|
Международные экономические организациичлены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения И структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ". Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д. Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран- участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше, деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах. Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого. Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль. Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др. • Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности. Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно. Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. • Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль. Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС. Другим практическим примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное: демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию континентального единого рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием "холодной войны" радикальным образом изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире: исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно- стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика, канализировать средства на укрепление экономической мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные негативные последствия. Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности 1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США. Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы. Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы. В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества. Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили к замедлению экономического роста. Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС. 3.Формы экономической интеграции Европейский союз. Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно. Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа. Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии. Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были: . постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами- участницами; . установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; . ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; . разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; . создание валютного союза; . унификация налоговой системы; . сближение законодательства; . разработка принципов согласования экономической политики. В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент. Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были: . ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц . установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; . достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг; . обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства. Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения рациональных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран — участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |