бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Международные экономические организации

члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил

и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ,

интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения И

структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя

единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные

внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные

потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою

очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и

производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри

ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных

преимуществ".

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах

ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного

тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры,

или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится

отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу

внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя

из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны

сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов,

энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие

таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных

исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов.

Производство внутри ТС вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-

участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их

внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты

для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если

необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более

конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового

тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов

внутри ТС. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом

благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг.

Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между

товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС. Большое

значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав.

Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках

ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом

позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных

инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на

экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в подходе к

управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше,

деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих

органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению

координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию

многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых,

необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом

уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах

деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по

согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или

приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой

связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут

разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер

внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без

этого.

Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не

предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра

производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на

этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.

Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на

микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция

происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое

сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно

скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС

создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют

второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной

политики остаются такие крупные направления, как оборонная

промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок

(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в

Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические

выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения

вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации,

присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от

практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто

экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение

будет верно и для последующих эволюционных преобразований других

интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в

определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные:

различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок

товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось

возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал

вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание

"действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого

количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма

сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения

успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное

усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо реализовать

6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС.

Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между

государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику

по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для

создания ЕР это недостаточно. Третья задача — разработка общей политики

развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен

осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего

закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия

соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного

потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер

были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание

условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации,

дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и

следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов

содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает

"поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на

удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить

преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают

согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных

законов. При этом особое место отводится введению системы мер,

предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем

самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе

наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент,

Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие

интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и

контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать

интеграционным группировкам, потребуют создания и использования

соответствующего инструментария.

• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого

экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для

перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —

экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических

разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически

отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был

создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания

Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу

1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит

следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза

определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов,

который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза

в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран

основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует

нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые

меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита

государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования

ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой

валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка,

который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему

центральных банков стран, входящих в ЭВС.

Другим практическим примером международной интеграции является

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано

Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если

проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с

основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное:

демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию

континентального единого рынка для свободного передвижения товаров, услуг,

капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже

через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется

зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе

с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы,

регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд,

Парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся

иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью

Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков,

хотя значение экономических императивов при этом нисколько не

приуменьшается. В начале 90-х годов с окончанием "холодной войны"

радикальным образом изменилась военно-политическая и

экономическая ситуация в мире: исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-

стратегические и экономические позиции России и других республик бывшего

СССР. В новых условиях все чаще проявляются попытки и намерения Западной

Европы, Японии, стран АТР выйти из-под американского зонтика,

канализировать средства на укрепление экономической мощи. Материалы

последних лет свидетельствуют о сравнимости суммарных экономических и

научно-технических потенциалов стран ряда регионов с аналогичными

показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после сравнительно долгого

периода становления интеграции в начале 90-х годов приступил к

политике "резкого форсажа", направленной на углубление и расширение

интеграции. В то же время отмечается стремительный рост экономической

мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии. Активизировалась

деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского экономического

сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода

азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-азиатского

экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в мировой

экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его

предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные

негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного

лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии

интеграционных процессов на своем континенте.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно

распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и

очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом.

Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия

развития и асимметрия интенсивности 1вустороннихторгово-экономических

отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые

державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим

экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к

развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный

партнеры многократно уступают США.

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во

внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады

—20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой

интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте

Франции составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем

лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно

благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в

виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к

аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода

после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно

подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.

Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно

приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как

оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует

отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления

интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны

еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные

сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить

темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться

по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток,

вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют

опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор

северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть

серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности

НАФТА, поскольку прошло не столь много времени, однако уже в

настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран

присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей

перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать

определенные организационные структуры и отработать механизм

сотрудничества.

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет

собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом

(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Попытки

автаркического ведения хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в

разной степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили к

замедлению экономического роста. Объективные причины обусловили активное

развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между

странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие

страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом

процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время

ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.

Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями

о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в

той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС.

3.Формы экономической интеграции

Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)

начинается с 1951 г. В апреле этого года был, подписан договор о

Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран —

Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода

предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения

и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о

создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского

сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с

высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их

экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие

западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени

протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и

задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно

последовательно и успешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно

условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком»

в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,

сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в

ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего

рынка», были:

. постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-

участницами;

. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

. ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей,

капиталов, услуг»;

. разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского

хозяйства;

. создание валютного союза;

. унификация налоговой системы;

. сближение законодательства;

. разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая

структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,

Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка

товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был

создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках

таможенного союза были:

. ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц

. установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

. достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов,

предоставления услуг;

. обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места

жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно

делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления

коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и

финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС

базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой

минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов

ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения рациональных

монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в

экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран

— участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике

открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,

что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества,

создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся

негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису

западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название

«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между

странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция

проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась

на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.