|
Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)|Министерство образования Российской Федерации | |Уральский ордена Трудового Красного Знамени | |Государственный университет им. А.М.Горького | |Исторический факультет | |Кафедра архивоведения | | | | | | | | | |Развитие народного образования в городе | |Новый Уренгой (1976 – 1999 г.г.) | | | |Дипломная работа | |студентки V курса | |Энгельгардт Елены | |Владимировны | | | |Научный руководитель: | |канд. ист. наук, доц. | |Черноухов Эдуард | |Анатольевич | | | | | | | |Екатеринбург | |2000 | Содержание | |С. | |Введение |3 | |Глава 1. Управление образования в системе Администрации города | | |Новый Уренгой |14 | |1.1. Структура, полномочия и функции Управления образования | | | |14 | |1.2. Основные направления деятельности Управления образования | | | |21 | |Глава 2. Состояние, тенденции и проблемы развития народного | | |образования в Новом Уренгое |27 | |2.1. Становление общеобразовательной школы в городе Новый | | |Уренгой |27 | |2.2. Дошкольное образование и воспитание |46 | |2.3. Национальная школа |60 | |2.4. Профессиональное образование |63 | |Глава 3. Школы компенсирующего обучения и организация досуга |67 | |учащихся вне стен учебных заведений | | |3.1. Образовательные учреждения компенсирующего обучения |67 | |3.2. Дополнительное внешкольное образование |72 | |Заключение |79 | |Источники и литература |83 | |Приложение |86 | ВВЕДЕНИЕ Изучение истории и современного состояния народного образования традиционно является одним из ключевых направлений отечественной науки. Ведь национально-особый тип мироотношения предполагает и соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизведения опыта поколений, то есть национально-особые формы образования. «Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни», – метко подметил С.И.Гессен [1]. В настоящее время выбор модели образования совершается различными путями практически внутри новой общественной системы. Вектор его будущего состояния слагается как равнодействующая многих сил и тенденций. Ситуация определенного выбора в системе образовании – отражение общего состояния современного общества. Единое образовательное пространства в значительной степени разрушено. На территории России практически сбивчиво и импульсивно реализуются идеи децентрализации управления и многообразия типов школ, идет вынужденная коммерциализация средней и высшей школ, поскольку они не получает должного бюджетного финансирования. Образовательная политика России в условиях перманентного финансового кризиса все более склоняется к выполнению различных рекомендаций зарубежных кредиторов. Бюрократизация всех сторон жизни страны естественно проявилась и в организации народного образования. Единые государственные программы и методики, выполняя в целом прогрессивную роль, вместе с тем сковывали и, с учетом постоянного роста всевозможной школьной отчетности, во многом продолжают сковывать творческие силы лучших педагогов страны и города Новый Уренгой в частности. Прежняя система требовала от школы благополучия социального поведения учащихся и всеобщей успеваемости. Вынужденное лицемерие педагогов способствовало распространению инфантилизма и лени среди учащихся. Следствием этого явилось снижение качества воспитания и образования молодого поколения, а среди большинства педагогов – определенная неудовлетворенность своим трудом. Одной из главных причин падения качества образования продолжает оставаться так называемый “остаточный принцип” финансирования народного образования. Основные средства на Севере России различными путями традиционно направлялись и направляются на открытие новых месторождений нефти и газа, строительство трубопроводов и т.п. Мизерная доля материальных средств, выделяемая из государственного бюджета страны на социальную сферу, привела к зачастую бедственному состоянию материальной базы ряда школ, их перегруженности, к низкому уровню заработной платы педагогических кадров и к снижению их качества [2]. Было бы глубоко ошибочно видеть в современном положении школы лишь негативные моменты. Учитель гораздо чаще имеет возможность говорить правду о прошлом и настоящем страны, ее проблемах. Школа освобождается от определенного формализма в преподавании, от достаточно традиционного невнимания к личностным особенностям учащихся. Учитель получил большие возможности для самостоятельной творческой деятельности, в учебных заведениях появились многочисленные новые учебники, создающие возможность выбора. Однако далеко не все эти благоприятные возможности используются школой. Их реализации препятствует не только тяжелейшее материальное положение школы, косность и привычка работать по-старому ряда учителей, но и недостаточная теоретическая разработка коренных теоретических проблем педагогической науки. В соответствии с перестройкой общеобразовательной школы происходят определенные изменения в образовании школьников. По школьной программе в 1998 году обучалось 43% детей шестилетнего возраста. В большинстве школ имеются учебные кабинеты по основным предметам, телевизоры, магнитофоны и другое учебное оборудование. В связи с компьютеризацией в старших классах введен курс «Основы информатики и компьютерных знаний». Учащиеся X – XI классов проходят профессиональное образование в специально организованных межшкольных учебно-производственных комбинатах. Общеобразовательная школа должна обеспечить всех учащихся базовым средним образованием, должна давать тот минимум знаний, умений и навыков, которые необходимы каждому человеку для активного участия в общественной жизни. Важное место в перестройке образования было отведено подготовке рабочих и трудящихся на более высоком уровне профессиональных знаний и быстром овладении новой техникой и новыми технологиями. В последнее время воспитатели и педагоги пришли к выводу, что важны не только знания, но и воспитание признания общечеловеческих ценностей, зачастую превалирование интересов индивидуальных над общественными и государственными. Для этого у нас должны быть грамотные педагоги, новые учебники, потребность в демократизации школьного процесса. Новый человек, получивший уже наше, современное образование, должен иметь совершенно другое воспитание и обладать более широким кругозором. Такие дисциплины, как экология, этика, эстетика, социология, психология, экономика, информатика, будут, в определенной мере, мешать молодому человеку нарушить данное слово, обидеть другого человека. Право на образование в России обеспечивалось наличием, доступностью и бесплатностью обучения. В 90-е гг. XX в. бесплатность обучения сохранилась только в государственных школах и в некоторых средних специальных и высших учебных заведениях. Любой гражданин нашего общества может получить образование без отрыва от производства на вечерних и заочных отделениях вузов и средних специальных учебных заведений. Задачам удовлетворения образовательных потребностей личности отвечает сеть кружков, курсов, возможность самообразования с использованием услуг культурно-просветительных учреждений и учреждений искусства (музеи, библиотеки). Революционные преобразования социально-экономической жизни, которые охватили Россию в конце 80 – начале 90-х годов, естественно, весьма существенно затронули и такую жизненно важную сферу общества, как образование. Прошедшие годы значительно изменили жизнь и деятельность общеобразовательных школ всех видов, однако необходимо признать, что школа и сегодня далека от выполнения ее основной задачи – готовить образованного, культурного гражданина, работника, семьянина. Автор дипломной работы выбрала тему развития народного образования в городе Новый Уренгой, т.е. его истории и современного состояния, не случайно. Во-первых, эта тема рассматривается на всех общественно- политических уровнях, начиная с государственного и, заканчивая индивидуально-семейным, когда во многих семьях решается вопрос: в какую школу лучше отдать своего ребенка, где его обучат и воспитают согласно требованиям современного мира. Во-вторых, автор дипломной работы, получив среднее педагогическое образование, в настоящее время работает в системе управления образованием и не может не интересоваться всем новым в различных сферах, касающихся истории и современного состояния школы. В-третьих, история народного образования в Новом Уренгое до сих пор не становилась объектом специального исследования. Все это предопределяет актуальность и практическую значимость предпринятого исследования. Объект исследования стала система народного образования в городе Новый Уренгой: процесс ее возникновения, развития и современного состояния. Автор стремится объективно проанализировать деятельность различных типов учебных заведений в неофициальной «газовой» столице России. Город Новый Уренгой располагается на Крайнем севере Ямало-Ненецкого автономного округа, практически на Полярном круге. В нем проживает около 99 тысяч человек (данные по состоянию на 01.01.1999 г.), четвертую часть которых составляют дети в возрасте от 6 до 16 лет (около 24,5 тысяч человек), одну пятидесятую – дети, занятые в учреждениях дополнительного образования (примерно 2 тысячи человек), одну двадцать пятую часть – дети в возрасте от 3 до 6 лет (4 тысячи человек)[3]. К этим показателям следует прибавить и детей, которые живут и учатся в Центрах адаптации детей и молодежи – около двухсот человек. Таким образом, общее число детей до 17 лет в городе – более 30 тысяч человек (т.е., примерно одна треть от общего числа горожан). Кроме того, следует учитывать и студентов филиалов высших учебных заведений, профессионально-технических училищ и педагогического колледжа, которых в городе также немало. Они также являются одним из объектов предпринятого исследования. Поэтому автор работы закономерно считает, что в городе с таким «молодым» населением необходимо проследить путь развития системы образования. К тому же сам автор является жителем города Новый Уренгой с 1981 года, и соответственно сама обучалась в различных заведениях системы народного образования города. Хронологические рамки исследования ограничены последней четвертью ХХ века. Ведь городу Новый Уренгой в 2000 году исполняется 25 лет. Город был образован в 1975 году как поселок Ягельный, а статус города он получил 16 июля 1980 году. В это время уложились и высадка первого десанта, и название “поселок городского типа”, и создание первых учебных заведений, и различные реформы в сфере народного образования. Какую бы отрасль жизнедеятельности города ни возьми – ее возраст от 5 до 25 лет. Начальной датой исследования стало лето 1976 года – подготовка к открытию первой школы на современной территории г. Новый Уренгой. Конечная грань исследования достаточно условна (1999 год). По объективным причинам, прежде всего, нахождению части документов Управления образования Администрации Новый Уренгой в текущем документообороте и на стадии подготовки к сдаче на государственной хранение, определенная часть сведений, содержащихся в работе, ограничивается более ранним периодом. Как уже отмечалось, развитие системы народного образования в городе Новый Уренгой не становилось предметом специального исследования. Авторы, обращавшиеся к этой теме, затрагивали лишь отдельные различные аспектам. Причем это были, в основном, местные журналисты и публицисты, освещавшие историю и современное состояние учебных заведений города на страницах периодической печати. В результате литература по теме представлена в основном статьями в журналах «Образование» и «Педагогика», а также и в городской общественно- политической газете «Правда Севера», которая выпускается с 01 января 1981 года. Автор, путем фронтального просмотра этих изданий за последнее десятилетие, выявила десятки публикаций, посвященных развитию народного образования на Крайнем Севере, в целом, и Новом Уренгое, в частности [4]. Кроме того использовались статьи и сообщения по этой проблеме, помещенные в других региональных средствах массовой информации[5]. В них представлены материалы о деятельности различных учебных заведений города: их успехах, проблемах, перспективах. Естественно, исследователь должен критически подходить к анализу этих публикаций, иногда носящих чисто публицистический или юбилейный характер. Помимо газетных и журнальных статей автором использовались исследования различного уровня, рассказывающие об истории освоения Крайнего Севера нашей страны. В них закономерно главное внимание уделено освоению нефтегазовых месторождений, нелегкой трудовой деятельности северян. Однако здесь же имеются и некоторые сведения о развитии социальной инфраструктуры на Крайнем Севере, в том числе и зарождению здесь системы народного образования[6]. Существенное внимание уделялось и новым учебникам и пособиям по различным направлениям педагогики. Из них автором взяты ключевые новейшие разработки исследователей по проблемам развития различных учебных заведений на современном этапе[7]. Таким образом, историография рассматриваемой проблемы достаточно невелика. Это предопределило обращение особого внимания на опубликованные и неопубликованные источники, а также сведения, полученные в результате непосредственного общения с работниками Администрации города Новый Уренгой, прежде всего, Управления образования, а также Управления образования Ямало- Ненецкого автономного округа в Салехарде. В частности, последние любезно поделились материалами по развитию национальной школы в округе. В результате автором были привлечены разнообразные источники. Их условно можно разделить на несколько уровней: федеральный, окружной и областной (Ямало-Ненецкий округ входит в состав Тюменской области), городской и школьный. Большинство источников первых двух уровней опубликованы. Значительная часть остальных – впервые вводится автором в научный оборот. Особо отметим федеральный закон «Об образовании», который возможно станет, при выделении государством соответствующих средств, основой законодательной базы образовательных учреждений. Он декларирует общественную потребность в светском, лишенном идеологической и классовой «шелухи» образовании. Этот закон представляет умным, настойчивым, находчивым и богатым достаточно широкий спектр деятельности. И именно сейчас мы на законном основание “врастаем” в жизнь общества и “ставим” общественную пирамиду на огромное школьное образование[8]. Особо отметим и «Программу развития образования в городе Новый Уренгой на 1996 – 2001 гг.», утвержденную 1 апреля 1996 года Городским собранием депутатов Нового Уренгоя. В ней содержится информация о практически всех образовательных учебных заведениях, раскрыты перспективы и альтернативы дальнейшего развития народного образования в городе на этот период времени[9]. Кроме того повышенное внимание уделялось отчетам структурных подразделений Администрации города по образовательной системе. Часть из них опубликована в местной периодической печати[10]. В работе использовались и другие отчеты за некоторые учебные годы Управления образования, Управления молодежной и семейной политики Администрации Нового Уренгоя. В них кратко описываются результаты работы этих учреждений, а также содержаться Уставы школ и дошкольных учреждений. Эти материалы извлечены автором из ведомственного архива Администрации города и практически впервые вводятся в научный оборот[11]. Кроме того, в Управлении образования ведутся специальные стенды «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Отличник народного просвещения Российской Федерации», куда регулярно помещаются соответствующие сведения о работникам системы народного образования города, получивших эти почетные звания. Эти материалы также нашли отражение в исследовании. Ряд документов, созданных в результате деятельности предшественников Управления образования уже сданы на государственное хранение. В Городском архиве Нового Уренгоя создан фонд Городского отдела народного образования (ГорОНО). Автор использовала в работе некоторые его материалы, главным образом, годовые отчеты и приказы по основной деятельности этого органа управления[12]. Кроме того , автором использовались источники и несколько более широкого (окружного и областного) уровней, в частности, материалы Тюменской областной научной конференции, посвященной проблемам народного образования[13] и «Программа развития народного образования в Ямало- Ненецком автономном округе на период до 2001 года». В вышеназванной Программе нельзя не отметить доступность и ясность изложения основных проблем и методов их решения. Программа охватывает все сферы образования: младенческий возраст, детский сад, школу, учреждения профессиональной подготовки[14]. Обобщение и критическое сопоставление сведений, выявленных в источниках, в сочетании с материалами, привлеченными из литературы, делает возможным поставить проблему создания комплексного исследования. Целью исследования стал комплексный анализ развития системы народного образования в городе Новый Уренгой с момента ее зарождения до настоящего времени. Особое внимание закономерно уделялось общеобразовательным учебным заведениям. В соответствии с целью исследования автор поставил перед собой следующие взаимосвязанные задачи: |– показать процесс зарождения системы народного образования в городе Новый| |Уренгой, проследить основные вехи в ее развитии; | |– раскрыть трудности, с которыми пришлось столкнуться | |педагогам-первооткрывателям, а также последующим поколениям учителей; | |– рассмотреть управление системой народного образования в Новом Уренгое; | |– проанализировать структуру системы образования в городе, взаимодействие | |его различных звеньев; | |– установить уровень развития народного образования в городе Новый | |Уренгой на рубеже XX – XXI в.в. | В тоже время некоторые вопросы, связанные с темой исследования, в работе только поставлены, но детально не рассматриваются. По нашему мнению, специального исследования требуют такие аспекты, как уровень жизни работников системы народного образования Нового Уренгоя, а также методики преподавания в различные периоды времени. Автор избрал тематический принцип изложения материала. Он представляется наиболее плодотворным для изучения относительно небольшого временного периода развития системы народного образования в городе Новый Уренгой. Исследование состоит из трех глав. В первой главе раскрываются организация и деятельность Управления образования Администрации Нового Уренгоя (а также, естественно, и его предшественников), его полномочия, функции и особенности. Во второй главе рассказывается об истории развития различных типов учебных заведений в городе, о состоянии воспитания и образования в детских садах и школах в условиях коренной перестройки в образовательной системе как страны, так и города, в том числе и проблемах национальной школы. Третья глава работы |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |