|
Петр Великий4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам. Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д. Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были быть послушным орудием в руках государства. 26 IV. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА Важное место в становлении абсолютизма занимала церковная реформа. В 1721 году патриаршество было ликвидировано, и его место заняла Духовная коллегия, или “Святейший правительствующий синод”. Его главой был назначаемый царём обер-прокурор Синода. Ликвидация патриаршества, учреждение Синода означали ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с моастырских крестьян, систематически изымало значительную их часть на строительство флота, содержание армии, инвалидов, школ и на другие расходы. Было запрещено создание новых и ограниченно число монахов в существующих монастырях. Эти действия Петра вызвали недовольство церковной иерархии и чёрного духовенства и явилось одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. V. ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ Пётр не только изменил прямую подать, сделав её подушной, но и значительно повысил косвенные налоги, изобретал новые источники получения доходов. За 8 лет войны Пётр набирает около 200 тысяч солдат, доводит численность армии с 40 до 100 тысяч. Стоимость этой армии обходится в 1709 году почти вдвое дороже, чем в 1701: 1.810.000 руб. вместо 982.000. За первые 6 лет войны было заплачено более 1,5млн. польскому королю в виде субсидий. Расходы на флот, артиллерию, содержание дипломатов, вызванные войной составляли 2.3 млн. в 1701 году, 2.7 млн. в 1706 году и 3.2 млн. в 1710. Уже первая из этих цифр слишком велика по сравнению с теми средствами, которые получал Пётр в виде налогов от населения (около 1.5 млн.). Надо было искать дополнительные иточники доходов. Первое время Пётр берёт для своих целей из государственных учреждений не только их свободные средства, но и те суммы,которые расходовались прежде на другие назначения: этим расстраивается правильный ход государственной машины. И всё-таки крупные статьи новых расходов не могли покрываться старыми средствами, и Пётр создаёт для каждой новой из них особый государственный налог. Армия содержалась из главных доходов государства - таможенных и кабацких пошлин. Для содержания кавалерии понадобилось назначить новый налог “драгунские деньги”, для флота - “корабельные” и т.д. Однако этих прямых налогов скоре окзалось недостаточно, тем более, что они собирались очеь медленно. Поэтому придумывались и другие истчники налогов. Самая ранняя выдумка этого рода, введённая по совету Курбатова - гербовая бумага, не дала ожидавшихся от неё барышей. Тем большее значение имела порча монеты. Перечеканка серебряннй монеты в монету низшего достоинства по прежней номинальной 27 цене дала по 946 тыс. руб. в первые три года (1701-1703 гг.), по 313 тыс. руб. - в следующие три: отсюда были выплачены иностранные субсидии. Однако, скоро весь металл был переведён в новую монету, а стоимость её в обращении упала на половину: таким образом, польза от порчи монеты была временной и сопровождалась огромным вредом. Новой мерой для повышения доходов была “переоброчка” в 1704 году старых оброчных статей и отдача на оброк новых. Общая цифра казённых поступлений по этой статье поднялась к 1708 году с 300 до 670 тыс. руб. ежегодно. Далее, казна взяла в руки продажу соли, принесшую ей до 300 тыс. руб. ежегодного дохода, табака (это предприятие оказалось неудачным) и других продуктов, дававших до 100 тыс. руб. ежегодно. В результате в конце царствования Петра государственные доходы возросли до 10 с лишним миллионов. Разумеется, этот рост не легко пришёлся народу. Пётр хотел прийти на помощь своим подданным, улучшить условия их труда, поднять благосостояние. Он решил привлечь в государства драгоценные металлы торговлей, которая имела бы активный баланс. Для этого он всячески поощрял торговлю. Зная бедность русских горожан, он советовал им соединяться в компании и привлекал к торговле дворян. Пётр всячески поощрял развитие промышленности, сам заводил фабрики, пускал их в ход, а затем отдавал в частные руки. При нём были впервые оценены минеральные богатства Урала, на Юге был найден уголь. Пётр искал средств народного обогащения и желал подъёма производительности труда. Для этого он применял политику протекционизма, опекая каждый шаг торговли и производства. VI. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА Главным содержанием реформ было становление и развитие культуры и просвещения, “европеизация” в быту и направлении развития культуры. Первая светская школа была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне “Школа математицких и навигацких наук”, послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школыю Возникновение светской школы требовало создания новых учебников. Огромное значение имело создание в 1703 году “Арифметики сиречь науки числительной” Л.Магницкого, являвшейся учебником по всем разделам математики и подлинной математической энциклопедиейтого времени. Первоначально, когла необходимость в специалистах была особенно велика, правительство допускало в школы детей податных сословий, но уже в конце XVII века школы приобретают характер сословных дворянских учебных заведений. Рядом с ними вырастает система духовных семинарий. 28 Для печатанья светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета “Ведомости”, публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий. Во время царствования Петра организовывается ряд крупных экспедиций, самой значительной из которых была экспедиция Беринга. Составление русскими топографами карт Каспийского моря, Курильских островов и подготовка первого Географического атласа России - всё это должно было способствовать освоению территории и недр страны. Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественно- научных коллекций и т.д. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. Поскольку в стране отсутствовала система общеобразовательной школы, то её составной частью являлись академический университет и гимназия. Открытие академии, большинство членов которой составляли приглашённые в Росию иностранные учёные, состоялось в самом конце 1725 года. Искусство. С первой четверти XVIII века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города определяет уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. Наиболее ярко эти черты выступают в Петербурге, так как крупное строительство в других городах было на время запрещено. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К тому же времени относятся попытки создания русского татра, однако прфессиональные “комедиальные храмины” в Москве и Петербурге просуществовали недолго. Прочнее вошли в жизнь торжествнные праздники с иллюминациями, исполнением кантат, строительством триумфальных арок. В это время были написаны первые драматургические произведения: трагикомедия Прокоповича “Владимир”, “Слава Российская” Ф.Жуковского и т.д. Изменения в быту. Старая привычная долглполая одежда с длинными рукавами была запрещена и заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Большое сопротивление и недовольства вызвало запрещение носить бороды. Особенно недовольны этим были податные сословия, но введение особого “бородового налога” и обязательное ношение медного знака об его уплате, хотя и не сократило недовольства, но резко уменьшило число сохранявших бороду. 29 Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства “правил хорошего тона” и “благородного поведения в обществе”, и разговора на иностранном, преимущественно французском языке. Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привелегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. * * * В 1724 году Пётр сильно страдал от нездоровья, но оно не заставило его отказаться от привычек кочевой жизни, что и ускорило его кончину. 29 октября 1724 г. Пётр отправляется водой в Сестербек и, встретив по дороге севшую на мель шлюпку, по пояс в воде помогает снимать с неё солдат. Лихорадка и жар заставляют его 2-го ноября вернуться в Петербург, 5-го он сам себя приглашает на свадьбу булочника, 16-го казнит Монса, 24-го празднует обручение дочери Анны. Веселия возобновляются по поводу выбора нового князя-папы 3-го и 4-го января 1725 г. Суетливая жизнь идёт своим чередом до конца января, когда наконец, приходиться прибегать к помощи врачей, которых до этого времени Пётр не хотел и слушать. Но время оказывается упущенным, а болезнь неицелимой; 22-го января воздвигают алтарь возле комнаты больного и причищают его, 26-го “для здравия” выпускают из тюрем колодников, а 28-го января, в четверть шестого утра Пётр умирает, не успев распоярдиться судьбой государства. ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Мнения о реформе Петра чрезвычайно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, которое впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Пётр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Пётр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота. Оба взгляда могли 30 приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра были перемешаны оба элемнта - и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение реформы Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельностью преобразователя. Другие результаты должно было дать изучение той же реформы в связи с её прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь, таким боразом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петра, с другой стороны, и при нём ещё не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра остаётся формальной и видимой. Новые платья и ассамблеи не ведут к усвоению европейских првычек и приличий; точно так же новые заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ, открытых в 1716 - 1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Акдемии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой. Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышденность, в которой особое значение приобрела мощная метталургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта. Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально- крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленная на ликвидацию технико- экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение. Очевидно, также и сопротивление, которое вызвала каждая из реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоёв: боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало существовать “самодержавие с Боярской 31 думой”; дворянства - постоянной и тяжёлой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части её доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнёта и тем, что реформы осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального быта и уклада жизни. Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволлюционной России, с его исключительной целеустремлённостью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри- и внешнеполитической обстановки. Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естесственным наукам, он прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Пушкинские строки “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” метко выразили всю многогранность кепучей деятельности Петра I. Он умел подбирать деятельных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности. В числе “птенцов гнезда Петрова” были такие крупные государственные и военные деятели своего времени, как А.Д. Меньшиков, В.П. Шереметьев, Ф.М. Апраксин, А.А. Сенявин, Б.А. Куракин, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев. Но все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни, насаждением наболее грубых и тяжёлых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико- экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола. Думаю, что девизом того времени могли бы стать строчки Пушкина: “Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!” Пётр Великий не жалел ни сил, ни здоровья 32 во имя процветания России, старался, чтобы его сподвижники и весь российский народ следовал его примеру. 33 ЛИТЕРАТУРА 1. Энциклопедический словарь. Издание Брокгауза и Ефрона. Т. XVII Б, С.- Пб, 1858. 2. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1975. 3. Соловьёв С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М., Изд-во “Правда”, 1989. 4. Платонов С.Ф. “Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический”, М., Изд-во “Звено”, 1994. 5. Ключевский В.О. “Исторические портреты”, М., Изд-во “Правда”, 1991. 6. Сыров С.Н. “Страницы истории”, М., Изд-во “Русский язык”, 1983. 7. Павленко Н.И. “Пётр I и его время”, М., Изд-во “Просвещение”, 1989. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |