бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Национально-освободительное движение в Греции Филики Этерия

сражения; флотилия Кацониса завоевала господство в Эгейском море;

г) апрель 1790 - встреча с турецко-алжирской эскадрой в проливе между

Эвбеей и Андросом, которая победоносно завершилась.

"29 декабря 1791 года подписанием ясского мирного договора произошло

примирение с турками".[16] Договор разрушил все планы Кацониса, с

восстановленными 24 кораблями расширить масштабы морской войны на

Средиземном море. Россия не выполнила обещание о помощи в освобождении

Греции, которая даже не упоминалась в договоре.Греческие патриоты решили

самостоятельно продолжать войну на море под руководством Кацониса.

5 июня 1792 года состоялось последнее сражение против повстанческого

"флота" Кацониса. Турецко-французская эскадра вела операции против Порто-

Кайо (база Кацониса в Мани, мыс Матапан). Помимо действий на море, которые

Кацонис смог бы отразить, происходили и нападения с суши семитысячного

корпуса бея Мани Дзанетоса Григоракиса. Кацонис вынужден был прекратить

борьбу и в 1794 вернуться в Россию. Здесь он снова служил в Черноморском

флоте. Умер Кацонис в 1805 году в Греции в возрасте 53 лет.

Основные сражения под предводительством Кацониса были победеносными

для греческого флота. Скорее всего, это происходило в результате сильного

влияния самого Кацониса на матросов, но немаловажным был и факт их

собственного патриотизма. Но проблема состоит в том, что выступления греков

в этот период и ранее "носили локальный характер, были плохо организованы

и были связаны с военными выступлениями иностранных государств против

Османской империи".[17]

Освободительное движение греков во время второй русско-турецкой войны

было более зрелым, чем во время первой. Оно показывало рост "национального

самосознания, политическую активность греческого народа, его возросшие

материальные ресурсы".[18]

Перед тем, как стать базой национально-освободительного движения,

греческие заграничные колонии проявили активную роль в организации борьбы в

самой Греции. Национально-освободительное движение теперь, после Л.

Кацониса, возглавил Р. Велестинлис, находившийся под влиянием идей

Французской революции 1789 - 1792 гг. Действия Л. Кацониса отвлекали

внимание греков от событий Французской революции, но в последующие годы они

стали вызывать большой интерес. Особенно это касалось образованной части

греческого общества. "Проникновению идей Французской революции в Грецию

способствовали греко-французские торгово-экономические связи. Греция

помогала Франции зерном, а взамен получала французские концепции и принципы

свободы".

После заключения ясского мирного договора России с Турцией, греки

поняли, что Россия мало чем поможет. И они начали искать поддержки у

Франции, которая обещала помочь в освобождении государствам, находившимся

под иностранным господством.

Ригас Велестинлис родился с местечке Велестион (Фессалия) в 1757 году.

В 1782 году Ригас переехал в Валахию, где прожил до 1796 года. Этот период

был важным этапом в формировании мировоззрения греческого революционера.

В период второй половины XVIII века оформляется политическая и

идеологическая платформа национально-освободительного движения, и во время

пребывания в Валахии у Ригаса появляются конкретные планы освободительной

борьбы.

В августе 1796 года Ригас сочиняет "Военный гимн", который стал боевой

программой действий для народов Османской империи, боровшихся против

Османского ига. Следует сказать, что Ригас желал освобождения не только

грекам, но и другим порабощенным народам.

Политическая программа Ригаса была изложена в "Новом политическом

правлении для народов Румелии, Малой Азии, островов Средиземного моря,

Валахии и Молдавии." Она состояла из трех частей:

( революционное воззвание;

( Декларация прав;

( проект конституции для народов Османской империи.

Названия статей снова подтверждают факт влияния французской революции

на Ригаса.

Ригас не ограничивался общими призывами, но тщательно изучил силы,

которые в разных концах Османской империи уже вели борьбу против султана.

При изучении опыта освободительной борьбы Ригас учитывал следующие

обстоятельства:

- привлечение греков, служивших в заграничных колониях, даст

возможность увеличить военный опыт армии;

- привлечение к военным действиям флота, который имел большой опыт

участия в победных боях под руководством Л. Кацониса.

Ригас обращался к народам Балканского полуострова за помощью, ко всем

христианам. Но он не делил людей по признаку религии или национальности, а

рассматривал их с точки зрения отношения их к султанскому деспотизму.

Отсюда следует вывод, что почти все мусульмане были за владычество Порты.

Редко когда мусульмане шли против своей веры и султана.

"Ригас хотел объединить все силы, которые разрозненно боролись против

Порты на Балканском полуострове. Но это оказалось трудной и почти

невозможной задачей. Этому препятствовали: позиция европейских держав,

общий низкий уровень политического сознания и религиозные различия".[19]

Новое государство становилось бы балкано-азиатским, а входившие в него

государства частью Османской империи: "большая часть Европейской Турции,

острова Архипелага, Малая Азия. Вне его оставались Египет, Сирия,

Палестина, Алжир, Тунис, Марокко".[20]

Для "греческой республики" Ригаса по его Конституции, стало характерно

следующее:

1. Свобода вероисповедания и равноправие всех религий;

2. Признание равноправия всех наций (но греки имели бы приоритет перед

другими нациями).

В этой конституции Ригас отражал интересы своего класса - буржуазии.

Военный план, опиравшийся на действия народных масс, был таким:

1) первыми восстанут горцы Мани. Их задача - очистить от турок

Пелопоннес. После этого они вступят в Центральную Грецию и соединятся с

сулиотами;

2) ополчение из сулиотов и арматолов, маниотов и клефтов должно было

освободить Эпир, Македонию и распространить восстание на всю Европейскую

Турцию.

Таким образом, не только общеполитическая программа Ригаса, но и его

конкретные военные планы предусматривали освобождение от турецкого ига

одновременно с Грецией и других балканских народов.

В 1797 году Ригас был арестован в Вене, по-поводу его участия в

подготовке восстания. В 1798 году он был переправлен в Белградскую

крепость, а оттуда его должны были перевести в Стамбул. Но были предприняты

попытки со стороны народа его освободить. И в июне 1798 года Порта,

опасаясь побега Ригаса, приказала убить его в тюрьме.

В освободительных планах Ригаса большое место отводилось внешнему

фактору - Франции. Особенно была надежда на Наполеона, после его

итальянского похода.

Ригас организовал "Этерию" - народно-освободительное общество, которое

действовало в соответствии с его политической программой. Но она не была

единственной, "политические тайные организации среди греков в период с 1789

по 1814 года были еще дважды созданы".

Так, в Париже возникла "Гостиница греческого языка", в Афинах -

"Общество любителей муз". К образованию последнего приложилии руку

англичане, стремившиеся создать политическое укрепление в Греции.

"Общество "Гостиница греческого языка" в 1809 году основал в Париже

Григорас Заликис, из Салоник, дипломатический представитель валашского

господаря Каллимахи".[21] Организация Григораса Заликиса не отличалась той

революционностью, которая была присуща обществу Ригаса.

Заликис стремился к освобождению своей родины, но не мыслил этого

добиться без поддержки Наполеона. Это обстоятельство объединяло действия

двух греческих патриотов.

Деятельность "Гостиницы…" официально ограничивалась просветительской

программой изучения древнегреческой культуры, оказанием помощи греческим

студентам в Париже. Но под легальной оболочкой скрывались мные задачи:

( побудить Наполеона и его окружение выступить против Турции и

освободить Грецию силой французского оружия;

( из греков бывших за границей и иностраннцев сформировать легион,

который в нужный момент мог бы быть переоброшен на родину и воевать на

стороне восставших греков;

( собирать деньги и оружие для готовящегося вооруженного выступления в

Греции.

Общество оказывало значительную помощь движению клефтов. "Гостиница

греческого языка" активно функционировала, пока Наполеон находился у

власти.

Но после поражения наполеоновской Франции, деятельность общества в

Париже стала сворачиваться. "Гостиница…" перенесла свою резиденцию в Москву

и теперь они видели своей освободительницей Россию, не раз воевавшую против

Турции. Но в Москве "Гостиница …" не смогла возродиться. Произошло

перемещение центра национально-освободительной борьбы в Грецию.

В 1813 году Англии удалось создать в Афинах организацию, которая

должна была способствовать осуществлению английских замыслов в Греции. В

правление нового общества вошли люди, преданные Англии. Но в это время

усилилась заинтересованность России в делах Греции, а с помощью греков-

русофилов, организация "Общество любителей муз" окончательно перешла в 1815

году под покровительство России.

Таким образом, так или иначе все действия греческих патриотов и

обществ неизменно вели к освобождению Греции от Турецкого гнета, в период

XVIII - XIX веков, поскольку сложились уже экономические, политические и

духовные предпосылки для освобождения.

В деятельности идеолога борьбы Ригаса Велестинлиса, организованного им

общества, и созданных впоследствии других намечается общая тенденция -

надежда на освобождение с помощью других государств: России, Франции,

Англии. Только Кацонис действовал своими собственными силами без надежды

на помощь извне.

Следовательно, если бы греки послушались совета И. Каподистрии "ждать,

что произойдет дальше по велению судьбы" и одновременно тайно готовиться к

восстанию, может быть освобождение произошло быстрее и яснее было бы

положение Греции после освобождения. Если бы Греция не привлекала внимание

Турции и других государств отдельными восстаниями, скорее всего,

государства сами бы решили избавиться от Турции. А после этого грекам надо

было подготовленными идейно и в военном плане выступить за освобождение.

Необходимы были организации, которые соответствовали новому этапу

национального движения в 1814 году. Таким обществом стала "Филики Этерия"

/1814/, возникшая в Одессе, где для греческих патриотов существовали

благоприятные условия.

Это новое общество и Восстание 1821 года сыграли главную роль в

освобождении Греции от турецкого господства. Об этих действиях "Филики

Этерия" речь пойдет далее.

2.1. "ФИЛИКИ ЭТЕРИЯ"

"Филики Этерия" - греческое национально-освободительное общество. Его

деятельность была кульминацией в подготовке восстания 1821 года и в

развитии революционных обществ конца XVIII - начала XIX веков в Греции.

Общество "Филики Этерия" было основано в 1814 году в Одессе. Весной

1814 года началась разработка организационной структуры нового общества.

Основной задачей организации была подготовка вооруженного восстания в

Греции, с целью создания независимого греческого государства.

Основателями этой организации стали греческие патриоты: Никалос

Скуфас, Афанасиос Цакалов и Эммануил Ксантос.

Самым старшим из них был Э. Ксантос, родившийся в 1772 году на о.

Патмос. В 20 лет он отправился в Триест и поступил здесь на службу в

купеческую контору. Заметим, что Л. Кацонис также был в свое время в

Триесте. Этот город как бы притягивал революционно настроенных патриотов.

В 1810 году Ксантос переезжает в Одессу. В 1812 - 1813 гг. он совершил

большую поездку по торговым делам в Османскую империю, доехав до Эпира.

"Оказавшись на обратном пути на о. Левкос, Ксантос вступил здесь в

масонскую ложу." [22]

Ксантос решил использовать организационные принципы масонов для

создания тайного общества, которое объединило бы греков для освобождения. В

ноябре 1813 года он вернулся в Одессу, где вскоре познакомился со Скуфасом

и Цакаловым.

Н. Скуфас родился в 1779 году на о. Эпире. Из-за преследований тирании

Али-паши ему пришлось покинуть Эпир и переселиться в 1813 году в Одессу.

"А. Цакалов был самым молодым из основателей "Филики Этерия" - он

родился в 1790 году в Янине. Цакалова также преследовали турецкие власти и

родители тайно переправили его в Россию." [23] Сначала он доучивался в

Москве, а затем в Париже, где в 1809 году оказался в числе основателей

общества "Гостиницы греческого языка". К началу 1814 года Цакалов был уже в

Одессе.

Идейным вдохновителем "Филики Этерия" был Ксантос, Скуфас помогал ему

в разработке проекта, а Цакалов имел уже практические навыки в деятельности

тайных обществ. Знания трех основателей были важны для будущей организации

- Ксантос знал о методах масонов, а Цакалов о методах "Гостиницы греческого

языка".

"Филики Этерия" строилась по образцу тайных западноевропейских обществ

той эпохи, с учетом условий на Балканах. Важное отличие в идеологии нового

общества от предыдущих состоит в том, что в год основания были выведены

тезисы о "полном безразличии европейских держав к бедствиям и страданиям

Греции; нужно вовлечь в общество своих видных соотечественников для того,

чего они так долго ждали от милосердия христианских государей." [24]

По осведомленности и участию в деятельности организации все ее члены

делились на четыре степени с условными названиями:

1) "побратимы";

2) "рекомендованные";

3) "иереи";

4) "пастыри".

В первую и вторую степень входили простые и неграмотные из народа; в

третью и четвертую - образованные люди с определенным общественным

положением.

В 1817 - 1818 гг. когда центр организации был перенесен в Стамбул, то

учредили еще такие степени - "посвященных" и "начальников посвященных"

специально для военных, и "архипастырей", которую носили только

руководители ("архи").

Уже почти перед самым восстанием в 1818 году были учреждены степени

"апостола". В его функции входила организация вербовки, сбор средств,

подготовка военного снаряжения, изучение политического положения в своей

зоне - руководители "Филики Этерия" выделили несколько наиболее важных в

политическом отношении, географических зон деятельности революционного

общества.

"Иереи" занимались, особенно на первоначальном этапе, вербовкой

состоятельных греков в общество, а далее уже и людей простых.

"В первый период существования "Филики Этерия" ее деятельность

сводилась главным образом к вербовке новых людей".[25] Рост численности

"Филики Этерия" с 1814 по 1818 гг. происходил за счет среднего купечества и

мелких буржуа из греков, проживавших в колониях. К началу 1817 года число

активных участников исчислялось единицами. Тайное общество еще не

приступало к вербовке в самой Греции, это произойдет почти перед

восстанием.

Как уже говорилось, в 1817 - 1818 гг. руководители "Филики Этерия"

покинули Россию. Цакалов уехал в Стамбул в декабре 1817 года. В апреле в

Стамбул прибыл Скуфас. Некоторые греческие историки считают, что отъезд

руководителей из России объясняется тем, что это общество оказалось под

угрозой раскрытия и гонения со стороны царских властей. Но даже сам царь

считал, что "Россия не имела никакой власти над лицами, составлявшими это

общество", но над Скуфасом и Цакаловым русское правительство имело

власть."[26]

На самом деле причиной отъезда руководителей из России было их

стремление организовать вербовку в общество в самой Греции. Это вытекало из

основной цели этеристов - освобождение своей родины от турецкого

господства. Наверное можно сказать, что обе причины послужили поводом для

отъезда главный этеристов из России. Последняя была очень важна для будущей

деятельности общества и благополучного хода событий.

Вербовка греческих офицеров была большим успехом тайного общества.

"Вновь завербованные были патриотами и непосредственно связаны с

вооруженным сопротивлением турецкому господству в Греции, проявлявшимся в

движении клефтов".[27] Греческие офицеры продолжили в Москве вербовку в

"Этерию", начатую еще руководителями. В результате были завербованы почти

все видные греки.

"В 1818 - 1819 гг. в России было завербовано 42 человека, в Измаиле, в

Одессе, Москве, Кишиневе и других городах. Эти данные являются неполными и

рост этеристов в России в тот период был большим." [28]

Рост материального благополучия греческих общин России и общая

атмосфера национального подъема в последние предреволюционные годы

содействовали деятельности греческих патриотов. Наибольшую активность на

национально-патриотическом фронте проявляли одесские греки.

Как уже отмечалось, одной из причин отъезда руководителей "Филики

Этерия" являлась угроза раскрытия общества. Этому способствовало

безответственное поведение одного из активных участников общества Николая

Галатиса.

Он родился в 1789 году на острове Итаки. В 1816 году Галатис приехал в

Одессу. Целью его приезда в Россию было желание отправиться в Петербург и

встретился с И. Каподистрией. Но в Одессе Галатис встречается со Скуфасом и

тот решает через Галатиса предложить руководство обществом во время

восстания Каподистрии.

Скуфас завербовал Галатиса и ввел его в состав руководителей общества.

Галатис проявил энтузиазм и обещал выполнить все задания общества, он

отличался смелостью и энтузиазмом, но прежде всего он стремился занять

руководящую роль в национально-освободительном движении.

В 1816 году Галатис прибыл в Петербург и встретился с Каподистрией. Он

рассказал министру иностранных дел в России о существовании "Филики Этерия"

и попросил его стать во главе этого общества. Каподистрия, как министр

Александра I доложил ему о разговоре с Галатисом, но он испытывал

противоречивые чувства во время доклада как греческий патриот. Александр I

хотел, чтобы Каподистрия проник с помощью Галатиса в секреты тайной

организации. За Галатисом была установлена слежка, из-за его собственных

непродуманных действий. В феврале 1817 года он был арестован, но его

дальнейшему нахождению под арестом противостоял Каподистрия. Как патриот он

понимал, что данные, рассказанные Галатисом на допросах, могут повредить

национально-освободительному движению, хотя сам Каподистрия был против

революционных методов борьбы.

27 февраля 1817 года Галатис был освобожден и переправлен в Кишинев.

Но Каподистрия решил переправить его в более безопасное место Османской

империи.

По мнению Каподистрии, вина Галатиса состояла не в принадлежности к

революционной организации, а в предании огласке факта ее существования.

Каподистрия советовал распустить организацию и ждать дальнейшего хода

событий, которые произойдут с Грецией. В связи с делом Галатиса, при

содействии Каподистрия, царская полиция не произвела какого-либо

расследования деятельности греческого революционного общества в России.

Представления о "Филики Этерия" у полиции были неточными и расплывчатыми.

"В марте 1817 года Галатис прибыл в Кишинев под наблюдением Г.

Левендиса. Встреча Левендиса с Галатисом имела далекоидущие последствия для

"Филики Этерия".[29]

Георгис Левендис, уроженец Пелопоннеса, был ревностным греческим

патриотом. Имея крупное состояние, он тратил значительные суммы на

просвещение Греции. Левендис проявил интерес к человеку, который был связан

с освободительным тайным обществом. Левендис не препятствовал Галатису в

вербовке греков и вскоре сам вступил в общество.

Патриотическая деятельность самого Левендиса дала сильный толчок

деятельности "Филики Этерия" в Молдавии и Валахии. Это способствовало

усилению потенциала национально-освободительного движениея, способствовало

объединению угнетенных народов Османской империи для борьбы за

освобождение, как то предполагал Ригас Велестинлис.

"Русское консульство в Яссах во время управления им Левендиса в апреле-

июне 1817 года, фактически превратилось в штаб-квартиру "Филики

Этерия".[30]

Левендис активно учавствовал в деятельности тайного общества, он

первый начал действовать по линии установления сотрудничестива между

"Филики Этерия" и революционными силами других балканских народов. Особенно

важно было то, что в общество был вовлечен предводитель сербских повстанцев

Карагеоргия. Но после возвращения из Бессарабии в Сербию он был убит. Его

смерть нанесла большой удар по планам греко-сербского сотрудничества в

общей освободительной борьбе.

"Много бейпокойства у Левендиса было из-за неосторожных действий

Галатиса. В Яссах он вел революционные проповеди прямо на улицах,

Каподистрия позаботился о выдворении Галатиса из Ясс".[31] Осенью 1818 года

Галатис отправился в Стамбул. Он встал на путь шантажа, угрожая выдать

"Филики Этерию", если ему не дадут деньги. Руководители общества вынуждены

были принять в отношении него решительные меры. Галатис был отправлен в

Грецию и там в декабре 1818 года он был убит этеристом Димитропулосом.

Такая смерть Галатиса не должна зачеркивать его определенного вклада в

деятельность общества. Помимо прочих заслуг, он первым начал вербовку в

общество в Дунайских княжествах, что способствовало расширению и

объединению национально-освободительного движения народов Балкан. Это

привело к тому, что в 1818 году Молдавия и Валахия превратились в важный

очаг деятельности греческих революционеров.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.