|
Петр Аркадьевич Столыпин - великий реформатор или провинциальный политик?Петр Аркадьевич Столыпин - великий реформатор или провинциальный политик?Школа №14 РЕФЕРАТ по истории на тему: «Петр Аркадьевич Столыпин - великий реформатор или провинциальный политик?» Выполнила: ученица 9 «Г» класса Ивкина Валентина. Преподаватель: Яшина Татьяна Анатольевна. Кузнецк 2000 г. «Коренной мыслью всегда будет вопрос землеустройства. Земля – это залог нашей силы в будущем. Земля – это Россия». С ранних лет я интересовалась историей. Меня всегда привлекал этот мир загадочного и неизвестного. Поэтому, когда в 5 классе у нас появился новый предмет – история, я читала много исторической литературы, то тогда (впрочем, как и сейчас) я просто не выходила из библиотек. Особенно меня интересовал Петр Столыпин. В частности, его реформы. С большим интересом слушала я о нём на уроках истории, жадно ловя каждое слово учителя. А теперь, когда мне представилась возможность выбрать тему для реферата, я, естественно, отдала предпочтение теме «П.А. Столыпин – великий реформатор или провинциальный политик?» В последнее время очень много и многие писали о Столыпине и его реформе. И это неспроста, ведь аграрный вопрос как оставался нерешённым, так и остаётся. И сейчас при его решение очень важно учесть уроки истории, чтобы не совершить ошибок прошлого. В этом нам поможет объективное рассмотрение жизни и деятельности Петра Аркадьевича Столыпина. Я, в свою очередь, как можно яснее постараюсь передать суть вопроса. Пётр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам. Детство и раннюю юность он провёл, в основном, в Литве. Летом семья жила в Колноберже или выезжала в Швейцарию. Когда детям пришла пора учиться, купили дом в Вильно. Виленскую гимназию Столыпин и окончил. В 1881 году он поступил на физико – математический факультет Петербургского университета. Его интересовали такие науки, как химия, зоология, геология, ботаника и агрономия. Сдавал химию у Д.И. Менделеева. Женился очень рано на Ольге Борисовне Нейгарт. Он был из законопослушного поколения 80-х годов, Столыпин – типичный «восьмидесятник».(*) Он никогда не имел недоразумений с полицией. В 1884 году, ещё до окончания университета, его зачислили на службу в МВД. Вслед за этим, правда, последовал полугодовой отпуск, в течение которого Столыпин, по-видимому, завершал дипломную работу. Вернувшись на службу, он подал прошение о переводе в Министерство государственных имуществ. 1887 –1889-е годы Столыпин просидел в Департаменте земледелия и сельской промышленности на скромной должности помощника столоначальника, имея чин коллежского секретаря. Однако, как оказалось, скромный чиновник имел неплохие связи в верхах. В 1888 году он получил звание камер-юнкера. В Министерстве государственных имуществ положение Столыпина было рутинным, и в 1889 году он опять перешёл в МВД. Его назначили Уездным предводителем дворянства. Летом 1902 года П.А Столыпин был назначен гродненским губернатором. В этой должности он пробыл недолго. В 1903 году Столыпин был назначен саратовским губернатором. Переехав на новое место, дети смотрели на Россию, как на незнакомую страну. Пожалуй, и сам Столыпин отчасти чувствовал себя «иностранцем». Вся его прежняя жизнь, - а ему было уже за 40 лет, - была связана с Западным краем и Петербургом. В коренной России бывал он едва ли чаще, чем в Германии. Российскую деревню он знал недостаточно. Переехав на службу в Саратов, Столыпин долгое время ни с кем не мог сойтись. По-видимому, его считали ставленником ненавистного всем Плеве. Первым, с кем он сблизился, был епископ Гермоген. Время его правления на месте саратовского губернатора совпало с началом выступлений против существовавшей в России власти и он вынужден был подавлять выступления силой. Эти обстоятельства показали его как мужественного и отважного человека. До сих пор не вполне ясно какая пружина вытолкнула П.А. Столыпина, сравнительно молодого и малоизвестного в столице губернатора, на ключевой в российской администрации пост. Впервые его кандидатура обсуждалась в октябре 1905 года на совещании С.Ю. Витте с общественными деятелями. Обер- прокурор Синода князь А.Д. Оболевский, родственник Столыпина, предложил его на пост министра внутренних дел, стараясь вывести переговоры из тупика. Но Витте не хотел видеть на этом посту никого другого, кроме П.Н. Дурново, общественные деятели мало что знали о Столыпине. Вторично вопрос о нем встал в апреле 1906 года, когда уходило в отставку правительство Витте. Своим назначение Столыпин во многом был обязан своему шурину Д.Б.Нейгарту, удалённого с поста одесского градоначальника (в связи с еврейским погромом), но сохранившему влияние при дворе. Также надо отметить особо активную роль в выдвижении Столыпина управляющего Кабинетом его величества князя Н.Д. Оболенского. По-видимому, сказал своё веское слово и Д.Ф. Тренов. Занимая пост товарища министра внутренних дел, он прославился тем, что в апреле 1909 года издал книгу «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть». Когда его перевели на более скромную должность дворцового коменданта, он неожиданно приобрёл огромное влияние на царя. С этого времени Трепов стал разыгрывать глубогомысленные и многоходовые комбинации, словно играл в шахматы с общественным мнением. Замена, перед самым созывом Думы, либерального премьера Витте на реакционного И.Л. Горемашина была вызовом общественному мнением. И чтобы вместе с тем его озадачить, было решено заменить прямолинейного карателя Дурново на более либерального министра. Выбор пал на П.А.Столыпина. «Достигнув власти без труда и борьбы, силою одной лишь удачи и родственных связей, Столыпин всю свою недолгую, но блестящую карьеру чувствовал над собой попечительную руку Провидения»,1- вспоминал товарищ министра внутренних дел С.Е. Крыжановский. И действительно, Столыпину сразу же повезло на новом посту. Разгорелся конфликт между правительством и Думой, и Столыпин сумел выгодно отличиться на фоне других министров. Через некоторое время он становится председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел. Вполне возможно, что дальнейшие замыслы дворцового коменданта предусматривали размену Фигуры Столыпина. Но влияние Трепова стало падать, а в сентябре он умер. Столыпину же предстояло много сделать на благо России. Вовсе не Столыпину принадлежит авторство ключевых элементов реформ, которые связаны с его именем. Роль Столыпина заключается в том, что он собрал эти элементы воедино и придал им особую легитимность в контексте революции, подкрепил их авторитетом человека, который в своем качестве рыцаря контрреволюции на какое-то время стал любимцем правителей России и поставил им па службу совокупность административных ресурсов, находившихся в распоряжении премьер-министра и Министерства внутренних дел. Кроме того, речь здесь идет о сильной личности, которая упивалась своей центральной ролью в разворачивавшейся общественно-исторической драме. Энергичный, молодой (в свои сорок три года Столыпин стал самым молодым министром России), работоспособный, честолюбивый и гордый, красноречивейший защитник монархии в парламенте, - он не мог не остаться 1. Крыженовский С.Е. «Воспоминания» (Берлин) стр.211 в памяти и друзей и врагов как "последний великий защигник самодержавия" Столыпинский генеральный план по переводу Российской империи в новую эру (и уготованная им для себя роль "второго Бисмарка", выражаясь языком того времени) был в основных его звеньях разрушен российским консервативным лобби. Из оставшихся обломков лишь один закон был принят и введен в действие - закон о землевладении и землеустройстве. Эти законодательные акты и получили название "столыпинской реформы" в анналах последующих поколений. Фактически речь шла о куда более широком "пакете реформ", связанных внутренней логикой в новый политический курс. Этот пакет реформ содержал видение повой России - "великой России"2, противопоставленной Столыпиным в его знаменитой речи "великим потрясениям", которых, но его мнению, желали радикалы и революционеры. Главными элементами реформы были как преобразование российской деревни - речь идет о более чем 80% населения страны, — так и перестройка государственной машины. В правительство было направлено много писем, свидетельствующих о необходимости реформ. Первое: письмо крестьянина Тульской губернии «Спасение крестьянского хозяйства будет состоять в том, что освободившись от ненавистной общины, хотя бы небольшая часть трезвых и развитых крестьян, которые еще уцелели от разврата кабаков, даст пример и образец земледельческого хозяйствования. Жизнь в табуне при общинном владении землей, при постоянном раздоре из-за общественных дел, до того нам опостылела, что все только и думают, куда бы пристроиться на жалованье, куда бы убежать из своей деревни с глаз долой… И если до сих пор еще остаются на своих местах крестьяне-общинники, сплошные нищие, то только потому, что места с жалованьем не может найтись для всех. Да и к тому же с землей быстро не отделаешься. Многие крестьяне отдают свою душевую землю другим и согласны не только не брать аренды, но даже платят по 5-6 рублей с души тем, кто освободил их от этой земли, а сами уезжают. От всего от этого и падает крестьянское хозяйство. 2. Из речи Столыпина от 09.11.1906 г. Жить в деревне стало вместо божьего наказания. Чтобы спасти крестьянское хозяйство, нужно дать ему иную форму, при котором была бы возможность кормиться на этом хозяйстве». Второе: «Большинство более сильных крестьян готовы сразу начать новую форму подворного владения землей. И только слабые (а их треть) твердят: «А как нам быть со скотиной?…». Очень немногие протестуют против расселения дворов на отдельные участки земли. А главное, что всякий будет чувствовать под собой свою землю, свое хозяйство, никем и ничем не связанное с соседом. В особенности молодым крестьянам хочется развернуться на просторе с развязанными руками, на своей земле…» Также предполагалось сделать более мирной внешнюю политику России, шире вовлекать в политические и экономические процессы те этнорелигиозные меньшинства России, которые могли способствовать оживлению коммерческой деятельности, усовершенствовать систему образования и создать всеобщую систему социального обеспечения для городских наемных рабочих. Когда система управления будет усовершенствована и сельское общество преобразовано (и таким образом будет выбита почва из-под ног эсеровского движения, чье воздействие на общинное крестьянство Столыпин считал главной непосредственной угрозой самодержавию), Россия начнет движение к тому, что впоследствии будет названо саморазвивающимся ростом благосостояния, производительности и культуры, а, следовательно, и политической мощи. Предполагалось, что тогда, как и раньше, общественная самодеятельность должна будет сочетаться с энергичным правительственным вмешательством. На выполнение этой программы был отведен короткий и четко определенный период времени - "двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего", после чего, обещал Столыпин, "вы не узнаете нынешней России!". Столыпин впервые обнародовал эти планы в своей речи на открытии Второй Думы в 1907 г. Среди самых неотложных мер он назвал тогда не только подавление революционного движения, но и разрушение общинного землевладения, а также административные реформы, которые охватили бы (помимо, аппарат Министерства внутренних дел) выборные городские власти, суды и полицию. Нападение дворянства на общину в какой-то мере были лишь тактической условной правового дворянства: отрицая крестьянское малоземелье, помещики стремились перевалить на общину всю ответственность за крестьянскую нищету. Кроме того, в период революции община сильно досадила помещикам: крестьяне шли громить помещичьи усадьбы всем миром, имея в общине готовую организацию для борьбы. Даже в мирное время помещик чувствовал себя увереннее, когда имел дело с отдельным крестьянином, а не со всей общиной. Вопрос о хуторах не вызывал больших прений. Сами по себе хутора и отруба мало интересовали дворянских представителей. Главные их заботы сводились к тому, чтобы закрыть вопрос о крестьянском малоземелье и избавиться от общины. Правительство предложило раздробить при помощи хуторов и отруба, дворянство охотно согласилось, чтобы навсегда вычеркнуть из министерских бумаг слово «малоземелье».3 За этими мерами должны были последовать реформы в армии и на флоте, уравнение в нравах старообрядцев и расширение нрав еврейского населения, совершенствование железнодорожной сети, создание системы социального страхования и пенсионного обеспечения, введение (в долгосрочной перспективе) обязательного бесплатного образования, узаконение новых гражданских прав и реформа налогообложения. Очевиден был несгибаемый монархизм Столыпина и его страсть к "закону и порядку". ("Не запугаете", - рявкнул он в ответ на яростные нападки оппозиции в Думе, последовавшие за его обещанием "восстановить порядок и спокойствие" мерами правительства "стойкого и чисто русского".) Он продемонстрировал серьезность этих намерений и созданием военно-полевых судов, и широким применением смертной казни, и разгоном Второй Думы в ходе государственного переворота, в результате которого был изменен избирательный закон. Однако этот подлинный контрреволюционер понимал с самого начала, что "реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбою с революцией, то в лучшем случае устраним последствие, а не причину... Там, где правительство побеждало революцию (Пруссия, Австрия), оно успевало не исключительно физическою силою, а тем, что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ".4 В 1906 г., в период между роспуском Первой Думы и созывом Второй Думы, столыпинское правительство оформило законодательно основные элементы своей аграрной реформы. Избранная тактика заключалась в том, 3. Из книги «Труды первого съезда уполномоченных дворянских обществ 29 губерний 1910 г. 4. Из записки П.А.Столыпина 1907 г. чтобы однозначно продемонстрировать, что инициатива исходит от правительства, а не от парламентариев, чья благонадежность была поставлена под сомнение. Большая часть столыпинских указов 1906 г. довольно безболезненно воплотилась в аграрный закон 1910 г. К тому времени он уже фактически выполнялся в течение более чем трех лет. Ряд "аграрных" указов начался указами 12 и 27 августа 1906 г. о передаче Крестьянскому банку казенных и удельных земель с целью последующей их распродажи крестьянам по цене на двадцать процентов ниже рыночной. В октябре было отменено положение, но которому крестьяне обязаны были испрашивать согласия общины на внутри - семейный передел земли и на получение паспорта для выезда из деревни. Также было отменено право земских земельных начальников по собственному усмотрению арестовывать и штрафовать крестьян. 9 ноября 1906 года проект «Особого журнала» Совета министров был доложен царю, который написал резолюцию: «Согласен с мнением председателя и семи членов.» Столыпинской аграрной реформе был дан зеленый свет. Первая статья указа датируется от 9 ноября 1906 года. Суть и методы реформы лучше всего изложить словами самого П.А.Столыпина. Ее цель состоит в том, утверждал он, чтобы сделать «…крестьянина богатым, достаточным, так как, где достаток, там… просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность свободному, трудолюбивому крестьянину, то есть самой земле русской, освободиться от тисков в которых он настоящее время находиться. Надо дать ему собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворной там, где община уже нежизненная, но пусть она будет крепка, пусть будет наследственная.» Я думая, что имеет смысл расшифровать слово «собственность» в понимании П.А. Столыпина: «личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землей, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков к одному месту, он может прикупить себе земли, может заложить ее в Крестьянском банке, наконец, продать ее». Столыпин критикует сторонников уравнительного подхода: «Нельзя ленивого равнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнивать к трудоспособному.» Он резко выступает против национализации земли как проявления насилия, и в речи на заседании Государственной Думы 10 мая 1907 года произносит знаменательные слова, ставшие афоризмом: «…в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черновая работа. В западных государствах на это потребовалось десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождении от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия.» И вот несколько пунктов из Указа от 9 ноября 1906 года. «1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. 12. Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответствующий участок по возможности к одному месту. 13. В тех случаях, когда требование о выделении к одному месту не совпадает с общинным переделом, выдел оказывается неудобным и невозможным, обществу предоставляется удовлетворить желающего, выделиться домохозяина деньгами по взаимному соглашению, а при недостижении согласия – волостным судом… 18. Действие настоящих правил распространяется на крестьян всех наименований…» Позднее было принято решение, что согласия половины крестьянских дворов было достаточно для отмены передельной общины и перехода всех общинных земель в частную собственность их держателей Указом 15 ноября разрешался заклад общинных земель, что открыло новую сферу деятельности для Крестьянского банка, чьи фонды значительно увеличились, а также расширило кредиты, доступные более состоятельным крестьянам. Ряд дополнительных шагов завершал эти реформы. Так, был введен в действие законопроект, согласно которому семейная собственность на землю заменялась индивидуальной частной собственностью. Была создана административная система, направленная на совершенствование общинных и межобщинных переделов земли, землеустройства и особенно на создание хуторов. Такие хозяйства, базирующееся на целом куске земли, стоящие отдельно от деревни, были официально провозглашены оптимальной формой мелкособственнического сельского хозяйства. Эти хозяйства пользовались льготами, когда проводились земельные продажи государственным Крестьянским банком, когда предоставлялись государственные кредиты и когда приватизировалась общинная земля. Государственные земли были предложены для колонизации в азиатской России и на Кавказе крестьянами Центральной России. Эта колонизация частично финансировалась правительством. Позднее, в 1910 г., в процессе преобразования указа от 9 ноября 1906 г. в закон Государственный совет "ужесточил" его, добавив положение, по которому все общинные земли, которые не подвергались полным земельным переделам с 1861 г., объявлялись приватизированными, а владеющие ими общины объявлялись несуществующими. Сравнительно гладкий переход столыпинских указов в законы объясняется тем фактом, что на этот раз большинство российского чиновничества, помещиков и ближайшего окружения царя (тех, кого русская образованная публика называла камарильей), а также российские монархисты- реформаторы и большинство консерваторов этого крыла оказались единодушны. Даже главная конституционалистская оппозиция в Думе - кадеты возражали в основном против характера осуществления реформы - того, что она навязывалась крестьянам, - а не против самого принципа приватизации земли, создания хуторов и переселенческой политики. Вторым столпом начального этапа грандиозного проекта Столыпина должна была стать административная реформа. Часть ее явно увязывалась с проводимой приватизацией крестьянских земель и с декларированным желанием включить российское крестьянство в российское общество в целом. Для этого необходимо было все особые институты, связанные с крестьянским сословием, - такие, как крестьянская "волость" и ее суд, - заменить общими, т.е. внесословными органами управления. Однако цели административной реформы были гораздо шире, чем просто надстраивание под новую систему землевладения. Ни Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |