бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русская культура второй половины XIII-XVI вв.

Русская культура второй половины XIII-XVI вв.

Оглавление

Введение 3

Глава I.

1. Просвещение. Накопление знаний 6

2. Фольклор. Литература 8

3. Живопись 14

4. Архитектура 19

5. Прикладное искусство 23

Глава II.

Быт 25

Заключение 30

Литература 32

Введение

Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек,

живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Без

знания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в

тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию,

какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи,

образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на ее

становление и развитие (влияние разных стран на жизнь России было

огромным).

В своем реферате я исследую русскую культуру второй половины ХIII-ХVI

вв., потому что в это время Россия стала возрождаться после нашествия

монголов. Это нашествие нанесло страшный урон всему. Сожженные города и

селения, храмы и крепости, запустевшие пашни, гибель ремесленных мастерских

и увод в плен их хозяев – из тех, кто остался в живых; безвозвратная потеря

выдающихся творений иконописцев, зодчих, авторов летописных сводов и житий

святых, повестей и сказаний, русских и иноземных - таков был печальных итог

кровавого смерча, обрушившегося на русские земли. Б.А.Рыбаков в книге о

ремесле Древней Руси убедительно показал гибельные последствия монголо-

татарского погрома для ее судеб: многие ремесла пришли в упадок; некоторые

из них возродились только в конце ХIV-ХV вв. По наблюдениям М.Н.Тихомирова,

переписка книг, тоже, почти прекратившаяся после нашествия народов

«незнаемых», начинает налаживаться в ХIV в. Широко известен факт замирания

каменного строительства, которое снова введется в Новгороде, Пскове,

Твери, Коломне лишь с конца ХIII – начала ХIV вв.

Повседневные потребности и заботы заставляли русичей после иноземных

вторжений браться за топор и соху. На место сожженных изб и хоромов

ставились новые, распахивались пашни. Там, где возможно, возобновляли

работу ремесленники. Жизнь, несмотря на горькие потери и новые

кровопускания ордынцев, требовало свое, и потоки тех несчастных, что

погибли в тяжкую годину ордынского нашествия или пострадали от него, но

остались в живых, могли одно-два столетия спустя с гордостью сказать, что

Русь выстояла, более того – окрепла материально, политически и духовно.

Пример возрождения культуры России я буду рассматривать на таких

видах искусства, как просвещение и накопление знаний, фольклор и

литература, живопись, архитектура и прикладное искусство.

В данном реферате я взял период с ХIII по ХVI вв. потому что, как уже

говорилось выше, Русь начала возрождаться после «Батыева нахождения»[1].

Кроме того, в эти века жили и творили выдающиеся русские люди: А.Никитин,

Ф.Грек, Сильвестр, И.С Пересветов, А.М.Курбский, Епифаний Премудрый,

А.Рублев, М.Фрязин и многие другие, чьими творениями мы можем наслаждаться

и сегодня.

Когда я решил написать реферат на такую тему, то возникла небольшая

проблема, где взять книги, которые бы лучше подошли для моей

исследовательской работы. Первой попавшейся книгой была «История России с

древнейших времен до конца ХVII века» Н.А.Сахарова, А.А.Новосельцева,

В.И.Буганова. В ней подробно описывается тот отрезок времени, который я мог

бы использовать при написании реферата. Прочитав то, что мне нужно, я

выделил главное, вставил свои рассуждения и использовал это для написания

работы. Также в моем распоряжении была книга Ю.С.Рябцева «Хрестоматия по

истории русской культуры ХI-ХVII вв». В ней довольно подробно описаны

творения русских художников, иконописцев, архитекторов, летописцев. В

книгах Л.П.Бущика «Иллюстрированная история России ХV-ХVII вв.» и

А.Ю.Дворниченко «Русская история» я нашел, а потом и использовал, описание

жизни и быта выдающихся русских людей того времени. А понять глубину слова

«культура» мне помогла книга А.А.Радугина «Культурология», в которой дается

понятие культуры в широком смысле этого слова.

Целью моей исследовательской работы было показать, что русская

культура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует сама

история. Хотя на нее оказывали влияние культура Запада и Востока, но она

создавала свои собственные, отечественные традиции, не ограничиваясь

копированием чужих образцов.

Глава I.

Просвещение. Накопление знаний

Русь отнюдь не была сплошь неграмотной. Знание письма, счета

требовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности.

Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники

письменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях

(монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирного дела,

художественного литья и др.) говорят о том, что грамотные люди никогда не

переводились на Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников,

купцов. Имелись они и среди бояр и дворян. Состоятельные люди вели

письменные учет в своих хозяйствах; от ХVI в. сохранились различного рода

учетные книги, документы духовных обителей – монастырей, копии с документов

более ранних времен.

В распоряжении ученых, несмотря на все потери Батыевой эпохи и более

поздних ордынских «ратей», имеется все же немало рукописного материала за

ХIV-ХVI вв. Это – документы (духовные грамоты, договоры великих, в том

числе московских, и удельных князей, хозяйственные акты русской митрополии,

епископских кафедр монастырей), жития святых, летописи и мн.др. Появляются

руководства по грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковники,

травники и др.).

Накапливались практические наблюдения, знания по строительной

технике (необходимы были при возведении зданий), динамике (расчеты

дальности полета камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; из

пушек, которые появились в конце ХIV в.), прикладной физике (чеканка

монеты, литье пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии

(изготовление красок, чернил), арифметике и геометрии (описание земель,

торговые дела и пр.).

Описание явлений природы (затмения, землетрясения и т.д.) довольно

часты в летописях. Пользовались популярностью переводные сочинения –

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественника VI в.),

«Шестоднев» Иоанна, экзарха болгарского, «Громник» и др. Асторомические

наблюдения приводятся в русских рукописных сборниках; медицинские – в тех

же летописях (описание болезней). А сборник ХV в., вышедший из Кирилло-

Белозерского монастыря, включил комментарии Галена, римского ученого II в.

н.э., к сочинению Гиппократа, древнегреческого «отца медицины»[2] (V-IV вв.

до н.э.). Выдающееся для своего времени значение имела «Книга сошному

письму» (середина ХIV в.) – в ней описаны способы исчисления земельных

площадей и налогов с них.

Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они

оставляли описания своих странствий. Таковы новгородец Стефан, побывавший в

Константинополе (середина ХIV в.); Григорий Калика (вероятно, посетил тот

же город в ХIV в.; позднее, под именем Василия Калики, стал новгородским

архиепископом); дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима (Константинополь,

Палестина; 1420 г.); суздальский инок Симеон (Феррара, Флоренция; 1439 г.);

знаменитый Афанасий Никитин, тверской купец (Индия; 1466-1472 гг.); купцы

В.Позняков, Т.Коробейников (святые места, вторая половина ХVI в.). Русские

люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи»

увиденных земель; послы – статейные списки со сведениями о зарубежных

государствах.

Этапное значение имело появление в России книгопечатания. Еще Иван

III пытался наладить это дело – пригласил печатника Варфоломея Готана из

Любека. Но тогда ничего не удалось сделать. Лишь в середине ХVI в., при

Иване Грозном, началось печатание книг, сначала – так называемой

безвыходной печати (с 1550-х годов), потом – с выходными данными. Первая

такая книга – «Апостол», изданный 1 апреля 1564 г. Иваном Федоровым,

дьяконом церкви в Московском кремле. Два года спустя он и его помощник Петр

Мстиславец уехали в Литву. Сначала Федоров работал в белорусском Заблудове,

затем – на Украине, во Львове (до кончины в 1583 г.). Здесь он издал тот же

«Апостол», первый печатный букварь – «для пользы русского народа»[3]. А в

Москве продолжатели его дела, сыгравшего огромную роль в дальнейшем

развитии просвещения, опубликовали около 20 книг богословского содержания.

Фольклор. Литература

После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой

становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых

редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об

Илье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина о

женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о

Добрыне и Василии Каземировиче). Герои былин отказываются вести в Орду

дань, как приказывает князь Владимир («Не желаем везти от тебя дани-

пошлины»; последние именуются также «выходами княженецкими»[4]). Илья

Муромец, выходец из народа, выражает в былинах его интересы, прежде всего

русского крестьянства.

В тексте конца ХV-ХVI в. Добрыня Никитич не только не везет дань

Батуру Батвесову, но требует от него платить дань Руси, так изменилась

обстановка после 1480 г. когда Русь окончательно сбросила ордынское иго.

Та же антиордынская тема разрабатывается в литературе ХIV-ХV вв. С

нею тесно связана другая – тема киевского и владимирского наследия,

необходимости объединения русских земель. После Батыева нашествия

составляются повести и сказания – о разорении Рязани, Евпатии Коловрате и

мн.др.; позднее – о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом

побоище»[5] и пр.), нашествии Тохтамыша на Русь в 1382г. Эти и многие иные

сочинения включают в летописные своды. Летописание, после спада второй

половины ХIII в., набирает силы в ХIV в., особенно в ХV в. Своды, в начале

которых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самым подчеркивают

идею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен,

составляются в разных центрах. А те старались укрепить свою независимость

(Новгород Великий, Рязань и др.), утвердить себя в роли политического

лидера – объединителя земель Северо-восточной и Северо-западной Руси

(Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепенно на первое место в области

летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва. Первые летописные

своды возникают здесь в ХIV в. А в начале следующего столетия составляется

большой свод при митрополите Киприане. За ним следует вереница сводов ХV-

ХVI вв. – от свода митрополита Фотия до больших сводов времени Ивана III,

Василия III и Ивана IV (Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и

мн.др.). Эту работу, колоссальную по объему и значению, венчает Лицевой

свод – та же Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр! Они

сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки,

продолжая традиции более ранних лицевых сводов и будучи основанными на них,

- своего рода «окно в прошлое»[6] Руси, России.

Враждебные по отношению к Москве позиции отразили некоторые летописи

Твери, Новгорода Великого и др.

Обзор всемирной истории давали Хронографы ХV-ХVI вв.

«Жития» князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых,

прославляют их деятельности (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан

Пермский и др.) Для «житийной»[7] литературы характерны панегирический

стиль, торжественный, порой тяжеловесный язык. В то же время в ней

встречаются живые, реалистические описания жизни монастырей, их обитателей.

Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также

различных сборников (например, «Пчела» - свод афоризмов знаменитых авторов)

образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля,

Менандра и других мудрецов, писателей.

В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков ХIV-ХVI вв. (они не

сохранились, их содержание реконструируют по сочинениям оппонентов-

ортодоксов, постановлениям церковных Соборов) проповедуются смелые суждения

о необходимости «дешевой» церкви, ненужности церковных таинств (причастие и

пр.), икон. Оспаривали они тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии.

Писали о равенстве людей, народов, вер. А Феодосий Косой, смелый

вольнодумец середины ХVI в., обосновывал «рабье учение» с его

коммунистическими идеалами в духе Томаса Мюнцера. Он пытался воплотить их в

жизнь в рамках общины единомышленников.

Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены

в начале и середине ХVI в., когда еретиков, преданных анафеме, сжигали на

кострах, ссылали, лишали церковного сана.

Примечательная черта ХVI в. в области литературы – расцвет

публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи

централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, о

положении крестьянства и др.

Окольничий Ф.И.Карпов, живший при Василии III, считал, что светская

власть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять

«злых, которые не хотят излечиться и любить Бога»[8]. В реальной жизни он

видит совсем другое.

- Понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, со

слепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий.

- В наши времена начальники не заботятся о своих подвластных и убогих,

но допускают, чтобы их притесняли несправедливые приказчики, которые не

заботятся о том, чтобы пасти порученное им стадо, но заставляют жить в

тяжких трудах и терпении.

Ему вторит Максим Грек (до пострижения – Михаил Триволик), его

современник, знаток античной философии литературы. Афонский монах, приехав

в 1518 г. в Россию в качестве переводчика, так в ней и остался. Ученый инок

тоже полагает, что светская власть должна покоиться на правде, милости

(«правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих

подданных»), согласовывать пожелания духовенства, боярства, воинства-

дворянства.

Максим Грек и князь Вассиан Патрикеев, из нестяжателей, обличают

монастыри за жажду накопительства, ростовщичество, спекуляцию хлебом и

прочие грехи. «Ради имений и славы», - писал В.Патрикеев, - монахи забывают

о Христовых заветах; плохо относятся к своим крестьянам:

- Убогую братью, живущую в наших селах, всячески оскорбляем.

Он же призывает к соблюдению евангельских принципов:

- Не подобает монастырям владеть селами.

- Сел не держать, не владеть ими, но жить в тишине и безмолвии,

питаясь трудом своих рук.

Отношение монахов к крестьянам возмущает и М.Грека: они «истязают их

бичами за большие процентные долги, которые они не в состоянии уплатить;

или же лишают их свободы и записывают себе навсегда в рабство; или, лишив

их имущества, изгоняют бедных с пустыми руками за своих мест»[9].

Он тоже против того, чтобы монастыри имели села и, тем самым,

зависимых крестьян. В послании об Афонской горе пишет о монастырских

старцах, которые живут своим трудом.

В середине и третьей четверти столетия выступает со своими сочинениями

целая плеяда публицистов. И.С.Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о

проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному. Изложены они в форме

челобитных и сказаний о взятии Магмет-салтаном Царьграда. Он – убежденный

сторонник сильной самодержавной власти в России. Монарх должен опираться на

сильное и постоянное войско, ибо «воинниками он силен и славен». «Вельмож»

нужно держать в повиновении, страхе:

- Царю нельзя быть без грозы; как конь под царем без узды, тако и

царство без грозы[10].

Для проведения успешной внешней политики (ее задачи, в частности, -

присоединение Казани, освобождение славян от турецкого ига) необходимы

нововведения – денежное жалованье «воинникам» - опоре царя и его политики;

централизация финансов, суда. Будучи гуманистом, он, как Карпов и др., -

противник холопства, поборник «правды» в деятельности людей («Бог не веру

любит.[а] правду»), книжного учения, философской «мудрости». Монарх, по его

представлению, должен быть мудрым, сильным человеком, а государство –

светским и суверенным.

Ермолай-Еразм, священник кремлевской церкви, иосифлянин по убеждениям,

противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян

(например, заменить все их повинности одним оброком – пятой частью урожая).

«Больше всего полезны, - убежден ученый монах, - пахари, их трудами

созидается главнейшее богатство – хлеб»[11].

Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т.е.прибыли)

исходит Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле,

духовник царя, одно время очень близкий к нему (1550-е годы). Идеи эти

развиваются в «Домострое» - своде житейских, моральных правил, поучений,

который он редактировал.

Мысли о сильной самодержавной власти, централизации характерны для

рада летописных, повествовательных памятников: Летописца начала царства

царя Ивана Васильевича (50-е годы). Лицевого свода (60-70-е годы),

«Степенной книги» (1562-1563 гг., вышла из кружка митрополита Макария),

Казанской истории (60-е годы). Макарий и его книжники составили «Великие

Четьи-Минеи» - грандиозный свод из «житий» русских святых, богословских

сочинений, церковных уставов.

Несомненно, самые выдающиеся публицисты опричной поры – не кто иной,

как сам царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Михайлович Курбский.

Первый из них в послании ко второму защищает незыблемые, с его точки

зрения, устои «самодержавства», по существу – деспотии восточного склада.

Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и

жестоким царем, разоблачает его поведение, террористические методы

правления в целом. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа:

миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его

оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править

вместе с «мудрыми советниками», слушать их, а не быть неограниченным

самовластием-тираном.

С осуждением говорится о действиях Василия III в пору окончательного

присоединения Пскова к России (1510) в Летописном своде 1567 г. Корнилия,

игумена Псково-Печерского монастыря; об опричниках-душегубах – в

новгородских летописях (например, о погроме Новгорода в 1570 г.).

Патриотизмом и гордостью пронизана «Повесть о прихождении Стефана

Батория на град Псков» (1580-е годы, автор – Василий, псковский

иконописец). В самом конце века появляются повести о царе Федоре Ивановиче

(автор одной из них – патриарх Иов).

Живопись

Эпоха национального подъема времени Куликовской победы, включившая и

годы подготовки к отпору извечному врагу (60-е и 70-е годы ХIV в.), и время

после подвига русичей в ожесточенной схватке с Мамаем, вызвала к жизни

небывалый расцвет культуры. Ярче всего он выразился в живописи – фресковой,

иконописной. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Это – фрески

ХIV в. на евангельские сюжеты церквей Федора Стратилата, Спаса на Ковалеве,

Михайловской в Сковородском монастыре, Благовещенской на Городище,

Рождественской на кладбище и др. Одни из них привлекают монументальностью,

торжественностью; другие – мягкостью, лиричностью То же можно сказать и о

новгородских иконах.

Мощная кисть Феофана Грека (Гречина) прославила новгородское и

московское искусство. В Новгород он приехал в 1370-е годы. До этого работал

в Константинополе, Галате, Халкидоне, Кафе. В его творчестве сплавились

византийские и русские черты живописного мастерства. Он оказал несомненное,

и большое, влияние на русских живописцев. В Новгороде она расписывал

фресками церкви Преображения на Торговой стороне, Спаса на Ильине. Из его

школы вышли мастера, работавшие над упомянутыми выше фресками и церквей

Федора Стратилата, а также Успения на Волотове, иконами «Донская

богоматерь», «Спас». Его манера письма обладает удивительной,

завораживающей внутренней силой, глубоким психологизмом, смелостью и

уверенностью рисунка[12]. Недаром современники отмечают, что работал он

свободно, легко: находясь на подмостках и создавая свои гениальные фрески,

он одновременно беседовал со многими посетителями, которые стояли внизу, с

восхищением наблюдая за тем, что возникало на их глазах. Разговаривая с

ними, Феофан в то же время «обдумывал высокое и мудрое»; «чувственными же

очами разумными разумную видел доброту»[13].

В 1390-е годы Феофан Грек переехал в Москву. Здесь он расписывал

кремлевские храмы – церковь Рождества Богородицы и придел Лазаря к ней

(вместе с Симеоном Черным), соборы Благовещенский (вместе с Прохором с

Городца и Андреем Рублевым), Архангельский.

Для Благовещенского собора в Нижнем Новгороде великий живописец создал

иконостас; сохранилась, к сожалению, лишь его часть. А московские росписи

совсем не дошли до нас.

Известность и признание, которые Феофан получил на Руси,

засвидетельствовал Епифаний Премудрый, известный автор «житий» святых, в

том числе Сергия Радонежского. Он пишет о художнике, как «изографе»

нарочитом и живописце изящном во иконописцах», «преславном мудреце»,

«философе зело хитром»[14]. А на одной из летописных миниатюр Гречин

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.