|
Особенности внешней политики государства Израиль в период премьер-министерства Бениамина Нетаниягупор, пока «Израиль не вернет все оккупированные территории и не подпишет мирные соглашения с Ливаном и Сирией». Евгений Максимович призывает Израиль придерживаться в мирном диалоге принципа «территории в обмен на мир». Особенно ярко проарабская позиция российского МИДа выразилась в последнем кризисе вокруг Ирака. Жесткая, конфронтационная линия российской дипломатии стала главным препятствием на пути американской политики в ближневосточном регионе. Россия впервые за долгие годы открыто поддержала арабскую сторону, находящуюся в напряженных отношениях с Западом, но являющуюся политическим союзником Москвы. Кроме того Россия получила поддержку арабских государств. Совет послов арабских государств , аккредитованных в Москве, опубликовал совместное заявление, выражающее «высокую оценку усилий, предпринимаемых руководством и политическими деятелями России для мирного разрешения конфликта». Израиль остро отреагировал на сам факт поддержки арабской страны, которая имеет весьма натянутые с ним отношения. Но уже после кризиса в израильской прессе стали слышаться голоса, выражающие благодарность Москве за погашенный (хотя бы временно) очаг напряженности на Ближнем Востоке. В политическом плане Израиль совсем не заинтересован в свержении Саддама Хусейна, так как это может привести к глобальному изменению ситуации в регионе и неизвестно как отразится на самом еврейском государстве. Таким образом, Израиль и Россия имеют точки соприкосновения даже в таком сложном вопросе , как ситуация вокруг Ирака. Особо стоит подчеркнуть, что незадолго до иракского кризиса 23 января 1998 года премьер-министр Израиля Нетаниягу направил послание министра иностранных дел Эйтану Бенцуру, в котором указал на важность развития отношений Израиля с Россией и назначил Натана Щаранского ответственным за выработку стратегии этих отношений. То есть, впервые отношения с Россией выведены на уровень стратегического планирования. В рамках этого процесса на состоявшемся в феврале международном экономическом форуме в Давосе Натан Щаранский встретился с заместителем премьер-министра РФ Яковом Уринсоном, лидером фракции «Яблоко» Григорием Явлинским, помощником главы администрации президента РФ -Александром Лифшицем, а кроме того с Борисом Березовским и Владимиром Гусинским. Таким образом налицо попытки Израиля найти пути сближения с Россией, благо есть положительный опыт во внешнеэкономической деятельности. 41 2.2.2.Активное внешнеэкономическое сотрудничество Израиля и России. Расширение экономического сотрудничества Государства Израиль и Российской Федерацией связано с именем Авигдора Либермана. В 1992году Либерман становится генеральным секретарем «Ликуд». С Б.Нетаниягу А.Либерман познакомился в 1987 году и сал по мнению многих самым близким ему человеком. Достаточно вспомнить истории с видеокассетой, где будущий премьер-министр был запечатлен с любовницей. Этой видеокассетой Давид Леви (экс-министр иностранных дел в правительстве Нетаниягу) шантажировал Биби, и только благодаря совету Либермана не закончилась корьера молодого политика. Либерман посоветовал Нетаниягу выступить по телевидению и публично признаться в адюльтере. В мае 1996 г. Либерман становится директорм министерства главы правительства. По мнению ивритоязычной прессы Либерман в это время был самым влиятельным человеком в Израиле. Но несмотря на стойкость Лдибермана и его влияние на премьер-министра 23 ноября 1997 г. генеральный директор канцелярии заявил, что уходит в отставку. Агрессивная компания в ивритоязычной прессе о влиянии Либермана на членов «Ликуд» по вопросу о системе прамериз и нападки ликудовских «принцев» Лимора Ливната (министра связи), Михаэля Эйтана( министра науки), Эхуда Ольмерта (мэра Иерусалима) и Рони Мило (мэра Тель-Авива) в результате которой Нетаниягу согласился создать комиссию о расследовании деятельности ген.директора канцелярии на Ликудовской конференции, свалили «серого кардинала». Но уход Либермана из правительства не означает его крушения. На своей последней пресс-конференции он заявил: «Только теперь я намерен вплотную заняться политикой в рамках «Ликуда», разумеется до сегодняшнего дня мои руки были связаны рядом ограничений и постом генерального директора».7 42 о сохранившемся влиянии Либермана говорит и тот факт, что связанное с его именем активное развитие израильско-российского сотрудничества продолжилось и более того после 23 января 1998 г. перешло на качественно новый уровень. Либерман ратовал за развитие отношений вовсе не потому, что он очень любит Россию, он любит Израиль и понимает, что развитие системы отношений с Россией отвечает его интереса. Так идея одного из самых масштабных совместных проектов – идея газопровода Россия-Турция- Израиль принадлежит Авигдору Либерману. В июне 1997 г. между министром национальной инфрастуктуры А.Шароном , премьер-министром В.С.Черномырдиным и председателем РАО «Газпром» были проведены переговоры в Москве относительно поставок российского природного газа в Израиль. Также в рамках этой программы 7 июля 1997 г. в Израиль прибыла группа экспертов российского концерна «Газпром». Эта гуппа определила стоимость газа, который будет поставляться еврейскому государству в рамках контракта между Россией и Израилем до 2000 года. Так же в рамках этого визита обсуждалась возможность прокладки по морскому дну газопроврда из России в Израиль. Все израильские эксперты однозначно подтвердили, что российский газ при своём великолепном качестве, сравнительно дешев, кроме этого Россия гарантировала Израилю отсутствие зависимости между поставками газа и политической ситуацией на Ближнем Востоке. Нужно также отметить, что сотрудничество между Россией и Израилем стало набирать новые обороты еще с 1994г. Именно этот год можно считать началом полномасштабного развития двусторонних отношений. При официальном визите И.Рабина в Москву была выражена обоюдная готовность продолжить работу над формированием широкой договорно-правовой базы сотрудничества. Договор о торгово-экономическом сотрудничестве положил начало реальному межгосударственному сотрудничеству между Израилем и Россией. После его подписания была создана совместная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и утверждены положения по ней. Ее первая сессия прошла в июне 1995 года. в Москве. Была достигнута договоренность о сотрудничестве в области медицины и медицинской промышленности, агропромышленного комплекса, алмазного бизнеса, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), космических исследований и авиационной промышленности, телекоммуникаций, строительства объектов инфраструктуры и участия в тендерах. В 1996 году сопредседателями совместной комиссии с российской и израильской стороны были назначены соответственно председатель Государственного комитета по науке и технологиям России В.Фортов и министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский.несмотря на активное начало, работу комиссии вряд ли можно назвать интенсивной, так как вторая сессия состоялась лишь в ноябре 1997 году.43 причиной этому послужила обеспокоенность российской и израильской сторон за будущее торгово-экономических связей между двумя странами. По результатам работы комиссии был подписан совместный протокол. Главным же итогом встречи можно было считать решение израильского правительства предоставить России кредит в 50 млн.долл. для развития проектов в области технологии, сельскохозяйственной и медицинской техники, имеющих общенациональное значение.44 На встрече также была достигнута договоренность между израильским Институтом экспорта и российским МИДом относительно постоянного обмена актуализированной бизнес-информацией. Было принято решение начать работу над заключением договора о сотрудничестве в области промышленных исследований и разработок, который заменит и усилит договор о поощрении и защите инвестиций. Заседание комиссии прошло конструктивно, о чем свидетельствует то, что на нем было положено начало многим экономическим проектам. Встрече предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1997 года в Москве были проведены переговоры с израильской делегацией во главе с Н.Щаранским по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во время визита были подписаны два соглашения: с Российским союзом промышленников и предпринимателей и между Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (ВНИКИ) и Израильским институтом экспорта. Состоялись встречи бизнесменов двух стран, в том числе занимающихся алмазным бизнесом. Н.Щаранский заявил на пресс-конференции, что российские и израильские производители и обработчики алмазов установили «независимые контакты» и обсудили перспективы своих отношений с корпорацией «ДеБирс».45 Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве, нельзя не упомянуть о высших органах законодательной власти двух стран –Государственной Думе и Кнессете, ведь именно через них проходят законы о сотрудничестве между двумя странами. В России в 1994 г. была впервые сформирована специальная депутатская группа по связям с Кнессетом. В ее состав вошли 20 человек, что свидетельствовало о большом интересе к Израилю. В Кнессете аналогичная комиссия по связям с нашим парламентом существовала до этого уже три года. ее возглавлял Рафаэль Эйтан. После выборов в Думу в 1996 г. российская комиссия сохранилась, но ее численность сократилась до восьми человек. Ее координатором был избран П.Шелищ. эта комиссия установила тесные отношения с израильским посольством в Москве. Посол Израиля Ализа Шенхар приветствовала инициативу комиссии активно сотрудничать с Кнессетом. Комиссией был обозначен ряд наиболее интересных для России областей сотрудничества с Израилем: 1) заимствование опыта государственной и общественной поддержки социально-экономической адаптации новых репатриантов в израильское общество, в особенности детей и людей пенсионного возраста; 2) социальная защита пожилых людей; 3) заимствование опыта израильских центров по разработке новых технологий и организация их сотрудничества с российскими инновационными фирмами; 4) содействие израильских фирм в деле привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики; 5) взаимная торговля между нашими странами; 6) возврат в Россию незаконно вывезенных в Израиль капиталов. По работе комиссии отчетливо видна ее заинтересованность в расширении российско-израильского сотрудничества. В комиссии Кнессета такая заинтересованность тоже ясно просматривается в связи с тем, что в ее новый состав после выборов вошли 25 депутатов из 120.46 Все это говорит об обоюдной заинтересованности двух стран в развитии отношений. Значительный интерес к сотрудничеству проявили представители одной из наиболее наукоемких отраслей современной экономики – авиационной промышленности. В марте 1997 г. в Москве было подписано российско- израильское соглашение, в соответствии с которым российские истребители и пассажирские самолеты «Илюшин» будут модернизировать на исчисляться сотнями миллионов долларов. Компании обеих стран приступили также к реализации ряда конверсионных проектов. Авиастроительное предприятие КБ им. Яковлева и крупнейший израильский промышленный концерн «ИАИ» осуществляют подготовку к современному производству и продаже на мировых рынках самолета для бизнесменов ЯК-48, способного, по предварительным оценкам , завоевать четвертую часть мирового рынка аппаратов данного класса. Кооперирование в авиационной промышленности поможет российскому авиастроению сертифицировать производственные участки по международным стандартам, что в свою очередь, увеличит количество и объем заказов зарубежных фирм.47 Со своей стороны израильтяне проявляют огромный интерес к российским научно-техническим разработкам в области ядерной энергетики, производства точных измерительных приборов, оптических инструментов. Был заключен контракт на приобретение созданных петербургскими учеными химических технологий, которые будут использоваться при переработке сырья, добываемого в районе Мертвого моря. Одним из крупнейших проектов поставок российского оборудования и технологий стало строительство в Израиле магниевого завода, которое осуществляет российское предприятие «Саянстрой». Оба государства активно обмениваются технологиями в области строительства. Израильтяне возводят в России гостиницы, здания рынков и другие сооружения. Так фирма «Шаши Черушалайм» оказалась победительницей международного конкурса на право участия в реставрации Успенского собора в Москве. Израильтяне получили заказ на облицовку фасада здания, ими также были выложены новые полы. Стоимость работ оценивается в один миллион долларов США.48 российские подрядчики в свою очередь делятся опытом производства быстросборных строительных конструкций, что в какой-то мере помогает Израилю решать проблему расселения новых иммигрантов.49 К сожалению, в августе 1998 года Россия попала в ситуацию дефолта, что серьезно ударило по некоторым израильским компаниям, и заставило их задуматься о целесообразности сотрудничества с российскими фирмами. В такой ситуации министр промышленности и торговли Израиля Н.Щаранский, человек всегда отстаивавший позицию активного сотрудничества с Россией, совершил блиц-поездку в Москву. А за неделю до визита в Иерусалиме состоялось совещание, на котором рассматривался комплекс проблем, связанных с кризисом в России. По результатам совещания один из его участников Дов Мишор сообщил, что, несмотря на переживаемые экономические трудности, Россия потенциально остается важным торговым партнером Израиля. Однако, он заметил, что создавшаяся ситуация в России не может не привести к определенной корректировке тактики израильско-российских коммерческих отношений.50 Несмотря на некоторые потери израильских бизнесменов в России во время кризиса, можно с уверенностью сказать, что их потери гораздо меньше, чем у их европейских и американских коллег. Как же так произошло? Дело в том, что в январе 1998 года была создана Компания по страхованию внешнеторговых рисков (БАСАСАХ), которая должна была страховать израильские компании на случай политических и торговых рисков, связанных со сделками в России, кредитуемыми на короткий период( до полугода) . страхованию должен был подлежать как торговый риск (неполучение израильским партнером оплаты по независящим от него причинам, на связанные с нарушениями условий договора), так и политический (войны, государственные перевороты и прочие форсмажорные обстоятельства). Эта программа должна была позволить страховать краткосрочные кредиты под экспортные сделки в Росси. Общим объемом в 50 млн.долларов и обеспечить израильским экспортерам значительное расширение страховых покрытий. Наличие такой программы снизило реальный уровень риска и оказало сильное психологическое воздействие на израильских бизнесменов. Создание БАСАСАХ позволило израильским фирмам избежать огромных потерь и продолжать активную работу на российском рынке, несмотря на чрезвычайные обстоятельства. Если говорить в целом о динамике внешней торговли Израиля с Россией , то прирост объема импорта составил 494,5%, а прирост стоимостного экспорта –990,4%. Данные о товарной структуре экспортно-импортных операций между Россией и Израилем, приведены в таблице 1. Таблица 1. Товарная структура израильско-российских экспортно-импортных операций. |Группа товаров |Экспорт из Израиля |Импорт в Израиль | | |1996 г. |1997 г. |1996 г. |1997 г. | |Продукты питания и табачные|71 393 |33 255 |1 421 |2 187 | |изделия | | | | | |Машины и оборудование |58 443 |80 515 |4 281 |4 070 | |Продукция животноводства |( |1 840 |( |366 | |Продукция земледелия |27 029 |19 875 |3 307 |6 884 | |Ювелирные изделия, |19 769 |16 489 |63 004 |96 994 | |драгоценные камни | | | | | |Изделия из пластмассы и |15 088 |12 194 |1 244 |481 | |резины | | | | | |Бумажная продукция |12 655 |11531 |2 597 |2 774 | |Металлопродукция |11 958 |31 500 |5 701 |7 207 | |Точные измерительные |( |10 414 |( |986 | |приборы | | | | | |Текстиль |1 754 |2 796 |753 |702 | |Постельное белье |10 563 |( |1 156 |( | |Транспортные средства |1 616 |3 062 |324 |553 | |Изделия из камня и стекла |1 113 |( |351 |( | |Древесина и уголь |695 |121 |4 180 |6 950 | |Прочие товары |4 869 |6 313 |1 191 |1 453 | |Всего |262 113 |258 789 |92 179 |134 426 | Источник: Израильский экспорт. 11.1997, 08. 1998.51 По данным таблицы 1 экспорт из Израиля в Россию достаточно диверсифицирован, а российский экспорт составляют в основном драгоценные камни и ювелирные изделия. Таким образом, исключая алмазодобывающую промышленность, все остальные отрасли, в основном связанные с производством готовой продукции, не находят для себя ниши на израильском рынке. На основе анализа в результате рассмотрения состояния торгово- экономических отношений между Россией и Израилем можно сделать следующие выводы. Заинтересованность в торгово-экономических отношениях присуща в равной степени обоим государствам. Объясняется это тем, что такие связи открывают широкие перспективы сотрудничества в научно-технической и торгово- экономической областях. Россия и Израиль могут получить новые рынки сбыта для своих товаров, помочь друг другу проникнуть на рынки третьих стран. Сотрудничество не замыкается в узких рамках, а открывает широкий спектр направлений. Уже подписан ряд соглашений, а именно: по торгово- экономическому сотрудничеству, таможенному контролю, связи и телекоммуникациям, сельскому хозяйству и энергетике. Главные направления сотрудничества – осуществление совместных проектов в энергетике, радиоэлектронике и вычислительной технике, медицине и туризму. Потенциал прямого сотрудничества России с Израилем в промышленности, сельском хозяйстве и становлении российских финансов и инфраструктуры чрезвычайно велик. В большей степени они основан на возможности внедрения в России израильских технологий и использования разработанных в Израиле механизмов привлечения инвестиций, в меньшей – на использовании в изральской промышленности технологий российских. Оценивая перспективы развития российско-израильского экономического сотрудничества, следует отметить, что потенциал хозяйственного сближения двух стран раскрыт не полностью. Конечно, не все начинания увенчаются успехом. Между израильскими и российскими фирмами ожидается жесткая конкурентная борьба. Двум странам предстоит в дальнейшем огромная работа по развитию и совершенствованию не только торгово-экономических, но и других взаимоотношений. Глава III. Попытки кабинета Б.Нетаниягу урегулировать отношения с Иорданией и Палестинской Национальной автономией. 3.1 Реализация иордано-израильского мирного договора 1994 года. Иордания в течение трех десятилетий была наиболее умеренным из всех арабских соседей Израиля, несмотря на значительное число беженцев в стране – постоянных жителей и беженцев. В то же время это отражало скорее позицию правящей династии и лично короля Хусейна, чем настроения иорданской «улицы» 52, в том числе истеблишмента. Опираясь на харизматический авторитет шерифа (потомка Пророка), король стремился, взяв за основу традиционные ценности, проводить сбалансированную политику с учетом весьма сложных реалий окружающей обстановки ( проблема легитимации режима в условиях конфронтации в регионе; непростая экономическая ситуация в стране; палестинский фактор). 53 но укрепление авторитета королевской власти, взвешенная и результативная внутренняя политика позволили активизировать израильское направление иорданской дипломатии. Отношения Израиля с Иорданией развивались достаточно успешно. Сам Нетаниягу заявлял, что «в целях упрочнения «стратегической конвергенции», наметившейся между двумя странами связи с Иорданией будут укрепляться». Но в отношениях с королевством было не все так гладко. Хотя 26 октября 1994 года Израиль и Иордания после длительных и сложных переговоров подписали договор о мире, реализация этого договора проходила в трудной и сложной обстановке. Отказавшись от конфронтации с Израилем, Иордания перестала быть участницей конфликта, но встала в один ряд с коспонсорами урегулирования, получила возможность более эффективно действовать в интересах всей «арабской нации». В 1996 году Иордании был предоставлен статус «основного ненатовского союзника» США, а в 1997г. США активизировали финансовую поддержку королевству. Из 225 млн. долл., полученных от США в 1998 г., 75 млн. долл., были предназначены для военных программ. Амман заручился обязательством США о выделении в течение трех лет дополнительно 200 млн. долл., на программы, связанные с региональной безопасностью. В 1998 г. США завершили поставку |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |