|
БольшевикиБольшевикиОГЛАВЛЕНИЕ: I. Введение. стр. 3 II. Основная часть. 1. Зарождение социал-демократов стр. 4-9. а) «Искра» стр. 6 б) В.И. Ленин стр. 6-7 2. II-съезд РСДПР стр. 7-17 а) подготовка к съезду стр. 7-9 б) начало съезда стр. 9-12 в) две программы съезда стр. 12-14 г) первый параграф Устава стр. 14-15 д) большевики и меньшевики стр. 15-17 е) итог съезда стр. 17 3. Социал-демократы до 1914 года стр. 17-22 а) III съезд РСДРП стр. 18-21 б) V съезд стр. 21 в) Государственные Думы стр. 21-22 4. Большевики «Пораженцы» стр. 22-23 5. Заключение стр. 24 6. Литература стр. 25 7. Приложения 8. Карты Эпиграф: «На смену крепостной России шла Россия капиталистическая. На смену оседлому, забитому, приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся «начальства» крепостному крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах, научившихся кой чему из горького опыта бродячей жизни и наемной работы. В крупных городах, на фабриках и заводах все увеличивалось число рабочих. Постепенно стали складываться соединения рабочих для совместной работы с капиталистами и с правительством. Ведя эту борьбу, русский рабочий класс помогал миллионам крестьянства подняться, выпрямиться, сбросить с себя привычки крепостных рабов» В. И. Ленин. ВВЕДЕНИЕ. Я решила взять тему для реферата про большевиков, потому что считаю, что зарождение большевистского движения в России имеет огромное значение в истории не только нашей страны, но и многих других. Революционеры – большевики нашли своих последователей во многих странах Западной Европы. Основные тезисы программы большевиков рассчитаны на широкие массы обнищавших людей. Если не было бы большевистского движения, то не было бы ни Октябрьской революции, ни Гражданской войны, ни нового социального строя, ни блока стран с социалистическим строем, который образовался после II мировой войны. Таким образом, зарождение революционно – большевистского движения повеяло за собой огромное историческое событие. Во второй половине XIX столетия в России произошли огромные перемены, которые вывели ее рабочий класс в начале XX века на передний край борьбы мирового пролетариата. Гнилость крепостного строя и его вред становились все более ощутимыми. В 1861 году экономическая необходимость и угроза разраставшихся крестьянских волнений заставили царское правительство отменить крепостного право. Отмена крепостного права не устранила противоречий между крестьянами и помещиками. Вместе с тем развернулись противоречия между рабочими и капиталистами, усиливалась рознь между крестьянской беднотой и кулачеством. Трудящиеся массы страдали и от капиталистической эксплуатации и от остатков крепостного гнета. Интересы народа и всего общественного развития требовали прежде всего уничтожения пережитков крепостничества, свержения царской монархии. Россия к концу XIX века была уже не та, что до 1861 года. 1883-1894 годы были периодом медленного и трудного роста социал- демократического движения в России. Сторонников нового, марксистского учения было очень мало. Во всей огромной стране насчитывалось немногим более десятка небольших марксистских групп и кружков в крупных городах. Кружки занимались пропагандой лишь среди передовых рабочих, они не вели политической работы в массах. Социал-демократия переживала тогда, писал Ленин, процесс утробного развития[1]. В стране в 90-е годы XIX в. среди интеллигенции быстро стали распространяться идеи марксизма. Былая народническая вера в крестьянство, в сельскую общину оказалась почти забыта. Теперь революционеры с надеждой смотрели на рабочих, «пролетариев», которых называли «самым передовым классом общества». Именно среди рабочих они прежде всего искали поддержки. Во многих городах возникли кружки и группы марксистской интеллигенции. Очевидно, следующим шагом должно было стать их объединение. 1 марта 1898 года в Минске на квартире одного рабочего- железнодорожника тайно собрался первый съезд социал-демократов. В этом небольшом провинциальном городе революционеры надеялись избежать слишком пристальной полицейской слежки. В съезде, который продлился три дня, участвовало всего девять участников, представлявших петербургский, московский, киевский и екатеринославский «Союзы борьбы», Бунд и группу киевской «Рабочей газеты». Съезд принял решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и избрал Центральный Комитет (ЦК) из трех человек и утвердили манифест РСДРП, написанный Петром Струве[2], который провозгласил: «Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма…»[3] В манифесте не достаточно четко проводились основные идеи о завоевании пролетариатом политической власти, о руководящей роли рабочего класса и его союзниках в борьбе против царизма и капитализма. Но манифест сыграл большую роль, как открытое заявление партии о своих целях. Названием «российская» партия с самого начала подчеркивала, что она объединяет передовых рабочих всех народов России. Ленин особо отметил эту историческую заслугу съезда: «Партия возникает в 1898 году, как «российская» партия, т. е. партия пролетариата всех национальностей России»[4]. Съезд провозгласил создание партии, что имело большое политическое и революционно-пропагандистское значение. Сообщение об образовании партии было повсеместно встречено социал-демократами с огромной радостью. Весть о состоявшемся съезде ободряла и поддерживала партийные кадры в трудных условиях подпольной работы, открывала им широкую перспективу. Местные социал-демократические организации стали называться комитетами РСДРП. Российская социал-демократическая рабочая партия становится все более известной и популярной в рабочих массах. Однако фактически партия не была создана как единая централизованная организация. Социал-демократические организации не имели единой Программы, Устава и тактики, не было руководства из одного центра, отсутствовало идейное и организационное единство. Однако, вскоре после I съезда, царская полиция арестовала двух членов ЦК, многих видных социал-демократов, и тем самым «обезглавила» новорожденную партию. Усилились идейные шатания, увеличилось влияние оппортунистических элементов. Следующий шаг к объединению русских марксистов был сделан в 1900 г.. 11 (24) декабря в Лейпциге вышел первый номер социал-демократической общерусской нелегальной марксистской газеты «Искра» (первая стр. газеты представлена в приложении №1). Последующие номера газеты выходили в Мюнхене, с апреля 1902 г. – в Лондоне и с весны 1903 г. – в Женеве. Эпиграфом газеты стали слова из ответа декабристов А. С. Пушкину: «Из искры возгорится пламя!», призывающая к революционной борьбе. Газета сыграла выдающуюся роль в борьбе за создание коммунистической, ленинской партии, партии нового типа, партии социальной революции и диктатуры пролетариата. «Искра» выступила на арену русского и международного революционного движения в новых исторических условиях, когда капитализм домонополистический перерос в империализм. Появление газеты в декабре 1900 г. явилось важнейшим шагом в борьбе за освобождение народов России от гнета царизма и капитализма. «Искра» стала настоящим другом, советчиком и организатором рабочих. Она стала единственной газетой, куда рабочие могли писать о своих нуждах и стремлениях. Газета писала, как важно рабочим создать свою партию, какой она должна быть, чтобы повести народ на революцию, писала о революционной борьбе в России и в других странах. Она стала буревестником первой русской революции. «Искра» была любимой газетой рабочих. Революционеры-подпольщики вылавливали мешки, доставляли на берег и распространяли газету по стране. Редакция «Искры» находилась за границей, это был штаб будущей партии, ее центр. «Искра» была создана основателем и вождем коммунистической партии В. И. Лениным. ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН (УЛЯНОВ) – один из первых русских марксистов, основатель и вождь партии большевиков, партии коммунистов, величайший пролетарский революционер. Родился 22 апреля 1870 г. в городе Симбирске (его фотография представлена в приложении №2). Гимназию окончил с золотой медалью. В 1887 г., семнадцатилетним юношей, он принял участие в революционном выступлении казанских студентов, был арестован и выслан. Ленин вступил на путь революционной борьбы. Страстная ненависть к произволу и угнетению, горячая любовь к простому человеку труда сделали Ленина революционером. Изучив произведения Маркса и Энгельса (их фотографии представлены в приложении №3), еще в юные годы, Ленин стал убежденным марксистом. В 1888 г. он принял участие в одном из казанских марксистских кружков. В 1889 г. он переехал в Самару, организовал там марксистский кружок и установил связи с марксистами Нижнего Новгорода, Владимира, Петербурга. В. И. Ленин уже тогда играл видную роль в распространении марксизма в России. В марксизме Ленин видел могучее орудие революционного преобразования мира, освобождения трудящихся от экономического, политического и духовного рабства. Владимиру Ильичу было 23 года, когда он приехал в Петербург. В то время он уже был опытным, образованным революционером. Много времени Ленин уделял занятиям в рабочих кружках. Он беседовал с ними, просто и понятно разъяснял им, как надо бороться с капиталистами. Постепенно рабочих кружков становилось все больше: В Москве, Риге, Тифлисе, Казани и многих других местах. В Петербурге все кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Книга Ленина «Что делать?» сыграла огромную роль в идейном разгроме «экономизма», в сплочении партийных кадров на основе марксизма, в подготовке II съезда РСДРП. Книга нанесла сильный удар ревизионистам в западноевропейских социал-демократических партиях в лице Бернштейна[5] и его сторонников, разоблачила их оппортунизм и предательство интересов рабочего класса. В марте 1902 г. В. Ленин в брошюре «Что делать?» выдвинул новую, непривычную по тем временам идею. Он доказывал, что костяк партии должны составить «профессиональные революционеры». Взяв на себя роль своеобразных «доверенных лиц» рабочего класса, они смогли бы привести его к победе. «Дайте нам организацию революционеров, – и мы перевернем Россию!» – восклицал Владимир Ильич. «Надо подготовлять людей, - писал он, - посвящающих революции не одни только свободные вечера, а всю жизнь.… Перед нами стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из которой осыпают нас тучи ядер и пуль, уносящие лучших бойцов. Мы должны взять эту крепость, и мы возьмем ее, если все силы пробуждающегося пролетариата соединим со всеми силами русских революционеров в одну партию, к которой потянется все, что есть в России живого и честного.»[6]. В тоже время революционное движение Ленин рассматривал как составное звено единого всемирно-исторического процесса социального обновления мира. В первых же своих работах он ориентировал русских марксистов на сочетание общедемократической борьбы с царизмом с борьбой против капитализма, за социализм. Эта Ленинская мысль была закреплена в программе партии, принятой на II съезде РСДРП. За три года «Искра» приобрела огромное влияние на русские комитеты РСДРП. «Экономизм» был идейно разбит. Период разброда, шатаний подходил к концу. Сплотив вокруг «Искры» партийные организации России, Ленин выдвигает задачу созыва II съезда. Предвидя, что подготовка к съезду и сам съезд пройдут в обстановке острой идейной борьбы, он разъяснял российским марксистам важность предстоящего съезда и необходимость принятия им искровской программы и искровских организационных принципов. 15 августа 1902 г. Ленин в Лондоне провел совещание с представителями Петербургского комитета РСДРП, Русской организации «Искры», «Северного союза РСДРП», на котором было создано искровское ядро Организационного комитета (ОК) по созыву II съезда партии. С глубоким волнением и нетерпением ожидал Ленин открытия съезда, о котором страстно мечтал, как о событии исторической важности. Накануне съезда и во время его работы прокатилась громадная волна всеобщих стачек на юге России. Делегаты принесли на съезд дыхание приближавшейся революционной бури. Буквально за несколько дней австрийские социал-демократы, также действующие в многонациональной стране, высказывались за федерацию, и единая партия распалась на национальные организации. II съезд РСДРП, на котором произошло «второе рождение» партии, тайно заседал сначала в Брюсселе, но из-за преследований со стороны бельгийской полиции был вынужден прервать свою работу и продолжить заседание в Лондоне, проходил с 17 (30) июля по 10 (23) августа 1903 г. На нем было 43 делегата, представлявших 26 организаций и имевших 51 решающий голос. В целях конспирации съезд в Брюсселе проходил в помещении мучного склада. Большое окно склада было завешано красной материей. 17 июля, поднявшись на импровизированную трибуну, Г.В. Плеханов[7] торжественно открыл съезд. Волнением и радостью были охвачены все присутствовавшие в эти исторические минуты. По тщательности подготовки, по полноте представительства, по обширности круга вопросов, которые представляло решить, II съезд РСДРП был невиданным явлением во всей истории русского революционного движения. Главная задача II съезда РСДРП, указывал В.И. Ленин, заключалась в создании действительной революционной рабочей партии на принципиальных и организационных началах, выдвинутых и разработанных «Искрой». Эта задача решалась в острой борьбе с оппортунизмом. «Искра» имела на съезде большинство - 33 голоса. У антиискровцев было 8 голосов (3 «экономиста" и 5 бундовцев). За группой «Южный рабочий» шли колеблющиеся - центристы, или «болото», как называл их Ленин; у них было 10 голосов. Хотя большинство делегатов съезда причисляло себя к сторонникам «Искры», но не все они были настоящими искровцами. Твердые и последовательные искровцы, сторонники Ленина, имели 24 голоса; так называемые «мягкие» искровцы, шедшие за Мартовым, будущие меньшевики, имели 9 голосов. Антиискровцы пытались использовать в своих целях каждое разногласие среди искровцев. Съезду приходилось преодолевать такое, препятствие, как кружковщина. Ему предстояло заменить узкие кружковые связи единой широкой партийной связью, построить партию, в которой все организации идейно и организационно тесно связаны между собой. Переход от кружковщины к организационной партийной деятельности проходил нелегко и даже болезненно. Съезд начал свою работу с вопроса о месте Бунда в партии. «Искра» отстаивала сплочение передовых рабочих всех наций, живущих в России, единую централизованную партию. Бунд добивался построения партии на федеративных началах, рассматривая ее как формальное объединение национальных организаций, независимых от общепартийного руководства. Слабо связанные между собой организации не представляли бы сплоченной партии. Вопрос имел тем большее значение, что федералистские настроения проявились в национальных социал-демократических организациях: поляков, латышей, литовцев, армян. В.И. Ленин и его сторонники вели непримиримую борьбу против бундовского организационного национализма, разъясняя вред федерации, узаконяющей отчужденность во внутренней жизни партии и противоречащей принципу централизма. Съезд отверг националистический принцип в построении партии. Ленинская идея создания партии на основах централизма и пролетарского интернационализма победила. На съезде утвердили Программу РСДРП, которую вплоть до 1917 года признавали все основные течения русских социал-демократов. Партия называлась в ней «отрядом всемирной армии пролетариата»[8]. Программа включала в себя революционные требования: свержение самодержавия, провозглашение демократической Республики. Важное место в ней отводилось улучшению положения рабочих. Этим социал-демократы рассчитывали завоевать их сочувствие и поддержку. Своими долговременными задачами социал-демократы считали социальную революцию и диктатуру пролетариата. Во время обсуждения программы возникали разногласия по вопросу о том, как соотносятся между собой демократия и диктатура пролетариата. Лидер оппортунистов Акимов и его единомышленники сопротивлялись включению в Программу положения диктатуры пролетариата, ссылаясь на программы западноевропейских социалистических партий, в которых не ставилась задача завоевания диктатуры пролетариата. «Экономисты»[9] выступили против программного положения о руководящей роли партии в рабочем движении и предложили ряд поправок в духе «теории стихийности», но съезд отверг все их поправки. Особенно упорно оппортунисты возражали против программы по крестьянскому вопросу. Утверждениями о не революционности крестьянства они прикрывали свое нежелание и даже боязнь поднимать массы на революцию. По существу, оппортунисты ополчались против руководящей роли пролетариата в революции, против союза рабочих и крестьян. В аграрной программе были заложены две основные взаимосвязанные идеи: поднятие крестьян на буржуазно-демократическую революцию под лозунгом «устранения остатков крепостного порядка» и задача «свободного развития классовой борьбы в деревне», т.е. подготовки условий для борьбы за победу социалистической революции. Защищая эту программу, Ленин подчеркнул, что требование уничтожения остатков крепостничества носит революционный характер. «Мы верим, - говорил он, - что ввиду того, что социал-демократия выступила теперь на борьбу за крестьянские интересы, мы в будущем будем считаться с фактором, что крестьянская масса привыкнет смотреть на социал- демократию, как на защиту ее интересов»[10]. Серьезные споры также разгорелись по национальному вопросу. Для такой многонациональной страны, как Россия, правильное решение национального вопроса имело исключительное значение. Теоретические основы и практические требования марксистской национальной программы разработал Ленин. В работе «Национальный вопрос в нашей программе» и в других статьях он обосновал последовательно интернационалистские программные положения: полное равноправие всех граждан, независимо от национальности, право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства, объединение рабочих всех наций в единых классовых организациях. Лозунг права наций на самоопределение являлся сильным оружием партии в революционной борьбе: он привлекал угнетенные национальности России на сторону пролетариата как последовательного борца против национального гнета, способствовал воспитанию рабочего класса в духе пролетарского интернационализма. Этому лозунгу бундовцы противопоставили глубоко оппортунистическое и националистическое требование культурно-национальной автономии. Оно размежевывало рабочих по признаку национальной культуры и разрушало интернациональное классовое единство пролетариата; ограничивало интересы трудящихся различных наций только вопросами культуры и отвлекало их от борьбы за революцию, за демократическое переустройство государства в целом. Неправильную позицию заняли на съезде представители польской социал- демократии. Они ошибочно считали, что лозунг права наций на самоопределение сыграет на руку польским националистам, и предлагали его снять. Ленинские идеи и программа партии по национальному вопросу, принятая II съездом РСДРП, явились ударом по национализму. Они обогатили марксистскую теорию, помогли партии выработать правильную национальную политику, воспитывали ее в духе последовательного пролетарского интернационализма. Съезд утвердил искровскую Программу, состоявшую из двух частей – программы-максимум и программы-минимум. В программе-максимум говорилось о конечной цели партии – замене капитализма социализмом, об условии его осуществления – социалистической революции и установлении диктатуры пролетариата. В программе-минимум говорилось о ближайших задачах партии – о свержении царизма, о буржуазно-демократической революции, установлении демократической республики, восьмичасовом рабочем дне, полном равноправии всех наций и праве их на самоопределение, об уничтожении остатков крепостничества в деревне. Съезд принял подлинно марксистскую Программу партии. В отличие от западноевропейских социал-демократических партий РСДРП тогда была Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |