бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Руси XIV-XVII веков

Культура Руси XIV-XVII веков

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.

Реферат по культурологии на тему:

Русская культура XIV – XVII веков.

Выполнил: Плюснин И. Г.

Проверила: Алабердина О. Е.

САРАНСК 1997

Содержание:

1. Введение.

2. Архитектура.

3. Изобразительное искусство.

4. Декоративно прикладное искусство.

С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав

феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная

художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,

новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт

строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные

памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие

было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к

экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель,

вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в

размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в.

начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная

культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси,

проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной

силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение

русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская

Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным

политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой

верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и

соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей

объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники

XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в.

окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и

расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты.

Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм,

искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно

утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные

наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а

заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в

противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти

подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви,

совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают

лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца

XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и

каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские

укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или

на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с

основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в.

стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по

всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к

регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов

наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую

выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных

четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым

обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства

бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных

районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход

представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой

застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2

этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.

В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц,

ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же

церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан,

изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях

фасадов церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам –

«щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более

низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV

в. – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее

мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с

покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее

часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и

пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на

фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка,

рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных

порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх

композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее

интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и

них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в

Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами.

Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия,

построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные

своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными

поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.

В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,

Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на

разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие

новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии

Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу,

образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами,

ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип

четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее

и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с

толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным

от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую

живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.

барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на

ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели

бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.

С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются

первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор

Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к

четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.

Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на

треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На

востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной

улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв.

благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана,

приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов.

Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся

килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и

тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова

монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция

верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы XIV-

начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В

формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло

задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и

монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы,

отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и

каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры

по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.

Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,

соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен

до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан

радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь,

часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем

каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города

окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую

планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и

созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными

центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к

центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая

застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов,

имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью

дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,

следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели

правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще.

Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные

итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях

Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали

декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы –

наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-

Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,

сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.

Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с

огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры

(граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция

дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка

к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора

Московского Кремля, который было предложено строить наподобие

одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского

зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный

пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих

барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по

пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом

несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно

расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного

зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не

только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом

для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка

перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения

привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй

половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-

XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а

размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной

кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми.

Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,

например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими

стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками.

Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.

От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние

– «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками.

Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с

двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки». Их

стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых

рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с

окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных

мастеров – «древоделей», работавших артелями.

Рост Русского государства и национального самосознания после

свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в.

Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные

постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе

динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV

– XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях

ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг

прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом

или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню.

Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в

высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых

«гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную

торжественность

В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого

свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и

позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то

имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников.

Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы,

иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые

монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым

карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало

дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и

епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных

групп на подклетах.

В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и

внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны

привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к

постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых

домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже

сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести

регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием

артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в

Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с

навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских

монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства,

становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее.

Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских

сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности

убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный

силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных

наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает

число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по

трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в

нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто

был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой

верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в.

почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна

обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто

асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы,

междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и

украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась

крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных

зданий, внутренние лестницы вместо наружных.

Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к

компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в

селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных

владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались

стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи

часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.

Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в

Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами

внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над

окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом

содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и

поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли

белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-

Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали

подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в.

ордерные формы выполнялись в белом камне.

В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от

сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от

живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них

ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с

сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и

колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над

крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой

карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором,

живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают

многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество

светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается

живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных

связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно

кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.

В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII

в. определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII

в.: ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный

крупный рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой

Петровым храмовой иконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец

представлен как внимательный наставник и помощник людям. Округлые линии,

нарядная орнаментация отразили воздействие декоративных тенденций

народного творчества.

В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись

долгое время развивалась на домонгольской основе. Художественные

мастерские были сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их

произведения имеют церковный, либо кастовый княжеский характер.

Ростовские иконы XIII-XIV вв. характеризуются просвечивающимися

красками, нежным и теплым колоритом. Большой популярностью пользовались

житийные иконы, в которых ярко выражено литературное повествовательно

начало. С Ярославлем связано несколько выдающихся икон и лицевых

рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и

Глеб», но место ее написание точно не установлено.

В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи

Спасо-Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами,

были первой попыткой обращения к монументальной живописи после

татарского нашествия. Для не очень высоких по качеству тверских икон и

рукописей характерны белесые высветления и декоративные сочетания

белого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская

школа, ранние памятники которой свидетельствуют о тесных ее связях с

Ростовом и Ярославлем.

В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов

возрождается фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря

близ Пскова по стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких.

Новгородские росписи 2-й половины XIV в. более свободны по характеру.

Одни из них исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на

Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными

славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве и Рождества на кладбище и

церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря.

Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные

Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по

одухотворенной патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их

суровой выразительности, исключительной свободе композиции и письма не

имеют себе равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились

фрески угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы,

отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и

оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и

святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной

управлять человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их

темные лики с бегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми

приобретают особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона

одежд, оказывают на зрителя непосредственное и глубокое воздействие.

Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на

Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские мастера,

учившиеся у греков.

Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся

более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в.

выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на

сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов.

Сумрачная выразительность образов святых не псковских иконах

обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека.

На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный

представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах

преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.