бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Отечественная история (полный курс)

завершилась походами Святослава, которые покончили с существованием

каганата. Отношения с Византией определялись, главным образом,

заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для

достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на

Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами.

Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича,

пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и

вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно

продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской

Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Помимо славян,

в состав государства входили и другие этнические группы, в основном финно-

угорские: меря, мурома, весь, чудь, ижора, мещера и др. Уже на самом раннем

этапе своего развитие восточнославянское государство складывалось как

многонациональное. Необходимо отметить, что соседство со степными народами

не всегда носило конфронтационный характер. Владимир Святославич на южных

границах Руси, на реке Роси, "сажает" в качестве пограничной стражи

тюркские племена торков и берендеев - летописных "чёрных клобуков". К

подобной практике и впоследствии не раз прибегали русские князья. Для

защиты страны от враждебных кочевников были построены оборонительные линии

на южных границах, включавшие в себя валы, наблюдательные пункты и

крепости. Это было системой грандиозных по своему масштабу фортификационных

сооружений, протянувшихся на сотни километров. В народе они получили

наименование "Змиевых валов", начало их сооружения относится к периоду

задолго до правления великого князя Владимира Святославича. При киевских

князьях варяжской династии система подверглась существенной реконструкции и

стала серьёзной преградой на пути кочевых орд во время их набегов на Русь.

При решении этой и многих других задач князь опирался на ближайших

помощников - старшую дружину, а также местных князей, местную знать,

вышедшую из родо-племенной верхушки. Из этих групп и формировался класс

феодалов, во главе с великим князем с дружиной, делившейся на старшую и

младшую. Старшие дружинники всё чаще стали называться боярами, младшие -

отроками, что было показателем социального статуса, а отнюдь не возраста.

Экономическую основу существования зарождающегося феодального класса на

первых порах составляла дань, собираемая во время уже упоминавшегося

полюдья. Очевидно, существовали определённые нормы сбора дани как для

киевского князя, так и для местных князей. Нарушения договорённости по этим

нормам приводили к конфликтам, как это произошло в 945 году, когда древляне

убили великого киевского князя Игоря за попытку собрать дань сверх уже

полученной. Постепенно основой существования верхушки феодального класса

вместо прямой передачи части собранной дани стали доходы с пожалованных

земель, на которых работали как челядь и холопы - различные категории рабов

по древнерусской терминологии, так и лично свободные крестьяне-смерды.

Консолидации феодального класса способствовали общие задачи

государственного строительства, необходимость поддерживать порядок на

контролируемой территории. Немалую роль в этом процессе сыграла и

религиозная реформа, проведённая князем Владимиром Святославичем в 988 -

989 гг.

Принятие христианства явилось важным шагом в истории Киевской Руси.

Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как

отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни

Руси с момента образования государства. Нуждам нового государства и его

феодальной верхушки языческие представления подходили плохо. Необходимость

изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его

приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Сначала

была предпринята попытка реформировать традиционную религию: во главу

пантеона был поставлен княжеско-дружинный бог Перун, сделана попытка

создать более строгую иерархию небожителей. Но население не поддержало это

начинание, поскольку Перун в его представлении не мог соперничать с такими

могучими божествами, как Сварог или Даждьбог. Помимо этого, в дружине

самого князя было много представителей других народов, для которых любой

славянский бог являлся чужим и непонятным. Кроме того, отношение соседей к

языческому государству было далёким от признания в нём равноправного

партнёра, особенно это касалось Византии. Собственно, после принятия

решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять,

не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского

образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиня Ольга,

приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много

христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было

для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно

Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней

Руси наибольшую ценность. Почему же тогда в летописи содержится весьма

колоритный рассказ об устроенном Владимиром "испытании вер", когда

представители разных вероисповеданий доказывали князю преимущества своих

учений? Дело в том, что в эпоху раннего средневековья принятие религии от

кого бы то ни было означало признание определённой политической

зависимости. Именно таких отношений с Византийской империей Владимир

Святославич, судя по всему, и не желал, отсюда и устроенный спектакль с

испытанием вер, смысл которого заключался в том, что киевский князь

публично демонстрировал абсолютную независимость и свободу своего выбора,

после чего уже невозможны были претензии Византии на политический патронаж.

Учитывая отношения той эпохи к вопросам вероисповедания, можно сказать, что

Древняя Русь сразу вошла в состав христианских государств на положении

равноправного партнёра.

Киевская знать охотно приняла христианство - оно помогало ей властвовать

над народом. Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере.

Христианство нередко вводили силой. В Новгороде вводившие христианство

начальники Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Были

восстания против новой веры и в других городах. Церковь получила от князей

большие земельные владения и десятую часть государственных доходов

("десятину").

Христианство сильно укрепило Древнерусское государство. Оно поддержало

княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, где была

принята христианская религия. Там уже не могли пренебрежительно смотреть на

язычников-славян - ведь они были теперь одной веры с ними.

Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много

книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем

при язычестве.

Особенно это было заметно при князе Ярославе, прозванном Мудрым (978-

1054 гг.). В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения

- величественный храм Святой Софии, новые городские стены с "Золотыми

воротами". Во время его княжения работали многие искусные художники и

архитекторы - русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках, в

церковных иконах и росписях сильно было влияние Византии, в целом

складывалась постепенно новая, своеобразная русская живопись и архитектура.

Древнерусское государство сильно укрепилось при Ярославе Мудром.

Иностранные короли искали с ним союза. Сам Ярослав женился на шведской

принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и

норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. Это

укрепило связи Киевской Руси с другими государствами.

При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному

законодательству. Русские законы того времени назывались "Русской правдой".

Она основывалась на старых русских обычаях. Сыновья Ярослава дополняли ее

новыми постановлениями. Была запрещена кровная родовая месть - пережитки

родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого,

убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство

положен был денежный штраф. Создание письменных законов было большим шагом

вперед в деле установления государственного порядка.

Тесты к теме 1

Древняя Русь

1. Территория, с которой славяне начали расселение по Европе:

а) Карпатско-Виленский регион;

б) Малая Азия;

в) Прибалтика.

2. Какого князя Первоначальная русская летопись называет первым

Великим Киевским князем?

а) Олега;

б) Рюрика;

в) Игоря.

3. Предпосылки и условия формирования древнерусского государства:

а) комплекс этнополитических, социально-экономических,

культурных и геополитических факторов развития на территории Русской

равнины:

б) норманнское завоевание;

в) угроза с Востока и рост товарно-денежных отношений.

4. Причины введения христианства на Руси в качестве государственной

религии:

а) социально-политические;

б) социально-экономические;

в) социокультурные.

6. Кто из исторических личностей предупреждал: «Иду на Вы»?

а) князь Святослав;

б) Владимир Мономах;

в) князь Владимир Святославович.

7. Кто в первой четверти XII века ввел дополнение в законы «Русской

правды», облегчающие уплату процентов и выплату долга?

а) Владимир Мономах;

б) князь Святослав;

в) князь Владимир Святославович.

8. Боярская дума – это:

а) совет Крупнейших бояр при князе;

б) орган городского самоуправления;

в) княжеская дружина.

9. Какое государство играло доминирующую роль в Восточной Европе в

VIII-X вв.?

а) Хазарский каганат;

б) Киевская Русь;

в) Волжская Булгария.

10. Период расцвета Киевской Руси:

а) X-XIIвв.;

б) IX-X вв.;

в) XII-XIII вв.

11. Киевское государство строилось на основе:

а) западного института вассалитета;

б) восточного подданства.

12. Смена веры на Руси происходила:

а) без иностранного вмешательства;

б) под давлением..

13. Христианство было принято в:

а) восточном византийском варианте;

б) западном римском.

14. Древнерусское общество строилось на принципах:

а) коллективизма, основная ячейка – община;

б) индивидуализма.

15. В древнерусском обществе господствовал идеал:

а) народоправства (вечевой идеал);

б) сильной княжеской власти.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД

ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XII - XV ВВ.

Для периода феодализма, который является, судя по истории большинства

народов, вступивших на путь цивилизации, универсальной общественно-

экономической формацией, характерен этап так называемой феодальной

раздробленности, когда прежде единые политические организмы эпохи раннего

феодализма распадаются и становятся практически независимыми. В основе

этого явления лежит специфика средневекового хозяйства, его натуральный

характер когда отдельные области не слишком нуждаются в связях и контактах

друг с другом. Феодальную раздробленность стимулировала и специфическая

организация класса самих феодалов, так называемая феодальная лестница

соподчинённость феодалов различного ранга, отношения вассалитета и

сюзеренитета, при которых зачастую действовало правило: "Вассал моего

вассала - не мой вассал". В наиболее классическом виде эти порядки мы

наблюдаем в Западной Европе, особенно во Франции, но и Русь даёт

многочисленные примеры сходной организации, правда, без столь чётко

прослеживаемой иерархии феодалов. В известном смысле, раздробленность

является "идеальным" политическим устройством феодального мира, где каждый

крупный феодал стремится к максимальной самостоятельности. Для

определённого периода исторического развития политическая раздробленность

имела прогрессивный характер, поскольку позволяла развиться экономике

отдельных регионов. Однако период раздробленности сопровождается резким

упадком политического v военного могущества государств, поскольку

невозможно было объединить военные силы всех территорий. Всё это в высшей

степени характерно для периода феодальной раздробленности в русских землях.

Одним из наиболее негативных последствий потери политического единства были

постоянные феодальные войны и усобицы, разорявшие государство. Но этот этап

был совершенно неизбежным в силу специфики развития феодального общества.

Основные княжества и земли. В период феодальной раздробленности ранее

единая русская земля разделилась на ряд политических образований, каждое из

которых управлялось своей княжеской династией. Распад единого политического

организма начался ещё в XI веке, после смерти Ярослава Мудрого. В 1053

году, еще при жизни, он разделил Русь между тремя своими сыновьями -

Изяславом, Святославом и Всеволодом. Однако Русь ещё продолжала

восприниматься как единое целое, настоящая раздробленность наступила не

ранее второй четверти XII века, после смерти сына Владимира Мономаха,

Мстислава Великого, в 1132 году. Его отцу и ему удавалось сдерживать

сепаратистские устремления отдельных князей. Но и они уже не посягали на

полную внутреннюю самостоятельность княжеств, а ограничивались требованием

обязательного для всех князей участия в общерусских походах на внешних

врагов, каковыми в то время были половцы. С западными противниками князья

отдельных княжеств, как правило, справлялись сами, и лишь борьба с кочевыми

племенами южных степных районов требовала концентрации всех сил Руси.

Именно этим фактом объясняется то обстоятельство, что первыми добиваются

самостоятельности земли и княжества, не граничившие с Диким Полем, как

тогда на Руси называли степь, населённую кочевыми племенами. Раньше других

выделяются Новгородская земля и Полоцкое княжество, позже возникает ещё

около пятнадцати княжеств, крупнейшими из которых были Ростово-Суздальское,

Галицкое, Волынское, Черниговское, Рязанское, Переяславское. Следует

отметить, что границы этих княжеств не совпадали с границами старых

племенных княжений, что свидетельствует о сложении единой древнерусской

народности в пределах государства Киевская Русь. С его образованием

постоянно происходило перемещение населения из одних районов в другие.

Особенно интенсивным был процесс переселения из Поднепровья на территории

Волго-Окского междуречья. Одной из причин этого переселения являлась и

половецкая опасность.

Обособление княжеств привело к тому, что Киев - "мать городов русских" -

постепенно терял роль общерусского центра, на местах вырастали новые

города, становившиеся столицами новых княжеств. Таким, например, стал

Владимир, основанный на реке Клязьме, быстро оттеснивший на второй план

такие старые центры княжества, как Ростов и Суздаль. Владимирское

княжество, где правили потомки Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий, Андрей

Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, становится одним из

сильнейших на Руси. Юрий Долгорукий претендует на великокняжеский стол в

Киеве, который, хотя и потерял своё былое значение, но долго ещё считался

самым престижным. Однако уже сын Юрия, Андрей, побеждая в междоусобных

войнах, не стремится закрепиться в Киеве: политические реалии со временем

оказываются сильнее традиций и престижа, и в крупнейших центрах

складывается своя система великих княжений.

Надо отметить, что на Руси долго существовала довольно своеобразная

система наследования княжеской власти, при которой она переходила не к

старшему сыну умершего князя, а к его следующему по старшинству брату,

затем - к следующему, после смерти последнего из братьев власть наследовал

старший сын первого князя, так как именно он становился теперь старшим в

роду. Основа такой системы лежит в представлении, что вся Русская земля

находится в коллективном владении рода Рюриковичей - никто кроме потомков

полулегендарного Рюрика, а реально - Владимира и Ярослава, не мог стать

князем. Конечно, династии князей закрепляли за собой отдельные княжества,

но внутри династий воспроизводилась та же самая система. Переход от

горизонтального порядка наследования, как называется такой принцип, к более

привычному для нас вертикальному, когда сын наследует отцу, происходит уже

в XIV веке.

Владимирское княжество проводит активную политику заселения и

колонизации своих северо-восточных окраин, населённых финно-угорскими

племенами. Колонизация происходила не в форме вытеснения автохтонного

населения, а в форме "подселения" славянских колонистов на свободные земли.

Славяне и финно-угры жили чересполосно, активно взаимодействуя и в

хозяйственной, и в культурной сферах. Многие из этих соседей славян были

ими ассимилированы, внесли свой вклад в культуру формирующейся

великорусской народности.

Владимирские князья стремились основывать новые города, как крупные,

например, Владимир, так и более мелкие, вроде Москвы, которая впервые

упоминается в летописи в 1147 году, а в 1156 году сообщается, что князь

Юрий Долгорукий повелел обнести её дубовой оборонительной стеной. Москва

становится форпостом на южных окраинах Владимирского княжества, имевшим как

военное, так и торговое значение в силу своего расположения на важном

речном пути из Волги в Оку. На восточных рубежах Владимирского княжества в

1221 году возникает город Нижний Новгород, служивший оплотом против

Волжской Булгарии, отношения с которой носили далеко не всегда мирный

характер. Усилению Владимирского княжества в немалой степени способствовал

гот факт, что оно было отделено от Дикого поля землями других русских

княжеств, этот же фактор способствовал и тому, что на его земли устремился

поток переселенцев из южных русских земель, особенно из Поднепровья, где

натиск половцев ощущался особенно сильно. Переселенцы, оседая на северо-

востоке, стремились давать новым местам старые, привычные названия. Так

появился, нaпpимep, город Переяславль Залесский, в отличие от своего

"брата" Переяславля Ожного, одного из старейших русских городов. К моменту

нашествия монголо-татар Владимиро-Суздальское княжество стало одним из

сильнейших на Руси. Совокупные силы суздальских князей оцениваются

современными исследователями никак не менее, чем в пятьдесят тысяч воинов -

огромная сила по тем временам. Для сравнения можно сказать, что вооружённые

силы такого крупнейшего центра, как Новгород, составляли не более двадцати

тысяч человек. Указателем возросшего политического и военного влияния

Владимирского княжества является тот факт, что на княжение в Новгород всё

чаще приглашается старший сын именно владимирского князя.

Немалым своеобразием отличалось политическое устройство Господина

Великого Новгорода, как официально называлось Новгородское государство. В

отличие от многих соседних земель в Новгороде в силу разных причин не

утвердилась своя княжеская династия, а сложилась феодальная боярская

республика. Верховной властью в городе обладало вече - народное собрание, в

котором могли участвовать все взрослые новгородцы. На вече из крупных бояр

избирался посадник. Ему в помощь вече выбирало тысяцкого, начальника

"тычячи" - новгородского ополчения. Тысяцкий - изначально командующий

городским ополчением, но ко времени самостоятельного существования

Новгорода выполнявший, скорее, военно-административные функции, нежели

чисто военные. В его ведении находились вопросы снабжения ополчения

вооружением, поддержание и ремонт оборонительных сооружений. В военном

отношении, в походах, тысяцкий подчинялся князю, положение которого в

Новгороде было весьма своеобразным: новгородцы на вече решали, какого князя

пригласить в город, и не обязательно этот князь должен был быть

представителем одной и той же ветви рода Рюриковичей. Князь прибывал в

город со своей дружиной и челядью, на содержание которых новгородцы

выделяли средства в виде доходов с некоторых новгородских земель и

промыслов, но никаких административно-хозяйственных и имущественных прав на

эти объекты князь не имел. Для него был построен двор вне городской

территории, где он вершил некоторые судебные дела. Главной функцией князя

было военное руководство. Во время войны князь становился во главе всех

вооружённых сил республики, костяком которых являлась его дружина. Если

новгородцев почему-либо не устраивал князь, то они могли на вече "показать

путь" из Новгорода, то есть, отказаться от его услуг и призвать другого

князя. Особую роль в политической жизни Новгорода играл и его епископ,

который занимался не только церковными делами. В его руках было

сосредоточено руководство внешнеполитической деятельностью республики:

отправление посольств, составление дипломатических документов и договоров.

Новгород - единственный город Древней Руси, хозяйство которого было

ориентировано на торговую и промысловую деятельность. Скудные почвы северо-

запада Руси, частые неурожаи из-за погодных условий не позволяли

рассчитывать не только на богатые, но и просто на стабильные урожаи. Отсюда

и раннее стремление новгородцев компенсировать это другими видами

деятельности. Новгород вёл торговлю в основном в бассейне Балтийского моря,

входил в Ганзейский морской союз немецких торговых городов. Предметами

новгородского экспорта были меха, "рыбий зуб", как тогда на Руси называли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.