|
История государственного управления в Россиигражданской войной и интервенцией, "великой разрухой Московского государства" ПРИЧИНЫ: 1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти.(произвол царской власти). 2.Стремление различных слоёв общества улучшить свое сословное положение (крепостные крестьяне - отмены крепостного права, дворяне - продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.) 3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только "природному царю" (династия Рюриковичей), а не выборному, - что было почвой, питавшей самозванство. Условия, способствовавшие развитию Смуты * борьба боярства за ограничение власти царя * падение нравственности (по мнению современников) * боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления царя Бориса Годунова (1598-1605) * активность казачества * вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России Краткий хронограф Смутного времени 1598 - Пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова. 1601 -1603 - Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в России. 1605 - Смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I. 1606-1610 - Царствование Василия Шуйского. 1606-1607 - Крестьянское восстание под руководством И.Болотникова. 1607 - Начало военных действий Лжедмитрия II. 1609 - Втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польской интервенции. 1610-1613-Свержение Василия Шуйского, "Семибоярщина" до 1613г.. 1611-1612- Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польских интервентов. (Минин и Пожарский). 1613 - Установление династии Романовых земским собором. Последствия смуты. 1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора (за царствование Михаила Романова (1613- 1645) известно 10 созывов Земского собора) 2. Экономическая разруха и обнищание народа 3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - Швеции) 4. Воцарение новой династии Романовых (1613-1917) Расстройство местничества ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства 7. Государственная власть Московского царства в середине 17 века. Выбор путей развития. Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии. Усиление власти царя 1. Ослабление и упразднение сословно-представительных органов власти, ограничивавших власть царя (1653 -Последний Земский собор). 2. Изменение социального состава Боярской думы - введение в нее дворянства и думных дьяков (до 30%), самозабвенно преданных царю. 3. 1682 - Отмена местничества, как факт ослабления позиций боярства. 4. Рост приказной бюрократии - новый опоры царской власти. Основные проблемы политического развития России в конце XVII в. 1.Громозкость и дезорганизованность приказной системы управления страной. 2. Отсутствие единства местного управления (попытка в конце XVII в. привести его к единству введением института воеводства. 3.Падение боеспособности армии: необходимость военной реформы. Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там представительства дворянства. В 1678 — 1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов. 3 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел. Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стремившемся активно вмешиваться в управление государственными делами. Тенденция к усилению самодержавной власти проявилась и в ряде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Так, например, тесть царя И.Д.Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу были подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными территориями. Правительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делилась на 250 уездов, во главе которых стояли воеводы. Во второй половине XVII в. некоторые уезды стали объединять под властью одного воеводы в так называемые разряды: Рязанский, Украинский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 города России получили воеводское управление. В руках воевод, назначаемых правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей. В XVI в. остро встал вопрос о реформировании вооруженных сил России. Падала боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья. Источником жизни для них и их семей были занятия торговой и ремесленной деятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платили государственные налоги со своих торгов и промыслов, что сближало их по интересам с посадским населением городов. Командиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную службу обременительным занятием. Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если в XVI и первой половине XVII в. военная служба все-таки была стимулом для дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма обременительной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены ведению военных действий. Уже в первой половине века в связи с этим началось формирование полков нового строя — рейтарских и драгунских. Они формировались на основе принудительного набора "даточных людей", когда от 100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концу XVII в. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силах России. 8. Реформы государственного аппарата в 1 четверти 18 века. Причины реформ: 1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы. 2. Ослабление международного положения России. Угроза потери независимости. Особенности преобразований в России. 1. Проводились по европейскому образцу (Швеция). 2.Охватили все сферы деятельности и жизни общества. 3. Проходили на базе государственной системы крепостного права.4. Отсутствие системы в проведении реформ. 5. Жесткий курс и быстрый темп реформ. 6. Зависимость внутренней политики от внешней. Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально-экономического и государственного строя России. 22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу (боярство постепенно вымерло). Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться с злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал- ревизор. В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия "чужестранных дел"; 2) Коллегия военных дел; 3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4) Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов); 5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами); 6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллсгия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась "Кабинетом". Произошли изменения в сословиях. Служилые по отечеству распались на дворян (высшее сословие) и однодворцев. Служилые по прибору распались на государственных крестьян и гарнизонные войска (каждый город должен иметь свой гарнизон). Позже однодворцы вошли в состав государственных крестьян. "Табель о рангах" вводила в обиход 14 рангов. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо "породы" и "знатности" основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности. Дворяне отнюдь не всегда были довольны этими мероприятиями правительства. Им не нравились ежегодные смотры, отправка за границу для изучения разного рода наук. Но объективно все эти меры служили усилению дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода "закрепощению" его. Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название - "подлые люди". Проведена реформа крестьянского сословия. Оно распалось на государственных крестьян (однодворцы, часть служилых по прибору, черносошные крестьяне) и крепостное (холопы, дворовые – работали при дворе, крепостные рабочие – при мануфактуре, крестьяне – на земле). В 1724г проведена перепись населения и была введена подушная повинность. После переписи была введена паспортная система. Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе "консилиум"(совет) из местных дворян. В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, кяк введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри ее, так и вне их. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу. 9. Государственная власть в период дворцовых переворотов середины 18 века. 28 января 1725 г. скончался Петр I. В 1722 г. в связи с делом царевича Алексея и ранней смертью сыновей Петра от брака с Екатериной он издал указ, по которому престол должен был наследовать человек, указанный в завещании императора. Петр такого завещания не оставил. С этого момента престол становится объектом борьбы различных придворных группировок, в которой огромную роль играла гвардия. История России с 1725 по 1762 г. ознаменована рядом дворцовых переворотов. Они совершались с необыкновенной легкостью, так как не меняли природы самодержавия. Речь шла о переходе власти от одной дворянской группировки к другой. Борьба за власть не меняла основу организации политической жизни общества. Так, в царствование Екатерины I (1725 — 1727 гг.) и первые месяцы царствования Петра II (1727 — 1730 гг.) во главе государственного управления фактически был Меньшиков. С конца 1727 по февраль 1730 г. власть удерживали представители вельможной аристократии, стоявшие во главе Верховного Тайного совета, заменившего Сенат (Голицын, Долгоруковы). Правление Анны Иоановны (1730 — 1740 гг.) и Иоана Антоновича (1740 — 1741 гг.), правившего при регентстве его матери Анны Леопольдовны, характерны засилием всякого рода иностранных авантюристов. Например, правление Анны называют бироновщиной, по имени герцога Бирона, бывшего при ней фактическим правителем России. Восшествие на престол в ноябре 1741 г. Елизаветы Петровны привело к перевесу при дворе русских дворян. Среди них наиболее видную роль играли фавориты императрицы Разумовские, Шуваловы. Наследником Елизаветы стал ее племянник, сын герцога Голштинского Петр III Федорович (1761 — 1762 гг.). Он был внуком Петра I и Карла XII. Петр III с первых дней начал проводить политику, чуждую русскому дворянству. Это грозило новой бироновщиной. Поэтому в июне 1762 г. гвардия совершила очередной переворот и возвела на престол жену Петра III — Екатерину II. В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении крупных реформ, осуществленных в царствование Петра I (такие реформы будут проведены только Екатериной II). Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность решением текущих вопросов. Ведущее место в политике заняло осуществление ряда мер, направленных на расширение прав и привилегий дворянства. Главный магистрат уничтожается, а губернские и городовые магистраты подчиняются воеводам. Облегчается служба дворян, им разрешается заводить мануфактуры. 10. Реформы государственного управления во второй половине 18 века. После смерти Петра Первого в стране были созданы органы, ограничивающие власть государя. С 1725 – 1730 – верховный тайный совет; С 1730 – 1740 – кабинет министров; С 1740 – 1762 – конференция при высочайшем дворе. Во второй половине 18 века проведена областная реформа – 1775г. Суть – губернии составлялись, исходя из численности податного населения. В губернии 300 – 400 тыс жителей, для уезда – 20 – 30 тыс. Многие села и слободы были превращены в уездные города. Порядок управления губернией и городом: Во главе стоял губернатор, создавалась казенная палата, которой руководил вице-губернатор (вопросы финансов и промышленности). Создавался гражданский и уголовный суд, который осуществлял надзор за низшими судами губернии. Был создан верхнеземский суд для дворян, губернский магистрат – для горожан; верхняя расправа – суд над государственными крестьянами. Совестный суд – суд над малолетними и умалишенными. Создан приказ общественного презрения, он управлял школами, больницами, тюрьмами. Постепенно все коллегии закрылись и были заменены губернским правлением. Городское население делилось на именитых граждан (банкиры, гор. интеллегенция – они освобождались от телесных наказаний) и мещан (ремесленники, городские старожилы и домовладельцы). В городах была создана шестигласная Дума как постоянный исполнительный орган; она состояла из городской главы и шестигласных. Они ведали текущим управлением города. Была создана общая городская Дума. Она избирала членов шестигласной Думы. Губернские магистраты выполняли судебную и административную функции. 11.Система государственной власти в 1 четверти 19 века. В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г был образован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно- административного органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9 департаментов. Святейший сенод управлялся обер- прокурором, который выбирался из числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное подчинение духовной власти светской. С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции, внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорского двора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во главе был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось на департаменты во главе с директором департамента. Департамент делился на отделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы во главе со столоначальником. В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгое подчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственен только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом. Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов, военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии. 12. Укрепление государственного аппарата во 2-ой четверти 19в. Во 2-ой четверти 19 века с 25 – 55гг правит Николай I. За время его правления возрастает роль собственного Его Императорского Величества. 1. Канцелярия делится на следующие отделения: 1-ое отделение готовило бумаги для императора и рассматривало почту на его имя, следило за исполнением по ним распоряжений Императора. Существовало с 1812г. 2-ое отделение занималось кодификацией законов (объединением законов). Существовало с 1826г. 3-е - высшая полиция. Она следила за политическим настроем в обществе. Страна была поделена на 8 округов во главе с жандармами. Существовало с 1826г. 4-ое – управляло учебными, воспитательными, благотворительными учреждениями (Ведомство Императрицы Марии). Существовало с 1826г. 5-ое – Временное отделение – занималось реформированием деревни. Существовало с 1835г. 6-ое – Временное – управляло территорией Закавказья. Существовало с 1843г. 2. Укрепление сословий. В 1832г был издан указ об ограничении проникновения с среду дворянства буржуазных элементов. Для них была создана новая сословная категория почетных граждан двух степеней: - потомственные почетные граждане 1 степени (дети дворян, дети церковнослужителей, получивших образование, крупные предприниматели, купцы 1 гильдии, ученые и художники) - личные почетные граждане 2-ой степени (низшие чиновники, лица, окончившие вузы, дети церковников без образования). Зарождающаяся буржуазия или предприниматели были поставлены в сословные рамки. 1845г – указ, который ограничивал приобретение дворянства через выслугу. 13. Реформы 60-70-х годов 19 века. Развитие системы местного самоуправления. 1) Земская реформа январь 1864 года Земства учереждались как волостные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по принципу имущественного ценза – по куриям. Существовало три курии: 1.Земледельческая (все землевладельцы уезда, владевшие землей от 200 до 800 десятин или недвижимой собственностью). 2.Городская (входили собственники городских промышленностей и торговых заведений с оборотом не ниже 6 000 рублей в год). 3.Сельские крестьянские общества. Здесь выборы – многоступенчатые. Общества выбирают представителей на волостных сходах, а они – выборщиков для участия в уездном съезде. Выбранные в земства назывались гласные. Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы – собрания гласных, они заседали раз в год. Исполнительные – земские управы, они состояли из председателя и нескольких членов управления. Выборы в земства проводились раз в три года. В ведомство земств входило местное хозяйство, распределение государственных податей, назначение местных сборов, устройство благотворительных учреждений, здравоохранение и народное образование. Ограничения в деятельности земств. 1.Не было создано центрального органа земского управления. 2.В земствах запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся к их компетенции. Ограничивалась публичная деятельность земств: земские журналы и доклады проходили через цензуру. 3.Не дозволялось общаться между собой различным корпорациям земских губерний. 2) Июль 1870 года – городская реформа. В городах создавались волостные органы общественного управления, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |