|
Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания), достигшие больших мировых высот .”Почва” говорит на русском языке , “цивилизация” изъясняется на иностранном .Пропасть между двумя укладами жизни гигантская . Развивая идеи В.О.Ключевского , Н.Бердяев так излагает свое понимание истоков русского раскола : “ Русский народ по своей душевной структуре народ восточный . Россия - христианский Восток , который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи . Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой , и развивался он катастрафическим темпом , через прерывность и изменение типа цивилизации ... Реформа Петра была неизбежной , но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями ... Сравните высказывания трех крупнейших русских мыслителей о значении Петра I для России. Объясните их смысл. Какое представляется более справедливым и почему? - ,,Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною - Петр.’’ (Н. М. Карамзин) - ,, Воссоединение с Западом значило для России найти свое место в Европе и тем самым найти себя... Утверждаясь в Европе, Россия утверждалась и в себе’’. (Н. Вейдле) По мысли Г. Вернадского, ,,главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшим классами общества прежде, чем они достигли народных масс’’. В исторической перспективе петровская ’’ индустриализация ’’, отнявшая и искалечившая жизни сотен тысяч безымянных тружеников, во многом напоминает сталинскую: те же варварские методы, тот же временный успех, позволивший резко усилить военный потенциал страны, - и та же бесперспективность принудительного низкооплачиваемого труда, ведущая к нравственной и физической деградации рабочих и в конечном счете к неизбежному отставанию экономики страны от уровня развитых европейских стран. Однако едва ли Петр мог предложить стране иные пути решения вопроса . Определите свое отношение к этому вопросу. Как результат вашей самостоятельной работы вы должны: а) знать предпосылки и значение Петровской революции; основные реформы; б) понимать значение образования Российской империи. ТЕМА 8 ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ В процессе самостоятельной работы рассмотрите три вопроса : 8.1 Основные идеи эпохи Просвещения . 8.2 Война за независимость в английских колониях Северной Америки. Великая Французская Революция . 8.3 Внутренняя и внешняя политика Екатерины II .Эпоха просвещенного абсолютизма. Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения . Прочитайте в хрестоматии документы № 1-6. «Имей мужество пользоваться своим умом!»--так немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) определил суть своей эпохи . После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот , практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей . Важно понять ,что Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны , расстающейся с феодальным образом жизни .Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях , государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно,это интернациональное движение , хотя и не привязанное к определённой хронологии. Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время . Просвещение зародилось в Англии в конце 17в. Одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло наивысшего расцвета во Франции , дав целую плеяду блестящих мыслителей ,среди которых были Ф.Вольтер (1694- 1778) , Д.Дидро(1713-1784), Ш.Монтескье(1689-1755), Ж.-Ж.Руссо(1712-1778). Теории просветителей распространялись не только в кругах интеллектуальной элиты.Нередко они становились достоянием масс и особенно ярко это проявилось в годы английской,американской и французской революций . В частности, английская революция середины 17 века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии , в первую очередь , идеи «естественного права».Уясните для себя сущность этих идей. 1.Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей , распоряжении своим имуществом. 2.Переход от естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора , когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями . 3.Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того,чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей . 4.Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в обществе,не может быть сделано исключение. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека , а не человечества в целом ,английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание . Локк подчёркивал : «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами , в которых заложена возможность освоить почти любую вещь ... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству.» Эпоха Просвещения пронизана рационализмом .В западноевропейской мысли он проявился ещё в средние века .Однако тогда рациональное отношение к миру сосуществовало с религиозным . В восемнадцатом веке возник атеизм , отрицающий веру в Бога . Благодаря достижениям естественных наук формировалось представление ,что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная,общество,человек подчиняются логичным,доступным разуму законам . В годы английской революции оформилась мысль о том ,что государственная власть - результат общественного договора , заключённого между народом и избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое обоснование необходимости заключения общественного договора .В частности ,Ж.-Ж.Руссо в своём знаменитом трактате «Об общественном договоре » противопоставил современное общество естественному первобытному состоянию ,при котором люди были равны .Гармония была нарушена , когда появилась частная собственность.Избранная народом государственная власть на основе мудрых законов для всех без исключения должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе . Однако условия общественного договора ,по мнению Руссо, оказались быстро забытыми , и подданные уравнялись в одном – в своём бесправии перед деспотизмом . Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества : с одной стороны ,богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей.Отсюда ,теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени ,а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением . Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка : он установлен не Богом ,а людьми и лишь на определённом этапе их исторической жизни . Следовательно , государственный строй можно и должно изменять , совершенствовать.Как и в «золотом веке»,будущее общество должно основываться на принципе равенства .Каждый член общества должен принимать непосредственное участие в управлении,законодательстве и суде . Развитие этих идей мы видим в главном труде Ш.Монтескье «О духе законов». Отдавая предпочтение республиканской форме правления ,он не видел возможности в современных государствах для её становления.Поэтому отдает предпочтение конституционной монархии ,в которой законодательная власть принадлежит выборным народным представителям , а суд независим от администрации .Обратите внимание ещё на одну особенность идеологии французских просветителей .Мечтая о новом обществе, допуская возможность насилия для его становления ,они вовсе не считали,что революция—лучший способ решения вопроса . Насилию они противопоставляли духовное просвешение народа и правителей.С этой целью была создана «Энциклопедия наук,искусств и ремёсел » ,многотомный труд,который выходил много лет (1751-1776) под редакцией Дидро и Ж.Д’Аламбера . Она давала новую систему представлений о мире,демократических правах и свободах граждан. Однако,жизнь показала—теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании . Английская , американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения,прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора.В России эти же теории вызвали мощную волну антикрепостнических настроений среди интеллектуальной элиты и в XVIII , и в XIX вв.(Н.Новиков, Д.Фонвизин ,А.Радищев , декабристы) . Подумайте,почему идеи просветителей оказали влияние на буржуазные революции в Европе и Америке. Может быть, потому , что не призывая прямо к ниспровержению государственного строя , просветители внедряли в сознание человека мысль о том ,что его воли и знаний достаточно для переустройства общества? Согласны ли вы с этим ? Далее вам предстоит изучить развитие ,итоги и значение таких выдающихся событий Всемирной истории как Первая буржуазная американская революция (война за независимость)1775-1783 гг. и Великая Французская революция 1789- 1794 гг. Они явились продолжением эпохи Просвещения ,попыткой претворить её идеалы в жизнь.В качестве пособия прочитайте соответствующие разделы учебника «Всемирная история» под редакцией академика Г.Б.Поляка,профессора А.Н.Марковой (М.,изд. «ЮНИТИ»,1997), а также документы хрестоматии : Декларацию Независимости Соединенных штатов Америки 4 июля 1776г. ; Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. (док. №7,8 ) Обратите внимание ,что первые поселения британских колонистов возникли в Северной Америке лишь в начале 17 в. Однако уже в первой половине этого столетия начали появляться города - будущие центры промышленности и торговли , а также первые мануфактуры . 9/10 всего населения были заняты в сельском хозяйстве . Активно развивалось фермерство .Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли , становились независимыми собственниками земли . Американская революция устранила слабые ростки феодализма в колониях ,открыла путь для быстрого наращивания потенциала мо- дернизации .Подумайте,в чём разница между Россией 18 века и будущими США? Имейте ввиду, что в североамериканских колониях феодальные отношения не имели глубоких корней.Кроме того,колонисты принесли с собой не только демократические традиции , которые веками вырабатывала английская парламентская система , но и передовые методы хозяйственной деятельности . 4 июля 1776г. американский конгресс принял Декларацию независимости. Этим документом восставшие колонии провозгласили себя свободными и независимыми государствами,объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Автором Декларации был самый молодой конгрессмен 33-летний Томас Джефферсон,ученик и последователь французских просветителей . Прочтите в хрестоматии этот документ.Обратите внимание на те положения , где обосновываются права и принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть,исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан : «Мы считаем очевидными следующие истины : все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами , к числу которых принадлежат : жизнь , свобода и стремление к счастью . Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства,заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых.Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели ,то народ имеет право изменить или уничтожить её и учредить новое правительство,основанное на таких принципах и с такой организацией власти ,какие,по мнению этого народа , всего более могут способствовать его безопасности и счастью». Провозглашение прав людей на свободу было беспрецедентным для того времени ,когда почти во всем мире господствовал феодальный строй с его сословным неравенством ,политическим бесправием и средневековой косностью. В 1787 г. была принята федеральная Конституция США , в которой впервые было сформулировано « Народ Соединенных штатов ». Конституция признавала : 1. Независимость 13 штатов . Одновременно признавалась сильная федеральная власть . 2. Конгресс становился законодательным органом . Исполнительная власть осуществлялась президентом . 3. Верховный суд состоял из несменяемых, пожизненно избираемых судей . В ноябре 1791г. начал действовать принятый Конгрессом знаменитый билль о правах , содержащий 10 поправок к Конституции, провозгласивший свободу слова , собраний , печати , неприкосновенность личности . Таким образом , возникло государство с разделением властей в частном и в союзном устройстве штатов , гарантирующее политическое равенство граждан , верховенство личной свободы , веротерпимость, ответственность власти перед обществом. Результат Великой Французской революции был иным. В ходе ее революционные силы радикализируются и усиливаются настолько, что монархия сначала преобразуется в конституционную монархию, затем был казнен король Людовик ХУI и провозглашена республика, сменившаяся в свою очередь якобинской диктатурой . Цель последней - насильственными методами утвердить принципы свободы, равенства, братства. Путь к счастью через революционное насилие привел к террору, личной диктатуре, самоизоляции страны и ,наконец, к антиякобинскому перевороту. В конечном итоге - к утрате иллюзий века Просвещения. Его главная тема - мир познаваем и может быть управляем разумом - оказалась величайшим достижением и величайшим заблуждением эпохи. В 1804 г. Франция была провозглашена империей и вскоре Наполеон упразднил последние остатки республиканского строя. И тем не менее традиционное общество рухнуло - исчезли и абсолютизм, и неравенство сословий, и засилие католицизма. Империя усвоила достижения революции. Аристократия утратила власть. ’’Гражданский кодекс’’ Наполеона 1804 года закрепил принцип частной собственности и свободы частного предпринимательства. Наполеон на ’’штыках’’ принес Европе этот кодекс, изменив ее совершенно. Выбор варианта перехода к новому индустриальному обществу в ХIХ столетии зависел от успешного или неудовлетворительного усвоения уроков Великой Французской революции. В процессе самостоятельной работы по этой теме Вы должны уяснить ее общеевропейское и всемирно-историческое значение. Она не только уничтожила феодально-абсолютистский порядок во Франции, но и потрясла его основы в других странах, ускорив развитие капитализма. Обратите внимание на следующие итоги Великой Французской революции: 1. Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Прочитайте в этой связи в Хрестоматии Декларацию прав человека и гражданина, принятую Национальным собранием Франции 26 августа 1789 г. Обратите внимание и дайте свое толкование следующих положений Декларации: - Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. - Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом. - Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом. - Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. - Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. - Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. - Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции. - Так как собственность есть право неприкосновенное и свяшенное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения. Подумайте, какие из названных положений относятся к числу политических, экономических, гражданских свобод. Приведите факты , доказывающие ,что принятие такого документа способствовало расширению гражданских прав во многих европейских странах. 2. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791г.г.), Законодательное собрание (1791-1792г.г.), Конвент (1792-1794г.г.). Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты. 3. Революция породила новое государственное устройство - парламентскую республику. 4. Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство. Во второй половине ХУIII в. в правящих кругах европейских государств складывалось понимание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это европейское явление традиционно именуется просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений, феодального порядка. Монархическую концепцию просвещенного абсолютизма проводили в жизнь прусский король Фридрих II Великий (1712- 1786), австрийский император Иосиф II (1789-1790), освободивший крестьян от крепостной зависимости. В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относится время правления императрицы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки. На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. Она решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции - ’’Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения’’. При его составлении она, по собственному признанию, ’’обобрала’’Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолюизма предполагала правление ’’мудреца на троне’’. ’’Наказ’’ - компеляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них - книги Монтескье ’’О духе законов’’ и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738-1794) ’’О преступлениях и наказаниях’’. Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. ’’Наказ’’ состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взляд на целесообразность наказаний. Наказ утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ. Обратите внимание на оценку ’’Наказа’’ Екатерины II В.О.Ключевского: ’’Свободная от политических убеждений, она заменила их тактическими приемами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении... Самодержавная власть... становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма. В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла сойти за правовую гарантию’’ (Курс русской истории. ч.У, с.7). Познакомьтесь по Хрестоматии с ’’Жалованной грамотой дворянству’’ (1785г.), ’’Грамотой на права и выгоды городам Российской империи’’ (1786г.). (док .№10,11 ) Первой устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной госслужбы. Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами. Дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Сословное самоуправление дворянства согласно ’’Жалованной грамоте’’ позволяло создавать общество или собрание наделенное правами юридического лица. Таким образом, российское дворянство получало гражданские права, давно закрепленные в западном обществе для собственников. ’’Жалованная грамота городам’’ определяла единый статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это согласовывалось с идеей создания ’’среднего рода людей’’. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления и видами занятий населения. Согласно Грамоте создавались органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти). Обратите внимание на две тенденции в социально-экономическом развитии России в екатерининскую эпоху. С одной стороны, отказ от монополии в промышленности и торговле, поощрение промыслов, частного предпринимательства. С другой стороны, усиление крепостничества, породившее массовые выступления крестьян, в том числе и вооруженные (Восстание Пугачева. Тысячи ходоков в поисках правды. Массовое бегство от помещиков). Попробуйте ответить на вопрос, как могли ужиться в политике единой правящей элиты столь принципиально различные направления - субъективно осознанный экономический либерализм и столь же осознанное феодально-крепостническое начало? Очевидно, здесь следует выделить кардинальную особенность истории российского государста - ее природно-климатические условия, которые создавали из века в век крайне неблагоприятную обстановку для развития основы основ ее существования - сельского хозяйства. Поэтому историческая необходимость уже в средневековье привела в России к формированию особого, необычного для Западной Европы типа государственности с жесткими рычагами государственного механизма, т.к. основной функцией государства были концентрация и перераспределение относительного минимума прибавочного продукта в интересах развития и самого государства, и его господствующего класса. Следовательно, далеко не случайной в России была традиция централизованной , самодержавной, по сути деспотичной власти. Не случаен был и необычно суровый режим крепостного права. Долгие века поступательное развитие общества и государства осуществлялось главным образом путем использования сверхнапряженного труда крестьянства. Его же экономическое положение было на грани потери собственного воспроизводства. Авторы учебника ’’История России’’ под редакцией член-корр. РАН А.Н.Сахарова (М.АСТ.1997) утверждают, что усиление режима крепостничества произошло отнюдь не в силу кровожадности помещиков-крепостников или безропотной пассивности крестьянства, а благодаря прежде всего объективным причинам, главной из которой стало бедственное положение громадной массы крестьянских хозяйств. Природные условия при тогдашнем уровне земледелия делали труд крестьян в основном убыточным. Поэтому все правительства ХУIII века, создавая условия для торгово-промышленной деятельности крестьянства, одновременно тормозили слишком стремительное переключение огромной массы жителей Нечерноземья на истинно городские ’’занятия’’, так как это могло привести к падению общественно необходимого земледелия, а, следовательно, и краху государства. Поэтому крепостное право во второй половине ХУIII в. еще нельзя было отменить. ’’Просвещенный абсолютизм’’ Екатерины II служил задачам модернизации законодательной основы государства, саморегуляции общества, критики крепостного права с морально-нравственных позиций. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свою позицию. Дайте характеристику внешней политики Екатерины II. Ей удалось значительно укрепить международное положение страны, усилить ее влияние на европейскую политику, продвинуть границы на запад и юг. Каково было окружение России в начале ее царствования? Швеция начиналась недалеко от Петербурга, Польша стояла на Днепре, в Причерноморье господствовала Турция. Иной стала картина в конце ХУIII в.: Польша исчезла как государство, Крым и Причерноморье стали российской территорией. Екатерина II окончательно утвердилась в национальном самосознании русских, когда включила в состав государства Западную Украину (за исключением Галиции), Белоруссию и большую часть Литвы (в ходе разделов Польши). Несколько столетий , со времени Ивана III Россия стремилась осуществить заявленные права на ’’киевское наследство’’ - древнерусские территории. При Екатерине II это было реализовано, при ней же Россия утвердилась на берегах Черного моря. Усиление России на мировой арене было столь заметным , что Фридрих II Великий назвал ее ’’страшным могуществом’’, от которого, по его мнению, через полвека будет трепетать вся Европа. Плеяда блестящих русских полководцев: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.В. Чичагов, Д.Н. Сенявин - составили славу российской державы . Прочитайте в хрестоматии документ №12 . Согласны ли вы с точкой зрения В.О. Ключевского на правление Екатерины II ? Обоснуйте свою позицию . В итоге изучения данной темы Вы должны приобрести следующие знания и умения: а) понимать основные идеи европейского просветительства; б) иметь представления о том, что Великая Французская революция, являвшаяся кульминационным событием Века Просвещения , оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества; в) понимать суть просвещенного абсолютизма в России. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |