|
Национально-освободительное движение в Греции Филики ЭтерияНакануне революционного выступления 1821 года в рядах "Этерии" сформировалось три течения, которые имели разные взгляды на вопрос о поддержке государств восстания и участия в нем народных масс: ( буржуазно-демократическое направление; Корнями оно уходило к обществу Ригаса, а затем развивалось по руководством Н. Скуфаса. Испытывало влияние Французской революции и стремилось опираться в восстании на народные массы. После смерти Скуфаса этим течением руководил Анагностопулос, Колокотронис и др. Деятели данного течения ориентировались на поддержку России; ( консервативно-компромиссное направление; Состояло из консервативной части буржуазии, которая с одной стороны желала революции, а с другой боялась участия в ней народных масс. Консерваторы хотели употребить революцию для воплощения в жизнь своих интересов. Они заигрывали с англичанами и тоже надеялись на поддержку европейских правительств. Активными деятелями этого направления были фанариоты - Маврокордатос, Карадзас, Орладос и др. ( реакционное направление; Состояло из феодальных элементов. Они выступали против любой перемены, которая бы затронула их интересы. Подыгрывали национально-освободительному движению изнутри, стремились сорвать организацию восстания. Получается, что они были за засилье турецких пашей в Греции. Между этим течением и консерваторами были серьезные разногласия, которые во время восстания привели к вооруженным столкновениям. Деятели этого течения были - Заилис, Нотарас и др. Объединяло эти течения надежда на помощь в восстании европейских держав, а отличало их отношение к участию народных масс в восстании и отношение к самому восстанию. В конце 1818 года в состав руководящего комитета "Архи" входило семь человек: Э. Ксантос, А. Цакалов, П. Анагностопулос, стамбульский купец П. Секерис и его брат А. Секерис, московский купец А. Комизопулос, ученый и просветитель А. Газис. Работа "Архи", особенно перед восстанием, была окружена величайшей тайной. Руководящий комитет общества в сентябре 1818 года принял решение официально просить Каподистрию войти в его состав. Руководители "Филики Этерия" надеялись, что с приходом Каподистрии к руководству обществом нейтрализуется деятельность оппозиции в организации. Переговоры было поручено вести Э. Ксантосу. В 1820 году он встретился в Петербурге с Каподистрией. "Каподистрия по-прежнему оставался противником революционных методов борьбы за освобождение Греции, но также он оставался и греческим патриотом, иначе встреча его с Ксантосом вообще бы не состоялась".[32] Ксантос в общих чертах рассказал Каподистрии о греческом революционном обществе, особо отметив об увеличении численности в псоледнее время. Ксантос попросил Каподистрию лично возглавить восстание или сообщить самый подходящий, по его мнению, план действий и наиболее стоящего руководителя. Каподистрия посоветовал ничего не предпринимать, пока не произойдет благоприятный для Греции поворот в европейской политике, так как своими силами они не в состоянии будут освободиться. Он отказал в помощи Ксантосу, и миссия Ксантоса оказалась безрезультатной. Таким образом Каподистрия, как греческий патриот и как министр иностранных дел России, был постоянно осведомлен о деятельности тайного революционного общества чуть ли не с начала его основания. Как министр, он мог бы способствовать прекращению деятельности общества, но как патриот он нейтрализовывал проблемы, связанные с деятельностью общества в России или в Греции. "Филики Этерия" проделали большую работу по подготовке восстания - материальную, моральную и организационную. Руководителям общества нужно было не надеятся на помощь правительств других держав, а направить все организационные способности на объединение борющихся народов в самой Османской империи. Может на это ушло бы больше времени, но международное положение Греции усилилось бы в связи с самостоятельным освобождением от Османского господства. Но возможно, что те же европейские государства воспрепятствовали самостоятельному освобождению Греции или сами начали бы помогать ей, чтобы добиться влияния на Балканах. Особенно это было выгодно России. 2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВЗГЛЯДЫ И. КАПОДИСТРИИ Деятельность Иоанна Каподистрии была тесно связана с освободительной борьбой греческого народа против турецкого ига, за национальную независимость своей страны. Он был связан проблемами движения со многими его участниками. И хотя не во всем поддерживал методы и взгляды своих соотечественников, всячески старался им содействовать. И. Каподистрия родился 31.01.1776 года на о. Корфу в старинной аристократической семье. Учился он в университете в Падуи (Италия). В соответствии с заключенной 21 марта 1800 году между Россией и Турцией конвенцией, из бывших венецианских владений в Ионическом море была создана Республика Семи Соединенных Островов. Каподистрия стал активным деятелем этого первого в новой истории самостоятельного греческого государства. "В 1803 - 1806 гг. он занимал пост государственного секретаря республики".[33] Здесь Каподистрия получил первые практические уроки дипломатии. Для него островная республика стала и первой школой патриотического воспитания. 3 марта 1804 года Александр I подписал указ о пожаловании государственного секретаря Республики Каподистрии. Когда же по Тильзитскому договору Ионические острова были переданы Франции и Республика прекратила свое существование, Каподистрия получил приглашение поступить на русскую службу. В 1809 году он приезжает в Петербург и поступает на службу в министерство иностранных дел. Начав свой путь скромным чиновником, Каподистрия через 6 лет становится статс-секретарем и вместе с Нессельроде с 1815 по 1822 гг. возглавляет МИД России. Возвышение Каподистрии было связано, помимо его личных заслуг, с неопределенными либеральными настроениями, проявившимися у Александра I. Главная задача, которая была поручена Каподистрии, состояла в содействии развитию торговых связей России с другими странами. Но впоследствии задачи его как политического деятеля усложнялись. В октябре 1814 года Каподистрия по указанию царя прибыл в Вену. Здесь он с большим исскуством содействовал осуществлению царской программы послевоенного устройства Европы (после войны с Наполеоном). В 1815 году ему были поручены заключительные мирные переговоры с Францией. От имени России Каподистрия подписал Парижский мирный договор от 20.11.1815 года. В январе 1816 года министр вернулся в Петербург. Дух компромисса был характерен для политической деятельности Каподистрии. Формирование его мировоззрения происходило во многом под воздействием философии эпохи Просвещения. Некоторые современники называли его "более философом, чем государственным деятелем".Как многие европейские аристократы того времени, Каподистрия был напуган социальными и политическими потрясениями, которыми ознаменовалась история Европы конца XVIII - начала XIX веков. "Революцию вообще он считал большим злом и бедствием для общества".[34] Однако Каподистрия отдавал себе отчет в необратимости тех изменений, которые принесла Французская революция. Он сознавал также угрозу новых революционных взрывов и считал, что их можно предотвратить или во всяком случае, отдалить посредством политики сочетающей "законные интересым монархов с правами народов".[35] Ближе всего к политическим взглядам Каподистрии в современной ему Европе была английская конституционная монархия. Вслед за Монтескье он сильно идеализировал политическую систему Англии. В целом взгляды Каподистрии можно охарактеризовать как конституционно- монархические, но он признавал и закономерность существования уже сложившихся республиканских форм. Это профвилось в его подходе к швейцарским и ионическим делам. Административная компетенция статс-секретаря Каподистрии охватывала не только внешние отношения, но и некоторые важные вопросы внутреннего управления. В его ведении, например, находилось управление Бессарабией, имевшей после присоединения к России в 1812 году особый статус. Также он был советником и по польским делам. "На всех ступенях своей необычной карьеры в России - и как сверхштатный секретарь русской миссии в Вене, и как чрезвычайный посланник в Швейцарии, и как статс-секретарь по иностранным делам - Каподистрия не переставал быть патриотом Греции и в первую очередь своей ионической родины".[36] Каподистрия будучи русским дипломатом, стал одновременно и "доверенным в делах" Греции при русском правительстве. ВЗГЛЯДЫ И. КАПОДИСТРИИ НА ПРОБЛЕМЫ ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Будучи сотрудником МИДа России, Каподистрия получил доступ ко всем материалам, касавшимся русской политики в Греции, а позднее играл первостепенную роль в ее осуществлении. Все это способствовало расширению его кругозора, ввело в курс важнейших проблем греческогообщества, расширило рамки его политического мышления до общегреческого масштаба. Важным свидетельством этого качественного сдвига явилась завершенная Каподистрией в 1811 году "Записка о нынешнем состоянии греков". В своей записке Каподистрия делает попытку анализа социальной структуры современного ему греческого общества. Он делит его на четыре "класса": ( собственников и дворянство; ( купцов и моряков; ( работников и людей, знающих только военное искусство; ( духовенство и ученых. Однако в этой схеме действительные классовые различия оказываются сильно стертыми. "Каждый из классов, на которые Каподистрия подразделяет греческое общество, оценивается им не только с социальной, но и с моральной точки зрения. Главное внимание уделяется при этом патриотическим качествам".[37] Оценивая в целом взгляды Каподистрии в "Записке", следует отметить, что будущий правитель Греции весьма серьезно изучал греческие проблемы и составил для себя цельную картину современного ему греческого общества. В его работе едва ли не впервые в истории греческой общественно-политической мысли, сделана попытка социальной дифференциации греческого общества. Правда, разделение это весьма неточно. В записке, возможные освободительные выступления в Греции рассматриваются исключительно как результат внушений иностранных держав. Вопрос о возможности проявления греками самостоятельной политической инициативы не ставится. Этот взгляд деятелей умеренного толка, сформировался под влиянием исторического опыта 15 - 18 столетий, когда освободительные выступления в Греции организовывались и направлялись европейскими державами. Первостепенным фактором решения греческого вопроса Каподистрия считал политику европейских правительств и в первую очередь России. От России он ждал политической инициативы, которая приведет к освобождению Греции. Это были уже несколько отсталые взгляды на данную проблему. Идеей провиденциализма пронизана и весьма важная для оценки мировоззрения Каподистрии записка - "Соображения о способах улучшения участи греков", написанная в апреле 1819 года во время пребывания на о. Корфу. Каподистрия призывал в ней греков взаимно помогать друг другу в соответствии с евангельскими принципами, улучшать этим постепенно судьбу своих соотечественников и готовить их таким образом к великим преимуществам нравственной и христианской цивилизации. За этой туманной формулировкой скрывалось грядущее освобождение Греции от османского ига. Каподистрия временно предлагал грекам обратить свои усилия на нравственные совершенствования. Перспектива освобождения Греции, свя ее судьба, связывались у Каподистрии с церковью. Он говорил, что только церковь может быть колыбелью ее будущего. Здесь же утверждалось, что духовное влияние духовенства станет основой возрождения нации. К 1819 году, как видно, Каподистрия стал воинствующим сторонником церкви. В "Записке" 1819 года Каподистрия оставался греческим патриотом, верившим в конечное освобождение своей родины. Возможность того, что Греция должна претерпеть кризис, то есть вступить в вооруженную борьбу за национальное освобождение, не исключалось в ней. Таким образом, высокое положение на русской службе не мешало Каподистрии высказывать, в определенных рамках, самостоятельные суждения по греческим проблемам. Но он был искренне убежден, что Греция еще не созрела для освобождения, что восстание будет иметь для нее гибельные последствия. Убеждение это основывалось на недооценке внутренних сил и возможностей греческого народа и преувеличении роли внешнего фактора в развитии борьбы за национальное освобождение. ИОНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАПОДИСТРИИ Каподистрия в 1811 - 1815 гг. настойчиво повторял русскому правительству, что Ионическая республика должна быть восстановлена. Он исходил из новых военно-политических факторов, которые, по его мнению, могли бы способствовать решению ионической проблемы. "В 1807 году, после вторичной оккупации Ионических островов французскими войсками, Республика прекратила свое существование. Ионические острова были объявлены частью французской империи, а их жители - поддаными императора".[38] Республиканские учреждения были ликвидированы. Административная власть ионического сената к апрелю 1810 года была территориально ограничена островами Корфу и Паксосом. К этому времени пять остальных Ионических островов (Закинф, Кефаллиния, Итака, Китира, Левкас) были заняты англичанами. Свою компанию за восстановление Ионической республики Каподистрия начал еще до войны 1812 года. Мотивировал он свои действия и убеждения необходимостью сохранения и упрочения русского влияния среди православного населения Османской империи. В начале 1815 года переговоры в Вене о политическом статусе Ионических островов вступили в решающую фазу. С открытыми притязаниями на острова, поддержанными Англией, выступила Австрия. Возможная передача Ионических островов Австрийской империи, серьезно обеспокоила Каподистрию, прежде всего с точки зрения интересов его родины и греческого национального движения. С точки зрения интересов России, существенного значения не имело, отойдут ли острова к Англии или Австрии, поскольку и с той и с другой державой у России в период Венского конгресса были достаточно натянутые отношения. Для того, чтобы сорвать планы англо-австрийской дипломатии, Каподистрия решил добиваться отсрочки обсуждения Ионического вопроса. Конгресс быстрее завершал работу из-за правильно выбранной тактики Каподистрии. Линия поведения Каподистрии в Ионическом вопросе на Венском конгрессе получила полное одобрение Александра I. Переговоры об Ионических островах вновь возобновились в августе 1815 года. Окончательный текст русско-английского договора об Ионических островах, подписанный 05.11.1815 г. в Париже, предусматривал создание под протекторатом Великобритании "свободного независимого государства Соединенной области островов Ионических с собственным торговым флагом".[39] Этот договор носил лишь декларативный характер. Британское господство не только ущемляло экономические интересы населения островов, но и задевало его национальные чувства. Выход им дала начавшаяся в марте 1821 года греческая революция. Перед революцией Каподистрия стремился обеспечить своей родине наиболее благоприятный национальный статус. Его усилия путем переговоров с британским правительством смягчить деспотичный режим, установленный на Ионических островах, оказались безрезультатными. Но было достигнуто, особенно благодаря его стараниям, и зафиксировано международное признание независимости Ионического государства в парижском договоре 1815 года. Это признание сыграло впоследствие немаловажную роль в борьбе островитян за свои национальные интересы. Таким образом, Иоанн Каподистрия находился в России с 1809 по 1822 гг. Это был важный период в истории новой Греции - время подготовки и начала революции 1821 - 1829 гг. Каподистрия находился в умеренном крыле по отношению к революции. Но занимая высокое положение в русском правительстве, он имел возможность обеспечить поддержку официальных кругов в деле распространения Просвещения в Греции и защите национальных прав населения Ионических островов. В начале национального движения, Каподистрия был категорически против революционного метода борьбы за освобождение, но когда подготовленное этеристами восстание переросло в общенациональную освободительную революцию, он встал на ее сторону. В целом, взгляды Каподистрии на острые общегреческие проблемы были умеренно-клерикальными. Но он прилагал все усилия, чтобы помочь именно Греции, как стране, а не отдельно революционно настроенным обществам или гражданам. Пребывание Каподистрии на русской службе имело большое влияние и на политическое сознание греческого общества предреволюционной поры. Осознание этого факта давало уверенность многим участникам борьбы, что Россия поможет им в освобождении. Несмотря на свои нерадикальные взгляды, Каподистрия оставил след как в истории греческого государства, так и в истории русской дипломатии начала XIX века. 3. ГРЕЦИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX века. ВОССТАНИЕ 1821 - 1829 гг. Причиной усиления национально-освободительного движения в Греции послужило прежде всего социально-экономическое развитие страны. К началу XIX века в Греции усиленно развивалась торговля и мореходство. Последнее достигло господствующего положения в Средиземноморье. Так, например, "в 1803 году греческие судовладельцы имели 556 кораблей и 16131 матроса".[40] Многие районы османской империи, где проживало греческое население, вели активную торговлю с европейскими государствами. Они экспортировали в основном сельскохозяйственную продукцию. Рост товарно-денежных отношений вызвал большие изменения в сельском хозяйстве. Из натурального оно становилось товарным, и все более подчинялось рынку. Развитие торговли в Греции привело к образованию национального рынка. К этому времени в Греции капиталистические отношения созревали значительно быстрее, чем в провинциях Турции, которая находилась на самой низкой ступени феодализма. Греки, по уровню своего общественно- экономического развития стояли выше своих поработителей. А турецкое военно- феодальное иго являлось тормозящим фактором в экономическом, политическом и культурном развитии угнетенных народов. Но Греция пыталась вырваться из феодальных оков. Вследствие русско-турецких войн конца XVIII - начала XIX веков кризис Османской империи еще больше усилился, этот фактот способствовал ослаблению турецкого владычества. Весь ход экономического и политического развития страны ставил главной проблему свержения турецкого господства и создание независимого национального греческого государства. Как отмечалось ранее, подготовка восстания велась еще с 1814 года тайным обществом "Филики Этерия". Для руководства самим восстанием руководители "Этерии" решили пригласить И. Каподистрию, чтобы с помощью него иметь хотя бы политическую поддержку России. Каподистрияответил решительным отказом Ксантосу, который специально прибыл в Петербург, чтобы просить Каподистрию войти в состав "Архи" и быть руководителем восстания. Ксантос, получив отказ Каподистрии, обратился с предложением войти в состав "Архи" к генералу майору русской армии Александру Ипсиланти. Поскольку Ипсиланти, в отличие от Каподистрии, верил в лучшее будущее Греции и считал, что греческий народ уже вполне созрел для освобождения и имеет достаточно сил и возможностей для того, чтобы сбросить османское иго, принял предложение Ксантоса. Но условием Ипсиланти было то,чтобы принять на себя единоличное руководство "Филики Этерия", следовательно и восстанием. "Соответствующий договор был подписан в Петербурге 12 апреля 1820 года".[41] Следует отметить причину подобных взглядов Ипсиланти на способность вооруженного восстания греческого народа, в отличие от Каподистрии. На формирование свободолюбивых убеждений Ипсиланти и его братьев воздействовала среда русских офицеров того времени и вообще настроение передовых умов в России. "Все четыре брата Ипсиланти были офицерами русской армии в 1808 - 1821 гг." [42], а этот период был связан с подъемом общественного движения в России. Значительное распространение получили революционные идеи, захватившие и часть русского офицерства. В России стали возникать декабристские организации. Со многими из видных деятелей декабристов братья Ипсиланти были лично знакомы. Сам Александр Ипсиланти общался со многими будущими декабристами через масонские ложи. "В 1816 году он состоял в ложе "трех добродетелей", в которую входили Пестель, Волконский, Трубецкой, братья Муравьевы- Апостолы".[43] В свою очередь встречи с братьями Ипсиланти способствовали возникновению у декабристов большого интереса и сочувствия к греческому национально-освободительному движению. "Филики Этерия" и декабристы действовали в России почти одновременно: "Филики Этерия" возникла в 1814 году, а первая декабристская организация "Союз спасения" - в 1816 году. Следует обратить внимание и на то, что помимо общности времени возникновения обе организации были под сильным идейным и организационным влиянием масонских лож. Несколько слов о самом Александре Ипсиланти: в 1808 году в возрасте 16 лет он был определен корнетом в Кавалерийский полк. В 1813 году в чине подполковника его перевели в Гренадерский гусарский полк, в 1817 году в 25 лет Ипсиланти становится генерал-майором. В 1812 году участвовал в войне против Наполеона. Александр Ипсиланти получил только домашнее образование и знал несколько языков. Интересы его не ограничивались офицерскими развлечениями, "он мечтал видеть Грецию свободной республикой".[44] Следует обратить внимание на связи семьи Ипсиланти с Ригасом Велестинлисом, идеологом национально-освободительного движения в Греции. Во время пребывания А. Ипсиланти в Петербурге весной-летом 1820 года у него еще не было какого-либо конкретного плана национально-освободительного восстания. Усилия руководителей греческой революционной организации были направлены на изыскание средств для подготовки вооруженного выступления. "Убедившись в невозможности получения какой-либо финансовой помощи от царского правительства, А. Ипсиланти решил попытаться получить заем во Франции под залог своей фамильной собственности".[45] Во время своего пребывание на юге России летом-осенью 1820 года Ипсиланти встречался с эмиссарами тайного общества, прибывшими из Греции, собирал денежные средства для восстания, занимался делами местных этеристских ячеек. "В октябре 1820 года на большом военном совете "Филики Этерия" в Измаиле был принят конкретный план национально-освободительного восстания".[46] Восстание по первым планам должно было начаться в декабре 1820 года в Пелопоннесе под непосредственным руководством А. Ипсиланти. Но в дальнейшем намеченные в Измаиле место и сроки восстания неоднократно менялись, что в немалой степени вызвано борьбой между сторонниками и противниками немедленных вооруженных действий внутри общества. Влиятельные круги общества стремились сорвать или хотя бы оттянуть массовое восстание против османского ига. Движущей силой национально-освободительного движения являлись крестьяне и городская беднота. После окончания русско-турецкой войны в 1806 - 1812 гг. внутреннее положение Османской империи несколько упрочилось; правителем Янины в 1787 году стал Али-паша, который был крупным земельным собственником и соперничая с султаном Махмудом II помог ходу восстания 1821 - 1829 гг. Весной 1820 года отношения между Яниной и Стамбулом сильно обострились. Али-паша не хотел отказываться от своего богатства и влияния. В конце июня 1820 года началась открытая война между Мехмедом II и Али- пашой. А. Ипсиланти решил воспользоваться ситуацией и поднять греческий народ на освободительное восстание. "В Одессе в 1820 году началось массовое вступление в "Филики Этерия".[47] 13 октября 1820 года Ипсиланти прибыл в Измаил. Вскоре здесь состоялся большой военный совет "Филики Этерия" с участием ее виднейших руководителей. На севере Греции между Али-пашой и Махмудом II на этот момент уже 4 месяца бушевала война. Поэтому Измаилское совещание приняло решение начать освободительное восстание в Греции через два месяца. Столько времени требовалось Ипсиланти для того, чтобы добраться сушей до Триеста, а оттуда до Мани, "где намечалось начать восстание". "Одновременно должно было начаться восстание в Дунайских княжествах. Предполагалось также обратиться к вождю сербов Милошу Обреновичу с просьбой о военном содействии".[48] Через некоторое время руководители тайной организации приступили к осуществлению решений Измаилского совещения. Но неожиданно в начале ноября 1820 года Ипсиланти единолично изменяет план действий. Отказавшись от высадки в Мани и, следовательно, от непосредственного руководства восстанием в Греции, он решил вступить в Дунайские княжества, поднять здесь восстание, а затем пробиваться в Грецию через Македонию. Определенную роль в изменении плана сыграла, видимо, борьба между различными группировками внутри "Филики Этерия". 24 февраля 1821 года Ипсиланти опубликовал в Яссах свое воззвание "В бой за веру и отечество". В воззвание говорилось о том, что настало время сбросить невыносимое иго чужеземных завоевателей и освободить Грецию. Руководитель "Филики Этерия" призывал всех греков внести свой вклад в освобождение родины, он выражал уверенность, что многие европейцы также будут сражаться плечом к плечу с греками. Особенно Ипсиланти надеялся на военную поддержку России. Выступление Ипсиланти, подготовленное "Филики Этерией", было смелой революционной акцией, призыв Ипсиланти нашел горячий отклик в сердцах всех греческих патриотов, уставших от турецкого господства. Сотни добровольцев со всех сторон устремились в его лагерь в МОлдавии. Через месяц восстание распространилось и на саму Грецию- национально-освободительная революция началась. Говоря о внешней политике царского правительства 1820 года необходимо отметить, что она приобрела открыто контрреволюционный характер. "В октябре 1820 года на конгрессе в Троппау Александр I поддержал интервенцию Австрии против неаполитанской революции".[49] Но восстание Ипсиланти нанесло ущерб внешнеполитическим целям царской России. Весной 1821 года, несмотря на осуждение правительством Александра I выступления Ипсиланти, русско-турецкие отношения начали быстро ухудшаться и России ничего не оставалось как поддерживать в дальнейшем греческое восстание. Долговременные экономические последствия ухудшения русско- турецких отношений влияли на политику России в период всего Восточного кризиса 1821 - 1829 гг. Суть Восточного кризиса можно определить следующим образом - "это международная проблема середины XVIII начала XX веков, появление которой было связано с упадком Османской империи, размахом национально- освободительной борьбы подвластных ей народов и усиллением противоречий европейских держав на Ближнем Востоке в связи с развитием капитализма".[50] Даже летом 1821 года в момент крайнего обострения Восточного кризиса, возможность самостоятельного военного выступления России против Порты всерьез Александром I не рассматривалась. Но дальнейшие решительные шаги России неотвратимо вели к войне, бездеятельность в этот момент была равносильна движению вспять. Во второй половине августа 1821 года произошло новое изменение Александром I курса в Восточном кризисе. Александром I решил отказаться от решительных действий в восточном вопросе. Весной 1822 года он принял предложение Меттерниха о проведении в Вене конференции держав по восточному вопросу. Но несмотря на враждебность реакционных правительств Европы, греческий гарод продолжал свою борьбу за освобождение, которая закончилась в 1829 году победой греческого народа над Османской империей с помощью России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Хотелось бы отметить то обстоятельство, что советская историография греческого национально-освободительного движения имеет значительные пробелы. Очень мало создано работ, специально посвященных данной проблеме. Это создавало определенные проблемы при написании выпускной работы. Но много информации можно было почерпнуть из общих трудов, раскрывающих некоторые аспекты проблемы. Следует вывести несколько положений о состоянии Греции в период турецкого господства и развитии национально-освободительного движения: 1. Турецкое господство оказало социально-политическое и экономическое влияние на жизнь Греции. Османское иго тормозило развитие экономики Греции, поскольку Порта была отсталым феодальным государством, находящимся на грани распада и исчезновения в XVIII - XIX веках. 2. Тесная связь Греции с Россией, общность релтгиозно-политических факторов, способствовала возможности освобождения Греции от турецкого господства именно с помощью России; 3. Необходимо отметить идейное влияние Французской революции на сознание балканских народов вообще, и греческого в частности. Данное влияние придало особый оттенок греческому национально-освободительному движению. Он выражался в надежде на всеобщее братство греков, надежде на помощь возможных союзников и надежде на собственную лучшую власть, которая будет способна управлять новым свободным государством; 4. Следует отметить принцип построения одной из главных тайных организаций "Филики Этерия", осуществивших восстание. Она основывала построение на принципах масонских лож. Масоны считали, что они смогут построить и утвердить новый мир и новое общество. На принципе построения масонских лож была создана и организация декабристов, котрорые были также связаны с "Филики Этерия"; 5. Огромное влияние на развитие национально-освободительного движения оказала политическая и патриотическая деятельность И. Каподистрии. Его деятельность оказала значительное влияние на настроение умов, люди ощущали не только моральную, но и политическую поддержку Каподистрии, который до восстания 1821 года был министром иностранных дел России; 6. Само восстание и его подготовка имела много внутренних, идеологических и организационных противоречий. Но благодаря решительным и оперативным действиям одного из руководителей "Филики Этерия" Н. Скуфаса, была выбрана правильная тактика подготовки восстания и правильный выбор руководителя восстания (А. Ипсиланти). Следует сделать вывод, что Греция и национально-освободительное движение греческого народа оказали большое влияние на развитие самосознания балканских народов, также как в свое время, Французская революция повлияла на развитие освободительного движения Греции. В итоге восстани 1821 года и русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Греция и греческий народ добился освобождения от османского ига. Особую роль в этом освобождении следует отвести как греческому народу, так и народу России. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Арш Г. Л. "Тайное общество "Филики Этерия", М., 1965 2. Арш Г. Л. "Этеристское движение в России", М., 1970 3. Арш Г. Л. "И. Каподистрия и греческое национально-освободительное и движение 1821 г.", М., 1976 4. Арш Г. Л. "Восстание 1821 года в освещении греческого историка" // "Новая и новейшая история", 1961, № 2 5. Арш Г. Л. "Научные встречи в Греции", // "Новая и новейшая история", 1964, № 3 6. Арш Г. Л, "Историография "Филики Этерия", // "Новая и новейшая история", 1964, № 3 7. "Балканские народы и европейские правительства" (Балканские исследования), Вып.I, Кишинев, 1968 8. Виноградов В. И. "Каннинг, Россия и освобождение Греции", // "Новая и новейшая история", 1981, № 6 9. Вурнас Т. "Филики Этерия", // "Новая и новейшая история", 1964, № 3 10. Геогриев П. С., Киняпина П. М. "Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII - начала XX веков", М.,1974 11. Достян И. С. "Россия и балканский вопрос. Из истории русско- балканских политических связей в первой трети XIX века",М.,1972 12. Достян И. С. "Балканский вопрос в период Венского конгресса 1814 - 1815 гг.", М., 1974 13. Дружинина Е. И. "Декабристы", М., 1985 14. Дружинина Е. И. "Кючук-Кайнарджийский мир 1774",М., 1955 15. Зак Л. А. ""Монархи против народов", М., 1966 16. Иовва И. Ф. "Бессарабия и греческое национально-освободительное движение", Кишинев, 1974 17. Новичев А. Д. "История Турции", ч.1,(1792-1839), Л., 1968 18. Новичев А. Д. "Политика России на Балканах 1801-1812",Л.,1963 19. "Очерки всеобщей истории Турции", М., 1974 20. "Очерки всеобщей истории" (XIX век), ч.2, М., 1968 21. Советская историческая энциклопедия 22. Станиславская А. М. "Политика России в Ионической республике 1798 - 1807", М., 1976 23. Станиславская А. М. "Россия и Греция в период конца XVIII-XX вв" // "История СССР", 1960, № 1 24. Фадеев А. В. "Россия и Восточный кризис 20-х годов XIX века" М., 1958 25. Фадеев А. В. "Филики Этерия", // "Новая и новейшая история",1964,№ 3 ----------------------- [1] М., 1976 г. [2] М., 1970 г. [3] М., 1965 г. [4] Арш Г. Л. "Восстание 1821 в освещении греческого историка"; журнал "Новая и новейшая история", 1961, № 2, стр.48 [5] Арш Г. Л. "Этеристское движение в России", М., 1970, стр. 16 [6] Дружинина Е. И. "Кючук-Кайнарджийский мир 1774", М., 1955, стр. 86. [7] "Очерки всеобщей истории Турции", ч.2, М., 1968,стр.43 [8] Арш Г. Л., "Тайное общество"Филики Этерия", М, 1965,стр.10 [9] "История Турции", ч. 1, Л., 1968, стр. 16 [10] Очерки всеобщей истории Турции, ч. 2 М., 1968, стр.51 [11] Арш Г. Л. "Тайное общество "Филики Этерия", М., 1965,стр. 35 [12] Дружинина Е. И. "Кючук-Кайнарджийский мир 1774", М., 1955, стр. 76 [13] Т.Вурнас"Филики Этерия"-//"Новая и новейшая история",1964, №3, стр.34 [14] Арш Г. Л. "Этеристское движение в России", стр. 98 [15] Виноградов В. И. "Каннинг, Россия и освобождение Греции" // "Новая и новейшая история", 1981, № 6, стр. 36 [16] "Балканские народы и европейские правительства", Вып. I, Кишинев 1968, стр. 12 [17] Арш Г. Л. "Этеристское движение в России" М., 1970, стр. 110 [18] Там же, стр. 130 [19] Советская историческая энциклопедия. [20] Т.Вурнас"Филики Этерия",// "Новая и новейшая история"1964, № 3, стр. 36 [21] Арш Г. Л. "Этеристское движение в России", М.,1970, стр.220 [22] Фадеев А.В."Филики Этерия"// "Новая и новейшая история"1964,№3,стр47 [23] Арш Г. Л. "Этеристское движение в России", М., 1970, стр. 226 [24] Арш Г. Л. "Научные встречи в Греции", // "Новая и новейшая история", 1982, № 3, стр. 112 [25] Иовва И. Ф. "Бессарабия и греческое национально-освободительное движение", М., 1958, стр. 31 [26] Достян И. С. "Балканский вопрос в период венского конгресса 1814- 1815", М., 1974, стр. 107 [27] Там же, стр. 112 [28] Новичев А. Д. "Политика России на Балканах 1801-1812", Л., 1963,стр.84 [29] Станиславская А.М. "Россия и Греция в конце XVIII - начале XIX века", // "История СССР", 1960, № 1, стр. 86 [30] Там же, стр. 89 [31] Арш Г. Л. "И. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение 1821 ", М., 1976, стр. 66 [32] Советская историческая энциклопедия. Т.4, стр. 753 [33] Арш Г. Л. "И. Каподистрия и греческое национально-освободительное движение 1821", М., 1976, ст. 71 [34] Зак Л. А. "Монархи против народов", М., 1966, стр. 29 [35] Станиславская А. М."Россия и Греция в конце XVIII-начале XX веков","Политика России в Ионической республике 1798-1807" М., 1976, стр.103 [36] Арш Г. Л. "И.Каподистрия и греческое национально-освободительное движение в 1821", М., 1976, стр. 89 [37] Фадеев А. В. "Россия и Восточный кризис 20-х гг. XIX века",М.,1958,стр.21 [38] Достян И. С. "Россия и балканский вопрос. Из истории русско-балканских политических связей в первой трети XIX века", М., 1972, стр.34 [39] Иовва И. Ф. ""Бессарабия и греческое национально-освободительное движение", Кишинев, 1974, стр. 25 [40] Арш Г. Л. "Историография "Филики Этерия", // "Новая и новейшая история", 1964, № 3, стр. 62 [41] Там же, стр. 64 [42] Дружинина Е. И. "Декабристы", М., 1985, стр. 136 [43] Зак Л. А. "Монархи против народов",М., 1966, стр.48 [44] Зак Л. А. "Монархи против народов", М., 1966, стр. 76 [45] Арш Г. Л. "Этеристское движение в России",М., 1970,стр.148 [46] Там же, стр. 154 [47] "Балканские народы и европейские правительства",Вып.1, Кишинев, 1968, стр.43 [48] Фадеев А. В., "Россия и Восточный кризис 20-х гг. XIX в.",М.,1958, стр.76 [49] Геогриев, Киняпина "Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII начала XX вв.", М., 1978, стр. 110 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |