудут струны;

женам же и девам плескание (ладонями) и «плясание»; поют «всескверные

песни»[24].

Осуждают они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи.

«Кый же ли – обращается к нему митрополит Даниил, - прибыток ти есть над

птицами дни изнуряти? Как же ти нужа есть псов множество имети? Все эти

«утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного

– церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый,

продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь

Иван Грозный любил скоморохов – «веселых людей», собирал их, вместе с

медведями, в столицу; сам участвовал в «игрищах» - плясках на пирах,

одевал вместе с другими «машкеру»[25].

В ХVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые –

пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль;

колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки

(тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома,

хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи также и

игрой в шашки, шахматы.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты

русской культуры.

Русская культура – понятие историческое и многогранное. Она включает в

себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном

развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У

замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека,

переехавшего в нашу страну на рубеже ХVI века, есть поразительный по

глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном

платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге»,

она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует

история.

Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира,

в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская

литература – явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода

рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от

общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости

русская литература оказалась перед необходимостью интенсивного

исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием

различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию.

Но воспринимая и усваивая культурное население других народов, русские

писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали

свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не

ограничиваясь копированием чужих образцов.

Длительные период развития русской культуры определялся христианско-

православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали

храмостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад в

мировую художественную сокровищницу России, вплоть до ХVIII века, вносила

духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру – процесс

далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила

А.С.Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и

сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния

религиозных догматов и переросла границы православия.

Специфические черты русской культуры определяются в значительной

степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об

этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого

характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась

в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в

пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской

души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками

Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней

особенная стать – в Россию можно только верить».

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений

– сохранить и приумножать их.

Литература

1. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров История России

с древнейших времен до конца ХVII века. Институт Российской истории

РАН. - М.: АСТ, 1996.

2. А.А.Радугин. Культурология. - М.: Центр, 1999.

3. Л.П.Бущик. Иллюстрированная история России ХV-ХVII веков.-М.:

Просвещение, 1971.

4. Ю.С.Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры ХI-XVII веков.-

М.: Владос, 1998.

5. А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот. Русская история. – С-

Петербург.: Лань, 1997.

-----------------------

[1] Буганов В.И., Сахаров А.Н.История России с древнейших времен до конца

XVII века. М.,1996.С.440

[2] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 141.

[3] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.126.

[4] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.134.

[5]Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997. С.

81.

[6]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М.,1996.С.444

[7] Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997.

С. 82.

[8]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М.,1996.С.445

[9] Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997.

С. 81.

[10] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.132.

[11]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.446

[12] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 187.

[13] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 188.

[14]БугановВ.И., СахаровА.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.448

[15] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 190.

[16]Буганов В.И. , СахаровА.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.450

[17] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.142.

[18]Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.138.

19Буганов, В.И.,Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.453

[19]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.455

[20] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971.

С.153.

[21] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 66.

[22] БугановВ.И, Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.456

[23] Буганов В.И,Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.457

[24] Буганов В.И.,Сахаров А.Н.История России с древнейших времен до конца

XVII века. М,1996.С.458

-----------------------

[pic]

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Реферат

Русская культура второй половины XIII-XVI вв.

Выполнил

студент ФПМ 1 курса 17 группы

Осадчий Александр Анатольевич.

Научный руководитель

Бороденко Вера Ефимовна,

Кумпан Вадим Александрович.

[pic]

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.